Научная статья на тему 'Обучение учащихся 6-8 классов основам медиации конфликтов'

Обучение учащихся 6-8 классов основам медиации конфликтов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
657
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ / ФГОС / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева К. А., Деркач А. М.

В статье рассматриваются некоторые аспекты деятельности школьной службы медиации. Предлагаются подходы к обучению учащихся 6-8 классов приемам медиации как альтернативного способа разрешения конфликтов. Раскрытие аспектов ведется с позиций формирования личностных характеристик, заложенных во ФГОС, а также авторской технологии обучения разрешению конфликтов «Живая медиация». Отмечаются направления привлечения субъектного опыта обучающихся, установления межпредметных связей с литературой, русским языком, историей. Обсуждаются результаты педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение учащихся 6-8 классов основам медиации конфликтов»

капитала в структуре национального богатства, расходов на социальную сферу и уровня развития системы образования Россия и Беларусь входят в число лидеров готовности к экономике знаний.

С другой стороны, недостаточное развитие технологической инфраструктуры и низкая наукоемкость являются сдерживающими факторами, которые необходимо нивелировать на всех уровнях управления.

Список литературы:

1. Баранов А.М. Информационный вектор экономического развития. - М.: Интеграция, 2016. -

360 с.

2. Будаева О. В. Информационная экономика и перспективы её развития в России: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. - Улан-Удэ, 2006. - 158 с.

3. Баранов А.М. Университетский комплекс как организационная форма деятельности высшего учебного заведения // Вестн. экон. интеграции. - 2016. - № 1. - С. 164-169.

4. Баранов А.М. Информационные кластеры как основа инновационного развития Республики Беларусь: зарубежный опыт // Друкеровский вестник. - 2016. - №1. - С. 246-254.

5. Курицкий А. Б. Государственное регулирование информационной экономики в условиях глобализации: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.14. - СПб., 2004. - 290 с.

6. Human Development Report 2016 [Electronic resource] // Human Development Reports United Nations Development Programme. 2016. - URL: http://hdrstats.undp.org/en/countries/data_sheets/cty_s_RUS.html. (Date of access: 10.06.2016)

УДК 371

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 6-8 КЛАССОВ ОСНОВАМ МЕДИАЦИИ КОНФЛИКТОВ

Лебедева К.А., Деркач А.М., 2019 ГБОУ гимназия № 505, Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые аспекты деятельности школьной службы медиации. Предлагаются подходы к обучению учащихся 6-8 классов приемам медиации как альтернативного способа разрешения конфликтов. Раскрытие аспектов ведется с позиций формирования личностных характеристик, заложенных во ФГОС, а также авторской технологии обучения разрешению конфликтов «Живая медиация». Отмечаются направления привлечения субъектного опыта обучающихся, установления межпредметных связей с литературой, русским языком, историей. Обсуждаются результаты педагогического эксперимента.

Ключевые слова: школьная служба медиации, ФГОС, разрешение конфликтов.

TEACHING THE STUDENTS OF 6-8 CLASSES THE BASES OF MEDIATION OF THE

CONFLICTS

Lebedeva K.A., Derkach A.M., 2019 Gymnasium №505, St. Petersburg

Annotation: this article examines some of the aspects of school mediation service. The approaches to teaching the students of 6-8 classes the methods of mediation as an alternative way of resolving conflicts are offered in this work. Aspects are shown through the forming of personal characteristic required by educational standards and also through author's technology of teaching conflict resolution "Live Mediation", are discussed. There is a tendency of engaging subject experience and establishing subject connections with Russian Language, Literature and History. The results of the pedagogical experiment are being descussed.

Key words: school service of mediation, educational standards, resolving conflicts.

Введение

Медиация является альтернативой любому директивному способу решения споров. В этот процесс включается посредник, называемый медиатором. Служба школьной медиации - это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации,

учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода [1].

Создание служб медиации в общеобразовательных организациях стало одним из ключевых шагов в повышении эффективности образовательного процесса в связи с введением ФГОС основного общего образования. В ГБОУ гимназии № 505 Санкт-Петербурга в 2016/17 и в 2017/18 учебных годах был проведен педагогический эксперимент по апробации различных методик и приемов работы службы медиации. За основу при работе была взята программа А.В. Микляевой, рекомендованная к применению специалистами СПбАППО [2].

Результат этого педагогического эксперимента - разработанная нами педагогическая технология «Живая медиация». Ее главным отличием от описанных в методической литературе приемов и методов является то, что целью деятельности службы школьной службы медиации выступает обучение, а не только успешное разрешение конфликтов. Это обучение направлено на формирование знаний о природе конфликтов и моделях поведения в них, навыков общения и взаимодействия, их отработку в ходе решения кейсов, а затем и на практике. Учащиеся, прошедшие такое обучение, становятся подростками-медиаторами и входят в «группу равных», вовлекаются в продуктивную деятельность по профилактике и разрешению возникающих в образовательном учреждении конфликтных ситуаций [3].

Мы полагаем, что обучение в рамках деятельности службы медиации является, по сути, одним из немногих эффективных путей формирования личностных характеристик, заложенных во ФГОС основного общего образования в разделе «Портрет выпускника основной школы» [4]. К этим характеристикам мы относим такие, как «уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов».

Педагогический эксперимент показал возможность привлечения к работе службы медиации учащихся 9-11 классов (на этих учащихся ориентирована программа А.В. Микляевой).

В этой статье мы рассмотрим аспекты и возможность привлечения к деятельности службы медиации обучающихся более младшего возраста, учащихся 6-8 классов.

Построение программы обучения

Одной из проблем обучения подростков-медиаторов навыкам медиации конфликтов является отсутствие соответствующей программы для учащихся 6-8-х классов. Уже упомянутая программа, предназначенная для учащихся 9-11 классов [2], имеет сложности в усвоении более младшими подростками. Это связано со спецификой возраста и особенностями познавательной сферы. Объективные сложности и затруднения в реализации программы с учащимися более младшего возраста мы условно объединили в две группы - психологические (связанные с возрастными особенностями учащихся) и содержательные (связанные с несформированностью научных и житейских понятий о конфликтах, природе конфликтов, недостаточностью субъектного опыта).

Наряду с этим имеются, на наш взгляд, удачные программы и рекомендации по обучению основам психологии и проведению психологических тренингов, основанные на принципах, позволяющих использовать их при формировании аналогичной программы по обучению медиации. Нами были использованы программы «Тропинка к своему «Я»» (О.В. Хухлаева, 5 -6 классы и 7-8 классы) [5], «Я - подросток» (А.В. Микляева) [6], рекомендации по проведению психологических игр (М.Р. Битянова) [7], рекомендации по проведению тренингов (И.А. Баева) [8].

Выделенные нами сложности и затруднения в этих программах и рекомендациях решены следующим образом:

1. Для формирования мотивации к осуществлению деятельности предлагается опираться на объективно имеющиеся интересы учащихся раннего подросткового возраста, а именно, на интерес к своей личности, своим действиям и поступкам, к взаимоотношению подростков и взрослых, подростков и сверстников. Вовлечение в деятельность, таким образом, предполагает, что в процессе ее осуществления будут удовлетворены познавательные интересы обучающегося в данной сфере;

2. Несмотря на то, что обучение или другая деятельность ведется в зоне ближайшего развития обучающегося или опережает ее, опора осуществляется на известные обучающему понятия и представления.

Вместе с тем, отметим и то, что данные программы и рекомендации, по сути, не содержат конкретных указаний на приемы и методы учета такого характерного фактора, как неравномерность и значительная индивидуальная вариативность темпов развития мальчиков и девочек, акселерации и ретардации, наблюдаемых как в плане физического, так и в плане психологического развития. Данное обстоятельство обычно включается в число основных особенностей подросткового возраста [9, С. 289290].

Учитывая все эти аспекты, формируя целевой компонент обучения учащихся 6-8 классов приемам медиации как альтернативного способа урегулирования конфликтов, мы не предполагаем участия учащихся данного возраста в разрешении конфликтов в системах ребенок-взрослый и взрослый-взрослый, сосредотачивая внимание на межличностных конфликтах среди детей и подростков. В соответствии с этим целью обучения является создание условий для подготовки подростков к осуществлению эффективной медиации конфликтов между детьми и подростками в условиях образовательного учреждения.

Содержание обучения построено нами по концентрической схеме: от знакомства с понятиями медиации, моделями поведения в конфликте к проигрыванию этих моделей в ходе занятий и, наконец, на завершающих этапах обучения, к участию в разрешении конфликтных ситуаций и ссор между учащимися в более младших классах.

Теоретический блок содержания обучения был сформирован нами с учетом возрастных особенностей учащихся 6-8 классов. Для этого во вводную часть добавлено изучение таких понятий, как «личность», «конфликт», «социум», фактически осуществлена актуализация понятий, полученных из курса истории, обществознания, русского языка, литературы.

Отметим, что эти и некоторые другие понятия у подростков данного возраста только формируются в качестве научных, происходит их конкретизация и обобщение, выделение существенных признаков, отличий от других понятий. Ошибочно считать, что формирование этих многоаспектных, широких по смыслу понятий осуществляется одномоментно, например, при изучении обществознания в 5 классе, где речь идет и о личности, и о межличностных конфликтах. Анализ ФГОС позволяет проследить, что данные понятия преемственно формируются и развиваются на протяжении всего периода обучения на ступени основного общего образования. Причем этапом основного общего образование их формирование не завершается.

Поэтому, в отличие от обучения медиации учащихся 9-11 классов, ключевую роль в освоении программы играет раскрытие межпредметных связей и межпредметная интеграция, использование сформированных на более ранних этапах обучения метапредметных результатов, связанных с переносом и трансформацией знаний из разных областей, с целеполаганием (согласно ФГОС ООО). Это дает возможность учащемуся оперировать частично сформированным понятием или представлением, не опираясь на его точную дефиницию. В Таблице 1 показаны основные направления такой межпредметной интеграции и установления межпредметных связей.

Таблица 1. Установление межпредметных связей для выявления существенных признаков некоторых понятий, используемых в медиации конфликтов

Понятие, термин Область установления межпредметных связей Примеры

Конфликт Русский язык Синонимы и близкие по значению слова: спор, противодействие, противостояние, столкновение

Литература А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

История Конфликт между Афинами и Спартой

Обществознание Семья, конфликты в семье

Личность Русский язык Синонимы и близкие по значению слова: герой, персона, характер

Литература Личность Герасима, И.С. Тургенев «Муму»

История Личность Александра Невского

Обществознание Место личности в обществе, социальный статус

Медиация, примирение Русский язык Значение слов и частей слова (приставки, корня): примирение, переговоры, мир, перемирие, компромисс, решение

Литература К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

История Образование русского централизованного государства

Обществознание Решение конфликтов в семье, обществе

Биология Симбиоз в растительном и животном мире

Характеристика процесса обучения

Важным аспектом подросткового возраста является осознание своих особенностей, которое можно охарактеризовать как «открытие себя». Учащимся 6-8 классов необходимо помочь научиться решать проблемы межличностного общения, обрести уверенность в собственных силах и, тем самым, преодолеть сложности подросткового кризиса, во многом связанного с неприятием себя и своих особенностей.

Мы исходим из того, что получение и усвоение информации о разновидностях эмоциональных проявлений способствует грамотному восприятию учащимися других людей, а также формированию у них способности сопоставлять те или иные эмоции с возможным психологическим состоянием, в котором пребывает человек.

Осознание учащимися 6-8 классов значимости бесконфликтного общения с учетом преобладания таких моделей поведения в спорных ситуациях, как «сотрудничество» и «компромисс», во многом определяет их дальнейшую коммуникацию и специфику взаимодействия в социуме.

Авторская технология «Живая медиация» предусматривает, что прошедшие обучение включаются в «группу равных» и становятся подростками-медиаторами. Таким образом, ожидаемые результаты обучения заключаются в формировании у подростков готовности к осуществлению медиации детских и подростковых конфликтов в условиях образовательного учреждения. Эта готовность проявляется в:

- конструктивной мотивации к осуществлению функций медиатора;

- владении знаниями о природе и динамике развития детских и подростковых конфликтов, этапах медиации конфликтов между учащимися в условиях образовательного учреждения;

- владении навыками осуществления медиации конфликтов между учащимися в условиях образовательного учреждения;

- заинтересованности в дальнейшем росте в области совершенствования навыков медиации конфликтов и возможном получении образования по специальности/направлению социогуманитарного профиля.

Критерием результативности обучения выступает достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено:

1) на основе субъективных мнений (самоотчетов) подростков -участников программы;

2) на основе экспертных оценок со стороны куратора программы подготовки подростков-медиаторов;

3) на основе объективной оценки с использованием контрольно-оценочных материалов.

При освоении курса учащимися 6-8 классов отдельное внимание отводится работе с различными проблемными заданиями и кейсами, отработке теоретических знаний на практике. Данный вид деятельности осуществляется при помощи ролевого проигрывания, инсценировок и дискуссий. Отметим, в процессе педагогического эксперимента было зафиксировано и то, что, в отличие от учащихся 9-11 классов, обучающиеся более младшего возраста не высказывают желания и

не демонстрируют готовности сразу приступать к обсуждению и разрешению конфликтов. Поэтому такой подход оказывается оправданным.

Педагогический эксперимент и некоторые результаты

Педагогический эксперимент, в ходе которого основам медиации конфликтов обучались учащиеся 6-8 классов, был осуществлен с начала 2018/19 учебного года в ГБОУ гимназии №505 в рамках деятельности районного центра инновационного педагогического поиска. В отличие от педагогического эксперимента, в который были вовлечены обучающиеся 9 -11 классов, осуществленного в предыдущие годы и позволившего сформулировать и определить условия такого обучения, этапы реализации педагогической технологии обучения разрешению конфликтов, в данном эксперименте мы ставили задачу доказать принципиальную возможность работы с учащимися более младшего возраста.

В экспериментальную группу по обучению основам медиации на добровольной основе, исходя из собственного познавательного интереса, вошли 10 учащихся - 8 девочек и 2 мальчика. Система занятий выстроена так, чтобы одно занятие в неделю было обязательным для посещения, а в остальное время группа собирается, если есть необходимость консультации или обсуждения какой-либо конфликтной ситуации.

В начале обучения обязательно акцентируется внимание на таких правилах медиации конфликтов, как конфиденциальность, открытость, готовность слушать и слышать. Они касаются как учащихся, так и педагога. При неготовности учащихся говорить, роль первого оратора берет на себя именно взрослый.

Как показали наши наблюдения, изначально дети испытывают смущение и стеснение, но уже на 2-3 занятии выстаивается продуктивная работа. Это мы связываем с общей несформированностью представлений о конфликтах, моделях поведения в конфликте, медиации. Для учащихся 6-8 классов важно понимание взрослыми их проблем и переживаний: до начала занятий многие обучающиеся были убеждены, что такого понимания у взрослых нет.

Результатом обучения медиации конфликтов учащихся 6-8 классов является формирование способности к самоанализу и выстраиванию причинно-следственных связей. Умение классифицировать свои успехи и неуспехи за день/месяц/четверть, способствует адекватному восприятию своей будущей деятельности. Для фиксации результатов самоанализа мы использовали метод обратного расспроса (дебрифинга), предусматривающий ответ на вопрос о собственных достижениях и неудачах, а также о том, что обучающийся сделает по-другому, когда в будущем снова столкнется с тем или иным затруднением. Эксперимент показал, что все обучающиеся готовы дать и обосновать свои ответы, что говорит о достижении критериев результативности.

В процессе обучения показателем, свидетельствующем о соответствии поставленным критериям, является реакция подростков, их комментарии в ходе обучения навыкам медиации конфликтов. Педагогическое наблюдение показывает, что подростков интересуют такие понятия и термины, как «личное пространство», «социальная дистанция», «язык жестов», «психологическое здоровье», «жизненные ценности». Обсуждая каждое из указанных понятий, подростки активно высказывали собственное мнение и приводили примеры из жизни. Это говорит в пользу того, что учащиеся 6-8 классов обладают достаточным субъектным опытом для обучения их основам медиации конфликтов.

Так, например, «личное пространство» трактуется учащимися 6-8 классов не только как соблюдение физической дистанции при разговоре с кем-либо, но и как возможность не говорить с собеседником на определенные темы. Желание не озвучивать свои мысли, держать в тайне какие-либо факты, при этом не отказываясь от общения, является, по мнению подростков, важной составляющей «личного пространства». Помимо этого, подростки считают важным соблюдение социальной дистанции. По их мнению, каждый человек имеет право не общаться с кем-либо, если не чувствует в этом потребности, либо общаться так, как ему комфортнее, при этом не травмируя собеседника.

В ходе педагогического наблюдения мы акцентировали внимание на гендерном аспекте. При обсуждения тематического материала, девочки активнее высказывают свое мнение. Мальчики инициативы в ходе теоретического занятия не проявляют, но всегда могут ответить на любой задаваемый им вопрос. Именно мальчики первыми начинают приводить примеры из жизни, вспоминая

события, произошедшие с ними либо с их одноклассниками. Это не совсем согласуется с исходными психолого-педагогическими представлениями о раннем подростковом возрасте и может являться следствием влияния среды, обстановки и т.д. Мы отметили и тенденцию «обезличивания» задаваемых в ходе занятий вопросов. Например, учащийся 7 класса задал вопрос: «Кто виноват в конфликте, если один ученик постоянно проявляет агрессию и цепляет другого, который его совсем не трогает и вообще постоянно молчит?». Возможно, данная ситуация имеет отношение к самому учащемуся, задавшему вопрос.

Пройдя теоретическое обучение и сформировав «группу равных», все обучающиеся высказали желание участвовать в деятельности школьной службы медиации, разрешать (под руководством педагога) конфликты, возникающие между учащимися младших классов. Мы отметили и то, что многие учащиеся из этой группы выразили готовность участия в разрешении конфликтов и среди своих сверстников. Эти обстоятельства можно считать показателями сформированности качеств, заложенных в ФГОС основного общего образования («Портрет выпускника основной школы»).

Выводы

Проведенный педагогический эксперимент доказал принципиальную возможность обучения учащихся 6-8 классов основам медиации конфликтов. Описание такого рода педагогического эксперимента, а также подходов к построению курса и организации обучения, дано впервые в отечественной образовательной практике. Установлено и доказано, что обучение основам медиации конфликтов может является средством формирования личностных качеств выпускника основной школы (согласно ФГОС), связанных с умением вести конструктивный диалог и достигать взаимопонимания. Доказана возможность использования для обучения учащихся 6-8 классов авторской технологии «Живая медиация», конкретизированной с учетом возрастных особенностей подросткового возраста.

Список литературы:

1. «Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Минобрнауки РФ 18.11.2013 № ВК-54/07вн.: [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/pismo-minobmauki-rossii-ot-18112013-n-vk-84407/ (дата обращения 18.01.2019).

2. Комплект рабочих программ «Медиация школьных конфликтов»: [Электронный ресурс].

URL:

http://www.kirov.spb.ru/SC/ppms/images/docs/Infomaciya_dlya_OU/mediacia/IMP_KO_o_mediacii_20.10 .2016.pdf (дата обращения 18.01.2019).

3. Лебедева К.А., Деркач А.М. Школьная медиация как педагогическая технология: опыт апробации // Непрерывное образование: XXI век. 2018. № 2 (22). С. 66-74.

4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897: Режим доступа: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=osnov (Дата обращения 18.01.2019)

5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7-8 классы). М.: Генезис, 2005. 167 с

6. Микляева А.В. Я - подросток. Программа уроков психологии. - СПб.: Речь, 2006. 336 с.

7. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяновой. СПб.: Питер, 2008. 304 с.

8. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб.: Речь, 2002. 251 с.

9. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. 479 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.