Научная статья на тему 'Обучение студентов-практикантов основам организации проектной деятельности с использованем сервисов Интернет'

Обучение студентов-практикантов основам организации проектной деятельности с использованем сервисов Интернет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / СЕРВИСЫ ИНТЕРНЕТ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОГРАММА INTEL «ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО» / THE PROGRAM INTEL «EDUCATION FOR THE FUTURE» / METHOD OF PROJECTS / INTERNET SERVICES / ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулакова Ирина Александровна

В статье представлен подход к обучению студентов основам организации проектной деятельности с использованием сервисов Интернет. Суть подхода состоит в поэтапном вовлечении студентов в проектную деятельность, обучении в рамках программы Intel «Обучение для будущего», реализации разработок на педагогической практике в школе. Описан опыт применения данного подхода в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулакова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение студентов-практикантов основам организации проектной деятельности с использованем сервисов Интернет»

гических разработок в публикациях, конференциях, конкурсах, грантах.

5. Обеспечить внедрение педагогических разработок на базе филиала педагогического университета.

В работе центра предполагается участие сотрудников не только базового учебного заведения, но и других организаций (исследовательских, педагогических), специализирующихся по проблемам, выделенным в качестве ключевых в деятельности центра. Каждый сотрудник курирует одно содержательное направление, привлекая к участию в нем до пяти студентов. Деятельность группы может выполняться в различных жанрах - исследование, разработка педагогической методики, внедрение и апробация инновационных педагогических методик. Обязательным условием является разработка проекта деятельности, участие в конкурсах проектов и публикация результатов работы в профильных изданиях.

Научно-инновационная продукция центра педагогического проектирования предназначена для применения в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях различных типов и видов. Таким образом, создание центра педагогического проектирования обогатит инновационную среду педагогической практики в филиале КГПУ, что будет способствовать овладению студентами профессиональными способами деятельности на основе ранее полученных знаний и умений, личностному присвоению ими цели деятельности, осознанному управлению своей деятельностью. Формирование социально востребованного набора способов деятельности на основе готовности к инновационной творческой профессиональной деятельности позволит выпускнику педагогического вуза успешно адаптироваться к профессии.

Литература

1. Байденко, В.И. Болонский процесс: Курс лекций / В.И. Байденко. - М., 2004.

2. Бим, И. Л. Что нового привносит личностноориентированная парадигма в образование подрастающего поколения / И.Л. Бим // Школьные технологии. - 2011. -№ 10. - С. 2 - 11.

3. Булавенко, О.А. Сущностные характеристики профессиональной компетенции / О.А. Булавенко // Школьные технологии. - 2005. - № 3. - С. 40 - 44.

4. Гальскова, Н.Д. Основные парадигмальные черты современной методической науки / Н.Д. Г альскова // Иностранные языки в школе. - 2011. - №7. - С. 3 - 11.

5. Дахин, А.А. Открытое образование и компетентность его участников / А. А. Дахин // Школьные технологии. - 2008. - № 1. - С. 60 - 64.

6. Зуев, С.Э. Управление изменениями. Социальное проектирование / С.Э. Зуев. - М., 2003.

7. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М., 2005.

8. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. -№ 5. - С. 3 - 12.

9. Мамардашвили, М. К. Психологическая топология пути / М.К. Мамардашвили. - СПб., 1997.

10. Нефедова, Л.А. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении / Л.А. Нефедова // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 60 - б6.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. - М., 1989. - Т. 2.

12. Сергеев, И.С. Принцип вертикальной интеграции -основа социальной эффективности общего образования / И.С. Сергеев. - М., 2007.

13. Строкова, А. Компетентностный подход и проблемы его реализации / А. Строкова // Школьные технологии.

- 2009. - № 6. - С. 9 - 16.

УДК 37

И.А. Кулакова

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ ОСНОВАМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНЕМ СЕРВИСОВ ИНТЕРНЕТ

Работа выполнена в рамках Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева, поддерживаемой Министерством образования и науки РФ: проект № 08/12 «Развитие профессионально-личностных компетенций студентов в инновационной среде педагогической практики педагогического университета»

В статье представлен подход к обучению студентов основам организации проектной деятельности с использованием сервисов Интернет. Суть подхода состоит в поэтапном вовлечении студентов в проектную деятельность, обучении в рамках программы Intel «Обучение для будущего», реализации разработок на педагогической практике в школе. Описан опыт применения данного подхода в обучении.

Метод проектов, сервисы Интернет, организация проектной деятельности, программа Intel «Обучение для будущего».

The article presents the approach to teaching students the basics of project activities using Internet services. The approach implies the gradual involvement of students in the project activity, teaching students under the program Intel «Education for the Future», the implementation of the program during teaching practice at school. Application of this approach in the process of teaching is described in the paper.

Method of projects, Internet services, organization of project activity, the program Intel «Education for the Future».

Важнейшая задача реформирования образования

- внедрение в практику обучения новых технологий, обеспечивающих интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности. Специфической формой творчества, способом развития человека являются, по мнению современных ученых, проектная деятельность и метод проектов.

Методу проектов посвящено немало исследований в зарубежной и отечественной педагогике, он не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем он относится к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно меняющемся мире. Проектная деятельность, как один из инновационных методов, удовлетворяет условиям и требованиям современного общества, учитывает индивидуальные и возрастные особенности обучаемых, обеспечивает развитие их коммуникативных, личностных, технологических и творческих способностей [1, с. 10]. Вместе с тем, деятельность современного общества реализуется в новом поле информационной культуры, которое формируют компьютерные коммуникации. Данный феномен необходимо учитывать при организации проектной деятельности.

С каждым днем в учебной практике становятся все популярнее сетевые модели обучения, а социальные сервисы делают эти модели особенно привлекательными. Сейчас Интернет успешно переживает новый этап эволюции. Каждый пользователь сети может проявить себя в той или иной сфере, высказать свои мысли по различным вопросам, просто попросить поддержки и помощи у сетевого сообщества и даже создать свой собственный интернет-сервис.

Среда современных сетевых сервисов, например, Google (рис. 1) открывает перед нами возможность создавать учебные ситуации, в которых учащиеся могут естественным образом осваивать и отрабатывать компетентности, необходимые XXI веку:

1) информационная грамотность умение искать информацию, сравнивать различные источники, распознавать нужную информацию;

2) медийная грамотность способность распознавать и использовать различные типы медиаресурсов;

3) организационная грамотность - способность планировать свое время и время своей группы; по-

нимание взаимосвязей, которые существуют между людьми, группами, организациями;

4) коммуникативная грамотность - навыки эффективного общения и сотрудничества;

5) продуктивная грамотность - способность к созданию качественных продуктов, использование адекватных средств, планирование [4, с. 52 - 54].

Учебный проект - деятельность по организации работы учеников над проблемами учебной темы, направленная на создание продукта в определенный срок. Использование сервисов Интернет при организации учебных проектов, позволяет получить следующие преимущества:

1) постоянная доступность рабочих материалов всем членам исследовательской или проектной группы;

2) открытость материалов для внешней оценки со стороны сообщества;

3) модульность материалов проекта, из которых легко собрать для представления общий продукт проекта.

Следует отметить, что организация проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях - процесс достаточно трудоемкий и требующий комплексного подхода в решении организационных, методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических задач.

Одна из задач современного учителя - быть готовым к использованию различных инновационных методов обучения в учебном процессе, в том числе и проектного. Возникает проблема качества подготовки будущих учителей к работе в современных условиях школы и организации проектной деятельности учащихся в среде XXI в.

Обучение студентов КГПУ им. В.П. Астафьева проектному методу с использованием сервисов Интернет более пяти лет проходит в рамках программы Intel «Обучение для будущего», являющейся всемирной благотворительной программой профессионального развития учителей. Ведущая идея Программы: эффективное комплексное использование информационных и образовательных технологий в классе с целью развития у учащихся ключевых компетентностей, основанных на ценностях, знаниях и умениях, необходимых человеку в XXI в. [2].

Документы

Документы Google ; Электронные таблицы V Презентации

Службы Google I

V. Календарь Google

Google Чат

V Почта Gmail

Карты Google

Планета Земля Геоинформационные сервисы /—

Звездное небо

Sketch Up

Переводчик

Фотоальбомы Picasa

Рис. 1. Таксономия сервисов в среде Google

Данная программа имеет отличное методическое сопровождение, как для студентов, так и тьюторов, проводящих обучение. Возможны разные модели внедрения программы в учебный процесс. В настоящее время обучение студентов отделений математики и информатики ИМФИ КГПУ по данной программе проходит в рамках курса методики преподавания информатики за счет дополнительных часов и является обязательным для получения зачета по данной дисциплине.

Обучение по программе Ше1 «Обучение для будущего» проходит в седьмом семестре до начала педагогической практики, что позволяет студентам полученные за время обучения навыки и умения использовать во время ее прохождения. Однако, несмотря на то, что программа призвана помочь будущим учителям глубже освоить новейшие информационные и педагогические технологии, расширить их использование в учебном процессе, студенты редко демонстрируют приобретенные навыки во время педагогической практики в повседневной работе с учащимися. Причин тому может быть множество, попробуем выделить несколько, устранить которые, на наш взгляд, возможно при более правильном подходе к организации обучения студентов:

1. Проблема мотивации: студенты, не ориентированные на работу в школе, не заинтересованы в данном обучении, поэтому снижен творческий подход, многие материалы создаются по шаблону.

2. Проблема сервисов: освоение сервисов Интернет идет параллельно освоению метода проектов, разработке всех необходимых материалов. Несмотря на то, что сервисы легки в освоении, не опробовав их на практике, студенты не могут предложить идей по их использованию в проектной деятельности учащихся.

3. Проблема реализации: разработать проект и реализовать его на практике - это не одно и то же. Организуя проектную деятельность школьников, на практике студенты сталкиваются с трудностями, одной из которых является организация совместной деятельности учащихся в сети.

Решение описанных проблем, мы считаем, возможно, если организовать поэтапное обучение:

1 этап - участие в проектах (2 - 3 курс). Организация проектной деятельности студентов по одной из учебных дисциплин. На этом же этапе идет освоение сервисов Интернет, их практическое применение.

2 этап - обучение по программе Ые1 «Обучение для будущего» (4 курс). Акцент на методические разработки студентов для организации совместной деятельности учащихся.

3 этап - реализация во время педагогической практики (4 - 5 курс). Возможность использования сервисов Интернет в обучении школьников и организации проектной внеучебной деятельности.

Нами определены условия, которые следует учитывать при обучении студентов основам организации проектной деятельности с использованием сервисов Интернет на втором этапе:

1. Перед обучением студентам необходимо систематизировать все, используемые ранее интернет-сервисы, с указанием необходимых действий и компетентностей, которые мы приобретаем, осваивая

сервисы. Это обеспечит целесообразное использование сервисов в проектной деятельности.

2. Необходимо создать среду для организации самостоятельного обучения, взаимодействия и совместной деятельности студентов на разных этапах разработки проектов.

3. Помимо разработки студентами материалов в поддержку проектной деятельности необходимо их практическое использование (тренировка в группе), это будет способствовать приобретению студентами практического навыка организации совместной деятельности учащихся с использованием сетевых сервисов.

4. Ориентация студентов на использование сервисов Интернет и проектного метода во время педагогических практик.

В 2012 г. начался эксперимент поэтапного обучения основам организации проектной деятельности с использованием сервисов Интернет. На данном этапе были организованы проекты со студентами 2 и 3 курса отделения математики и информатики в рамках дисциплин «Программирование» и «Информатика» соответственно. В разработке материалов и организации проекта по программированию (Веб-сайт проекта https: // sites. google. com/ site/proektdlastudentovpascal/home [4]) принимали участие студенты -бакалавры 4 курса, прошедшие обучение по программе Intel «Обучение для будущего». На втором курсе проект был групповым, проводился в несколько этапов, имел практико-ориентированный характер. После защиты проектов был проведен опрос студентов-участников проекта, который показал: 90 % из них участвовали в решение проблем, возникших в ходе проекта; 80 % активно взаимодействовали между собой в группе; 70 % считают работу в группе над проектом эффективной; 90 % отметили, что работа над проектом была интересной и нужно организовывать подобные проекты; 46 % считают, что успешно справились с заданием. Невысокий показатель оценки успешности можно объяснить тем, что не все студенты успели уложиться в сроки, отведенные для выполнения проекта, что сказалось на их самооценке.

Следует отметить, что использование сервисов Google (документы, веб-сайт) в проектной деятельности не вызвало у студентов затруднений, они легко их освоили в минимальном объеме.

Студенты третьего курса во время работы над проектом освоили сервисы Google в большем объеме, а также сервис по созданию интерактивных заданий. В 2013 г. у них планируется второй этап - обучение по программе Intel «Обучение для будущего», по окончании которого можно будет провести оценку качества выполненных работ и уровня активности использования полученных навыков во время педагогической практики. Со студентами второго курса в следующем году первый этап будет продолжен, предполагается реализация проекта по освоению сервисов Интернет в рамках курса «Информатика».

В заключение хотелось бы отметить, что для эффективной работы в современных условиях необходимо использовать технологии, которые позволяют нам быстрее и удобнее работать с информацией,

планировать и организовывать свою работу, расширяют возможности учебной и научной деятельности. Такую возможность, по нашему мнению, предоставляют различные сервисы Интернет, в частности, сервисы Google. Их использование в проектной деятельности позволит изменить сам характер деятельности, отличающийся интенсивным коммуникационным процессом обмена знаниями, высокой мотивацией к саморазвитию и постижению нового, повышением чувства индивидуальной ответственности в групповой деятельности.

Литература

1. Москвина, Т.В. Проектная деятельность как эффективное средство воспитания конкурентоспособной лично-

сти в современном образовании / Т.В. Москвина // Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования: Материалы международной научнопрактической конференции (ноябрь 2011 г.). - Пенза, 2011.

- С. 170 - 172.

2. О Программе Intel «Обучение для будущего» -URL: http://www.iteach.ru/about/about.php

3. Патаракин, Е.Д. Сотрудничество в среде Google / Е.Д. Патаркин. - URL: http://sites.google.com/aZpednn.ru/ ged/Home

4. Серова, О.В. Новый педагогический подход к образовательной деятельности студентов с использованием проектного метода / О.В. Серова // Педагогика: традиции и инновации: Материалы международной заочной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). - Челябинск, 2011. - Т. 2. - С. 52 -54.

УДК 37

Е.В. Луценко

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ НЕПРЕРЫНОЙ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ + ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Работа выполнена в рамках Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева, поддерживаемой Министерством образования и науки РФ: проект № 08/12 «Развитие профессионально-личностных компетенций студентов в инновационной среде педагогической практики педагогического университета»

В данной статье были выявлены проблемы организации и проведения непрерывной комплексной педагогической практики студентов, обучающихся в соответствии с ФГОС третьего поколения но направлению «Педагогическое образование» профиля «Безопасность жизнедеятельности + Физическая культура» (БЖ+ФК) и предложить нути их решения.

Бакалавр, безопасность жизнедеятельности, комплексное образование, педагогическая практика, профессиональный стандарт, физическая культура, спорт.

The article determines the problems of organization and holding the integrated pedagogical practice of students, studying «Life Safety» and “Physical education” in the area “Pedagogical education” in accordance with the Federal State Educational Standard of Зл generation and suggests the ways of their solution.

Bachelor, life safety, complex education, teaching practice, professional standard, physical education, sport.

На современном этапе развития нашего общества с особой остротой проявляется потребность в современно образованных людях, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны [4]. Эти качества личности формируются со школьной скамьи. Поэтому модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на всестороннее развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, что и определяет актуальность настоящего проекта.

Основы безопасности жизнедеятельности и физическая культура в общем образовании - это единая непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности личности, общества и государства, физической подготовки, сохранения и укрепления своего здоровья.

Цель настоящего проекта - выявить проблемы организации и проведения непрерывной комплекс-

ной педагогической практики студентов, обучающихся в соответствии с ФГОС третьего поколения по направлению «Педагогическое образования» профиля «Безопасность жизнедеятельности+Физическая культура» (БЖ+ФК) и предложить пути их решения.

В связи с поставленной целью нами поставлены следующие задачи:

1) провести анализ требований ФГОС третьего поколения по практической подготовке бакалавров педагогического образования по профилю «БЖ+ФК» и проблем педагогической практики, ориентирующейся на образовательные стандарты второго поколения;

2) разработать непрерывный график педагогических и учебных практик и внедрить его в образовательный процесс;

3) разработать индивидуальные задания для ознакомительной педагогической практики студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- будущих бакалавров педагогического образования по профилю БЖ+ФК.

Педагогическая практика бакалавра педагогического образования по комплексному профилю «БЖ+ФК» является связующим звеном между теоре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.