УДК 796.81
ОБУЧЕНИЕ ТАКТИКЕ В ТХЭКВОНДО-WTF НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Дмитрий Петрович Южаков, аспирант,
Тюменский государственный университет (ТюмГУ)
Аннотация
В статье представлена модифицированная методика тактической подготовки с применением средств и методов межкультурной коммуникации для детей 8-11 лет, а также некоторые результаты опытно-экспериментальной работы.
Ключевые слова: единоборства, спорт, обучение, знания, методика, культура, тактика, коммуникация.
TRAINING TO TACTICS IN TAEKWONDO-WTF AT STAGE OF INITIAL PREPARATION WITH USAGE OF MEANS AND METHODS OF INTERCULTURAL
COMMUNICATIONS
Dmitry Petrovich Juzhakov, the post-graduate student,
The Tyumen State University
Annotation
The article presents the modified methodology of tactical preparation with application of means and methods of intercultural communications for children aged 8-11 years old, and also some results of pilot testing.
Keywords: single combats, sport, training, knowledge, methodology, culture, tactics, communications.
ВВЕДЕНИЕ
Особенностью авторской методики является применение средств и методов межкультурной коммуникации для повышения качества обучения тактике тхэквондо. Результатом этих новшеств должны стать понимание и уважение собственных национальных традиций, понимание сущности морально-волевого развития в современных спортивных единоборствах. В данной методике основы обучения тактическим действиям тесно связаны с историческим и культурным курсами.
На 1-ом - 3-ем году обучения в теоретическом разделе изучали темы: Пути развития единоборств средневековья в разных частях света [4], прикладной характер рукопашного поединка, основные разновидности тактики применения различных типов холодного оружия в средние века [3]. Основные положения зависимости развития различных групп мышц у средневекового воина от преобладающей тактики ведения поединка. Сравнение базовой тактики средневекового фехтования [5] с основной тактикой в современных спортивных единоборствах, основные сходства и различия, причины, вызывающие появление существенной разницы не только в тактике, но и в некоторых основах техники единоборств прошлого и настоящего. Проводя сравнение с системами рукопашного боя без оружия [1,2,5] можно сделать вывод о том, что принципы развития тактики ведения поединка аналогичны таковым при использовании холодного оружия. Также изучались сходства и различия физических качеств, необходимых воину, исходя из сравнения народного творчества России и стран Востока [3]. Таким же способом было проанализировано творчество восточных народов [4], в результате сравнения обозначились основные сходства и принципиальные различия, проявляющиеся в приоритетных национальных физических качествах, развитию которых исторически каждая нация уделяла особое внимание. Ученикам была дана возможность самим ответить на вопрос, какие
физические способности им необходимо развивать в первую очередь, чтобы в спортивных поединках на соревнованиях иметь преимущество перед спортсменами азиатского типа. Таким образом, в сознании учеников были сформированы предпосылки для последующего самостоятельного варьирования тактики ведения поединка в зависимости от комплекции противника.
При изучении практического раздела большое внимание уделялось выполнению технических элементов в комплексе нескольких непрерывных последовательных действий. Повышенное внимание уделялось контролю дистанции во время выполнения комплекса приёмов. Основное направление данного этапа - это переход в сознании учеников от отдельных базовых элементов техники единоборства к умению мысленно и практически соединять несколько базовых приёмов в одну тактическую схему, для чего выбирались базовые элементы со схожей амплитудой движений. Для того, чтобы максимально быстро обучить учеников умению самостоятельно комбинировать базовые технические элементы в разнообразные тактические схемы и применять их в зависимости от ситуации в спарринге, использовался широкий спектр заданных тактических схем при выполнении специальных упражнений в парах, ученики использовали в этих упражнениях в том числе даже те технические элементы, которые не могли выполнить на удовлетворительном уровне по качеству исполнения, в этих упражнениях применялся фактор неожиданного изменения дистанции одним из партнёров.
При составлении изучаемых тактических комбинаций использовались следующие элементы базовой техники тхэквондо^ТР:
- основная стойка в спарринге - «ап-соги» - ступни ног расположены на одной линии на ширине плеч, корпус развёрнут боком к противнику (ноги и корпус находятся в одной плоскости);
- широкая стойка - «чучум-соги» - фронтально к сопернику, ноги в 2 раза шире плеч, на одной линии, сильно согнуты в коленях;
- «твит-куби» - стойка со смещённым центром тяжести, спортсмен развёрнут боком к сопернику, ноги на одной линии, расстояние между ними вдвое больше ширины плеч, 70 % веса приходится на ногу, расположенную сзади, дальше от противника, эта нога сильно согнута в колене, вторая нога опирается на носок;
- «ап-куби» - стойка-выпад, корпус спортсмена находится фронтально по отношению к противнику, ноги расположены на максимальном удалении друг от друга при условии сохранения хорошей устойчивости, во фронтальной плоскости расстояние между ними равно ширине плеч, при этом одна нога сильно вынесена перед корпусом и согнута в колене почти под прямым углом, вторая нога выпрямлена и максимально отнесена назад;
- прямой удар рукой - «момтом-чируги» - удар рукой в корпус противника по кратчайшей траектории, наносится сжатым кулаком, фалангами указательного и среднего пальцев;
- боковой удар ногой - «доле-чаги» - удар наносится при разгибании ноги в коленном суставе по круговой траектории снизу-вверх - справа (слева) - налево (направо), на конечной стадии удара нога движется параллельно поверхности земли, удар наносится подъёмом стопы.
Для оценки изменения тактической подготовленности учеников нами был использован специально разработанный тест, включающий в себя 19 вопросов, на которые нужно было ответить письменно, выбрав один из предложенных вариантов ответа. Каждый вопрос моделирует тактическую схему в спарринге, где один условный спортсмен реагирует на определённые действия другого. Максимальная оценка за каждый ответ - 5 баллов. Максимальная оценка предусматривает полную защиту от действий атакующего спортсмена, успешную контратаку при минимальных физических затратах. Данный тест позволяет изучить оперативно-тактическое мышление учеников.
ВЫВОДЫ
Применение средств и методов межкультурной коммуникации в обучении тактике единоборства привело к повышению уровня оперативно-тактического мышления учеников в поединке (спортивном спарринге), что способствует более полному использованию физических способностей и технических навыков спортсменов. При сравнении уровня оперативно-тактического мышления спортсменов в экспериментальной и контрольной группах, можно сделать вывод о том, что самое большое преимущество у экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, наблюдается при применении учениками контрударов. Это происходит благодаря наличию в модифицированной методике специальных упражнений по обучению двигательным действиям, последовательность преподавания которых, в сочетании с использованием игровых и соревновательных методов обучения, обеспечивает правильное усвоение техники и динамики удара, что необходимо для выработки чувства дистанции. Именно данный показатель является первоочередным для успешного применения контрударов в тактике единоборств. Выполнение этих элементов является наиболее сложным в единоборствах, в то же время освоение этой тактики совершенно необходимо, если ученик желает перейти от уровня начальной подготовки к более высоким ступеням мастерства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дьячков, В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов / В.М. Дьячков. - М. : Физкультура и спорт, 1972. - 231 с.
2. Иванов-Катанский, С. Комбинационная техника в каратэ / С. Иванов-Катанский. - М. : ГРАНД-ФАИР, 2000. - 576 с.
3. Маслов, А. А. Ушу: традиции духовного и физического воспитания в Китае / А.А. Маслов. - М. : Молодая гвардия, 1990. - 97 с.
4. Мандзяк, А. Боевая магия славян / А. Мандзяк. - Минск : Харвест, 1997. - 348
с.
5. Haines, B. Karate's History and Traditions / B. Haines. - Rutland-Tokyo, 1968. - 27
p.
Контактная информация: dmi9413@yandex.ru