ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСА ИНТЕРАКТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ПРОГРАММНОЙ ПРОВЕРКОЙ ПРАВИЛЬНОСТИ РЕШЕНИЯ
APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGY IN DEVELOPING A COMPLEX INTERACTIVE EXERCISES WITH THESOFTWARE CHECKING OF THE CORRECTNESS OF TASK SOLUTION
О. В. Соколова
Повышение качества высшего профессионального образования является сегодня одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Ее решение связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией технологии организации образовательного процесса. В статье рассматривается практические аспекты применения информационных технологий при разработке комплекса интерактивных упражнений с программной проверкой результата их выполнения.
Ключевые слова: информационные технологии, интерактивные упражнения, результаты обучения.
Реформирование высшего образования, вызванное социально-экономическими преобразованиями, постоянный рост объема информации, увеличение количества изучаемых дисциплин при стабильном сроке обучения в вузе поставили перед системой высшего профессионального образования ряд серьезных проблем.
Ключевыми из них являются:
• повышение фундаментальности образования в сочетании с усилением практической направленности;
• интенсификация образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и инновационных форм, методов и средств обучения, четкой постановки дидактических задач и их реализации в соответствии с целями и содержанием обучения.
Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творческой активности обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Ориентация высшего профессионального образования на формирование профессиональных компетенций будущих выпускников предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых участники образовательного процесса смогут проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность.
При небольшом количестве аудиторных часов, отведенных на освоение дисциплины, традиционные технологии обучения не обеспечивают адекватную передачу нарастающего объема теоретической информации и фор-
O. V. Sokolova
Improving the quality of higher education is now one of the most pressing problems, not only for Russia, but for the entire world community. Its solution is related to the modernization of educational content, technology optimization of educational process. The article deals with the practical aspects of the use of information technology in the development of a set of interactive exercises with the software test results from them.
Keywords: information technology, interactive exercises, learning outcomes.
мирование у обучающихся профессиональных компетенций, отвечающих требованиям ФГОС ВПО. Поэтому особенно важно стимулировать различные виды самостоятельной работы студентов. В процессе выполнения самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками творческой деятельности в решении профессиональных, научных и исследовательских задач с использованием ранее полученных теоретических знаний, приобретает необходимые ему профессиональные компетенции.
Одним из требований ФГОС ВПО к условиям реализации ООП является «широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся» [1, с. 11].
Термин интеракция (inter 'между'; actio 'деятельность1) в педагогике понимается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, все участники образовательного процесса при этом взаимодействуют друг с другом, обменивается информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия окружающих и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем» [2, с. 16].
В «Словаре нового педагогического мышления» термин интерактивное обучение трактуется как «способ познания, основанный на активном взаимодействии участ-
ников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у учащихся формируются навыки совместной деятельности» [3, с. 45].
Идеи интерактивного обучения приобретают новое качество при использовании современных информационных и коммуникационных технологий, открывающих широкие возможности для оптимизации образовательной практики: индивидуализации и дифференциации обучения, повышения эффективности деятельности участников образовательного процесса, организации новых форм взаимодействия в процессе обучения, изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучающегося, совершенствования управления образовательным процессом, организации его планирования и контроля. Однако их эффективное применение в образовательном процессе вуза возможно только в том случае, когда они обоснованно и гармонично интегрируются в данный процесс, обеспечивая новые возможности и преподавателям, и обучающимся.
Следовательно, необходимо совершенствовать методику применения средств информационных и коммуникационных технологий при изучении дисциплин в вузе на основе обоснованного подхода к их отбору с ориентацией на развитие мотивационных и когнитивных ресурсов личности обучающегося, выбора эффективных методов их использования при решении образовательных задач.
Потенциал современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) проявляется во многих аспектах образовательного процесса. В сочетании с инновационными педагогическими технологиями они открывают новые возможности для оптимизации образовательной практики:
• индивидуализации и дифференциации обучения;
• повышения эффективности деятельности участников образовательного процесса;
• организации новых форм взаимодействия в процессе обучения;
• изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучающегося;
• совершенствования управления учебным процессом, организации его планирования, контроля и т. д.
Эффективное применение ИКТ в учебном процессе возможно только в том случае, когда они не являются некой надстройкой к существующей системе обучения, а обоснованно и гармонично интегрируются в данный процесс, обеспечивая новые возможности и преподавателям, и обучающимся.
Одним из методов выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности является выполнение упражнений. Упражнение - это повторное (многократное) выполнение действия с целью углубления знаний и выработки соответствующих учебных умений и отработки навыков [4, с. 23]. При выполнении упражнений часто возникают ошибки, являющиеся следствием недопонимания учебного материала, поэтому преподавателю очень важно обеспечить диалог с обучаемым посредством подсказок, советов, указаний на ошибки.
Использование MS Excel для выполнения расчетов, математического моделирования общеизвестно. Однако в этом приложении заложен потенциал, позволяющий превратить его в активного участника образовательного процесса - электронного ассистента преподавателя. Такой ассистент может не только сообщить обучаемому формулировку задачи и проверить полученный им ответ, но и в случае неверного решения продемонстрировать правильное. Для этого преподавателю достаточно знакомства с основными конструкциями языка программирования VBA [5], а также творческой фантазии.
Рассмотрим применение комплекса интерактивных упражнений с программной проверкой правильности решения при изучении темы «Определение будущей стоимости инвестиций» студентами, обучающимися по направлению подготовки 080100 Экономика (профиль «Финансы и кредит»).
При проведении любых финансово-экономических расчетов учитывается принцип временной ценности денег. Фактор времени учитывается с помощью методов наращения и дисконтирования, в основу которых положена техника процентных вычислений.
С помощью этих методов осуществляется приведение денежных сумм, относящихся к различным временным периодам, к требуемому моменту времени в настоящем или будущем. При этом основой для количественного описания изменения стоимости денежных сумм во времени является теория процентных ставок.
Среди полного перечня финансовых функций Microsoft Excel, непосредственно предназначенных для финансовых расчетов, выделяется группа функций, используемая для анализа инвестиций и расчета операций по кредитам, ссудам и займам.
Эта группа функций обеспечивает решение следующих задач:
• определение наращенной суммы (будущей стоимости) - функция БС (Ставка; Кпер; Плт; Пс; Тип);
• определение начального значения (текущей стоимости) - функция ПС (Ставка; Кпер; Плт; Бс; Тип);
• определение срока платежа - функция Кпер (Ставка; Плт; Пс; Бс; Тип) и процентной ставки - функция СТАВКА (Кпер; Плт; Пс; Бс; Тип).
Типичными ошибками при использовании этой группы функций являются:
• непоследовательность в выборе единиц измерения для задания аргументов «Ставка» и «Кпер». Если производятся ежемесячные выплаты по четырехгодичному займу из расчета 12% годовых, то аргумент «Ставка» = 12%/12, а аргумент «Кпер» = 4 . 12. Если же производятся ежегодные платежи по тому же займу, то используйте аргумент «Ставка» = 12%, а «Кпер» = 4;
• неверное определение знака аргументов «Плт» и «ПС». Все аргументы, означающие денежные средства, которые должны быть выплачены (например, сберегательные вклады), представляются отрицательными числами; денежные средства, которые должны быть получены (например, дивиденды), представляются положительными числами.
1
2 }
i
6
"i" J
*
J_
~10 ii Ji 13
u
15 it 17|
16 IS 3D
S. и
и »
Я
27
a,
н _»
31 й
Решить шдлчу с пиицьн фуницгн Ы. Отиег г Juu-jg >к t
. Е НЧРНЕу fill.
Расе читать, миля гунн оппжргги на гчр I р мпи 1J ООО руб. положены чл 3 года год 13,5% годояы*. Проценты нл- И' rF >-, и " ■ыды« попгадл.
ВаШ&чу вниманию предлагается ряд заданий, Ответ нужно записать в ячейку НИ, использу я
функцию БСО. При записи функции будьте последовательными в определении единиц измерения аргументов «Ставка» и Киер». атак лее ениыатеяьно определяйте знак аргументов ПС и Плт.
/
Рис. 1. Предъявление обучающемуся первой задачи
После запуска приложения на экране появляется формулировка первой задачи и напоминание о типичных ошибках при работе с функцией (рис. 1).
Согласно полученной инструкции, обучаемый записывает в ячейку Н11 функцию БСО, позволяющую определить будущую стоимость вклада (рис. 2). В данном случае мы намеренно допускаем ошибку при записи аргумента «ПС».
После получения ответа в ячейке Н11 и нажатия на кнопку «Проверить» производится сравнение введенного в заданную ячейку ответа с правильным.
В ячейке I11 выдается результат - в нашем случае «НЕ ПРАВИЛЬНО!!!» (рис. 3), после чего, нажав на кнопку «Показать решение», можно перейти к экрану, отображающему правильное решение задачи (рис. 4).
Проанализировав свое решение и осознав источник ошибки, обучаемый может продолжить работу с приложением, нажав кнопку «Далее» (ему будет предъявлена следующая задача), или закрыть окно приложения - в этом случае ему будет показан итог работы - процент правильно решенных задач (рис. 5).
к ^Бсиз.зъгз'гггом)
t о Е f С Ш н ... 1 J 1 К L ы 0
Р«<чть мдл-л с псыошде фг.,.и"" К, гцкмкшц, инипии.
2
J Задочл Н)
1
6 Рассчитан,, какая сумма сказке гея на смет*, «спи 27000 руб. положены на 3 года под 1Щ годовых Проценты начисляете* ыдДые полгода,
7
0
S
10
и 12 От»*т
Ьы'
13 Проверить
ч 1 б£ Й
IS Стмяд 13,5^3
17 Hjkv 3*2 4J-!
11 П»> ы-
IS пе 2М ю V J™
и Ип 15У-
в - ™н,»ЗИ
а аоир*и«т бтярцую лмиост таатяьйД и постои * аД npaut^ сунО
и ПшЙсеявы.
15
Ж Пс геи вйегчай (t№wp) стади.- &, ITV ейщлв С буйяшогвы mu.onwu w.hniN
27
Я
2!
30
31
32 (К От**
Рис. 2. Решение задачи с помощью мастера функций MS EXCEL
МкгоюД ЕиН - TP.;.l,lp
; ¿J файл Qpjenj gHj Bns«ti Форыл CjpMi Д»нлы< Qcho £прлт
I J J A J> j J AI Д A -J & • / % Ibll s* M 100%
w
-L I
I Ariel Cyf
ID
Ж К ч
-ji -i % 0« ^ Q
K17
D 1 Е F е н 1 J К L 1
1 Решить задачу с помощью функции БС. Огеег поместить в ячейку НИ.
2
3 Задача № 1
4 Рассчитать, какая сумма окажется на счете, если 27000 руб. положены не 3 года под 13,5* годовых. Проценты начисляются каждые полгода.
5
6
7
е
9
10
п Ответ -39 95Л | Ш'ДиИЛЬНО!!!
12
13 Показать решение
и
15
Рис. 3. Проверка правильности решения задачи
А ее О f с н 1 J К
1 Решить 1 ила** с rvovovu фу мдцян ЬС. OFBPT IW!I'H'l. в ячейку Н11.
2
3 fit ■гг ж и» IWUlli 1
4 ntpnAmcw аштеж Пл. Рассчвготь. какая суши оанжется на счете, если лолаиены на 3 год* под 13.5* годевы*. Проценты аяждые полгода. 2ТООО руб. 4ЧИСЛИНЛСЯ
Процентная СГМ4. гздоия 13.S0*
6 Начнсщмн* Проценте« ПЙСиИОДиТСЯ 1* 2 /\-CSIti
J Процент*» стлан U пармш Ставка с
8 9 СрОа № 3
Общее чоп перткиоа Клер 6
10 OfrtUrtfbltOCEb II»'«• • " T»fl 0
11 Ь'рд-.ще? зндкенн? вглада ЕС 39 ЗЫ ТОо^— <.(1НЛЫ1НЬНЫИ01ВЕТ Ответ HL ПРАВИЛЬНО!!]
а
13 Далее [
14 _|
IS
1С
1М
Рис. 4. Демонстрация верного решения задачи
A 1 В ■ С 1 0 1 E F О hi 1 Л _1_ К. _| □
Т1 Иычиспя««о ":;ll- ■ стопюстн вкла да 1 Решить задачу с помощь» функции ЬС. Оты it поместить ■ ячейку НИ.
Гу Т/~\Г\Л Oifj-iTLJ ^■■¿ilH Л
AJ в™ _ irm п гАьи 1 ей ^нкян 1_X__
"si Период ичестя* wim Процентная С'ввкл годовая Вы решили правильно 0°о предложенных заданий счете, если 2/000 pyfr. Проценты ня чяспяйтсп
Начислен*» процент» произвол «лея и полгода I
Процент» сteeка зш период Спяо 1
Срок вклада, пет
О&цМ число период«» «пер (Ota 1)
Обязательность платежей т.в
11 J&Ydyi4** тнячеиие К 1 от
12
13 Г 1 Дал«
u' 1
ii1
16
17. |Jkl Не огорчайтесь!
18'
19 Лк Терпение ч труд все f
20
21 перетрут: г
22
a*
34
25 26 2Г т*
•t
Рис. 5. Итог работы с приложением
Далее в статье будет описан порядок разработки в MS Excel комплекса интерактивных упражнений с программной проверкой правильности решения и его программный код.
На первом листе рабочей книги MS Excel (рис. 6) расположена таблица «Вычисление будущей стоимости вклада», которая содержит аргументы функции БС().
В ячейке G4 обучаемому последовательно предъявляются задачи для решения. Ответ должен быть записан в
ячейку Ж1 с помощью функции БС. На листе также расположены кнопки «Проверить», «Показать решение» и «Далее».
Задачи располагаются на втором листе электронной таблицы (рис. 7) и предъявляются обучающимся последовательно. Проверка правильности решения производится путем сравнения полученного значения на первом листе в ячейке Ж1 и с правильным ответом, размещенным на втором листе рабочей книги в столбце 1
A SC Û Е F е к 1 i К
1 Вычисление будущем стснишзсги в кладя Решить задачу помощью функции ВС. Ответ поиеспг гь в яченсу Н11.
I
3 Э«ТЧЦ г* ■21 000 00р Задаем»'
i ГЬриодкчФСкиЬ плате« ГЪгг Рассчитать, «акая сушив окажется на счете, если положены на 3 года под 13,5% годовых. Проценты* каждые истода 27000 руб. ачнсляются
Процентная стаей, годовая п $0%
Начисление пробито* производится м п опт ОД 9 . /1 «А.
7 Процвнпия ставка и пермад С гланд 675%
8 Срс* вклада net Э
% 10 Обще« число периодов Кпер 6
OtmniuKik платежей Tan 0
11 12 Будущее значение »лада БС 3S 954 99b—-" с ПРАВИЛЬНЫМ ОГН " В(" РНЯпгМм Hf ПРАВИЛЬНОЕ?
M n Показать Лет» I
14 *ш*ни*| _1
15 rfJh ffJrj
1 С»« 1
17
1ft
Рис. 6. Первый лист рабочей книги MS EXCEL
А В С D , Е F о H i J *
I ПРАВИЛЬНО!!! НЕ ПРАВИЛЬНО!!! <-ЛРАЯ1ГЪ№Я1 ОТВЕТ
IV Пт Прт^стн» HMKMW« При*"*"» етаеса » Cp™ «4t« O&OTWhMKib nnat» жей (Тип) 6yi)U(H
2 (Ста) im (tum ■niojj iljC 1
Рассчитать, аш сумма окажется на счете, если ! J
27000 рус. положены на i года вод 11,5% годовых. -27040 ТЭ5* 2 i.afifs / 3 'J 0
Э Проценты начисляются каждые полгода. :. 11 ■-H-UI J мфзод i
Рассчитать, какая сумма Судет на счете, если сумма
размером 5000 руб. размещена под 12а» годовых »a i ■5400 12% 2 D.W 1 t 0
1 года, о прошиты начисляются каждые полгода.
По вкладу размером -ООО руб начисляется 10%
годоьих. Рассчитать, какая сумма будет на сберегательном счете через 5 лет. еедн проценты дао 1» M С «03333331 i № 9
5 начисляются ежемесячно.
На сберегательный счет »носятся платежи до 200
руб. в начале каждого мссяш, РиссчитаИтс, каквя
сумма окажется на счете через -1 года при с ганке ■ЛЯ 1ÎM* 12 опии 4 и 1 12 ТПUp
проиеота 13.5 H годеаш Нлчнсленнс проценте»
С прошаоднтся ежемесячно.
Б банк на депозит внесена сумма 30 тыс. руб. Срок
и" депозита 2 года, годовая ставка - 12%. Начисление прошитое производится еже«мргальж>- Опреледнть » * ПРМ. ГНИ..« . Итон «н -30040 17% Л 1' t« t 1 31«) Un
Рис. 7. Второй лист рабочей книги MS EXCEL
Для приложения созданы две формы: Forml (рис. 8) и Form2 (рис. 9).
Код формы Form1:
Private Sub UserFormJnitializeO If k > 1 Then
proz = Round(pr * 100 / (k - 1), 2) Else
proz = 0 End If
Ll.Caption = «Вы решили правильно « + Str(proz) + «%
предложенных заданий (« + Str(pr) + « из « + Str(k - 1) + «)»
If (proz = 0 And k = 1) Then L2.Caption = «Напрасно!» L3.Caption = «Надо трудиться!» L4.Caption = «Знания добываются упорным трудом!» Elself proz < 50 Then
L3.Caption = «Не огорчайтесь!» L4.Caption = «Терпение и труд все перетрут!»
Else
If (proz = 100 And k >= 3) Then L3.Caption = «Феноменально!»
Else
L3.Caption = «Умница!» End If End If End Sub
Модуль глобальных переменных приложения:
Public n As Integer 'количество задач Public k As Integer 'количество показанных задач Public c As Integer 'номер строки с задачей Public pr As Integer 'решено правильно Public proz As Integer 'процент правильно решенных задач
Процедура, выполняемая при открытии приложения:
Private Sub Workbook_Open() Worksheets(2).Visible = xlVeryHidden Form2.Show Worksheets(1).Select Worksheets(1).Cmb1.Visible = True Worksheets(1).Cmb2.Visible = False Worksheets(1).Cmb3.Visible = False
Worksheets(1).Cells(11, 9).Value = "" Worksheets(1).Cells(11, 8).Value = "" Worksheets(1).Cells(11, 4).Value = "" Columns("A:C").Select Selection.EntireColumn.Hidden = True n = 0
While Worksheets(2).Cells(n + 3, 1).Value <> "" n = n + 1
Wend k = 0 c = 3 pr = 0
Worksheets(1).Cells(4, 7) = Worksheets(2).Cells(c, 1) Worksheets(1).Cells(3, 3).Value = Worksheets(2).Cells(c, 2). Value
Worksheets(1).Cells(4, 3).Value = Worksheets(2).Cells(c, 3). Value
Worksheets(1).Cells(5, 3).Value = Worksheets(2).Cells(c, 4). Value
Worksheets(1).Cells(6, 3).Value = Worksheets(2).Cells(c, 5). Value
Worksheets(1).Cells(8, 3).Value = Worksheets(2).Cells(c, 7). Value
Worksheets(1).Cells(10, 3).Value = Worksheets(2).Cells(c, 9). Value
k = k + 1
Worksheets(1).Cells(3, 8) = k End Sub
Private Sub Workbook_BeforeClose(Cancel As Boolean) Form1.Show
Application.DisplayAlerts = False
Application.Quit
End Sub
Рис. 8. Вид Form1
Вашему вниманию пред лагается ряд заданий. Ответ нужно записать в ячейку И11, используя
функцию БС{). При записи функции будьте послеоовательными в определении единиц измерения аргументов «Ставка» и «Кпер», а так же внимательно определяйте знак аргументов ПС и Плт
/
Рис. 9. Вид Form2
Обработка щелчка по кнопке «Проверить»:
Private Sub Cmb1_ClickO Cmbl.Visible = False
If Worksheets(1).Cells(11, 8).Value = "" Then MsgBox "Запишите функцию БС в ячейку H11!" Worksheets(1).Cells(11,8).Select Cmbl.Visible = True Exit Sub End If
If Worksheets(1).Cells(11, 8).Value = Worksheets(2).Cells(c, 10).Value Then
Worksheets(1).Cells(11, 9).Value = Worksheets(2).Cells(1, 1). Value
Worksheets(1).Cmb3.Visible = True
Worksheets(1).Cells(4, 3).Value = Worksheets(2).Cells(c, 3). Value
Worksheets(1).Cells(5, 3).Value = Worksheets(2).Cells(c, 4). Value
Worksheets(1).Cells(6, 3).Value = Worksheets(2).Cells(c, 5). Value
Worksheets(1).Cells(8, 3).Value = Worksheets(2).Cells(c, 7). Value
Worksheets(1).Cells(10, 3).Value = Worksheets(2).Cells(c, 9). Value
Worksheets(1).Cells(11, 4).Value = ""
Worksheets(1).Cells(3, 8) = k Else
Worksheets(1).Columns("A:C").Select Selection.EntireColumn.Hidden = True
pr = pr + 1 Else
Worksheets(1).Cells(11, 9).Value = Worksheets(2).Cells(1, 2). Value
Worksheets(1).Cmb2.Visible = True
End If c = c + 1 k = k + 1 End Sub
Обработка щелчка по кнопке «Показать решение»:
Private Sub Cmb2_Click() Worksheets(1).Columns("A:C").Select Selection.EntireColumn.Hidden = False Range("C11").Select
Worksheets(1).Cells(11, 4).Value = Worksheets(2).Cells(1, 4). Value
Worksheets(1).Cmb1.Visible = False Worksheets(1).Cmb2.Visible = False Worksheets(1).Cmb3.Visible = True End Sub
Application.DisplayAlerts = False Application.Quit
End If
End Sub
Организованный подобным образом диалог с обучающимися не позволяет им потерять интерес к решаемой задаче, активизирует самостоятельную деятельность в процессе усвоения учебного материала. Программная проверка правильности решения предъявленной задачи, а также демонстрация верного решения способствуют своевременному устранению недопонимания учебного материала. В этом случае образовательный процесс определяется как целенаправленная, внутренне мотивированная познавательная деятельность по усвоению знаний и умений, опосредованно управляемая преподавателем, контролируемая самим обучаемым. Это способствует повышению мотивации учебной деятельности, интереса к ней и в целом положительно сказывается на результатах обучения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Обработка щелчка по кнопке «Далее»:
Private Sub Cmb3_Click() Worksheets(1).Cmb1.Visible = True Worksheets(1).Cmb3.Visible = False
Worksheets(1).Columns("A:C").Select Selection.EntireColumn.Hidden = True
If k < n Then
Worksheets(1).Cells(11, 9).Value = "" Worksheets(1).Cells(11, 8).Value = "" Worksheets(1).Cells(4, 7) = Worksheets(2).Cells(c, 1) Worksheets(1).Cells(3, 3).Value = Worksheets(2).Cells(c, 2). Value
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»).
2. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учеб.-метод. пособие. Саратов: Наука, 2009.
3. Безрукова В. С. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996.
4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
5. Эйткен П. Интенсивный курс программирования в Excel за выходные / пер. с англ. М.: Ви-льямс, 2004.