Научная статья на тему 'Обучение устной речи на занятиях по английскому языку с использованием интернет-сервисов для создания визуальных опор'

Обучение устной речи на занятиях по английскому языку с использованием интернет-сервисов для создания визуальных опор Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1503
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЕ ОПОРЫ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ИНФОГРАФИКА / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ / СЕРВИСЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКЛАДОК / ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ / VISUAL AIDS / VISUALIZATION / INFOGRAPHICS / MIND MAPS / SOCIAL BOOKMARKING / TEACHING SPEAKING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вульфович Екатерина Витальевна

В статье рассматривается использование интернет-сервисов для построения визуальных опор на занятиях по английскому языку. Дается обзор интернет-ресурсов для создания интеллектуальных карт, выделения ключевых слов, сервисов социальных закладок и других инструментов для визуализации информации. Описываются свойства этих сервисов, приводятся результаты их применения в обучении устной речи, раскрывается методический потенциал их использования. Визуализация учебного содержания с помощью современных сервисов может значительно облегчить процесс порождения речевого высказывания и обеспечить более быстрый переход к свободному говорению на английском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING ENGLISH SPEAKING SKILLS USING INTERNET SERVICES TO CREATE VISUAL AIDS

The article discusses the use of Internet services for the construction of visual aids at English language classes. Besides, it gives a review of Internet resources to create mind maps, select keywords, social bookmarking services and other tools for the visualization of information. The article describes the properties of these services and presents the results of their application in teaching spoken language. In addition, it reveals the methodological potential of their use. The visualization of training content with the help of modern services can greatly simplify the process of generating a speech utterance and ensure a more rapid transition to speaking fluent English.

Текст научной работы на тему «Обучение устной речи на занятиях по английскому языку с использованием интернет-сервисов для создания визуальных опор»

ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

TEACHING ENGLISH SPEAKING SKILLS USING INTERNET SERVICES TO CREATE VISUAL AIDS

Е.В. Вульфович E.V. Vulfovich

Визуальные опоры, визуализация, инфографика, интеллект-карты, сервисы социальных закладок, обучение устной речи.

В статье рассматривается использование интернет-сервисов для построения визуальных опор на занятиях по английскому языку. Дается обзор интернет-ресурсов для создания интеллектуальных карт, выделения ключевых слов, сервисов социальных закладок и других инструментов для визуализации информации. Описываются свойства этих сервисов, приводятся результаты их применения в обучении устной речи, раскрывается методический потенциал их использования. Визуализация учебного содержания с помощью современных сервисов может значительно облегчить процесс порождения речевого высказывания и обеспечить более быстрый переход к свободному говорению на английском языке.

Visual aids, visualization, infographics, mind maps, social bookmarking, teaching speaking skills. The article discusses the use of Internet services for the construction of visual aids at English language classes. Besides, it gives a review of Internet resources to create mind maps, select keywords, social bookmarking services and other tools for the visualization of information. The article describes the properties of these services and presents the results of their application in teaching spoken language. In addition, it reveals the methodological potential of their use. The visualization of training content with the help of modern services can greatly simplify the process of generating a speech utterance and ensure a more rapid transition to speaking fluent English.

Сегодня в век Интернета и развитых мобильных технологий люди ориентированы не на текстовую, а на визуальную информацию. В соответствии с проведенными в 2012 году исследованиями длительность концентрации внимания человека уменьшилась на 4 секунды по сравнению с результатами 2000 года и стала равна 8 секундам [Weinreich et ol., 2008]. Сегодня люди в 30 раз чаще знакомятся с визуальной информацией, чем с информацией, представленной в любом другом формате. Именно визуально представленная информация наилучшим образом воспринимается, перерабатывается и запоминается. 90 % всей информации передается через зрительный канал [Kane, Pear, 2016]. Пропускная способность каналов приема и обработки информации по линии «ухо - мозг» равна 50 000

бит/сек. Пропускная способность каналов приема и обработки информации по линии «глаз -мозг» 50 000 000 бит/сек [Манторова, 2002, с. 8]. 40 % людей перерабатывают визуальную информацию лучше, чем текстовую. Спустя 3 дня человек может вспомнить лишь 10 % информации, воспринятой им только на слух, тогда как визуализация информации в дополнение к воспринимаемому на слух позволяет увеличить этот показатель до 65 % [Kane, Pear, 2016].

Еще одним аргументом в пользу визуализации информации можно назвать тот факт, что в наши дни появилось целое направление информационного дизайна - инфографика. Целью ин-фографики является визуализация, донесение сложной информации быстро и понятно. Инфографика сегодня - это графики, диаграммы, схе-

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

мы, таблицы, карты, списки, созданные с помощью современных интернет-сервисов.

При большом разнообразии современных сервисов информационного дизайна проблема ихприменениявпреподаваниииностранныхязы-ков является новым направлением в отечественной методике. Визуализация информации применительно к иностранному языку рассматривалась в научных трудах профессора МГУ С.В. Титовой, однако некоторые вопросы остались недостаточно разработанными [Титова, 2011].

В данной области наблюдается ряд проблем, вызванных существующим противоречием между методическим потенциалом сервисов для визуализации информации и недостаточной разработанностью соответствующей методики реализации этого потенциала для формирования коммуникативной компетенции обучающихся. В том числе отсутствуют разработанные форматы заданий на развитие устной речи на основе сервисов для создания визуальных опор.

Актуальность данного исследования состоит в разрешении этого противоречия. Использование интернет-сервисов с целью визуализации учебной информации при изучении иностранного языка особенно актуально, потому что овладение языком всегда подразумевает запоминание многочисленных иноязычных лексических единиц, устойчивых сочетаний, фразеологизмов, конструкций, оборотов, а также терминов для освоения иностранного языка для специальных целей.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность применения современных интернет-сервисов для создания визуальных опор при обучении устной речи на занятиях по английскому языку. Были отобраны интернет-ресурсы для создания интеллектуальных карт, выделения ключевых слов, сервисов социальных закладок и другие инструменты для визуализации информации, определены условия их применения, разработаны задания для формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся на основе визуальных опор, экспериментально

исследована эффективность применения интернет-сервисов для визуализации информации.

Говорение - самый сложный вид речевой деятельности на занятиях по иностранному языке. Трудности в говорении на иностранном языке обусловлены сложностью процесса порождения речевого высказывания. Изучающий иностранный язык оказывается в сложной ситуации: он одновременно должен концентрироваться на содержании высказывания, выборе соответствующих содержанию языковых средств, соблюдении логической последовательности высказывания, а также реализации своего высказывания во внешней речи.

Поэтому так необходимо помочь обучащим-ся выполнить поставленную коммуникативную задачу с помощью различных опор: планов, текстов, схем, списков ключевых глаголов в нужной форме, цитат, афоризмов, фотографий, рисунков, картинок, карт местности, диаграмм, таблиц, семантических карт типа «mind map», карточек типа «flow chart», слайдов, видеороликов, карикатур, коллажей, лент времени. Использование визуальных опор в начале работы с учебным материалом может обеспечить более быстрый переход к свободному говорению без опор. Учебная информация в виде опор представлена в готовом виде, но сжато. В дальнейшем мозг обучающихся с помощью схемы или другого вида ин-фографики начинает разворачивать зашифрованную информацию во внешнюю речь.

Пассивное созерцание наглядных опор не приведет к эффективному усвоению содержания учебного материала. Необходимым условием является предварительная демонстрация алгоритма действий обучающегося по визуальным опорам, характер которого варьируется в зависимости от вида сервиса и поставленной коммуникативной задачи. Требуется показать обучающимся, какая информация зашифрована на схеме или плане и как разворачивать опоры в целые предложения.

Профессор С.В. Титова указывает на то, что преимущества использования визуальных опор будут реализованы полностью лишь в том случае, если восприятие повлечет за собой мысли-

тельную активность, которая будет сочетаться с различными видами познавательной деятельности - от моторных функций до индуктивного, логического и творческого мышления. Исследователь также отмечает, что чем выше проблем-ность, пародоксальность визуальной информации, тем выше интенсивность мыслительной деятельности обучающегося [Титова, 2011].

Сегодня существует много интернет-сервисов, которыми может воспользоваться преподаватель иностранного языка, чтобы представить наглядные опоры в эстетичной форме, тем самым повышая визуальную грамотность и культуру обучающихся, мотивируя их на достижение успеха в овладении иностранным языком.

Так, например, для обучения тематической и терминологической лексике можно воспользоваться интеллектуальными картами, или, по-другому, семантическими картами, картами ума, картами памяти (англ. mind map). Обучение терминологической лексике играет важную роль в овладении языком специальности. Кроме того, свыше 80 % новых слов, появляющихся в современных языках, составляют специальные лексические единицы. Объем специальной лексики во много раз превышает объем общеупо-

требительной лексики [Гринев-Гриневич, 2008; Хайбулина, 2012]. Исследователи ищут способы эффективного обучения терминам, предлагается как традиционная работа с текстами, так и интерактивные методики [Штейнгарт, 2015]. Среди интернет-сервисов для обучения тематической и терминологической лексике можно назвать mindmeister, thinkbuzan и хт^. Составление интеллект-карт с помощью названных программ является упражнением, в котором реализуются приемы порождения семантических ассоциаций. Семантическая карта представляет собой графически упорядоченные и логически связанные понятия обсуждаемой темы. В центре семантической карты находится центральная идея -ключевое слово, по ассоциации с которым порождается лексико-семантическое поле. Так, в теме «Маркетинг» студентам-экономистам было предложено использовать семантическую карту с сайта siraekabut.com, демонстрирующую совокупность четырех факторов успеха компании. С помощью карты обучающимся нужно было группировать лексику темы, расширить карту и на ее основе раскрыть суть концепции маркетинга 4 пи и при этом использовать максимальное количество слов из карты.

Transport-3**0

Processing ¡Ц]

Рис. 1. Семантическая карта по теме «Маркетинг» [ 13 ]

<

00

ш uQ

1

U

С

С

00

0

1-4

S

1 оа fu

Рч

<

и о

1-4

о

1-4

0

«

и а-

3

1

и

£

ш Е-

S

и

ш 00 X

X

^

о

1-4

о

«

и ш

X X

1-4

о

1-4

<

ш X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м

S

В

н и ш

PQ

Составление семантических карт или их вариаций в виде всевозможного рода списков, перечней и шкал лексических единиц может способствовать накоплению терминологической лексики в словарном запасе обучающихся, ее встраиванию в соответствующие семантико-категорийные ряды [Вульфо-вич, 2015]. Применяя интеллект-карты, можно предложить обучающимся разные форматы заданий.

1. Использовать карту как вариант экспозиции к теме, для прогнозирования содержания будущей темы.

2. Актуализировать уже изученную лексику по теме.

3. Использовать семантическую карту как визуальную опору для понимания содержания текста на чтение или аудирование.

4. Использовать семантическую карту для ее расширения, применяя предшествующие знания или дополнительную информацию из текста на чтение или аудирование.

5. Использовать семантическую карту как план для устного высказывания или письменного эссе по теме.

Сервис wordle.net интересен тем, что с его помощью можно выделять ключевые слова в виде облаков из слов (от «word clouds»), которые, в свою очередь, могут служить визуальной опорой для построения высказываний на английском языке. На рис. 2 видно, как ресурс проанализировал тему «История создания Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы» и выделил в ней ключевые слова. Наиболее часто повторяющиеся слова выделены крупным шрифтом.

Economy

founded

туеа^ Vladimir l№ess i U^nrK"® - - National UlcU IUII oHminictratinr

already Europe merger foundation established hist0fy

'.administration

мв^ loday presidential ■ ■■■i иу - Russia

- igher ■ got B _ reputations _ ■ ЮЭСИПЙ ^ Г Presidential I

Шк goes ■ higher ■ got ■ reputations . ■ leading I Presidential ■

AdministrationAcademy

RANEPAspubiic

Рис. 2. Ключевые слова по теме «История создания Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы»

Данный сервис можно также использовать для отработки языкового материала, например, расставить слова в предложении в нужном порядке.

Для визуализации учебной информации пригодны сервисы социальных закладок (diigo.com, delicious.com, pinterest.com). Эти ресурсы представляют собой коллекцию закладок-ссылок, они могут использоваться для проектной работы. Студенты могут завести коллективную страницу и наполнять ее закладками-ссылками по теме проекта, а также для работы над курсовыми и дипломными работами [Вульфович, 2015, с. 18]. Коллективная страница с социальными закладками о событиях вуза может обеспечить визуальную опору для бесед о текущих событиях на занятиях. Эта страница может включать ссылки на все видеоматериалы из жизни студентов и вуза: обращение ректора, ролик об истории вуза, культурные студенче-

ские мероприятия, конкурсы и т.д. Таким образом, в соответствии со своими предпочтениями студенты могут выбирать различные интернет-сервисы, служащие визуальными опорами для построения устных высказываний, т.е. «реализовывать принцип креативного подхода к работе с информацией» согласно классификации принципов формирования иноязычной информационной компетенции Е.В. Корсаковой [Корсакова, 2014, с. 73].

Нами было проведено исследование эффективности использования интернет-ресурсов для создания интеллектуальных карт, выделения ключевых слов и сервисов социальных закладок при обучении устной речи на английском языке. Участниками эксперимента стали 128 студентов-первокурсников Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Была проведена серия за-

Е.В. ВУЛьФОВИЧ. ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

с использованием интернет-сервисов для создания визуальных опор

нятий, на которых в рамках работы по темам устной речи студентам предъявлялись интеллектуальные карты, «облака» из ключевых слов, демонстрировались видео со странички с социальными закладками. Затем на основе этих визуальных опор студентам предлагалось составить рассказ по теме. Предварительно проводилась отработка лексики и грамматических структур, встречающихся в обсуждаемых темах устной речи. Еще одна серия занятий не предусматривала использования интернет-сервисов для создания визуальных опор, вместо них студентам предлагались тексты. Также нужно было составить рассказ по теме. Заранее были сняты трудности грамматического и лексического характера. Контрольные группы отсутствовали, исследование происходило по вертикали: речевые произведения одних и тех же студентов в обоих случаях оценивались по количеству предложений, темпу изложения, связности и логике высказываний. Исследование показало, что с использованием визуальных опор средний объем высказываний студентов увеличился на 60 %, средняя скорость изложения выросла более чем в 2 раза, в единичных случаях нарушалась логика темы. Самым важным достижением можно было считать отсутствие отказов от ответов. Вне зависимости от уровня подготовленности студентов по иностранному языку каждый мог высказаться по теме, используя визуальные опоры. В то время как текст в качестве опоры смогли использовать только 72 % участников эксперимента.

Анализируя полученные результаты, можно заключить, что визуализация учебного содержания с помощью современных сервисов может значительно облегчить процесс порождения речевого высказывания и обеспечить более быстрый переход к свободному говорению на английском языке без опор. Был сделан вывод, что наибольшим потенциалом для обучения устной речи на занятиях английским языком обладают интернет-сервисы mindmeister, thinkbuzan, xmind wordle, diigo, delicious, pinterest. Разработанные форматы заданий для развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся на основе визуальных опор успешно использовались на первом курсе в рамках дисциплины «Иностранный язык», способствовали оптимизации работы на занятиях - расширению объема высказываний студентов, увеличению скорости

изложения и доли говорения, приходящемся на

каждого обучающегося.

Библиографический список

1. Вульфович Е.В. Обучение иноязычной профессионально ориентированной лексике на основе использования семантических карт [Электронный ресурс]. URL: http:// papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_ id=2562413 (дата обращения: 30.12.15).

2. Вульфович Е.В. Применение веб-технологий в профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. Сер.: Педагогические науки. 2015. № 12 (165). C. 16-18.

3. Гринев-Гриневич С. В. Терминоведение. М.: Академия, 2008. 304 с.

4 Корсакова Е.В. К вопросу о принципах формирования иноязычной информационной компетенции в процессе обучения взрослых иностранным языкам // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 2. С. 71-75.

5. Манторова И. В. Представление учебной информации мультимедийными средствами как фактор повышения качества усвоения знаний: автореф. ... дис. канд. пед. наук. Ка-рачаевск, 2002. 24 с.

6. Титова С.В. Развитие коммуникативной компетенции с помощью визуализации [Электронный ресурс]. URL: titova.ffl.msu. ru/articles/Development-of-IC-by-me...of-Visualization.doc (дата обращения: 30.12.15).

7. Хайбулина Г.Н., Фаткуллина Ф.Г. Основные направления изучения терминологической лексики // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17, № 3. С. 1479-1482.

8. Штейнгарт Е.А., Терских Н.В. Применение интерактивных методов при обучении тер-миноведению студентов профиля «перевод и переводоведение» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 3. С. 87-92.

9. Kane G.C., Pear A. The Rise of Visual Content Online. URL: http://sloanreview.mit.edu/arti-cle/the-rise-of-visual-content-online

10. Weinreich H., Obendorf H., Herder E., Mayer M. Not Quite the Average: An Empirical Study of Web Use. URL: http://www.statisticbrain. com/attention-span-statistics

<C £

ti pq

0

b X

1 w m EU

CL

<

О ^

О о О Й

3

ш t-

K

о

Рч

w

13

о §

x

%

«

о w :г s

b L

<c n w с

5 Д

H U

w

M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.