Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ ЦЕНТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИНЯТИЮ БЫСТРЫХ РЕШЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ'

ОБУЧЕНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ ЦЕНТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИНЯТИЮ БЫСТРЫХ РЕШЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / слушатели Центров профессиональной подготовки / принятие решения / этапы принятия решения / методы обучения / приемы обучения. / training / trainees of Vocational training Centers / decision-making / decision-making stages / teaching methods / teaching techniques.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горчинская А. А.

В статье рассматриваются теоретические аспекты обучения слушателей Центров профессиональной подготовки принятию быстрых решений как организованного целенаправленного процесса передачи и усвоения знаний, умений и навыков выбора наилучшего варианта действий из нескольких возможных для достижения желаемой цели в максимально короткое отведенное время. Подробно описаны этапы принятия решения, факторы, оказывающие влияние на процесс принятия решения и его результат. В практической части статьи представлены наиболее типичные для педагогической практики методы обучения принятию решений, которые могут быть использованы в учебной работе. Также рассмотрены приемы обучения, направленные на формирование и развитие у слушателей умений и навыков, требуемых для осуществления действий по принятию решений в типичных, а также быстро меняющихся и экстремальных условиях. Полученные знания, умения и навыки будут полезны слушателям в дальнейшей профессиональной деятельности, в том числе и при необходимости выполнять служебные задачи в экстремальных условиях. Материалы статьи будут полезны руководителям подразделений, сотрудникам, осуществляющим наставническую деятельность, преподавателям и слушателям Центров профессиональной подготовки, а также сотрудникам, занимающимся саморазвитием и профессиональным самосовершенствованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горчинская А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF TRAINEES OF THE VOCATIONAL TRAINING CENTER TO MAKE QUICK DECISIONS AS A MEANS OF PREPARING FOR ACTION IN EXTREME CONDITIONS

The article examines the theoretical aspects of teaching students of Vocational Training Centers to make quick decisions as an organized purposeful process of transferring and assimilating knowledge, skills and abilities to choose the best course of action from several possible ones to achieve the desired goal in the shortest possible time. The stages of decision making, the factors influencing the decision-making process and its outcome are described in detail. The practical part of the article presents the most typical methods of teaching decision making for pedagogical practice, which can be used in educational work. Training techniques aimed at the formation and development of students’ skills and abilities required to carry out decision-making actions in typical, as well as rapidly changing and extreme conditions are also considered. The acquired knowledge, skills and abilities will be useful to students in their further professional activities, including, if necessary, performing official tasks in extreme conditions. The materials of the article will be useful to heads of departments, employees engaged in mentoring activities, teachers and students of Vocational Training Centers, as well as employees engaged in self-development and professional self-improvement.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ ЦЕНТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИНЯТИЮ БЫСТРЫХ РЕШЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ»

Научная статья

УДК 37.025

ОБУЧЕНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ ЦЕНТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИНЯТИЮ БЫСТРЫХ РЕШЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Анна Анатольевна Горчинская,

Центр профессиональной подготовки ГУ МВД России по Челябинской области, г. Челябинск, Российская Федерация, arctica. mail@gmail. com

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты обучения слушателей Центров профессиональной подготовки принятию быстрых решений как организованного целенаправленного процесса передачи и усвоения знаний, умений и навыков выбора наилучшего варианта действий из нескольких возможных для достижения желаемой цели в максимально короткое отведенное время. Подробно описаны этапы принятия решения, факторы, оказывающие влияние на процесс принятия решения и его результат. В практической части статьи представлены наиболее типичные для педагогической практики методы обучения принятию решений, которые могут быть использованы в учебной работе. Также рассмотрены приемы обучения, направленные на формирование и развитие у слушателей умений и навыков, требуемых для осуществления действий по принятию решений в типичных, а также быстро меняющихся и экстремальных условиях. Полученные знания, умения и навыки будут полезны слушателям в дальнейшей профессиональной деятельности, в том числе и при необходимости выполнять служебные задачи в экстремальных условиях. Материалы статьи будут полезны руководителям подразделений, сотрудникам, осуществляющим наставническую деятельность, преподавателям и слушателям Центров профессиональной подготовки, а также сотрудникам, занимающимся саморазвитием и профессиональным самосовершенствованием.

Ключевые слова: обучение, слушатели Центров профессиональной подготовки, принятие решения, этапы принятия решения, методы обучения, приемы обучения.

Для цитирования: Горчинская, А.А. Обучение слушателей Центра профессиональной подготовки принятию быстрых решений как средство подготовки к действиям в экстремальных условиях // Вестник экономики, управления и права. 2024. Т. 17. № 2. С. 84-90.

Original article

TRAINING OF TRAINEES OF THE VOCATIONAL TRAINING CENTER TO MAKE QUICK DECISIONS AS A MEANS OF PREPARING FOR ACTION IN EXTREME CONDITIONS

Anna A. Gorchinskaya,

Vocational Training Center of the Ministry of Internal Affairs of Russia

in the Chelyabinsk region,

Chelyabinsk, Russian Federation, arctica.mail@gmail.com

Abstract. The article examines the theoretical aspects of teaching students of Vocational Training Centers to make quick decisions as an organized purposeful process of transferring and assimilating knowledge, skills and abilities to choose the best course of action from several possible ones to achieve the desired goal in the shortest possible time. The stages of decisionmaking, the factors influencing the decision-making process and its outcome are described in detail. The practical part of the article presents the most typical methods of teaching decision-making for pedagogical practice, which can be used in educational work. Training techniques aimed at the formation and development of students' skills and abilities required to carry out decision-making actions in typical, as well as rapidly changing and extreme conditions are also considered. The acquired knowledge, skills and abilities will be useful to students in their further professional activities, including, if necessary, performing official tasks in extreme conditions. The materials of the article will be useful to heads of departments, employees engaged in mentoring activities, teachers and students of Vocational Training Centers, as well as employees engaged in self-development and professional self-improvement.

Keywords: training, trainees of Vocational training Centers, decision-making, decision-making stages, teaching methods, teaching techniques.

For citation: Gorchinskaya A. A. Training of trainees of the vocational training center to make quick decisions as a means of preparing for action in extreme conditions // Bulletin of Economics, Management and Law. 2024. Vol. 17. No. 2. P. 84-90 (In Russ.).

Введение

Ежедневно каждый человек на Земле сталкивается с необходимостью принимать решения в различных сферах жизни. Деятельность по принятию решений имеет высокую значимость в силу того, что от ее результата зависит не только исход конкретной ситуации, но и будущее человека в целом. Особую сложность и важность процесс принятия решений приобретает при возникновении экстремальных условий, когда на человека возлагается ответственность не только за скорость поиска оптимального выхода, но и за жизнь и здоровье других людей, сохранность государственного или частного имущества, защиту конституциональных прав и свобод. Именно в таких условиях зачастую приходится действовать сотрудникам органов внутренних дел.

Первоначальные профессиональные умения и навыки сотрудники органов внутренних дел начинают приобретать уже в период стажировки. Но большая часть умений и

навыков формируется у них в процессе обучения в Центре профессиональной подготовки. По этой причине мы считаем, что именно в этот период необходимо уделить внимание обучению сотрудников навыкам быстрого принятия решений, так как это позволит повысить не только эффективность их дальнейшей профессиональной деятельности, но и продолжить развитие способности к критическому мышлению, во многом повысить уровень самосознания, уверенности в себе и своих силах.

В нашей статье мы постараемся раскрыть основные теоретические аспекты принятия решения и дать методическую базу, которая может быть использована при обучении слушателей Центров профессиональной подготовки МВД России навыкам принятия быстрых решений.

Описание исследования

Обучение слушателей принятию быстрых решений представляет собой организованный целенаправленный процесс передачи

и усвоения знаний, умений и навыков выбора наилучшего варианта действий из нескольких возможных для достижения желаемой цели в максимально короткое отведенное время. Полученные знания, умения и навыки будут полезны сотрудникам органов внутренних дел в повседневной профессиональной деятельности, а также при необходимости выполнять служебные обязанности в экстремальных условиях.

Процесс обучения принятию решений начинается с формирования у слушателей минимально необходимой теоретической базы, которая будет служить основой для осуществления профессиональной деятельности в дальнейшем. В рамках изучения теоретического материала для них должны быть освещены следующие аспекты проблемы: этапы принятия решения, модели принятия решений, методы принятия решений.

Деятельность по принятию решений проходит несколько этапов [5]:

1. На первом этапе происходит оценка проблемной ситуации, постановка цели (одной или нескольких), к которой слушателю необходимо прийти в процессе решения.

2. На втором этапе происходит сбор информации о ситуации и ее участниках, которая может помочь в принятии решения. В ходе реализации этого этапа необходимо помнить, что сбор информации в условиях ограниченного времени не будет углубленным, и слушателю придется оперировать той частью информации, которую он сочтет минимально достаточной для принятия решения.

3. На третьем этапе разрабатываются различные варианты решений, которые могут быть использованы для достижения поставленных целей. При этом важно принять к рассмотрению все возможные решения, даже если они кажутся маловероятными.

4. На четвертом этапе каждый из найденных вариантов решения подвергается оценке с точки зрения его эффективности, оптимальности для достижения поставленной цели, возможных рисков и степени их личной и общественной опасности.

5. На пятом этапе слушателю предстоит выбрать наилучший вариант действий из всех рассмотренных, который он будет использовать для достижения поставленной цели.

6. После принятия решения начинается шестой этап - реализация выбранного варианта действий.

Необходимо помнить, что на качество принятия решений могут влиять различные факторы:

- информация (ее полнота и точность являются ключевыми моментами для обоснования правильности и целесообразности принимаемого решения, а недостаток или искажение, напротив, могут привести к ошибочным выводам);

- время (его недостаток для сбора необходимой информации и анализа имеющихся альтернатив допускает использовать интуицию с опорой на прошлый опыт слушателей для принятия моментального решения);

- риск (некоторые решения связаны с риском для жизни и здоровья участников, что способно повысить вероятность успеха или неудачи каждого найденного решения);

- контекст (решения ряда ситуаций могут зависеть от конкретного контекста: место, состав участников и их возраст, личные отношения и т.п. - имеющего свои особенности, влияющие на процесс принятия решений);

- этика (некоторые из найденных вариантов решений прогнозируют эффективность, но могут нарушать этические или моральные нормы).

Характер принятия решений во многом зависит от личностных особенностей самого слушателя. В зависимости от личностных характеристик принято выделять: уравновешенные решения (которые принимают уверенные, внимательные, самокритичные слушатели), импульсивные решения (когда слушатель пренебрегает этапами проверки, уточнения и оценки, нацелен на выдвижение большого количества разнообразных, но недостаточно обоснованных и надежных

идей), инертные решения (которые становятся результатом деятельности нерешительных, осторожных слушателей, склонных к бесконечным уточнениям и перепроверкам), рискованные решения (принимаемые уверенными в себе слушателями с завышенной самооценкой, склонными пренебрегать тщательными обоснованиями) и осторожные решения (характеризующиеся тщательной оценкой сверхкритичными слушателями всех имеющихся вариантов) [3].

Изучение этой краткой теоретической базы не отнимает большого количества времени и легко может быть вписано в целый ряд тем по морально-психологической подготовке образовательной программы Центров профессиональной подготовки МВД России.

После усвоения теоретической базы целесообразно переходить к формированию умений и навыков применять полученные знания в практической деятельности. Этот процесс необходимо моделировать целенаправленно. Для формирования устойчивого первоначального навыка стоит выбирать наиболее типичные, часто повторяющиеся события из повседневной жизни и профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Данные о ситуации могут быть получены из еженедельных новостей в СМИ, анализов чрезвычайных и дорожно-транспортных происшествий с участием личного состава и т.п.

Ситуации для анализа и принятия решения могут быть представлены на занятиях с помощью разнообразных методических приемов. Ниже рассмотрим наиболее типичные для педагогической практики:

1. Анализ конкретных ситуаций (кейс-стади, кейс-метод и т.п.) [4] - это метод обучения, при котором для принятия решения предлагается реальная или потенциально возможная жизненная ситуация. Варианты представления различны: видеоролик, текст-описание, заметка из новостной ленты, устный рассказ и т.п. Все этапы принятия решения, рассмотренные выше, в зави-

симости от определенных условий слушатели проходят индивидуально, коллективно либо в малых группах. Найденные альтернативные варианты выносятся для общего обсуждения. В целях повышения скорости мышления возможно введение соревновательного момента, вынуждающего сокращать время на принятие решения.

2. Деловая игра [4] - метод обучения, предполагающий моделирование на занятии реальной профессиональной ситуации в реальном времени. Метод требует предварительной подготовки участников, включающей создание идейной модели игры, распределение функциональных ролей и определение целей их деятельности, характера действий. Именно наличие собственной цели для каждой из функциональных ролей предопределяет конечный исход деловой игры и обусловливает конкретность принятого решения. «Экстремальные условия» вводятся постепенно, по мере приобретения навыка решения простых ситуаций.

3. Ролевые игры [4] - метод обучения, в котором слушатели без предварительной подготовки принимают на себя роли различных участников реальной или потенциально возможной ситуации, требующей быстрого принятия решения. Индивидуальных целей и характеристик не задается. Проигрывание ситуации и принятие решения происходит в реальном времени непосредственно на занятии. Общее решение вырабатывается чаще всего коллективно.

4. Групповое обсуждение - метод обучения, при котором слушатели участвуют в обсуждении реальных ситуаций из повседневной деятельности органов внутренних дел, анализируют правильность принятых в них решений, производят коллективный подбор альтернатив и оценку эффективности каждого подхода. Рекомендуется выносить на групповое обсуждение ситуации из практики, где имели место некомпетентные решения, повлекшие за собой негативные для сотрудника последствия.

5. Ситуационное обучение [1] - метод

обучения, основанный на необходимости корректировки найденного решения при последовательной смене условий (место события, возраст участников, природные или техногенные экстремальные условия и т.п.), подразумевающий одномоментное рассмотрение и сравнение наиболее типичных вариантов развития событий. Данный метод может быть интегрирован в групповое обсуждение. Результаты и решения для повышения наглядности удобно заносить в таблицу.

6. Обучение на основе опыта - метод обучения, в ходе реализации которого перед слушателями целенаправленно разыгрывается ситуация, о которой они не были предупреждены заранее. Поиск решений в данном случае происходит в реальном времени, слушатели вынуждены действовать «по ситуации», приобретая первоначальный опыт, но имеют возможность проанализировать эффективность своих действий и возможные альтернативы в дальнейшем. Метод представляет определенные трудности в реализации, но и ему может найтись место при проведении отдельных занятий.

Помимо описанных методов обучение слушателей принятию быстрых решений мы рекомендуем осуществлять с использованием ряда приемов обучения, не связанных напрямую с разрешением конкретных ситуаций, но помогающих совершенствовать свои личные качества, которые могут оказаться полезными при необходимости принимать решения в экстремальных условиях. Такие обучающие приемы занимают меньше времени и не требуют создания особых условий на занятии, легко интегрируются в любую изучаемую тему, а потому доступны к широкому применению. В качестве примера приведем наиболее эффективные приемы, используемые в учебной деятельности Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Челябинской области: блиц-опрос, блиц-опрос «По цепочке», опрос по методу «Пустых окон», «Парный» опрос, создание алгоритмов. Да-

лее в статье охарактеризуем каждый из названных приемов.

Одним из важных факторов, повышающих скорость принятия решения, является способность слушателя быстро извлекать из памяти нужную информацию, ориентироваться в изученном ранее материале. Для тренировки этого умения с успехом может использоваться блиц-опрос, в ходе которого опрашиваемый отвечает на заранее подготовленные краткие вопросы по знакомой (изученной) теме. Вопросы подбираются преподавателем таким образом, чтобы ответ на них укладывался в одно слово или словосочетание. Время на ответы ограничено (целесообразно выделять от одной до двух минут на одного отвечающего). Количество вопросов, на которое должен ответить слушатель в течение этого времени, и соответствующая ему оценка определяются преподавателем самостоятельно и оговариваются заранее. Слушатель может давать ответ сразу после прочтения вопроса либо раньше, чем преподаватель закончит читать, если ответ ему известен, а также может использовать слово «дальше» для перехода к следующему вопросу, когда ответ ему не известен. По истечении отведенного времени группа подсчитывает количество правильных ответов, полученная оценка выставляется в журнал.

Вариантом приема является блиц-опрос «По цепочке». От описанного выше он отличается в первую очередь тем, что на подготовленные вопросы отвечает не один слушатель, а часть группы «по цепочке» (по рядам, по вариантам или выборочно). Время на опрос аудитории ограничивается из расчета не более одной минуты на одного слушателя или не более пяти минут на весь опрос. Количество опрашиваемых слушателей на одном занятии не должно превышать пяти-шести человек. Метод оценивания определяется преподавателем самостоятельно.

Совершенствование навыка быстрого чтения как фактор повышения скорости

принятия решений не менее важно для слушателей, чем тренировка скорости восприятия на слух. Поэтому эффективным приемом для достижения поставленной цели может считаться опрос по методу «Пустых окон». Для проведения опроса преподаватель заранее готовит небольшой текст (не больше половины стандартного листа формата А4) по пройденной теме, оставляя в нем пустые строки вместо ключевых терминов или понятий. Количество терминов может варьироваться от шести до десяти для одного ответа. Слушатель вслух читает текст перед аудиторией, вставляя пропущенные слова. Аудитория может поправлять слушателя, если тот допустил ошибку или неточность. Опрос проводится как с ограничением времени (не больше полутора-двух минут на одно отвечающего), так и без ограничения в зависимости от выбранной преподавателем цели занятия. Оценивание выступления слушателя происходит по количеству данных им правильных ответов.

Умение принимать решения в паре может тренироваться посредством использования на занятиях приема «Парного» опроса. Из аудитории выбираются два слушателя, перед которыми формулируется один общий вопрос по изученному материалу, подразумевающий развернутый ответ. Слушатели отвечают на вопрос по очереди, формулируя по одному предложению, пытаясь оформить свое высказывание так, чтобы получился единый связный ответ. Прием позволяет имитировать ситуацию достижения известной цели в условиях относительной неопределенности (когда

ответ одного будет зависеть от ответа другого).

В схожих ситуациях решения могут приниматься на основе общего алгоритма. Поэтому существенную пользу при формировании у слушателей умения принимать решения могут нести задания по созданию алгоритмов. Наибольший эффект дают алгоритмы действий, созданные слушателями самостоятельно. Для повышения качества усвоения алгоритмы оформляются в тетради в виде пронумерованной последовательности тезисов, представленных в виде словосочетаний из глаголов в форме повелительного наклонения либо инфинитива и уточняющих слов. Алгоритмы подлежат заучиванию.

Помимо учебных занятий, данные приемы могут быть использованы также в работе с сотрудниками органов внутренних дел при проведении инструктажей суточного наряда, зачетов по профессиональной служебной и морально-психологической подготовке и т.п.

Заключение

Таким образом, использование предлагаемой системы в учебной деятельности Центров профессиональной подготовки позволит организовать целенаправленный процесс формирования у них знаний, умений и навыков выбора наилучшего варианта действий из нескольких возможных для принятия решений в максимально короткое отведенное время, что, в свою очередь, повысит эффективность их профессиональной подготовки, готовность к профессиональной служебной деятельности в различных условиях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Зельдович, Б.З. Активные методы преподавания управленческих дисциплин. Ситуационное обучение. М.: Юрайт, 2024. 405 с.

2. Киселев, А.А. Принятие управленческих решений. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2019. 182 с.

3. Климович, Л.К. Основы менеджмента. Минск: РИПО, 2021. 284 с.

4. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 176 с.

5. Самков, Т.Л. Теория принятия решений. Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2021. 111 с.

REFERENCES

1. Zeldovich, B.Z. Active methods of teaching management disciplines. Situational learning. M.: Yurait, 2024. 405 p.

2. Kiselyov, A.A. Management decision-making. M. ; Berlin : Direct Media, 2019. 182 p.

3. Klimovich, L.K. Fundamentals of management. Minsk: RIPO, 2021. 284 p.

4. Panina, T.S. Modern ways to activate learning. M. : Publishing Center "Academy", 2006. 176 p

5. Samkov, T.L. Theory of decision-making. Novosibirsk: Siberian State University of Telecommunications and Informatics, 2021. 111 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Горчинская Анна Анатольевна, кандидат педагогических наук, преподаватель, Центр профессиональной подготовки ГУ МВД России по Челябинской области, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: arctica.mail@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Gorchinskaya Anna Anatolyevna, PhD in Pedagogic sciences, teacher, Vocational Training Center of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Chelyabinsk region, Chelyabinsk, Russian Federation.

E-mail: arctica.mail@gmail.com

Дата поступления статьи / Received: 27.03.2024 Дата рецензирования статьи / Revised: 27.04.2024 Принята к публикации / Accepted: 15.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.