Научная статья на тему 'Обучение простому двусоставному предложению на уроках русского языка как неродного'

Обучение простому двусоставному предложению на уроках русского языка как неродного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
713
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ПОДЛЕЖАЩЕЕ / ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ / СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ / СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ / СВЯЗКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомед-касумов Грозбек Магомедрасулович

Статья посвящена методике обучения простому двусоставному предложению на уроках русского языка как неродного. Особое внимание в ней уделяется работе над способами морфологического выражения подлежащего и сказуемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение простому двусоставному предложению на уроках русского языка как неродного»

Психолого-педагогические науки •••

В рамках коммуникативных методов обучения можно эффективно использовать, в качестве речевых опор, подстановочные таблицы. Коммуникативный метод развивает все языковые навыки - от устной и письменной речи до чтения и аудирования. Данный вид работы способствует формированию и развитию регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Подстановочные таблицы желательно использовать в том случае, когда учебный материал дается на основе выделения уровней овладения языком:

95

- элементарный уровень;

- расширенный минимум;

- учет морфологических правил подстановок окончаний и вспомогательных слов.

Таблицы способствуют быстрому усвоению структур предложений (без опоры на понятия подлежащее и сказуемое), позволяют говорить без предварительного знания правил языка, способствуют снижению времени на объяснение грамматического материала (табл.).

Таблица

Я...(-у/ю) хотеть этого одна

Ты... (-ишь/ешь) избегать кого-то... также

Он.. .(-ит/ет) приветствовать сосед с удовольствием

Она.. .(-ит/ет) звать доктора немного

Оно...(-ит/ет) будить ребенок там

Мы.. .(-им/ем) уважать учитель опять

Использование подстановочных таблиц на занятиях русского языка является несколько упрощенной формой работы, но приближенной к реальному процессу общения. Тем не менее, подстановочные таблицы могут быть использованы для повышения эффективности, развития прин-

ципа системности и придания гибкости учебному процессу.

Исходя из конкретных условий класса и школы, следует использовать те приемы и методы, которые способствовали бы успешному овладению русским языком.

Статья поступила в редакцию 28.05.2015 г.

УДК 372.881.161.1.

ОБУЧЕНИЕ ПРОСТОМУ ДВУСОСТАВНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО

TEACHING THE SIMPLE TWO-MEMBER SENTENCE AT THE LESSONS OF RUSSIAN AS A NONNATIVE LANGUAGE

©2015 Магомед-Касумов Г. М.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2015 Magomed-Kasumov G.M.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Статья посвящена методике обучения простому двусоставному предложению на уроках русского языка как неродного. Особое внимание в ней уделяется работе над способами морфологического выражения подлежащего и сказуемого.

Abstract. The article deals with the methods of teaching the simple two-member sentence at the lessons of Russian as a non-native language. The author pays special attention to the ways of morphological expression of the subject and the predicate.

96

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

Rezjume. Stat'ja posvjashhena metodike obuchenija prostomu dvusostavnomu predlozheniju na urokah russkogo jazyka kak nerodnogo. Osoboe vnimanie v nej udeljaetsja rabote nad sposobami mor-fologicheskogo vyrazhenija podlezhashhego i skazuemogo.

Ключевые слова: двусоставное предложение, подлежащее, простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое, связка.

Keywords: two-member sentence, subject, simple verbal predicate, compound verbal predicate, compound nominal predicate, link.

Kljuchevye slova: dvusostavnoe predlozhenie, podlezhashhee, prostoe glagol'noe skazuemoe, sostavnoe glagol'noe skazuemoe, sostavnoe imennoe skazuemoe, svjazka.

Понятие предложения учащиеся усваивают постепенно. Формирование понятий о цели, смысловой и интонационной завершенности высказывания связано с главным признаком предложения - способностью выражать законченную мысль.

Серьезным недостатком мышления и речи нерусских учащихся является неумение выражать свои мысли в форме законченных предложений. Этот недостаток можно преодолеть при помощи системы речевых упражнений с различными условиями, например: ответить на вопросы; составить небольшие предложения, используя опорные слова; работать по картине и т. д.

Составляя предложения, учащиеся могут использовать в своих ответах слова вопроса учителя. Учитель должен формулировать вопросы так, чтобы дать учащимся словарный материал и грамматическую схему для составления законченного предложения-ответа:

Что делали дети на лужайке? - На лужайке дети играли в футбол.

Затем следует перейти к работе по построению ответов с самостоятельным отбором необходимых языковых средств:

Как ты провел лето? - Летом я ездил в деревню и помогал дедушке.

Подобные упражнения способствуют формированию у учащихся умения самостоятельно строить предложения.

При изучении синтаксиса в VIII классе учитель знакомит учащихся со структурными и смысловыми особенностями предложений. Понятие о повествовательном предложении расширяется и углубляется. Выяснив при помощи вопросов, что известно учащимся о повествовательном предложении, учитель предлагает для записи и наблюдений несколько примеров, в которых сообщается о конкретных событиях и действиях. Известно, что предложения в русском языке разнообразны по структуре, однако основной структурной

разновидностью простого предложения является двусоставное, остальные же типы предложения (односоставное, сложное) воспринимаются на основе сравнения с ним [6. С. 113].

Следующая ступень в изучении простого двусоставного предложения - это усвоение учащимися понятий о главных членах и ознакомление их с морфологосинтаксическими типами подлежащего и сказуемого.

Учащиеся, анализируя примеры под руководством учителя, приходят к выводу о том, что предметом речи [10. С. 33] в пределах простого предложения может быть собственно предмет (самолет летит), овеществленное действие (вспыхнул огонь), собственно признак или действие (счастливые часов не наблюдают; учиться полезно), что о предмете речи можно говорить, характеризуя его по действию или признаку (барс крадется; река бурная) или подводя его под более общее понятие (Байкал - озеро) и т. д.

В начальных классах учащиеся получают представление о подлежащем, выраженном обычно начальной формой имени существительного и личного местоимения, в V классе при повторении данного материала они учатся выделять подлежащие, выраженные отвлеченными существительными, субстантивированными прилагательными и неличными местоимениями.

В VIII классе понятие подлежащего закрепляется окончательно в связи с началом систематического изучения синтаксиса, сознательно усваиваются основные способы морфологического выражения подлежащего.

Обычно учащиеся с трудом находят подлежащее, выраженное инфинитивом и некоторыми местоимениями. Они легко воспринимают представление о подлежащем-инфинитиве, если рядом для сравнения дается параллельная конструкция с подлежащим-существительным. Для обес-

Психолого-педагогические науки •••

печения сознательного выделения подлежащего в предложении Курить вредно для здоровья необходимо предварительно разобрать предложение Курение вредно для здоровья. Сравнивая эти конструкции, учащиеся догадаются о подлежащем в форме инфинитива. Закреплению представления о подлежащем-инфинитиве помогут аналогичные упражнения:

1. Отдых необходим. - Отдыхать

необходимо.

2. Труд почетен. - Трудиться почетно.

3. Спор был бесполезен. - Спорить было бесполезно.

Наибольшие трудности для учащихся национальной школы представляют подлежащие-местоимения с самым общим значением:

Все спало крепким, предрассветным сном.

Никто ничего не говорил.

В таких случаях наиболее эффективен прием сопоставления данных предложений с предложениями, в которых подлежащие-местоимения заменены существительными:

Все затихло. - Затихли голоса птиц.

Основным содержанием работы по этой теме должно быть выполнение учащимися разнообразных упражнений, углубляющих представления учащихся о подлежащем. Так, например, учитель может предложить ученикам записать предложения, в которых выделение подлежащего затруднено обратным порядком слов, возможностью смешения подлежащего с прямым дополнением:

1. Ключ от этого замка Герасим всегда носил с собою на поясе. (И. С. Тургенев).

2. Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам. (А. С. Пушкин).

3. Целый день на фабриках колеса мы вертим. (Н. А. Некрасов).

4. Забил заряд я в пушку туго. (М. Ю. Лермонтов).

5. Огонь маслом не заливают. (Пословица).

6. Люблю дымок спаленной жнивы. (М. Ю. Лермонтов).

7. Ягненка видит он, на добычу стремится. (И. А. Крылов).

Успех выполнения данного упражнения зависит главным образом от умения учителя подобрать именно такие предложения, в которых дополнение не отличается от подлежащего особым окончанием винительного падежа и выдвинуто на первый

97

план, что может привести к ошибке в определении его роли в предложении. Чтобы предупредить эту ошибку, учитель после выразительного чтения каждого примера, интонационно мотивируя обратный порядок слов, предлагает ученикам выделить в каждом примере сказуемое и поочередно поставить от него «двойной» падежный вопрос к членам предложения, которые по внешнему виду похожи на подлежащее.

Так устанавливаются следующие отношения:

1) носил - кто? - Герасим; носил - (кого?) что? - ключ;

2) обрек - кто? - он; обрек - (кого?) что? - села и нивы;

3) вертим - кто? - мы; вертим - (кого?) что? - колеса;

4) забил - кто? - я; забил - (кого?) что?

- заряд;

5) не заливают - (кого?) что? - огонь;

6) люблю - (кого?) что? - дымок;

7) видит - кто? - он; видит - кого? (что?)

- ягненка.

Пользуясь приемом постановки «двойного» падежного вопроса, учащиеся отличают в данных и подобных примерах подлежащее от внешне похожего на него дополнения и обогащают свои представления о синтаксической роли подлежащего и его положения в предложении. Использование указанных выше примеров дает учителю возможность обратить внимание учащихся на то значение, которое имеет порядок слов в предложении для выражения определенного смысла.

Такая работа способствует предупреждению возможных ошибок на смешение подлежащего с прямым дополнением.

На уроках русского языка полезно практиковать упражнения с предложениями, в которых подлежащие выражены вопросительными местоимениями или количественно-местоименными сочетаниями. Учащимся предлагается ответить на данные вопросы предложениями, в которых в роли подлежащего выступали бы различные словосочетания:

1 . Сколько человек участвовало в уборке урожая? - ...

2. Кто работал в огороде? - ...

3. Много ли учащихся приехало на олимпиаду по русскому языку? - .

4. Сколько центнеров винограда было собрано с одного участка? - .

98

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

Учащиеся испытывают определенные трудности в выделении подлежащих в данных предложениях. Для преодоления их учитель предлагает учащимся сначала найти в них сказуемые и сочетать их с подходящими по смыслу подлежащими:

- участвовало сколько человек,

- работал кто;

- приехало много ли учащихся;

- собрано сколько центнеров винограда.

Затем составляются ответы на вопросы, заключенные в приведенных выше предложениях:

1. В уборке урожая участвовало сорок человек.

2. В огороде работал агроном.

3. На олимпиаду по русскому языку приехало много учащихся.

4. С одного участка было собрано тридцать центнеров винограда.

В VIII классе при изучении темы «Сказуемое и его типы» следует иметь в виду, что представление о сказуемом, выраженном личной формой глагола, учащиеся получают еще в начальных классах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В V классе они учатся выделять несложные формы составного сказуемого без употребления этого термина, пользуясь для распознавания данной категории лишь такими вопросами, как каков предмет? что такое? кто он такой?

Поэтому при изучении сказуемого в VIII классе сначала повторяются сведения, которые уже известны учащимся из предшествующих классов, потом сообщается дополнительный материал об основных типах сказуемого [1. С. 30].

Предложив учащимся вспомнить, какой член предложения называется сказуемым и на какие вопросы оно отвечает, учитель приводит для образца свои примеры, которые записываются учащимися: Рабочие строят дома. Люди хотят жить в мире. Ломоносов - великий ученый.

На материале разбора этих предложений учащиеся знакомятся с тремя основными типами сказуемого и усваивают новые для них термины: «простое глагольное сказуемое», «составное глагольное сказуемое» и «составное именное сказуемое» [5. С. 25].

Таким образом, повторяя изученное прежде и постепенно переходя от известного к неизвестному, учащиеся усваивают общее понятие сказуемого.

После этого следует перейти к наблюдениям над отдельными случаями выражения простого глагольного сказуемого. Основная цель этой работы состоит в том, чтобы добиться усвоения учащимися понятия простого глагольного сказуемого. Продумывая содержание работы на этом этапе, учитель должен исходить из того, что наиболее важным здесь является установление необходимых связей между понятиями простого глагольного сказуемого и спрягаемой глагольной формы.

Понятие спрягаемой глагольной формы должно связываться в сознании учащихся с формами наклонений. Это достигается последовательным выполнением заданий типа:

1) составить повествовательное предложение, в котором сказуемое выражено глаголом в форме изъявительного наклонения;

2) заменить в предложении имеющуюся форму времени глагола-сказуемого другими возможными временными формами;

3) заменить форму изъявительного наклонения глагола-сказуемого формой сослагательного наклонения;

4) составить предложения со сказуемым-глаголом в форме повелительного наклонения.

При выполнении каждого из этих заданий, и в особенности первого и последнего, учитель вовлекает в работу возможно большее число учащихся, отбирает наиболее совершенные образцы и предлагает сделать соответствующую запись:

1. Строители работают хорошо.

2. Строители работали с энтузиазмом.

3. Строители будут работать добросовестно.

4. Пусть строители работают спокойно.

В связи с изучением данного материала весьма полезно для развития речевых навыков практически ознакомить учащихся с некоторыми случаями употребления глагольных фразеологизмов в роли простого глагольного сказуемого. С этой целью учителю полезно иметь в своем распоряжении сравнительно небольшой круг глагольных фразеологизмов, которые он может включать в соответствующие задания и упражнения, например: попасть впросак, одержать победу, не падать духом, потерять голову, оказать помощь, бросать взгляд и др.

Психолого-педагогические науки •••

Используя устойчивые сочетания слов, учитель сначала может дать учащимся несколько готовых примеров и объяснить в них особенности выражения простого глагольного сказуемого:

1. Капитан намылил шею солдату за нарушение воинской дисциплины.

2. Отличник оказал помощь слабому ученику.

3. Магомед исподтишка бросил взгляд на своего соседа.

4. Альберт одержал блестящую победу над своим соперником.

Объяснение особенностей сказуемого в данных примерах должно быть простым, вполне доступным учащимся и может быть ограничено лишь сведениями о том, что простое глагольное сказуемое нередко выражается неразложимыми глагольными словосочетаниями, которые по своему значению подобны отдельным словам.

Чтобы убедиться в этом, учитель предлагает учащимся заменить некоторые фразеологизмы их лексическими эквивалентами: дать клятву - поклясться, оказать помощь - помочь, одержать верх - победить, потерпеть поражение - проиграть, дать согласие - согласиться, бить баклуши - бездельничать, бросить взгляд - посмотреть, лить слезы - плакать, клевать носом - дремать и т. д. После этого ученики могут по заданию учителя составить несколько предложений с данными им глагольными фразеологизмами и понаблюдать, какую роль они играют в нашей речи, сопоставляя полученные предложения с синонимичными конструкциями.

Необходимость ознакомления учащихся с простыми глагольными сказуемыми, выраженными неразложимыми словосочетаниями, обусловлена тем, что данный материал активно способствует обогащению лексики и фразеологии учащихся и повышению их речевой культуры.

Простое сказуемое может быть осложненным различными частицами и лексическими повторами, обозначающими неожиданность, длительность, предположительность, внезапность действия: Икрам взял и уехал. Снег все падал и падал. Эльдар как бы (словно, как будто) загрустил. Мальчик так и вздрогнул от неожиданности [3. С. 18-19].

Понятие составного глагольного сказуемого является новым для учащихся. Оно может быть раскрыто различными путями. Так, можно дать предложение с простым

99

глагольным сказуемым: Рустам учится в лицее. Выяснив, что в данном предложении сказуемое является простым глагольным, учитель предлагает учащимся многократно изменить структуру сказуемого данного предложения так, чтобы оно указывало не только на начало, конец или продолжение того же самого действия, но и на его возможность или желательность.

Учащиеся по совету учителя заменяют простое глагольное сказуемое неопределенной формой и сочетают ее с подходящим по смыслу вспомогательным глаголом:

Рустам начал учиться в лицее. Рустам перестал учиться в лицее. Рустам хочет учиться в лицее. Рустам может учиться в лицее. Рустам желает учиться в лицее.

По характеру заданий учащиеся легко понимают, что составное глагольное сказуемое состоит из спрягаемой формы вспомогательного глагола и неопределенной формы основного глагола, причем вспомогательное слово обычно указывает на начало, конец или продолжение действия, обозначенного неопределенной формой, либо на желательность и возможность данного действия.

Далее учитель объясняет, что в роли вспомогательных слов могут употребляться краткие прилагательные, устойчивые сочетания слов, например:

Дети должны помогать своим родителям. Каждый гражданин обязан трудиться честно. Родители готовы помочь своим детям в любую минуту. Мальчик рад был увидеть свою сестру. Давыдов не склонен был веселиться. (М. А. Шолохов). Молодежь Краснодона дала великую клятву отомстить врагу. Он изъявил согласие принять меня. (А. И. Куприн). Я не имею намерения вредить вам. (А. С. Пушкин) .

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки, которая может быть «отвлеченной, полуотвлеченной и знаменательной» [7. С. 385], и именной части.

В роли отвлеченной связки выступает глагол быть в различных формах времени и наклонения, выражающий только грамматические значения:

День был теплый и тихий. Зима была снежной и морозной. Ночь была темна. Письмо было отправлено давно. Комната была ярко освещена. Яйцо было всмятку. Весь дом был в страхе. (Ф. М. Достоевский).

100

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

В настоящем времени связка обычно опускается, однако в книжной речи она сохраняется: Смех - здоровье души. (Пословица). Зимний воздух тих и прозрачен. Жизнь есть постоянный труд.

(Д. И. Писарев). Храбрость есть необходимое следствие ума и известной степени развития. (Л. Н. Толстой). Солдат есть великое звание человека, способного умереть за идею. (Л. М. Леонов). Грамматика и арифметика суть науки. (Ф. И. Буслаев). Скука есть пустота души. (Н. В. Шелгу-нов). [2. С. 22; 8. С. 82].

Функцию полуотвлеченных связок выполняют глаголы делаться, становиться, являться, служить, считаться, слыть, казаться и др., которые помимо чисто модально-временных значений, вносят в сказуемое оттенки нового лексического значения (проявление признака, его постоянство и качественное изменение и др.). С такими связками обычно употребляется творительный падеж:

Мой отец является инженером. Издавна русские считались храбрыми воинами. (А. Н. Толстой). Город казался зловещим от пронзительного света луны. (К. Г. Па-

устовский). Лицо его казалось веселым. Незаметно для матери сын стал взрослым.

В функции именной части сказуемого иногда выступают прилагательные в сравнительной степени, например:

В осеннем солнечном лесу человек становится чище. (Г. Н Троепольский). День становился праздничнее и проще. Я не стал ни моложе, ни старше. (М. А. Дудин).

Знаменательная связка полностью сохраняет свое лексическое значение. Она обычно выражается глаголами со значением действия, состояния, движения: Вор вошел в лавку никем не замеченный. Барыня бродит такая унылая. (Н. А. Некрасов). Онегин жил анахоретом. (А. С. Пушкин). Я сидел погруженный в глубокую задумчивость. (А. С. Пушкин). Сестра пришла из школы грустная. Отец вернулся с работы усталый. Лето стояло дождливое (К. Г. Паустовский) [4. С. 256].

Работу над двусоставным предложением необходимо проводить «систематически и планомерно, чтобы возникающие в сознании нерусского школьника связи становились прочными, устойчивыми» [9. С. 278].

Литература

1. Акимов К. Х. Методика преподавания синтаксиса простого предложения в 7 классе дагестанской национальной школы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1979. 159 с. 2. Горшкова В. Н. Синтаксис и пунктуация. Упражнения с выборочным ответом: пос. для учителей. М. : Просвещение, 1975. 208 с.

3. Дерибас Л. А., Мишина К. И. Типы предложений в русском языке: учеб. пос. для вузов. М. : Высшая школа, 1981. 168 с. 4. Дудников А. В. и др. Русский язык: учеб. пос. для сред. спец. учеб. заведений. 6-е изд., испр. М. : Высшая школа, 1988. 416 с. 5. Еремина Е. А. Виды разбора на уроках рус языка. 511 классы: учеб пос. СПб. : Паритет, 2003. 96 с. 6. Обучение русскому языку в 5-11 классах национальных школ: пос. для учителя / под ред. Р. Б. Сабаткоева. СПб. : Просвещение, 1993. 239 с.

7. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык: учеб. пос. для студентов. М. : Высшая школа, 1991. 559 с. 8. Сабаткоев Р. Б. Русский язык: учеб. для 8 кл. нац. школ. 3-е изд. СПб. : Просвещение, 2001. 303 с. 9. Шакирова Л. З., Сабаткоев Р. Б. Методика преподавания русского языка: пос. для учителя. СПб. : Просвещение, 2003. 376 с. 10. Это непростое простое предложение: Книга для учащихся / И. И. Постникова, Т. Н. Зинченко, М. П. Моранькова, И. М. Подгаецкая. М. : Просвещение, 1985. 127 с.

References

1. Akimov K. Kh. Methods of teaching syntax of simple sentences in the 7th grade at the Dagestan national school. Makhachkala: Daguchpedgiz, 1979. 159 p. 2. Gorshkova V. N. Syntax and punctuation. Exercises with the sample answer: aid for teachers. M. : Prosveshchenie, 1975. 208 p. 3. Deribas L. A., Mishina K. I. Types of Russian sentences: textbook for universities. M. : Vysshaya shkola, 1981. 168 p. 4. Dudnikov A. V. et al. The Russian language: textbook for sec. spec. educ. institutions. 6th ed., rev. M. : Vysshaya Shkola, 1988. 416 p. 5. Eremina E. A. Types of analysis at the Russian lessons. 5-11th grades: textbook. SPb. : Paritet, 2003. 96 p. 6. Teaching Russian at the 5-11th grades of national schools: textbook for teachers / ed. by R. B. Sabatkoev. SPb. : Prosveshchenie, 1993. 239 p. 7. Rosenthal D. E., Golub I. B., Telenkova M. A. Modern Russian: textbook for students. M. : Vysshaya Shkola, 1991. 559 p. 8. Sabatkoev R. B. Russian: textbook for the 8th grade of the nat. schools. 3rd ed. SPb. : Prosveshchenie, 2001. 303 p.

9. Shakirova L. Z., Sabatkoev R. B. Methods of teaching Russian: textbook for teachers. SPb. : Prosveshchenie, 2003. 376 p. 10. This complex simple sentence: Book for students / I. I. Postnikova, T. N. Zinchenko, M. P. Morankova, I. M. Podgaetskaya. M. : Prosveshchenie, 1985. 127 p

Психолого-педагогические науки •••

101

Literatura

1. Akimov K. H. Metodika prepodavanija sintaksisa prostogo predlozhenija v 7 klasse dagestanskoj nacion-al'noj shkoly. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1979. 159 s. 2. Gorshkova V. N. Sintaksis i punktuacija. Upra-zhnenija s vyborochnym otvetom: pos. dlja uchitelej. M. : Prosveshhenie, 1975. 208 s. 3. Deribas L. A., Mishina K. I. Tipy predlozhenij v russkom jazyke: ucheb. pos. dlja vuzov. M. : Vysshaja shkola, 1981. 168 s.

4. Dudnikov A. V. i dr. Russkij jazyk: ucheb. pos. dlja sred. spec. ucheb. zavedenij. 6-e izd., ispr. M. : Vysshaja shkola, 1988. 416 s. 5. Eremina E. A. Vidy razbora na urokah rus jazyka. 5-11 klassy: ucheb pos. SPb. : Paritet, 2003. 96 s. 6. Obuchenie russkomu jazyku v 5-11 klassah nacional'nyh shkol: pos. dlja uchitelja / pod red R. B. Sabatkoeva. SPb. : Prosveshhenie, 1993. 239 s. 7. Rozental' D. Je. Golub I. B., Telenkova M. A. Sovremennyj russkij jazyk: ucheb. pos. dlja studentov. M. : Vysshaja shkola, 1991. 559 s.

8. Sabatkoev R. B. Russkij jazyk: ucheb. dlja 8 kl. nac. shkol. 3-e izd. SPb. : Prosveshhenie, 2001. 303 s.

9. Shakirova L. Z., Sabatkoev R. B. Metodika prepodavanija russkogo jazyka: pos. dlja uchitelja. SPb. : Prosveshhenie, 2003. 376 s. 10. Jeto neprostoe prostoe predlozhenie: Kniga dlja uchashhihsja / I. I. Postnikova, T. N. Zinchenko, M. P. Moran'kova, I. M. Podgaeckaja. M. : Prosveshhenie, 1985. 127 s.

Статья поступила в редакцию 27.05.2015 г.

УДК 811.133.1

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РУССКО-КУМЫКСКОГО БИЛИНГВИЗМА

FEATURES OF FRENCH TEACHERS’ TRAINING IN THE RUSSIAN-KUMYK BILINGUALISM

©2015 Оздеаджиева Т. М., Пицхелаури Э. М.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2015 Ozdeadzhieva T. M., Pitskhelauri E. M.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье освещаются особенности подготовки учителя французского языка в условиях русско-кумыкского билингвизма, при котором сопоставительный анализ глаголов движения контактирующих языков в учебных целях может послужить эффективным методическим средством совершенствования правильности иноязычной речи студентов-кумыков.

Abstract. The article highlights the features of training French teachers in the Russian-Kumyk bilingualism, in which the comparative analysis of verbs of motion languages for instructional purposes can serve as an effective methodological tool for improving the accuracy ofKumyk students’ foreign speech.

Rezjume. V stat'e osveshhajutsja osobennosti podgotovki uchitelja francuzskogo jazyka v uslovijah russko-kumykskogo bilingvizma, pri kotorom sopostavitel'nyj analiz glagolov dvizhenija kontaktirujush-hih jazykov v uchebnyh celjah mozhet posluzhit' jeffektivnym metodicheskim sredstvom sovershenstvo-vanija pravil'nosti inojazychnoj rechi studentov-kumykov.

Ключевые слова: образование, кумыкский язык, французский язык, русский язык, анализ, методика, билингвизм, учебный процесс, упражнение, модель, знания, умения, навыки, глагол.

Keywords: education, the Kumyk language, French, Russian, analysis, method, billingualism, learning process, exercise, model, knowledge, abilities, skills, verb.

Kljuchevye slova: obrazovanie, kumykskij jazyk, francuzskij jazyk, russkij jazyk, analiz, metodika, bilingvizm, uchebnyjprocess, uprazhnenie, model', znanija, umenija, navyki, glagol.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.