Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОЦЕНИТЬ УРОВЕНЬ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ'

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОЦЕНИТЬ УРОВЕНЬ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / УМЕНИЕ / КОЛИЧЕСТВО ЗДОРОВЬЯ / ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА / КАРТА САМООЦЕНКИ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ПРИБОРЫ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Егорычев Алексей Олегович, Егорычева Элина Викторовна

В университетах России обучается более четырех миллионов студентов, около 600 тысяч из них имеют отклонения в состоянии здоровья и занимаются физической культурой в специальном учебном отделении. Принадлежность к специальному учебному отделению определяется по результатам врачебного обследования, такие студенты знают, что они имеют ограничения к занятиям физической культурой, но не понимают, что их уровень здоровья значительно ниже, чем у остальных студентов. Поэтому предлагается включить таких студентов в управляемую учебную деятельность по оценке уровня соматического здоровья и разработке индивидуальной программы для самостоятельных занятий. Анализ медицинских документов о принадлежности к специальному учебному отделению позволил ранжировать нозологические формы студентов. Наиболее распространенными заболеваниями являются болезни: костно-мышечной системы, органов зрения, онкологические и эндокринной системы. У большинства студентов имеется 2-3 дополнительных диагноза, наиболее распространенным является болезни органов кровообращения. Анализ уровня соматического здоровья 67 студентов по методике Г.Л. Апанасенко показал, что 76,2% студентов, имеют «низкий» и «ниже среднего» уровень. Основу их индивидуальной программы самостоятельных занятий должны составлять ускоренная ходьба в сочетании с общеразвивающими упражнениями, оздоровительное плавание, занятия малой интенсивности на тренажерах. Результаты обучения студентов умению самостоятельно оценить уровень соматического здоровья показал, что 97% из них сформировали представление о количественной методике оценки здоровья и подготовили индивидуальную программу для самостоятельных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Егорычев Алексей Олегович, Егорычева Элина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING STUDENTS OF A SPECIAL EDUCATION DEPARTMENT TO INDEPENDENTLY ASSESS THE LEVEL OF SOMATIC HEALTH

More than four million students study at Russian universities, about 600 thousand of them have health problems and are engaged in physical education in a special educational department. Belonging to a special educational department is determined by the results of a medical examination, such students know that they have restrictions on physical education, but do not understand that their level of health is much lower than that of other students. Therefore, it is proposed to include such students in controlled learning activities to assess the level of somatic health and develop an individual program for self-study. The analysis of medical documents about belonging to a special educational department made it possible to rank the nosological forms of students. The most common diseases are diseases of the musculoskeletal system, organs of vision, oncological and endocrine systems. Most students have 2-3 additional diagnoses, the most common being diseases of the circulatory system. Analysis of the level of somatic health of 67 students according to the method of G.L. Apanasenko showed that 76.2% of students have a "low" and "below average" level. The basis of their individual program of self-study should be accelerated walking in combination with general developmental exercises, recreational swimming, and low-intensity training on simulators. The results of teaching students the ability to independently assess the level of somatic health showed that 97% of them formed an idea of the quantitative methodology for assessing health and prepared an individual program for self-study.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОЦЕНИТЬ УРОВЕНЬ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

Conference on Sport Sciences Research and Technology Support (icSPORTS 2021), pages 111-115. DOI: 10.5220/0010656600003059.

6. Bolotin,, A.E. and Bakayev, V.V. (2020), "Comparative Analysis of Peripheral Blood Circulation Parameters in Long-Distance Swimmers at Middle Altitude and Under the Conditions of a Hypoxic Gas Environment", Sport Mont, No. 18(2), 113-115. DOI: 10.26773/smj.200603.

7. Bolotin, A.E. and Bakayev, V.V. (2020), "Comparative analysis of peripheral blood circulation indicators in stayer swimmers under the conditions of the hypoxic gas environment and middle mountains.", In Proceedings of the 17th Annual Scientific Conference of Montenegrin Sports Academy "Sport, Physical Activity and Health: Contemporary Perspectives": Cavtat, Dubrovnik, Croatia. 2-5 April 2020 - page 32.

Контактная информация: dp@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.09.2022

УДК 796.011

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОЦЕНИТЬ УРОВЕНЬ СОМАТИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ

Алексей Олегович Егорычев, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, Москва; Элина Викторовна Егорычева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский политехнический университет, Москва

Аннотация

В университетах России обучается более четырех миллионов студентов, около 600 тысяч из них имеют отклонения в состоянии здоровья и занимаются физической культурой в специальном учебном отделении. Принадлежность к специальному учебному отделению определяется по результатам врачебного обследования, такие студенты знают, что они имеют ограничения к занятиям физической культурой, но не понимают, что их уровень здоровья значительно ниже, чем у остальных студентов. Поэтому предлагается включить таких студентов в управляемую учебную деятельность по оценке уровня соматического здоровья и разработке индивидуальной программы для самостоятельных занятий. Анализ медицинских документов о принадлежности к специальному учебному отделению позволил ранжировать нозологические формы студентов. Наиболее распространенными заболеваниями являются болезни: костно-мышечной системы, органов зрения, онкологические и эндокринной системы. У большинства студентов имеется 2-3 дополнительных диагноза, наиболее распространенным является болезни органов кровообращения. Анализ уровня соматического здоровья 67 студентов по методике Г.Л. Апанасенко показал, что 76,2% студентов, имеют «низкий» и «ниже среднего» уровень. Основу их индивидуальной программы самостоятельных занятий должны составлять ускоренная ходьба в сочетании с общеразвивающими упражнениями, оздоровительное плавание, занятия малой интенсивности на тренажерах. Результаты обучения студентов умению самостоятельно оценить уровень соматического здоровья показал, что 97% из них сформировали представление о количественной методике оценки здоровья и подготовили индивидуальную программу для самостоятельных занятий.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, умение, количество здоровья, экспресс-оценка, карта самооценки, автоматизированные приборы, индивидуальная программа, деятель-ностный подход.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p104-110

TRAINING STUDENTS OF A SPECIAL EDUCATION DEPARTMENT TO INDEPENDENTLY ASSESS THE LEVEL OF SOMATIC HEALTH

Aleksey Olegovich Egorychev, the doctor of pedagogical sciences, docent, National University of Oil and Gas "Gubkin University", Moscow, Elina Viktorovna Egorycheva, the candidate of

pedagogical sciences, decent, Moscow Polytechnic University, Moscow

Abstract

More than four million students study at Russian universities, about 600 thousand of them have health problems and are engaged in physical education in a special educational department. Belonging to a special educational department is determined by the results of a medical examination, such students know that they have restrictions on physical education, but do not understand that their level of health is much lower than that of other students. Therefore, it is proposed to include such students in controlled learning activities to assess the level of somatic health and develop an individual program for self-study. The analysis of medical documents about belonging to a special educational department made it possible to rank the nosological forms of students. The most common diseases are diseases of the musculoskeletal system, organs of vision, oncological and endocrine systems. Most students have 2-3 additional diagnoses, the most common being diseases of the circulatory system. Analysis of the level of somatic health of 67 students according to the method of G.L. Apanasenko showed that 76.2% of students have a "low" and "below average" level. The basis of their individual program of self-study should be accelerated walking in combination with general developmental exercises, recreational swimming, and low-intensity training on simulators. The results of teaching students the ability to independently assess the level of somatic health showed that 97% of them formed an idea of the quantitative methodology for assessing health and prepared an individual program for self-study.

Keywords: physical culture, students, skill, amount of health, express assessment, self-assessment card, automated devices, individual program, activity approach.

ВВЕДЕНИЕ

В Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2030 года отмечается что, по итогам профилактических медицинских осмотров детского населения в 2019 году, преобладающее число детей в возрасте до 17 лет (84-85%) не имеет хронических заболеваний (1-я и 2-я группы здоровья), 15-16% детей требуют диспансерного наблюдения и корректирующего лечения [9]. Известно, что сейчас в РФ около 4 млн. студентов [16]. Это позволяет примерно рассчитать количество студентов специального учебного отделения (СУО) - около 600 тыс. человек.

По действующим нормативным документам принадлежность студентов к СУО устанавливается на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 октября 2020 г. № 1144н. [8]. Выявленная в результате обследования медицинская группа и группа здоровья защищают студента от чрезмерной физической нагрузки на занятиях, но и ограничивают его двигательную активность. Часто наличие отклонения в состоянии здоровья для таких студентов, приводит к выработке механизма избегания физических упражнений и удовлетворением пассивными формами оздоровления. В ряде социологических исследований отмечается, что этой категории студентов присуще «скорее неадекватная, завышенная самооценка своего состояния здоровья» [11] и, что «наличие диагноза не оказывает влияния на оценку здоровья» [4].

В то же время известно, что оздоровительная физическая культура способна в значительной мере восстановить или повысить резервы здоровья человека, обусловленные «кроме прочего гиподинамией, характерной для современной трудовой деятельности и режима домашнего быта» [6]. В настоящий момент хорошо разработаны подходы, позволяющие установить связь резервов здоровья и двигательной программы. Для этой цели рекомендуется использовать энергетические критерии уровня соматического здоровья [1, c. 38]. В частности уровень МПК. В качестве пороговых значений выделяют - 35 мл/мин/кг для женщин и 42 мл/мин/кг для мужчин.

Наиболее эффективным тестом для оценки уровня МПК являются тесты с максимальной нагрузкой, предложенные К. Купером, но для массового тестирования они не пригодны. Поэтому в скрининговых обследованиях широко используется экспресс-оценка уровня соматического здоровья по Г.Л. Апанасенко [14].

В современной педагогике эффективным подходом при обучении студентов, является деятельностный подход [5]. Установлено, что включение в самостоятельную деятельность по выполнению доступных физических упражнений позволяет существенно повысить резервы здоровья студентов специальных медицинских групп [13, 15]. Теоретики физической культуры говорят об обобщенной формуле функциональных действий при формировании физической культуры личности [3]. Отмечается, что наличие функциональной модели организации учебного процесса и использование обобщенной формулы функциональных действий в значительной степени определяют уровень научной организации системы воспитания физической культуры [3].

Поэтому управление деятельностью студентов, организованной по смешанному типу, включающей контактную работу с преподавателем в спортивном зале и самостоятельную работу, которая направлена на формирование умения самостоятельно оценить уровень соматического здоровья, представляется интересным и актуальным.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализировались данные 67 студентов, которые по заключению врачей, относились к специальной медицинской группе, группа здоровья Д-Ш и были допущены к практическим занятиям по физической культуре в образовательном учреждении. Для представления о нозологических группах анализировались медицинские документы студентов. А для количественной оценки здоровья, использовалась методика Г.Л. Апана-сенко [2]. Студенты под руководством преподавателя проводили измерение и вычисление: индекса массы тела, жизненного индекса, индекса Робинсона, силового индекса, индекса Руфье. Данные переводились в баллы. Для снижения погрешности при измерении значений ЧСС, АД, массы тела использовались электронные устройства, имеющие сертификат соответствия.

По результатам измерений студенты заполняли карту самооценки, а затем проверяли расчеты с использованием калькулятора здоровья, размещенного на странице кафедры. Завершалось занятие разработкой индивидуальной двигательной программы в соответствие с уровнем физического состояния по Е.А. Пироговой [12]. Заполненная карта, самостоятельно подгружалась студентами в качестве ответа на задание по методико-практическому разделу на образовательном портале университета. Отчет по карте рассматривался в качестве результата обучения студентов умению самостоятельно оценить уровень соматического здоровья и разработать индивидуальную двигательную программу.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице 1 представлены ранжированные нозологические группы студентов на основе рекомендаций Министерства образования [7, 10].

Видно, что среди студентов, отнесенных к группе здоровья Д-Ш, наиболее распространенными заболеваниями являются болезни костно-мышечной системы: 29,9%, заболевания органов зрения по распространенности находятся на втором месте. Среди студентов они составляют 17,9%. Увеличивается за последние годы число случаев онкологических заболеваний - 13,4%; болезни эндокринной системы - 11,9%. Заболевания органов кровообращения - 9% случаев. Анализ медицинских справок позволяет отметить сочетание заболеваний. Так, заболеваниям органов зрения, костно-мышечной системы, онкологии и болезням эндокринной системы очень часто сопутствуют отклонения в работе органов кровообращения. Поэтому не вызывает сомнений, что обучение умению по оценке количества здоровья, подбору физических упражнений и нагрузки будут способствовать включению студентов в оздоровительную деятельность.

Проанализируем результаты оценки студентами количественных показателей уровня соматического здоровья (таблица 2).

Таблица 1 - Ранжированные нозологические группы студентов СУО

№ Нозологическая форма* Кол-во случаев, ед. Кол-во случаев, %

1 Заболевания костно-мышечной системы (плоскостопие, сколиоз, лордоз, кифоз, выраженные нарушения осанки, в том числе кифос-колиотическая, плоская спина и др.) 20 29,9

2 Заболевание органов зрения (миопия средней и высокой степени, гиперметропия средней и высокой степени, астигматизм и др.) 12 17,9

3 Онкология 9 13,4

4 Заболевания эндокринной сист. (ожирение, сахарный диабет и др.) 8 11,9

5 Заболевания органов кровообращения (артериальная гипертензия, компенсированные пороки сердца и др.) 6 9

6 Заболевания нервной системы (эпилепсия, внутричерепная гипертензия, гипертензионно-гидроцефальный синдром и др.) 4 6

7 Заболевания органов мочевыделительной системы (пиелонефрит, цистит, нарушения менструальной функции и др.) 3 4,4

8 Заболевания органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, рецидивирующие носовые кровотечения и др.) 1 1,5

9 Заболевания органов пищеварения (хронический гастрит, хронический гастродуоденит, язвенная болезнь, пупочная грыжа и др.) 1 1,5

10 Другие заболевания 3 4,5

67 100

Примечание: * - В соответствие с Письмом [10]

Таблица 2 - Уровень соматического здо

ровья студентов СУО

УСЗ, баллы Женщины (п=28) Мужчины (п=39) Все

Кол-во % X, бал. Кол-во % X, бал. Кол-во % X, бал.

Низкий 16 57,1 2,25 16 41 -0,93 32 47,7 0

Ниже среднего 7 25 4,8 12 30,8 4,9 19 28,4 4,9

Средний 2 7,1 8 10 25,6 9,1 12 17,9 8,5

Выше среднего 3 10,7 13,7 1 2,5 13 4 6,0 13,3

Высокий - - - - - - - - -

По методике Г. Л. Апанасенко уровень соматического здоровья измеряется в баллах от -7 до 18. Данные, полученные на студентах СУО, показали разброс от -6 до 14 баллов. В соответствие с интерпретацией автора, безопасному уровню здоровья соответствует значение 12 баллов и более. Снижение количества баллов приводит к уменьшению адаптационных возможностей организма. Видно, что наличие нозологической формы соответствует низким показателям здоровья. Так, большинство студентов (76,2%) имеют «низкий» и «ниже среднего» УСЗ. Основу их индивидуальной программы занятий должны составлять ускоренная ходьба в сочетании с общеразвивающими упражнениями, оздоровительное плавание. Занятия с малой интенсивностью на тренажерах. На момент обследования, большинство из этих студентов самостоятельно не занимались или занимались в минимальном объеме.

Около 18% студентов имеют «средний» УСЗ, что позволяет рекомендовать им более интенсивные нагрузки. Например, сочетание ускоренной ходьбы с бегом, комплексы с медболом (или гантелями) 1-2 кг и т.п. Занятия средней интенсивности на тренажерах. На момент обследования, эта группа студентов самостоятельно занимались эпизодически. Продолжительность их занятий 20-30 минут. Перерывы в самостоятельных занятиях у них достигают 1-2 месяца.

Уровень соматического здоровья «выше среднего» оказался у 6% студентов (4 человека). Они имели разные нозологические формы, но до заболевания занимались спортом, а сейчас 3-4 раза в неделю занимаются самостоятельно или в фитнес-клубе. Их двигательная активность от 3 до 6 часов в неделю. По анализу таблицы 2 можно сделать обобщение, что для большинства студентов СУО регулярное использование минимальных объемов двигательной активности приведет к увеличению количества здоровья.

Результаты обучения студентов умению самостоятельно оценить УСЗ представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты обучения студентов количественной оценке здоровья

Показатель Уровень овладения методикой

Творческий Продвинутый Пороговый До пороговый

Кол-во студентов, чел. 45 12 8 2

% 67 18 12 3

Видно, что 97% студентов, принимавших участие в исследовании, сформировали представление о методике количественной оценки здоровья. Важно отметить, что в ходе работы студенты установили связь индивидуального уровня здоровья и доступных физических упражнений, частоте и продолжительности занятий. Можно предположить, что это будет способствовать включению в самостоятельные занятия.

ВЫВОДЫ

1. Наиболее распространенными заболеваниями среди студентов специального учебного отделения, группы здоровья Д-III, являются заболевания костно-мышечной системы, заболевания органов зрения и онкология. На эти болезни приходиться более 60% всех диагнозов. Анализ медицинских справок позволяет отметить, сочетание заболеваний. Наиболее часто сопутствующими отклонениями являются болезни органов кровообращения, зрения и костно-мышечной системы.

2. Анализ уровня соматического здоровья студентов специального учебного отделения показал, что наличие нозологической формы существенно снижает резервы здоровья. Так, 76,2% студентов, имеют «низкий» и «ниже среднего» уровень. Основу их индивидуальной программы самостоятельных занятий должны составлять ускоренная ходьба в сочетании с общеразвивающими упражнениями, оздоровительное плавание, занятия малой интенсивности на тренажерах.

3. Включение в управляемую деятельность студентов СУО позволяет 97% из них достигнуть положительного результата при обучении умению самостоятельно оценить уровень соматического здоровья и разработать индивидуальную программу самостоятельных занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека / Г. Л. Апанасенко. -Санкт-Петербург: Петрополис, 1992. - 68с.

2. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Серия «Гиппократ» - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 248 с.

3. Виленский М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 3. - С. 2-7.

4. Кремнева В.Н. Отношение студентов с ограниченными возможностями здоровья к здоровому образу жизни / В.Н. Кремнева, В.Н. Колесников, Ю.И. Мельник // Непрерывное образование: XXI век. - 2021. - № 2 (34). - С. 56-72. - URL: https://Ul21.petrsu.ru/journal/artide.php?id=6928 (дата обращения 15.08.2022).

5. Кузнецов Ю.Ф. Деятельностный подход к учению и основные категории педагогики / Ю.Ф. Кузнецов // Специальное образование. - 2006. - № 6. - С. 29-38.

6. Матвеев Л.П. Что же это такое - "оздоровительная физическая культура"? / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 11. - С. 21-24.

7. Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой : Письмо Министерства образования РФ от 31.10.2003 № 13-51-263/123 // Кодекс : [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/902245172 (дата обращения 15.08.2022).

8. Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-

спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях : Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23 октября 2020 г. № 1144н // Кодекс : [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/566484141 (дата обращения 15.08.2022).

9. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р // Кодекс : [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/566430492 (дата обращения 15.08.2022).

10. О методических рекомендациях "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья" : Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 мая 2012 г. № МД-583/19 // Кодекс : [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/902379049 (дата обращения 15.08.2022).

11. Пашин А.А. Самооценка здорового образа жизни и социального статуса студенческой молодёжи / А.А. Пашин, А.Н. Егоров, В.А. Ильин // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В .Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 742-747

12. Пирогова, Е. А. Совершенствование физического состояния человека / Е. А. Пирогова. - Киев : Здоровья, 1989. - 167 с.

13. Радаева С.В. Оздоровительная физическая культура студентов специальной медицинской группы вуза : учебно-методическое пособие / СВ. Радаева, В.Г. Шилько, А.И. Загревская. -Томск : [б. и.], 2009. - 61 с.

14. Руненко, С. Д. Врачебный контроль в фитнесе : монография / С.Д. Руненко ; С.Д. Ру-ненко. - Москва : Советский спорт, 2009.

15. Тарабарина Е.В. Проектирование персональных программ физкультурно-оздоровительной деятельности студентов специальной медицинской группы / Е.В. Тарабарина, В.В. Кононец, И.П. Должункова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13022 (дата обращения: 15.08.2022).

16. Чернышенко, Д.Н. В российских университетах высшее образование получают свыше 4 миллионов человек // Правительство России : [сайт]. - URL: http://government.ru/news/44399/ (дата обращения 15.08.2022).

REFERENCES

1. Apanasenko, G.L. (1990), Evolution of bioenergetics and human health, Petropolis, St. Petersburg.

2. Apanasenko, G.L. and Popova, L.A. (2000), Medical valeology, Phoenix, Rostov-on-Don.

3. Vilensky, M.Ya., (2001), "The main essential characteristics of the pedagogical technology of personality physical culture formation", Physical culture: upbringing, education, training, No. 3, pp. 2-7.

4. Kremneva, V.N., Kolesnikov, V.N. and Melnik, Yu.I. (2021), "Attitude of students with disabilities to a healthy lifestyle", Continuous education: XXI century, No. 2 (34), pp.56-72., available at: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=6928 (accessed date: 08/15/2022).

5. Kuznetsov, Yu. F. (2006), "Activity approach to teaching and the main categories of pedagogy", Special education, No. 6, pp. 29-38.

6. Matveev, L.P. (2005), "What is it - "improving physical culture"?", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 21-24.

7. The Ministry of Education of the Russian Federation (2003), "On the assessment and certification of students classified for health reasons to a special medical group for physical education", Letter of October 31, 2003, No. 13-51-263/123, available at: https://docs.cntd.ru/document/902245172 (accessed date: 08/15/2022).

8. The Ministry of Health of the Russian Federation (2020), "On approval of the procedure for organizing the provision of medical care to persons involved in physical culture and sports (including the preparation and conduct of physical culture and sports events), including the procedure for medical examination of persons wishing to undergo sports training, engage in physical culture and sports in organizations and (or) fulfill the test standards (tests) of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (TRP) "and the forms of medical reports on admission to participate in physical culture and sports events", Order of October 23, 2020, No. 1144n, available at: https://docs.cntd.ru/document/566484141 (accessed date: 08/15/2022).

9. The Government of the Russian Federation (2020), "On approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030", Decree of November 24, 2020, No. 3081-r, available at: https://docs.cntd.ru/document/566430492 (accessed date:

08/15/2022).

10. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2012), "On the methodological recommendations "Medical and pedagogical control over the organization of physical education classes for students with disabilities in the state of health"", Letter of dated May 30, 2012 No. MD-583/19, available at: https://docs.cntd.ru/document/902379049 (accessed date: 08/15/2022).

11. Pashin, A. A., Egorov, A.N. and Ilyin, V.A. (2011), "Self-assessment of a healthy lifestyle and social status of student youth", Proceedings of the Penza State Pedagogical University. V.G. Belinsky, No. 24., pp. 742-747.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Pirogova, E. A. (1989), Improvement of the physical condition of a person, Health, Kyiv.

13. Radaeva, S.V., Shilko, V.G. and Zagrevskaya, A.I. (2009), Health-improving physical culture of students of the special medical group of the university, Tomsk.

14. Runenko, S.D. (2009), Medical control in fitness, monograph, Soviet sport, Moscow.

15. Tarabarina, E.V., Kononets, V.V. and Dolzhunkova, I.P. (2014), "Designing personal programs for physical culture and health-improving activities of students of a special medical group", Modern problems of science and education, No. 3, p. 178, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13022 (accessed date: 08/15/2022).

16. Chernyshenko, D.N. (2022), "More than 4 million people receive higher education in Russian universities|, Government of Russia: [website], available at: http://government.ru/news/44399/ (accessed date: 08/15/2022).

Контактная информация: egorychev64@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.09.2022

УДК 378.147

ФАКТОРЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Дмитрий Сергеевич Емченко, преподаватель, Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск

Аннотация

Статья посвящена проблемам профессиональной подготовки иностранных курсантов, проходящим обучение по военным специальностям в российских военных вузах. Автор в своей работе указывает, что учет факторов дифференциации профессиональной подготовки иностранных курсантов, проходящих обучение в российских военных вузах, способствует повышению качества профессиональной подготовки квалифицированного военного специалиста.

Ключевые слова: иностранные курсанты, военный вуз, факторы дифференциации, профессиональная подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p110-115

FACTORS OF DIFFERENTIATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF FOREIGN CADETS IN A MILITARY UNIVERSITY

Dmitry Sergeevich Emchenko, the teacher, Omsk Armored Engineering Institute

Abstract

The article is devoted to the problems of professional training of foreign cadets undergoing training in military specialties in Russian military universities. The author points out in his work how taking into account the factors of differentiation of professional training of foreign cadets studying at Russian military universities will contribute to improving the quality of professional training of a qualified military specialist

Keywords: foreign cadets, military university, differentiation factors, professional training.

ВВЕДЕНИЕ

Сложный этап нарастающей угрозы со стороны Запада, расширение границ НАТО на Восток, ставшее одними из причин начала специальной военной операции на Украине,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.