Известия ТРТУ
Специальный выпуск
УДК 515
И .И. Одегова ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
Рисование и методы его преподавания в Древней Руси были связаны в основном с обучением грамоте. Почти во всех рукописных книгах имелись рисунки и рисованные заглавные буквы. Многие инициалы изображались с головами птиц, зверей, а иногда и людей. Все это говорит о том, что вместе с грамотой ученики-переписчики книг одновременно овладевали и специальным рисованием, чтобы уметь украсить рукописный текст рисунками, выполненными в соответствии с утвержденными на Руси церковными нормами и канонами.
Требовалось большое количество переписчиков рукописных книг, а значит и писцов, умеющих красиво нарисовать буквицы, инициалы, заставки и виньетки, которыми украшались книги того времени, а также книжные миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой понимали красочную иллюстрацию и называли ее «рукопись лицевая». Авторы миниатюр следовали церковным канонам письма, но даже при этом рисунки были индивидуальны и выразительны.
В Х-Х1 вв. приехавшие на Русь греческие и византийские учителя познакомили жителей Древней Руси с методами работы на деревянных досках, покрытых воском. В XII в. уже во всех городах Руси используют доски, покрытые воском. Но сложность приготовления буковых дощечек для учебных работ заставила заменить .
. , -
лять гусиное перо и чернила, а также кисть и краски.
Широкое распространение в Древней Руси имели иконы. Они писались на деревянных, в течение нескольких лет выдержанных, досках. Особенно уверенное владение рисунком было необходимо мастерам-иконописцам, которым приходилось изображать лица и фигуры людей. Для этого необходима была основательная подготовка. Росписи Дмитриевского собора во Владимире (конец XII в.) позволяют увидеть как тщательно выполнены рисунки сидящих апостолов в изображениях северного склона большого свода. Каждая складка одежды на сгибах рук и коленных суставах правильно обрисовывает форму тела. Также четко и анатомически правильно прорисованы кисти рук и стопы ног.
Правильность и четкость рисунка для создания иконы были очень необходимы. Сначала рисунок наносили кистью или углем, а затем уточняли и закрепляли , . -
( ), -далась точность рисунка и тщательно прорисовывались детали.
УДК 514.18:75/76
..
ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК МЕТОД ОТОБРАЖЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА
В докладе рассматриваются вопросы использования обратной перспективы как локального дополнительного метода отображения трехмерного пространства на плоской картине. Создание художниками Ренессанса строгой геометрической
Секция инженерной графики и компьютерного дизайна
теории прямой линейной перспективы позволило получить фундаментальные результаты в области геометризации трехмерного пространства, психологии и логики ее визуального восприятия, которые определили все дальнейшее развитие реалистической европейской живописи и архитектуры до наших дней. Но такое понимание пространства заменяет естественную (визуштьную) реальность искусственным . . , прямой линейной перспективы не всегда достаточно эффективна для передачи семантики художественного произведения. Человеческий мозг вносит существенные преобразования при визуальном анализе изображений, которые возникают на сетчатке глаза с учетом психологии зрительного восприятия.
То есть способ изображений в прямой линейной перспективе является только одним из возможных методов отображения действительного или воображаемого мира, который возникает в сознании художника. Ибо художественное произведение направлено на создание особого духовного мира, смысл которого художник пытается передать зрителю, а поэтому такое произведение не является точной копией реального мира, который является нам визуально [1, 2]. Поэтому нередко художники, выполняя картину в целом в прямой линейной перспективе, фрагментарно нарушают ее правила, создавая разные пространства с разными методами отображения на одной и той же картине.
В работе осуществлен геометрический анализ работ, в которых изображение художественного пространства включало в себя и обратную перспективу, и аксо-, , -,
одной, а из разных точек зрения [3]. Подробно рассмотрены работы Рафаэля Афинская школа», П. Веронезе «Пир у Левита», иконы А. Рублева и т.д. Показы, ,
.
БИБЛИОГРДФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. - СПб.: Владимир Даль, 2004. - 400 с.
2. Раш.енбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - 320 с.
3. Флоре некий ПА. Сочи нения. Т.3 (1). - М.: Мысль, 2000. - 621 с.