Научная статья на тему 'Обучение решению алгебраических уравнений методом замены переменной'

Обучение решению алгебраических уравнений методом замены переменной Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
1144
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОД ЗАМЕНЫ ПЕРЕМЕННОЙ / СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ (ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ) / АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ / VARIABLE REPLACEMENT METHOD / METHODS OF IMPLEMENTATION (METHODS FOR SOLVING EQUATIONS) / ALGEBRAIC EQUATIONS

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Фирстова Наталья Игоревна

В статье показано применение метода замены переменной при решении алгебраических уравнений определенного вида. Выделены способы реализации использования метода замены переменной и возможности применения каждого способа (приема решения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training technique for solving algebraic equations with the method of replacing a variable

The article shows the application of the variable replacement method in solving algebraic equations of a certain type. The ways of implementing the use of the variable replacement method and the possibility of applying each method (decision making) are highlighted.

Текст научной работы на тему «Обучение решению алгебраических уравнений методом замены переменной»

001: 10.31862/1819-463Х-2019-5-144-155

УДК 372.851 ББК 74.262.21

ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ МЕТОДОМ ЗАМЕНЫ ПЕРЕМЕННОЙ

Н. И. Фирстова

Аннотация. В статье показано применение метода замены переменной при решении алгебраических уравнений определенного вида. Выделены способы реализации использования метода замены переменной и возможности применения каждого способа (приема решения).

Ключевые слова: метод замены переменной, способы реализации (приемы решения уравнений), алгебраические уравнения.

TRAINING TECHNIQUE FOR SOLVING ALGEBRAIC EQUATIONS WITH THE METHOD OF REPLACING A VARIABLE

N. I. Firstova

Abstract. The article shows the application of the variable replacement method in solving algebraic equations of a certain type. The ways of implementing the use of the variable replacement method and the possibility of applying each method (decision making) are highlighted.

Keywords: variable replacement method, methods of implementation (methods for solving equations), algebraic equations.

К возможности систематизации различных задач человечество шло очень долго, и только в начале XX в. русский методист И. Александров произвел систематизацию задач по методам решения и в отдельных случаях - по содержанию. Эта систематизация была не лишена недостатков, но она позволяла не решать отдельные задачи, а устанавливать общие методы различных типов задач. Именно уяснение идей общих методов является главным при обучении решению задач.

Термин «метод», применяемый в обучении математике, используется в различных аспектах:

1. Учебную деятельность принято рассматривать как деятельность познавательную. Поэтому в обучении находят отражение общие методы познания. В обучении математике чаще других используется анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и сравнение.

2. В школьной математике используется в определенной степени методы математики - науки. Это, к примеру, векторный метод, метод ГМТ, метод координат и др. Если учащиеся овладевают указанными методами, то они смогут самостоятельно применить их к решению задач, доказательству теорем.

Таким образом, математические методы в процессе обучения становятся методами приобретения и применения знаний, трансформируются в методы учебной деятельности школьников.

3. Наиболее часто, говоря о методах применительно к учебному процессу, имеют в виду методы обучения.

В педагогике используется различные трактовки понятия «метод обучения»:

А. «Направленные на решение задач обучения».

Б. «Методы обучения - это способы передачи знаний и руководства познавательной деятельностью».

С. «Метод обучения является системой действий учителя, организующего практическую и познавательную деятельность ученика, которая устойчиво ведет к усвоению содержания образования», по И. Я. Лернеру.

В педагогической литературе отсутствует единый подход к определению понятия «метод», «метод обучения», «метод учения». Для выбора трактовки необходимо обратиться к философской литературе. Но и здесь анализ подходов показал отсутствие общепринятой трактовки понятия «метод».

В некоторых источниках под методом понимается способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В энциклопедии по философии метод определен как система результативных принципов, преобразующая практическую и познавательную деятельность.

«Метод - это не какая-то отмычка, а способ исследования науки возникающий из самого процесса исследования».

Традиционно в учебной и математической литературе рассматриваются специальные приемы решения уравнений. Между тем специфика решения уравнений каждого раздела - дело второстепенное. По существу используется четыре основных метода (метод перехода от равенства, связывающего функции, к равенству, связывающему аргументы; метод замены переменной; метод разложения на множители и функционально-графический метод) и их различные модификации. Самый распространенный из них - метод замены переменной. Искусство производить замену переменных заключается в том, чтобы увидеть, какая замена будет более рациональна и быстрее приведет к успеху.

Суть метода замены переменной заключается в том, что путем замены некоторого входящего в уравнение выражения, содержащего переменную, в исходном уравнении либо понижается степень, либо от дробного переходят к целому уравнению, либо иррациональное уравнение сводят к рациональному, то есть исходное уравнение сводится к простейшему. В 2002 г. в журнале «Математика в школе» была опубликована моя статья [10], посвященная методу замены переменной, в предлагаемой статье способы реализации дополнены.

С методом замены переменной в школьном курсе математики учащиеся знакомятся в 8-м классе, чаще всего после изучения темы «Квадратные уравнения». Данный метод применяется в уравнениях, где замена переменной очевидна или становится очевидной после некоторых элементарных тождественных преобразований.

Например, способ реализации: явная замена (то есть замена очевидна):

1) (3х + 2 )4-13 (3х + 2)2 + 36 = 0.

(3х + 2)2 = у, у > 0.

у2 -13у + 36 = 0, так как D > 0, найдем корни по теореме Виета:

(3х + 2)2 = 4

+у2)) 4 9

У - 9

3х + 2 = 2 3х + 2 = -2 3х + 2 = 3 3х + 2 = -3

1 , 1

х1 = 0

Х2 _ — х = 1

х = — 5

Ответ: -¡0;-;-1-;-1

3 3 3\

2) х2 - х + >/х2 - х + 9 = 3.

Замена очевидна -\/х2 - х + 9 - у, у > 0 (с учетом значения подкоренного выражения можно уточнить ограничения на «новую» переменную: у >-у]8,75 ), остается к обеим частям прибавить по 9 и получить у2, исходное уравнение примет вид: у2 + у - 12 = 0. Исходя из вида уравнения, найдем корни по теореме Виета:

" у! -"4 _ у2 - 3 .

С учетом ограничений на «новую» переменную удовлетворяет значение второго корня. Вернемся к «старой» переменной:

^х2 - х + 9 = 3.

х2 - х + 9 = 9.

х (х -1) = 0 .

х = 0

х2 = 1 .

Ответ: {0;1}.

3) (х2 + 10х)2 +(х + 5)2 = 157.

Замену переменной можно увидеть, если воспользоваться формулой квадрата суммы

для второго члена уравнения:

(х2 + 10х ) + (х2 + 10х + 25) = 157 .

х2 +10 х = 7 .

72 + 7 + 25 = 157 .

72 + 7 -132 = 0 .

>1 -11 .72 =-12"

х2 + 10х -11 = 0

х2 + 10х +12 = 0

х1 = -11

х2 = 1

х3 = -5 + >Яз _ х4 =-5 -л/!з . Ответ: {-11; 1; -5 ±л/Гз].

Материал, связанный с уравнениями, составляет значительную часть школьного курса математики и представляет интерес для изучения, так как в известном смысле именно

3

3

с помощью уравнений записываются важнейшие задачи, связанные с познанием реальной действительности. Формируя у учащихся в процессе обучения специальные умения и навыки по решению алгебраических уравнений методом замены переменной, учащиеся овладевают новым мощным методом решения уравнений.

При решении уравнений удачная замена переменных позволяет свести задачу к более простой. Однако во многих случаях удобная замена далеко не очевидна, и поэтому необходимо выполнить некоторые преобразования (уравнения с явной заменой, например, биквадратные и т. п. в статье не рассматриваются). Эти преобразования - приемы (или способы реализации) и будут рассмотрены в данной статье.

В уравнениях, предлагаемых вашему вниманию, стандартный прием решения (в рациональных - приведение к общему знаменателю, в иррациональных - возведение в степень) приводит к трудоемким вычислениям без видимой надежды на успех.

Способы реализации метода замены переменной

1. Использование основного свойства дроби.

Данный прием применяется в уравнениях следующего вида:

Ах + Вх ах1 + Ьх + с ах1 + Ь2 х + с

ах2 + \х + с ах2 + Ь3 х + с

2 ^ 2 = D, D Ф 0,

2 , и „ , „ + Ь2 х + с

+ Ь х + с

= D, D - любые значения,

ах + Ь2 х + с ах + Ь4 х + с

Ах ах2 + Ьх + с „

-±—2—2-= D, D - любые значения,

ах + \х + с ах + Ь3 х + с

где а, Ь, с, А, В, D - постоянные, а Ф 0.

Уравнения данного вида решаются так: проверив, является ли х = 0 корнем уравнения, делят числитель и знаменатель каждой дроби на х ф 0 и производят замену ах + — = г.

х

Например:

х2 -10х +15 3х

х2 - 6х +15 х2 - 8х +15 .

х = 0 - не корень уравнения. Разделим числитель и знаменатель каждой дроби на 15

х -10 +

х _ 3

х Ф 0. Получим:- 15 15

х - 6 + — х - 8 + —

хх

15 t - 2 3

Заменив х - 8 + — = t, имеем: —- ^

х г + 2 г

= 6

Вернемся к «старой» переменной:

г2 - 5г - 6 = 0

г = 6 г + 2 ф 0 - 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г ф 0

"х2 - 14х +15 = 0 х2 - 7 х +15 = 0

г2 =-1.

х1Л = 7±^¡34 .

Ответ: х12 = 7 ± %/34.

2. Выделение квадрата двучлена.

■ = 5.

(х + 2)2

Заметив, что левая часть уравнения представляет собой сумму квадратов, выделим полный квадрат суммы или разности (это зависит от того, чтобы получившееся уравнение содержало одно и то же выражение с переменной).

<х>2 +(£ '= 5.

/ Ч2 ( 2х ) 2х 2х

(х) +1-I + 2 • х---2 • х--= 5.

4 у I х + 2 ) х + 2 х + 2

Сгруппируем первый, второй и четвертый члены: - = 5.

2х 4х2

х + 2 ) х + 2

Т + 4-5 . 0.

х + 2 I х + 2

Введем замену:

х

ременной, имеем:

х + 2 .2

-1, получим t2 + 4t - 5 = 0:

х

х + 2

х2 х + 2

- = 1

- = -5

х2 - х - 2 = 0 х2 + 5х +10 = 0: х ф- 2

\ -1 t2 - -5.

х — 2 х--1

Вернувшись к «старой» пе-

Ответ: х1 = 2, х2 = -1.

3. Переход к системе.

Уравнения вида ^а/(х) + Ь ±¡§Щх) + 1 = т, где а = кс, где к принимает любые действительные значения.

Например:

3.1. ^8х + 4 -^8х- 4 = 2. (1)

Положим и = ^8 х + 4, V = ^8х - 4. (2)

Тогда уравнение (1) запишется так: и - V = 2. Поскольку мы ввели две новые функции, надо найти еще одно уравнение, связывающее и и V. Для этого возведем оба равенства (2) в куб и заметим, что и3 - V3 = 8. Итак, надо решить систему:

(и - V - 2

и - V - 2

(и - V — 2

'-V3 - 8 [(и - v)(u2 + т + V2 )-8 [(и - V)2 + 3uv - 4~

2

\и - V - 2 \3т - 0

и - 2

V - 0

и - 0

V = -2

[ 38х + 4 - 2 [ 38х - 4 - 0 [ 3/81+4 - 0 1^8х - 4 - -2

1

х - — 2

1

х - — 2

Ответ: х - ±1.

2

3.2. х■

5 - х х +1

5 - х , ^

х +-| = 6 .

х+1

5 - х 5 - х

Пусть: х--= и, х н--= V.

х +1 х +1

Тогда (1) уравнение примет вид: и ■ V - 6.

(1) (2)

Попробуем составить еще одно уравнение, зависящее от и и V. Для этого найдем сумму и и V.

5 х 5 х 5 х / ^ \ _ _

х---1---н х ---( х +11 + х — 5 - х + х — 5.

-1 ^ '

х +1 х +1

х+

\ы ■ V - 6

Итак, надо решить систему < ^

и + V - 5

Ответ: х = 1, х = 2.

5 - х

х -

х 4 1

и - 2 5 -х

V - 3 х -- х 4 1

и - 3 5- х

х -

V -2 х 4 1

5 -х

х --

х 4 1

- = 3

х = 1 х - 2

4. Раскрытие множителей парами.

Уравнение вида (х + а)(х + Ь)(х + с)(х + с!) = т, т * 0, где а + Ь = с + с! или а + с - Ь + d или а + d — Ь + с. Например:

(х - 1)(х - 7 )(х - 4)(х + 2) = 40. Проверим, имеет ли смысл применять данный способ: 7 - 2 = 1 + 4, то есть 5 = 5, значит, надо перемножить первый множитель с третьим и второй множитель с четвертым:

(х2 - 5х -14) (х2 - 5х + 4) 40.

Введем замену: х2 - 5х -14 = t, получим: t ^ +18) = 40.

t2 + Ш - 40 = 0:

1 = -20 t2 = 2

х2 - 5х -14 = -20 х2 - 5х -14 = 2

х - 5х + 6 - 0 х2 - 5х -16 - 0

х1 - 2 х2 - 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 ^л/89

Ответ: х1 - 2, х2 - 3, х3

5 ^>/89

2

5. Раскрытие множителей парами и деление обеих частей уравнения.

Уравнение вида: (х + а)(х + Ь)(х + с)(х + d) = тх1, т * 0, где аЬ = cd, или ас = bd, или ad = Ьс.

Например:

(х-1)(х - 2 )(х - 8)(х - 4) = 4х2. Проверим, имеет ли смысл применять данный способ: -8-(-1) = (-2)-(-4), то есть 8 = 8, значит надо перемножить первый множитель и третий и второй множитель и четвертый: (х2 -9х + 8)(х2 - 6х + 8) = 4х2.

Так как х = 0 - не корень, разделим обе части уравнения на х2 *0. Получим:

(х -9+81 х -6+8)-4.

8

Введем замену: х-9 + — = t, уравнение будет иметь следующий вид:

х

^ =1 о

t1 =-4

х-9 + - = 1

х

х - 9 + 8 = -4 х

о

t ■(t + 3) = 4 ^ t2 + 3t - 4 = 0

х2 - 10х + 8 = 0 ,—

^ х,, = 5 ±л/17 х2 - 5 х + 8 = 0 '

Ответ: х12 = 5 ± л/17 .

6. Сведение к однородному уравнению.

Чаще встречаются однородные уравнения второй степени:

Л/2 (х) + В/ (х )g (х) + Cg2 (х) - 0, где А, В, С - постоянные, отличные от нуля. Например:

2-(х2 + х +1)2 -7-(х-1)2 = 13-(х3-1).

В данном случае замена очевидна: х2 + х +1 = и и х-1 = V. Данное уравнение примет вид 2и2 - 7у2 = 13т, то есть однородного уравнения второй степени. Мы же рассмотрим более подробно следующее уравнение:

(х2 -5х + 1)(х2 -4) = 6-(х-I)2. (1)

Вид уравнения не указывает, что это однородное уравнение. Преобразуем первый множитель: выделим из него выражение, равное второму множителю:

х2 - 5х +1 = х2 - 4 - 5х + 5 = (х2 - 4)- 5 (х - 1). (2)

Подставляя (2) уравнение в (1), получаем:

((х2 -4)-5(х- 1))-(х2 -4) = 6-(х-1)2. Раскроем скобки:

(х2 -4)2 -5 -(х- 1)(х2 -4) = 6-(х-1)2.

Введем замену: х - 4 - и и х -1 - V, имеем:

и2 -5т = 6у2 . Получаем однородное уравнениег^та|0рй степени относительно и и V. Делим его на V2 ф 0 (если V = 0, то и и = 0, то есть

имеет).

Получаем уравнение:

[v = 0

данная система решении не

u ' х2 - 4

- = 6 -1

6 = 0 ^ v х

u = -1 х2 - 4

_ v х -1

- = 6

■ = -1

х2 - 6х + 2 = 0 х2 + х - 5 = 0

г12 = 3 + -Л

-1 ±л/21

Ответ: — 3 + л/7,

-i

7. Тригонометрическая подстановка.

Тригонометрические подстановки используются в тех случаях, когда иррациональное уравнение сложно решить обычным способом, то есть трудно избавиться от иррациональности. Исходное иррациональное уравнение сводится к тригонометрическому уравнению.

Например:

V1 - x2 = 4 x3 - 3x.

D(f):l - х2 > 0 ^ х е[-1;1]. Значит, можно ввести замену x = sin а или x - cos а.

Пусть х = sin а, где а е значения). Подставив замену в уравнение, получим:

;^ (на этом отрезке функция синуса принимает все свои

V1 - sin2 а = 4 sin3 а - 3sin а

а е

П П

Т'У

Vcos2 а = - sin 3а

П П] ^

а е

|cos а| + sin 3а = 0

П П! « " 2 ' 2

cos а + sin 3а = 0 П П

sin (" - а | + sin 3а = 0

а е

П П

Т'7

2sin | а + П| cos i""- 2а | = 0

а е

П П

П гг

а н— = Пп 4

П П _ , ^

2а--=--нПА: n,k eZ

4 2

а e

П П

П

а, =--

1 4

П

а2 =--

2 8

а3 =--

2

x

2

Вернемся к «старой» переменной:

• ( п] п] 1 гг^ . зп 1

= sinI--1 =--; х2 - sinI--1 = —V2-V2; х3 - sm-= —•

>/ 2 + 42.

Ответ: х. х = -—л/2 -л/2,х = —^2 + >/2.

1 2 2 3 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Возвратные и симметричные (или симметрические) уравнения.

Рассмотрим уравнение четвертой степени:

а0 х4 + а1х3 + а2 х2 + а3 х + а4 — 0, где а0 * 0.

Если коэффициенты уравнения, равностоящие от концов уравнения, удовлетворяют

условиям: — = X ф 0, — = X2, то уравнение называется возвратным уравнением четвер-

а3 а4

той степени. Возвратные уравнения четвертой степени решаются так: обе части уравнения делят на х2 * 0 (х = 0 - не корень), затем группируются члены, равностоящие от кон-

X

цов, и производится замена х + — = г.

х

Например:

8х4 - 10х3 - 22х2 + 15х +18 = 0. Проверим, является ли уравнение возвратным:

_10 __2; _ 4 ( 2V _ 4 15 _ 3' 18 _ 9 Ч 3 I _ 9

уравнение возвратное.

15 18

Разделив на х2 * 0, получаем: 8х2 -10х-22 + — + — = 0

Сгруппируем: |8х2 +18 |-| 10х- — |-22 = 0

21 4х2 + Л1-51 2х - 3 I-22 = 0

15

х

(1).

Введем замену: 2х — = t. Чтобы выразить I 4х2 + -у I через t, возведем обе части за-

2 9

азть I 4,"

мены в квадрат и получим: I 2х-— I = ^ или 4х2 -12 + -12 ^ 4х2 + - t2 +12.

Переписав уравнение (1) через t, имеем:

2(t2 +12)-5t-22 = 0 ^ 2t2 -5t + 2 = 0^

^ = 2

1 или

2

2 х — = 2 х

2 х - — -1 х2

2 х2 - 2 х - 3 - 0 4х2 - х - 6 - 0

х1,2

1 ±л/7 2

1^/97 8

1±л/7 1 ±л/97 Ответ: х1,2 =-, х34 =-.

х

Симметричные (или симметрические) уравнения являются частным случаем возвратных уравнений при Х-1, поэтому решаются по аналогии.

9. Уравнения вида (х - а)4 ± (х - Ь)4 = с, с ф 0 замена х = у -

а + Ь

Замена такого вида вводится для того, чтобы в основаниях степеней (х - а, х - й) получить сопряженные выражения (у - т, у + т) .После возведения в степень уравнения вида (у - т) ±(у + т) = с получается уравнение, способ решения которого известен.

Замечание: Замену вида х = у-

(х - а')" ±(х - Ь')" = с, с Ф 0,с е N.

а + Ь

можно применять и к уравнениям вида:

Например:

(х - 2)4 +(х - 3)4 = 1.

2 + 3 5

Введем замену х - у + - у + —. Подставим в исходное уравнение и получим:

' 1 V ( 1V

у + —I +1 у- — I = 1. После возведения в степень и приведения подобных получим:

7 1

4 у4 + 3 у2 — = 0, откуда у = ± —. Вернемся к «старой» переменной:

8 2

1 5 ,

х— —+ — — 3

2 2

15

х ----— — 2

. 2 2

Ответ: х12 = 3; 2.

Школьной программой отводится достаточно много времени на решение алгебраических уравнений. На наш взгляд, это связано с тем, что, научившись решать их, ученик не будет испытывать трудностей с большинством трансцендентных уравнений, решение которых, по сути, сводится к решению алгебраических уравнений.

Замечание: предложенные в статье уравнения можно решить и другими способами или методами.

Задания для самостоятельной работы

Вариант № 1

1) х4 - 8х3 - 4х2 +16х + 4 = 0.

2) 3х + 9 - 3х -10 = 1.

3) (х-1)(х - 3)(х + 5)(х + 7 ) = 297.

х х 5

4)

х2 - 3х + 8 х2 + 2х + 8 24

5) х2 +-

25х

(х + 5)2 Наука и Школа № 5'2019

- = 11.

1 + 2 хЗ 1 - х2 „ 2 , 6) <1---+ 2х = 1.

7) (х2 + 2х)2 -(х +1)2 = 55.

8) (х2 -х +1)2 + 2х2 (х2 -х +1)-3х4 = 0.

9) (х + 4)(х + 6 )(х - 2 )(х - 3) = -2х2.

10) (х +1)5-(х - 5)5 = 1056.

2

Вариант № 2

2x 3x 1

1) —2-+ —2-= -.

' 4x2 + 3x + 8 4x - 6x + 8 6

2) V9^7x+T + = 4.

3) л/1 -2x-(l -4W1 + 2x) = 8x2 -1.

4) (x2 - 8x) + 3 (x - 4)2 = 76.

5) 4x4 + 6x3 - 10x2 - 9x + 9 = 0.

6) (x-l)(x - 2 )(x - 3)(x - 4 ) = 15.

7) x2 +

81x

- = 40.

8) 20.f 5f 12 + 48.xl^l = 0.

I x + 1 ) \ x — 1 ) x1 -1

9) (x + 4)(x + 7 )(x-14)(x - 2) = -26x2

10) (x +1)4 +(x - 4)4 = 97.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Егерев В. К., Мордкович А. Г. 100 х 4 задач для поступающих в вузы. М.: Слог, 1993. 58 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кючунов А. Н. А можно гораздо лучше! // Математика в школе. 1988. № 5. С. 53-54.

3. Литвиненко В. Н., Мордкович А. Г. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия: учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. М.: Просвещение, 1991. 352 с.

4. Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Алгебраический тренажер: Пособие для школьников и абитуриентов. М.: Илекса; Харьков: Гимназия, 1998. 318 с.

5. Методика преподавания математики в школе: частные методики / под ред. Ю. М. Колягина. М.: Просвещение, 1977. 678 с.

6. Мордкович А. Г. Беседы с учителями математики. М.: Школа-Пресс, 1995. 238 с.

7. Мордкович А. Г. Решаем уравнения. М.: Школа-Пресс, 1995. 38 с.

8. Сборник конкурсных задач по математике. СПб.: Специальная литература, 1997. 560 с.

9. Справочник для поступающих в Московский университет. М.: Изд-во Московского ун-та, 1992-1997.

10. Фирстова Н. И. Метод замены переменной при решении алгебраических уравнений // Математика в школе. 2002. № 5. С. 68-71.

REFERENCES

1. Egerev V K., Mordkovich A. G. 100 x 4 zadach dlya postupayushchikh v vuzy. Moscow: Slog, 1993. 58 p.

2. Kyuchunov A. N. A mozhno gorazdo luchshe! Matematika v shkole. 1988, No. 5, pp. 53-54.

3. Litvinenko V. N., Mordkovich A. G. Praktikum po elementarnoy matematike: Algebra. Trigonometriya: ucheb. posobie dlya studentov fiz.-mat. spets. Moscow: Prosveshchenie, 1991. 352 p.

4. Merzlyak A. G., Polonskiy V. B., Yakir M. S. Algebraicheskiy trenazher: Posobie dlya shkolnikov i abiturientov. Moscow: Ileksa; Kharkov: Gimnaziya, 1998. 318 p.

5. Kolyagin Yu. M. (ed.) Metodika prepodavaniya matematiki v shkole: chastnye metodiki. Moscow: Prosveshchenie, 1977. 678 p.

6. Mordkovich A. G. Besedy s uchitelyami matematiki. M.: Shkola-Press, 1995. 238 p.

7. Mordkovich A. G. Reshaem uravneniya. Moscow: Shkola-Press, 1995. 38 p.

8. Sbornik konkursnykh zadach po matematike. St. Petersburg: Spetsialnaya literatura, 1997. 560 p.

9. Spravochnik dlya postupayushchikh v Moskovskiy universitet. Moscow: Izd-vo Mos-kovskogo un-ta, 1992-1997.

10. Firstova N. I. Metod zameny peremennoy pri reshenii algebraicheskikh uravneniy. Matematika v shkole. 2002, No. 5, pp. 68-71.

Фирстова Наталья Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор Кафедры теории и методики обучения математике и информатике Института математики и информатики Московского педагогического государственного университета

e-mail: [email protected]

Firstova Natalya I., PhD in Education, Associate Professor, Professor, Theory and Methods of Teaching Mathematics and Computer Science Department, Institute of Mathematics and Computer Science, Moscow Pedagogical State University

e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.07.2019 The article was received on 24.07.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.