Научная статья на тему 'Обучение владению оружием на этапе первоначального обучения с использованием современных технических средств'

Обучение владению оружием на этапе первоначального обучения с использованием современных технических средств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кисличко Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение владению оружием на этапе первоначального обучения с использованием современных технических средств»

тельной работы к семинарскому и практическому занятиям.

Интерактивная лекция-

объяснение с элементами лекции-визуализации и лекции-беседы представляет собой авторскую педагогиче-

скую технологию, сочетающую различные типы лекций: лекции-визуализации, лекции-объяснения, лекции-беседы с учетом психофизиологических особенностей восприятия информации обучающимися.

ЛИТЕРАТУРА

1. URL: http://lektsiopedia.org/lek-42533.html (дата обращения: 01.10.2017).

2. Интерактивные формы обучения при проведении занятий по учебной дисциплине «Гражданский процесс»: учебно-методическое пособие, направленное на совершенствование подготовки обучаемых в современных вузах МВД России / У. М. Мурзабулатов, О. Ю. Хисма-туллин, Г. Ш. Чернова, Е. С. Лысенко, Г. Р. Игбаева. Уфа, 2015.

3. Игбаева Г. Р. Педагогическая технология «Эстафета» как сочетание активных и интерактивных методов учебно-познавательной деятельности при изучении общей части учебной дисциплины «Гражданское право» и дисциплины «Трудовое право» // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 2 (68). С. 68-72.

© Игбаева Г. Р.

© Шакирова З. Р.

к

<ч а а

и

и $

УДК 378

Ю. В. КИСЛИЧКО, старший преподаватель кафедры специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

и s а

о

^

0 «

¥ а -с а

1

о

о «

?

а

£ «

а s

S

Y. V. KISLICHKO, a senior lecturer of chair of special training of Ufa Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)

ОБУЧЕНИЕ ВЛАДЕНИЮ ОРУЖИЕМ НА ЭТАПЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

TRAINING WEAPONS AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING WITH THE USE OF MODERN TECHNICAL MEANS

Аннотация. Методика эффективного обучения стрельбе будущих сотрудников органов внутренних дел строится с учетом изменений технической оснащенности. Обучение стрельбе из личного оружия совершенствуется на всех этапах профессионального становления сотрудников. Оптимальный вариант обучения и совершенствования стрелка предусматривает использование всего богатства содержания, форм,

методов и средств, а также принципов, вытекающих из основных закономерностей эффективного процесса обучения.

В данной статье рассматривается одна из методик обучения стрельбе на первоначальном этапе подготовки слушателей, где изложены вопросы поэтапного обучения стрельбе «от простого к сложному», а также предложены упражнения для отработки техники стрельбы.

Ключевые слова: метод, методика, обучение технике выполнения выстрела с использованием возможностей технических средств обучения.

Annotation. The technique of effective teaching shooting future employees of internal Affairs bodies is constructed taking into account changes of technical equipment. Shooting training with personal weapons improved at all stages of professional development of employees. The best option to learn and improve arrow involves the use of a wealth of content, forms, methods and tools, and principles derived from the basic laws of effective learning. This article discusses one of the methods of training in shooting at the initial stage of training, which set out the issues of incremental learning shooting «from simple to complex», as well as suggested exercises for practicing techniques of shooting.

Key words: method; method, training in the technique of the shot using the possibilities of technical training.

Огневая подготовка - одна из основных составляющих профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел. Ее целью является обучение умелому владению огнестрельным оружием, формирование у сотрудников необходимых умений и навыков правомерного применения оружия, ведение огня в различной обстановке и умелых действий с оружием во время стрельбы. Для реализации данных целей лица, впервые принимаемого на службу в органы внутренних дел, проходят профессиональное обучение на базе факультета профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России.

Каждый полицейский сначала приобретает знания материальной части оружия, боеприпасов и ручных осколочных гранат, их тактико-технических характеристик, мер безопасности при обращении с ними, основ стрельбы. Следующий этап - приобретение необходимых умений и навыков стрельбы из огнестрельного оружия, ведение огня из различных положений и в различных обстановках, умелых действий с оружием во время стрельбы.

Оптимальный вариант обучения и совершенствования стрелка предусматривает использование всего богатства содержания, форм, методов и > средств, а также принципов, вытекаю- ^ щих из основных закономерностей эф- ¡^ фективного процесса обучения. ®

Основным методом начального § обучения, который и до настоящего | времени применяют большинство пре- ¡^ подавателей (тренеров), является цело- ВД стно-раздельный. Сущность его состоит ^ в следующем: вначале стрелок знако- § мится с техникой стрельбы в целом, по- § том разучивает отдельные элементы § техники и затем вновь изучает технику § стрельбы в целом на более качественном уровне с учетом приобретенного | опыта. Такая последовательность обу- у чения одинаково применима в обучении ц стрельбе из пистолета из любого поло- ^ жения (лежа, с колена, стоя) [1, с. 58].

В связи с постоянно возрастаю- |

щими требованиями к стрелкам ряд |

преподавателей (тренеров) в различные ^

годы применяли соответствующие к

средства и методы обучения и трени- «

ровки. К ним можно отнести метод, ос- |

нованный на параллельном использова- ^

нии схемы обучения стрельбе из трех положений [2].

Была также предложена схема начальной подготовки стрелка со стрельбы стоя, без предварительного длительного обучения стрельбе лежа и с колена [3].

В обучении технике стрельбы как из пистолета, так и из автомата можно условно выделить три этапа.

Первый этап - обучение прицеливанию, т. е. изучение изготовки, управление дыханием, собственно прицеливание (совмещение прицельных приспособлений) и последующее наведение и держание оружия на мишени.

Второй этап - обучение управлению спуском отдельно от изготовки, а затем одновременно с нею.

Третий этап - освоение прицеливания и управления спуском, т. е. обучение технике выполнения прицельного выстрела в целом.

В дальнейшем наряду с отработ-^ кой отдельных элементов техники со-^ вершенствуется техника стрельбы с од-¡^ новременным развитием необходимых ® стрелку физических и психических ка-§ честв, умение принимать тактически | правильные решения. ¡^ Обучение технике выполнения

иц выстрела, как правило, вначале прохо-^ дит в облегченных условиях: не ограни-§ чивается время на выполнение дейст-| вий, стрельба ведется из пистолета с | упора, с укороченных дистанций, по бе® лому листу бумаги и т. д. По мере овладения техникой стрельбы условия ус©

« ложняются. и

у Наиболее сложным этапом обу-

чения является обучение практической ^ стрельбе из оружия. Это связано со специфическими нагрузками статического | характера на мышечный аппарат, боль? шим напряжением нервной системы, ^ задержками дыхания при выполнении

^ выстрела, сильным раздражением слу-а

а; хового анализатора. | Действия стрелка характеризу-

ются монотонностью, статической ра-

ботой мышц ног, туловища и рук в момент выполнения выстрела. Процесс выполнения выстрела требует тонкой координации движений, умения дифференцировать величину мышечных усилий.

Эти действия на данном этапе имеют основную цель: сформировать убежденность обучаемого в важности плавного спуска курка с боевого взвода и других наставлений преподавателя. До момента производства первого боевого выстрела необходимо получить достаточные навыки в выполнении приемов с оружием в «холостую» без патрона. Для решения задачи отработки выполнения приемов с оружием в «холостую» без патрона на данный момент существует большое множество различных оптико-электронных и интерактивных лазерных тренажеров [4].

Мною применяется интерактивный лазерный тир «Рубин» ИЛТ 110-3, возможности которого позволяют на первоначальном этапе привить навыки обращения с оружием, а именно изготовка для стрельбы из различных положений, процесс прицеливания, дыхания, плавного спуска курка при производстве выстрела, а самое главное - обеспечения 100 % соблюдения мер безопасности и исключения травматизма, доведения выполнения отработки упражнений до автоматизма путем его многократного повторения.

Одним из важных моментов является психологическая подготовка стрелка. Интерактивный лазерный тир позволяет решать проблему психологической готовности, произвести первый выстрел. Слушатели сначала получают навыки принятия положения для стрельбы, удержания оружия в руке, правильному нажатию на спусковой крючок, при этом отсутствует такой фактор, как страх перед оружием, производство первого выстрела.

Упражнения для работы со слушателями

Изготовка для стрельбы - это сугубо индивидуальное положение частей

тела для каждого человека. Правильная стойка в значительной мере способствует повышению общей устойчивости стрелка и снижению его утомляемости, а также уменьшению параллельных колебаний оружия. Это возможно только при условии естественного положения тела без излишнего напряжения мышц в различных его частях. Для отработки правильности положения для стрельбы используется следующее упражнение:

- включив тренажер на непрерывный луч, слушатель принимает положение для стрельбы и наводит пистолет в центр мишени. Слушатель работой мышц старается удержать пистолет в центре мишени, он должен удержать красную точку лазера таким образом, чтобы она не выходила за пределы зоны десятки. Время выполнения упражнения - 60 сек., перерыв - 30 сек., количество повторений на занятии - 10.

Хват оружия. От хватки пистолета во многом зависит как результат выстрела, так и стабильность стрельбы в целом, поскольку однообразное удержание оружия в совокупности с однообразным прицеливанием ведет к снижению рассеивания пуль и, следовательно, повышению общего результата. Если от положения зависит величина параллельных колебаний, то хватка определяет величину угловых отклонений оружия, которые примерно в пять раз больше параллельных при одинаковой величине отклонений мушки. Поэтому выработка однообразной, правильной хватки пистолета в дальнейшем будет определять результаты стрельбы.

Для отработки правильного хвата рукоятки пистолета выполняется следующее упражнение: режим тренажера - непрерывный луч, мишень грудная № 4, расстояние от огневого рубежа до мишени -8 м (имитация стрельбы на 25 м). Слушатель направляет пистолет в мишень, сжимает рукоятку пистолета до тех пор, пока лазерная точка на мишени не начнет дрожать, затем немного ослабляет хват, чтобы устранить вибрации

лазерной точки. Слушатель фиксирует силу хвата рукоятки пистолета и, продолжая удерживать пистолет, контролирует поведение лазерной точки. Время выполнения упражнения - 60 сек., перерыв - 30 сек., количество повторений на занятии - 10.

Дыхание. Правильное дыхание способствует высоким результатам, особенно при большой серии выстрелов. Длительная обработка спуска является характерной ошибкой у малоквалифицированных стрелков, которые считают, что чем точнее он прицелится, тем будет лучше результат выстрела. Приблизительная схема дыхания, которую можно взять за основу начинающему стрелку, известна. Упражнение, применяемое нами для наработки правильного дыхания во время прицеливания и производства выстрела следующее:

- слушатель, включив тренажер на непрерывный луч, принимает правильную стойку. Делает правильный ^ хват, взводит курок, устанавливает пра- ^ вильное дыхание. Удерживая пистолет в ¡^ одной точке, затаив дыхание и контро- ® лируя движение лазерной точки на ми- § шени, стрелок должен контролировать о амплитуду колебания оружия в вертикальной плоскости. Время выполнения й^ тренировочных выстрелов - не более 12 ^ сек., количество выстрелов - 15. I

Прицеливание. Для наработки и | закрепления навыков в удержания ров- § ной мушки нами применяются следую- Ц щие приемы.

Используется белый лист (стена). | Режим тренажера - непрерывный луч, у расстояние до мишени 8 м. Слушатель -Ц принимает положение для стрельбы, ^ осуществляет правильный хват рукоят- ® ки пистолета. Наводит пистолет на бе- § лый лист и совмещает мушку с проре- | зью целика (при правильном взятии ^ ровной мушки красная лазерная точка ^ должна находиться точно на мушке). « Слушатель, удерживая пистолет, стара- | ется, чтобы лазерная точка была все ^

щ

к

<ч а а

и и

ч

время на мушке. Время выполнения упражнения - 60 сек., перерыв - 20 сек., количество повторений на занятии не менее 10 раз.

Удержание ровной мушки с плавным поворотом корпуса стрелка вправо-влево отрабатывается при аналогичных условиях предыдущего упражнения. Стрелок, наведя пистолет на белый лист, совмещает мушку с прорезью целик. При правильном взятии ровной мушки красная лазерная точка должна находиться точно на мушке. Далее обучаемый выполняет плавные повороты корпусом вправо-влево, непрерывно контролируя ровную мушку. Время выполнения упражнения - 60 сек., перерыв - 20 сек., количество повторений на занятии - не менее 10 раз.

Спуск курка. Управление спуском - это самостоятельная система с задачей выбора способа спуска курка (равномерный, замедленный, ускоренный, пульсирующий, плавно возвратный), который зависит от уровня подготовленности, индивидуальных особенностей и т. д.

Для отработки удержания ровной мушки, выполнения правильного дыхания и плавного спуска курка слушатель, включив тренажер на импульсный луч, наводит оружие на белый лист, расположенный на расстоянии 5 м от него. Взведя курок и приняв соответствующее положение, стрелок, затаив дыха-

ние и удерживая ровную мушку, производит плавный спуск курка, непрерывно контролируя при этом положение мушки в прорези целика. При плавном спуске курка лазерная точка должна быть на мушке, а при резком нажатии на спусковой крючок лазерная точка сместится с мушки. Преподаватель контролирует правильность выполнения упражнения. Если лазерный луч на мишени в момент выстрела дал кривую линию, то было резкое нажатие на спуск. Если в момент выстрела на мишени появилась четкая красная точка, то спуск курка с боевого взвода был плавным. Время выполнения выстрела - 40 сек., количество выстрелов - 15.

Чередование проведения практических занятий в интерактивном и боевом тире позволяет устранять на занятиях в интерактивном тире допущенные слушателями ошибки при боевой стрельбе, что повышает уровень навыков.

Рассмотренная выше методика обучения стрельбе и представленные упражнения для работы на первоначальном обучении стрельбе слушателей применяются мною с использованием возможностей технических средств обучения, что позволяет значительно сократить время подготовки слушателя (на начальном этапе обучения стрельбе), способствует лучшему усвоению элементов стрельбы и адаптирует слушателей к работе с боевым оружием.

«

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и ?

а £

а «

1

ЛИТЕРАТУРА

1. Корх А. Я. Стрелковый спорт и методика преподавания: учебник для студ. пед. фак. ин-тов физ. культ. М.: ФиС, 1986. 220 с.

2. Спортивная стрельба: учебник для институтов физической культуры / под общ. ред. А. Я. Корха. М.: Физкультура и спорт, 1987. 262 с.

3. Иткис М. А. Схема «Специальная подготовка стрелка-спортсмена». М.: ДОСААФ, 1982. 128 с.

4. II Международный форум «Лазерполитех - 2007» - «Технологии и средства обеспечения огневой подготовки»: сборник материалов форума. Новосибирск, 2008, 124 с.

© Кисличко Ю. В.

X « X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.