Научная статья на тему 'Обучение техническому творчеству как одна из актуальных задач образования'

Обучение техническому творчеству как одна из актуальных задач образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение техническому творчеству как одна из актуальных задач образования»

значениям Е и Н однозначно определить величину электромагнитного поля в любой последующий момент времени.

Во всех фундаментальных статистических теориях понятие состояния - это вероятностная характеристика системы, поэтому состояние характеризуется вероятностью того, что значения наблюдаемых величин лежат внутри определенных интервалов. Но уравнение движения по-прежнему однозначно определяет состояние (статистическое распределение) в любой последующий момент времени по заданному распределению в начальный момент, если известны энергия взаимодействия между частицами системы и энергия взаимодействия с внешними телами.

В квантовой механике вводится новое понятие - вектор состояния (волновая функция). Временное уравнение Шредингера однозначно определяет эволюцию состояния с течением времени. Волновая функция представляет собой гораздо более абстрактную характеристику состояния, чем функция распределения в классических теориях, и имеет смысл амплитуды вероятности. Зная волновую функцию, можно вычислить вероятность обнаружения оп-

ределенного (в заданных интервалах) значения любой физической величины и средние значения всех физических величин.

Таким образом, можно утверждать, что фундаментальную основу физики составляют следующие положения:

- принцип единства и целостности физического знания;

- эволюция физической формы материи и ее самоорганизация;

- ведущие фундаментальные теории;

- законы движения (законы Ньютона, уравнения Максвелла, законы гравитации, уравнение Эйнштейна, уравнение Шредингера и др.); принцип наименьшего действия;

-законы сохранения и принципы симметрии;

- четыре типа фундаментальных взаимодействий; поле как переносчик взаимодействия;

-принципы относительности, инвариантности, неопределенности, дополнительности, соответствия;

- масса, энергия, пространство, время, энтропия, температура, электрический заряд, магнитный момент, спин;

- мировые константы.

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ КАК ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ОБРАЗОВАНИЯ

В.М. Бардин, доцент кафедры радиотехники МГУ им. Н.П. Огарева

Могущество государства определяет- ство со смежными областями, свободу

ся не столько запасами золота, нефти, газа мышления, известную долю фантазии.

Одним из главных факторов творческого успеха в инженерной деятельности

или других природных ресурсов, сколько

интеллектуальным потенциалом общества и эффективностью его использования. Рос- является владение различными методичес-

сия испокон веков славилась своими умель-цами, которые при необходимости могли и блоху подковать. Конечно, в век стремительного развития компьютерных, лазерных и иных технологий уровень умения и

кими приемами, позволяющими ускорить и обогатить этот процесс.

Психологи утверждают, что в любом человеке при рождении заложены определенные творческие способности, и задача

знаний требуется иной, но методология воспитательной и образовательной систе-

творческого процесса в основном остает- мы состоит в том, чтобы их выявить и раз-

ся неизменной. Творческая деятельность вить. К сожалению, это удается не всем,

в технике предполагает не только наличие не везде и не всегда. Причин тому много, и

знаний по узкой специальности, но и знаком- одна из них - усреднение образования без

© В.М. Бардин,2002

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШПНШ

учебные пособия по вопросам технического творчества. С учетом начинающегося

молодых людей притупляются, нивелируются и развить их в дальнейшем становится намного сложнее. Автор убедился в

индивидуальной работы с каждым учащимся. В результате к 15 - 17 годам индивидуальные творческие задатки у большинства подъема отечественной промышленности

и выхода многих предприятий со своей продукцией на международные рынки необходимость в такой литературе становится весьма острой. Представляется, что эта литература должна быть рассчитана на двухуровневое обучение: первый уровень ориентирован на школьников 7 - 9-х классов, когда уже изучены основные разделы физики и химии, а второй - на студентов III -V курсов с учетом адаптации на конкретные специальности. Следует отметить, что

этом, когда сравнил уровень творчески., активности и творческой фантазии у школьников старших классов и студентов, возрастной разрыв между которыми составлял 5-7 лет. Студенты, обогащенные знаниями по инженерным дисциплинам, показали заметно большую скованность в творческом процессе, меньше фантазии и ориги-

нальности. Отсюда напрашивается вывод: методология технического творчества (в том

числе изобретательского) на том и другом уровнях имеет много общего. Различие связано прежде всего с характером и сложностью задач, примеров, количеством и глубиной использования физических, химических редине цикла (на III - IV курсах) вузовско- и прочих эффектов, уровнем компьютериза-

активному творческому мышлению в технических (да, вероятно, и в других) сферах необходимо учить уже начиная с 7 - 8-х классов средней школы и на более высоком уровне продолжать такую работу в се-

го обучения. Это, с одной стороны, не даст «зачахнуть» творческому началу у школь-

ции творческого процесса.

В качестве основы при изучении мето-ников, а с другой - повысит качество и ори- дологии технического (изобретательского) гинальность технических решений при кур- творчества можно предложить алгоритм,

совом и дипломном проектировании.

Известно, что уровень научно-техничес-кого потенциала общества косвенно отобра-

I *

жается количеством полученных патентов на открытия и изобретения. Наличие запатентованных решений определяет, кроме всего прочего, уровень конкурентоспособности изделий на рынках товарной продукции и ноу-хау. К сожалению, недостаточно

представленный на нижеприведенном рисунке.

Весь процесс освоения предмета условно разбит на три блока. Первый блок дает представление о сути изобретательского творчества, наиболее важных понятиях и законах развития техники. Во втором блоке сосредоточены основные методические приемы и комплексы приемов (стандар-

продуманная политика преобразований, ко- ты), позволяющие решать многие изобретательские задачи средней сложности независимо от области техники. И наконец,

торая проводилась у нас в последние десять лет, негативно сказалась на активности патентования. Если в 1989 - 1990 гг. в

третий блок знакомит с правилами оформ-России ежегодно подавалось около 200 тыс. ления заявочных материалов и их прохож-

заявок на изобретения, то в 1998 г. только -20 тыс. Для сравнения: в Японии ежегодно

дением через патентное ведомство.

С методической точки зрения наиболее

регистрируется до 350 тыс. заявок. Это не важным является второй блок, поскольку

говорит о том, что мы стали хуже сообра- он направлен на освоение практических

жать. Причины в основном носят органи- приемов решения как учебных, так и впол-

зационно-экономическии характер.

Одной из таких причин является отсутствие в учебных планах большинства школ и многих технических вузов (или факульте-

не реальных изобретательских задач. В блоке изучаются четыре - пять элементарных приемов, позволяющих, пусть по чисто формальным признакам, ускорить нара-

тов) дисциплин, связанных с изучением ботку предложений по модернизации, видо-

методов технического творчества и техно- изменению или замене другим того или

логии оформления патентных материалов иного рассматриваемого изделия (техни-

на оригинальные решения. Практически ческой системы). К таким приемам отне-

отсутствуют доступные учебники или сены: мозговой штурм, метод фокальных

1

~>

№ 1, 2002 3

4

5

Изобре- Основ- Законы Изобре- Междуна-

татель- ные развития пр тение родная

ское понятия ТС и его класси-

Твор- —> в ' 1 * УУ V/ V 1 ш г ш * л признаки —► А фикация

чество технике изобретений

<->•

6

Приемы

активи-

зации

творче-

ского

мышления

7

Эвристи-

ческие

приемы

к*

8

Веполь-

ные

системы

9

Синтез

физи-

ческих

принци-

пов

действия

к*

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основ-

ные

положе-

ния

ТРИЗ

11

_________12

Оформление изобретения

13

Патентное

законода-

тельство

Алгоритм процесса обучения техническому творчеству

объектов, метод морфологических матриц, метод ассоциаций.

Происходит знакомство с различными эвристическими приемами, которые хотя и не представляют какой-то законченной системы, но позволяют получить оригинальные решения несложных изобретательских задач. Всего известно несколько сотен таких приемов, но в процессе обучения достаточно рассмотреть два-три десятка, чтобы оценить их возможности и сферы применения.

Более сложным, но и более эффективным комплексом приемов являются ве-польные преобразования. По сути - это

набор стандартов-рекомендаций по решению достаточно сложных задач, когда объект представляется в виде технической системы, где осуществляется взаимодействие веществ и полей. Под полями в данном случае понимаются различные физические и химические воздействия.

Следующий комплексный метод-синтез физических принципов действия. Здесь уже требуется более глубокое знание различных физических законов. Поэтому перед преподавателем раскрывается широкое поле деятельности по обогащению стандартных школьных или вузовских программ. Известно, что в процессе изучения

ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ1 и Н Т Е Г Р А Ц И Я ОБРАЗОВАНИЯ

физики в школе и вузе \ чащиеся узнают не

более нескольких десятков физических законов, эффектов и явлений, в то время как в науке их известно несколько тысяч. Суть метода состоит в том, что если при воздействии на какое-либо вещество полем на выходе возникают изменения, то их можно использовать для воздействия на другое вещество (изделие). Таким образом можно синтезировать различные цепочки с целью получения нужного конечного эффекта.

Все перечисленные ранее приемы, методы или комплексы хотя и позволяют решать различные изобретательские задачи, носят частный, ограниченный характер. В то же время на основе науки и практики разработан универсальный, комплексный метод, который позволяет изобретателю выйти на лучшее из возможных решение. Метод называется алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ). Он позволяет изобретателю шаг за шагом продвигаться к лучшему решению, блокирует все тупиковые пути, оставляя широкое поле для импровизации и творчества. Естественно. АРИЗ имеет свою базовую терминологию, информационные фонды, четкий алгоритм действий. Основополагающими понятиями являются «идеальный конечный результат - ИКР», «модель конфликта», «конфликтная пара», «техническое и физическое противоречия».

Понятно, что одной информационной и теоретической подготовки недостаточно для приобретения опыта и навыков изобретательского творчества. Поэтому на всех этапах методического блока изучение приемов и методов должно сопровождаться примерами и решением задач. Здесь у преподавателя также пояыяется широкое поле для творческой импровизации. Практика показала, что для привития учащимся навыков решения несложных изобретательских задач достаточно 40 - 50 ч учебных занятий, но с обязательным решением нескольких десятков учебных задач.

Предварительную информацию по общим вопросам и частным приемам решения изобретательских задач можно получить из литературы, список которой приведен ниже.

А/ытиу/пер Г.С. Найти идею. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1986. 209 с.

Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. М.: Дет. лит., 1989. 142 с.

Са:шматов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. М.: Просвещение, 1990. 240 с.

Чятче Ю.М. Методы поиска изобретательских идей. Л.: Машиностроение, 1990.96 с.

Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. М.: Машиностроение, 1988. 360 с.

Речицкшу В.И. Профессия - изобретатель. М.: Просвещение. 1998. 160 с.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ЛИЗИНГ» У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В.А. Лялькин, аспирант кафедры экономики и организации

производства МГУ им. Н.П. Огарева

В современных условиях развития эко- тория его возникновения и т.п.; б) изучение схемы и методов расчета лизинговых платежей (практическая часть). Конкрет-

номики при изу чении курса «Организация и финансирование инвестиций» целесооб-

разно сформировать у студентов четкое по- ные материалы для изучения теоретичес-

нимание термина «лизинг». Материал при изучении данного вопроса может состоять из двух частей: а) формирование теорети-

кои части представлены ниже.

Для выхода страны из экономического кризиса и оздоровления экономики в целом

ческого представления о лизинге, его пре- необходимо налаживание прибыльной, вы-

им\ ществах и недостатках при осуществ- сокоэффективной работы отечественных

ленин инвестиционной деятельности, ис- предприятий. Решение данной проблемы

©В.А. Лялькин, 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.