Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бакалавриат / выпускник / высшее образование / грант / закон / инженерная школа / магистратура / модель / образовательный кредит / платформа / постановление / программа / проект / сотрудник / специалитет / студент / трудоустройство / целевое обучение. / bachelor's degree / graduate / higher education / grant / law / engineering school / master's degree / model / educational loan / platform / resolution / program / project / employee / specialist / student / employment / targeted training.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Аверин А.Н., Понеделков А.В., Нежинская М.А.

Актуальность темы исследования определяется тем обстоятельством, что происходит формирование новой модели высшего образования, которая после апробации будет внедряться в нашей стране. Цель статьи состоит в рассмотрении обучения студентов в системе высшего образования. Объект исследования являются образовательные программы бакалавриата, специалитета, магистратуры. Основные методы исследования статистический метод, сравнение, анализ и синтез, дедукция и индукция. В процессе исследования получены следующие результаты. Использованы Федеральный закон об образовании, указ Президента о вопросах совершенствования системы высшего образования, Постановление Правительства о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, итоги деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2023 год и задачах на 2024 год, официальные статистические данные. Показано формирование новой модели высшего образования, передовые инженерные школы, платформы университетского технологического предпринимательства, реализация программы «Студенческий стартап», федерального проекта «Искусственный интеллект» в сфере высшего образования. Рассмотрена численность студентов и сотрудников образовательных организаций, целевое обучение, образовательный кредит, поддержка студенческих научных объединений. Основной вывод заключается в том, что в существующей системе высшего образования накопилось множество нерешенных проблем и недостатков. Формирующаяся новая модель после апробации, содержательного изучения и последующей реализации может значительно улучшить обучение студентов в высшем образовании. В обзоре отечественной литературы по высшему образованию следует отметить, что в Едином электронном каталоге содержится более 50 тыс. опубликованных работ. Много публикаций по методическим рекомендациям, образовательным программам для бакалавров, специалистов, магистров по разным направлениям подготовки. Кратко укажем на такие опубликованные работы, как макеты примерных основных образовательных программ по уровням высшего образования бакалавриат, магистратура, специалитет, планирование процесса обучения бакалавров и оценка его эффективности. повышение профессиональной подготовки будущих бакалавров, организация практической подготовки по образовательной программе бакалавриата, научно-исследовательская работа студента бакалавриата, практическая подготовка и научно-исследовательская работа магистров, организация самостоятельной работы магистров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Аверин А.Н., Понеделков А.В., Нежинская М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF STUDENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

The relevance of the research topic is determined by the fact that a new model of higher education is being formed, which, after testing, will be implemented in our country. The purpose of the article is to consider the training of students in the system of higher education. The object of the research is the educational programs of bachelor's, specialist's, and master's degrees. The main research methods are the statistical method, comparison, analysis and synthesis, deduction and induction. In the course of the study, the following results were obtained. The Federal Law on Education, the Presidential Decree on Improving the Higher Education System, the Government Decree on Targeted Training in Educational Programs of Secondary Vocational and Higher Education, the Results of the Activities of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation for 2023 and Tasks for 2024, and Official Statistics were used. The formation of a new model of higher education, advanced engineering schools, platforms for university technological entrepreneurship, the implementation of the "Student Startup" program, the federal project "Artificial Intelligence" in the field of higher education are shown. The number of students and employees of educational organizations, targeted training, educational credit, and support for student scientific associations are considered. The main conclusion is that the existing system of higher education has accumulated many unresolved problems and shortcomings. The emerging new model, after approbation, meaningful study and subsequent implementation, can significantly improve the learning of students in higher education. In the review of domestic literature on higher education, it should be noted that the Unified Electronic Catalog contains more than 50 thousand published works. There are many publications on methodological recommendations, educational programs for bachelors, specialists, masters in various areas of training. We will very briefly indicate such published works as models of exemplary basic educational programs by levels of higher education bachelor's, master's, specialist's degrees, planning the process of studying bachelors and assessing its effectiveness. improvement of professional training of future bachelors, organization of practical training under the bachelor's educational program, research work of a bachelor's student, practical training and research work of masters, organization of independent work of masters.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-8-30 УДК 316

© ®

Attribution

сс by

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аверин А.Н.1, Понеделков А.В.2, Нежинская М.А.3

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

2Южно-Российский институт управления - филиал Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 3Адвокатская палата Чеченской Республики

Аннотация. Актуальность темы исследования определяется тем обстоятельством, что происходит формирование новой модели высшего образования, которая после апробации будет внедряться в нашей стране. Цель статьи состоит в рассмотрении обучения студентов в системе высшего образования. Объект исследования являются образовательные программы бакалавриата, специалитета, магистратуры. Основные методы исследования - статистический метод, сравнение, анализ и синтез, дедукция и индукция.

В процессе исследования получены следующие результаты. Использованы Федеральный закон об образовании, указ Президента о вопросах совершенствования системы высшего образования, Постановление Правительства о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, итоги деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2023 год и задачах на 2024 год, официальные статистические данные. Показано формирование новой модели высшего образования, передовые инженерные школы, платформы университетского технологического предпринимательства, реализация программы «Студенческий стартап», федерального проекта «Искусственный интеллект» в сфере высшего образования. Рассмотрена численность студентов и сотрудников образовательных организаций, целевое обучение, образовательный кредит, поддержка студенческих научных объединений.

Основной вывод заключается в том, что в существующей системе высшего образования накопилось множество нерешенных проблем и недостатков. Формирующаяся новая модель после апробации, содержательного изучения и последующей реализации может значительно улучшить обучение студентов в высшем образовании.

В обзоре отечественной литературы по высшему образованию следует отметить, что в Едином электронном каталоге содержится более 50 тыс. опубликованных работ. Много публикаций по методическим рекомендациям, образовательным программам для бакалавров, специалистов, магистров по разным направлениям подготовки. Кратко укажем на такие опубликованные работы, как макеты примерных основных образовательных программ по уровням высшего образования - бакалавриат, магистратура, специалитет, планирование процесса обучения бакалавров и оценка его эффективности. повышение профессиональной подготовки будущих бакалавров, организация практической подготовки по образовательной программе бакалавриата, научно-исследовательская работа студента бакалавриата, практическая подготовка и научно-исследовательская работа магистров, организация самостоятельной работы магистров.

Ключевые слова: бакалавриат, выпускник, высшее образование, грант, закон, инженерная школа, магистратура, модель, образовательный кредит, платформа, постановление, программа, проект, сотрудник, специалитет, студент, трудоустройство, целевое обучение.

Alexander N. Averin1, Alexander V. Ponedelkov2, Maria A. Nezhinskaya3

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 2South-Russian Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administratio, 3Law Chamber of the Chechen Republic

Abstract. The relevance of the research topic is determined by the fact that a new model of higher education is being formed, which, after testing, will be implemented in our country. The purpose of the article is to consider the training of students in the system of higher education. The object of the

TRAINING OF STUDENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

research is the educational programs of bachelor's, specialist's, and master's degrees. The main research methods are the statistical method, comparison, analysis and synthesis, deduction and induction.

In the course of the study, the following results were obtained. The Federal Law on Education, the Presidential Decree on Improving the Higher Education System, the Government Decree on Targeted Training in Educational Programs of Secondary Vocational and Higher Education, the Results of the Activities of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation for 2023 and Tasks for 2024, and Official Statistics were used. The formation of a new model of higher education, advanced engineering schools, platforms for university technological entrepreneurship, the implementation of the «Student Startup» program, the federal project «Artificial Intelligence» in the field of higher education are shown. The number of students and employees of educational organizations, targeted training, educational credit, and support for student scientific associations are considered.

The main conclusion is that the existing system of higher education has accumulated many unresolved problems and shortcomings. The emerging new model, after approbation, meaningful study and subsequent implementation, can significantly improve the learning of students in higher education.

In the review of domestic literature on higher education, it should be noted that the Unified Electronic Catalog contains more than 50 thousand published works. There are many publications on methodological recommendations, educational programs for bachelors, specialists, masters in various areas of training. We will very briefly indicate such published works as models of exemplary basic educational programs by levels of higher education - bachelor's, master's, specialist's degrees, planning the process of studying bachelors and assessing its effectiveness. improvement of professional training of future bachelors, organization of practical training under the bachelor's educational program, research work of a bachelor's student, practical training and research work of masters, organization of independent work of masters.

Keywords: bachelor's degree, graduate, higher education, grant, law, engineering school, master's degree, model, educational loan, platform, resolution, program, project, employee, specialist, student, employment, targeted training.

Введение. Обучение представляет собой целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [1]. Высшее образование предназначено для обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров по направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углубления и расширения образования, научно-педагогической квалификации. В высшем образовании установлены уровни - бакалавриат, специалитет, магистратура. К освоению программ бакалавриата и специалитета допускаются люди, имеющие среднее общее образование, программ магистратуры - имеющие высшее образование любого уровня. Прием на обучение по программам бакалавриата и спе-циалитета проводится на основании результатов единого государственного экзамена.

Результаты. Обсуждение. В 2023 году осуществляли образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - бакалавриат, специалитет, магистратура 724 организации, из них государственные - 497, в том числе находились в ведении регионов и муниципалитетов - 39, частные - 227 [2]. Образовательные программы реализовались тради-

ционным способом, с использованием онлайн-курсов, применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, использованием сетевой формы. Численность обучающихся студентов составляла 4325280 чел. Обучались за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета - 1990687 чел., региональных бюджетов - 60699 чел., местных - 346 чел., по договорам об оказании платных образовательных услуг - 2273548 чел. Заключили договор о целевом обучении, кроме поступивших в рамках квоты приема на целевое обучение, 16036 студентов. Получали стипендии и другие формы материальной поддержки 1094732 студента очной формы обучения. Обучались 314827 иностранных граждан, из них 195446 чел. - из стран СНГ. Выпускников было 805932 чел. Трудоустроены 22348 обучавшихся в рамках квоты приема на целевое обучение, 2,5 тыс. чел. из числа студентов, заключивших договор о целевом обучении. Большое значение имеет трудоустройство выпускников очной формы обучения государственных и муниципальных организаций. В 2020 году выпуск бакалавров, специалистов, магистров составил 327,7 тыс. чел., получили направления на работу - 133,1 тыс. чел. Удельный вес, не получивших направления на работу, включая самостоятельно трудоустроившихся, -29,7 % от выпуска [3].

В образовательных организациях работал 560581 штатный сотрудник, в том числе 456775 чел. с высшим образованием, 37442 чел. - со средним профессиональным образованием по программам подготовки специалистов среднего

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

звена и 13609 чел. - по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих [2]. 37062 чел. имели ученую степень доктора и 145394 чел. - кандидата наук, 1071 чел. - PhD, 21984 чел. - ученое звание профессора и 88735 чел. - доцента. В качестве внешних совместителей работали 112973 чел., в том числе 106249 чел. с высшим образованием, 2307 чел. со средним профессиональным образованием по программам подготовки специалистов среднего звена и 695 чел. по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих. 15246 чел. имели ученую степень доктора и 40599 чел. -кандидата наук, 352 чел. - PhD, 6386 чел. - ученое звание профессора и 16013 чел. - доцента.

Используя материал об итогах деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2023 год и задачах на 2024 год, рассмотрим проблемы обучения студентов [4]. Уделяется особое внимание созданию инженерных школ. Реализуется федеральный проект «Передовые инженерные школы». В 50 образовательных организациях в 28 регионах, в которых созданы передовые инженерные школы, входят 21 ведущий классический университет, 15 национальных исследовательских университетов, 4 федеральных университета. На поддержку федерального проекта в 2022-2023 годы государство из федерального бюджета затратило 12 млрд руб. 160 ведущих компаний -партнеров выделили 19,5 млрд руб. Бизнес принимает участие в образовательном процессе, разрабатывая образовательные программы, трансформированные под запрос реального сектора экономики, предоставляя места проведения практик и стажировок для студентов и преподавателей, повышая квалификацию наставников -представителей компаний, способствуя трудоустройству выпускников. Подготовка ведется по наиболее востребованным направлениям для российской экономики: цифровые технологии; микроэлектроника; фотоника и приборостроение; биотехнологии и генная инженерия; искусственный интеллект; ядерная энергетика и технологии; нанотехнологии и наноматериалы; атомное машиностроение; медицинское приборостроение; авиационная и ракетно-космическая техника.

Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» действует в 78 регионах, 355 образовательных организациях. К основным итогам реализации проекта можно отнести - организованы 728 тренингов предпринимательских компетенций для обучающихся в 121 университете, в которых приняли участие 53569 обучающихся. В Предпринимательских Точках кипения участвовали 108 тыс. обучающихся и сотрудников образовательных организаций. На основе конкурсных отборов созданы в 2022-2023 годы 22 университетских стартап-студий, на базе которых обучающиеся образовательных организаций получают возможность проявить себя в роли предпринимателя с реальным проектом. Созданы 275 стартап-проектов.

В программу «Студенческий стартап» поступили 6278 заявок по семи тематическим направлениям: цифровые технологии; медицина и технологии здоровьесбережения; новые материалы и химические технологии; новые приборы и интеллектуальные производственные технологии, биотехнологии; ресурсосберегающая энергетика; креативные индустрии. Отобраны 1,5 тыс. победителей из 274 образовательных организаций, которые получили по 1 млн рублей на развитие своего стартапа. Запущена 151 акселерационная программа поддержки проектных команд и студенческих инициатив для формирования инновационных продуктов на базе 103 образовательных организаций из 48 регионов. 99,6 тыс. человек зарегистрировали 10,7 тыс. проектов.

В рамках федерального проекта «Искусственный интеллект», национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» предоставляются гранты в форме субсидий из федерального бюджета организациям на разработку программ бакалавриата и магистратуры по профилю «Искусственный интеллект», на повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций в сфере искусственного интеллекта. Разработаны 18 образовательных программ, в том числе 17 программ бакалавриата и 1 программа магистратуры, на основании сформированной ведущими университетами при участии представителей компаний-лидеров - модели компетенций в сфере искусственного интеллекта.

В Программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» приняли участие 132 университета из 54 регионов. 50 % студентов очной формы обучаются в университетах -участниках программы. Всего с 2022 года принято на обучение 278535 студентов, получающих дополнительную квалификацию по ИТ-профилю.

Получает развитие целевое обучение [1]. Целевое обучение осуществляется на основании договора, заключенного между человеком, поступающим на обучение или обучающимся и федеральным государственным органом, региональным органом государственной власти, органом местного самоуправления, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем [5]. Существенными условиями договора о целевом обучении являются обязательства заказчика: по организации предоставления и предоставлению человеку в период обучения мер поддержки; по трудоустройству в соответствии с полученной квалификацией не позднее срока трудоустройства, с указанием места осуществления трудовой деятельности. Обязательства человека по освоению образовательной программы, указанной в договоре, - возможность изменения образовательной программы, формы обучения по согласованию с заказчиком; по осуществлению трудовой деятельности после завершения освоения образовательной программы в месте, определенном договором, в течение не менее 3 лет и не более 5 лет в соответствии с получен-

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

ной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный договором. Договором о целевом обучении могут предусматриваться условия о прохождении практической подготовки у заказчика или работодателя, об индивидуальном сопровождении человека наставником; о требованиях заказчика к успеваемости, возможности сокращения заказчиком мер поддержки при невыполнении человеком этих требований. В 2024/2025 учебном году для целевого обучения выделено 145 тыс. мест. Существует упрощенный прием в российские образовательные организации студентов, отчисленных из иностранных университетов в связи с введенными санкциями. Для перевода в образовательные организации подано 4167 заявлений, 2678 студентов зачислено и допущено к образовательному процессу [4].

Для расширения возможностей получения высшего образования предоставляется образовательный кредит. Для его предоставления установлены следующие условия - заемщик не предоставляет обеспечение для получения образовательного кредита; процентная ставка зафиксирована на уровне 3 %; срок выплаты заемных средств - до 15 лет; льготный период кредитования - 9 месяцев. В 2020-2023 годы заключено 135340 договоров о предоставлении образовательного кредита с государственной поддержкой.

Осуществляется поддержка студенческих научных объединений. Основной финансовой мерой поддержки является конкурс грантов в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям на поддержку студенческих научных объединений. Общий объем бюджетных средств составляет 100 млн ежегодно. Гранты предоставляются на один год. Предельный размер гранта по одному соглашению составляет 5 млн.

Для обновления системы высшего образования формируется новая модель [6]. Реализуется пилотный проект, направленный на изменение уровней профессионального образования. Определены следующие уровни образования: базовое высшее образование со сроком обучения 4-6 лет; специализированное высшее образование - магистратура, ординатура, ассистентура-стажировка; аспирантура, адъюнктура -уровень профессионального образования, направленный на подготовку научных и научно-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

педагогических кадров. В пилотном проекте принимают участие 6 образовательных организаций высшего образования: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта; Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет); Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС»; Московский педагогический государственный университет; Санкт-Петербургский горный университет; Национальный исследовательский Томский государственный университет. В 2023/2024 учебном году пилотный проект реа-лизовывался в рамках 113 специальностей и направлений подготовки, из которых 53 - уровня базового высшего образования, 18 - уровня специализированного высшего образования, магистратура, 42 - уровня аспирантуры. Отобранные специальности и направления подготовки относятся к таким областям образования, как математические и естественные науки, инженерное дело, технологии и технические науки, науки об обществе, образование и педагогические науки. По итогам приемной кампании в 2023/2024 учебном году на образовательные программы зачислены 5314 студентов, из которых 4608 - в рамках контрольных цифр приема, 706 - за счет средств физических и юридических лиц. Образовательные программы предусматривают увеличение объема практической подготовки, усиление профессионального ядра, возможность выбора модуля для получения дополнительной квалификации - педагогический, предпринимательский, правовой модуль. Сроки обучения по программам установлены с учетом требований рынка труда. Срок обучения по инженерным программам увеличен до 5-6 лет, подготовка линейных инженеров, педагогов дошкольного образования осуществляется в рамках четырехлетнего обучения. Апробируются программы специализированного высшего образования -магистратуры прикладного характера со сроком обучения 1 год. В дипломах выпускников будут указаны конкретные квалификации, отражающие полученные навыки и компетенции, например, вместо Бакалавр - Юрист, Учитель физики, вместо Магистр - Инженер управления качеством, Бизнес-аналитик.

Заключение. Высшее образование имеет возможность уменьшить существующий кадровый дефицит, прежде всего, по инженерным, техническим, медицинским, педагогическим специальностям при условии рационального использования подготовленных специалистов.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Литература:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru

2. Росстат. Официальная статистика. Образование. URL : rosstat.gov.ru

3. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2023. Статистический сборник // Soc_pol_2023.pdf. URL : rosstat.gov.ru

4. Об итогах деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2023 год и задачах на 2024 год. URL : minobrnauki.gov.ru

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 года № 555 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru

6. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 года № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». URL : ttps://ivo.garant.ru

1. Federal Law of December 29, 2012 № 273-FZ «On Education in the Russian Federation» // GARANTEE System. URL : garant.ru

2. Rosstat. Official Statistics. Education. URL : rosstat.gov.ru

3. Social Status and Standard of Living of the Population of Russia. 2023. Statistical Digest // Soc_pol_2023.pdf. URL : rosstat.gov.ru

4. On the results of the activities of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation for 2023 and tasks for 2024. URL : minobrnauki.gov.ru

5. Resolution of the Government of the Russian Federation of April 27, 2024 № 555 «On targeted training in educational programs of secondary vocational and higher education» // GARANTEE System. URL : garant.ru

6. Decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2023 № 343 «On certain issues of improving the higher education system». URL : ttps://ivo.garant.ru

References:

Информация об авторах

Аверин Александр Николаевич

доктор философских наук, профессор,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ОЯСЮ: https://orcid.org/0009-0009-0579-8545 апауепп1947@mail.ru

Alexander N. Averin

Doctor of Philosophy, Professor,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration ORCID: https://orcid.org/0009-0009-0579-8545 anaverinl 947@mail.ru

Понеделков Александр Васильевич

доктор политических наук, профессор,

Южно-Российский институт управления -

филиал Российской академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

ponedelkov@unu.ranepa.ru

Alexander V. Ponedelkov

Doctor of Political Sciences, Professor,

South-Russian Institute of Management -branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration ponedelkov@unu.ranepa.ru

Нежинская Мария Александровна

адвокат,

Адвокатская палата Чеченской Республики advokatura95@bk.ru

Maria A. Nezhinskaya

Lawyer,

Law Chamber of the Chechen Republic advokatura95@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.