Известия ТРТУ
Специальный выпуск
УДК 515
И .И. Одегова ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
Рисование и методы его преподавания в Древней Руси были связаны в основном с обучением грамоте. Почти во всех рукописных книгах имелись рисунки и рисованные заглавные буквы. Многие инициалы изображались с головами птиц, зверей, а иногда и людей. Все это говорит о том, что вместе с грамотой ученики-переписчики книг одновременно овладевали и специальным рисованием, чтобы уметь украсить рукописный текст рисунками, выполненными в соответствии с утвержденными на Руси церковными нормами и канонами.
Требовалось большое количество переписчиков рукописных книг, а значит и писцов, умеющих красиво нарисовать буквицы, инициалы, заставки и виньетки, которыми украшались книги того времени, а также книжные миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой понимали красочную иллюстрацию и называли ее «рукопись лицевая». Авторы миниатюр следовали церковным канонам письма, но даже при этом рисунки были индивидуальны и выразительны.
В Х-Х1 вв. приехавшие на Русь греческие и византийские учителя познакомили жителей Древней Руси с методами работы на деревянных досках, покрытых воском. В XII в. уже во всех городах Руси используют доски, покрытые воском. Но сложность приготовления буковых дощечек для учебных работ заставила заменить .
. , -
лять гусиное перо и чернила, а также кисть и краски.
Широкое распространение в Древней Руси имели иконы. Они писались на деревянных, в течение нескольких лет выдержанных, досках. Особенно уверенное владение рисунком было необходимо мастерам-иконописцам, которым приходилось изображать лица и фигуры людей. Для этого необходима была основательная подготовка. Росписи Дмитриевского собора во Владимире (конец XII в.) позволяют увидеть как тщательно выполнены рисунки сидящих апостолов в изображениях северного склона большого свода. Каждая складка одежды на сгибах рук и коленных суставах правильно обрисовывает форму тела. Также четко и анатомически правильно прорисованы кисти рук и стопы ног.
Правильность и четкость рисунка для создания иконы были очень необходимы. Сначала рисунок наносили кистью или углем, а затем уточняли и закрепляли , . -
( ), -далась точность рисунка и тщательно прорисовывались детали.
УДК 514.18:75/76
..
ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК МЕТОД ОТОБРАЖЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА
В докладе рассматриваются вопросы использования обратной перспективы как локального дополнительного метода отображения трехмерного пространства на плоской картине. Создание художниками Ренессанса строгой геометрической