МЕТОД ФОНЕТИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
А.С. Кривощекова
Кафедра иностранных языков Московский государственный гуманитарный университет Рязанский проспект, 9, Москва, Россия
Анализируется применение метода фонетических ассоциацийлашрок&х английского языка в начальной школе, проанализированы психофизические способности Лловеческой памяти, описаны существующие разновидности метода Аткинсона, рксмотщнИехнология его применения, приведены качественные и количественные результатырро§рденно1о эксперимента по применению метода фонетических ассоциаций во 2—5 классах^а 6азеЦр|дн1й образовательной школы № 5 г. Надыма. ▼ ^^
Ключевые слова: метод фонетических ассоциация, долговременная память, метод оживления, метод вхождения, метод автобиографрческижссоциаций, метод соощущений.
С . 47 . ;Т\
С расширением деловых связей и отношений между странами, в0зкожно|тью путешествовать и знакомиться с людьми, говорящими на других^зыках^шеГоды запоминания иностранныхдрв все больше заинтересовывают^ак^ченых, так и рядовых граждан. Если^ычелввек мог быстро и легко зап|1Ьинатын#вые слова, изучать иностранные языкистало бы намного проще. Именно^оэтому педагоги сегодня не только преподают лингвистический материа^Г определенный федеральным государатвенным^стандартом, но и обучают школ^нико^и студентов эффективным методам запоминания новых слов.
На совремшном этапе развития системы туальными стали вопросы применения нов с обучающимися начальной ступени обу
его образования в школах педагоги нача емы взаимодействия с детьми.Одним
тог^ общего образования ак-годш и приемов работы на уроке !е введения ФГОС начального активно внедрять новые способы новых методов интенсивного обуче-лглиискому языку является»етод фонетических ассоциаций (МФА), или метод Аткинсона.
Вопрос о том, тачемушетиЕхороШо запоминают как родной, так и иностранные языки, до сих пор не имеет единого решения. Однако психологи пришли к единому мнению о том, что всех детей характеризует нелогическое мышление.
Психологи классифицируют человеческую память следующим образом: сенсорный регистр, кратковременная и долговременная память [2].
Главная функция сенсорного регистра — продлить время действия кратковременного сигнала для его успешной обработки мозгом. Например, укол пальца иглой сохраняется гораздо дольше, чем непосредственное воздействие иглы. Сенсорный регистр способен запоминать очень большие объемы информации, значительно больше, чем человек может проанализировать, т.е. этот вид памяти не обладает избирательностью [6].
Что касается кратковременной памяти, именно она принимает на себя те удары, которым ученики и студенты подвергаются на занятиях иностранного языка. Когда человек пытается механически запомнить большой объем информаЦи^^о-роткий срок, этот вид памяти перегружен больше всего.
Л.В. Занков отмечал, что учащиеся лучше усвоят материал, асли^оссриятие его будет связано с работой различных анализаторов, так как в этом случае каждый ученик сможет опереться на те представления, которые у него наиболее развиты (аудиалы, визуалы, кинестетики). Таким образом, включая вУоботу различные анализаторы, педагог одновременно будет развивать и слабо выраженные типы памяти, потому что склонность ученика использоватЪ^ри^апоминании в качестве основных те или иные виды восприятия не является^роЖдкнной и постоянной [1].
В 1954 г. Ллойд и Маргарет Петерсоны и^оИли ов^нь простой эксперимент, результат которого был поразительным. Они «росили испытуемых запомнить всего три буквы, а спустя 18 секунд восппоЕзвеоГи^х. Оказалось, что испытуемые не смогли запомнить эти три буквы^утьтрперимента состояла в том, что в течение 18 секунд испытуемые занимались умственной работой: они должны были в быстром темпе вести обратный «чет тройками. Испытуемые начинали с произвольно названного трехзначного чщлагнапример 545. Далее они^СлЖЯы вслух называть числа, получающиеся при вычитании 3 из предыдущего числа: 512, 539, 536 и т.д. Но даже так^Скнесложная работа помешала им заЛрмнить^ри буквы.
Этот простой эксперт она имеет очень ма тов) и очень коротк Описан
ент доказывает главное свойство икость (от 2 до 26 единиц, по д; 1знь (от 20 до 30 секунд). именты приводят к следую
тво информации, запоминаемой за о увеличить объем, это приве
ой памяти: эксперимен-
одам: должно быть строго тичному или полному за-
ательно должен быть перерыв делать единицу информации.
ких ассоциаций необходимо учитывать
всле процесса усвоения инфо ^зки мозга; г необходимо как можно длин При использовании методакфоветич следующие наблюдения и требовани
— наша память способна за^д(ин урок принимать от 2 до 26 единиц информации;
— нельзя перенапрягать свою память и заучивать лексические единицы наизусть;
— кратковременная память существует не более 30 секунд;
— информация сохраняется в кратковременной памяти значительно дольше 30 секунд благодаря неосознаваемой нами циркуляции;
— перед запоминанием необходимо настроиться на занятие. Наша психика обладает инерцией;
— после изучения порции слов необходим перерыв для разгрузки мозга.
— учить слова надо только до первого воспроизведения (когда сможете хотя бы один раз повторить весь список). Не стоит тратить время на лишнее повторение;
— единица запоминаемой информации должна быть как можно длиннее (блок слов или словосочетание);
— повторять слова надо один раз в промежутке от 10 минут до 24—30 чакоВ^
— чтобы список слов не был однообразным, необходимо придать^ажшму слову какую-либо яркую метку; ^ ^^^^
— запоминаемые слова должны содержать динамичные элеменшщли ассоциироваться с ними;
— слово передается в долговременную память эффективнее llf через повторение, а с помощью сюжетных картинок. ^^^^ ▼
Главное отличие данного метода заключается в тйЯкчтошя^ребуется учить наизусть иностранные слова и их перевод. Важно, чтобы^ри произнесении слова появлялась ассоциация, образ, который подталкивает память к его запоминанию, а позже и к воспроизведению. Метод ассоциаци1позвовяет за день пополнять копилку своих знаний до 50 слов. ^С ^^^
Если слова в русском и английском язьш^звучат почти одинаково, эту схожесть можно с успехом использовать для запоминания путем ассоциаций. В первую очередь специалисты рекомендуют не запоминать перевод слова на родном языке. Гораздо эффективнее оставить в памяти образ, который у вас с ним ассоциируется. Перед началом работы по запоминанию на бумаге составляется список английских слов, связанных одной тематикой.
Следующий шаг —штарожор к каждому слову ассоциации созвучного слова на русском языке. Проще всего на первом этапе запоминания использовать два образа: обпаз-значоняеи^б1^1^]-метку. Первый образ — эт^астояЩее значение слова, второй обр*— Этоассоциация слова или части слАа с положим по звучанию, но совершенно другим по смыслу русским словомШапример: английское creek (в перево1е^!|див,ручеек») созвучно с русским «кщИ»-^режде всего необходимо придумать\ю>кет. Чем ярче и оригинальнее^" б1детжем лучше запомнится слово, например: я подошел к ручейку, поскользнулся и упал в воду, громко крикнув от испуга. Чем явственнее вы представите эту картину, тем быстрее в необходимой ситуации вы вспомните, что creek — это тот самый ручей, у которого вы поскольз-
^щ/к {У +
Первый автор данного метода неизвестен, но упоминание похожих способов запоминания иноязычныхвДови¡Tречается в литературе конца XX в. Описание одного из первых научных исследований, посвященных этому методу, мы встречаем в статьях Аткинсона и группы авторов (там он носит название метода ключевых слов, или key word method). Эксперимент проводился в Стенфордском университете. Англоязычным студентам, участвовавшим в этом эксперименте, было предложено запоминать русские слова с использованием метода ключевых слов (метода фонетических ассоциаций) и без него. Эксперимент показал высокую эффективность применения этого метода по сравнению с обыкновенным заучиванием.
Строго говоря, то, что мы называем фонетическими ассоциациями, не совсем то, что Аткинсон назвал ключевыми словами. Требования к нашим ассоциациям
онетических ас-етодом последова-ыми ассоциациями он я [8].
азновидностями метода фо-.IX Значительно улучшает запоминание хождения, автобиографических ас-
более строги, т.е. мы стремимся найти максимально похоже звучащие слова (или части слов) [7].
В Стенфордском университете часто ограничивались лишь намеком жесть (например, для запоминания русского слова «сосна» в качестве созвучия студентам предлагали so small, что не очень похоже на русский эквивалент). Тем не менее группа, применявшая метод ключевых слов, справилась с запоминанием 675 русских слов значительно быстрее, чем группа, запоминавЩа1^1лСва традиционными способами.
В своем исследовании Аткинсон указывает на то, что мГ^ фонет социаций еще более эффективен при комбиниров тельных ассоциаций. В данном случае под послед1 имеет в виду составление сюжета для перев
Приведем еще несколько методов, я нетических ассоциаций, применение ко иностранных слов. Это методы ожцмет социаций, соощущений [8].
Метод оживления позволяет пре|Ьтавлять сюжет в зрительных^образах, т.е. со словом mascot (созвучие месгаЙйКот) надо представить кот4ГулиЦ% на которой он живет, счастливых людей, талисманом которых он являетс
Метод вхождениизаключается в том, что вам нужно ¿амрмгстать участником событий, попасть^нутрз^ой картинки, которую вы пршставнли^Психологами замечено, что лучше всего запоминается именно личный опыт. В примере с местным котом преттввьТк,'что вы сами оказались на ^оиулице,где живет этот чудесный коГ-ГаЛисMанfУвидели его своими собственкыми1!лазами.
Метод соощущений позволяет усилить ваЩишредатавления. Соощущения — это совместная работа нескольких анализатроЖ^евозможность одновременно увидеть, услышать, почувствовать запах, прикоснуться к тому, что вы представ-тяете. Например, вам снится снегопад^^ычувствуете, как снежинки падают гна ваШи ресницы, ощущаете, как ^олодный"ветер пробирает вас до костей. Если попробовать подключить все ощущения к запоминанию созданного вами сюжета, "эффект превзойдет все ваШвГожидания. В примере с местным котом вы можете взять его на руки, почувствовать его мягкую шерстку и погладить его. Все эти ощущения можно успеть почувствовать в одно мгновение, особенно после некоторой тренировки. Психологи утверждают, что залог хорошей памяти лежит в совместной работе всех органов чувств.
Иногда после подбора созвучий удобнее пользоваться методом автобиографических ассоциаций. Здесь в отличие от сюжетов, рожденных вашей фантазией, надо использовать воспоминания реально пережитых событий. Например, когда вы уже подобрали ассоциацию к слову puddle — лужа, грязь, падал, — не надо придумывать новый сюжет, как кто-то падает в лужу, а лучше вспомнить реальную ситуацию, когда вы упали в лужу или были свидетелем такого падения.
При комбинации вышеперечисленных методов запоминание слов будет намного эффективнее.
ладшего воз-ности в творче-ворческих сил ре-
Практика применения метода фонетических ассоциаций проходила на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Надыма». На учебных занятиях мы учитывали не только ные положения по применению метода фонетических ассоциаций, но и^озр ные особенности детей младшего школьного возраста.
Кроме повышения эффективности запоминания лексических единиц в ходе эксперимента мы добивались развития творческого потенциала школьников и учителей.
Целью процесса развития творческого потенциала ] раста является создание предпосылок для самореализации его
стве. Сущность данного процесса заключается в пробуждении — _____________-
бенка от «Я-актуального» (любознательность)Сид1л£и>я^Я-потенциальному» (проблемность). Кроме того, у детей школьнагоЬозраст развитие вербальной памяти тесно связано с развитием мышленияСречЩЗ^ля успешной реализации памяти школьника необходимо развивать его творческий потенциал и воображение.
Творчество — это не дополнител,ьный1особенный момент деятельнее?, наряду с ее операционально-технологическими сторонами, а целостная деятельность, которой подчинены все формы и виды деятельности. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей [4. С. 221].
Творческую личность отличает смелость, открытость новому опыту, оригинальность, познавакельнак потребность, независимость^^ибкостЪ, предпочтение более труднымСадач1мдпя себя. Именно такие ученики предпочитают классическому заучиванию наизусть иностранных слов метод фонетических ассоциаций.
Исследуя взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творчеЬкош^отшциала учителя, В.Г. Рындак^аракгвризует творческий потенциал личности учителя как систему личностных способностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому и интересному), позволяющих оптимально менять приемы действий, в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, ушкал|нос!ь подходов субъекта к осуществлению деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию [5. С. 22].
Следовательно, учитель должен раскрывать свой творческий потенциал при подготовке и проведении уроков английского языка, составлять схемы и таблицы, придумывать рифмовки и краткие стихотворения, помогать ребенку раскрыть свою творческую сущность.
Мы использовали метод фонетических ассоциаций на уроках английского языка во 2—5 классах в течение 2010—2011 учебного года. При проведении учебных занятий мы прибегали непосредственно к словарю фонетических ассоциаций и программе В. Рыбанта, разработанную специально для тех, кто хочет учить английский язык нестандартным способом.
В научном исследовании принимали участие 65 школьников в возрасте от 8 до 12 лет. Цель исследования: выявить, как влияет использование методафонети-ческих ассоциаций в учебном процессе на качество образования; определиГЪ^акие семантические группы слов запоминаются детьми лучше всего.
Нами был использован следующий алгоритм работы с англкйсшм^ловом. Прежде всего необходимо придумать для иностранного слова^струкСуру, сделать ее необычной, образной, динамичной. Но при изучении (особе!рт^шер,вое время) одного образного представления, как правило, недостаточно. В школе обычно учат управлять своей речью, а не образами. Поэтому через ^екРгВрре^время, которого явно недостаточно для того, чтобы структура выполнила свою функцию и только после этого исчезла, образы начинают сливаться, с^ир^^^^. Эо происходит потому, что образ того или иного слова как правилон^Ырет^икой-либо привязки. Слово может использоваться с различными охте|ками,Ъ различных контекстах. Оно испытывает влияние других слов и изменяет свой смысл в зависимости от окружения. Поэтому на первых порах в первое^время слова лучше всего объединять в группы по 7—10 слов в каждой н^сносе одной содержательной картинки с концентрированным смыслом. Если пЬд картинкой есть слова, то их необходимо обязательно оставлять с картинкой, чтобы сохранить единый смысл и значение.
Вырезанную картинку лучше всего наклеить на карточку илив тетрадь. Рядом
с ней написать тройку разы и структура лег жения в большинств Благодаря это] со всеми мощью. инфо от 2 д
ней
(иностранное — сходное по звучанию — перевод). Об-инаются, поэтому записыватъ^хн^^ледует. Изобра-чаев сразу же проникают в долговременную память. же несколько лет мы можем мысленно рассматривать ее 'споминать те 7—10 слов, который мы выучили с ее по-ок слов, содержащихся на картинке, представляет собой одну единицу и. Следовательно, за один урок можно без ущерба для памяти усваивать инок, в результате чего 10 раз уплотняем информацию,
ельно, увеличиваем естественныароможности нашей памяти. В даль-огда будет изучен базис иностранного языка, слова можно изучать сло!арю. Открываете первую^траницу' берете слово, образуете структуру, исываете карандашом на полях слово, сходное по звучанию, и слово остается вас в голове до конца жизни. Однако при таком способе плотность информации падает, и вы сможете за один урок запомнить не более 25 слов.
Используя картинки, вы можете выгодно для себя планировать свободное время, поскольку повторять слова можно по дороге на работу или домой, стоя в очереди, в автобусе и т.д. Достаточно только вспомнить картинку и «выбрать» из нее все слова со структурами.
Изучая первые 3—4 тысячи слов, необходимо повторять их несколько раз для того, чтобы закрепить в долговременной памяти и освободиться от выполнявшей свою функцию структуры. На пятой тысяче, как правило, возникает уникальное ощущение — уверенность в своей памяти, и слово с помощью этого метода начинает запоминаться с первого предъявления.
На первых порах повторение лучше организовать следующим образом: первый раз — через 10—20 минут (но вполне допустимо и через два-три часа) после
мысленного создания структур; при этом смотреть надо либо на русский перевод, либо на иностранное слово и воспроизводить всю структуру даже в том случае, если вам кажется, что вы уже можете обойтись без нее. ^^^^
Затем слова повторяются через 24—30 часов; если удалось воспроизвести не все структуры, созданные вами или учителем, то их повторяют еще раз^асще-дующий день; при повторении лучше смотреть только на картинкуЦдыскивая на ней необходимые слова.
Последнее повторение является основным и решающим"® большинстве случаев через 1—6 месяцев учащиеся очень смутно помнят струйНурргесли не сталкивались с соответствующими им словами в этот периВд.'Эр.^роисходит из-за естественных процессов забывания, несоблюдения описанной технологии даже в мелочах (динамичность, нелогичность, образноствЦпериоды отдыха и запоминания, настройки и т.д.) [9]. Поэтому последнеешовторвние лучше разбить на две части: первый день — вспоминаем по своимзапщвм^труктуры; второй день — повторяем их, глядя только на картинки.Ес-ти^ри последнем повторении вы сразу же вспомнили перевод слова, то восстанавливать всю структуру не надо.
Если между изучением языка (для этого^остаточно 7—8 тысяч слов)д^го активным использованием прошло довольно много времени (от одного года до 3— 4 лет), то слова снова могут забыться. Но это забывание в корне отл^чн^т Забывания при механическом^Щкрльном) запоминании, когда слова^тираютсятз памяти без следа. В нашемслучае слова исчезают из памяти не^Ьа!с1гд|^а как бы переходят в пассивный словарь, из которого мы можем быстро их извлечь, заглянув в записи [ 1
В среднемша начальном этапе на все операции по вспоминанию одного слова, включая все повторения, создание структуры, поиск эквивалентов, записи в словаре или в тетради, тратится 2—3 минуты. В дальнейш1м|ремя сократится до 30— 60 секундЮгГимальный состав группы с уийНелем^— 10—12 человек. В нашем исалшован«и по применению метода фонетимвщхассоциаций в группах было
Приведем в пример некоторые лексические единицы и звуковые ассоциации \книу, использованные нами нам^оках английского языка:
1) attract — притягиватьТ^ривл|кать, пленять. аттракционы притягивают детей; f ]
2) book — книга, рИистрЯЮвать. В каждой книге есть буквы;
3) button — пуговиЦа^кнопка, пришивать пуговицу. Пуговица оказалась в батоне;
4) chair — стул. Стул в кабинете кричит: «Чей я?»;
5) clever — умный, способный, ловкий. Умный фермер сеет клевер;
6) dumb — немой, молчаливый, заставить замолчать. При дамах он становился молчаливым;
7) elephant — слон. Слоны ели фантики;
8) eye — глаз, взгляд, смотреть, разглядывать. Ай! Попало что-то в глаз;
9) free — свободный, вольный, освобождать, бесплатно. Когда я свободен, ем фрикадельки;
10) home — дом, домашний. Хомяк живет у нас в доме;
шка (83%) Ских слов; эегают к механи-
модели фонетиче-■ено задание самим при-геской единицы. Такого ] младшего школьного возрас-важны для успешного прове-
11) invent — изобретать, придумывать. Изобретать огородный инвентарь;
12) kitchen — кухня, кухонный. Кит чинит кухню;
13) list — список. Листаю список;
14) monkey — обезьяна, передразнивать, подшучивать. Обезьяне не
15) pet — любимец, баловень, баловать, ласкать. Любимец
В ходе исследования мы пришли к следующим вывода] активно используют ассоциативный метод для запоминание 11 школьников (17%) не используют ассоциативный ме ческому повторению слова для его запоминания.
В большинстве случаев ученики запоминали ских ассоциаций, но для некоторых слов им было думать наиболее интересный и динамичный образ рода творческие задания особенно полезны для детей та, так как они несут в себе элементы дения учебного занятия.
Мы выделили наиболее запоминающиеся группы слов:
— глаголы движения и активных дарствий;
— названия животных и их характеристики;
— наименования цвета и качественные прилагательные.
Данная лексика ^ходК? в лексический минимум для нач
разования.
Среднее количеств! слов, представленных методом фонетических ассоциаций на уроке^вЧ^—З^л^Ьсах — до 7 слов, в 4 класое^^ до 10елов, в 5 классе — до 15 словаГеде1юН учебных занятиях нами бы™ такЖ| использованы карточки и рисунки^^ачестве наглядности к фонетинеским^ссоциациям, что намного увеличило успешность запоминания английски
ние необходимо отметить, что история методики обучения ино-языкам всегда была ориентирована на поиски наиболее рационального метода обучения. Считается, что самым первым был натуральный метод, согласно которому иностранный язык усваивался так, как ребенок усваивает родной язык — путем подражания (имитации) готовых образцов, их многократного повторения воспроизведения нового мат!риила до аналогии с изученным. Именно на основе этого метода был создан метод фонетических ассоциаций.
Данный метод нельзя ставить в ряд с традиционными методами обучения и использовать его как основной метод, так как он направлен только на изучение иностранных слов и не предполагает собой постановку правильного произношения. Однако метод фонетических ассоциаций нельзя недооценивать. В совокупности с основными методами обучения иностранному языку данный метод позволяет выучить больше лексических единиц за меньший промежуток времени.
пени об-
ЛИТЕРАТУРА
[1] Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. [Zankov L.V. O predmete i metodax didakticheskix issledovanij. — M.: Izd-vo APN RSFSR, 1962.]
[2] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1959. [Leont'ev A.N. Problemy' razvitiya psixiki. — M., 1959.]
[3] Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга пр1пода-вателя иностранного языка. — М.: Изд-во Вышэйшая школа, 2004. [Mady^ 'ко%ЕЖ^ Babinskaya P.K., Bud'ko A.F., Petrova S.I. Nastol'naya kniga prepodavatelya тОжапчОёО yazy'ka. — M.: Izd-vo Vy'she'jshaya shkola, 2004.]
[4] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В|3^н. —14-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. [NemovR.S.WsiSologiya: Ucheb. dlya stud. vy'ssh. ped. ucheb. zavedenij: V 3 kn. — 4-e izd. — M.:iLADOSr2003. — Kn. 1: Obshhie osnovy' psixologii.] ^T ^
[5] Рындак В.Г. Уроки Сухомлинского (издание второе, дополненное).^— М.: Педагогический вестник, 2003. [Ry'ndak V.G. Uroki Suxomlinskogo fl^z^^b^^^^o^e, dopolnennoe). — M.: Pedagogicheskij vestnik, 2003.] ^^^^ J
[6] Ashcraft M.H. (2002). Cognition (3rd Ed.) (pp. 16^^06—E^f^^Jpper Saddle River, New Jersey: Pearson Education. Л ^^ t
[7] Atkinson R.C., Raugh M.R. (1975). An applic^on ofrhemnemonic keyword method to the acquisition of Russian vocabulary // Journal-of EXperimental Psychology: Human Learning and Memory, 104, 126—133.
[8] Gruneberg M.M. (1998). A commentar^n criticism of the keyword method of learning foreign languages. Applied Cognitive Psychology,J2^B29—532.
[9] Hall J.W., Owens W.L., Wilson K.P. (1987). Presentation rates and keyword |ilary learning // Bulletin of the Psychonomic Society, 25, 179—81.
[10] Wang A.Y., Thomas MH(1995). Effect of keywords on long-term| drance? // Journal of EducaJiQnmPsychology, 87, 468—75.
IETHOD OF PHONETI JTEGRAL PART OF TEA
The
Moscow State Humanital
or hin-
CIATIONS tEIGN LANGUAGE
oreign Languages
sity named after M.A. Sholokhov
Moscow, Russia
This article analyzes method fphonetic associations used at English lessons in primary school. The author analyzes psychophysical abilities of human memory, variants of Atkinson method, the technology of its application. Qualitative and quantitative results of the experiment on application the method in 2— 5 forms of secondary school No. 5 of Nadym are given.
Key words: method of phonetic associations, lasting memory, revival method, occurrence method, method of autobiographic associations, method of synesthesia.