Научная статья на тему 'Обучение юридической профессии в россии и США: к вопросу об универсальных основаниях'

Обучение юридической профессии в россии и США: к вопросу об универсальных основаниях Текст научной статьи по специальности «Общественные науки в целом»

CC BY
505
170
Поделиться
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБ-РАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ЮРИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по общественным наукам, автор научной работы — Давыдова М. Л.

В статье автор размышляет о различиях, существующих между российской и американской традициями профессионального юридического образования, и приходит к выводу о том, что, несмотря на специфические формы, методы, технологии обучения юриста, определяющие черты юридической профессии всегда задают конечную цель этого обучения – формирование профессионального юридического мышления.

Текст научной работы на тему «Обучение юридической профессии в россии и США: к вопросу об универсальных основаниях»

иь'е

гое

сравнительно-правовые исследования

обучение юридической профессии в россии и сша:

к вопросу об универсальных основаниях

Давыдова М.Л. д.ю.н., зав. кафедрой конституционного и муниципального права

Волгоградского государственного университета

Синопсис: В статье автор размышляет о различиях, существующих между

российской и американской традициями профессионального юридического образования, и приходит к выводу о том, что, несмотря на специфические формы, методы, технологии обучения юриста, определяющие черты юридической профессии всегда задают конечную цель этого обучения - формирование профессионального юридического мышления.

Ключевые слова: Юридическая профессия, профессиональное юридическое образование, обучение юриста, профессиональное юридическое мышление.

Я: - Что Вы подразумеваете, говоря «профессиональные навыки юриста»? Перечислите:

мы должны научить студентов писать, говорить...

Арнольд М. Вейнер, адвокат, Юридический офис Арнольда М. Вейнера, Балтимор, Мериленд:

- Нет. Только думать.

Из личной беседы

Принято считать, что технологии обучения юристов в разных странах совершенно различны. Существует обилие формальных критериев для сравнения образовательных систем (сроки обучения, общий объем учебных часов, наименование специализации, номенклатура учебных дисциплин, формы и методы педагогического контроля и т.п.1). Как правило, многие из таких формальных различий2 указывают на отличие содержательное: западно-европейские и российские вузы нацелены на фундаментальную теоретическую подготовку специалистов, а американская система юридического образования ориентирована на практическое применение права3. Причины подобного расхождения, вне всякого сомнения, коренятся в особенностях национальных правовых систем, требующих от юриста реализации тех или иных специфических профессиональных навыков.

Открытым при этом остается вопрос о наличии общих, универсальных черт юридической профессии и, соответственно, профессионального обучения юриста в странах, принадлежащих к разным правовым семьям.

Методологическое значение имеет здесь понимание самой юридической профессии. Не секрет, что деятельность юриста неоднородна по субъектному составу, сферам приложения, правовым режимам осуществления, что дает иногда исследователям основания для сомнений в правомерности существования самого понятия «юридическая профессия» как отражающего некий внутренне единый феномен.

В научной литературе в качестве признаков данной профессии выделяют: а) сущность, заключающуюся в обеспечении механизма правового регулирования; б) содержание - в виде профессиональных действий, как правило, влекущих юридические последствия; в) предмет профессиональной деятельности, которым является поведение людей; г) цель - установление режима законности, обеспечение устойчивого правопорядка; д) средства юридического труда, чем выступают нормативные и индивидуальные правовые предписания, иной инструментарий юридической техники; е) специфические способы осуществления профессиональных действий, образующие юридическую технологию; ж) формы профессиональной деятельности, подразделяемые на внешние (принимаемые юристами документы) и внутренние (процессуальные)4.

Нетрудно заметить, что в подобной интерпретации понятие юридической профессии приобретает описательный характер и сводится к перечислению отдельных элементов или признаков, не объединенных каким-либо системным качеством. Действительно, очень существенны различия в деятельности юристов в сферах правотворчества и правоприменения; серьезно дифференцированы по содержанию, целям и способам многие специальности юридической профессии; совершенно различны по целевой направленности действия юристов, функционирующих в сферах частного и публичного права. Например, признак особой социальной ответственности юриста за свою деятельность5 или утверждение о том, что целью любой юридической деятельности является повсеместное установление закон-

ности, можно рассматривать лишь как пожелание ко всем представителям этой профессии, хотя бы потому что в сфере частного права приоритетное значение имеет защита частного интереса (безусловно, интерес этот должен быть защищен законными средствами, но сам он при этом может не согласовываться с интересами общественными или государственными).

Еще больше различий обнаруживается при обращении к вопросу об особенностях юридической профессии в странах, принадлежащих к различным правовым семьям. Так, если в США юридическая профессия унифицирована, что создает горизонтальную мобильность между ее ветвями6, то во Франции, наоборот, вообще нет понятия «юридическая профессия», которое объединяло бы всех юристов. Каждая категория юристов (адвокаты, нотариусы, судьи и т.д.) образует здесь свою профессию с соответствующей процедурой лицензирования, системой подготовки новых членов, этическими нормами, дисциплинарной ответственностью, поэтому применительно к французскому праву правильнее говорить о разных юридических профессиях7.

Конкретное число специальностей юридической профессии - тоже предмет отдельной дискуссии. Так, К.Осакве говорит всего о восьми ветвях, образующих структуру юридической профессии (включая специальности научного исследователя и преподавателя права)8, и наоборот, ТВ.Кашанина замечает, что перечень видов профессий всегда останется открытым, т.к. специализация юридической деятельности будет возрастать в связи с усложнением общественной жизни9.

Тем не менее, можно констатировать, что признаки, характерные для любой юридической специальности и претендующие на роль системных качеств профессии юриста, все-таки существуют. По нашему мнению, их два.

Первым и наиболее значимым является наличие профессионального юридического мышления. Как представляется, суть юридического обра-

1 Левитан К.М. Юридическая педагогика. М., 2011. С. 155.

2 Подробную сравнительную характеристику систем юридического образования Рос-

сии, США, Франции и Германии дает К.Осакве (Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части. М., 2002. С. 113-124).

3 Левитан К.М. Сравнительно-педагогический анализ содержания профессиональной подготовки юристов в российских и зарубежных вузах // Российское юридическое образование в условиях интеграции в европейское и мировое образовательное пространство: Материалы Всероссийской учебно-методической конференции (г.Екатеринбург, 18-19 декабря 2003 г.). Екатеринбург, 2004. С. 37.

4 Соколов Н.Я. Профессиональная культура юристов и законность. — М.: Проспект,

2011. — С. 49-63.

5 Там же. С. 56.

6 Осакве К. Указ. соч. С. 125.

7 Там же. С. 128-129.

8 Там же. С. 125.

9 Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2007. С. 84.

зования заключается, в первую очередь, не в передаче определенного количества информации, воспринимаемой субъектом, а в формировании у него особого способа восприятия этой информации. В качестве основного средства профессионального мышления юриста выступает юридическая конструкция, благодаря которой каждое понятие, категория, правовое явление рассматривается как сложное структурное образование, состоящее из набора юридически значимых элементов или признаков10. По меткому замечанию Н.М.Коркунова, «основной прием юридической конструкции заключается в том, что отношения юридические, существующие между людьми, объективируются, рассматриваются как самостоятельные существа, возникающие, изменяющиеся в течение своего существования и, наконец, прекращающиеся»11. Конструкции являются основной, но не единственной категорией, в специфике профессионального юридического мышления.

Помимо этого, мышление юриста характеризуется наличием определенной парадигмы, задающей базовые установки сознания - правовые аксиомы. Именно юридическое обучение обеспечивает усвоение важнейших ценностей, признаваемых в рамках юридической парадигмы безусловными истинами и служащих идейной основой профессионального мышления. Многие из этих истин известны еще со времен римского права (Ius est ars boni et aequi - Право есть искусство добра и справедливости; Lex est quod populus iubet atque constituit - Закон есть то, что народ приказывает и устанавливает; Qui suo iure utitur, neminen laedit - Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьих интересов; Audiatur et altera pars - Пусть будет выслушана и другая сторона; Cuius commodum, eius periculum - Чья выгода, того и риск; Ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat - Истец должен доказать свой иск; Um nulla est obligatio - Обязательство исполнить невозможное ничтожно; Iura novit curia - Суд знает законы; Manifestum non eget probatione - Очевидное не нуждается в доказательствах). Далеко не всегда подобные положения выглядят бесспорными, с точки зрения обыденного сознания, но для профессионального сознания они составляют основу «системы координат». Срабатывает «эффект парадигмы»: то, что совершенно очевидно для приверженцев одной парадигмы, может быть скрыто от тех, кто придерживается иной12. «Глубоко укоренившиеся в нас ментальные модели определённым образом организуют наше восприятие мира... Это нечто вроде встроенных в наши глаза и мозг фильтров»13.

Итак, именно наличие профессионального мышления, по нашему мнению, делает юриста юристом, и именно вырабатывание такого мышления в процессе юридического обучения обусловливает внутреннюю готовность выпускника к профессиональной деятельности, что, однако, еще не гарантирует его практическую способность к ее осуществлению. Кроме внутреннего основания принадлежности к профессии (юридического мышления), необходимо и внешнее основание, а именно владение практическими приемами и способами профессиональной деятельности - юридической техникой.

Юридическая техника - это, в первую очередь, профессиональный инструментарий, умения и навыки, позволяющие практически применять юридические знания14. Владение ею, как принято считать, это - грамотность юриста, которая лежит в основе его профессионализма и выступает гарантией профессионального успеха. Навыки составления документов, интерпретации юридических текстов, аргументации своей правовой позиции необходимы любому юристу, независимо от конкретной специальности и сферы деятельности. И именно такие навыки должны, в первую очередь, отрабатываться в процессе обучения.

Не секрет, что американская система юридического образования в гораздо большей степени ориентирована на формирование подобных профессиональных компетенций, чем российская. Целый ряд курсов, изучаемых американскими студентами, имеет ярко выраженную технико-юридическую направленность. вот лишь некоторые примеры учебников: «Процесс юридического исследования»15, «Юридическое исследование и цитирование»16, «Проектирование закона в двух словах»17, «Читать как юрист: времясберегающие стратегии экспертного чтения закона»18, «Письмо и анализ в праве»19, «Академическое юридическое письмо»20, «Где находится право: введение в перспективное юридическое исследование»21. Независимо от того, имеют ли подобные курсы общеправовую направленность или ориентированы на конкретные отраслевые вопросы (например, «Техники налогового исследования»22), они представляют собой практические руководства, как правило, снабженные упражнениями и другими материалами, помогающими ос-

10 Давыдова М.Л. Юридическая техника: проблемы теории и методологии. Волгоград, 2009. — С. 153.

11 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. 2-е изд. СПб, 2004. — С. 427.

12 Баркер Дж. Парадигмы мышления: Как увидеть новое и преуспеть в меняющемся мире / Пер. с англ. Т.Гутман. М., 2007. С. 74-75.

13 О'Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Пер. с англ. 2-е изд. М., 2008. С. 82.

14 Давыдова М.Л. Указ. соч. С. 127.

15 Schmedemann D. A., The Process of Legal Research / by Deborah A. Schmedemann, Matthew P. Downs, Ann I. Bateson, Susan L. Catterall, Christina L. Kunz. N.Y.: Aspen Publishers, 2005.

16 Teply L. L. Legal Research and Citation. St.Paul: West Group, 1999.

17 Haggard T. R. Legal Drafting in a nutshell. St.Paul: West Publishing Co., 1996.

18 McKinney R. A. Reading like a lawyer: time-saving strategies for reading law like an expert. Durham: Carolina Academic Press. 2005.

19 Shapo H. S. е.а. Writing and Analysis in the law / by Helene S. Shapo, Marlin R. Walter, Elizabeth Fajans. N.Y.: Foundation Press, 2003.

20 Volokh E., Kozinski A. Academic Legal Writing: law review articles, student notes, seminar papers, and getting on law review / by Eugene Volokh with foreword by judge Alex Kozinski. N.Y.: Foundation Press, 2005.

21 Armstrong J.D.S., Knott C. A. Where the Law is: an introduction to advanced legal research. 2007.

22 Gardner R. L. е.а. Tax Research Techniques / by Robert L. Gardner, Dave N. Stewart,

воить и отработать соответствующие профессиональные компетенции.

В России подобные практические пособия и справочники традиционно издаются с расчетом на действующих юристов23, хотя в последние годы стало появляться все больше пособий, обеспечивающих вузовские учебные курсы24. В настоящее время процесс внедрения в учебный цикл технико-юридической составляющей активизировался в связи с переходом на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, призванный усилить практическую ориентированность профессионального образования. В частности, в нем закрепляется перечень общекультурных и профессиональных компетенций, конкретных практических навыков, которыми должен обладать выпускник. Изменяется соотношение количества часов, отводимых на лекционные и семинарские занятия в пользу последних (60-70%), устанавливается обязательный минимум часов, отводимых на активные и интерактивные формы проведения занятий (20%). Особое внимание уделяется связям образовательного процесса со сферой юридической практики: формированию профилей обучения на основе запросов работодателей, привлечению руководителей организаций-работодателей к преподавательской деятельности и к контролю знаний студентов.

Все эти тенденции прекрасно согласуются с происходящим в течение последнего десятилетия подъемом интереса к юридической технике. С одной стороны, она привлекает внимание исследователей как актуальное и практически значимое научное направление. С другой стороны, ее роль как учебной дисциплины, необходимой для формирования профессиональных навыков юриста, осознана в настоящее время большинством специалистов25.

И дело здесь не в моде и не в последствиях глобализации, привносящей в правовую систему зарубежный опыт. Дело в объективной необходимости повышения качества профессиональной подготовки юристов, которое невозможно обеспечить без усиления технико-юридической составляющей. По большому счету формирование практических навыков юридической деятельности - это путь к профессиональному мышлению. оторванное от практических навыков теоретическое обучение оказывается слишком абстрактным для достижения основной цели. Не случайно юридические конструкции рассматриваются в науке одновременно и как мыслительные структуры, и как средства юридической техники. Доктринальная и практическая стороны этого явления неразрывно связаны. Недостаточно понимать, что такое юридические конструкции или знать основные конструкции, закрепленные в действующем законодательстве. Необходимо уметь обнаружить конструкцию в правовом тексте, соотнести идеальную модель с конкретной жизненной ситуацией. Важно, чтобы мысленная операция юридического конструирования вошла в сознание на уровне автоматизма, когда, образно говоря, человек выглядывает в окно и даже там видит юридические конструкции. Став частью сознания, конструкции начинают работать на всех уровнях существования права. Только тогда их можно

рассматривать как логико-мыслительные средства разрешения задач юридической практики26. И только в этом случае можно говорить о достаточном профессионализме юриста, о том, что он в полной мере владеет средствами юридической техники.

Фактически, российская и американская системы юридического образования, существенно различаясь по формам и методам реализации, преследуют одну и ту же конечную цель - формирование профессионального мышления обучаемых. Идут же они к этой цели противоположными путями.

Американская система приходит к достижению поставленной цели индуктивным путем: от частного к общему, от выработки конкретных профессиональных навыков к осознанию обучаемым смысла профессии, усвоению сути профессиональной деятельности. Российская система использует дедуктивную логику: от общего - системного теоретического изучения права, к частному - к вопросам о том, как практически применять полученные теоретические знания. Поэтому лишь на завершающей стадии обучения в российских вузах возникает потребность в учебных курсах техникоюридического характера27, в то время как в американской системе технике фактически учат сразу.

Некорректно ставить вопрос о преимуществах или недостатках рассматриваемых подходов. Каждая правовая система вырабатывает свои

Ronald G. Worsham, Jr. N.Y.: American Institute of Certified Public Accountants, Inc., 2003.

23 Адвокат: навыки профессионального мастерства / Под ред. Л.А.Воскобитовой, И.Н.Лукьяновой, И.П.Михайловой. М., 2006; Васильева Т.А. Как написать закон. М., 2011; Воробьева О. Составление договора: техника и приемы. М, 2011; Гонгало Б.М. и др.Настольная книга нотариуса. В 2-х т. М., 2004; Коряковцев В.В., Питуль-ко К.В. Руководство адвоката по уголовным делам. СПб., 2006; Коряковцев В.В., Питулько К.В., Федоров К.П. Руководство адвоката по гражданским делам /.Под ред. К.П.Федорова. С.-Пб., 2005; Кудрявцева Е., Прокудина Л. Как написать судебное решение. М., 2012; Настольная книга судьи по гражданским делам / Под ред. Н.К.Толчеева. М., 2008; Пономарева Н.Г. Справочник кадровика: руководство по оформлению типовых документов: практическое пособие. М., 2007.

24 Вахнин И.Г. Техника договорной работы. М., 2009; Давыдова, М.Л. Юридическая техника (общая часть): Учебное пособие. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2009; Каша-нина Т.В. Указ. Соч.; Хазова О.А. Искусство юридического письма. М., 2011; Цветков И.В. договорная работа. М., 2010 и др.

25 См., напр.: Юридическая техника: Ежегодник. 2009. №.3: Специальный выпуск «Юридическая техника в системе вузовской подготовки правоведов: научно-методическое обеспечение и дидактические пути его совершенствования».

26 Пономарев Д.Е. Генезис и сущность юридической конструкции. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 18.

27 о месте подобных курсов в системе профессиональной юридической подготовки см.: Давыдова М.Л. Общетеоретический и прикладной подходы к преподаванию юридической техники: преимущества и проблемы совместимости // Юридическая техника. № 3. — Н.Новгород, 2009. С. 155-160; Давыдова М.Л. Юридическая техника как научная основа формирования профессионального мастерства юриста // Право и образование. № 7. — М., 2007. С. 42-50.

средства самовоспроизводства, включая собственную систему обучения юристов. Важно, однако, видеть, что за формальными различиями порой кроются универсальные основания, что совершенно непохожие методики обучения могут преследовать одинаковые цели - научить студента думать юридически.