ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ
ОБЗОР СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПРОБЛЕМАТИКИ
МАНЕВРИРОВАНИЯ В КИОКУСИНКАЙ
К.В. БЕЛЫЙ, О.Г. ЭПОВ, РГУФКСМиТ
Аннотация
В работе анализируется существующее состояние научно-методической базы в киокусинкай в части обучения маневрированию, а также анализ и систематизация аналогичного опыта других видов контактных единоборств для использования в обучении спортсменов маневрированию в соревновательных поединках киокусинкай. Результаты проведенного анализа систематизированы и структурированы в соответствии с основными методическими подходами и направлениями подготовки.
Ключевые слова: киокусинкай, карате, единоборства, маневрирование, соревновательный поединок, технико-тактические навыки.
Abstract
The work analyzes the present situation of the scientific and methodological base of teaching maneuvering in Kyokushinkai, as well as the analysis and systematization of similar experience of other types of contact martial arts for use in teaching maneuvering for competitive Kyokushinkai fights. The results of the analysis are systematized and structured in accordance with the main methodological approaches and training directions.
Keywords: Kyokushinkai, Karate, Martial arts, maneuvering, competitive fight, technical and tactical skills.
Введение
Киокусинкай - первый в истории вид спортивного контактного карате. Он был создан в конце 50-х годов XX века Масутацу Оямой, получил огромное развитие во всем мире и официально признан и развивается в России (СССР) с 1989 г. Согласно официальной статистике Минспорта 2016 г., киокусинкай - второй по массовости вид ударного неолимпийского единоборства в России [1]. Тем не менее научные исследования особенностей подготовки в настоящее время совершенно не соответствуют уровню развития киокусинкай как в России, так и в мире. Имея существенную специфику и кардинальные отличия от других видов ударных контактных единоборств, киокусинкай, по сути, не имеет как вид спорта полноценной научной базы. В том числе нет и единого научного и методического подхода к маневрированию, как существенной части технико-тактической подготовки спортсменов киокусинкай, в отличие от многих других видов спортивных единоборств.
Целью настоящей работы является анализ существующих научно-методических подходов к решению обозначенной проблемы.
Анализ проблемы
С целью анализа существующих подходов к решению поставленной проблемы было проведено исследование современного состояния научно-методической базы в киокусинкай в части обучения маневрированию, а также анализ и систематизация аналогичного опыта родственных видов контактных единоборств для использования в обучении спортсменов маневрированию в соревновательных поединках киокусинкай. Было проанализировано более 90 актуальных научно-методических работ по указанной тематике (в том числе 18 на иностранных языках, основная часть которых никогда не переводилась на русский язык - в частности [7-12]). Большая часть проанализированных источников являлась актуальными научно-методическими работами по обучению киокусин-кай и другим стилям карате. Это позволило комплексно взглянуть на поставленную проблему, определить принятые в киокусинкай методические подходы и выделить принятые в различных ветвях киокусинкай и родственных единоборствах виды и схемы перемещений и маневрирования.
Результаты работы
Проведен всесторонний анализ существующей научно-методической базы в киокусинкай и родственных видах спортивно-прикладных единоборств в части обучения маневрированию. Анализ позволил с уверенностью констатировать отсутствие научного осмысления и проработки проблематики маневрирования в киокусинкай и выявил отсутствие современного методического подхода к маневрированию в киокусинкай. Результаты проведенного анализа приведены ниже и сгруппированы в соответствии с основными методическими подходами и направлениями подготовки.
1. Традиционный подход к обучению киокусинкай
В традиционных японских боевых искусствах вопросам обучения навыкам перемещения уделяется значительное место. Однако несмотря на то, что традиционное обучение карате базируется на методических подходах, общих для множества видов и стилей японских единоборств, обучению технике перемещений (особенно свободных) в карате уделяется недостаточное внимание. Основой обучения в карате является большой тренировочный объем «кихон гейко» (тренировка формальных технических действий без партнера), «идо гейко» (тренировка формальных технических действий в формальных перемещениях без партнера) и ката (тренировка формальных комплексов без партнера). При таком подходе элементы обучения маневрированию можно найти лишь в разделе «идо гейко», которые ввиду своей формализации мало применимы в свободном поединке, но могут применяться на начальном этапе обучения
При этом обычно декларируется, что навыки маневрирования вырабатываются через изучение ката. Данный тезис вызывает большие сомнения, т.к. в ката все позиции и немногочисленные типы переходов между ними строго определены и формализованы, а значит, ката скорее можно отнести к техническим, а не тактическим аспектам карате. Во многом указанные принципы справедливы и для киокусинкай, хотя это и идет вразрез с историей возникновения киокусинкай как боевого карате, противопоставившего себя традиционным бесконтактным стилям карате. Вероятно, поэтому традиционный подход (через кихон и ката), практически не уделяющий внимания вопросу свободного маневрирования, даже в части перехода из одной формальной позиции в другую, до настоящего времени является в России основой практически всех без исключения учебных пособий по киокусинкай.
2. Российские нормативные и методические документы киокусинкай
В российском киокусинкай общепринятым стало такое построение методических документов, при котором маневрирование справедливо рассматривается как составная часть тактической и/или технико-тактической подготовки, но обучение собственно маневрированию программами не предусмотрено и отдельно не выделяется [2]. Методических же приемов и специализированных упражнений в методической части программ, как правило, не предлагается вообще. В результате, в своей работе
тренеры опираются больше на свой индивидуальный опыт, чем на методические документы [3].
В нормативных же документах тактическая подготовка вообще не выделяется в отдельный раздел, а объединяется с технической подготовкой в технико-тактическую подготовку [2]. Данный вывод идет вразрез с современными тенденциями в области киокусинкай, придающими существенную значимость собственно тактической подготовке для повышения результативности соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации.
3. Техника и биомеханика перемещений
В целом можно уверенно констатировать, что в методической литературе по единоборствам технике перемещений в ее связи с биомеханикой движения, как ног, так и всего тела, уделено недостаточно внимания. Упоминания о технике перемещений, как правило, отличаются фрагментарностью, несистемностью и акцентированием внимания на отдельных моментах.
В киокусинкай тема техники и биомеханики перемещений практически не разработана вообще. Так, не освещены вопросы контроля центра тяжести при перемещениях, переноса веса тела, позиций элементов опоры (стопы, коленей, таза), осей вращения в комбинированных перемещениях и пр. Также остается без внимания такой очевидный факт, что и техника выполнения ударов существенно зависит от способов перемещений. Базовые формы ударов, традиционно изучаемые на месте («кихон»), существенно трансформируются в зависимости от дистанции удара или подготовительного перемещения. Следует отметить, что ведущие тренеры на основе своего опыта постоянно подчеркивают важность контроля этих моментов.
4. Цели и задачи маневрирования, связь с технико-тактической подготовкой
Роль маневрирования как основы построения технико-тактических структур в единоборствах практически не подвергается сомнению, в том числе и в киокусинкай. Однако роль маневрирования в тактике различными авторами воспринимается по-разному.
Наиболее распространены подходы, при которых маневрирование считается:
- основой построения всего боя, реализации тактики, причем как в защитном, так и в атакующем ключе;
- действием подготовки в широком смысле, т.е. таким, которое предшествует непосредственному нападению и обороне;
- тактическим способом введения в заблуждение, запутывания противника;
- методом контроля дистанции;
- элементом пассивной защиты, связанным в основном с изменением дистанции и уходами с линии атаки.
Под задачами маневрирования чаще всего упоминаются:
• создание удобных исходных положений для наступательных и оборонительных действий;
• отвлечение от проводимой атаки и вызова на атаку или контратаку для проведения собственной контратаки;
• выявление излюбленных комбинаций противника, его индивидуальной манеры ведения боя, физической подготовленности;
• контроль дистанции.
В современном киокусинкай отсутствует единый методический подход к теме маневрирования как основы построения технико-тактических структур. Как правило, авторами выделяются отдельные, наиболее близкие им технико-тактические аспекты маневрирования.
5. Систематизация маневрирования
Анализ выявил сильно отличающиеся друг от друга подходы к систематизации у различных авторов, делающих акценты на различные задачи маневрирования. Тем не менее различные аспекты, положенные в основу систематизации, можно объединить в два более общих принципа:
- систематизация на основе направлений маневрирования и/или схемы и способов перемещений;
- систематизация в связи с тактическими рисунками и/или дистанциями поединка.
5.1. Систематизация по схемам и способам и, в частности, по направлениям маневрирования
Такая систематизация достаточно распространена в литературе. Однако чаще всего авторы ограничиваются базовым разделением схем перемещений по направлениям.
Из направлений перемещений, как правило, авторы выделяют те или иные из следующего списка:
> прямолинейное,
> боковое,
> диагональное,
> круговое (дуговое),
> с поворотами,
> вертикальное.
При этом ни один автор не разбирает перемещения по всем указанным направлениям. Более того, есть примеры, когда некоторые направления либо не принимаются самостоятельными (так, диагональное перемещение может считаться комбинацией прямого и бокового перемещения), либо принципиально игнорируются (например, вертикальное маневрирование или перемещения с использованием поворотов).
В части схем и способов перемещений, как правило, описываются базовые способы перемещений, сообщая, что все остальные схемы перемещений составляются путем комбинирования предложенных простых базовых схем. Чаще всего авторы просто предлагают некий набор отдельных способов и схем перемещений как набор технических приемов без какого-либо методического обоснования. При этом могут упоминаться следующие способы перемещений: полный шаг, шаг, подшаг, скользящий шаг, выпад, скачок, разножка, прыжок, подскок, перескок, а также вращение, поворот, сайдстеп, тай-сабаки и др.
Иногда описания схем и способов перемещений могут основываться на различных методических подходах. Например, перемещения могут быть рассмотрены:
- в зависимости от позиции стартовой ноги (впереди/ сзади стоящая);
- в связи с контролем дистанции (техника сокращения, разрыва, сохранения дистанции);
- в связи со смещением с линии атаки.
Однако ни один из авторов не предложил полной систематизации - различные авторы выделяют те или иные, более близкие им способы перемещений.
Отметим также тот факт, что в подавляющем большинстве материалов, посвященных маневрированию, совершенно не уделяется внимание работе тела (бедер, корпуса, плеч) в процессе перемещения - акцент идет на технику работы ног и позиции стоп. В таких методических материалах отсутствует объяснение биомеханических принципов, что принципиально важно для использования ударной или защитной техники в процессе перемещения.
5.2. Систематизация на основе тактических рисунков и, в частности, различных дистанций поединка
Такая систематизация также широко распространена в литературе, но различные авторы делают акцент на различные технико-тактические аспекты. Так, у этих авторов можно встретить методические подходы к маневрированию, связанные:
• с тактическими задачами (отход назад, уход с линии атаки, опережение, провоцирование и т.п.);
• с задачами контроля дистанции (разделение способов и схем перемещений по таким выделенным дистанциям, как клинч, ближняя, средняя, дальняя, а также дистанции «вне боя». Иногда каждая из указанных дистанций может сама делиться на ударную и защитную). Этот подход является наиболее распространенным, т.к. тактические рисунки боя и используемые технико-тактические структуры непосредственно связаны с дистанцией, на которой проходит конфликтное взаимодействие;
• с задачами реализации техники (подготовка удара, комбинирование ударов, обманы и финты). Здесь следует особо выделить маневр смены стойки без перемещения, не встречающийся в других подходах и который очень широко распространен именно в киокусинкай;
• с разделением приемов тактического маневрирования, когда спортсмен решает тактическую задачу, от приемов технико-тактического маневрирования, когда маневр объединен с ударом в единую структуру.
В целом на основе анализа литературы можно констатировать, что в киокусинкай тема маневрирования разработана значительно хуже, чем в других единоборствах (прежде всего ударных).
6. Методы обучения маневрированию
При обучении спортсмена маневрированию существуют несколько задач, требующих решения. Анализ литературы позволяет выделить несколько методов, применяемых в обучении маневрированию по отдельности или в совокупности.
Последовательными задачами являются:
- обучение навыкам перемещений без использования (или с использованием) различных технических приемов;
- обучение связи между различными способами перемещений, комбинирование перемещений;
- обучение свободному маневрированию с использованием различной техники вне поединка и в поединке.
Для решения каждой задачи существуют свои методы обучения, описанные в литературе.
6.1. Обучение навыкам перемещения в карате и киокусинкай
Решению этой задачи, как правило, внимание уделяется только на начальном этапе обучения и только в отношении перемещений в базовых стойках. Изучение большинства базовых стоек происходит через отработку перемещения в них, как без ударов, так и с ними. В качестве одного из распространенных приемов обучения, логически вытекающих из этого метода, можно назвать отработку перемещения в связи с наработкой какого-либо приема защиты и/или прикладной самозащиты.
Обучение основам перемещения в боевой стойке методически в российском киокусинкай практически не разработано. В то же время в зарубежных (прежде всего японских) учебно-методических пособиях технике перемещений в боевой стойке уделяется значительно большее внимание. А обучение технике перемещений проводится последовательно - от простейших форм до использования ее в технико-тактических структурах.
Следует отметить, что при обучении необходимо не только изучать возможные варианты и схемы маневрирования, но и уделять внимание технике и биомеханике движений и поворотов. Этот момент, как уже отмечалось, как правило, отсутствует в методических пособиях не только в киокусинкай, но и во многих других единоборствах.
6.2. Обучение связи между различными способами перемещений
Может проводиться как без партнера, так и с партнером, но на этом этапе применяется преимущественно отработка без партнера. При этом, как правило, очень широко применяются традиционные методики восточных (в частности, японских) школ единоборств.
6.2.1. Работа без партнера
Заключается в последовательном изучении комбинаций из канонических вариантов перемещений - сначала без технических действий, затем с ними. Изучение ката является одной из форм обучения базовым навыкам перемещений с использованием базовой (условной) техники. Этот подход очень широко представлен в литературе, посвященной восточным боевым искусствам, и не требует пояснений. Однако такой подход может применяться не только в связи с базовой техникой (идо-гейко и ката), но и с боевой. Так, различными авторами предлагаются специально разработанные комбинации из сложных нетрадиционных перемещений в боевой стойке в качестве «ката» свободного боя. Причем техника перемещений в этих ката определяется используемой в них техникой ударов и защит.
Очень часто наработка навыков сложных перемещений достигается через наработку сложных боевых комбинаций. Описываемые в методических пособиях длинные комбинации с использованием боевой техники, как пра-
вило, требуют серьезных навыков маневрирования. При этом наработка может происходить как в воздух, так и по снарядам в движении. Отрабатывая комбинации ударов на снарядах, спортсмены обучаются и способам маневрирования, применимым в свободном поединке. Такой подход применяется во многих учебниках и методических пособиях.
6.2.2. Работа с партнером
При традиционном подходе работа с партнером, как правило, происходит через последовательную условную отработку традиционных форм, таких как, например, иппон-кумите (условный поединок на один шаг) и сан-бон-кумите (условный поединок на три шага).
Существует, однако, и другой методический подход: наработка навыков сложных перемещений может достигаться не через условный спарринг, а через отработку сложных боевых комбинаций с партнером. Сложные технико-тактических структуры требуют особого владения техникой перемещений и ее комбинированием, которые подробно разбираются в связи с каждой комбинацией.
6.3. Обучение свободному маневрированию с использованием различной техники вне поединка и в поединке
Может проводиться с использованием различных методических приемов, как с партнером, так и без него. Но на этом этапе работа с партнером является преимущественной. Тем не менее как частичная альтернатива учебно-тренировочным и тренировочным схваткам на определенном этапе может применяться и соревновательно-игровой метод с использованием игр с элементами единоборств, так как развитое маневрирование проявлением специальной ловкости.
В киокусинкай решению задачи обучения свободному маневрированию уделяется несколько большее внимание, чем обучению способам перемещений. Это объясняется тесной взаимосвязью свободного маневрирования с тактикой поединка. Реализация тактических рисунков позволяет получить навык применения того или иного способа перемещения. Наиболее распространенным методическим приемом является использование различных форм условного или свободного спарринга. Другим важным фактором обучения является соревновательная практика.
Выводы
Обзор литературы показал, что проблематике маневрирования авторы в работах по киокусинкай уделяют недопустимо мало внимания, ограничиваясь общими словами, либо не уделяют его вообще. На основании проведенного анализа литературы можно с уверенностью констатировать отсутствие научного осмысления и проработки проблематики маневрирования в киокусинкай. Что касается анализа и оценки роли маневрирования в эффективности конфликтного взаимодействия в кио-кусинкай, то таких работ не проводилось вообще.
Отсутствие современного методического подхода к проблеме маневрирования проявляется в следующем:
• нет обоснованной единой базы для систематизации маневрирования;
• нет единообразной терминологии для идентификации различных видов маневрирования;
• нет общепринятых методических приемов обучения маневрированию на различных этапах подготовки;
• нет связи схем маневрирования с тактическими рисунками боя и технико-тактическими структурами.
Одновременно анализ литературы показал, что во многих единоборствах указанные проблемные для киоку-синкай моменты хорошо проработаны. В частности, оценка роли маневрирования в эффективности конфликтного взаимодействия наиболее тщательно проведена в таких видах спорта, как фехтование, тхэквондо/таэквондо, бокс, олимпийские виды борьбы. Как правило, в этих видах
Литература
спорта существуют и распространенные методические подходы обучения маневрированию. В других видах спорта также иногда встречаются удачные методические документы, но зачастую они являются авторскими методиками и широко не применяются.
При этом следует отметить, что не все предлагаемые методические подходы из указанных видов спорта могут быть применены в киокусинкай. Сравнение методик выявляло зачастую диаметрально противоположный подход к технике перемещений, биомеханике движений, акцентам в обучении, что связано со спецификой видов спорта. При этом специфика видов спорта влияет на оценку эффективности маневрирования в конфликтном взаимодействии, как правило, мало, т.к. базируется на статистических показателях.
1. Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» за 2016 год / Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsport.gov.ru/2017/doc/ 1FKSvod2016_1505.xls/
2. Белый, К.В. Сравнение распределения объемов тренировочной нагрузки по разделам подготовки в нормативных и методических документах киокусинкай / К.В. Белый, О.Г. Эпов // Наука и спорт: современные тенденции. - Казань, 2016. - № 4 (том 13). - С. 13-19.
3. Белый, К.В. Исследование практических приоритетов в подготовке спортсменов к соревновательным поединкам в киокусинкай и всестилевом карате / К.В. Белый, О.Г. Эпов // Наука и спорт: современные тенденции. -Казань, 2017. - № 1 (том 14). - С. 18-25.
4. Эпов, О.Г. Анализ тактико-технических структур, используемых в боковом маневрировании в тхэквондо / О.Г. Эпов // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 3. -С. 6-9.
5. Эпов, О.Г. Некоторые аспекты исследования тактико-технических действий и тактико-технических струк-
тур в тхэквондо / О.Г. Эпов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3 (49). -С. 89-92.
6. Эпов, О.Г. Основы маневрирования в тхэквондо ВТФ / О.Г. Эпов. - М.: Физическая культура, 2009. -176 с.
7. Masatoshi, Y. The Strongest karate "Kyokushin": ucheb-nik. - Tokyo, Japan. - 1996.
8. Мидори, К. Карате нюмон. Сайке-о кивамэру (Введение в карате. Путь к максимальной силе): учеб.-метод. пособие. - Токио, Япония. - 2005.
9. Mitchell, D. Official karate: educational-methodical manual. - Antler Books Ltd. - London, UK. - 1986.
10. Nakamura, T. Karate. Technique and spirit: educational-methodical manual. - Tokyo, Japan. - 1986.
11. Oyama, S, Oyama, Y, Miura, M. Perfect karate: educational-methodical manual. - Asahi Press Co., Ltd. - Tokyo, Japan. - 1986.
12. Szeligovwski, P. Traditional Kyokushin karate: educational-methodical manual. - Budo and Knockdown fighting. - Bytom, Poland. - 2008.
References
1. The summary report on the form of federal statistical observation No. 1-FC "Data on physical culture and sport" for 2016 [electronic resource] / Ministry of the Russian Federation Sport. - Access mode: http://minsport.gov.ru/2017/ doc/1FKSvod2016_1505.xls (in Russian).
2. Beliy, K.V. Comparison of the distribution of the volumes of the training according to the sections of preparation in the normative and methodological documents of Kyokush-inkai / K.V. Bely, O.G. Epov // Science and sport: current trends - Kazan': PGAFKST, 2016. - No. 4 (vol. 13). -Pp. 13-19.
3. Beliy, K.V. Study of practical priorities in training athletes for competitive fights in Kyokushinkai and all-style karate / K.V .Bely, O.G. Epov // Science and sport: current trends. - Kazan': PGAFKST, 2017. - No. 1 (vol. 14). -Pp. 18-25.
4. Epov, O.G. Analysis of tactical and technical structures used in lateral maneuvering in taekwondo / O.G. Epov // Vestnik sportivnoy nauki. - 2009. - No. 3. - Pp. 6-9.
5. Epov, O.G. Some aspects of the study of tactical and technical actions and tactical and technical structures in taek-
wondo / O.G. Epov // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2009. - No. 3 (49). - Pp. 89-92.
6. Epov, O.G. The fundamentals of maneuvering in taek-wondo WTF / OG. Epov. - M.: Physical Culture, 2009. -176 p.
7. Masatoshi Y. The Strongest karate "Kyokushin". -Tokyo, Japan. - 1996.
8. Midori K. Karate numon. Saike-o kivameru (Put' k maksimal'noy sile): educational-methodical manual. -Tokyo, Japan. - 2005.
9. Mitchell, D. Official karate: educational-methodical manual. - Antler Books Ltd. - London, UK. - 1986.
10. Nakamura, T. Karate. Technique and spirit: educational-methodical manual - Tokyo, Japan. - 1986.
11. Oyama, S, Oyama, Y, Miura, M. Perfect karate: educational-methodical manual. - Asahi Press Co., Ltd. - Tokyo, Japan. - 1986.
12. Szeligovwski, P. Traditional Kyokushin karate: educational-methodical manual. - Budo and Knockdown fighting. - Bytom, Poland. - 2008.
e*)