Научная статья на тему 'Обучение технике запоминания иностранных слов путем опорных образов'

Обучение технике запоминания иностранных слов путем опорных образов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
364
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение технике запоминания иностранных слов путем опорных образов»

Дацковская Т.Н.,

преподаватель английского языка, Кореновский политехнический техникум (ГБПОУ КК КПТ), г. Кореновск, Российская Федерация

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ЗАПОМИНАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ ПУТЕМ ОПОРНЫХ ОБРАЗОВ

1. Вы научитесь создавать в своей памяти много образов, которые легко вспоминаются в строгой последовательности. Такие образы называются опорными (или стимулирующими) образами. Для чего они нужны?

Ваша память устроена так, что запоминание любой информации возможно только при поступлении в мозг какого-либо стимула. Если у вас нет четкой системы стимуляции своей памяти, то процесс запоминания носит случайный характер и зависит от разных стимулов, поступающих в ваш мозг извне, от внутренних органов или из самого мозга. Создав четкую систему опорных образов, вы получите возможность последовательно просматривать содержание своей памяти.

2. Затем вы научитесь детально представлять в своем воображении образы, обозначаемые теми или иными словами.

3. После того как вы научитесь создавать образы, обозначаемые словами, вы будете тренироваться запоминать короткие последовательности этих образов.

4. Следующий этап техники запоминания иностранных слов -запоминание нового названия образа, то есть его произношения на иностранном языке. Произношение вы будете запоминать комбинацией нескольких приемов.

Прием первый - многократное прослушивание иностранного слова с одновременным представлением в воображении соответствующего зрительного образа.

Прием второй - запоминание нового иностранного слова через его связь с похожими русскими словами или словами известного вам иностранного языка.

Прием третий - запоминание произношения с помощью фонетических образных кодов. Фонетические образные коды -это зрительные образы, части названий которых похожи на звуки международной фонетической транскрипции. Образы,

обозначающие звуки английского языка, предварительно запоминаются с помощью методов мнемотехники и связываются с определенными транскрипционными знаками. Образные коды обеспечивают достаточно быстрое запоминание произношения новых иностранных слов.

5. У человека два основных вида памяти: кратковременная (сохранение информации от часа до нескольких месяцев) и долговременная (пожизненное сохранение информации). Для долговременного запоминания новых иностранных слов их необходимо некоторое время активизировать в своей памяти. При этом очень важно, чтобы активизация новых слов происходила не путем их повторного считывания, а путем их запоминания (извлечения из памяти).

6. Когда очередная «порция» новых слов закрепится в долговременной памяти, вы можете переходить к обычным упражнениям в учебнике иностранного языка. Это прослушивание кассеты, чтение текстов, перевод фраз и предложений, составление собственных высказываний.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПОРНЫХ ОБРАЗОВ

Вспомните хорошо знакомую вам квартиру и многократным припоминанием закрепите в своей памяти последовательность комнат в ней. Последовательность комнат всегда необходимо вспоминать строго по порядку.

Сосредоточьте свое внимание на комнате номер один (например, это прихожая). В своем воображении обойдите комнату по часовой стрелке по периметру, обращая внимание на предметы, находящиеся там.

Вспоминая очередной предмет, задерживайте его в своем воображении и рассматривайте более подробно. В одной комнате выделите десять предметов. Они не должны повторяться.

Закрепите в памяти последовательность выделенных Вами десяти предметов, вспомнив эту последовательность несколько раз. Вспоминая последовательность предметов, старайтесь просто просматривать их в своем воображении, подавляя мысленное проговаривание соответствующих им образов.

В учебном пособии есть таблицы с группами английских слов и пустыми колонками слева. В первую колонку (называется «Опорный образ») запишите названия выделенных вами предметов.

Таблица 1.

Опорные образы

Опорный образ Части образа Запоминаемые слова

угол двери be , bee, tea, eat

Входная дверь угол квартиры pet, bed, ten, pen, tent

глазок me, meet, mend, team, meat

ручка tell, lend, spend, send

замок see, send, set TV-set test

Названия предметов, записанные на бланках, нужны для страховки, если вы вдруг забудете какой-либо образ. Вам необходимо хорошо помнить все образы в четкой последовательности. Продолжайте закреплять эти образы в любое свободное время. Четкая организация образов в вашей памяти позволит вам вспоминать образы не только в последовательности, но и выборочно. Старайтесь равномерно повторять систему опорных образов.

Список литературы

1. Агабекян И.П. Английский язык для ссузов: учебное пособие. - М.: Проспект, 2009.

2. Гапицынский Ю.Б. Грамматика: сборник упражнений : Учебное пособие. -М.: Каро, 2010. - 545 с.

3. Кравцова Л.И. Английский язык для средних профессиональных учебных заведений. - М.: Высшая школа, 2009.

4. Полякова О.В. Грамматический справочник по английскому языку с упражнениями : учеб. пособие - М.: Флинта: Наука, 2011.

© Дацковская Т.Н.,2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.