Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫХ СООБЩЕСТВАХ: АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА г. ГДАНЬСКА'

ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫХ СООБЩЕСТВАХ: АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА г. ГДАНЬСКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫХ СООБЩЕСТВАХ: АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА г. ГДАНЬСКА»

ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫХ СООБЩЕСТВАХ:

АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА г. ГДАНЬСКА

М. Бродницкий Т. Малишевский

Как показывает многолетний анализ, обучение взрослых в мультикультурных сообществах имеет особенности, типичные для образовательной деятельности среди взрослых членов сообществ, однородных по религиозному, лингвистическому, национальному или этническому признаку [1]. В то же время у этого процесса имеется и собственная характеристика. Предположим, слегка видоизменив определение польского автора Ежи Никиторовича, что мультикультурное обучение взрослых должно «учитывать и уважать этнические, расовые и культурные различия в сообществе, влекущие за собой различные мировоззрения и культурные концепции членов сообщества. Следовательно, это процесс диалога культур, защищающих от стандартизации и культурной однородности, с одной стороны, и от местного эгоцентризма, с другой». Кроме того, межкультурная коммуникация означает «выход за пределы собственной культуры (с целью) самообогащения» [2]. Таким образом, обучение взрослых в мультикультурном сообществе (например, в городе или области) следует нацелить на подготовку затронутых данным процессом групп и лиц к диалогу. Умение уважать, в том числе и то, что отличается от родного, и быть открытым представителям чужих является, таким образом, существенной частью теории и концепции обучения взрослых, с одной стороны, и практических решений в виде деятельности образовательных учреждений в мультикультурной среде - с другой [3] при одновременном сохранении собственной культурной идентификации.

Гданьск является мультикультурным городом на протяжении многих веков. Многие авторы писали о том, что это был особый город, который в силу исторических причин многократно переходил из одного государства в другое. Он расположен на географически, политически и экономически особой территории, что делает его исключительным местом, населённым людьми различных культур, которые, согласно многим источникам, хорошо знали, что значит «дух места» [4]. Л. Мокржецки подчёркивал, что «именно Гданьск играл роль универсального посредника, в котором культурные и интеллектуальные модели польской знати и горожан пересекались с иностранными традициями и обычаями, главным образом, немецкими и шотландскими» [5]. Для продвижения обучения взрослых в Гданьске огромное значение имел акт о присоединении Пруссии к Короне Королевства Польского в 1454 г. Благодаря данному акту появились новые возможности для роста торговли, формирования культуры, религиозных процессов и науки, а также развития искусства. Уже с середины XV в. горожане изучали иностранные языки, в которых нуждались для ведения торговли. Быстрый рост благосостояния горожан, в свою очередь, повлиял на рост интеллектуальных и культурных амбиций, расширение интересов и налаживание контактов с зарубежными странами. Экономическая,

255

политическая и социальная ситуация влияла на направление развития научной и культурной жизни [6]. В XVII в. в таких быстро растущих городах, как Гданьск, повышение квалификации работников гаваней и верфей, а также международная торговля приобрели большое значение. Были организованы, в частности, курсы математики, геометрии и черчения, а также "курсы естествознания для взрослых, имеющих общее образование" [7].

Тезис Марцели Космана важен при рассмотрении роли обучения взрослых в истории Гданьска. Автор замечает, что «Гданьск, будучи местом международного характера, был примером европейского мегаполиса, реализующего идеи религиозной терпимости» [8]. Это мнение предполагает, что сторонники каждого действующего в Гданьске вероисповедания пользовались свободой религии и могли без препятствий со стороны преобладающей религии осуществлять свои религиозные и культурные идеи, главным образом, среди взрослых, проводящих оживлённые дискуссии и общественные дебаты по данному вопросу. Благодаря такому благожелательному отношению к инакомыслию и многообразию Гданьск стал первым польским городом, привлекшим к себе протестантские религии. Именно протестанты и превратили этот город в значительный научный и культурный центр. Следует помнить о том, что протестантство поощряло также образовательные устремления взрослых горожан, руководствуясь «духом Евангелия и несомненным положением о том, что основная цель обучения взрослых состоит в оказании помощи неспособным получать приемлемый доход ввиду недостаточности квалификации» [9]. Горожане Гданьска с интересом относились к новым мнениям по гуманитарным вопросам, устраивали дискуссии, вели полемику и споры. Так, например, появление идей протестантской герменевтики постепенно создало необходимость в понимании и ведении диалога в рамках религии. Это устойчивое изменение в корне преобразовало природу самого религиозного опыта: «религия ради религии» уступила место концепции «религии как диалога». Жажда межрелигиозного диалога создала новый климат доверия, открытости и братства. Сам диалог стал условием плюрализма, на благодатной почве которого протестантский академический колледж второй половины XVI в. жил в атмосфере межкультурного диалога, при котором кальвинист был ректором, а лютеранин - вицеректором.

В Гданьске пересекались влияния западной науки, а частые контакты с зарубежными странами способствовали продвижению идей ренессанса и реформации. Они стимулировали процесс появления нового социального класса горожан с широкими интересами, развитыми самообразованием (в том числе и путём чтения книг и журналов), произнесёнными с городских трибун речами или популярными лекциями, организованными профессурой академических колледжей, научных обществ и т. д. Всё это привело исследователей истории обучения взрослых к выводу о том, что «Гданьск ... можно считать городом, стоявшим у истоков популяризации знаний», как заметил

B. Cyboran [10].

Разнообразие учебных форм и предложений для взрослых горожан мультикультурного Гданьска особенно увеличилось в XVI11 в. Первое гданьское просветительское научное общество «Societas literaria», основанное в 1720 г., стало одной из первых организаций, сыгравших значительную роль в

256

развитии обучения взрослых в Гданьске. Позднее важным фактором в данной области деятельности стало также Общество естествознания («Societas physicae experimentalis»). Оно проводило собрания энтузиастов науки один раз в две недели и стремилось найти истину, скрытую в природных явлениях, но необъяснимую посредством наблюдения и эксперимента. Диапазон научной работы и лекций для горожан Гданьска охватывал природные исследования, астрономию, сбор природных объектов, включая организацию музея естествознания [11]. Общество проводило и представляло общественности города эксперименты и наблюдения в таких областях, как медицина, физика, этнография, антропология, метеорология и т. д. В документе, написанном Х. Вольфом под заглавием «Об экспериментальной физике», приводится пример методов исследования, отражённый в уставе Общества естествознания и гласящий: «Положительные результаты наблюдений и экспериментов исследовательских групп следует помещать в архив и публиковать в виде отдельного издания или в составе сборника. После публикации самое интересное исследование следует повторить с добалением новых компонентов». Общество было организовано по принципу Парижской академии, подразумевающему выход деятельности за пределы Гданьска путём выбора почётных членов из числа известных учёных и знаменитых государственных деятелей. Новым в структуре Общества было подразделение организации на секции, объединяющие людей сходных научных интересов и всех горожан, интересующихся данной областью знаний. В помещении Общества находились библиотека и различные физические приборы, а с 1783 г. и астрономическая обсерватория. Результаты исследований распространялись среди горожан в виде очень популярных демонстраций, чтений, лекций и публикаций.

С 1747 г. для горожан Гданьска издавались брошюры по философии, математике, физике, биологии и медицине. Большое значение придавалось организации музея естествознания, служившего дидактическим целям. Общество естествознания Гданьска было широко известно далеко за пределами города. Король, судебные чиновники, магнаты и другие городские власти обращались в Общество за экспертными оценками и заключениями. Учитывая огромное значение Общества, его с 1756 г. готовили к преобразованию в Польскую академию наук [12].

В качестве социальной, культурной, экономической, пространственной и коммунальной структуры город всегда был для его жителей объектом ощущений, познания и раздумий. Между людьми и местом их проживания всегда устанавливаются особые метафизические связи, что характерно только для людей. Эта особая гармония, возникающая между человеком и его средой, имеет прежде всего духовную природу, потому что реализуется в процессе познания того места, в котором вы находитесь. Со временем у людей выстраиваются собственные отношения с тем, что их окружает, и благодаря этим отношениям они становятся обитателями данного места, а это место становится их домом. Как дом для своих жителей Гданьск всегда был местом встречи многих разных культур. Поэтому он в течение многих столетий задавал своим взрослым жителям учебные задачи, ставя их несколько иначе, чем другие города, и приглашая начать диалог исторически раньше.

257

Просветительская деятельность взрослых горожан Гданьска в XVI-XVIII вв. может и сейчас служить примером того, как задачи в области обучения взрослых, должным образом поставленные мультикультурным сообществом перед своими членами, могут помочь в его прогрессе.

Список литературы

1. Debates on this subject has been kept for a decade now within the framework of periodic conferences on adult education held in Saint Petersburg - cf.: “Lifelong Education. Continuous Education for Sustainable Development”, N. A. Lobanov, V.N. Skvortsov (eds), V. 1-10, Saint-Petersburg, 2003-2012.

2. Nikitorowicz J., Kreowanie tozsamosci dziecka. Wyzwania edukacji mi^dzykulturowej, Gdansk, 2005. P. 49.

3. Banks J.A., Multicultural Education, “Review of Research in Education” 1992, vol. 19; Osman A., Culture in multiculturalism // T0sse S. et al. (eds), Corporate and non-formal learning, Trondheim, 1998. P. 228-230; Parekh B. Rethinking multiculturalism. Cultural diversity and political theory, London, 2000, pass.

4. Obracht-Prondzynski C., Wielokulturowosc Pomorza, “Pomorze Gdanskie”, 1997. V. 20.

5. Mokrzecki L. Znaczenie mniejszosci narodowych w Prusach Krolewskich na przyktadzie wy-branych reprezentantow srodowiska patrycjatu I uczonych w XVIII w. // Bilewicz A., Walasek S. (eds). Rola mniejszosci narodowych w kulturze i oswiacie polskiej w latach 1700-1939, Wroclaw, 1998. P. 9.

6. Kubik K., Mokrzecki L. Trzy wieki nauki gdanskiej, Gdansk, 1976. P. 6 and subsequent.

7. Pachocinski R., Andragogika w wymiarze mi^dzynarodowym, Warszawa, 1998. P. 66-67.

8. Labuda G. (ed.), Historia Pomorza. V. II, part 2, Poznan, 1984. P. 226.

9. Lowe J. The education of adults: a world perspective, Paris-Toronto, 1975. P. 40.

10. Cyboran B., Miejsce popularyzacji wiedzy w przeciwdziataniu wykluczeniu spotecznemu // Maliszewski T., Zerko J. (eds). Edukacja dorostych wobec wykluczenia spotecznego: przesztosc i terazniejszosc. Warszawa; Gdansk, 2012. P. 145-146.

11. Kubik K., Mokrzecki L. Trzy wieki nauki gdanskiej, Gdansk, 1976. P. 40 and subsequent.

12. Kubik K. Wspotpraca Gimnazjum Akademickiego z Towarzystwem Przyrodniczym w Gdan-sku // Gdanskie Gimnazjum Akademickie. Ksi^ga pami^tkowa dla uczczenia czterechsetnej roc-znicy zatozenia Gimnazjum Gdanskiego, Gdynia, 1958. P. 153-234.

Перевод с английского языка выполнен в ООО «Центральное бюро переводов «Знание»

258

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.