1 2 © Мещерякова Н.А. , Мещеряков Е.А.
1Канд. пед. наук, доцент; 2канд. физ.-мат. наук.
Кафедра высшей математики и информатики (Омский филиал), Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ ФИНАНСОВЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ EXCEL
Аннотация
В статье представлены методические особенности обучения студентов экономических вузов основам финансовых вычислений в контексте компетентностной направленности высшего образования. Показана роль информационных технологий в формировании навыков финансовых вычислений.
Ключевые слова: экономическое образование, методика обучения, финансовые вычисления, информационные технологии.
Keywords: economic education, teaching methodology, financial computing, information technology.
Система российского высшего образования, отвечая перспективным тенденциям инновационного экономического развития и переходя к реализации ФГОС ВО (3+), определяющих образовательный результат в терминах освоенного выпускниками кластера компетенций, повышает практическую ориентацию образования. В рамках настоящей статьи рассмотрим методические особенности формирования навыков финансовых вычислений в условиях компетентностной направленности высшего образования на примере направления «Экономика» [1].
В соответствии с Приказом Минобрнауки от 12.09.2013 №1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» подготовка кадров по направлению «Экономика» осуществляется в рамках реализации программ бакалавриата с присвоением квалификации - Академический бакалавр и Прикладной бакалавр, магистратуры с присвоением квалификации - Магистр, а также подготовки кадров высшей квалификации с присвоением квалификации - Исследователь. Преподаватель-исследователь.
Проанализируем требования к результатам освоения программ бакалавриата и магистратуры, представленные в Образовательном стандарте высшего образования ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» по направлению подготовки «Экономика», утвержденном приказом Финуниверситета от 08.09.2014 № 1588/о [5]. В соответствии с видами деятельности и профессиональными задачами академического бакалавра и магистра направления «Экономика», конкретизируем роль образовательных компетенций, как наперед заданных результатов образования, с точки зрения необходимости формирования навыков финансовых вычислений средствами предметной подготовки [2].
Образовательный стандарт Финуниверситета содержит следующие группы компетенций: универсальные компетенции, включающие общенаучные компетенции (ОНК), инструментальные компетенции (ИК), социально-личностные компетенции (СЛК) и системные компетенции (СК), а также профессиональные компетенции направления (ПКН), профессиональные компетенции профиля/направленности (ПКП) программ бакалавриата и магистратуры [5].
© Мещерякова Н.А., Мещеряков Е.А., 2016 г.
Проведенный нами анализ требований к результатам освоения образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Экономика» позволил выявить кластер образовательных компетенций, обеспечивающих формирование навыков финансовых вычислений средствами дисциплин предметной области «Математика и информатика» (табл. 1).
Таблица 1
Кластер компетенций, обеспечивающих формирование навыков финансовых вычислений у студентов направления «Экономика»
Уровень образования Дисциплина Компетенции
Бакалавриат, профиль «Финансы и кредит» Основы финансовых вычислений Способность применять математические методы для решения стандартных профессиональных финансово-экономических задач, интерпретировать полученные математические результаты (ПКН-3); Способность предлагать решения профессиональных задач в меняющихся финансово-экономических условиях (ПКН-6).
Разработка учётных приложений в MS Office Способность работать на компьютере с использованием современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения (ИК-2); Способность применять математические методы для решения стандартных профессиональных финансово-экономических задач, интерпретировать полученные математические результаты (ПКН-3).
Магистратура, программа «Оценка бизнеса и корпоративные финансы» Математическое обеспечение финансовых решений Способность применять инновационные технологии, методы системного анализа и моделирования экономических процессов при постановке и решении экономических задач (ПКН-3); Способность разрабатывать методики и оценивать эффективность экономических проектов с учетом факторов риска в условиях неопределенности (ПКН-4); Способность управлять бизнес-процессами, финансовыми потоками и финансовыми рисками на основе интеграции знаний из смежных областей (ПКН-5).
Информационные технологии в финансовой сфере Способность применять инновационные технологии, методы системного анализа и моделирования экономических процессов при постановке и решении экономических задач (ПКН-3); Способности готовить мотивированные обоснования принятия управленческих решений по кругу операций, выполняемых финансово-кредитными институтами (ПКП-3)
Продемонстрируем методические особенности формирования указанных компетенций на примере решения профессионально ориентированной задачи в рамках дисциплины «Разработка учётных приложений в MS Office» на примере темы «Встроенные финансовые функции в MS Excel». Целью изучения темы является формирование навыков построения компьютерной модели с использованием встроенных финансовых функций для обработки финансовых операций. Акцент сделан на понимании эффективности финансовых сделок. Приведем пример задачи по обработке финансовой операции и два метода ее решения - посредством математической и компьютерной модели в MS Excel.
Наиболее типичной задачей финансовых вычислений является нахождение наращенной суммы. Однако в финансовой практике часто приходится решать обратную задачу: какую начальную сумму S(0) нужно инвестировать, чтобы через время t при ставке i простого или сложного процента получить требуемую сумму S(t). В этом случае процесс вычисления современной стоимости будущих денег называют дисконтированием.
Задача. Найти современное значение долга, полная сумма которого через три года составит 700 тыс.руб. Проценты начисляются по следующим ставкам: 1) 14% в конце каждого года; 2) 2% в конце каждого квартала; 3) 12% годовых с начислением процентов в конце каждого месяца.
Решение: Математической моделью задачи является формула математического
S (t)
дисконтирования при постоянной ставке / сложного процента Б(0) = нашей задачи рассчитаем трижды. Результаты вычислений:
!) Б(0) = и 7°0Л3 = 472,48006 тыс. руб. = 472 480руб. 06 коп.
(1 + i)t
которую для
2) S (0)
3) S (0)
(1 + 0,14) 700
(1 + 0,2) 700
4 3 551,94523 тыс. руб. = 551 945руб. 23 коп.
= 489,24747 тыс. руб. = 489 247руб. 47 коп.
(1 + 0,12/12)1:
Для построения компьютерной модели необходимо изучить основные встроенные функции категории "финансовые", их описание, синтаксис и параметры [6]. Для расчета приведенной стоимости инвестиции будем использовать функцию ПС (Ставка; Кпер; Плт; Бс; Тип), где Ставка - это процентное выражение выплачиваемой суммы за один расчетный период; Кпер - время, на протяжении которого проводятся выплаты или получение процентов со счета; Плт - периодический платеж или периодические начисления; Бс -будущая стоимость инвестиции; тип - время внесения платежей (в начале периода или в конце). Для оформления расчетов используем таблицу, в которой последовательно меняем значения процентной ставки.
1) В первом случае процент начисляется один раз в год, процентная ставка годовая, поэтому все параметры финансовой функции ПС, предназначенной для расчета приведенной суммы применяем без преобразования. Результаты применения функции ПС приведены на рис. 1.
В2 А =ПС(В4;ВЗ;;-В5)
А В I i
1 1)
2 Размер долга 472 480,06р.I
3 Срок 3
А % ставка 14%
5 Наращенная сумма 700 000,00
с
Рис. 1. Применение финансовой функции ПС для 1)
Современное значение долга 472 480,06руб.
2) Во втором случае процентную ставку и срок финансовой операции необходимо привести к единым единицам измерений. В функции ПС параметр Кпер умножим на 4 (рис. 2).
вз £ =П С( В10; В9*4;; - В11)
А В С
7 2}
8 Размер долга 551 945,22р.1
9 Срок 3
10 % ставка 2%
11 Наращенная сумма 700 000,00
Рис. 2. Применение финансовой функции ПС для 2)
3) В третьем случае и процентную ставку определяем за месяц, т.е. параметр Ставка делим на 12, и количество периодов представляем в месяцах, т.е. параметр Кпер умножим на 12 (рис. 3), результат вычислений также совпадает с математическим решением задачи.
Е14
$с =ПС(В16/12;В15*12;;-В17)
А В С
13 3}
14 Размер долга 489 247,46р.
15 Срок 3
16 % ставка 12%
17 Наращенная сумма 700 000,00
Рис. 3. Применение финансовой функции ПС для 3)
Достоинством компьютерной модели является ее универсальность для решения множества однотипных задач [3]. Осваивая два типа моделирования, студенты приобретают понимание того, какое прикладное программное обеспечение применять для решения стандартных профессиональных финансово-экономических задач, и в каких случаях его применение целесообразно, а в каких достаточным условием решения задачи является построение и реализация математической модели [4].
Очевидно, что формирование у студентов способности решать профессионально-ориентированную задачу - это демонстрация владения компетенциями в сфере финансовых вычислений. При этом способности применять математические методы для решения стандартных профессиональных задач, интерпретировать полученные математические результаты, предлагать решения в изменяющихся финансово-экономических условиях, работать на компьютере с использованием современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения, обеспечивающие формирование навыков финансовых вычислений на ступени бакалавриата, становятся фундаментом развития компетенций более высокого уровня в магистратуре.
Литература
1. Алексенко, Н.В. Компьютерные технологии в обучении математике в условиях реализации ФГОС / Н.В. Алексенко, Н.А. Бурмистрова, Н.И. Ильина // Казанская наука. - 2013. - № 5. - С. 172-175.
2. Бурмистрова, Н.А. Компьютерные технологии обучения математике в экономическом вузе / Н.А. Бурмистрова, Н.А. Мещерякова // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. - 2015. - № 1. - С. 125-131.
3. Бурмистрова, Н.А. Использование информационных технологий в обучении будущих специалистов финансовой сферы математическому моделированию экономических процессов // Информационные технологии в образовании. Х1Х Международная конференция-выставка: сборник трудов. - М.: Изд-во МИФИ, 2009. - Ч.2. - С. 55-57.
4. Бурмистрова, Н.А. Роль информационных технологий в обучении студентов математическому моделированию экономических процессов при реализации компетентностного подхода // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 9. - С. 73-79.
5. Образовательный стандарт высшего образования ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» по направлению подготовки «Экономика». - URL: http://www.fa.ru/dep/metod/doc/Pages/default.aspx
6. Уокенбах, Джон. Подробное руководство по созданию формул в Excel 2003: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 640 с.