Научная статья на тему 'ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ'

ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / ТАРИФЫ / ИНФРАСТРУКТУРА / АЛКОГОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимиров П.А.

Данная статья посвящена рассмотрению причин государственного регулирования цен. Как известно, цены в рыночной экономике регулируются субъектами рынка самостоятельно - на основе баланса спроса и предложения. Однако, существуют ситуации, когда рынок не способен обеспечить баланс интересов своих субъектов. Государство вмешивается в рыночный процесс ценообразования в случае, если рынок является естественно-монопольным, а также в иных случаях, если необходимо защитить общественные интересы, которые будут рассмотрены в данной статье.This article deals with the causes of state regulation of prices. As you know, the price in a market economy governed by market participants alone - based on the balance of supply and demand. However, there are situations where the market is not able to balance the interests of his subjects. The government intervenes in the market price formation process in the case, if the market is a natural monopoly, as well as in other cases where necessary to protect the public interest, which will be discussed in this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ»

ребенка основана на обеспечении защиты целостности семьи, беременных женщин, рожениц и матерей с малолетними детьми. Таким образом, детям, наиболее зависящим от других и тем самим наиболее уязвимым, обеспечены минимальные права и забота. Соответственно прямая забота касается непосредственно самого ребенка, и он сам является предметом норм его защищающих.

Права детей в вооруженных конфликтах нужно рассматривать в контексте прав семьи, так как счастье ребенка зависит в большой степени от благополучия и надлежащей защиты семьи как целостности. Детям и их семьям международное гуманитарное право обеспечивает особые гарантии и право на безопасность и защиту.

Для повышения эффективности взаимодействия и сотрудничества международных межправительственных и неправительственных организаций по постконфликтной реабилитации детей необходимо разработать и принять Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка 1989 г., предусматривающий медицинские, психологические и социальные вопросы реабилитации детей, вовлеченных в вооруженные конфликты. Данный международно-правовой документ, учитывая действующие международные акты в области защиты детей, реалии современного дня и проблемы реинтеграции в общество детей, принимавших участие в вооруженных столкновениях, должен предусматривать обеспечение широкого участия всех категорий затронутых конфликтом детей в программах реинтеграции в долгосрочной перспективе, с приоритетным вниманием к разработке практических подходов на субрегиональном и региональном уровнях.

УДК 346.61

Владимиров П.А. студент 3 курса юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Россия, г. Москва ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению причин государственного регулирования цен. Как известно, цены в рыночной экономике регулируются субъектами рынка самостоятельно - на основе баланса спроса и предложения. Однако, существуют ситуации, когда рынок не способен обеспечить баланс интересов своих субъектов. Государство вмешивается в рыночный процесс ценообразования в случае, если рынок является естественно-монопольным, а также в иных случаях, если необходимо защитить общественные интересы, которые будут рассмотрены в данной статье.

Ключевые слова: Ценообразование; Естественные монополии; конкуренция; тарифы; инфраструктура; алкоголь.

Annotation. This article deals with the causes of state regulation ofprices. As you know, the price in a market economy governed by market participants alone -based on the balance of supply and demand. However, there are situations where the market is not able to balance the interests of his subjects. The government intervenes in the market price formation process in the case, if the market is a natural monopoly, as well as in other cases where necessary to protect the public interest, which will be discussed in this article.

Keywords: Pricing; Natural monopolies; competition; tariffs; infrastructure; alcohol.

Российская федерация - государство с рыночной системой экономики, экономическая политика которого направлена на либерализацию цен1, поэтому, по общему правилу, цены формируются участниками рынка самостоятельно. Однако существуют исключения из данного правила - в определенных случаях государство оставляет за собой право вмешиваться в процесс рыночного ценообразования.

Рыночное ценообразование - это свободное ценообразование, при котором цена товара формируется самостоятельными участниками открытого и конкурентного рынка на основе ценообразующих факторов: спроса, предложения и конкуренции.

Спрос традиционно является ограничителем роста цены - он показывает максимально возможную цену товара, которую потребители способны за него заплатить. Предложение - это индикатор затрат (издержек) производителя товара, а именно себестоимости товара, минимального уровня экономически обоснованных затрат на производство товара, ниже которых цена не может быть определена (если это не predatory pricing -монопольно низкие цены (демпинг)). Конкуренция есть диапазон, в котором должна располагаться цена, т.е. фактически это диапазон, в котором складывается баланс интересов покупателей и продавцов.

Регулируемое ценообразование - это регулируемое государством ценообразование, при котором цена товара устанавливается уполномоченными на то органами исполнительной власти (и) или органами местного самоуправления2, т.е. искусственным путем.

Все сферы, подпадающие под государственное регулирование, рассматривать нецелесообразно, поэтому я рассмотрю лишь те, ценовое регулирование которых осуществляет Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти:

1) Основу регулирования составляют услуги, оказываемые субъектами естественных монополий: услуги по передаче электрической энергии, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, транспортировка нефти и

1 Указ Президента РФ № 221 от 28.02.1995

2 Абз. 2 ч. 1 ст. 424 ГК РФ

нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, услуги по перевозке пассажиров, грузов, почты и багажа на железнодорожном транспорте, услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах.

Естественно-монопольная сфера - это инфраструктурная сфера, на которой строится весь дальнейший "каркас" народного хозяйства. Доля формирования ВВП России субъектами естественных монополий, по оценкам некоторых экспертов, достигает 15%3.

Ценовая политика субъектов естественных монополий характеризуется как политика ценовой неустойчивости, т.е. как склонность субъектов естественных монополий к рентоориентированному поведению вопреки интересам общества.

Однако естественно-монопольные сферы отличаются отсутствием конкуренции, благодаря чему субъекты естественных монополий, обладая доминирующим положением на товарном рынке, имеют возможность устанавливать монопольно высокие цены в рамках соответствующего товарного рынка.

Поэтому, с целью предотвращения установления монопольно высоких цен, а также осознавая высокую общественную значимость естественно-монопольных сфер, государство вмешивается в ценообразование товаров, произведенных субъектами естественных монополий.

2) Протезно-ортопедические изделия, а также лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - перечень ЖВНЛП). Граждане РФ имеют неотъемлемое конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь4. Россия - социальное государство, поэтому соответствующему праву граждан РФ корреспондируется обязанность государства создать механизм, позволяющий гарантировать реализацию данного права. Таким образом, государственное регулирование ценообразования на протезно-ортопедические изделия и лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП позволяет поддерживать цены на перечисленные товары доступными для реализации гражданами своих социальных прав.

3) Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции, а также вино и игристое вино (шампанское). В сфере производства и продажи алкогольной продукции нередки случаи нарушения законодательства, когда хозяйствующие субъекты производят (торгуют) алкогольной продукцией ненадлежащего качества, сделанной из не пищевого этилового спирта или на основе иных суррогатов. Затраты же на качественное сырье существенно выше, отчего производители (торговцы) суррогатом могут находиться в более выгодном положении в сравнении с добросовестными участниками рынка. Для того,

3 "Естественные монополии в экономике России: проблемы, противоречия, первые итоги". Экономический журнал НИУ ВШЭ, №4, 2010, Малинникова Е.В.

4 Ст.41 Конституции РФ_

чтобы лишить производителей алкогольной продукции стимула к производству как более дешевой продукции, государство регулирует ценообразование в данного отраслевого рынка, определяя минимально возможную цену за определенный объем алкогольной продукции. Данное ценовое регулирование имеет своей целью обеспечение конкурентоспособности легального производства алкоголя.

Таким образом, государственное регулирование ценообразования может быть обусловлено следующими факторами:

1) Отсутствием конкуренции;

2) Социальными обязательствами государства;

3) Поддержанием легальной и добросовестной конкуренции.

Использованные источники:

1."Правовое обеспечение развития конкуренции: Учебное пособие" (Варламова А.Н.) ("Статут", 2010) // СПС КонсультантПлюс

2.Липсиц И.В., "Ценообразование: учебно-практическое пособие" - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 399 с. - (учебники ГУ ВШЭ).

3.Малинникова Е.В. "Естественные монополии в экономике России: проблемы, противоречия, первые итоги."// ЭЖ ВПШ. 1998. Т. 2. № 4.

4.Метелева Ю.А., "Правовое регулирование ценообразования в сфере естественных монополий" // Журнал российского права, 2006, N 10

5.Richard A. Posner, "Natural Monopoly and Its Régulation ," 21 Stanford Law Review 548 (1968).

УДК 323.283

Данилюк А.Л. магистрант

Уральский институт управления - филиал РАНХиГС

Россия, г. Екатеринбург МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРИМИЗМ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА Аннотация. В статье рассматриваются такая категория, как молодёжный экстремизм. Процесс развития информационно-коммуникационных систем обостряет проблемы информационного экстремизма, значительно затрудняет процесс противодействия экстремизму в глобальной сети Интернет.

Ключевые слова. Экстремизм, молодежный экстремизм, молодежь, противодействию экстремизму, информационный экстремизм, социальные сети

Danilyuk A. L.

The Ural Institute of Management - branch RANEPA

undergraduate Russia, Ekaterinburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.