Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ МАГИСТРАТУРЫ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ МАГИСТРАТУРЫ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАГИСТРАТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИКА РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никуличева Наталия Викторовна

В статье описана логика построения системы обучения студентов педагогических специальностей магистратуры методике работы в условиях дистанционного обучения, включающая отбор специальных педагогических технологий, структуру формирования компетентности педагога для работы в условиях дистанционного обучения, определение содержания, средств и методов подготовки педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF STUDENTS OF TEACHER'S SPECIALTIES OF THE MASTER'S DEGREE IN THE METHODOLOGY OF TEACHING THE SUBJECT IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article describes the logic of building a system for teaching students of pedagogical specialties of master's studies in working methods in remote learning conditions, including the selection of special pedagogical technologies, the structure of forming the competence of a teacher to work in remote learning conditions, determining the content, means and methods of training teachers.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ МАГИСТРАТУРЫ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378

DOI 10.25688/2072-9014.2022.59.1.08 Н. В. Никуличева

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ МАГИСТРАТУРЫ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье описана логика построения системы обучения студентов педагогических специальностей магистратуры методике работы в условиях дистанционного обучения, включающая отбор специальных педагогических технологий, структуру формирования компетентности педагога для работы в условиях дистанционного обучения, определение содержания, средств и методов подготовки педагогов.

Ключевые слова: повышение квалификации и вузовская подготовка педагогов; дистанционное обучение; педагогическая магистратура; педагогические технологии дистанционного обучения; методика работы в условиях дистанционного обучения.

N. V. Nikulicheva

TRAINING OF STUDENTS OF TEACHER'S SPECIALTIES OF THE MASTER'S DEGREE IN THE METHODOLOGY OF TEACHING THE SUBJECT IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article describes the logic of building a system for teaching students of pedagogical specialties of master's studies in working methods in remote learning conditions, including the selection of special pedagogical technologies, the structure of forming the competence of a teacher to work in remote learning conditions, determining the content, means and methods of training teachers.

Keywords: advanced training and university training of teachers; distance learning; pedagogical magistracy; pedagogical technologies of distance learning; method of operation in remote training conditions.

Информационные технологии (ИТ) все активнее входят в нашу жизнь, систему образования, систему базовых компетенций любого сотрудника. На фоне тиражируемых лозунгов о всеобщей циф-ровизации становится очевидной одна проблема: преподаватели неуверенно владеют ИТ даже при работе в очном режиме. Что же можно от них ожидать при дистанционном обучении (ДО)? Неуверенные пользовательские навыки владения прикладными программами демонстрируются педагогами буквально на каждом шагу: в электронном журнале в качестве домашних заданий публикуются файлы с неверным расширением, которые невозможно открыть;

© Никуличева Н. В., 2022

учитель не умеет создавать интерактивные задания, анкеты, а просто выкладывает вопросы в текстовом файле для распечатки и выполнения задания на бумаге; презентации педагогов пестрят всеми цветами радуги, мелким шрифтом и обилием картинок для украшения; документы MS Word построены вопреки всяческим правилам форматирования — отбитые пробелами абзацы, созданные вручную нумерованные списки, отсканированные таблицы, вставленные в документ как картинки, и т. п.

На протяжении 16 лет ведения курсов повышения квалификации замечаю, что данная ситуация не меняется, а просьба к педагогу о создании для курса колонтитулов, многоуровневого списка или автоматического оглавления воспринимается им как невыполнимое задание, поскольку его нигде этому не учили. Между тем вопрос о наличии пользовательских навыков поиска информации в Интернете, например по запросу «Как создать автоматическое оглавление?» найти и всего за одну минуту просмотреть ролик с пояснением, остается открытым. До такого результата, как правило, могут дойти 5-10 % педагогов, а остальные просто сообщают, что делать они этого не умеют.

Однако, что здесь интересно: при выборе программы повышения квалификации педагоги не спешат выбирать курс по работе с прикладными программами, поскольку уверены, что они умеют в них работать.

Та же картина наблюдается и при разработке и проведении дистанционных курсов — многие уже прочитали в «Фейсбуке» десяток статей о том, как создать (запустить, организовать) дистанционный курс (электронный курс, онлайн-курс) и считают, что методически грамотно разработать и провести курс в дистанционном формате они уже умеют. А при выборе темы курсов повышения квалификации ищут фишечки и вау-эффекты, которые помогут развлечь детей, главное — «не сделать курс скучным», надо, чтобы «всем было весело» и здорово. Отсюда вытекает еще одна проблема современного педагога — отсутствие системности. Часто учитель ищет и осваивает отдельные методы, сервисы, шаблоны, которые имеют внешние эффекты, но не работают на качество преподавания, поскольку, используя их, педагог не понимает законов функционирования системы и стремится к эффектности, а не к эффективности.

Если мы хотим увеличить число специалистов, способных качественно работать в цифровой сфере, необходимо развивать у них ИТ-компетенции еще с начальной школы на уроках информатики, а учителям и преподавателям информатики давать классическое педагогическое образование, чего им нередко не хватает, поскольку они чаще всего являются переученными на курсах переподготовки инженерами и прочими технарями. Именно методике преподавания своей дисциплины педагогов и нужно учить, чтобы эффективность их работы была высокой. Причем методике не только очного, но и дистанционного преподавания.

Таким образом, две проблемы сегодняшнего педагога (неуверенные пользовательские навыки при работе с прикладными программами и отсутствие

системности при организации методики преподавания своего предмета) напрочь перекрывают путь к качественному преподаванию как в очном, так и в дистанционном формате.

Результаты опросов педагогических работников системы общего образования на предмет повышения их заинтересованности в использовании современных форм непрерывного профессионального развития показывают, что существующая во многих вузах система подготовки педагогов к использованию ИТ в большинстве случаев не готовит к методике преподавания своего предмета в дистанционном формате, а сводится к работе с программным обеспечением, сервисами и платформами в техническом аспекте. Однако, как показывает практика, преподаватели одновременно нуждаются и в методической, и в технической подготовке к работе в системе ДО [3].

Необходима система обучения студентов педагогических специальностей бакалавриата и магистратуры методике работы в условиях ДО, которая наряду с обучением пользовательским навыкам будет способствовать углублению и совершенствованию методической подготовки учителя-предметника к его профессиональной предметной педагогической деятельности в условиях ДО. Построение системы должно базироваться на определении специальных педагогических технологий подготовки педагогов-предметников в области методики обучения, которые послужат основой формирования компетентности учителя, работающего в условиях ДО. Необходима разработка многоуровневой структуры формирования компетентности педагога для его успешной работы в условиях ДО и определение содержания, средств и методов подготовки педагогов.

В педагогике системообразующей связью в системе обучения является цель образования. Системный подход позволяет рассматривать процесс обучения как систему, в которую включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходимые для создания организационного и целенаправленного педагогического влияния на процесс развития, обучения и воспитания личности. Таким образом, система обучения включает цели, учение, преподавание, результат, содержание, средства, формы и методы обучения [4]. Для грамотной разработки такой системы важно понимать принципы организации дистанционного учебного процесса, принципы построения самой системы ДО и знать критерии оценки качества элементов данной системы.

Разработка и апробация пробного варианта системы обучения будущих педагогов методике работы в условиях ДО состоялась в рамках реализации в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) в течение 2019/2021 учебного года магистерской программы по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» «Тьюторство в цифровой образовательной среде». Программа была проведена в очно-дистанционном формате с преподаванием отдельных курсов полностью дистанционно.

Для работы по программе магистратуры были приглашены педагоги и специалисты, имеющие опыт дистанционного преподавания и свои авторские методики. Как известно, стремление обучить методике сказкотерапии превращается в саму сказкотерапию. То же и с методикой обучения — сам факт дистанционной реализации программы по методике работы в условиях ДО для студентов превращается в демонстрацию авторских методик ДО на практике, где теория сочетается с практикой. Поэтому подготовка дистанционного специалиста в дистанционном формате более эффективна, чем изучение теории по ДО в очном формате.

Педагог дистанционного обучения — это специалист, который ведет обучение дистанционно, обладает знаниями в области информационных технологий, учитывает специфику дистанционного обучения, психологические особенности взаимодействия с учащимися в процессе дистанционного обучения [5]. Данный термин в равной степени можно отнести к тьюторам школ, колледжей, вузов, системы дополнительного образования, поскольку тьютор — это педагогическая специальность. По роду деятельности тьютор — это педагог, сопровождающий разработку и реализацию обучающимся индивидуальной образовательной программы [1].

В части уточнения процесса можно обозначить, что тьюторское сопровождение — это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося [2]. Поскольку тьютор может работать очно и дистанционно со своим подопечным, то именно методике работы в дистанционном формате тьютора, как и любого учителя, и стоит обучать.

Первым этапом проектирования системы обучения студентов методике работы в условиях ДО стало определение специальных педагогических технологий осуществления специфической подготовки в области методики обучения как базиса для формирования компетентности тьютора, работающего в условиях ДО. За основу были взяты педагогические технологии ДО, разработанные Е. С. Полат [4], отражающие все основные виды деятельности педагога в ходе его профессиональной работы:

1) обучение в малых группах сотрудничества;

2) дискуссии, мозговые атаки, круглые столы;

3) ролевая, деловая игра (проблемной направленности);

4) ситуационный анализ (case-study);

5) метод проектов;

6) ведение портфелей учеников (e-portfolio) — рефлексия, личные веб-странички учащихся.

Данный перечень педтехнологий ДО, необходимых для успешности осуществления специфической подготовки будущих тьюторов, был соотнесен

с трудовыми функциями тьютора1 и взят за основу разработки модели компетентности тьютора, работающего в условиях ДО.

Тьюторские компетенции в ДО можно условно разделить на три направления:

1) компетенции в области педагогики — готовность тьютора к разработке своей педагогической системы ДО и способность к овладению педагогическими тьюторскими технологиями ДО (методиками и соответствующими им технологиями);

2) компетенции в области психологии — знание психологических особенностей общения в виртуальной среде, понимание особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения, готовность к использованию принципов ДО детей, подростков, взрослых;

3) компетенции в области ИТ, которые подразумевают свободное владение средствами общения в сети Интернет, стремление к изучению новых средств, сервисов Сети и овладению постоянно совершенствующимся сетевым инструментарием.

Данные группы компетенций могут служить ориентиром для определения содержательной части специфических тьюторских компетенций, по результатам формирования которых можно говорить о квалификации тьютора, его способности успешно осуществлять дистанционное тьюторское сопровождение.

На основе выделенных направлений компетенций тьютора была определена структура и содержание курсов, средства и методы подготовки тьюторов к работе в дистанционном формате.

Содержательно данная система обучения студентов педагогических специальностей методике работы в условиях ДО включает 5 курсов (табл. 1).

Таблица 1

Тематика и проблематика курсов системы обучения студентов педагогических специальностей методике работы в условиях ДО

№ Направление компетенций Тема курса Объем курса Проблема курса

1 Психологическая подготовка учителя к ДО Курс «Психологические особенности учебной деятельности в виртуальной среде» 72 ч. / 2 з. е. Что чувствует ученик (тьюторант) и как воспринимает информацию при ДО?

2 Методическая подготовка учителя к ДО Курс «Теория и методология дистанционного обучения» 108 ч. / 3 з. е. Как разработать дистанционный курс?

1 Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н) [Электронный ресурс] // Документы системы ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71495630 (дата обращения: 10.06.2021).

№ Направление компетенций Тема курса Объем курса Проблема курса

3 Методическая Курс «Педагогические 72 ч. / Как провести

подготовка учителя технологии дистанционного 2 з. е. дистанционный

к ДО обучения» курс?

4 Выбор технических Курс «Технологические 72 ч. / Как учителю

средств учителя, решения и средства 2 з. е. (тьютору) выбрать

необходимых коммуникаций в работе технические реше-

для ДО педагога при дистанционном обучении» ния и использовать их для достижения педагогической цели?

5 Саморазвитие Курс «Сетевые профессио- 72 ч. / Как учителю

учителя в ДО нальные сообщества в виртуальной среде» 2 з. е. (тьютору) организовать работу с коллегами для решения профессиональных проблем?

Для реализации системы обучения студентов педагогических специальностей методике работы в условиях ДО была спроектирована информационно-образовательная среда (ИОС), содержащая систему дистанционного обучения (СДО), архивы учебных материалов, организационную документацию учебного процесса, оболочку для проведения вебинаров, мессенджеры для оповещений, группы в соцсетях. Под системой дистанционного обучения понимается педагогическая система, включающая проектирование, организацию и проведение учебного процесса в контексте выбранной концепции с учетом специфики дистанционного обучения [4]. Проведение очных занятий со студентами в аудитории транслировалось через вебинарную оболочку для дистанционных студентов с активным их вовлечением в ход занятий. В СДО были опубликованы дистанционные курсы.

Процесс обучения был спроектирован в соответствии с методической и организационной моделями ДО, разработанными Е. С. Полат [5]:

1. Методическая модель «Интеграция очного и дистанционного обучения» использовалась в следующем варианте: базовое обучение очное, а отдельные виды деятельности осуществляются дистанционно. Признаком классификации модели является способ методической разработки и проведения дистанционного курса.

2. Организационная модель «Распределенный класс», признаком классификации которой является способ взаимодействия преподавателя с обучаемыми, использовалась с целью проведения учебного процесса в режиме реального времени, когда к очной группе посредством включения режима видеоконференции присоединялись в назначенное время из дома или из оборудованных аудиторий дистанционно удаленные слушатели.

На основе данных типовых моделей была построена модель дистанционного обучения студентов магистратуры, которая была доработана в части объединения имеющихся в модели элементов в смысловые блоки с добавлением значимых разделов (рис. 1).

Рис. 1. Модель ДО в магистратуре

Модель ДО в магистратуре включает следующие компоненты:

1. Представительский блок — раздел, представляющий профессорско-преподавательский состав магистратуры (руководитель магистерской программы, преподаватели, координатор, техподдержка, администрация и руководство организации). Данный блок размещен в системе СДО.

2. Организационный блок — раздел описания непосредственно учебного процесса, включающий порядок регистрации в СДО курса, учебно-тематические планы, программы курсов, расписание основных мероприятий, графики выполнения заданий, мониторинги активности, сроки обучения, адреса отправки контрольных заданий, шаблоны рефлексии, журнал успеваемости, текущую информацию на доске объявлений.

По каждому курсу также составлены инструкции, включающие краткую аннотацию курса, цели, задачи, перечень компетенций, на овладение которыми направлен данный курс, структуру курса, описание видов деятельности

студентов в ходе курса, разнообразные формы контроля знаний, критерии успешности завершения работы над курсом, условия пересдачи материала в случае неуспешного освоения курса, требования к аппаратному и программному обеспечению. Данный блок размещен в системе СДО. Также отдельные организационные вопросы решаются с помощью сервисов Google-календарь, группы в «Фейсбуке», группы в Ватсапе, рассылки по e-mail. Там же публикуются материалы, отчеты и результаты мероприятий.

3. Теоретический блок — раздел учебных материалов, где размещен образовательный контент (теоретические материалы дистанционных курсов в формате текста, видеофайлов, подкастов, графиков, таблиц, изображений и т. д., глоссарий, ссылки на виртуальные лаборатории и экскурсии, лаборатории удаленного доступа и другие электронные ресурсы сети Интернет по тематике курсов). Данный блок размещен в системе СДО. При проведении очных занятий педагоги используют демонстрационные материалы в формате презентаций.

4. Блок контроля — раздел контрольных заданий по каждому курсу, включающий по каждому модулю текущие и итоговые задания с пояснениями, примерами, возможностью обсуждения, обратной связью от преподавателя курса, указанием сроков сдачи заданий. Данный блок размещен в системе СДО. При проведении очных занятий педагоги дают задания студентам для выполнения их как в аудитории, так и с последующим размещением в СДО.

5. Библиотека и медиатека — раздел, включающий отобранные преподавателями мультимедийные материалы к занятиям, энциклопедии, словари, ссылки на литературу и интернет-источники, первоисточники из электронных библиотек, дополнительные материалы в виде электронных книг, статей. Данный блок размещен в системе СДО. При очном обучении студенты пользуются ресурсами университетской библиотеки.

6. Блок интерактивного взаимодействия — раздел для организации общения между преподавателем и студентом в ходе обучения, включающий электронную почту (e-mail), форумы, видеоконференцсвязь (Skype for Business, Microsoft Teams), сервисы совместного формирования документов, виртуальные доски, блоги, «Виртуальную Академию», доску объявлений. Данный блок размещен в системе СДО и предназначен только для дистанционного общения.

В ходе проведения дистанционных курсов преподаватель управляет учебной деятельностью обучаемых, контролирует и комментирует их текущие и контрольные работы, выступления на форуме, осуществляет мониторинг процесса обучения. Организация совместной коммуникативной деятельности обучаемых в процессе познавательной и творческой деятельности решает проблему социализации, что, безусловно, важно в условиях ДО.

Студенту дистанционного курса, в свою очередь, нужно иметь возможности для интерактивного общения в устной и письменной форме как формального (при выполнении заданий), так и неформального (с другими студентами

курса, преподавателем) характера, а также для проведения само- и взаимоконтроля. Для него также важна возможность запроса помощи на подготовительном этапе и осуществления рефлексии собственной учебной деятельности.

Каждый курс системы обучения имеет свою специфику, отраженную в цели, содержании и формах контроля (см. табл. 2).

В ходе дистанционных курсов студенты занимаются разработкой педагогических моделей, конспектов занятий, веб-квестов, составлением инструкций, каталогов ссылок, учебно-тематических планов, отчетов и резюме по итогам мероприятий, проведением виртуальных дискуссий, рефлексии, ситуационного анализа, ведением тематических блогов, работой в сетевых педагогических сообществах. Они участвуют в ролевых играх, виртуальных круглых столах, проводят защиту своих работ, портфеля студента в режиме видеоконференции. Также студенты анализируют научные труды по теме выпускных квалификационных работ (ВКР), готовят публикации в сборники студенческих конференций.

Оценка заданий студентов строится по двум направлениям: самооценка и оценка преподавателя. Студент выполняет задания по курсам и отмечает выполнение в электронном журнале, при этом оценивая свои работы по трехбалльной системе (1 балл — начал делать, но не закончил; 2 — почти сделал, но не уверен в качестве; 3 — сделал все хорошо). После самооценки студент получает оценку от преподавателя по шкале: зеленый цвет заливки ячейки — задание выполнено, желтый — задание требуется доработать, красный — задание не завершено. Комментарии по доработке заданий преподаватель пишет непосредственно на странице выполненного задания, чтобы студент мог тут же задать уточняющие вопросы и доработать материал.

В начале обучения на курсе студент участвует во входном анкетировании, по итогам изучения каждого модуля он осуществляет рефлексию своей учебной деятельности, по завершении курса заполняет форму выходного анкетирования.

Таким образом, проведение дистанционных курсов в магистратуре должно базироваться на создании качественного контента, систематическом консультировании студентов, качественной обратной связи по итогам выполнения работ, активных формах работы.

По результатам изучения всех пяти курсов студент должен продемонстрировать уверенные умения работать в дистанционном формате: умеет разработать и провести дистанционный курс (при очно-дистанционной модели ДО — фрагмент дистанционного курса), дистанционно организовать консультацию, урок, семинар, обсуждение, работу в соцсетях, разработать отдельные виды контроля и систему контроля в рамках своего курса, сориентироваться в выборе технологических платформ, оболочек для организации дистанционного взаимодействия, разрешить виртуальные конфликты, проблемы с учащимися и коллегами.

Таблица 2

Цель, содержание и формы контроля курсов системы обучения студентов педагогических специальностей методике работы в условиях ДО

--4

с\

и

м о н

в в я

2

г =

0 м ►и

а

1 в е о

►и

%

В

я

>

в в в е о

►и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

%

В

>

В

в а

о и

£

о

к

>

В

а

Тема курса

Цель курса

Содержание курса

Формы контроля

Курс «Психологические особенности учебной деятельности в виртуальной среде»

Совершенствование профессиональных компетенций студентов в области организации учебной деятельности в виртуальной среде

Модуль 1. Дидактические свойства виртуальной среды

1. Психологические особенности восприятия виртуальной среды взрослыми и детьми.

2. Организация взаимодействия учителя и ученика в рамках дистанционного курса.

3. Психологические особенности взаимодействия учащихся

в виртуальных учебных сообществах

1. Эссе об анализе моделей поведения людей в виртуальной среде.

2. Составление проекта ИОС дистанционного ученика.

3. Проведение виртуальной дискуссии

Модуль 2. Психология общения в ДО

1. Конфликты в виртуальной среде.

2. Сетевой этикет.

3. Организация и проведение рефлексии в ДО.

4. Итоговая работа

1. Разбор виртуального конфликта.

2. Разработка инструкции для дистанционного ученика по участию в учебном занятии.

3. Разработка шаблона рефлексии.

4. Проведение дистанционного учебного занятия (урок)

Курс «Теория и методология дистанционного обучения»

Совершенствование профессиональных компетенций студентов в области теории и методологии дистанционного

Модуль 1. Дидактические основы дистанционного обучения

1. Нормативная база дистанционного обучения (ДО).

2. Дистанционное обучение: понятие, термины.

1. Анализ нормативной базы ДО.

2. Проведение виртуальной дискуссии.

3. Разработка модели ДО.

4. Разработка системы качества ДО

обучения в работе тьютора

3. Принципы и модели ДО.

4. Качество и эффективность ДО

Модуль 2. Разработка дистанционного курса

1. Виды электронных курсов. Логика построения дистанционного курса.

2. Разработка системы контроля для ДО.

3. Методика разработки и проведения веб-квеста.

4. Экспертиза дистанционного курса.

5. Защита итоговой работы в режиме вебинара_

1. Разработка логики дистанционного курса.

2. Разработка ситуационного анализа.

3. Разработка веб-квеста.

4. Экспертиза дистанционных курсов.

5. Проект стратегии использования ДО в работе тьютора

Курс «Педагогические технологии дистанционного обучения»

Совершенствование профессиональных компетенций студентов в области методики дистанционного преподавания тьютора

Модуль 1. Эффективное использование педагогических технологий _в учебном процессе ДО_

1. Основные тенденции в развитии стратегий современного образования.

2. Общение и сотрудничество учащихся курса ДО. Проблемы культуры

и нравственности в ДО.

3. Формирование критического мышления в условиях ДО

1. Эссе об анализе стратегии в ДО.

2. Составление инструкции для дистанционного ученика.

3. Резюме о способах формирования критического мышления

Модуль 2. Реализация личностно ориентированного подхода, _конструктивизма в ДО_

1. Обучение в малых группах. Обучение в сотрудничестве. Ситуационный анализ в ДО.

2. Организация дискуссий в ДО.

3. Ролевые и деловые игры в ДО. Лабораторные и практические работы в ДО._

1. Разбор ситуационного анализа.

2. Проведение виртуальной дискуссии.

3. Разработка сценария ролевой игры в ДО.

4. Составление плана реализации проекта в ДО.

V.

в =

Я

и

о и

я о

и ч

г ^

О -

о

й =

о >

X

а я о

X X

о -

о

о и

ч

V.

о

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

я

Продолжение п окончание Таблицы 2

--4

оо

№ Тема курса Цель курса Содержание курса Формы контроля

4. Метод проектов в ДО. 5. Формирование способности к самооценке. «Портфель ученика». 6. Защита итоговой работы в режиме вебинара 5. Защита «портфеля» студента. 6. Проект стратегии использования педтехнологий ДО в работе тьютора

4 Курс «Технологические решения и средства коммуникаций в работе педагога при дистанционном обучении» Совершенствование профессиональных компетенций студентов в области применения технологических решений и средств коммуникаций при организации учебного процесса Модуль 1. Технологические решения для ДО

1. Инструменты, средства и среды для ДО. 2. Образовательные ресурсы сети Интернет. 3. Программные средства и среды для создания курсов ДО 1. Составление проекта ИОС образовательной организации. 2. Составление каталога ссылок на интернет-ресурсы. 3. Сравнительный анализ сред ДО

Модуль 2. Средства коммуникаций при ДО

1. Управление коммуникативной деятельностью обучаемого при использовании ИКТ-технологий. 2. Методика подготовки и проведения вебинара. 3. Методика подготовки и проведения семинара в виртуальном мире. 4. Итоговая работа 1. Классификация программных сред для проведения видеоконференций. 2. Подготовка и проведение вебинара. 3. Подготовка и проведение семинара в виртуальном мире. 4. Конкурс открытых лекций в режиме вебинара

5 Курс «Сетевые профессиональные сообщества в виртуальной среде» Совершенствование профессиональных компетенций студентов в области организации сетевых Модуль 1. Построение профессионального сетевого сообщества

1. Виды сетевых сообществ. Принципы построения. 2. Обзор профессиональных сетевых сообществ. 1. Планирование профессионального сетевого сообщества. 2. Составление каталога ссылок на интернет-ресурсы

и

м о н

и

я

2

г =

0 м ►и

а

1 и е о

►и

%

5

я

>

5

и е о

►и

%

5

>

а

5

а

О И

£

о

к

>

И

а

профессиональных сообществ в виртуальной среде 3. Логика развития профессиональных сетевых сообществ 3. Сравнительный анализ профессиональных сетевых сообществ

Модуль 2. Управление профессиональным сетевым сообществом

1. Методы организации работы в профессиональных сетевых сообществах. 2. Методика оценки эффективности работы профессионального сетевого сообщества. 3. Итоговая работа 1. Разбор ситуационных задач. 2. Оценка эффективности профессиональных сетевых сообществ. 3. Демонстрация концепции профессионального сетевого сообщества

V.

в Я

я

и

о и

Я О

и ч

г ^

о -

о

й я

0 >

1

а я

0

1 I

о -

о

о и

ч

V.

0

а

1

Я №

--4

чо

Результаты обучения студентов на данных курсах показали, что после изучения двух первых курсов 25 % студентов не справились с заданиями и были отчислены, не окончив 1-й курс. При анкетировании они пояснили, что не были готовы изучать методику дистанционного преподавания, поскольку считали, что весь процесс подготовки к работе тьютора в ДО — это только изучение платформ (оболочек) для проведения консультаций. Известно, что обучение не может быть все время увлекательным и интересным, а студент в процессе обучения — безмятежным. Узнавание нового всегда в той или иной степени дискомфортно, неважно, происходит ли это на лекциях и семинарах, в процессе выполнения заданий очно или дистанционно. Оставшиеся 75 % студентов курса в течение 2-го курса завершили обучение по остальным трем курсам успешно.

Важнейшим результатом обучения становится изменение характера студента под влиянием полученных умений: уверенно ли он себя чувствует в иной системе — дистанционной, а не только в привычной очной? Для решения данной проблемы необходима именно системная работа со студентом на протяжении нескольких лет по всем видам его деятельности в виртуальной среде. Как известно, если распилить пополам корову, мы не получим двух маленьких коров. Так и придуманные наобум курсы по работе в отдельных оболочках и с платформами, изучение новых фишек и различного рода геймификации не принесут реальных результатов без методической, психологической и организационной подготовки преподавателя для работы в системе ДО.

На сегодня вопрос «Как обучить педагога использованию ИТ в своей профессиональной деятельности, особенно при работе в дистанционном формате?» остается открытым, поскольку очень мало существует наработок именно системного характера. Частично этот вопрос закрывает введение в магистерские программы предложенной системы обучения студентов педагогических специальностей методике работы в условиях ДО.

Литература

1. Ковалева Т. М. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева и др. М.-Тверь: СФК-офис, 2012. 246 с.

2. Ковалева Т. М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 56 с.

3. Никуличева Н. В., Хапаева С. С. Результаты исследования предложений по повышению заинтересованности педагогических работников системы общего образования в использовании современных форм непрерывного профессионального развития педагога, в том числе МООК // Проблемы, опыт работы и перспективы развития технологического образования: сборник научных трудов / отв. ред. Л. Н. Анисимова. М.: ИИУ МГОУ, 2018. С. 44-53

4. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 392 с.

5. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 434 с.

Literaturа

1. Коуа1еуа Т. М. Professiya «^уШсг» / Т. М. Коуа1еуа i dr. М.-Туег: SFK-ofis, 2012. 246 s.

2. Коуа1еуа Т. М. Osnoуy, fyutorskogo soprovozhdeniya V obshhem obrazovanii. М.: Pedagogicheskij universitet «Pervoe sentyabrya», 2010. 56 s.

3. Nikulicheva N. V., Xapaeva S. S. RezuГtaty, issledovaniya predlozhenij ро poуy,-sheniyu zainteresovannosti pedagogicheskix rabotnikov sistemy, obshhego obrazovaniya v ispoГzovanи sovremenny,x йэт neprery,vnogo professюnaГnogo razvitiya pedagoga, v tom chisle МООК // ProЫemy\ opyЧ raboty, i perspektiуy, razvitiya texnologicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchny,x trudov / otу. red. L. N. Anisimova. М.: Пи MGOU, 2018. S. 44-53

4. Polat Е. 8. Pedagogicheskie texnologii distancionnogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. М.: Yurajt, 2020. 392 s.

5. Polat Е. 8. Teoriya i praktika distancionnogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. М.: Yurajt, 2020. 434 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.