Научная статья на тему 'Обучение тактике в тхэквондо-wtf на этапе начальной подготовки с использованием средств и методов межкультурной коммуникации'

Обучение тактике в тхэквондо-wtf на этапе начальной подготовки с использованием средств и методов межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОБОРСТВА / СПОРТ / ОБУЧЕНИЕ / ЗНАНИЯ / МЕТОДИКА / КУЛЬТУРА / ТАКТИКА / КОММУНИКАЦИЯ / : SINGLE COMBATS / SPORT / TRAINING / KNOWLEDGE / METHODOLOGY / CULTURE / TACTICS / COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Южаков Дмитрий Петрович

В статье представлена модифицированная методика тактической подготовки с применением средств и методов межкультурной коммуникации для детей 8-11 лет, а также некоторые результаты опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Южаков Дмитрий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training to tactics in taekwondo-WTF at stage of initial preparation with usage of means and methods of intercultural communications

The article presents the modified methodology of tactical preparation with application of means and methods of intercultural communications for children aged 8-11 years old, and also some results of pilot testing.

Текст научной работы на тему «Обучение тактике в тхэквондо-wtf на этапе начальной подготовки с использованием средств и методов межкультурной коммуникации»

УДК 796.81

ОБУЧЕНИЕ ТАКТИКЕ В ТХЭКВОНДО-WTF НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Дмитрий Петрович Южаков, аспирант,

Тюменский государственный университет (ТюмГУ)

Аннотация

В статье представлена модифицированная методика тактической подготовки с применением средств и методов межкультурной коммуникации для детей 8-11 лет, а также некоторые результаты опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: единоборства, спорт, обучение, знания, методика, культура, тактика, коммуникация.

TRAINING TO TACTICS IN TAEKWONDO-WTF AT STAGE OF INITIAL PREPARATION WITH USAGE OF MEANS AND METHODS OF INTERCULTURAL

COMMUNICATIONS

Dmitry Petrovich Juzhakov, the post-graduate student,

The Tyumen State University

Annotation

The article presents the modified methodology of tactical preparation with application of means and methods of intercultural communications for children aged 8-11 years old, and also some results of pilot testing.

Keywords: single combats, sport, training, knowledge, methodology, culture, tactics, communications.

ВВЕДЕНИЕ

Особенностью авторской методики является применение средств и методов межкультурной коммуникации для повышения качества обучения тактике тхэквондо. Результатом этих новшеств должны стать понимание и уважение собственных национальных традиций, понимание сущности морально-волевого развития в современных спортивных единоборствах. В данной методике основы обучения тактическим действиям тесно связаны с историческим и культурным курсами.

На 1-ом - 3-ем году обучения в теоретическом разделе изучали темы: Пути развития единоборств средневековья в разных частях света [4], прикладной характер рукопашного поединка, основные разновидности тактики применения различных типов холодного оружия в средние века [3]. Основные положения зависимости развития различных групп мышц у средневекового воина от преобладающей тактики ведения поединка. Сравнение базовой тактики средневекового фехтования [5] с основной тактикой в современных спортивных единоборствах, основные сходства и различия, причины, вызывающие появление существенной разницы не только в тактике, но и в некоторых основах техники единоборств прошлого и настоящего. Проводя сравнение с системами рукопашного боя без оружия [1,2,5] можно сделать вывод о том, что принципы развития тактики ведения поединка аналогичны таковым при использовании холодного оружия. Также изучались сходства и различия физических качеств, необходимых воину, исходя из сравнения народного творчества России и стран Востока [3]. Таким же способом было проанализировано творчество восточных народов [4], в результате сравнения обозначились основные сходства и принципиальные различия, проявляющиеся в приоритетных национальных физических качествах, развитию которых исторически каждая нация уделяла особое внимание. Ученикам была дана возможность самим ответить на вопрос, какие

физические способности им необходимо развивать в первую очередь, чтобы в спортивных поединках на соревнованиях иметь преимущество перед спортсменами азиатского типа. Таким образом, в сознании учеников были сформированы предпосылки для последующего самостоятельного варьирования тактики ведения поединка в зависимости от комплекции противника.

При изучении практического раздела большое внимание уделялось выполнению технических элементов в комплексе нескольких непрерывных последовательных действий. Повышенное внимание уделялось контролю дистанции во время выполнения комплекса приёмов. Основное направление данного этапа - это переход в сознании учеников от отдельных базовых элементов техники единоборства к умению мысленно и практически соединять несколько базовых приёмов в одну тактическую схему, для чего выбирались базовые элементы со схожей амплитудой движений. Для того, чтобы максимально быстро обучить учеников умению самостоятельно комбинировать базовые технические элементы в разнообразные тактические схемы и применять их в зависимости от ситуации в спарринге, использовался широкий спектр заданных тактических схем при выполнении специальных упражнений в парах, ученики использовали в этих упражнениях в том числе даже те технические элементы, которые не могли выполнить на удовлетворительном уровне по качеству исполнения, в этих упражнениях применялся фактор неожиданного изменения дистанции одним из партнёров.

При составлении изучаемых тактических комбинаций использовались следующие элементы базовой техники тхэквондо^ТР:

- основная стойка в спарринге - «ап-соги» - ступни ног расположены на одной линии на ширине плеч, корпус развёрнут боком к противнику (ноги и корпус находятся в одной плоскости);

- широкая стойка - «чучум-соги» - фронтально к сопернику, ноги в 2 раза шире плеч, на одной линии, сильно согнуты в коленях;

- «твит-куби» - стойка со смещённым центром тяжести, спортсмен развёрнут боком к сопернику, ноги на одной линии, расстояние между ними вдвое больше ширины плеч, 70 % веса приходится на ногу, расположенную сзади, дальше от противника, эта нога сильно согнута в колене, вторая нога опирается на носок;

- «ап-куби» - стойка-выпад, корпус спортсмена находится фронтально по отношению к противнику, ноги расположены на максимальном удалении друг от друга при условии сохранения хорошей устойчивости, во фронтальной плоскости расстояние между ними равно ширине плеч, при этом одна нога сильно вынесена перед корпусом и согнута в колене почти под прямым углом, вторая нога выпрямлена и максимально отнесена назад;

- прямой удар рукой - «момтом-чируги» - удар рукой в корпус противника по кратчайшей траектории, наносится сжатым кулаком, фалангами указательного и среднего пальцев;

- боковой удар ногой - «доле-чаги» - удар наносится при разгибании ноги в коленном суставе по круговой траектории снизу-вверх - справа (слева) - налево (направо), на конечной стадии удара нога движется параллельно поверхности земли, удар наносится подъёмом стопы.

Для оценки изменения тактической подготовленности учеников нами был использован специально разработанный тест, включающий в себя 19 вопросов, на которые нужно было ответить письменно, выбрав один из предложенных вариантов ответа. Каждый вопрос моделирует тактическую схему в спарринге, где один условный спортсмен реагирует на определённые действия другого. Максимальная оценка за каждый ответ - 5 баллов. Максимальная оценка предусматривает полную защиту от действий атакующего спортсмена, успешную контратаку при минимальных физических затратах. Данный тест позволяет изучить оперативно-тактическое мышление учеников.

ВЫВОДЫ

Применение средств и методов межкультурной коммуникации в обучении тактике единоборства привело к повышению уровня оперативно-тактического мышления учеников в поединке (спортивном спарринге), что способствует более полному использованию физических способностей и технических навыков спортсменов. При сравнении уровня оперативно-тактического мышления спортсменов в экспериментальной и контрольной группах, можно сделать вывод о том, что самое большое преимущество у экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, наблюдается при применении учениками контрударов. Это происходит благодаря наличию в модифицированной методике специальных упражнений по обучению двигательным действиям, последовательность преподавания которых, в сочетании с использованием игровых и соревновательных методов обучения, обеспечивает правильное усвоение техники и динамики удара, что необходимо для выработки чувства дистанции. Именно данный показатель является первоочередным для успешного применения контрударов в тактике единоборств. Выполнение этих элементов является наиболее сложным в единоборствах, в то же время освоение этой тактики совершенно необходимо, если ученик желает перейти от уровня начальной подготовки к более высоким ступеням мастерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьячков, В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов / В.М. Дьячков. - М. : Физкультура и спорт, 1972. - 231 с.

2. Иванов-Катанский, С. Комбинационная техника в каратэ / С. Иванов-Катанский. - М. : ГРАНД-ФАИР, 2000. - 576 с.

3. Маслов, А. А. Ушу: традиции духовного и физического воспитания в Китае / А.А. Маслов. - М. : Молодая гвардия, 1990. - 97 с.

4. Мандзяк, А. Боевая магия славян / А. Мандзяк. - Минск : Харвест, 1997. - 348

с.

5. Haines, B. Karate's History and Traditions / B. Haines. - Rutland-Tokyo, 1968. - 27

p.

Контактная информация: dmi9413@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.