Научная статья на тему 'Обусловленность стремления студентов вуза к саморазвитию психологическими особенностями возраста юности, связанными с выстраиванием своей «Я-концепции»'

Обусловленность стремления студентов вуза к саморазвитию психологическими особенностями возраста юности, связанными с выстраиванием своей «Я-концепции» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / SELF-CONCEPT / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / PSYCHOLOGICAL FEATURES / PREADULT AGE / "Я-КОНЦЕПЦИЯ" / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Оплетин А.А.

In the modern era in the period of transition from the classic to the neoclassic type of science educational problems of its past and future have become relevant. The strategy of modernization of the Soviet educational system presupposes creating optimal conditions for human creative self-development. The goal of harmonious development of individual under the present conditions can be achieved only based on the system realization of the pedagogical principle of individual approach. The purpose of the study was to make a theoretical analysis of the detection of the need for self-development among boys, based on the principle of psychological features of developmental age. The literature analysis on the quoted problem revealed sensitivity of this period for personality development with the displayed self-awareness as an active force for direct personal participation in the process. Psychologists indicate to actualized self-motive power at this age with a big potential for self-awareness, self-appraisal, social self-determination as a sociomoral, independent, free personality, capable of forming the self-concept without assistance. As marked by the scientists, the basis of the pupil's self-developing activity self-motive force expressed in the activity with small social experience of youth can be spontaneous, taking away the personality from the realities of social life. With its big value, activity in self-formation as a personality can be negative for development of the personality self-concept. So the early preadult age requires various types of activity and psychological-pedagogical support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обусловленность стремления студентов вуза к саморазвитию психологическими особенностями возраста юности, связанными с выстраиванием своей «Я-концепции»»

УДК: 796.01:159.9

ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

стремления студентов вуза к саморазвитию психологическими особенностями возраста юности, связанными с выстраиванием своей «Я-концепции»

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Оплетин

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь

DEPENDENCE OF NEED FOR SELF-DEVELOPMENT AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF YOUTH AGE OF UNIVERSITY STUDENTS ASSOCIATED WITH FORMATION OF THEIR SELF-CONCEPT

A.A. Opletin, associate professor, Ph.D.

Perm national research polytechnic university, Perm

Key words: personality, self-development, self-concept, psychological features, preadult age. In the modern era - in the period of transition from the classic to the neo-classic type of science - educational problems of its past and future have become relevant. The strategy of modernization of the Soviet educational system presupposes creating optimal conditions for human creative self-development. The goal of harmonious development of individual under the present conditions can be achieved only based on the system realization of the pedagogical principle of individual approach. The purpose of the study was to make a theoretical analysis of the detection of the need for self-development among boys, based on the principle of psychological features of developmental age. The literature analysis on the quoted problem revealed sensitivity of this period for personality development with the displayed self-awareness as an active force for direct personal participation in the process. Psychologists indicate to actualized self-motive power at this age with a big potential for self-awareness, self-appraisal, social self-determination as a sociomoral, independent, free personality, capable of forming the self-concept without assistance. As marked by the scientists, the basis of the pupil's self-developing activity - self-motive force -expressed in the activity with small social experience of youth can be spontaneous, taking away the personality from the realities of social life. With its big value, activity in self-formation as a personality can be negative for development of the personality self-concept. So the early preadult age requires various types of activity and psychological-pedagogical support.

Ключевые слова: личность, саморазвитие, «<Я-концепция», психологические особенности, юношеский возраст.

Введение. В современную эпоху - в период перехода от классического к неоклассическому типу науки - проблемы образования, его настоящего и будущего становятся весьма актуальными. Стратегия модернизации отечественной системы образования предполагает создание оптимальных условий для творческого саморазвития человека. Достижение цели гармонического развития индивидуальности в современных условиях возможно лишь на основе системной реализации педагогического принципа индивидуального подхода.

Цель исследования - провести теоретический анализ выявления стремления молодых людей к саморазвитию, основанному на проявлении психологических особенностей возрастного развития.

Результаты исследования и их обсуждение. Обращение к психологическим особенностям личности даёт возможность выявить стержневые изменения в её саморазвитии (В. А. Крутецкий, Р. С. Немов, А. В. Петровский, К. К. Платонов и др.).

В литературе четко прослеживается позиция, утверждающая, что важнейшим психологическим процессом юношеского возраста является становление самосознания личности и устойчивого образа «Я» (Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. А. Крутец-кий, Н. С. Лейтес, Р. С. Немов и др.). Проявление «Я» человеком как представителем своей личной целостности - это сложное многосистемное и многоуровневое явление. «Личность, её индивидуальность и самость, - считает Н. Б. Крылова, - это такие взаимосвязанные, взаимоорганизующиеся и самосовершенствующиеся открытые системы, которые обладают в высшей степени гибкой способностью накапливать опыт самодвижения и самоадаптации и функционально его использовать» [11].

В частности, И. С. Кон утверждает, что формирование сознания составляет квинтэссенцию

и главный итог переходящего юношеского возраста [9, с. 59]. Не рассматривая глубоко эту проблему в данном понимании, отметим лишь, что при наличии разных подходов к проблеме самосознания нам близка идея К. Н. Вентцеля, психологическая теория которого выделяет три стороны самосознания: познавательную, эмоциональную и волевую. Все три стороны являются важными предпосылками рассмотрения саморазвития в юношеском возрастном периоде развития личности [5].

Именно в этот период развития личность начинает выделять свое «Я» в качестве объекта самопознания и самосовершенствования. Рост самосознания связан с формированием ключевых свойств личности - волей, моральными представлениями и чувствами, формированием идеалов. Это обусловлено возрастной особенностью личности, когда возникает потребность осознать себя и свои возможности в период вхождения в социум. Для этого возраста представление о неповторимости, исключительности «Я» - результат дальнейшего развития представлений у юноши о самом себе, который начался в предшествующий, подростковый, период развития и в юношеском возрасте сложился в целостный процесс. По мнению И. С. Кона, интерес к собственному «Я» у юношей определяется процессами физического созревания и социального становления личности. С одной стороны, идут биологические процессы, почти завершено физиологическое созревание человека, выстраивается устойчивый сексуальный настрой половой идентичности. С другой - формируется самосознание личности, связанное с образом собственного «Я». Характерно развитие рефлексивного мышления, позволяющего погружаться в себя, открывая в себе целый мир чувств, ощущений, отношений. Собственное «Я» выходит на новый качественный уровень своего самосознания и отношения с миром. По мнению И. С. Кона, свойства индивида формируются раньше, чем свойства личности. Психологи утверждают, что в этот период возрастного развития у субъекта существенно меняется образ восприятия, повышается уровень избирательности, на новый этап выходит рефлексия [10].

Психологи отмечают, что в силу малого социального опыта и растущей потребности в самоутверждении у юношей возникает потребность в самопознании и самоопределении, в усилении фокусирования на своем собственном «Я», в повышенной способности к рефлексии. Становление образа «Я» идет по линии целостного представления о себе (Л. С. Выготский). Это и отношение к самому себе, выражающееся во взаимосвязанных компонентах: познавательном, эмоциональном и поведенческом. Юношеское самопознание в результате становится психосоциальной идентичностью. Доминантное внимание к себе и к своему месту в мире актуализирует самостоятельность личности, то есть идет переход от системы определенного управления личностью извне к стремлению самому активно вмешиваться в этот процесс. В юношеском возрасте, благодаря росту самосознания, волевой сфе-

ры, размышлению о смысле жизни, актуализации самоопределения, начинает проявляться забота о гармонии с окружающим миром, с самим собой, юноша в полной мере становится субъектом своего развития [6].

В литературе имеются данные, что самовоспитание, на основании которого возникает самосознание и выстраивается «Я-концепция», в юношеский период становления личности базируется на личных представлениях о том, что' для личности является наиболее важным, чем ориентации на внешние стандарты [3]. Это положительное явление при отсутствии педагогической поддержки и помощи может вылиться в неадекватную самооценку. Однако, как считают психологи, это не всегда отрицательное явление для саморазвивающейся личности. В частности, К. А. Абульханова-Славская утверждает, что личность не должна жестко фиксировать свое внимание на адекватности своей самооценки, она в процессе саморазвития должна искать как можно больше проекций видения себя в разных ситуациях, чтобы не пропадало проблемное отношение к себе [1]. Исследования психологов подтверждают, что именно в этот период становления личности идет как бы «примерка» к себе различных взглядов и интересов (Л. С. Выготский, Р. С. Немов, В. Е. Смирнов и др.). И это не расходится с мнением Л. С. Выготского о формировании в этом возрасте целостного представления человека о себе самом, так как оно складывается из различных «примериваний» себя к другим стандартам и в результате выбора рождается сконцентрированное личностное представление своего «Я» [6].

А. В. Мудрик считает, что в этом возрастном периоде развития большинство задумываются над смыслом жизни [14]. Смысл собственного бытия, отмечает А. С. Белкин, - постоянный предмет длительных личностных раздумий. И главный побудитель этих помыслов - стремление к самоусовершенствованию, к познанию сущности человеческих отношений [2]. Интегрирование разных процессов: самопознания, самопредставления, подражания -не просто рождает определенную целостность «Я-концепции», но и стимулирует активность в этом направлении, стремясь к самосовершенствованию и самоопределению как в личном, так и в социальном плане. Психологи характеризуют это явление как тенденцию к прогрессивному развитию самосознания (А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина, Б. С. Круглов, А. М. Прихожан, Т. В. Снегирева и др.). Так, И. В. Дубровина утверждает, что для этого переходного к взрослости периода развития характерно не просто получение стихийной информации о себе, а идет преобладание процесса «исследование себя» через общение с окружающим миром [17]. И. С. Кон считает, что это ведет к формированию такого свойства, как чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства [8]. Этапы развития идентичности, охарактеризованные И. С. Коном, представляют интегратив-ную деятельность саморазвития, что, по мнению Л. Н. Куликовой, дает возможность в этом возрасте

программировать уровень процесса саморазвития личности [12].

В переходном периоде развития, для которого характерна мучительная переоценка ценностей, идет отказ от многих стереотипов. К основным новообразованиям юношеского возраста следует отнести особенности рефлексии, которая в это время заметно активизируется. В процессе рефлексии обеспечивается более глубокое самопознание, активизируется саморегулирующая система, что дает юноше ощущение своей автономности, самости, но в то же время его «Я-идеальное», «Я-реальное» взаимодействует и с «Я и другие». Это помогает увидеть себя в сложном зеркальном отражении (О. С. Газман, Н. Б. Крылова). Многообразие функций, которые выполняет рефлексия, позволяет личности строить свою «Я-концепцию», адекватную ситуации. Она играет огромную регулятивную роль в сложных процессах самостроения личности. Психологи и философы тесно увязывают саморазвитие личности с поведением. В возрасте юности это имеет значение для самоутверждения в группе, именно там происходит коррекция своего «Я-образа». Однако именно в этом возрасте человек входит в более широкое понятие социума, то есть включается в общество и ищет там свое место. Идет социализация «Я-образа», корректируется «Я-концепция».

На процесс самостроения личности и формирования «Я-концепции» в этот период возрастного развития серьезное влияние оказывает потребность самоутверждения в любви. Это связано со сложными внутренними переживаниями и оказывает стимулирующее действие на развитие стремления к самосовершенствованию. А. С. Кон отмечает: «Каждый индивид обладает какими-то природными половыми потенциями, но «сценарий» его сексуального поведения, то, как и кого он будет любить, определяется всей совокупностью условий, сформировавших его личность» [9]. В своей книге «Возрастная педагогика» А. С. Белкин [2, с. 166-168] дает типологию юношей, рассматривающих вопросы любви. Приведенная автором классификация является, по его мнению, относительной, раскрывает неоднородность молодежных ориентаций в сложной и многофакторной области человеческих отношений. Это имеет прямое отношение и к проблеме саморазвития личности как поиска своей позиции в этом нерешенном вопросе жизни.

В юношеском возрасте, с наступлением физиологической зрелости, не всегда проявляется психологическая и социальная зрелость. Комплекс этих необходимых свойств требует довольно высокого уровня воспитания, что важно учитывать в процессе оказания коррекционной помощи личности в процессе ее самостроения и саморазвития.

Важное значение для возраста юношей в процессе формирования ими «Я-образа» имеет самооценка. В зарубежной литературе есть данные об установлении взаимозависимости уровня самооценки и ее способности к самостроению личности. На эти данные ссылается И. С. Кон: «Самооценка в возрасте юности весьма скачкообразно динамич-

на: от резко завышенной к заниженной, это один из стимулов стремления к самосовершенствованию». Смена уровня самооценки существенно влияет на формирование «Я-концепции». Несовпадение реального и социального «Я» - вполне нормальное, по мнению автора, явление, стимулирующее рост самосознания как предпосылки для самовоспитания [9].

Однако уверенность в возросшей в этом возрасте самостоятельности и стремлении стать субъектом собственного преобразования в определенной направленности должна быть мотивирована, иначе саморазвитие может идти стихийно, нецеленаправленно. Л. И. Божович утверждает, что потребность реально включиться в процесс направленного саморазвития наибольшую устойчивость приобретает тогда, когда обладание этим стремлением войдет в систему ценностей субъекта, то есть будет опосредовано самыми высокими формами его мотивации. Стремление к саморазвитию должно иметь собственную мотивирующую силу и выразиться в устойчивой иерархии мотивирующей среды человека [4, с. 171-179].

Следует отметить еще одну важную особенность юношеского возраста - конфликтное развитие «Я-концепции». Юношеский возраст не менее труден, чем подростковый. В этом возрасте также возникают нежелательные состояния тревожности, депрессии, что нередко проявляется в застенчивости, неуверенности, появляется комплекс вины и неполноценности, агрессивность по отношению к сверстникам в определенных нестандартных ситуациях; юноши тяжело переживают возникшую в этих ситуациях самоизоляцию. Часто наблюдается ригидность в трудных жизненных ситуациях, как и у подростков, возникает гипертрофированная потребность во внимании и одобрении со стороны окружающих, значимых для них взрослых, неуверенность при выборе жизненной перспективы, целей и ценностей.

Это, несомненно, отражается на процессе формирования у юношей их «Я-концепции» и нередко носит характер протеста против социально-экономических трудностей, что влечет за собой возникновение различного рода неформальных групп, таких негативных явлений, как алкоголизм и наркомания. В этом случае стремление к саморазвитию и самостроению своей личности может принимать уродливые формы.

Всё это подчеркивает противоречивый характер проявления психологических особенностей возраста ранней юности. В качестве немаловажного фактора для характеристики конфликтности юношеского возраста, которое явно влияет на процесс саморазвития, выступают отношения личности к себе как личной собственности, которая неприкосновенна для других. На это указывается в работах И. С. Кона, В. А. Крутецкого, Р. С. Немова и др.

Кризис юности связан с выработкой мировоззрения, что пробуждает потребность в самостроении своей личности. Это обусловлено и сменой социальной ситуации: освобождение от родительской

опеки, углубление отношений со сверстниками, гражданское созревание, обогащение, а иногда и смена ценностных ориентаций, насущность решения проблемы профессионального самоопределения. Устойчивое внимание юношей к своему внутреннему миру в определенной степени детерминирует процессы индивидуализации личности. В этом плане в юношеском возрасте актуализируется проблема самоконтроля. Психологические особенности личности в период юности выступают как важные предпосылки переориентации сознания с внешнего контроля на самоконтроль, что усиливает процесс рефлексии на основе своего «Я». В результате идёт интенсивное развитие самооценки, стремление к самоинформированию, самопознанию и самостроению своей личности. Для саморазвития в период юности характерна самоактуализация с представлением «Я»-настоящего и «Я»-будущего. Юноша не останавливается на характере пассивного самоприятия этих представлений. В настоящее время юношеское саморазвитие характеризуется мощным «прорывом» к самотренировкам, самокоррекции, самоорганизации, самодостраиванию себя в желаемом направлении. Идёт процесс осознания и активной самокоррекции своей «Я-концепции» как важного фактора, обусловливающего самоопределение и самоутверждение личности при выходе в широкий спектр социума.

В литературе последних лет в аспекте концепции саморазвития личности активно разрабатывается психолого-педагогическая теория развития «Я-концепции». Проблема рассматривается учеными с разных сторон в зависимости от целей и задач их исследования. Прежде всего обращается внимание на изучение отдельных факторов, формирующих «Я-концепцию» в области общения и деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Петровский и др.). Усиливается внимание к «Я-личности» человека при осмысливании себя и своего места в мире (К. А. Абульханова-Славская, В. И. Андреев, О. С. Газман, А. В. Мудрик, В. С. Мухина и др.). Придается серьезное значение такому важному компоненту «Я-концепции», как самооценка (И. С. Кон, Ю. М. Орлов, Е. В. Савонько, В. Г. Степанов и др.). Выявляются закономерности становления «Я-концепции» личности (И. С. Кон, Ю. М. Орлов, А. Г. Спиркина, В. Г. Степанов, И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова, Я. Ядов и др.). Проблема развития «Я-концепции» представлена и в зарубежной литературе (Р. Бернс, С. Гордон, А. Мас-лоу, К. Роджерси др.). По определению И. С. Кона, в основе «Я-концепции» лежит образ собственного «Я», который выступает как установка по отношению к самому себе [10]. В литературе понятие «Я-концепции» определяется как более или менее устойчивая система представлений человека о самом себе, о способах взаимодействия с этих позиций с другими людьми и окружающей средой. Это продукт самосознания, выступающий как самостоятельное образование (К. А. Абульханова-Славская, А. И. Андреев, И. С. Кон, А. Н. Крылов, Ч. Кули, А. М. Прихожан, К. Г. Селевко и др.). «Я-концепция»,

по В. Я. Пилиповскому, - это динамическая система представлений человека о самом себе. В нее входит осознание своих физических, интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, собственно самооценка и субъективное восприятие внешних факторов. «Я-концепция» определяет общее самочувствие и жизненную позицию человека [15]. «Образ "Я"» в концепции характеризуется целостностью, определяет степень обоснованности, динамичности, независимости, открытости, устремленности в будущее (И. С. Кон, А. Н. Крылов). При анализе литературы особое внимание мы обратили на утверждение ученых о том, что сфера неосознаваемого принимает участие в формировании «Я-концепции» личности. Некоторые ученые фиксируют внимание на том, что человек в процессе развития и формирования «Я-концепции» не все знает о себе самом, осознаваемом в реальности (Хейзель Мариус и Пола Нирис). Авторы отмечают, что изменение знаний о себе обусловлено тем, какое представление активизировано в зависимости от влияния внешней среды, а какое - самой личностью. Это дает основание полагать, что «Я-концепция» изменяется и формируется посредством влияния внешней среды не только через осознание себя, но и посредством развития своих внутренних личностных сил, не всегда осознаваемых. Такой подход предполагает возможность включения личности в процесс саморазвития не только через осознание и представления себя в новом качестве посредством убеждения, но и через переживание переходных состояний в это новое качество, формируемое через самовнушение, самоощущение, самочувствие. Это дает основание полагать, что через неосознаваемое в психике можно стимулировать психическую активность юноши, создавая установку личностного саморазвития. Данный подход по отношению к «Я-концепции» согласуется с утверждением, по определению которого в основе «Я-концепции» лежит образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе. Это подтверждается заявлением Р. Бернса, который рассматривает «Я-концепцию», с одной стороны, как массив знаний и представлений о себе, а с другой -как совокупность установок о себе [3].

Основу внутреннего саморегулирующего механизма при этом представляют три интегральных качества: потребность, направленность и «Я-концепция» [16, с. 10]. «Я-концепция» в возрасте ранней юности по существу только складывается в целостность. Она характеризуется в особой степени «незавершенностью, открытостью, устремленностью в будущее» (А. Н. Крылов). Этот образ «Я» - порождающая модель, задающая перспективы саморазвития личности. Обусловленные возрастными психологическими особенностями развития ведущие компоненты «Я-концепции» неустойчивы. Когнитивная составляющая убеждения - не совсем обоснована. Эмоциональная составляющая во многом характеризуется аффективностью к своим убеждениям, формируя соответствующую самооценку. Поведенческая составляющая, как правило, обусловлена

образом «Я» и самооценкой. Самооценка в данном аспекте, по утверждению психологов, является важным целостным компонентом «для определения личностью своего места в жизни, выбора жизненной позиции» (К. А. Абульханова-Славская). По И. С. Кону, вопросы жизненной позиции в этом возрасте тесно связаны с проблемами социального самоопределения [10], что делает «Я-концепцию» юноши основой построения себя как личности.

«Я-концепция» - явление сложное. По мнению Н. Б. Крыловой, в него входят парные группы: «Я-идеальное»-«Я-реальное» и «Я-нормативное»-«Я-другодоминантное». Первая пара реализуется в процессах социализации, вторая - персонализа-ции, что важно для формирования личной индивидуализации. А в центре их воображаемого действует механизм самоопределения как отправная точка сознательного и неосознаваемого соотношения между собой всех «Я» личности [11].

Стремление к самостоятельному самостроению своей «Я-концепции» основано на проявлении преобразующей силы активности в этом возрасте.

H. С. Лейтес замечает, что в эти годы происходит не всегда привлекающая к себе внимание, но огромная внутренняя работа, которая преобразует активность личности [13]. Потребность реально включиться в процесс целенаправленного саморазвития наибольшую устойчивость приобретает тогда, когда обладание этим стремлением войдет в систему ценностей субъекта, т. е. будет опосредовано самыми высокими формами его мотивации.

Выводы. Анализ литературы по проблеме выявления стремления юношей к саморазвитию, основанного на демонстрации психологических особенностей возрастного развития, показал сен-ситивность этого периода для личностного роста с проявлением осознания себя как активной силы для непосредственного личного участия в процессе. Психологи указывают на актуализацию самодвижущей силы в этом возрасте, представляющей значимый потенциал для самоосознания, самооценки, самоопределения себя в обществе как социально-нравственной, независимой, свободной личности, способной самостоятельно выстраивать свою «Я-концепцию». Ученые отмечают, что основа саморазвивающей деятельности учащихся - самодвижущая сила, выражающаяся в активности при наличии малого социального опыта юношества, может проявиться стихийно, уводя личность от реалий жизни общества. Будучи наиболее значимой, активность в самостроении себя как личности может стать отрицательно направленной в выстраивании личностной «Я-концепции». В силу этих причин возраст ранней юности нуждается в различных видах деятельности, в психолого-педагогической поддержке, способной оказать помощь в выборе содержательной направленности, в проявлении активности в процессе самостроения жизненной позиции и формирования своей «Я-концепции».

Литература

I. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А.

Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Белкин А.С. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики) / А.С. Белкин. - Екатеринбург: Сократ, 1995. - 151 с.

3. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание: [пер. с англ.] / Р. Бернс- М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

4. Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека / Л.И. Божович // Проблемы общей, возрастной и пед. психологии. - М., 1978. - С. 168-178.

5. Вентцель К. Общий очерк теории свободного воспитания / К. Вентцель, Е.Н. Шиянов. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева. - М., 2003.

6. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.

7. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.

8. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

9. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.

10. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

11. Крылова Н.Б. Культура саморазвития личности / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования. - М., 1995. - Вып. 2.

12. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова. - Хабаровск: изд-во ХГПУ, 1997. - 313 с.

13. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лей-тес. - М.: Педагогика, 1971. - 279 с.

14. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Му-дрик. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 368 с.

15. Пилиповский В.Я. Вступительная статья / В.Я. Пилиповский // Р. Бернс. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М., 1986. -С.5-24.

16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Нар. образование, 1998. -255 с.

References

1. Abul'khanova-Slavskaya, K.A. Life strategy / K.A. Abul'khanova-Slavskaya. - Moscow: Mysl', 1991. -299 P. (In Russian)

2. Belkin, A.S. Childhood psychology (The fundamentals of developmental pedagogics) / A.S Belkin. - Yekaterinburg: Sokrat, 1995. - 151 P. (In Russian)

3. Burns, R. Self-concept development and education: [Transl. from Engl.] / R. Burns. - Moscow: Progress, 1986. - 420 P. (In Russian)

4. Bozhovich, L.I. On development of affective-need human sphere / L.I. Bozhovich // Problems of general, age and teaching psychology. - Moscow, 1978. - P. 168-178. (In Russian)

5. Ventsel', K. The outline of the theory of free education / K. Ventsel'// E.N. Shiyanov. Russian humanistic pedagogics: formation and development / E.N. Shiyanov, N.B. Romaeva. - Moscow, 2003. (In Russian)

6. Vygotsky, L.S. Educational psychology / L.S. Vygotsky. - Moscow: Pedagogika, 1991. - 479 P. (In Russian)

7. Dubrovina, I.V. Workbook of school psychologist / Ed. by

1.V. Dubrovina. - Moscow: Prosveschenie, 1991. - 303 P. (In Russian)

8. Kon, I.S. In search for personal identity: personality and its self-consciousness / I.S. Kon. - Moscow: Politizdat, 1984. - 335 P. (In Russian)

9. Kon, I.S. Psychology of early preadult age: teacher's book / I.S. Kon. - Moscow: Prosveschenie, 1989. - 254 P. (In Russian)

10. Kon, I.S. Psychology of preadult age: Problems of Formation. / I.S. Kon - Moscow: Prosveschenie, 1979. - 175 P. (In Russian)

11. Krylova, N.B. The culture of personality self-development / N.B. Krylova // Novye tsennosti obrazovaniya. - Moscow, 1995. - Iss.

2. (In Russian)

12. Kulikova, L.N. The issues of personality self-development/ L.N. Kulikova. - Khabarovsk: Publ. h-se of KhSPU, 1997. - 313 P. (In Russian)

13. Leytes, N.S. Mental abilities and age / N.S. Leytes. - Moscow: Pedagogika, 1971. - 279 P. (In Russian)

14. Mudrik, A.V. The introduction to social pedagogics / A.V. Mudrik. -Moscow: Int-te of pract. psychology, 1997. - 368 P. (In Russian)

15. Pilipovsky, V.Ya. Introductory article / V.Ya. Pilipovsky // R. Burns Self-concept development and education. - Moscow, 1986. - P. 5-24. (In Russian)

16. Selevko, G.K. Modern educational technologies: study guide / G.K. Selevko. - Moscow: Nar. Obrazovanie, 1998. - 255 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

e-mail: opletin.a@yandex.ru

Поступила в редакцию 13.07.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.