УДК 351.861(094.5)
А.И. Кузьмин
ОБУЧЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
На основе анализа нормативных правовых актов показаны проблемы в организации обучения в области гражданской обороны руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований, являющихся по должности руководителями гражданской обороны.
Ключевые слова: гражданская оборона, обучение в области гражданской обороны, руководитель гражданской обороны.
A. Kuzmin
THE LEADERSHIP TRAINING OF CIVIL DEFENSE
Based on the analysis of normative legal acts shows problems in the organization of training in the field of civil defense of the heads of Federal Executive bodies, Executive bodies of subjects of the Russian Federation, heads of municipalities, which is the ex officio heads of civil defense.
Keywords: civil defense training in the field of civil defense, the head of civil defense.
Гражданская оборона как система защиты населения в условиях военных конфликтов сегодня требует совершенствования, формирования новых подходов, учитывающих изменившуюся военно-политическую обстановку в мире, постановку на вооружение новых средств поражения и изменения взглядов на методы их применения, учитывающих опыт военных конфликтов последних десятилетий.
За последние четверть века отношение к гражданской обороне (ГО) изменилось не в лучшую сторону. Во-первых, нас настойчиво убеждали, что у России практически нет противников и войны, тем более «большой», с примением ядерного оружия не будет. Во-вторых, сложилось мнение, что в условиях «большой» войны гражданская оборона не спасёт. В условиях такого «воспитания», за четверть века выросло целое поколение людей. Фактически большинство населения в возрасте 30-40 лет не знают, что такое гражданская оборона, какие меры будут предприниматься государством в случае начала военного конфликта, как защитить себя при необходимости.
Тема возможной ядерной войны требует отдельного обсуждения. Но, как показывает неумолимая статистика, даже в войнах с применением только обычных средств поражения, потери гражданского населения оставляют около 90 % от общего количества потерь. Это жители Грозного, Цхинвала, городов Ирака, Югославии и других стран, пострадавших в результате военных действий.
Сегодня война к нам приблизилась, она идёт не в нескольких тысячах, а нескольких сотнях километров. Трудно прогнозировать, что будет завтра, когда из Афганистана будут выведены войска коалиции, как сложится ситуация на Ближнем Востоке, наконец, как будут развиваться события в Украине.
В этих условиях совершенствование, развитие системы защиты населения, гражданской обороны - настоятельное требование времени.
Как видится это развитие. Предлагаемый далее материал, естественно, не является концепцией или программой. Это результат анализа современного состояния ГО по некоторым
направлениям, проведённый автором, и ряд предложений, сформулированных на основании этого анализа.
В данной статье хотелось бы остановиться на вопросе осознания обществом необходимости и важности гражданской обороны как системы защиты населения.
Осознание обществом необходимо начинать с осознания руководителями всех уровней, как, необходимости гражданской обороны как системы, так и необходимости поддержания её в должном состоянии.
За минувшие с начала 90-х годов четверть века к руководству на всех уровнях пришло новое поколение. Поколение, воспитанное в тех условиях, которые уже обсуждались выше.
Необходимо признать, что сейчас именно по причине непонимания именно руководителями проблем гражданской обороны она находится в состоянии, далёком не только от надлежащего, но даже от приемлемого уровня.
Понимание проблемы начинается с её изучения. То есть в первую очередь руководители высшего уровня должны знать содержание гражданской обороны и понимать ответственность за гражданскую оборону. Только в этом случае можно говорить о том, что вопросы гражданской обороны будут признаны и на других уровнях руководства и управления, а также среди населения. В конце концов, именно руководители высшего уровня и в состоянии и должны организовать такое понимание и среди своих подчинённых и среди населения.
Давайте посмотрим, как организовано это обучение в России. Хотя бы, какие нормативные требования предъявляются к организации обучения.
Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определено, что МЧС России:
«д) организует повышение квалификации в области гражданской обороны должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
При этом ни форма, не место прохождении повышения квалификации перечисленными должностными лицами постановлением Правительства не определены. Вполне очевидно, что прежде, чем квалификацию повышать, её, квалификацию, нужно первоначально получить. Приложением к этому же постановлению Правительства определены следующие формы обучения в области гражданской обороны 1:
1. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, исполняющие полномочия председателей представительных органов муниципальных образований:
а) самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;
б) изучение своих функциональных обязанностей по гражданской обороне;
в) личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне.
В приведённой статье речь идёт о категории «руководитель гражданской обороны». Речь идёт
0 руководителях гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов
1 Формы обучения в области гражданской обороны (по группам обучаемых). Приложение к Положению об организации обучения населения в области гражданской обороны (утв. постановлением Правительства РФ от
2 ноября 2000 г. № 841)
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. То есть о тех людях, которые непосредственно руководят организацией и проведением мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы ГО и защиты населения и несут персональную ответственность за решение этих задач1.
Но как оценить качество самостоятельной работы и самостоятельного изучения своих функциональных обязанностей? Методика оценки уровня знаний в области ГО руководителями, прошедшими самостоятельное обучение ни данным постановлением Правительства, ни другими нормативными правовыми актами также не определяются.
Личное участие в сборах и учениях, конечно, неплохой способ обучения руководителей. Но прежде чем знания применять на практике, тем более качественно, их нужно получить теоретически, то есть вначале необходимо выполнить требования пунктов а) и б) приведённого выше фрагмента постановления Правительства.
Более того, для данных категорий руководителей не определена периодичность ни переподготовки, ни повышения квалификации в области ГО.
Только для категории «руководитель организации» Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 установлены определённые требования. В соответствии с данными требованиями повышение квалификации руководителей организаций проводится не реже 1 раза в 5 лет. Для данной категории лиц, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы являются обязательными. Переподготовка и повышение квалификации должна проходить в образовательных учреждениях МЧС России, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны. Наряду с этим, для руководителей предприятий также предусмотрены самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне и участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне2.
Должность руководителя организации, с точки зрения решения задач гражданской обороны, конечно, является очень важной. Но защита населения в рамках решения задач ГО - это не только защита персонала предприятий и проведение на территории предприятий аварийно-спасательных и других неотложных работ. Намного более объёмными и организационно сложными будут задачи по защите населения городов, областей, то есть территориальных образований.
Об организации обучения в области гражданской обороны руководителей ГО субъектов Российской Федерации и муниципальных образований уже сказано выше.
Здесь уместно отметить, что для определённых категорий управленческого звена муниципальных образований постановлением Правительства3 требования в области их обучения (в области ГО) представлены в несколько более конкретном виде. Так, главы местных администраций
1 Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» , ст. 11.
2 Формы обучения в области гражданской обороны (по группам обучаемых). Приложение к Положению об организации обучения населения в области гражданской обороны (утв. постановлением Правительства РФ от
2 ноября 2000 г. № 841).
3 Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».
(исполнительно-распорядительный орган муниципального образования1), наряду с самостоятельной работой с нормативными документами по вопросам ГО, участием в учениях и тренировках, должны проходить переподготовку и повышение квалификации в образовательных учреждениях МЧС России, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны.
Но и для этой категории ни требования по периодичности прохождения переподготовки и повышения квалификации, ни требования по обязательному прохождению такого обучения в течение первого года при назначении на должность впервые не определены.
В то же время, необходимо отметить, что на МЧС России возложена функция по разработке и утверждению «правил аттестации руководящего состава по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах2». Но по каким-то причинам эта задача до сих пор, в течение уже 10 лет не решена. Вполне очевидно, что наличие подобного документа, являющегося обязательным для исполнения, послужило бы хорошим подспорьем при решении задач придания статуса «обязательное обучение» при организации подготовки руководителей гражданской обороны.
Именно из-за непонимания руководителями важности проблемы вытекает качество подготовки других категорий населения. Мы все знаем, например, что подготовка работающего населения, рабочих и служащих проводится часто только на бумаге. И миримся с этим.
В подготовке других категорий тоже много проблем. Например, в ряде вузов объём часов, выделяемых на дисциплину «безопасность жизнедеятельности» (БЖД), сокращён до минимума. С одной стороны, образовательными стандартами третьего поколения дисциплина БЖД определена как обязательная. Установлено и минимальное время, которое может быть выделено на любую дисциплину. Оно составляет две зачётных единицы, всего около 72 часов. В целом ряде случаев при формировании учебных планов именно на дисциплину БЖД оставляют этот нормативно определённый минимум.
Но теми же стандартами установлено соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы обучаемых. Для целого ряда специальностей максимальный объём аудиторных учебных занятий не может быть выше 30 % от времени, отводимого на дисциплину, что составляет всего лишь 24 - 26 часов от двух зачётных единиц.
Что такое 24 аудиторных часа на дисциплину, в которой нужно дать основные понятия опасностей: природных, техногенных и связанных с конфликтами. Дать основные правила действий по защите при этих опасностях. Дать первичные навыки оказания первой помощи и т. д. Всего 24 часа на лекции, семинары, практические занятия и зачёты. Вполне очевидно, если бы эта дисциплина современными государственными образовательными стандартами третьего поколения не была определена как обязательная федеральная составляющая, её бы вообще исключили из учебных планов.
1 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2 Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868), ст. 8, п. 2.
В связи с вышесказанным представляется целесообразным:
разработка и внесение соответствующих изменений в Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, предполагающих обязательную подготовку в области ГО категории «руководитель гражданской обороны» федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Формы подготовки необходимо определить дополнительно, но на первом этапе этой работы необходимо сформировать и утвердить правила аттестации руководящего состава по вопросам гражданской обороны, то есть выполнить соответствующие требования Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
разработать и утвердить совместными решениями Минобрнауки и МЧС России примерные программы дисциплины БЖД для высших учебных заведений. Объём дисциплин, конечно, должен учитывать специфику тех или иных специальностей, например, гуманитарных, технических, но должен позволять организовать соответствующую подготовку специалистов, в том числе и будущих руководителей ГО организаций, муниципальных образований, субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Очень серьёзных исследований и практических проработок требует организация подготовки еще одной, может быть самой сложной в организации подготовки, категории - неработающего населения.
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».
2. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
3. Формы обучения в области гражданской обороны (по группам обучаемых). Приложение к Положению об организации обучения населения в области гражданской обороны (утв. постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841).
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
5. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868).
Рецензент: доктор военных наук, профессор Мазаник А.И.