Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ПАТРИОТИЧЕСКУЮ ТЕМУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ПАТРИОТИЧЕСКУЮ ТЕМУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
566
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ПАТРИОТИЧЕСКУЮ ТЕМУ / ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Борисовна, Рябченко Наталья Николаевна

Цель исследования - определить специфику обучения учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему с использованием метода моделирования. В статье рассмотрена система работы с учащимися 9-х классов при подготовке к ОГЭ по русскому языку, ориентированная на обучение написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему с использованием метода моделирования. Авторы раскрывают алгоритм поэтапной деятельности учителя по реализации обучения учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему, иллюстрируют особенности использования метода моделирования в процессе развития письменной речи обучающихся. Научная новизна исследования состоит в системном подходе к решению проблемы обучения учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему с использованием метода моделирования: разработка целостного комплекса взаимосвязанных элементов подготовки к ОГЭ по русскому языку в аспекте развития письменной речи учеников. В результате предложено поэтапное описание процесса обучения учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему с использованием метода моделирования, определены оптимальные приемы реализации метода моделирования для успешного обучения учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему (моделирование на уровне слов, словосочетаний, предложений, текста; стилизация; прием разворачивания текста и прием моделирования замысла текста).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Татьяна Борисовна, Рябченко Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING THE NINTH-FORM PUPILS TO WRITE A PATRIOTIC ARGUMENTATIVE ESSAY ON THE BASIS OF MODELING METHOD FOR PASSING THE BASIC STATE EXAM IN RUSSIAN

The research is focused on revealing the features of teaching the ninth-form pupils to write a patriotic argumentative essay on the basis of modeling method. The paper considers the teaching system for preparing the ninth-form students for the Basic State Exam in Russian. This system is oriented on teaching the pupils to write a patriotic argumentative essay on the basis of modeling method. The algorithm of a step-by-step teacher’s work aimed at training the pupils to write a patriotic argumentative essay is represented. The peculiarities of using modeling method for the development of pupils’ written language is illustrated. The scientific novelty lies in the system approach to solving the problem of teaching the ninth-form pupils to write a patriotic argumentative essay on the basis of modeling method and in working out the integral complex of interconnected elements to prepare for the Basic State Exam in Russian and to develop pupils’ written language and writing skills. As the result, the step-by-step description of teaching process of the ninth-form pupils to write a patriotic argumentative essay with the use of modeling method has been suggested; the optimal techniques for the realization of modeling method for a successful preparation of the ninth-form pupils to write a patriotic argumentative essay (modeling at the levels of words, word-combinations, sentences and text; stylization; text expansion technique; technique of text idea modeling) have been defined.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ПАТРИОТИЧЕСКУЮ ТЕМУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Е Л Ь С Т

i rpamoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2023. Том 8. Выпуск 5. С. 511-516 | 2023. Volume 8. Issue 5. P. 511-516

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Обучение учащихся 9-х классов

написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему с использованием метода моделирования при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Кузнецова Т. Б., Рябченко Н. Н.

Аннотация. Цель исследования - определить специфику обучения учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему с использованием метода моделирования. В статье рассмотрена система работы с учащимися 9-х классов при подготовке к ОГЭ по русскому языку, ориентированная на обучение написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему с использованием метода моделирования. Авторы раскрывают алгоритм поэтапной деятельности учителя по реализации обучения учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему, иллюстрируют особенности использования метода моделирования в процессе развития письменной речи обучающихся. Научная новизна исследования состоит в системном подходе к решению проблемы обучения учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему с использованием метода моделирования: разработка целостного комплекса взаимосвязанных элементов подготовки к ОГЭ по русскому языку в аспекте развития письменной речи учеников. В результате предложено поэтапное описание процесса обучения учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему с использованием метода моделирования, определены оптимальные приемы реализации метода моделирования для успешного обучения учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему (моделирование на уровне слов, словосочетаний, предложений, текста; стилизация; прием разворачивания текста и прием моделирования замысла текста).

EN

Teaching the ninth-form pupils to write a patriotic argumentative essay on the basis of modeling method for passing the Basic State Exam in Russian

Kuznetsova T. B., Ryabchenko N. N.

Abstract. The research is focused on revealing the features of teaching the ninth-form pupils to write a patriotic argumentative essay on the basis of modeling method. The paper considers the teaching system for preparing the ninth-form students for the Basic State Exam in Russian. This system is oriented on teaching the pupils to write a patriotic argumentative essay on the basis of modeling method. The algorithm of a step-by-step teacher's work aimed at training the pupils to write a patriotic argumentative essay is represented. The peculiarities of using modeling method for the development of pupils' written language is illustrated. The scientific novelty lies in the system approach to solving the problem of teaching the ninth-form pupils to write a patriotic argumentative essay on the basis of modeling method and in working out the integral complex of interconnected elements to prepare for the Basic State Exam in Russian and to develop pupils' written language and writing skills. As the result, the step-by-step description of teaching process of the ninth-form pupils to write a patriotic argumentative essay with the use of modeling method has been suggested; the optimal techniques for the realization of modeling method for a successful preparation of the ninth-form pupils to write a patriotic argumentative essay (modeling at the levels of words, word-combinations, sentences and text; stylization; text expansion technique; technique of text idea modeling) have been defined.

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе патриотическое воспитание выступает обязательным компонентом образовательного процесса школы и особенно гуманитарных дисциплин.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20230074

© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

В настоящее время патриотическое воспитание выходит на первый план, поскольку политическая ситуация в России и за ее пределами ориентирует на необходимость проведения этой работы.

Основная цель воспитания патриотической направленности в школе состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения (Сластенин, Исаев, Шиянов, 2002, с. 372).

Современное школьное филологическое образование располагает всеми условиями для воспитания патриотизма, чувства любви к родному языку, осмысления нравственных ценностей обучающимися (Вырщиков, Соловцова, Столярчук, 2018, с. 85). Одним из распространенных и достаточно действенных способов формирования у учеников патриотического сознания на уроках русского языка выступает обучение написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему.

Следует отметить, что особая роль в аспекте обучения написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему отводится методу моделирования. Благодаря этому методу обучающиеся учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Метод моделирования на уроках русского языка может применяться в рамках изучения морфемики, морфологии, синтаксиса простого и сложного предложений, стилистики. Знакомясь с типовыми моделями языковых единиц, обучающиеся осваивают закономерности, раскрывающие патриотический смысл содержания тех или иных текстов разных функциональных стилей. Однако на сегодняшний день отсутствует единая концептуальная направленность данного подхода в методике обучения русскому языку, т. е. имеется широкий круг вопросов, нуждающихся в поиске, разработке и внедрении в учебный процесс технологий, ориентированных на обучение написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему посредством метода моделирования.

Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- разработать алгоритм деятельности учителя при подготовке к ОГЭ по русскому языку учащихся 9-х классов в аспекте развития письменной речи;

- выявить роль метода моделирования в рамках обучения учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему;

- представить систему работы по обучению учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему с использованием метода моделирования.

В качестве методов исследования использовались анализ и синтез языковых явлений; обобщение и систематизация результатов исследований, полученных на основании сформулированных теоретических выводов и эмпирическим путем при изучении опыта учителей-словесников, применения методических разработок в собственной практике обучения русскому языку.

Теоретической базой исследования являются труды В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова (2002), А. Н. Вырщикова, И. А. Соловцовой, Л. И. Столярчук (2018), Н. А. Сиволобовой (2017), в которых дано обоснование проблемы патриотического воспитания в системе школьного образования; работы Т. А. Ладыженской (Методика развития..., 1991), М. Р. Львова (1985), Н. А. Пленкина (1995), Г. Т. Егораевой (2020), Е. В. Архиповой (2023), отражающие концепции обучения русскому языку, ориентированные на развитие связной речи обучающихся; исследования Л. М. Фридмана (1984), Ю. В. Букаревой (2012), в которых представлены идеи применения метода моделирования в практике школьного обучения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что раскрываемый в статье методический практико-ориентированный материал в виде разработанных упражнений по развитию речи на основе метода моделирования может применяться в качестве дидактической базы в процессе подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку.

Обсуждение и результаты

Написание сочинения-рассуждения на патриотическую тему - одно из самых сложных заданий ОГЭ по русскому языку, к которому нужно готовить обучающихся. Ученикам необходимо не только раскрыть тему, показать умение создавать собственное речевое высказывание с привлечением аргументов, но и отразить субъективное и объективное отношение к прошлому родной страны и края.

В практике обучения русскому языку сочинения-рассуждения на патриотическую тему следует рассматривать как эффективное средство воспитания чувства любви к родному языку, к родному краю, положительного отношения к своей Родине, уважения к своим предкам, любви и терпимости к своим землякам. Отметим, что одним из действенных способов обучения написанию сочинения-рассуждения, в том числе на патриотическую тему, является метод моделирования.

Моделирование - это процесс построения определенных моделей с целью их использования для формирования системы знаний о тех или иных свойствах, взаимосвязях объектов и явлений. К основным чертам метода моделирования относятся: развитие познавательного интереса, активизация и стимулирование умственной деятельности обучающихся; экономия времени, динамичность организации процесса обучения на уроке; использование системы различных методов и приемов обучения; содействие в развитии умственных способностей, интеллектуальных умений и навыков учеников; совершенствование определенных качеств

личности школьника в аспекте таких психологических и поведенческих признаков, как самоуправляющие механизмы личности, межличностные отношения учителя и учащихся (Фридман, 1984, с. 35).

Значимость моделирования в развитии речи школьников состоит в том, что данный метод визуализирует изучаемые языковые явления, содействует повышению коммуникабельности школьников в практике обучения языку, способствует повышению уровня их самостоятельности. Изучая и составляя модели языковых единиц на разных уровнях, обучающиеся знакомятся с сущностью и содержанием тех или иных лингвистических явлений, раскрывают их особенности (Букарева, 2012, с. 5). Из сказанного становится очевидным то, что применение метода моделирования в процессе обучения русскому языку выступает оправданным с точки зрения развития речи учеников.

Таким образом, особое значение приобретает система работы по обучению учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему с использованием метода моделирования, которая представляет собой совокупность определенных приемов и форм работы, используемых на том или ином этапе обучения.

Обозначенная система работы предполагает раскрытие составляющих ее элементов: цели, этапов и методических приемов на основе моделирования. Так, основная цель работы состоит в организации условий, направленных на обучение учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему с использованием метода моделирования.

Система работы по обучению учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему с использованием метода моделирования предусматривает поэтапное построение.

Первый этап работы, информационно-подготовительный, ориентирован на изучение основных понятий, структуры сочинения-рассуждения, разработку его примерной модели, шаблона; знакомство с патриотической тематикой сочинений, обобщение теоретического материала; выполнение тренировочных заданий, упражнений с использованием метода моделирования.

Заслуживает быть отмеченным тот факт, что в рамках подготовки к написанию сочинения-рассуждения целесообразно не только представить примерную структуру сочинения, продемонстрировать возможные варианты речевых клише, которыми можно начать каждую часть сочинения, но и организовать работу по осознанию обучающимися слов и выражений патриотической тематики, необходимых для понимания и анализа исходного текста или темы сочинения. С этой целью необходимо использовать следующие упражнения на основе метода моделирования с применением слов, словосочетаний, предложений, текстов патриотической направленности.

1. Моделирование на уровне слов: образовать имена существительные с суффиксом -ость, -изн от прилагательных, например: патриотический - патриотизм, верный - верность, честный - честность, преданный - преданность, смелый - смелость и т. д.

2. Моделирование на уровне словосочетаний: составить словосочетания со словом «патриотизм», чтобы зависимые слова были разными членами предложения, например: русский патриотизм, советский патриотизм, патриотизм народа, дух патриотизма, говорить о патриотизме, проявлять патриотизм, взывать к чьему-либо патриотизму и т. д.

3. Моделирование на уровне предложений: а) составить сложноподчиненное предложение, употребив союзы «и», «однако», «чтобы», например: Истинное представление о подлинном патриотизме дано в произведениях о Великой Отечественной войне, однако художественные тексты современных авторов, к сожалению, лишены этого аспекта; Чтобы воспитать истинного патриота своей страны, не надо каждую минуту напоминать ему об этом, а нужно собственным примером показать, как можно любить свою страну, малую родину, маму, уважать старших, помогать тем, кто в этом нуждается; б) составить бессоюзное сложное предложение либо предложение с разными видами связи: Воспитательное значение патриотизма огромно - это школа, в которой человек морально растет, крепнет, развивается.

4. Моделирование на уровне текста. Например:

а) создать текст по опорным словам: отечество, подвиг, победа, верность, защитник, нация, Родина;

б) написать сочинение по готовому плану на тему: «Истинный патриотизм - это вера, надежда, любовь к своему языку, народу, стране»:

План

1. Какая она - моя великая Родина?

2. Что объединяет меня с народом моей страны: территория, язык, культура, история?

3. Почему важно формировать чувство единения с людьми и своей страной?

4. Как я формирую это качество в себе?

в) восстановить деформированный текст: определить последовательность предложений, образовав из них целостный текст:

Мы, люди современного поколения, часто задумываемся над вопросом: «Как сформировать 1_патриотизм в наших детях?». На самом деле, ответ лежит на поверхности. Надо научить любить и видеть эту любовь

во всем, что их 2_: в ласковых глазах матери, в которых отражается самая бескорыстная, 3_, чистая

любовь, не требующая ничего взамен; в тихом ласковом весеннем утре, которое 4_солнечными лучами проникает в дом, в 5_вишневой веточке за окном, в горячем южном ветре, 6_тебя мириадами песчинок.

Из всего этого складывается огромная мозаика, которая называется любовь к Родине (1 истинный, 2 окружает, 3 искренняя, 4 нежными, 5 цветущей, 6 осыпающим).

Наряду с указанными приемами моделирования на уровне слов, словосочетаний, предложений, текста, целесообразно отметить еще один прием, который также можно использовать на этапе подготовки -это стилизация. Стилизация представляет собой намеренное искажение стилистических черт текста с целью изменения его функционально-стилевой принадлежности при сохранении идеи и проблемы текста. Суть приема стилизации на уроках русского языка - это создание учениками собственного высказывания на аналогичную тему, но иного стиля или типа речи (Архипова, 2023, с. 67). Например: В тексте Ю. Л. Сагалович «О патриотизме» автор предлагает задуматься о том, что представляет собой истинный патриотизм. Создайте собственное рассуждение на эту тему в художественном стиле.

Итак, на информационно-подготовительном этапе работы по обучению написанию патриотического сочинения-рассуждения важно дать учащимся основные сведения, необходимые для написания сочинения-рассуждения, научить их творчески мыслить, углубить имеющиеся знания патриотической направленности, содействовать развитию умений образовать слова, создавать словосочетания, предложения, тексты патриотической тематики посредством метода моделирования.

Второй этап работы по обучению написанию патриотического сочинения-рассуждения, деятельностно-практический, предполагает совершенствование и контроль умений грамотного построения предложений, навыков лаконичного изложения мысли, композиционно верного построения текста сочинения в соответствии с планом и структурой письменного ответа. Особое место в этой работе отводится методу моделирования текста.

Следует отметить, что обозначенный этап предусматривает свою реализацию именно на уроке по написанию сочинения. Структура данного урока включает следующие этапы:

1. Определение темы и задач сочинения, обсуждение их с обучающимися.

2. Организация предварительной беседы по теме сочинения.

3. Разработка плана сочинения.

4. Проведение работы, ориентированной на речевую подготовку текста: анализ лексических особенностей, составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста и т. п.

5. Организация орфографической и пунктуационной подготовки.

6. Самостоятельное написание обучающимися сочинения.

7. Самопроверка содержания, корректировка текста сочинения обучающимися (Львов, 1985, с. 135).

На уроке по написанию сочинения на патриотическую тему важна предварительная беседа по теме сочинения. В связи с этим на данном этапе урока уместно обратить внимание на организацию бесед, ориентированных на овладение обучающимися знаниями о родной стране (ее истории, культуре, природе), о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о государственной символике России (флаге, гербе и гимне РФ) и т. п. Это поможет раскрыть смысл тем, по которым учащиеся будут писать сочинения.

Привлекают внимание в рамках работы с сочинением-рассуждением модели композиционного построения творческой работы (Таблица 1). При обучении написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему наиболее понятной и доступной для учащихся является модель сочинения от частного к общему. Обозначенная модель позволит наиболее полно сформулировать позицию автора и объяснить смысл высказывания патриотической направленности.

Таблица 1. Модели композиционного построения сочинения-рассуждения

Модель сочинения (от частного к общему) Модель сочинения (от общего к частному)

1. Тезис. 2. Аргументация тезиса. 3. Логический переход (пример 1 из текста). 4. Логический переход (пример 2 из жизненного опыта). 5. Вывод. 1. Вступление. 2. Логический переход (пример 1 из текста). 3. Логический переход (пример 2 из жизненного опыта). 4. Тезис (вывод).

Следует обратить внимание и на тот факт, что в процессе написания сочинения ученику необходимо стремиться к композиционной стройности и завершенности. Это предусматривает наличие в работе логически связанных композиционных частей: вступления, основной части и заключения, а также использование в тексте логических аргументов (научных аксиом, цитат из авторитетных источников, статистических данных и др.) и психологических (примеров, вызывающих эмоциональный отклик, апелляции к общечеловеческим нравственным ценностям и др.) (Егораева, 2020, с. 40-41). С этой целью учителю перед написанием сочинения можно предложить памятки, которые упростят задачу учеников (Таблица 2).

Таблица 2. Памятка «Как составить текст-рассуждение» (Пленкин, 1995, с. 64-65)

1. Выдели основной тезис; подумай, что ты будешь доказывать.

2. Определи, какие доказательства помогут тебе раскрыть суть тезиса и собственную позицию. Эту часть сочинения можно начать так: «Происходит это потому, что...», «Объясняется это тем, что...» и т. п.

3. Сформулируй выводы. Эту часть сочинения можно начать так: «В заключение можно сказать, что...», «Таким образом ... », «Итак,...» и т. п.

4. Напиши текст сочинения.

5. Проверь написанное сочинение._

Следовательно, написание сочинения-рассуждения на патриотическую тему с использованием метода моделирования не только решает задачи овладения обучающимися знаниями о родном языке и литературе, умениями самостоятельно интерпретировать исторический материал, но и содействует созданию смысловой и композиционной целостности, пусть и шаблонной, работы. Для слабых учеников и учащихся со средними способностями указанный алгоритм работы на уроке позволит придать рассуждениям весомость и убедительность, для сильных обучающихся будет способствовать написанию оригинальных текстов, демонстрирующих самостоятельность оценок и суждений.

Последний этап работы по обучению написанию патриотического сочинения-рассуждения, аналитико-оценочный, преследует следующую цель: анализ и оценка письменных работ учащихся. Весьма актуальным на данном этапе является вопрос о критериях оценки ученического сочинения. Эти критерии должны учитывать основные требования к сочинению:

1. Соответствует ли содержание работы теме сочинения, полно ли она раскрыта, достоверен ли представленный материал, насколько четко выражена позиция автора.

2. Какова логика построения работы; насколько обоснованы аргументы; имеются ли расхождения между планом и текстом, повторения или существенные пропуски; обозначена ли главная мысль, представлены ли обобщения и выводы.

3. Соответствует ли работа заявленному типу речи, жанру или стилю.

4. Каковы размеры сочинения, т. е. количество имеющихся слов, предложений, абзацев.

5. Имеется ли вступление и заключение. Если да, то выполняет ли вступление свою функцию, представлены ли основные выводы в заключении.

6. Лексическая сторона работы: правильность выбора имеющихся слов, точность их употребления; наличие синонимов и их разнообразие, присутствие антонимов, экспрессивно-окрашенной лексики, фразеологизмов.

7. Грамматическая сторона работы: правильное употребление предложно-падежных форм, размер и тип имеющихся предложений, присутствие простых осложненных предложений, сложных конструкций, соотношение сочинительных, подчинительных и бессоюзных предложений.

8. Имеются ли индивидуальные черты, если да, то каким образом они выражаются в содержании и в языке сочинения.

9. Имеются ли в тексте изобразительно-выразительные средства языка (тропы и фигуры); если да, то насколько целесообразно они употреблены.

10. Орфографическая и пунктуационная сторона работы; каллиграфия; наличие речевых ошибок и степени их нарушения (Методика развития., 1991, с. 233).

Задачи урока анализа сочинений заключаются в том, чтобы научить обучающихся совершенствовать содержание и форму написанного ими текста, подготовить к работе над новым сочинением. Соответственно, на таких уроках учитель организует работу, ориентированную на краткий анализ содержательно-речевой стороны проверенных работ: раскрытие темы сочинения, присутствие замысла, степени его реализации, наличие творческой оригинальности (на фоне остальных), построение и язык ученических сочинений и т. д.; знакомит учащихся с наиболее удачными работами; проводит коллективную или самостоятельную работу по редактированию нескольких отрывков из сочинений.

С целью закрепления у учащихся 9-х классов умений анализировать содержательно-речевую сторону работ на патриотическую тему, а также формирования представлений о том, что любовь к Отечеству находит свое воплощение и в местном патриотизме, т. е. патриотизм к стране может вырастать из любви к родным местам (Сиволобова, 2017, с. 16), необходимо предложить следующие упражнения на основе метода моделирования текста (приемы разворачивания текста и моделирования замысла текста). Например:

1. Сравните исходный текст (авторский) с тем, который самостоятельно создали. Найдите в своем тексте ошибки, дополните его, опираясь на авторский текст. Например: Д. С. Лихачев «О патриотизме», М. С. Строганов «О патриотизме и войне» и др.

2. Подберите к выделенным словам в тексте о малой родине синонимы. Составьте с ними предложения или связный текст, аргументируя тезис о том, что любовь к малой родине является ярким проявлением патриотизма.

Раннее летнее утро. Солнечные лучи осторожно трогают верхушки деревьев Темного леса. Мы, не спеша, поднимаемся на вершину Стрижамента. Какой потрясающий вид на горы Кавказа оттуда открывается! В дымной шапке предстает перед нами величавый Эльбрус, и складывается обманчивое впечатление, что до него рукой подать. Ты стоишь на краю горы, и перед тобой простирается бесконечная ковыльная степь, звенящая жаворонками, поющая на тысячи голосов, сладко пахнущая дольником и солодкой.

Итак, можно констатировать, что третий этап работы по обучению написанию патриотического сочинения-рассуждения требует от учителя умения кратко анализировать содержательно-речевую сторону работ учеников с целью обобщения, систематизации и закрепления информации.

Заключение

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Система обучения учащихся 9-х классов написанию сочинения-рассуждения на патриотическую тему с использованием метода моделирования предусматривает организацию поэтапной работы аналитико-синтетического характера с применением различных форм учебной

деятельности, опирающихся на конкретные приемы (моделирование на уровне слов, словосочетаний, предложений, текста; стилизация; прием разворачивания текста и прием моделирования замысла текста), с выходом на патриотическое воспитание личности в рамках коллективной и индивидуальной творческой работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация представленной системы работы не только заложит базу для выработки умений составлять собственное речевое высказывание на заданную тему с привлечением аргументов, но и создаст условия для формирования у учеников гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в изучении специфики анализа текстов патриотического содержания с использованием метода моделирования.

Источники | References

1. Архипова Е. В. Основы методики развития речи учащихся. М.: Юрайт, 2023.

2. Букарева Ю. В. Моделирование текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся. Арзамас: Изд-во Арзамасского государственного педагогического института им. А. П. Гайдара, 2012.

3. Вырщиков А. Н., Соловцова И. А., Столярчук Л. И. Теоретические основы воспитания и социализации в современной школе: монография. Волгоград: Перемена, 2018.

4. Егораева Г. Т. ЕГЭ 2020. Русский язык. Тренажер. Учимся писать сочинение. М.: Экзамен, 2020.

5. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985.

6. Методика развития речи на уроках русского языка / под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991.

7. Пленкин Н. А. Уроки развития речи: 5-9-е кл. М.: Просвещение, 1995.

8. Сиволобова Н. А. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи: опыт и инновации. Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного педагогического института, 2017.

9. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Академия, 2002.

10. Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Кузнецова Татьяна Борисовна1, к. филол. н.

Рябченко Наталья Николаевна2, к. пед. н.

1 2 Ставропольский государственный педагогический институт

Kuznetsova Tatyana Borisovna1, PhD Ryabchenko Natalia Nikolaevna2, PhD 1 2 Stavropol State Pedagogical Institute

1 kuznecova_t@list.ru, 2 natascha.nazarenko@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 01.04.2023; опубликовано (published): 19.05.2023.

Ключевые слова (keywords): сочинение-рассуждение на патриотическую тему; подготовка к ОГЭ по русскому языку; метод моделирования в обучении русскому языку; проблемы патриотического воспитания; школьное образование; patriotic argumentative essay; preparation for the Basic State Exam; modeling method for teaching Russian; problems of patriotic education; school education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.