Научная статья на тему 'Обучение в системе MOOCs: достоинства и недостатки'

Обучение в системе MOOCs: достоинства и недостатки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение в системе MOOCs: достоинства и недостатки»

Е. В. Малышева

Обучение в системе MOOCs: достоинства и недостатки

Аббревиатура MOOCs расшифровывается как Mass Open Online Courses, что в переводе на русский язык значит «массовые открытые онлайн курсы». Это курсы в разнообразных областях знания, которые доступны абсолютно всем пользователям глобальной сети Интернет. В настоящий момент существует достаточно большое количество платформ и систем, на (в) которых размещены как отдельные лекции преподавателей ведущих университетов мира, так и целые курсы, которые разработаны преподавателями известных университетов. Можно назвать такие наиболее известные платформы, как Coursera (https://www.coursera.org), edX (https://www.edx.org), Udacity (https://www.udacity.com), MIT Open Course Ware (http://ocw.mit.edu/index.htm), Academic Earth (http://academicearth.org), Khan Academy (http://ru.khanacademy.org) и др.

Получение знаний таким способом становится все более популярным как за рубежом, так и в России. Такой способ обучения и получения знаний обладает несомненными достоинствами и некоторыми недостатками. Далее подробнее остановимся на достоинствах и недостатках, которые были выявлены автором в процессе прохождения курсов, размещенных на платформе Coursera. Coursera - это одна из наиболее широко известных в России систем, которая в настоящий момент предлагает курсы также и на русском языке. Большая же часть предлагаемых курсов разработана на английском языке.

Для прохождения открытого онлайн курса вы должны создать собственную учетную запись (account). Для того чтобы получить сертификат об успешном прохождении такого курса, необходимо регистрироваться на сайте под тем именем, которое позже появится на вашем сертификате (Certificate of Accomplishment). При этом сертификат может быть либо просто подписан преподавателями данного курса, либо этот сертификат, в случае оплаты небольшой суммы (на Coursera в настоящий момент это 40 долларов США), может стать верифицированным. Процедура верификации включает использование вашей фотографии, а также фиксирование особенностей вашей работы с клавиатурой компьютера.

Продолжительность курсов, предлагаемых на платформе Coursera, составляет от 4 до 12 недель. После регистрации на интересующий вас курс, за неделю до начала курса, вам начинают приходить электронные сообщения с просьбой принять участие в опросе (вам могут быть заданы вопросы о вашем возрасте, местонахождении, собираетесь ли вы получать сертификат, как хорошо

358

вы знакомы с системой таких курсов и т. д.), т. е. авторы курса собирают статистические данные о предполагаемых слушателях и участниках курса. Опросы являются анонимными. После начала курса каждую неделю вы получаете электронное сообщение с планом вашей работы на неделю вплоть до окончания курса.

В каждом курсе есть несколько обязательных элементов. Первая обязательная составляющая курса - это видеолекции (продолжительность от 3 минут до (в среднем) 20 минут). Все видеолекции сопровождаются скриптами (скрипт в данном случае - это запись всей лекции в печатной форме). Как видеолекции, так и скрипты доступны в течение всего курса в сети, также их можно загрузить на свой компьютер и обращаться к ним в любое удобное время.

Следующая обязательная составляющая курса - это форумы. Требования к участию в обсуждениях на форумах могут отличаться. Например, оно может быть добровольным и никак не влияющим на итоговый балл, либо для получения сертификата у вас должно быть не менее некоторого количества записей (posts) на форуме, что дает вам определенный процент (как правило, не более 5 % к окончательной оценке). На форумах вы можете задавать вопросы, на которые (в основном) отвечают участники данного курса, в редких ситуациях в обсуждение могут вмешиваться модераторы или сами преподаватели курса. Общение на форумах четко отражает одну из особенностей таких курсов, а именно: на курс могут записаться как абсолютно незнакомые с данной областью люди, так и люди, которые уже владеют достаточным объемом знаний в этой сфере. Соответственно, обучение в большей степени проходит в режиме самообучения и взаимообучения. Роль преподавателя в основном сводится к записи лекций, подбору справочной информации, разработке системы заданий и разработке критериев выставления оценок.

В рамках курса вы должны выполнять тесты и домашние задания. Выполнение тестов может быть обязательным для получения сертификата, либо может никак не влиять на вашу окончательную оценку. В таком случае тесты используются лишь для самопроверки.

Домашние задания в случае онлайн обучения выполняются письменно (письменные задания могут быть заменены видеопроектом, но если у вас нет возможности сделать видео, то вместо этого может быть письменное описание прототипической ситуации). Письменных домашних заданий в рамках курса может быть несколько. Они загружаются на сайт курса, но доступ к ним кроме самого исполнителя работы имеют лишь преподаватели, модераторы и те слушатели, которые будут оценивать вашу работу (от трех до пяти человек). В процессе взаимооценивания все задания предъявляются другим участникам курса в обезличенном виде, выставление оценки за выполненную работу проходит по предложенным критериям.

359

Для того чтобы просмотреть все видео, выполнять все задания, читать форумы и участвовать в обсуждениях на них необходимо от двух до пяти часов в неделю (в случае, если курс на неродном для вас языке, то количество необходимого для занятий времени увеличивается).

Достоинства массовых открытых онлайн курсов:

1) массовость и открытость (ваш пол, возраст, социальное положение, ваше предыдущее образование, место проживания и даже наличие или отсутствие денег не влияют на ваш доступ к знаниям);

2) расширение сферы общения (в обсуждениях на форумах вы общаетесь с людьми из разных стран, с разным уровнем образования и т. д.; аудитория курса может составлять десятки тысяч человек);

3) асинхронность передачи и получения знаний (вы получаете доступ к лекциям в течение всего курса онлайн, можете обращаться к ним в любое удобное для вас время, можете прослушивать их неограниченное количество раз и имеете возможность сохранения видеолекций с целью последующего обращения к ним уже за рамками курса; при выполнении заданий слушатель курса ограничен некоторыми временными рамками, но они достаточно гибкие и внутри этого временного промежутка вы можете сами регулировать время выполнения задания).

Недостатки массовых открытых онлайн курсов:

1) технические ограничения (у вас должен быть хороший высокоскоростной доступ к Интернету, что до настоящего момента является проблематичным в некоторых регионах и населенных пунктах нашей страны);

2) количество и тематика курсов, предлагаемых на русском языке, ограничены (что является несомненным недостатком, если вы не владеете хотя бы английским языком, но становится неоспоримым достоинством, когда вы изучаете иностранные языки);

3) обучение в системе массовых открытых онлайн курсов требует от слушателя высокого уровня самодисциплины (никто не будет вас заставлять и уговаривать, любое же нарушение объявленных сроков приводит к потере определенных баллов);

4) необходимость владения литературной письменной речью на языке курса (чаще всего это английский язык). Это не совсем недостаток, а скорее необходимое условие; при этом если вы изучаете иностранный язык, то участие в таких специализированных форумах будет хорошей практикой письменной речи на иностранном языке;

5) система выставления оценок за выполненные задания (письменные работы и проекты в рамках курса, как уже было сказано ранее, преимущественно оцениваются самими слушателями по предложенным критериям. Каждая работа оценивается как минимум

360

тремя участниками и к итоговой оценке добавляется либо средний балл, либо сумма трех (и более) оценок, но такие оценки являются в известной мере субъективными и не всегда профессиональными (1) слушатели могут подойти к этому процессу формально, (2) они могут не разобраться в проблематике курса, (3) могут плохо владеть тем языком, на котором предлагается курс, (4) у них просто может быть плохое настроение в этот день.

Последний из названных недостатков перестает являться таковым, если для вас не важна итоговая оценка, и вы не стремитесь получить сертификат о прохождения курса. Таким образом, получение знаний через систему массовых открытых онлайн курсов становится важной составляющей системы непрерывного образования.

А. В. Несмеянов

Пример использования балльно-рейтинговой системы для оценки успеваемости студентов по дисциплине «Практика устной и письменной речи»

Одной из проблем при реализации балльно-рейтингового подхода к контролю качества знаний и успеваемости учащихся является разработка методики расчёта баллов по дисциплине. Основная сложность заключается в противоречии, возникающем между непрерывностью процесса получения знаний учащимся и «прерывистым» характером оценивания усилий, прилагаемых им в ходе обучения. В качестве одного из способов разрешения этого противоречия в учебно-методической литературе преподавателю предлагается разрабатывать так называемую технологическую карту дисциплины.

Технологическая карта (далее ТС) - последовательность направленных образовательных действий обучающегося, нацеленных на усвоение программы в рамках определённой дисциплины. В ТС приводится перечень заданий, которые необходимо выполнить учащимся для формирования соответствующих компетенций, указывается время, отводимое для выполнения заданий, а также количество баллов за тот или иной вид задания. Становится очевидным, что наполнение ТС будет определяться различным факторами, начиная от содержания рабочей программы и заканчивая спецификой дисциплины и её ролью в учебном процессе. Так, ТС по предмету «Немецкий язык» для студента II курса неязыкового вуза, обучающегося по специальности ГМУ, содержит такие задания, как: «Знание ЛЕ по теме», «Диалогическая речь», «Реферирование статьи», «Работа с текстом», «Выполнение грамматических тестов и

361

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.