Научная статья на тему 'Методы и приемы работы с текстом в обучении написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему'

Методы и приемы работы с текстом в обучении написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1224
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предмет «Русский язык» / ОГЭ / сочинение-рассуждение на лингвистическую тему / текстоцентризм / текст / ФГОС ООО / subject of Russian Language / OGE / essay-discussion on a linguistic topic / text-centrism / text / Federal state educational standard of basic general education.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — К. С. Зверева, А. А. Ивыгина

В настоящей статье описываются методы и приемы работы с текстом при подготовке выпускников 9 класса к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в рамках Основного государственного экзамена по русскому языку. Внимание авторов сконцентрировано на методике работы с текстом и реализации личностно ориентированного подхода при обучении школьников написанию сочинения 9.1. Целью статьи является анализ причин, в связи с которыми учащиеся редко выбирают сочинение-рассуждение на лингвистическую тему во время сдачи ОГЭ и предложить приемы работы с текстом для привлечения их внимания к этому виду сочинения. В соответствии с обозначенной целью в статье предлагается комплекс заданий по получению знаний и совершенствованию умений и навыков, необходимых для написания сочинения на лингвистическую тему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND RECEPTIONS OF WORKING WITH A TEXT IN TEACHING THE WRITING OF A WORK-DISCUSSION ON THE LINGUISTIC TOPIC

The article describes the methods and techniques for working with text in preparing graduates of grade 9 to write essays-discussions on a linguistic topic in the framework of the Basic State Exam in Russian. The attention of the authors is focused on the methodology of working with text and the implementation of a personality-oriented approach when teaching students to write essay 9.1. The purpose of the article is to analyze the reasons why students rarely choose a composition-reasoning on a linguistic topic during the exam, and offer methods of working with the text to attract students to this type of composition. In accordance with the designated goal, the article proposes a set of tasks to improve the skills necessary for writing an essay on a linguistic topic.

Текст научной работы на тему «Методы и приемы работы с текстом в обучении написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему»

8. Федуленкова Т.Н. Вариантность фразеологических единиц с компонентом go в современном английском языке. Актуальные проблемы английской филологии. 2002; № 3: 110 - 125.

9. Залавина Т.Ю. Когнитивные и прагматические аспекты фразеологизмов со значением «порицание». Автореферат диссертации... кандидата филологических наук. Челябинск, 2007.

10. Залавина Т.Ю., Афанасьева О.Н., Шорохова Л.А. Паремиологический концепт «деньги» как форма ментальной репрезентации знаний о мире. Проблемы истории, филологии, культуры. 2016; № 1 (51): 372 - 379.

11. Кунин А.В. Англо-русский фразеологический словарь. Москва: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1956.

12. Логан П. Смит. Фразеология английского языка. Available at: https://www.booksite.ru/fulltext/smit/text.pdf

13. Power Thesaurus. Available at: https://www.powerthesaurus.org/give_a_sermon/synonyms

14. Collins English Dictionary online. Available at: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/to-teach-someone-a-lesson

15. WordReference.com Language Forums. Available at: https://forum.wordreference.com/threads/to-wash-someones-head-to-carpet-reprimand.3052943/

16. MasterRussian.com. Available at: http://masterrussian.com/idioms/russian_idioms_6.htm

17. Юсупова С.М. Преступление и наказание в семантике идиом (на материале английского языка. Liberal Arts in Russia. 2018; № 2: 162 - 170. Available at: file:///d:/users/% d0%9f%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b7%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c/downloads/prestuplenie-i-nakazanie-v-semantike-idiom-na-materiale-angliyskogo-yaz-ka.pdf

18. Идиомы английского языка. Available at: http://www.english-thebest.ru/idioms.php

References

1. Zibucajte 'E. Problema frazeologicheskogo sinonima. Lietuvos tsr aukstyty mokykty mokslo darbai, kalbotyra. 1962; IV: 281 - 302.

2. Nazaryan A.G. Frazeologiya sovremennogo francuzskogoyazyka. Moskva: Vysshaya shkola, 1987.

3. Shiganova G.A., Yuzdova L.P., Sviridova A.V., Chepurenko A.A., Minenko N.M. Sinonimiya frazeologizmov kak odno iz proyavlenij ih tozhdestva i razlichiya. Vestnik ChelGU. 2014; № 9: 314 - 324.

4. Zalavina T.Yu. Frazeologicheskaya sinonimiya kak sposob otrazheniya real'noj dejstvitel'nosti v nacional'nyh yazykah. Teoreticheskaya i prikladnaya lingvistika. 2018; № 2: 38 - 46.

5. Zhukov V.P. Semantika frazeologicheskih oborotov. Moskva: Prosveschenie, 2006.

6. Yarceva V.N. Yazykoznanie: Bol'shoj 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 1998.

7. Kunin A.V. Frazeologiya sovremennogo anglijskogo yazyka. Moskva: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1996.

8. Fedulenkova T.N. Variantnost' frazeologicheskih edinic s komponentom go v sovremennom anglijskom yazyke. Aktual'nyeproblemy anglijskojtilologii. 2002; № 3: 110 - 125.

9. Zalavina T.Yu. Kognitivnye ipragmaticheskie aspekty frazeologizmov so znacheniem «poricanie». Avtoreferat dissertacii. kandidata filologicheskih nauk. Chelyabinsk, 2007.

10. Zalavina T.Yu., Afanas'eva O.N., Shorohova L.A. Paremiologicheskij koncept «den'gi» kak forma mental'noj reprezentacii znanij o mire. Problemy istorii, tilologii, kul'tury. 2016; № 1 (51): 372 - 379.

11. Kunin A.V. Anglo-russkijfrazeologicheskijslovar'. Moskva: Gosudarstvennoe izdatel'stvo inostrannyh i nacional'nyh slovarej, 1956.

12. Logan P. Smit. Frazeologiya anglijskogo yazyka. Available at: https://www.booksite.ru/fulltext/smit/text.pdf

13. Power Thesaurus. Available at: https://www.powerthesaurus.org/give_a_sermon/synonyms

14. Collins English Dictionary online. Available at: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/to-teach-someone-a-lesson

15. WordReference.com Language Forums. Available at: https://forum.wordreference.com/threads/to-wash-someones-head-to-carpet-reprimand.3052943/

16. MasterRussian.com. Available at: http://masterrussian.com/idioms/russian_idioms_6.htm

17. Yusupova S.M. Prestuplenie i nakazanie v semantike idiom (na materiale anglijskogo yazyka. Liberal Arts in Russia. 2018; № 2: 162 - 170. Available at: file:///d:/users/%d 0%9f%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b7%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c/downloads/prestuplenie-i-nakazanie-v-semantike-idiom-na-materiale-angliyskogo-yaz-ka.pdf

18. Idiomy anglijskogo yazyka. Available at: http://www.english-thebest.ru/idioms.php

Статья поступила в редакцию 20.02.20

УДК 372.890.8

Zvereva K.S., student, Kazan (Volga region) Federal University (Yelabuga, Russia), E-mail: ksu-1697@mail.ru

Ivygina A.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Kazan (Volga region) Federal University (Yelabuga, Russia), E-mail: linguistika@mail.ru

METHODS AND RECEPTIONS OF WORKING WITH A TEXT IN TEACHING THE WRITING OF A WORK-DISCUSSION ON THE LINGUISTIC TOPIC. The

article describes the methods and techniques for working with text in preparing graduates of grade 9 to write essays-discussions on a linguistic topic in the framework of the Basic State Exam in Russian. The attention of the authors is focused on the methodology of working with text and the implementation of a personality-oriented approach when teaching students to write essay 9.1. The purpose of the article is to analyze the reasons why students rarely choose a composition-reasoning on a linguistic topic during the exam, and offer methods of working with the text to attract students to this type of composition. In accordance with the designated goal, the article proposes a set of tasks to improve the skills necessary for writing an essay on a linguistic topic.

Key words: subject of Russian Language, OGE, essay-discussion on a linguistic topic, text-centrism, text, Federal state educational standard of basic general education.

К.С. Зверева, студентка, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Елабуга, E-mail: ksu-1697@mail.ru

А.А. Ивыгина, канд. филол. наук, доц., Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Елабуга, E-mail: linguistika@mail.ru

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В ОБУЧЕНИИ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

В настоящей статье описываются методы и приемы работы с текстом при подготовке выпускников 9 класса к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в рамках Основного государственного экзамена по русскому языку. Внимание авторов сконцентрировано на методике работы с текстом и реализации личностно ориентированного подхода при обучении школьников написанию сочинения 9.1. Целью статьи является анализ причин, в связи с которыми учащиеся редко выбирают сочинение-рассуждение на лингвистическую тему во время сдачи ОГЭ и предложить приемы работы с текстом для привлечения их внимания к этому виду сочинения. В соответствии с обозначенной целью в статье предлагается комплекс заданий по получению знаний и совершенствованию умений и навыков, необходимых для написания сочинения на лингвистическую тему.

Ключевые слова: предмет «Русский язык», ОГЭ, сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, текстоцентризм, текст, ФГОС ООО.

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) принципиально меняет ориентиры современной школы. Основной государственный экзамен (далее - ОГЭ) по русскому языку позволяет проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформированы коммуникативная, лингвистическая и языковая компетенции [1, с. 8]. Одна из приоритетных задач обучения современных школьников

русскому языку - развитие их речи, поэтому ОГЭ сегодня включает задания, направленные на проверку уровня устного и письменного владения речью выпускниками 9 классов.

На итоговом экзамене по русскому языку письменная часть является одной из форм контроля речевых умений и навыков за курс обучения русскому языку в средней школе. Сочинение представляет собой один из самых сложных этапов

экзамена, поскольку в нем обучающийся должен показать не только умения грамотного построения предложений, но и навыки лаконичного изложения мысли, композиционно верного построения текста сочинения в соответствии с планом и структурой письменного ответа [2, с. 123].

Текст составляет основу дидактического материала на современных уроках словесности, т.к. с его помощью обучающиеся не только осваивают необходимый объем знаний, но и развивают основные коммуникативные умения и навыки [3, с. 45]. Поэтому, бесспорно, в качестве положительного опыта можно обозначить реализацию на уроках русского языка принципа текстоцентризма, основное содержание которого заключается в реализации коммуникативно-деятельност-ного подхода в обучении, развитии у обучающихся языковой интуиции.

Личностно ориентированный подход в преподавании и функциональный подходвобученииосуществляетсяприработестекстом.Основныеразделырус-ского языка: лексика, словообразование, морфология, синтаксис - предоставляют возможность практического изучения языка только в условиях контекста [4, с. 37]. Благодаря тексту у обучающихся складывается представление о системе и структуре языка, формируется их языковая личность, развиваются творческие способности, происходит духовно-нравственное воспитание [5, с. 9].

Приемы работы с текстом условно можно объединить в две группы: приемы, направленные на понимание текста (комплексный анализ и реконструкция текста, приемы «Мозаика», «Толстые и тонкие вопросы», «Верные или неверные утверждения», «Синквейн», «Кластер») и приемы, направленные на создание собственного текста. В конечном итоге работа с текстом нацелена на обучение школьников излагать собственные мысли [6].

На уроках русского языка приоритетным направлением остается работа с текстом-рассуждением, особенно в старших классах, поскольку сочинение-рассуждение используется при проверке коммуникативной компетенции на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Выбор данного вида сочинения обусловлен тем, что он позволяет проверить общий уровень развития выпускника, его владение письменной монологической речью, умение обосновывать свою точку зрения и грамотно подбирать аргументы. Благодаря такому виду сочинения экзаменатор может судить об общей культуре, социальной и нравственной зрелости молодого человека [7, с. 21].

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему является одним из видов работы на ОГЭ по русскому языку за 9 класс. Оно представляет собой рассуждение, предметом которого становится высказывание о языке. Отличием этого вида сочинения от двух других (9.2 и 9.3) является осмысление языковых единиц разного уровня: звука, морфемы, грамматической формы, пунктуационного знака и рассуждение об их функциональных особенностях.

По результатам исследования, проведенного на базе МБОУ «СОШ № 18» г. Набережные Челны Республики Татарстан, только 8% выпускников часто выбирают рассуждение на лингвистическую тему, 28% обучающихся редко делают свой выбор в пользу этой темы, оставшиеся 64% даже единожды не писали сочинение 9.1 на пробных экзаменах. По мнению выпускников, такой тип сочинения сложный для написания. Данное сочинение требует от школьников достаточно высокую степень владения метаязыком, умение раскрыть тему и дать обоснованный ответ на поставленный вопрос. В подтверждении собственного мнения и высказывания лингвиста обучающийся должен суметь привести аргументы из прочитанного текста и указать их языковую функцию. Такой тип задания ОГЭ позволяет проверить умение выпускника формулировать собственное мнение на определенную тему по прочитанному тексту [8, с. 7].

Все темы для сочинения 9.1 можно разделить на несколько видов: о правилах орфографии, пунктуации или пунктуационных знаках, о значении, важности или необходимости различных частей речи. Два примера из текста с указанием номера предложения являются аргументами или доказательствами, причём примеры не должны представлять собой большие фрагменты из текста, это могут быть отдельные слова или словосочетания [9, с. 68].

Аргументация в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему должна быть теоретической и опираться на факты о языке, представленные в исходном тексте. Сочинение выигрывает, если в нем преобладает грамотная теоретическая аргументация по прочитанному тексту с указанием роли лингвистического явления [10, с. 12].

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему предполагает тщательную подготовку. При работе с текстом сочинения возможны следующие формы работы:

1. Создание основы сочинения. Необходимо научить обучающихся выделять опорные слова, которые помогут сформулировать тезис, привести правильные аргументы и написать вывод. Повторить способы объединения частей текста и приемы цитирования.

2. Разработка образца-опоры. Вместе с обучающимися написать образцовое сочинение-рассуждение, соответствующее всем критериям оценивания, за которое можно получить высший бал. Это сочинение в дальнейшем выпускники смогут использовать в качестве образца.

3. Взаимное редактирование и рецензирование. Предложить обучающимся обменяться сочинениями и, выступив в роли эксперта, проверить работы друг друга по заданным критериям. Обсуждая достоинства и недостатки сочинений своих одноклассников, обучающиеся учатся избегать собственных ошибок. Та-

кую форму работы можно считать эффективной, так как в чужом тексте недочёты видны лучше [11].

Изучив и обобщив теоретический материал по данной проблеме, мы подобрали и апробировали систему занятий и упражнений для наиболее результативной подготовки выпускников 9 классов к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Подготовка к сочинению 9.1 может проходить в три основных этапа [12, с. 30]:

1 этап: изучение и анализ критериев оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, структуры сочинения, разработка его примерной модели, шаблона.

2 этап: знакомство с темами лингвистических сочинений, обобщение теоретического материала.

3 этап: выполнение тренировочных заданий, упражнений по работе с текстом, написание лингвистического сочинения.

Для обобщения теоретического материала за курс русского языка (5 - 9 классы) мы предложили учащимся 9 класса упражнения, направленные на закрепление и упорядочивание лингвистического материала. Опираясь на учебные пособия под ред. И.П. Цыбулько и Л.Н. Черкасовой, мы разработали задания, ориентированные на подготовку обучающихся к написанию сочинения 9.1, взяв за основу заполнение таблиц, которое позволит обучающимся структурировать объемный материал и будет способствовать лучшему его запоминанию.

Задания для обобщения теоретического материала

1. Работайте в парах. Заполните пропуски в таблице «Функции знаков препинания» [9, с. 74].

Функции знаков препинания Знак препинания Случаи употребления

Разделительная Прерванность речи. Незаконченность высказывания. Пропуск слов в тексте.

Тире ( - )

Запятая (,) Обособление однородных членов предложения. Выделение простых предложений в составе сложного.

Двоеточие (:)

Точка с запятой (;)

Постановка при вводных словах и конструкциях, обращении, обособлении определений, дополнений и обстоятельств, уточняющих членах предложения.

Кавычки («...»)

2. Задание для работы в группах. Определите функции языковых явлений в тексте. Дополните второй столбик каждой таблицы [11, с. 148].

Лексические явления

Лексические явления Функция в тексте

1. Слово Номинативная функция: называет ...

2. Средства художественной выразительности Усиливают ...

3. Синонимы Служат ...

4. Антонимы Позволяют показать ...

5. Многозначность слова Служит ...

6. Экспрессивно-оценочная лексика Придает отношение ...

7. Диалектные слова Позволяют передать характерные ...

8. Профессиональные слова Позволяют ввести ...

9. Фразеологизмы Усиливают ...

Грамматические явления

Морфологические явления Функция в тексте

1. Имя существительное Обозначает ...

2. Имя прилагательное Придает ...

3. Имя числительное Обеспечивает ...

4. Местоимение Служит для ...

5. Глагол Временные формы глагола позволяют показать . Повелительное наклонение содержит Условное наклонение выражает .

Синтаксические явления

Синтаксические явления Функция в тексте

1. Вопросительные предложения Привлекают ...

2. Побудительные предложения Выражают ...

3. Восклицательные предложения Выражают ...

4. Неполные предложения Отражают ...

5. Инверсия Интонационно ...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Назывные предложения Описывают ...

7. Предложения с однородными членами Описывают ...

8. Обособленные определения и приложения Дополняют ...

9. Обособленные обстоятельства Обозначают ...

10. Вводные слова Выражают отношение ...

11. Обращение Придает ...

12. Сложное предложение Позволяет ...

Одной из важных задач при работе с текстом является вычленение его основной мысли и ключевых слов. Для успешного написания сочинения-рассуждения обучающемуся необходимо уметь определять основную мысль предложенного высказывания и самого текста, находить опорные слова из большого количества языкового материала, вычленять аргументы для доказательства тезиса и уметь объяснять их функцию. С этой целью мы предложили учащимся комплекс упражнений, направленных на отработку необходимых навыков.

Тренировочные задания для работы с текстом (подготовка к сочинению 9.1) № 1. Прочитайте и выделите ключевую мысль цитаты. О каком лингвистическом явлении идет речь в высказывании?

«Знаки препинания помогают выразить различные смыслы слов и окрашивают их чувства». (Г. Граник)

«Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, которая создается явлениями многозначности, синонимии и омонимии». (Л. Введенская) [9, с. 75].

№ 2. Определите основную мысль высказывания и найдите в нем ключевые слова. Прокомментируйте цитату, охарактеризовав языковое явление

«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи - единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение... И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». (М. Панов)

«Употребление личных и притяжательных местоимений придает речи оттенок искренности». (И. Голуб) [9, с. 76].

№ 3. Прочитайте высказывание и определите его основную мысль. О каком языковом явлении идет речь в цитате? Приведите примеры, характеризующие лингвистический материал [9, с. 77].

«На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». (Н. Шанский)

«Местоименные слова - слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». (А. Реформатский)

№ 4. Определите и подчеркните ключевые слова высказывания. Сформулируйте основную мысль фразы. Определите роль фразеологизмов в речи [9, с. 77].

«Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и жи-вотрепетало, как метко сказанное русское слово». (Н. Гоголь)

№ 5. Прочитайте цитату и дайте к ней развернутый комментарий.

«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». (К. Паустовский)

«Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова». (А. Реформатский)

№ 6. Прочитайте высказывание. Дайте комментарий цитаты по указанному плану:

1. Привести цитату с указанием автора.

2. Указать на языковое явление, которое представлено в цитате.

3. Раскрыть его место, функцию, значение в языке.

В.В. Виноградов, выдающийся лингвист и литературовед: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими».

В.Г. Ветвицкий, известный лингвист: «Имя существительное - это как бы дирижер грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты -зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним».

№ 7. Поработайте над стихотворением русского поэта. Сформулируйте тезис, раскройте и докажите его, основываясь на примерах [9, с. 77].

«Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат,

Но скудно вносим мы в него хороший склад.

Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить». (А. Сумароков)

№ 8. Как вы понимаете высказывание известного ученого? Согласны ли вы с его утверждением? Обоснуйте свою точку зрения [9, с. 78].

В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями. (Л.Т. Григорян)

№ 9. Среди фрагментов из художественных произведений найдите примеры, которые иллюстрируют использование языковых явлений. Определите их функцию в тексте [11, с. 149].

1. Поддавшись общему сумасшествию, мы с Борей на последние копейки покупали открытки с портретами чемпионов и выслеживали Черную маску, по нескольку часов ожидая в тени подъезда минуты, когда взмыленный рысак примчит к воротам цирка подпрыгивающую пролетку, откуда выскочит Черная маска. (В. Катаев)

2. В избе было тепло, под таганком в печке потрескивали сухие полешки, весело разбрызгивая искры. (А. Лиханов)

3. Сам он себя в любом случае считал неотразимым, и это чувствовалось в каждом его движении: в том, как он разгуливал по школьному коридору на перемене, прямой, как балерина, горделиво неся красивую, заботливо причесанную голову (Ю. Вяземский)

Однородные члены предложения:

Деепричастный оборот:

Контекстуальные антонимы:

Сравнения:

Данный комплекс заданий и упражнений по подготовке к написанию сочинения был апробирован среди обучающихся 9 класса на базе МБОУ «СОШ № 18» г Набережные Челны Республики Татарстан. По результатам пробного сочинения максимальный балл набрали 3 обучающихся, 7 обучающихся (28%) получили оценку «хорошо», 10 обучающихся (40%) справились на «удовлетворительно» и 20% обучающихся не справились с заданием.

Во время эксперимента мы проанализировали эффективность применения методических приемов работы с текстом при подготовке к сочинениям подобного рода. Результаты проведенного исследования показали качественный уровень усвоения школьниками предложенного материала. С контрольным сочинением справились все ученики. Оценку «отлично» получили 8 обучающихся, что составляет 32% от общего числа учеников в классе. Это почти в 3 раза больше, чем на входном тестировании. 11 обучающихся справились с заданием на оценку «хорошо»- 44%. «Удовлетворитель-о-- гюлуч»ли-»чо-икой »1 йсса(24%).

При сопоставительном анализе пробного и контрольного сочинения после оор обации данной методики оценки обучающихся за сочинение стали значитель-

но выше. В первом случае не справились с заданием 5 обучающихся (20%) - при написании контрольного сочинения отметку «неудовлетворительно» не получил ни один ученик.

На диаграмме четко прослеживается, что результаты пробного сочинения ниже, чем результаты контрольного сочинения после проведенных занятий. Из этого следует вывод, что комплекс разработанных упражнений является эффективным средством подготовки обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

В заключение отметим, что сочинение-рассуждение на лингвистическую тему требует пристального внимания при подготовке к ОГЭ, так как для его на-

Библиографический список

писания необходимо обобщить и систематизировать изученный лингвистический материал, поэтому подготовка к сочинению 9.1, на наш взгляд, должна начинаться еще в 5 классе и продолжаться на протяжении всего периода обучения в школе. В выпускном классе необходимо провести анализ критериев оценивания сочинения, разобрать структуру письменного ответа, обобщить изученный теоретический материал по русскому языку за курс средней школы, разработать примерную модель, клише для написания сочинения. Представленные упражнения могут быть использованы на подготовительных занятиях по написанию сочинения, задачей которых является объединить теоретические основы предмета с умением их практического применения.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. ФГОС. Под редакцией Н.В. Гончарова, Г.С. Абрамян. Москва: Просвещение, 2019.

2. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для вузов. Москва: Академия, 2001.

3. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Филологическое образование» и специальности «Русский язык и литература». Москва: Дрофа, 2006.

4. Текст на уроках русского языка: сборник научно-методических статей. Под редакцией М.Р Шумарина. Балашов: Николаев, 2004.

5. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учебное пособие для учреждений начального и среднего профессионального образования. Москва: Академия, 2013.

6. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академический проект, 2006.

7. Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение: учебно-методическое пособие. Йошкар-Ола: Периодика Марий Эл, 2008.

8. Павлова Т. И. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2011.

9. Черкасова Л.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение и изложение. Москва: Эксмо, 2019.

10. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2019: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2018.

11. Русский язык ОГЭ. Практикум и диагностика: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под редакцией И.П. Цыбулько. Москва: Просвещение, 2017.

12. Егораева ГТ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). Москва: Экзамен, 2009.

References

1. Federal'nyjgosudarstvennyjobrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. FGOS. Pod redakciej N.V. Goncharova, G.S. Abramyan. Moskva: Prosveschenie, 2019.

2. Baranov M.T. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v shkole: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Akademiya, 2001.

3. Voiteleva T.M. Teoriya i metodika obucheniya russkomu yazyku: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po napravleniyu «Filologicheskoe obrazovanie» i special'nosti «Russkij yazyk i literatura». Moskva: Drofa, 2006.

4. Tekst na urokah russkogo yazyka: sbornik nauchno-metodicheskih statej. Pod redakciej M.R. Shumarina. Balashov: Nikolaev, 2004.

5. Antonova E.S., Voiteleva T.M. Russkij yazyk: posobie dlya podgotovki k EG'E: uchebnoe posobie dlya uchrezhdenij nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2013.

6. Litnevskaya E.I., Bagryanceva V.A. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v srednej shkole: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademicheskij proekt, 2006.

7. Aref'eva S.A. Sochinenie-rassuzhdenie: uchebno-metodicheskoe posobie. Joshkar-Ola: Periodika Marij 'El, 2008.

8. Pavlova T.I. Sochinenie-rassuzhdenie na itogovoj attestaciipo russkomu yazyku v 9 i 11 klassah: uchebno-metodicheskoe posobie. Rostov-na-Donu: Legion, 2011.

9. Cherkasova L.N. Russkij yazyk: sochinenie-rassuzhdenie i izlozhenie. Moskva: 'Eksmo, 2019.

10. Senina N.A. Russkij yazyk. Podgotovka k OG'E-2019: uchebno-metodicheskoe posobie. Rostov-na-Donu: Legion, 2018.

11. Russkij yazyk OG'E. Praktikum i diagnostika: uchebnoe posobie dlya obscheobrazovatel'nyh organizacij. Pod redakciej I.P. Cybul'ko. Moskva: Prosveschenie, 2017.

12. Egoraeva G.T. Praktikum po russkomu yazyku: podgotovka k vypolneniyu chasti 3 (S). Moskva: 'Ekzamen, 2009.

Статья поступила в редакцию 25.02.20

УДК 654.197

Kadieva P.M., MA student, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: kadiy04@mail.ru

Buleiko N.A., Cand. оf Sciences (History), senior lecturer, Dagestan State of University, (Makhachkala, Russia)

THE SPECIFICS OF MORNING BROADCAST ON MODERN TV. The main content of the study is the analysis of the study of morning cognitive-entertaining programs. The key idea of the article is to identify the features inherent in morning programs by examining the format, style and work of leading journalists. The authors focus on the fact that morning cognitive-entertaining programs are presented in two formats: a television magazine ("Mood" and "Day after Day") and a video channel that includes a block with information releases ("Good Morning" and "Morning of Russia"). Despite the fact that theorists of journalism define cognitive-entertaining programs, practical studies of the morning programs that exist on the modern screen do not exist. Considering the low degree of elaboration of the topic and a small amount of empirical information on morning programs on Russian television channels, the authors examined some format features of popular morning programs at the federal and regional levels.

Key words: morning broadcast, television presenter, interview, forms, program, infotainment, audience.

П.М. Кадиева, магистрант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: kadiy04@mail.ru

Н.А. Булейко, канд. истор. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала

СПЕЦИФИКА УТРЕННИХ ПЕРЕДАЧ НА СОВРЕМЕННОМ ЭКРАНЕ

Основное содержание исследования составляет анализ изучения утренних познавательно-развлекательных передач. Ключевая идея статьи - выявление особенностей, присущих утренним программам, путем рассмотрения формата, стиля и работы ведущих-журналистов. Авторы акцентируют внимание на том, что утренние познавательно-развлекательные программы представлены в двух форматах: телевизионным журналом («Настроение» и «День за днем») и видеоканалом, который включает в себя блок с информационными выпусками («Доброе утро» и «Утро России»). Несмотря на то, что теоретики журналистики дают определения познавательно-развлекательным программам, практических исследований функционирующих на современном экране утренних передач не существует. Учитывая невысокую степень разработанности темы и небольшое количество эмпирической информации, посвященной утренним передачам на российских телеканалах, авторами рассмотрены некоторые форматные особенности популярных утренних передач на федеральном и региональном уровнях.

Ключевые слова: утренний эфир, телеведущий, интервью, формат, программа, инфотейнмент, аудитория.

Телевизионное утро на многих каналах начинается с утренних обозрений. На протяжении 4 - 5 часов эфирного времени в передачах идет огромное количество материалов разнообразных жанров, начиная с интервью и заканчивая

обозрением. Утреннее шоу обладает индивидуальным форматом и версткой, а инфотейнмент выступает основным каркасом передачи, в котором и заключена игровая природа познавательно-развлекательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.