ANDREEV A. PEDAGOGY IN THE INFORMATION SOCIETY
The formation of a new pedagogy - e-pedagogy, which is caused by the objective process of education informatization. We discuss the subject, object, conceptual apparatus, the principles of the e-pedagogy, and the types of e-learning lessons, possible theories and existing training concepts. Topical problems of formation and development of e-pedagogy are formulated.
Key words: e-pedagogy, e-pedagogy conceptual apparatus and principles, information society, informatization.
Е.А. БУДЕНКОВА, аспирант И.П. ЦВЕЛЮХ, доцент Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
«Обучение в сотрудничестве» средствами Веб 2.0
В статье рассматривается методический алгоритм интеграции сервисов Веб 2.0 в дидактический процесс, реализуемый по технологии «обучения в сотрудничестве ». В качестве примера представлен опыт применения метода «Кооперация» С. Кагана в рамках сетевого межкультурного проекта “The way we are” на базе СибГАУ и общеобразовательной школы г. Шаста, Северная Калифорния.
Ключевые слова: информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии, сервисы Веб 2.0, обучение в сотрудничестве.
Организация Объединенных Наций провозгласила свободный доступ в Интернет фундаментальным правом человека, распространив область действия статьи 19 Всеобщей декларации прав человека о свободе искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами на всемирную систему объединённых компьютерных сетей. Документальное признание того, что ИКТ и Интернет - это не только локомотив социально-экономического развития, но и неотъемлемая коммуникационная платформа для всех демократических обществ, является крайне своевременной мерой, поскольку, по данным Международного союза электросвязи, общее количество Интернет-пользователей по всему миру за период с 2000 по 2010 гг. выросло с 400 млн. до более чем 2 млрд. человек [1]. Специальный докладчик ООН по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение Франк Ла Рю в рамках 17-й сессии Совета ООН по правам человека (30 мая - 17 июня 2011 г.)
в своем докладе подчеркнул возрастающее значение сервисов Веб 2.0 в качестве технической платформы для коллективного сотворчества в процессе создания сетевого контента и обмена информацией, для превращения Интернет-пользователя из пассивного реципиента информации в автора сетевых ресурсов [2, р. 6].
Контактные сервисы Веб 2.0 как продукт деятельности коллективного сознания в сети набирают всевозрастающую популярность. Так, в период с 2009 по 2011 гг. количество зарегистрированных пользователей социальной сети Facebook возросло со 150 до 600 млн. человек [2, р. 4], а количество пользователей русской социальной сети «Вконтакте» составляет более 100 млн. Именно это и позволяет сервисам Интернета второго поколения стать технической платформой для компьютерно-опосредованного обучения, построенного на принципах конструктивизма и гуманистической педагогики.
На сегодняшний день наиболее приори-
тетными задачами в области информатизации российского образования являются распространение телекоммуникационной инфраструктуры и концептуальная разработка теоретических основ интеграции ИКТ в дидактический процесс. Большинство российских и зарубежных специалистов убеждены, что применение методов традиционной педагогики в новых технологических средах является малоэффективным средством реализации образовательного потенциала ИКТ. Так, по данным мета-анализа научных исследований различных форм сетевого обучения (с 1996 по 2008 гг.), проведенного Министерством образования США в 2009 г., наиболее эффективными были признаны курсы, которые:
■ сочетают в себе очные и дистанционные формы обучения с преобладанием асинхронной коммуникации и группового взаимодействия;
■ ориентированы на работу студентов с проблемными заданиями исследовательского характера [3, р. 37-48].
Подводя итоги данного мета-анализа, зарубежные исследователи в области сетевого обучения пришли к выводу о том, что в качестве теоретической основы для использования ИКТ в образовательном процессе должна выступать теория социального конструктивизма, согласно которой самостоятельное конструирование знаний происходит в процессе социальной интеракции. Наиболее теоретически разработанной и экспериментально апробированной технологией, построенной на принципах конструктивистской дидактики, является обучение в сотрудничестве (cooperative learning). В рамках этой технологии аккумулирование развития когнитивных умений и социальных навыков учащихся в процессе группового сотрудничества выступает в качестве основного компонента педагогического проектирования учебного процесса, его планирования и целеполагания. Ключевыми принципами обучения в сотрудни-
честве являются позитивная взаимозависимость и индивидуальная ответственность участников учебной группы за результат совместной деятельности, поощрение различных форм социального взаимодействия в процессе обучения и наличие общей оценки работы группы.
В чем причина того, что интерес к данной технологии не угасает с середины 70-х годов? Кроме очевидного факта того, что эта технология эффективна, можно отметить и то, что в самом начале ее разработки ведущие специалисты учредили международную Ассоциацию исследований в области сотрудничества в обучении (1979 г.). Основной задачей ассоциации является обобщение результатов исследований, ознакомление общественности с лучшими педагогическими практиками, проведение научных конференций, публикация сборников статей и монографий, обобщающих международный опыт в области применения технологии обучения в сотрудничестве.
Систематическими обобщениями ряда международных исследований в области выявления эффективности методов обучения в сотрудничестве занимаются Дэвид и Роджер Джонсоны. Так, первый мета-анализ исследований эффективности методов технологии, обобщающий результаты 122 исследований, был проведен ими еще в 1989 г. Данные их мета-анализа на 2002 г., результаты которого свидетельствуют о том, что методы обучения в сотрудничестве дают больший эффект в сравнении с методами традиционной педагогики, представлены в табл. 1 [4, р.456].
В рамках проведения сетевого межкуль-турного образовательного проекта“ТЬе way we are” (даты проведения: с 1.11.2010 по 1.12.2010) нами была предпринята попытка реализовать компьютерно-опосредованный вариант метода технологии обучения в сотрудничестве «Кооперация» на базе Сибирского государственного аэрокосмического университета с участием учителя средней общеобразовательной школы го-
Таблица 1
Мета-анализ результатов исследования эффективности методов обучения в сотрудничестве в сравнении с обучением на индивидуальной и соревновательной основе
Методы Средний размер эффекта Взвешенный размер эффекта
Эффект Стандартная девиация Количество исследований Эффект Стандартная погрешность Количество исследований
Метод командного турнира (Д. Де Врайс и К. Эдвардс, 1973)
Сотрудничество против соревнования G,4S G,69 9 G,47 адЗ 9
Сотрудничество против индивидуализма G,5S G,43 З G,33 G, 11 З
Метод совместного обучения (Д. Джонсон и Р. Джонсон, 1975)
Сотрудничество против соревнования G,S2 G,5G 23 G,7G G,G6 2З
Сотрудничество против индивидуализма 1,G3 G,69 Зб G,91 G,G4 Зб
Метод группового исследования (Ш. Шаран, 1976)
Сотрудничество против соревнования G,37 1,19 2 G, S6 G,14 2
Сотрудничество против индивидуализма G,62 G,GG 1 G,62 G,44 1
Метод обучения в командах достижений (Р. Славин, 1978)
Сотрудничество против соревнования G,51 G,72 1З G,46 G,G3 1З
Сотрудничество против индивидуализма G,29 G,7l 14 G,2S G,G7 14
Метод «Пазл/Мозаика» (Э. Аронсон, 1978)
Сотрудничество против соревнования G,29 G,7S 9 G,41 G,G3 9
Сотрудничество против индивидуализма G, 13 G,29 З G,G9 G, 11 З
Метод конструктивной полемики (Д. Джонсон и Р. Джонсон, 1979)
Сотрудничество против соревнования G,59 G,44 1б G,61 G,G7 1б
Сотрудничество против индивидуализма G,91 G,59 11 G,S6 G,1G 11
рода Шаста (Северная Калифорния) Тони Эрр° [5].
В своем классическом варианте метод включает в себя десять ключевых структурных элементов.
Этап 1. Личностно-ориентированная учебная дискуссия.
А. Вариант проведения этапа для традиционных очных занятий. Цель, реализуемая на данном этапе: мотивация
учащихся к организации групповой исследовательской деятельности и пробуждение интереса к изучаемой теме. Перед организацией самой учебной дискуссии предполагается проведение вводной лекции по теме и чтение ознакомительной литературы. В ходе дискуссии студенты выражают свои мнения по поводу того, какой из аспектов темы их заинтересовал в наибольшей степени.
Б. Вариант проведения этапа с использованием технологий Веб 2.0. Согласно пятиступенчатой модели модерации онлайн-обучения через сетевое взаимодействие (Дж. Сэлмон) на первоначальном этапе студенты должны ознакомиться с функциональными возможностями технической платформы и Интернет-сервисами, с которыми им предстоит работать в течение курса. Процесс ознакомления и пробуждения интереса к теме состоит из ряда этапов:
1) знакомство с функционалом и прохождение процесса регистрации;
2) самостоятельное ознакомление с учебным материалом по теме, размещенным на сервере ДО либо вики-сайте преподавателя;
3) входное онлайн-тестирование на выявление областей знания-незнания;
4) участие в онлайн-опросе по проблемному аспекту темы, созданному с помощью любого Интернет-сервиса, например Surveymonkey.com. Собранные данные становятся основой для их дальнейшего обсуждения в аудитории. Если предполагается сетевая дискуссия, то можно использовать веб-задания типа «Дебаты». Многие специалисты считают, что проведение дискуссии в асинхронном режиме является более целесообразным, поскольку это дает возможность высказаться всем участникам без какого-либо стеснения, документально фиксировать активность каждого студента и давать более аргументированные ответы со ссылками на внешние источники;
5) возможные варианты веб-заданий: задание «Целевой вектор» используется в
начале курса для того, чтобы у студента была возможность наметить свою индивидуальную траекторию обучения. Преподаватель озвучивает общие цели и задачи курса, обсуждает их со студентами и предлагает начать вести дневник учебных наблюдений на вики-сайте или в блоге, где у учащихся есть возможность анализировать свои успехи и допущенные промахи.
Этап 2. Формирование учебных команд.
Проводится при очной встрече в классе для экономии времени. Студенты могут быть распределены на команды преподавателем или сформировать команды самостоятельно, что зависит от задач и целей занятия. Если цель - добиться разнородного состава команд для разрешения конфликта на национальной почве, то преподаватель должен сформировать учебные команды самостоятельно.
Этап 3. Тимбилдинг.
А. Вариант проведения этапа для традиционных очных занятий.
1. Знакомство студентов.
2. Демонстрация того, что каждый член команды уникален и ценен для учебной командной работы.
3. Формирование доверия среди членов команды.
4. Обучение студентов стратегиям успешной внутригрупповой коммуникации (эффективные стили коммуникации; распределение ответственности и командных ролей).
5. Демонстрация преимуществ групповых форм коммуникации и необходимости совместной работы в ситуации позитивной взаимозависимости.
6. Формирование позитивного климата в команде.
Несколько командоформирующих техник были разработаны специально для метода «Кооперация»; кроме того, используются и классические техники для быстрого формирования позитивной командной идентичности, чувства позитивной взаимозависимости членов команды, для обеспе-
чения командного взаимодействия ради достижения общей цели.
Б. Вариант проведения этапа с использованием технологий Веб 2.0.
1. В рамках знакомства студентов возможно создание индивидуальных профайлов на своей вики-странице или в блоге, открытых для комментирования одногруппниками. Возможны веб-задания типа «АБВ обо мне », при котором студент создает сетевой плакат с помощью сервиса Wordle, подбирая на каждую букву своего имени характеризующий его эпитет, начинающийся на эту же букву. Возможна организация голосования с помощью сетевой опросной формы за лучший плакат.
2. Создание вики для своей команды, на котором размещается информация о названии, девизе, логотипе и гимне команды. Возможен вариант создания видеоролика или подкаста, представляющего членов команды как единое целое.
3. Прохождение тестирования на выявление ведущей командной роли с дальнейшим ролевым распределением.
4. Дальнейший процесс формирования команды, который целесообразно проводить в рамках аудиторных занятий.
Этап 4. Выбор учебной подтемы для проведения группового исследования.
А. Вариант проведения этапа для традиционных очных занятий. Выбор общегрупповой подтемы исследования происходит в процессе группового обсуждения и голосования; таким образом, команде необходимо прийти к компромиссному решению.
Б. Вариант проведения этапа с использованием технологий Веб2.0. Непосредственно перед обсуждением рекомендуется проведение веб-задания «Организация фактов», при котором студенты создают ментальную карту - сетевое средство визуализации знаний с помощью построения схем (http:// freemind.sourceforge.net, http:// mindmeister.com/). С ее помощью студенты создают определенную иерархию
подтем и структурируют учебную информацию. Выбор учебной подтемы может быть организован в рамках веб-заданий типа «Брейнрайтинг» или «Дебаты». Проводить их рекомендуется в асинхронном режиме, чтобы у студентов была возможность обдумать вопрос, свою аргументацию и обратиться к дополнительным Интернет-источникам. В результате брейнрайтинга лучшие из предложенных тем должны быть представлены на общекомандное голосование. Сетевое голосование может быть проведено с помощью сервиса для создания опросных форм. После голосования выбор темы официально фиксируется на стартовой странице общекомандного вики и изменению не подлежит.
Этап 5. Выбор мини-тем каждым участником команды.
Далее студенты распределяют между собой мини-темы, чтобы в итоге сложилась общая картина для понимания учебной темы в целом. Данный этап реализации метода совпадает с методом обучения в сотрудничестве «Мозаика», разработанным
Э. Аронсоном в 1978 г. (Университет Калифорнии, Санта Круз). Каждый из участников команды должен четко осознавать, что его мини-тема - это необходимая составляющая проектного задания в целом.
При использовании сервисов Веб 2.0 на данном этапе предполагается фиксирование выбранной темы на индивидуальном викисайте студента, или по желанию студента создается отдельная страница на общекомандном сайте. Данный способ организации исследовательской работы студентов очень удобен, поскольку у преподавателя появляется возможность ознакомиться не только с конечным продуктом командной работы, но и увидеть вклад каждого участника команды в работу над проектным заданием.
Этап 6. Подготовка мини-тем и проведение исследований.
А. Вариант проведения этапа для традиционных очных занятий. Материалы для подготовки своего мини-топика
студент находит самостоятельно, однако имеет возможность консультироваться с товарищами по команде и с преподавателем. В процессе подготовки преподаватель может использовать методы активного слушания или интервью, может задавать наводящие вопросы.
Б. Вариант проведения этапа с использованием технологий Веб 2.0. При обучении студентов самостоятельной учебно-поисковой деятельности в сети целесообразно использовать следующие виды вебзаданий, созданные в середине 90-х годов Б. Доджем и Т. Марчем (Университет Сан-Диего, США): веб-квест, тематический список ссылок, мультимедийный альбом, поиск сокровищ и коллекция примеров. Студентов необходимо ознакомить с возможностями сервисов социальных закладок (www.diigo.com, www.delicious.com), которые позволяют пользователям хранить и систематизировать коллекцию своих ссылок на полезные ресурсы. После того как каждый студент создаст аннотированную коллекцию ссылок по своей мини-теме, возможно проведение веб-задания «Топ-10 » - отбор лучших из подобранных материалов и обоснование своей точки зрения.
Этап /.Презентация мини-тем в команде.
А. Вариант проведения этапа для традиционных очных занятий. Презентация мини-тем и их групповое обсуждение является важной частью реализации метода. Для организации более активной работы при прослушивании мини-тем можно провести ролевое распределение между участниками команды: кто-то должен делать заметки по ходу выступлений, кто-то
- выступать в роли критика и аналитика, кто-то - искать точки соприкосновения между заслушанными выступлениями, чтобы в дальнейшем сформировать концепцию общекомандного выступления с докладом. После активного заслушивания мини-сообщений и дискуссии в группе каждому члену команды дается время для доработки и коррекции своего мини-сообщения, а так-
же для углубления темы в соответствии с результатами групповой дискуссии.
Б. Вариант проведения этапа с использованием технологий Веб 2.0. При
создании предварительной презентации, которую студент будет защищать в своей группе, целесообразно использовать сервис для коллективного редактирования документов Google docs. Тогда при выступлении студента у группы будет возможность вносить коррективы в саму презентацию по ходу выступления и вписывать свои комментарии, чтобы в дальнейшем выступающий мог с легкостью скорректировать допущенные промахи. Также возможна запись подкаста, сопровождающего текст презентации; благодаря этому у студента появляется возможность дополнительной фонетической тренировки (если речь идет об иностранном языке), а у преподавателя
- своевременного устранения погрешностей в речи студента.
Этап 8. Подготовка общекомандного выступления.
Студенты должны осознавать, что командное выступление - это не простая сумма отдельных докладов участников команды, но обдуманная и совместно выстроенная стратегия выступления, разработанная в процессе групповых дискуссий.
Преподаватель должен:
• установить лимит длительности выступления;
• мотивировать студентов на составление четкого плана выступления с докладом;
• ориентировать студентов не на лекционный формат подачи материала (простое слайд-шоу, использование доски для зарисовки схем), а на привлечение дополнительных средств - учебных дебатов, демонстраций, презентаций с мультимедийными объектами;
• озвучить критерии оценки групповых выступлений.
При использовании Веб 2.0 целесообразно составление плана выступления группы с распределением ролей и его размещение на
вики-странице проекта. Благодаря сервису Google docs, у студентов есть возможность создания командной презентации в сети и ее совместного редактирования. Чтобы убедиться в том, что студенты владеют не только материалом по своей мини-теме, но и информацией из докладов своих товарищей, возможно проведение веб-задания «Правда или ложь». Во время выполнения этого задания часть студентов пишут утверждения по заданной тематике, которые являются правдивыми или ложными. Другим же необходимо установить верность утверждений и аргументировать свой выбор, ссылаясь на источники из коллекции ссылок своих товарищей по команде.
Этап 9. Командное выступление с докладом.
Этап 10. Оценка.
По какому принципу будет выставляться оценка - зависит от самого преподавателя и индивидуальных особенностей студентов. Возможно выведение среднего арифметического между оценкой, выставленной учителем, и оценкой вклада каждого участника в общекомандную работу, выставленной решением всех членов команды. По завершении проекта целесообразно использовать веб-задание «Анализируем пройденное», в процессе выполнения которого студент должен осознать, чему он научился, какие проблемы у него возникли в процессе работы над проектом и над чем ему еще предстоит поработать.
В заключение можно отметить, что представленный методический алгоритм использования сервисов Веб 2.0 при обучении по методу «Кооперация» С. Кагана является всего лишь одним из вариантов интеграции ИКТ в дидактический процесс. Для развития российской педагогической традиции в контексте информатизации образования мы предлагаем опираться на концепцию обучения в сотрудничестве, разработанную выдающимся педагогом Г.А. Ривиным. Дальнейшую разработку компьютерно-се-
тевого опосредования технологии обучения в сотрудничестве планируется осуществлять в рамках реализации межкультурной программы сотрудничества преподавателей и методистов «STEP into the Global Classroom», действующей в США и за их пределами, организованной американской общеобразовательной школой STACY города Милфорд, Массачусетс (официальный сайт проекта - http://step.stacy. milfordpublicschools. com). Материалы проектов публикуются на вики-сайте (http:// teamlearning.wikispaces.com/), разработка которого велась преподавателями Лаборатории инновационных педагогических технологий гуманитарного факультета Сиб-ГАУ им. М.Ф. Решетнева и преподавателем общеобразовательной школы STACY Рене Абрамсон. Нам еще предстоит раскрыть весь дидактический потенциал технологий Интернета второго поколения в ходе сотрудничества с зарубежными коллегами.
Литература
1. International Telecommunication Union, StatShot No.5, January 2011 // International Telecommunication Union. URL: http:// www.itu.int/ net/ pressoffice/ stats/ 2011/01/ index.aspx
2. Report of the Special Rapporteur on the
promotion and protection of the right to freedom of opinion and expression, Frank La Rue // Office of the High Commissioner for the Human Rights. http://www2.ohchr.org/ english/bodies/hrcouncil/ docs/17session/ A.HRC.17.27_en.pdf
3. Means B, Toyama Y, Murphy R, Bakia M,
Jones K. Evaluation of evidenced-based practices in online learning: a Meta-analysis and review of online learning studies / U.S. Department of Education, 2010. URL: http:// www2.ed.gov/rschstat/eval/tech/evidence-based-practices/finalreport.pdf
4. Wheelan S.A. The Handbook of Group Research and Practice. Thousand Oaks, Calif.: SAGE Publications, 2005. 589 p.
5. Slavin R.E., Sharan S., Kagan S., Webb C,
Schmuck R. Learning to cooperate, cooperating to learn. NY: Springer, 1985. 472 p.
BUDENKOVA E, TSVELYUKH I. COOPERATIVE LEARNING BY MEANS OF WEB 2.0
The methodical algorithm of Web 2.0 integration to the cooperative learning-based didactic process is observed in the article. The implementation of the method “Coop-Coop” created by
S. Kagan is presented as an example of e-learning experience within the bounds of the network intercultural project “The way we are” taking place in the SibSAU and the public school in Shasta, North California.
Key words: informatization of education, information and communication technology, Web 2.0 services, cooperative learning.
А.В. ИВАНОВ, профессор Санкт-Петербург ский государственный политехнический университет
Цифровая печать в медиапространстве
Медиапространство сегодня существует везде, где есть возможность принимать теле- или радиосигнал. Большинство наших детей, особенно в мегаполисах, не озабочены тем, где найти интересную книгу, - они ищут конкретную информацию либо общаются в Интернете. При этом бумажный носитель отходит на второй план. Казалось бы, все очевидно, а между тем потребление бумаги в мире растет - особенно той, которая предназначена для лазерных принтеров. Что же происходит?
Ключевые слова: медиапространство, бумажный носитель информации, цифровая печать, университетское книгоиздание.
Принтер или iPad?
Сегодня принтер стал рядовым офисным явлением, и стоимость его постоянно снижается. Особенно увеличился бумажный документооборот в государственных структурах. Если проанализировать бухгалтерскую и кадровую отчетность, то можно увидеть, что компьютеризация не только не облегчила жизнь людям «государственным», но и в несколько раз увеличила потоки бумаготворчества!
В конце прошлого столетия благодаря разработкам военно-промышленного комплекса США появилась Всемирная паутина - Интернет, которая за исторически ничтожный срок в два с небольшим десятилетия завоевала 2 млрд. пользователей! Интернет зачастую рассматривается как главный конкурент телеэфиру и печатным средствам массовой информации. Так ли это? Может быть, речь идет о новом дополнении к уже существующим технологиям хранения и передачи информации?
Человеческая мысль не стоит на месте: сегодня широкое распространение получили ридеры - электронные устройства для чтения книг с экранов, поистине революционным стало внедрение технологии iPad, где конвергенции подверглась сразу видео-звуко- и текстовая информация. При этом суммарные тиражи бумажных изданий в России, хотя и имеют тенденцию к снижению, еще достаточно прочно удерживают свои позиции.
Выступая с докладом на конгрессе издателей и дистрибьюторов США в 2010 г., президент компании «Конде Наст» Чак Таунсед заявил, что находящиеся на передовых позициях издатели сегодня должны руководствоваться концепцией «Издательского дома - 360 градусов », т. е. продвигать контент по всем возможным направлениям и каналам и превращать издательский бизнес будущего в рекламное агентство полного цикла. Он также сообщил, что значительная часть журналов его издатель-