001: 10.31862/1819-463Х-2019-5-144-155
УДК 372.851 ББК 74.262.21
ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ МЕТОДОМ ЗАМЕНЫ ПЕРЕМЕННОЙ
Н. И. Фирстова
Аннотация. В статье показано применение метода замены переменной при решении алгебраических уравнений определенного вида. Выделены способы реализации использования метода замены переменной и возможности применения каждого способа (приема решения).
Ключевые слова: метод замены переменной, способы реализации (приемы решения уравнений), алгебраические уравнения.
TRAINING TECHNIQUE FOR SOLVING ALGEBRAIC EQUATIONS WITH THE METHOD OF REPLACING A VARIABLE
N. I. Firstova
Abstract. The article shows the application of the variable replacement method in solving algebraic equations of a certain type. The ways of implementing the use of the variable replacement method and the possibility of applying each method (decision making) are highlighted.
Keywords: variable replacement method, methods of implementation (methods for solving equations), algebraic equations.
К возможности систематизации различных задач человечество шло очень долго, и только в начале XX в. русский методист И. Александров произвел систематизацию задач по методам решения и в отдельных случаях - по содержанию. Эта систематизация была не лишена недостатков, но она позволяла не решать отдельные задачи, а устанавливать общие методы различных типов задач. Именно уяснение идей общих методов является главным при обучении решению задач.
Термин «метод», применяемый в обучении математике, используется в различных аспектах:
1. Учебную деятельность принято рассматривать как деятельность познавательную. Поэтому в обучении находят отражение общие методы познания. В обучении математике чаще других используется анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и сравнение.
2. В школьной математике используется в определенной степени методы математики - науки. Это, к примеру, векторный метод, метод ГМТ, метод координат и др. Если учащиеся овладевают указанными методами, то они смогут самостоятельно применить их к решению задач, доказательству теорем.
Таким образом, математические методы в процессе обучения становятся методами приобретения и применения знаний, трансформируются в методы учебной деятельности школьников.
3. Наиболее часто, говоря о методах применительно к учебному процессу, имеют в виду методы обучения.
В педагогике используется различные трактовки понятия «метод обучения»:
А. «Направленные на решение задач обучения».
Б. «Методы обучения - это способы передачи знаний и руководства познавательной деятельностью».
С. «Метод обучения является системой действий учителя, организующего практическую и познавательную деятельность ученика, которая устойчиво ведет к усвоению содержания образования», по И. Я. Лернеру.
В педагогической литературе отсутствует единый подход к определению понятия «метод», «метод обучения», «метод учения». Для выбора трактовки необходимо обратиться к философской литературе. Но и здесь анализ подходов показал отсутствие общепринятой трактовки понятия «метод».
В некоторых источниках под методом понимается способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В энциклопедии по философии метод определен как система результативных принципов, преобразующая практическую и познавательную деятельность.
«Метод - это не какая-то отмычка, а способ исследования науки возникающий из самого процесса исследования».
Традиционно в учебной и математической литературе рассматриваются специальные приемы решения уравнений. Между тем специфика решения уравнений каждого раздела - дело второстепенное. По существу используется четыре основных метода (метод перехода от равенства, связывающего функции, к равенству, связывающему аргументы; метод замены переменной; метод разложения на множители и функционально-графический метод) и их различные модификации. Самый распространенный из них - метод замены переменной. Искусство производить замену переменных заключается в том, чтобы увидеть, какая замена будет более рациональна и быстрее приведет к успеху.
Суть метода замены переменной заключается в том, что путем замены некоторого входящего в уравнение выражения, содержащего переменную, в исходном уравнении либо понижается степень, либо от дробного переходят к целому уравнению, либо иррациональное уравнение сводят к рациональному, то есть исходное уравнение сводится к простейшему. В 2002 г. в журнале «Математика в школе» была опубликована моя статья [10], посвященная методу замены переменной, в предлагаемой статье способы реализации дополнены.
С методом замены переменной в школьном курсе математики учащиеся знакомятся в 8-м классе, чаще всего после изучения темы «Квадратные уравнения». Данный метод применяется в уравнениях, где замена переменной очевидна или становится очевидной после некоторых элементарных тождественных преобразований.
Например, способ реализации: явная замена (то есть замена очевидна):
1) (3х + 2 )4-13 (3х + 2)2 + 36 = 0.
(3х + 2)2 = у, у > 0.
у2 -13у + 36 = 0, так как D > 0, найдем корни по теореме Виета:
(3х + 2)2 = 4
+у2)) 4 9
У - 9
3х + 2 = 2 3х + 2 = -2 3х + 2 = 3 3х + 2 = -3
1 , 1
х1 = 0
Х2 _ — х = 1
х = — 5
Ответ: -¡0;-;-1-;-1
3 3 3\
2) х2 - х + >/х2 - х + 9 = 3.
Замена очевидна -\/х2 - х + 9 - у, у > 0 (с учетом значения подкоренного выражения можно уточнить ограничения на «новую» переменную: у >-у]8,75 ), остается к обеим частям прибавить по 9 и получить у2, исходное уравнение примет вид: у2 + у - 12 = 0. Исходя из вида уравнения, найдем корни по теореме Виета:
" у! -"4 _ у2 - 3 .
С учетом ограничений на «новую» переменную удовлетворяет значение второго корня. Вернемся к «старой» переменной:
^х2 - х + 9 = 3.
х2 - х + 9 = 9.
х (х -1) = 0 .
х = 0
х2 = 1 .
Ответ: {0;1}.
3) (х2 + 10х)2 +(х + 5)2 = 157.
Замену переменной можно увидеть, если воспользоваться формулой квадрата суммы
для второго члена уравнения:
(х2 + 10х ) + (х2 + 10х + 25) = 157 .
х2 +10 х = 7 .
72 + 7 + 25 = 157 .
72 + 7 -132 = 0 .
>1 -11 .72 =-12"
х2 + 10х -11 = 0
х2 + 10х +12 = 0
х1 = -11
х2 = 1
х3 = -5 + >Яз _ х4 =-5 -л/!з . Ответ: {-11; 1; -5 ±л/Гз].
Материал, связанный с уравнениями, составляет значительную часть школьного курса математики и представляет интерес для изучения, так как в известном смысле именно
3
3
с помощью уравнений записываются важнейшие задачи, связанные с познанием реальной действительности. Формируя у учащихся в процессе обучения специальные умения и навыки по решению алгебраических уравнений методом замены переменной, учащиеся овладевают новым мощным методом решения уравнений.
При решении уравнений удачная замена переменных позволяет свести задачу к более простой. Однако во многих случаях удобная замена далеко не очевидна, и поэтому необходимо выполнить некоторые преобразования (уравнения с явной заменой, например, биквадратные и т. п. в статье не рассматриваются). Эти преобразования - приемы (или способы реализации) и будут рассмотрены в данной статье.
В уравнениях, предлагаемых вашему вниманию, стандартный прием решения (в рациональных - приведение к общему знаменателю, в иррациональных - возведение в степень) приводит к трудоемким вычислениям без видимой надежды на успех.
Способы реализации метода замены переменной
1. Использование основного свойства дроби.
Данный прием применяется в уравнениях следующего вида:
Ах + Вх ах1 + Ьх + с ах1 + Ь2 х + с
ах2 + \х + с ах2 + Ь3 х + с
2 ^ 2 = D, D Ф 0,
2 , и „ , „ + Ь2 х + с
+ Ь х + с
= D, D - любые значения,
ах + Ь2 х + с ах + Ь4 х + с
Ах ах2 + Ьх + с „
-±—2—2-= D, D - любые значения,
ах + \х + с ах + Ь3 х + с
где а, Ь, с, А, В, D - постоянные, а Ф 0.
Уравнения данного вида решаются так: проверив, является ли х = 0 корнем уравнения, делят числитель и знаменатель каждой дроби на х ф 0 и производят замену ах + — = г.
х
Например:
х2 -10х +15 3х
х2 - 6х +15 х2 - 8х +15 .
х = 0 - не корень уравнения. Разделим числитель и знаменатель каждой дроби на 15
х -10 +
х _ 3
х Ф 0. Получим:- 15 15
х - 6 + — х - 8 + —
хх
15 t - 2 3
Заменив х - 8 + — = t, имеем: —- ^
х г + 2 г
= 6
Вернемся к «старой» переменной:
г2 - 5г - 6 = 0
г = 6 г + 2 ф 0 - 1
г ф 0
"х2 - 14х +15 = 0 х2 - 7 х +15 = 0
г2 =-1.
х1Л = 7±^¡34 .
Ответ: х12 = 7 ± %/34.
2. Выделение квадрата двучлена.
4х
■ = 5.
(х + 2)2
Заметив, что левая часть уравнения представляет собой сумму квадратов, выделим полный квадрат суммы или разности (это зависит от того, чтобы получившееся уравнение содержало одно и то же выражение с переменной).
<х>2 +(£ '= 5.
/ Ч2 ( 2х ) 2х 2х
(х) +1-I + 2 • х---2 • х--= 5.
4 у I х + 2 ) х + 2 х + 2
Сгруппируем первый, второй и четвертый члены: - = 5.
2х 4х2
х + 2 ) х + 2
Т + 4-5 . 0.
х + 2 I х + 2
Введем замену:
х
ременной, имеем:
х + 2 .2
-1, получим t2 + 4t - 5 = 0:
х
х + 2
х2 х + 2
- = 1
- = -5
х2 - х - 2 = 0 х2 + 5х +10 = 0: х ф- 2
\ -1 t2 - -5.
х — 2 х--1
Вернувшись к «старой» пе-
Ответ: х1 = 2, х2 = -1.
3. Переход к системе.
Уравнения вида ^а/(х) + Ь ±¡§Щх) + 1 = т, где а = кс, где к принимает любые действительные значения.
Например:
3.1. ^8х + 4 -^8х- 4 = 2. (1)
Положим и = ^8 х + 4, V = ^8х - 4. (2)
Тогда уравнение (1) запишется так: и - V = 2. Поскольку мы ввели две новые функции, надо найти еще одно уравнение, связывающее и и V. Для этого возведем оба равенства (2) в куб и заметим, что и3 - V3 = 8. Итак, надо решить систему:
(и - V - 2
и - V - 2
(и - V — 2
'-V3 - 8 [(и - v)(u2 + т + V2 )-8 [(и - V)2 + 3uv - 4~
2
\и - V - 2 \3т - 0
и - 2
V - 0
и - 0
V = -2
[ 38х + 4 - 2 [ 38х - 4 - 0 [ 3/81+4 - 0 1^8х - 4 - -2
1
х - — 2
1
х - — 2
Ответ: х - ±1.
2
3.2. х■
5 - х х +1
5 - х , ^
х +-| = 6 .
х+1
5 - х 5 - х
Пусть: х--= и, х н--= V.
х +1 х +1
Тогда (1) уравнение примет вид: и ■ V - 6.
(1) (2)
Попробуем составить еще одно уравнение, зависящее от и и V. Для этого найдем сумму и и V.
5 х 5 х 5 х / ^ \ _ _
х---1---н х ---( х +11 + х — 5 - х + х — 5.
-1 ^ '
х +1 х +1
х+
\ы ■ V - 6
Итак, надо решить систему < ^
и + V - 5
Ответ: х = 1, х = 2.
5 - х
х -
х 4 1
и - 2 5 -х
V - 3 х -- х 4 1
и - 3 5- х
х -
V -2 х 4 1
5 -х
х --
х 4 1
- = 3
х = 1 х - 2
4. Раскрытие множителей парами.
Уравнение вида (х + а)(х + Ь)(х + с)(х + с!) = т, т * 0, где а + Ь = с + с! или а + с - Ь + d или а + d — Ь + с. Например:
(х - 1)(х - 7 )(х - 4)(х + 2) = 40. Проверим, имеет ли смысл применять данный способ: 7 - 2 = 1 + 4, то есть 5 = 5, значит, надо перемножить первый множитель с третьим и второй множитель с четвертым:
(х2 - 5х -14) (х2 - 5х + 4) 40.
Введем замену: х2 - 5х -14 = t, получим: t ^ +18) = 40.
t2 + Ш - 40 = 0:
1 = -20 t2 = 2
х2 - 5х -14 = -20 х2 - 5х -14 = 2
х - 5х + 6 - 0 х2 - 5х -16 - 0
х1 - 2 х2 - 3
5 ^л/89
Ответ: х1 - 2, х2 - 3, х3
5 ^>/89
2
5. Раскрытие множителей парами и деление обеих частей уравнения.
Уравнение вида: (х + а)(х + Ь)(х + с)(х + d) = тх1, т * 0, где аЬ = cd, или ас = bd, или ad = Ьс.
Например:
(х-1)(х - 2 )(х - 8)(х - 4) = 4х2. Проверим, имеет ли смысл применять данный способ: -8-(-1) = (-2)-(-4), то есть 8 = 8, значит надо перемножить первый множитель и третий и второй множитель и четвертый: (х2 -9х + 8)(х2 - 6х + 8) = 4х2.
Так как х = 0 - не корень, разделим обе части уравнения на х2 *0. Получим:
(х -9+81 х -6+8)-4.
8
Введем замену: х-9 + — = t, уравнение будет иметь следующий вид:
х
^ =1 о
t1 =-4
х-9 + - = 1
х
х - 9 + 8 = -4 х
о
t ■(t + 3) = 4 ^ t2 + 3t - 4 = 0
х2 - 10х + 8 = 0 ,—
^ х,, = 5 ±л/17 х2 - 5 х + 8 = 0 '
Ответ: х12 = 5 ± л/17 .
6. Сведение к однородному уравнению.
Чаще встречаются однородные уравнения второй степени:
Л/2 (х) + В/ (х )g (х) + Cg2 (х) - 0, где А, В, С - постоянные, отличные от нуля. Например:
2-(х2 + х +1)2 -7-(х-1)2 = 13-(х3-1).
В данном случае замена очевидна: х2 + х +1 = и и х-1 = V. Данное уравнение примет вид 2и2 - 7у2 = 13т, то есть однородного уравнения второй степени. Мы же рассмотрим более подробно следующее уравнение:
(х2 -5х + 1)(х2 -4) = 6-(х-I)2. (1)
Вид уравнения не указывает, что это однородное уравнение. Преобразуем первый множитель: выделим из него выражение, равное второму множителю:
х2 - 5х +1 = х2 - 4 - 5х + 5 = (х2 - 4)- 5 (х - 1). (2)
Подставляя (2) уравнение в (1), получаем:
((х2 -4)-5(х- 1))-(х2 -4) = 6-(х-1)2. Раскроем скобки:
(х2 -4)2 -5 -(х- 1)(х2 -4) = 6-(х-1)2.
Введем замену: х - 4 - и и х -1 - V, имеем:
и2 -5т = 6у2 . Получаем однородное уравнениег^та|0рй степени относительно и и V. Делим его на V2 ф 0 (если V = 0, то и и = 0, то есть
имеет).
Получаем уравнение:
[v = 0
данная система решении не
u ' х2 - 4
- = 6 -1
6 = 0 ^ v х
u = -1 х2 - 4
_ v х -1
- = 6
■ = -1
х2 - 6х + 2 = 0 х2 + х - 5 = 0
г12 = 3 + -Л
-1 ±л/21
Ответ: — 3 + л/7,
-i
7. Тригонометрическая подстановка.
Тригонометрические подстановки используются в тех случаях, когда иррациональное уравнение сложно решить обычным способом, то есть трудно избавиться от иррациональности. Исходное иррациональное уравнение сводится к тригонометрическому уравнению.
Например:
V1 - x2 = 4 x3 - 3x.
D(f):l - х2 > 0 ^ х е[-1;1]. Значит, можно ввести замену x = sin а или x - cos а.
Пусть х = sin а, где а е значения). Подставив замену в уравнение, получим:
;^ (на этом отрезке функция синуса принимает все свои
V1 - sin2 а = 4 sin3 а - 3sin а
а е
П П
Т'У
Vcos2 а = - sin 3а
П П] ^
а е
|cos а| + sin 3а = 0
П П! « " 2 ' 2
cos а + sin 3а = 0 П П
sin (" - а | + sin 3а = 0
а е
П П
Т'7
2sin | а + П| cos i""- 2а | = 0
а е
П П
П гг
а н— = Пп 4
П П _ , ^
2а--=--нПА: n,k eZ
4 2
а e
П П
П
а, =--
1 4
П
а2 =--
2 8
3П
а3 =--
2
x
2
Вернемся к «старой» переменной:
• ( п] п] 1 гг^ . зп 1
= sinI--1 =--; х2 - sinI--1 = —V2-V2; х3 - sm-= —•
>/ 2 + 42.
Ответ: х. х = -—л/2 -л/2,х = —^2 + >/2.
1 2 2 3 2
8. Возвратные и симметричные (или симметрические) уравнения.
Рассмотрим уравнение четвертой степени:
а0 х4 + а1х3 + а2 х2 + а3 х + а4 — 0, где а0 * 0.
Если коэффициенты уравнения, равностоящие от концов уравнения, удовлетворяют
условиям: — = X ф 0, — = X2, то уравнение называется возвратным уравнением четвер-
а3 а4
той степени. Возвратные уравнения четвертой степени решаются так: обе части уравнения делят на х2 * 0 (х = 0 - не корень), затем группируются члены, равностоящие от кон-
X
цов, и производится замена х + — = г.
х
Например:
8х4 - 10х3 - 22х2 + 15х +18 = 0. Проверим, является ли уравнение возвратным:
_10 __2; _ 4 ( 2V _ 4 15 _ 3' 18 _ 9 Ч 3 I _ 9
уравнение возвратное.
15 18
Разделив на х2 * 0, получаем: 8х2 -10х-22 + — + — = 0
Сгруппируем: |8х2 +18 |-| 10х- — |-22 = 0
21 4х2 + Л1-51 2х - 3 I-22 = 0
15
х
(1).
Введем замену: 2х — = t. Чтобы выразить I 4х2 + -у I через t, возведем обе части за-
2 9
азть I 4,"
мены в квадрат и получим: I 2х-— I = ^ или 4х2 -12 + -12 ^ 4х2 + - t2 +12.
Переписав уравнение (1) через t, имеем:
2(t2 +12)-5t-22 = 0 ^ 2t2 -5t + 2 = 0^
^ = 2
1 или
2
2 х — = 2 х
2 х - — -1 х2
2 х2 - 2 х - 3 - 0 4х2 - х - 6 - 0
х1,2
1 ±л/7 2
1^/97 8
1±л/7 1 ±л/97 Ответ: х1,2 =-, х34 =-.
х
Симметричные (или симметрические) уравнения являются частным случаем возвратных уравнений при Х-1, поэтому решаются по аналогии.
9. Уравнения вида (х - а)4 ± (х - Ь)4 = с, с ф 0 замена х = у -
а + Ь
Замена такого вида вводится для того, чтобы в основаниях степеней (х - а, х - й) получить сопряженные выражения (у - т, у + т) .После возведения в степень уравнения вида (у - т) ±(у + т) = с получается уравнение, способ решения которого известен.
Замечание: Замену вида х = у-
(х - а')" ±(х - Ь')" = с, с Ф 0,с е N.
а + Ь
можно применять и к уравнениям вида:
Например:
(х - 2)4 +(х - 3)4 = 1.
2 + 3 5
Введем замену х - у + - у + —. Подставим в исходное уравнение и получим:
' 1 V ( 1V
у + —I +1 у- — I = 1. После возведения в степень и приведения подобных получим:
7 1
4 у4 + 3 у2 — = 0, откуда у = ± —. Вернемся к «старой» переменной:
8 2
1 5 ,
х— —+ — — 3
2 2
15
х ----— — 2
. 2 2
Ответ: х12 = 3; 2.
Школьной программой отводится достаточно много времени на решение алгебраических уравнений. На наш взгляд, это связано с тем, что, научившись решать их, ученик не будет испытывать трудностей с большинством трансцендентных уравнений, решение которых, по сути, сводится к решению алгебраических уравнений.
Замечание: предложенные в статье уравнения можно решить и другими способами или методами.
Задания для самостоятельной работы
Вариант № 1
1) х4 - 8х3 - 4х2 +16х + 4 = 0.
2) 3х + 9 - 3х -10 = 1.
3) (х-1)(х - 3)(х + 5)(х + 7 ) = 297.
х х 5
4)
х2 - 3х + 8 х2 + 2х + 8 24
5) х2 +-
25х
(х + 5)2 Наука и Школа № 5'2019
- = 11.
1 + 2 хЗ 1 - х2 „ 2 , 6) <1---+ 2х = 1.
7) (х2 + 2х)2 -(х +1)2 = 55.
8) (х2 -х +1)2 + 2х2 (х2 -х +1)-3х4 = 0.
9) (х + 4)(х + 6 )(х - 2 )(х - 3) = -2х2.
10) (х +1)5-(х - 5)5 = 1056.
2
Вариант № 2
2x 3x 1
1) —2-+ —2-= -.
' 4x2 + 3x + 8 4x - 6x + 8 6
2) V9^7x+T + = 4.
3) л/1 -2x-(l -4W1 + 2x) = 8x2 -1.
4) (x2 - 8x) + 3 (x - 4)2 = 76.
5) 4x4 + 6x3 - 10x2 - 9x + 9 = 0.
6) (x-l)(x - 2 )(x - 3)(x - 4 ) = 15.
7) x2 +
81x
- = 40.
8) 20.f 5f 12 + 48.xl^l = 0.
I x + 1 ) \ x — 1 ) x1 -1
9) (x + 4)(x + 7 )(x-14)(x - 2) = -26x2
10) (x +1)4 +(x - 4)4 = 97.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Егерев В. К., Мордкович А. Г. 100 х 4 задач для поступающих в вузы. М.: Слог, 1993. 58 с.
2. Кючунов А. Н. А можно гораздо лучше! // Математика в школе. 1988. № 5. С. 53-54.
3. Литвиненко В. Н., Мордкович А. Г. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия: учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. М.: Просвещение, 1991. 352 с.
4. Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Алгебраический тренажер: Пособие для школьников и абитуриентов. М.: Илекса; Харьков: Гимназия, 1998. 318 с.
5. Методика преподавания математики в школе: частные методики / под ред. Ю. М. Колягина. М.: Просвещение, 1977. 678 с.
6. Мордкович А. Г. Беседы с учителями математики. М.: Школа-Пресс, 1995. 238 с.
7. Мордкович А. Г. Решаем уравнения. М.: Школа-Пресс, 1995. 38 с.
8. Сборник конкурсных задач по математике. СПб.: Специальная литература, 1997. 560 с.
9. Справочник для поступающих в Московский университет. М.: Изд-во Московского ун-та, 1992-1997.
10. Фирстова Н. И. Метод замены переменной при решении алгебраических уравнений // Математика в школе. 2002. № 5. С. 68-71.
REFERENCES
1. Egerev V K., Mordkovich A. G. 100 x 4 zadach dlya postupayushchikh v vuzy. Moscow: Slog, 1993. 58 p.
2. Kyuchunov A. N. A mozhno gorazdo luchshe! Matematika v shkole. 1988, No. 5, pp. 53-54.
3. Litvinenko V. N., Mordkovich A. G. Praktikum po elementarnoy matematike: Algebra. Trigonometriya: ucheb. posobie dlya studentov fiz.-mat. spets. Moscow: Prosveshchenie, 1991. 352 p.
4. Merzlyak A. G., Polonskiy V. B., Yakir M. S. Algebraicheskiy trenazher: Posobie dlya shkolnikov i abiturientov. Moscow: Ileksa; Kharkov: Gimnaziya, 1998. 318 p.
5. Kolyagin Yu. M. (ed.) Metodika prepodavaniya matematiki v shkole: chastnye metodiki. Moscow: Prosveshchenie, 1977. 678 p.
6. Mordkovich A. G. Besedy s uchitelyami matematiki. M.: Shkola-Press, 1995. 238 p.
7. Mordkovich A. G. Reshaem uravneniya. Moscow: Shkola-Press, 1995. 38 p.
8. Sbornik konkursnykh zadach po matematike. St. Petersburg: Spetsialnaya literatura, 1997. 560 p.
9. Spravochnik dlya postupayushchikh v Moskovskiy universitet. Moscow: Izd-vo Mos-kovskogo un-ta, 1992-1997.
10. Firstova N. I. Metod zameny peremennoy pri reshenii algebraicheskikh uravneniy. Matematika v shkole. 2002, No. 5, pp. 68-71.
Фирстова Наталья Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор Кафедры теории и методики обучения математике и информатике Института математики и информатики Московского педагогического государственного университета
e-mail: [email protected]
Firstova Natalya I., PhD in Education, Associate Professor, Professor, Theory and Methods of Teaching Mathematics and Computer Science Department, Institute of Mathematics and Computer Science, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.07.2019 The article was received on 24.07.2019