ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА
УДК 799.31 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-3-3-11
ОБУЧЕННОСТЬ ДЕВУШЕК СТРЕЛЬБЕ (ГТО) В УНИВЕРСИТЕТЕ
О.В. Артебякина, Н.Ю. Мищенко, В.А. Громов, И.Ф. Черкасов
Представлены результаты исследований по повышению результативности в выполнении упражнения по пулевой стрельбе (ВФСК ГТО). Проанализировано состояние стрелковой подготовленности студентов по выполнению нормативов ГТО с учетом гендерных различий. Проведен анализ структуры ошибок при стрельбе среди студентов-девушек и выявлены причины низких показателей выполнения упражнения.
Ключевые слова: пулевая стрельба, университет, нормативы ВФСК ГТО, студенты, девушки, продуктивность.
SHOOTING TRAINING FOR GIRLS (RLD) AT THE UNIVERSITY
Artebyakina O.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, deputy director of institute, artebyakinaov@cspu. ru, Russia, Chelyabinsk, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Mishchenko N. Y., candidate of pedagogical sciences, associate professor, camp048@ mail.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture, Gromov V.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, gromovva@ cspu.ru, Russia, Chelyabinsk, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Cherkasov I.F., candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department, cherkasovif@cspu. ru, Russia, Chelyabinsk, South Ural State Humanitarian Pedagogical University
The results of research on improving performance in performing bullet shooting exercises (ARPCSC RLD) are presented. The state of students' shooting preparedness in meeting RLD standards has been analyzed, taking into account gender differences. An analysis of the structure of errors when shooting among female students was carried out and the reasons for the low performance of the exercise were identified.
Key words: bullet shooting, university, ARPCSC RLD, students, girls, productivity.
Артебякина Ольга Викторовна, канд. пед. наук, доц., зам. директора института, artebyakшaov@ cspu.ru, Россия, Челябинск, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Мищенко Наталья Юрьевна, канд. пед. наук, доц., camp048@mail.ru, Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры,
Громов Виктор Александрович, канд. пед. наук, доц., gromovva@cspu.т, Россия, Челябинск, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Черкасов Иван Федорович, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, cherkasovif@cspu.т, Россия, Челябинск, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Образование в России предусматривает всестороннее развитие личности. Ежегодно значительная часть студентов университетов принимает участие в выполнении нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО (ВФСК ГТО). Успешное выполнение физических упражнений из комплекса ВФСК ГТО очевидно связано с тем, что часть их содержания активно используется при проведении учебной деятельности и освоении содержания программ по блоку дисциплин «Физиче-
ская культура» в образовательных учреждениях [2, 3, 6]. Однако есть умения по выполнению физических упражнений из перечня комплекса ГТО, которые не везде включены в рабочие программы блока дисциплин «Физическая культура».
В последние годы по отдельным физическим упражнениям ВФСК ГТО студенты университетов показывают низкие результаты, в том числе и в практической пулевой стрельбе из пневматической винтовки (ПСПВ) [1]. В публикациях преподаватели, инструкторы, ученые, эксперты признают важность направленной подготовки в любой стрелковой дисциплине, особенно в практической ее части, и заявляют о чертах закономерного характера. Сформулировать и отразить взгляды, а также дока -зать продуктивность возможно только в процессе педагогического моделирования. При наличии материальной базы в университете возможно включение в блок «Физическая культура» элективной дисциплины по обучению ПСПВ (ВФСК ГТО).
В университетах в практической работе просматривается сложность выявления закономерностей, связанных с проблемами одновременного развития и массовости, и результативности. На массовость в обучении практической стрельбе на занятиях в прикладных видах пулевой стрельбы активно влияют следующие факторы: материальная база и оборудование, ограниченность во времени, уровень дисциплины, недостаточность методических разработок и др. Необходимость разработки алгоритмов решения проблемы повышения эффективности просматривается давно. Однако на текущий момент методики обучения не обоснованы и редко внедряются в практику.
Цель исследования - выявить причины низких показателей выполнения упражнения по пулевой стрельбе ВФСК ГТО в университете и установить пути совершенствования в условиях массовости реализации образования.
Задачи исследования:
- проанализировать состояние стрелковой подготовленности по выполнению ВФСК ГТО с учетом гендерных различий;
- провести анализ структуры ошибок в ПСПВ среди студентов -девушек;
- определить пути преодоления отставания в ПСПВ у девушек в
вузе.
Гипотеза: идентификация причинных связей отставания стрельбы ВФСК ГТО у девушек позволит корректно определить пути повышения результативности.
Методика и организация исследования. Вопросы повышения производительности в ПСПВ (ВФСК ГТО) ранее рассматривались учеными и специалистами. Предлагались подготовительные занятия, упраж -
нения на координацию, тренажерные комплексы и др. [5]. Указанные поисковые эксперименты внесли свой вклад в решение этих вопросов. Следует отметить, что упор делался на добровольное участие в таких тре -нировках студентов, которые изъявляли желание пройти тестирование. Учитывая сегодняшние реалии (в том числе и события на Украине), обращаем внимание на малый процент активности в ПСПВ (ВФСК ГТО). Поэтому было решено выбрать вариант, состоящий из двух этапов:
1) всеобщее и массовое обучение в ПСПВ (в рамках конкретной совокупности учреждения, на одном из факультетов);
2) предоставление студентам повторного выбора возможности пройти тестирование ВФСК ГТО после получения результата подготовительных тренировок по ПСПВ.
Позиция «всеобщее и массовое обучение» тесно перекликается с целями и задачами, которые были поставлены Президентом России по внедрению ВФСК ГТО. Использование переноса прогрессивных методик обучения в спорте на массовое освоение студентами практических умений ПСПВ (ВФСК ГТО) в отдельных случаях позволяет повысить результативность. Именно соревнования являются главным средством контроля и агитации ВФСК ГТО [8]. Проведенные испытания в 2022/23 уч. г. в центрах тестирования ВФСК ГТО наглядно показали, что студенты университетов выполняют требования нормативов, но неравномерно. Оценка результативности проводилась по протоколам соревнований. Выявлялись такие показатели, как стремление студентов к участию в выполнении упражнения ПСПВ (ВФСК ГТО), продуктивность выполнения нормативов.
Впоследствии были проведены исследования в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете в масштабе факультета среди девушек в количестве 214 человек. Проведено анкетирование по вопросам подготовки и реализации мероприятий по участию в выполнении норматива ПСПВ (ВФСК ГТО). Выявлены основные ошибки соревновательной деятельности, рассмотрены возможные направления педагогического воздействия.
В исследовании использовались общепринятые методы: наблюдение, опрос, анкетирование, эксперимент, видеофиксация, анализ результатов, статистическая обработка.
Результаты исследования и их обсуждение. Изучение результатов, зафиксированных на соревнованиях в центрах тестирования ВФСК ГТО, показало, что зачастую студенты уклоняются от возможности выполнить упражнение по пулевой стрельбе из пневматической винтовки. Также можно наблюдать, что применение электронных тренажеров облегчило проведение мероприятий, но уменьшило количество участников в ПСПВ. Учитывая показатели в ПСПВ в тестировании в центрах ВФСК ГТО, следует отметить их значительное снижение по отношению к другим нормативам ВФСК ГТО (рис. 1).
70
60
50
40
30
20
10
■57 2
42.8
11.6 ■
5.1
Участие
Стрельба Девушки
Выполнили
18.1
12.5
■
Участие
Стрельба Юноши
Выполнили
Рис. 1. Соотношение результативности в стрельбе ВФСК ГТО, %
В ПСПВ среди юношей приняли участие только 18,1 %. Из них 12,5 % выполнили норматив и преодолели минимальную планку в 15 очков из 50 возможных. У девушек показатель выглядит еще слабее: пожелали участвовать только 11,6 %, а преодолели планку минимума 5,1 %. Настораживает тот факт, что эти мероприятия были массовые и речь шла о достаточно большом количестве человек. В процентном отношении такой уровень подготовки не удовлетворяет специалистов. Однако в анализе не учитывались участники стрельбы на электронных тренажерах.
К опросу и анкетированию привлекли 214 девушек. По результатам опроса выявили, что многие девушки-студентки «просто боятся» стрелять, так как ранее не сталкивались с этим упражнением, в школе не было воз -можности практики в ПСПВ или тренажера, а также тренеров. На основе данных опроса и анкетирования была предпринята попытка детализации исследуемой проблемы (рис. 2).
Установлено, что практику имели в ПСПВ только 12,1 % студентов от всех опрошенных, а на электронном тренажере - 12,2 %. Выявлено, что именно по этой причине часть студентов-девушек уклонилась от участия в выполнении упражнений в ПСПВ. Примечательно, что из 12,2 % девушек, прошедших участие на электронном тренажере, только 5,3 % стали участниками практической пулевой стрельбы. Также стоит отметить, что увеличился процент отсутствия практики в стрельбе до 7 % в 2023 году по отношению к 2018 году [4], то есть в образовательных учреждениях работа по ПСПВ (ВФСК ГТО) имеет тенденцию к снижению.
0
□ Нет практики
□ ПСПВ (1-3 раза)
□ ПСПВ (более 3 раз)
□ ЭСПВ (1-3 раза)
□ ЭСПВ (более 3 раз)
Рис. 2. Пропорции отставленных воздействий в стрельбе ВФСК ГТО, %: ПСПВ - пулевая стрельба из пневматической винтовки;
ЭСПВ - электронная стрельба из пневматической винтовки
С точки зрения реализации задач и целей по внедрению комплекса ВФСК ГТО в массы, где декларируется готовность к труду и обороне по ПСПВ, отмечается недостаточная эффективность. Это подтверждается в дальнейшем при проведении испытаний 214 студенток. Процесс выполнения норматива ПСПВ (ВФСК ГТО) фиксировался в процессе видеосъемки с целью последующего вычленения ошибок. Результаты практической проверки представлены в таблице.
Нарушения в выполнении ПСПВ (ВФСК ГТО) у девушек (n=214)
Ошибки при реализации действий Кол-во % Место
1. Выполнение подготовительных специальных стрелковых упражнений перед ПСПВ 64 16,2 1
2. Подготовка зрения к выполнению ПСПВ 19 8,9 8
3. Поиск и обнаружение цели, внесение поправок 26 12,2 6
4. Осмотр и поправки винтовки до и после выстрела 20 9,4 10
5. Рекреационные действия до и после выстрела 20 9,4 9
6. Надежность в расположение тела и оружия в ПСПВ (ВФСК ГТО) 27 8,1 13
7. Моторика движений тела и координация пальцев 17 12,7 7
8. Дробное дыхание при реализации этапа выстрела 28 13,3 4
2.3
Окончание
Ошибки при реализации действий Кол-во % Место
9. «Плавный спуск» и контроль при производстве выстрела 55 14,2 2
10 Управление устойчивостью внимания 30 12,2 5
11. Управление мышечной «дрожью» при выстреле 19 9,0 11
12. Регулировка состояния зрения при утомлении 18 8,6 12
13 Наблюдение за опытными стрелками и оценка действий 30 13,8 3
14. Выполнение мер безопасности 17 7,7 14
Всего (возможны несколько ошибок у одного обследуемого) 326 156,7 -
Примечание: ПСПВ - пулевая стрельба из пневматической винтовки.
Значительное количество неверных, ошибочных движений и действий на всех этапах отразилось на результативности. Только 8,1 % выполнили норматив ВФСК ГТО и преодолели барьер в 15 очков. Этот показатель оказался выше на 3 %, чем на соревнованиях вне эксперимента. Предположительно сказалось волнение и скоротечность процесса в центрах тестирования. В эксперименте, в отличие от выполнения пулевой стрельбы в центре (ВФСК ГТО), было дано время на адаптацию к обстановке и учитывалось то, что студентки были хорошо знакомы друг с другом. Однако такой результат не может считаться удовлетворительным, так как 178 девушек норматив не выполнили. Вывод может быть только один - нужна практическая спортивная стрелковая подготовка, пусть даже кратковре -менная. Вопросы: «Сколько надо выделить тренировок для достаточности освоения основных требований ПСПВ в условиях массовости?», «Какие формы организации и методы педагогического воздействия?» - требуют доработки.
Из таблицы видно, что значительное количество ошибок соверша -ются в процессе фазы стрельбы: «плавный спуск» - 55 чел., дробное дыхание при выстреле - 28 чел., управление мышечной дрожью - 19 чел. Учитывая опасность вмешательства в процесс фазы стрельбы, невозможно исправить ошибки, которые существенно влияют на результативность стрельбы. Важно понять, что попытки принимать нормативы ПСПВ без подготовки обречены на низкую продуктивность. Оппоненты могут возразить, что это несложный норматив. Тогда следует задать им встречный вопрос: «Почему остальные нормативы из перечня ВФСК ГТО, тоже несложные, входят в рабочие программы блока дисциплин «Физическая культура», а обучение ПСПВ не входит?». В результатах наблюдается явный спад продуктивности. Проявился сложный комплекс влияния на
ПСПВ эффекта несформированных навыков и нарушения в последова-тельности действий.
Преподаватель должен определить, какими средствами и методами физической культуры и в какой форме организации можно провести обучение ПСПВ. Грамотно реализуемая техника выполнения ПСПВ позволит значительно повысить эффективность в обучении. ПСПВ также требует развития следующих качеств: уравновешенности, уверенности и координации. Такое качество, как координация в реализации меткости, является интегральным продуктом. Она полностью зависима от рациональной ком -бинации эффективных движений. Упражнения на координацию дают возможность повысить функциональные возможности занимающихся [7]. Наверное, не будет ошибочным утверждение о том, что работа должна начинаться с определения группы ошибок и на основании этого должны формироваться группы обучающихся со сходными отклонениями. Для каждой категории и группы стрелков подбираются специфические средства и методы, которые повысят качество обучения по ПСПВ. Разработан -ные алгоритмы действий всех операций, этапов, периодов, укомплектованные в модули, а затем в блоки, направляют в контролируемое русло по преодолению недостатков в условиях массового обучения.
Программированное обучение в составе групп и алгоритмизация нарушают условия «чистоты» индивидуализации. Однако повышается уровень охвата, то есть решается главный вопрос максимального вовлечения молодежи в участие в национальной программе. В то же время в целом объем подготовительного учебного материала к занятию и требуемое время на обучение резко сокращается. Создание условий поэтапного раз -дельного подхода к освоению ПСПВ позволит сосредоточить основные усилия на преодолении конкретных ошибочных движений на базе тренировочного эффекта автоматизма и групповой рефлексии. Групповой подход к выявлению типичных ошибок в стрельбе более удобен для подго -товки именно к массовым мероприятиям по ПСПВ (ВФСК ГТО).
Заключение. Комплекс ГТО определен государственной программой и обязывает к поиску путей решения поставленных задач. Выявление основных ошибок соревновательной деятельности в ПСПВ станет платформой в разработке и подборе инструментов воздействия: средств, методов, форм обучения, а также сокращения сроков внедрения ВФСК ГТО. Последовательная и продуманная реализация возможностей по выполне -нию ПСПВ (ВФСК ГТО), использование духа состязательности и групповой рефлексии значительно повысит интерес к подготовительным заня-тиям у студентов-девушек. Доступность и прозрачность по содержанию учебного материала в виде алгоритмов в подготовительных занятиях по ПСПВ создаст условия для улучшения показателей.
Список литературы
1. Зуева В.С., Севостьянова Н.А. Студент-спортсмен как участник учебного процесса // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: сб. материалов 11-й Всерос. науч.-практ. конф. с дистанцион. и междунар. участием. Ульяновск: Изд-во «Зебра», 2023. С. 374-377.
2. Кочетова А.А. Физическая культура в укреплении базовых ценностей // Педагогика. Психология. Филология. Культура: на пути к совер -шенствованию: сб. материалов III Всерос. науч. -практ. конф. Ростов-н/Д: Профпресслит, 2023. С. 22-23.
3. Москвитина П.А., Камалова Л.И., Бук В.В. Факторы социальной активности в обучении // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: сб. материалов 11 -й Всерос. науч.-практ. конф. с дистанцион. и междунар. участием. Ульяновск: Изд-во «Зебра», 2023. С. 292296.
4. Оптимизация процесса обучения пулевой стрельбе студентов для выполнения норм Всероссийского комплекса ГТО / В.А. Громов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2018. № 6. С. 36-38.
5. Прикладная физическая культура в университете для транспортников / И.Ф. Черкасов [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2023. Вып. 3. С. 58-65.
6. Сюзева Д.И. Потребность студентов в физической культуре // Интеграция мировой науки и техники: новые концепции и парадигмы: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь: Изд-во «Параграф», 2023. С. 295-297.
7. Тушков И.И. Самовоспитание студента в физической культуре // Педагогика. Психология. Филология. Культура: на пути к совершенство -ванию: сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. Ростов-н/Д: Профпресслит, 2023. С. 39-40.
8. Янтимирова С.М., Тасмухамедова А.С., Шарипова Р.А. Приятие студентами форм организации физической культуры // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: сб. материалов 11 -й Всерос. науч.-практ. конф. с дистанцион. и междунар. участием. Улья -новск: Изд-во «Зебра», 2023. С. 452-457.
References
1. Zueva V.S., Sevost'yanova N.A. Student-sportsmen kak uchastnik uchebnogo processa [Student-athlete as a participant in the educational process] // Category of "social" in modern pedagogy and psychology: collection. materials of the 11th All-Russian. scientific-practical conf. from remote and international participation. Ulyanovsk: Zebra Publishing House, 2023. P. 374-377.
2. Kochetova A.A. Fizicheskaya kul'tura v ukreplenii bazovyh cennostej [Physical culture in strengthening basic values] // Pedagogy. Psychology. Philology. Culture: on the
path to improvement: collection. materials III All-Russian. scientific-practical conf. Rostov-n/D: Profpresslit, 2023. P. 22-23.
3. Moskvitina P.A., Kamalova L.I., Buk V.V. Faktory social'noj aktivnosti v obuche-nii [Factors of social activity in teaching] // Category of "social" in modern pedagogy and psychology: collection of articles. materials of the 11th All-Russian. scientific-practical conf. from remote and international participation. Ulyanovsk: Zebra Publishing House, 2023. P. 292-296.
4. Optimizaciya processa obucheniya pulevoj strel'be studentov dlya vypolneniya norm Vserossijskogo kompleksa GTO [Optimization of the process of teaching students bullet shooting to meet the standards of the All-Russian GTO complex] / V.A. Gromov [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2018. No. 6. P. 36-38.
5. Prikladnaya fizicheskaya kul'tura v universitete dlya transportnikov [Applied physical education at the university for transport workers] / I.F. Cherkasov [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2023. Iss. 3. P. 58-65.
6. Syuzeva D.I. Potrebnost' studentov v fizicheskoj kul'ture [The need of students for physical culture] // Integration of world science and technology: new concepts and paradigms: collection. materials II Int. scientific-practical conf. Stavropol: Publishing house "Paragraph", 2023. P. 295-297.
7. Tushkov I.I. Samovospitanie studenta v fizicheskoj kul'ture [Priyatie studentami form organizacii fizicheskoj kul'tury] // Pedagogy. Psychology. Philology. Culture: on the path to improvement: collection. materials III All-Russian. scientific-practical conf. Rostov-n/D: Profpresslit, 2023. P. 39-40.
8. Yantimirova S.M., Tasmuhamedova A.S., Sharipova R.A. Priyatie studentami form organizacii fizicheskoj kul'tury [Acceptance by students of forms of organization of physical culture] // Category of "social" in modern pedagogy and psychology: collection. materials of the 11th All-Russian. scientific-practical conf. from remote and international participation. Ulyanovsk: Zebra Publishing House, 2023. P. 452-457.