Научная статья на тему 'Обучение профессиональным и общекультурным компетенциям студентов направления «Туризм» на занятиях русского языка'

Обучение профессиональным и общекультурным компетенциям студентов направления «Туризм» на занятиях русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исторические достопримечательности / общекультурные компетенции / рациональное использование / коммуникативные нормы

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саидова Мохира Расуловна, Болтаева Манзура Шарипова

в статье приводится фрагмент занятия «Исторические достопримечательности Бухары». Целью статьи является рассмотрение способов формирования коммуникативных и общекультурных компетенций на занятиях русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение профессиональным и общекультурным компетенциям студентов направления «Туризм» на занятиях русского языка»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТУРИЗМ» НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА Саидова М.Р.1, Болтаева М.Ш.2

'Саидова Мохира Расуловна — доцент; 2Болтаева Манзура Шарипова — преподаватель, кафедра русского языка и литературы, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье приводится фрагмент занятия «Исторические достопримечательности Бухары». Целью статьи является рассмотрение способов формирования коммуникативных и общекультурных компетенций на занятиях русского языка. Ключевые слова: исторические достопримечательности, общекультурные компетенции, рациональное использование, коммуникативные нормы.

Комплекс подход к подготовке кадров является необходимым в процессе обучения, поэтому на занятиях русского языка уделяем большое внимание формированию языковой компетенции студентов посредством профессиональной лексики и терминологии, усвоенных ими на занятиях.

Дисциплина «Русский язык» проводимые на факультете «Экономика и туризм» включает практические занятия. В данной статье представлено практическое занятие по теме «Исторические достопримечательности Бухары».

Задания, представленные на занятие, позволяют сформировать у студентов направления «Туризм» следующие общекультурные компетенции:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- умение логически верно, ясно строить устную и письменную речь;

- способность к письменной и устной коммуникации на родном и русском языках.

Продемонстрируем занятие на тему «Исторические достопримечательности Бухары».

После устного обсуждения материала по изучаемой теме студентам предлагается

выполнить задания, которые направлены на рациональное использование правил и приёмов вербального речевого воздействия.

Предтекстовые задания.

Задание 1. Прочитайте следующие слова, соблюдая орфоэпические нормы русского языка.

Сооружение, возведено, купол, погребен, усыпальница, орнамент, роскошно, мечеть, искрится, портал, башня, маяк.

Задание 2. Объясните значение следующих слов и словосочетаний. Составьте предложения с каждым примером.

Туристический объект, курортный фонд, крупнейшее сооружение, роскошная мечеть, высокий портал, красочный айван, военное дело, зажжённые фонари.

Потекстовые задания

1 .Прочитайте внимательно текст, разделите на смысловые части.

Исторические достопримечательности страны

Трудно представить себе архитектурный облик Бухары без минарета Калян - самого высокого сооружения города. Вместе с мечетью Калян, медресе Мири-Араб и Амира Алимхана он входит в ансамбль Пойи Калян, т.е «подножие минарета». Эту башню решил возвести, заботясь о караванах, которые могли заблудиться в безводных пустынях Бухары, Амир Арслан Караханид. Он лично ознакомился с проектами известных мастеров и одобрил проект уста Бако. В 1124 году было дано благословение на строительство, и через три года (1127) строительство минарета было окончено. Высота минарета 47,5 метров. На вершине башни - 16 окон, около которых по ночам устанавливались зажжённые фонари. Минарет стал маяком для многочисленных путников.

Как показала жизнь, Амир Арсланхан сделал великое дело. На свет маяка, который по ночам был виден на большом расстоянии, в Бухару стали съезжаться торговые караваны.

Бухара превратилась в центр Великого Шёлкового пути, в торговый узел, связывающий между собой страны Азии и Европы.

Минарет был не только маяком. Он служил местом призыва мусульман на молитву. Высокий минарет служил также наблюдательным пунктом, откуда следили за появлением врага. До сих пор на его крыше сохранилось караульное помещение. Ещё одна функция башни - это поднимать настроение людей красотой.

На одном из верхних колец минарета написано: «Выполнил Уста Бако» и «1127 год, минарет Арсланхана». Эта память о славных людях далёкой эпохи Караханидов жива и ныне. Послетекстовые задания 1. Ответьте на вопросы, пользуясь текстом

1. Кто и с какой целью решил построить в Бухаре самое высокое сооружение? 2. Кого проект был одобрен? 3. Сколько лет шло строительство минарета? 4. Какова высота минарета. 5.Почему Бухара стала центром Великого Шёлкового пути? 6. Каковы функции минарета? 7. Что начертано на одном из верхних колец минарета?

2. Расположите в правильном порядке пункты плана к тексту, а затем перескажите текст. Центр Великого Шёлкового пути. Верхнее кольцо минарета. Проект Уста Бако. Решение Амира Арсланхана. Самое высокое сооружение города. Функции минарета.

3. Какие памятники старины города Бухары вы ещё знаете? Что вы можете о них рассказать?

4. Напишите мини-рассказ об одном из древних архитектурных памятников города Бухары.

5. Составьте диалог в рамках профессиональной деятельности в соответствии с положениями фактора контакта с собеседником. Предлагаются следующие ситуации:

1. Вы сотрудник турагентства. Покупателя тура не устраивает цена. Попытайтесь убедить клиента в том, что это самый оптимальный вариант.

2. Вы туроператор. Клиент хочет приобрести у вас тур, который будет устраивать его по соотношению цена-качество. Предложите клиенту соответствующий тур.

3. Вы туроператор. Возмущённый турист требует адекватного ответа на свою рекламацию. Предотвратите конфликтную ситуацию.

Итак, описанные нами задания представляют фрагменты занятия по теме «Исторические достопримечательности Бухары» и являются основной частью занятия. Все вышеперечисленные упражнения направлены на формирование коммуникативной компетенции студентов. Основной принцип, которого мы придерживаемся в нашей педагогической деятельности, это доступная подача материала и практическая значимость полученных на занятиях знаний для будущей профессиональной деятельности студентов.

Система представленных упражнений базируется на таких формах обучения, как языковой проект и деловая игра. Кроме того, мы считаем эффективным использование интерактивных и аудиовизуальных средств обучения, поскольку они помогают не только поддерживать интерес аудитории к изучаемому материалу, но и облегчить процесс его восприятия.

Таким образом в ходе проведения занятия русского языка, мы всегда отмечаем неподдельный интерес студентов к предложенным темам, а также их активность при выполнении различного рода заданий.

Список литературы

1. Виноградова Л.В. Русская терминология туризма: структурная характеристика // Вестник НовГУ. Сер.: История. Филология, 2009.

2. Стернин И.А. Деловое общение: Учеб. пособие для старшеклассников и студентов. И.А. Стернин. Воронеж: Родная речь, 2009. С. 73-76.

3. Филатова Е.А. Русский язык для экономистов: учебное пособие для иностранных учащихся первого курса экономических вузов. М., 1991.

4. Саидова М.Р., Болтаева М.Ш. Педагогические взгляды Абу Али Ибн Сины // ББК 74.48 Р76. С. 83.

5. Khurramov O.K. Concept of teaching, actions and technology // Современные тенденции развития аграрного комплекса, 2016. С. 1728-1732.

6. Болтаева М.Ш., Саидова М.Р. Великие мыслители востока о воспитании детей // ББК 74.48 Р76. С. 14.

7. Alisherovna D.N. Flipped learing as the key to improving education in higher education // European science, 2020. № 1 (50).

8. Болтаев Ш.Ш. Наиболее важные вопросы развития экологического туризма // Современные тенденции и актуальные вопросы развития туризма и гостиничного бизнеса в России, 2017. С. 26-31.

9. Болтаева М.Ш. Экологические и природные ресурсы в туризме в развитии экономического потенциала Бухарского региона // Современные тенденции и актуальные вопросы развития туризма и гостиничного бизнеса в России, 2017. С. 202-207.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РОЛИ ВЕДЕНИЯ ПОЕДИНКА В РАЗНЫХ СТОЙКАХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОРЦОВ Холиков Б.Х.1, Акбаров А.2

'Холиков Бахтиёр Халилович - преподаватель, кафедра теории и методики национальных и международных видов кураши;

2Акбаров Ахматжон - кандидат физико-математических наук, доцент,

кафедра естественнонаучных дисциплин, Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, г. Чирчик, Республика Узбекистан

Аннотация: приводятся результаты анализа педагогического оценивания роли двигательных игр при подготовке квалифицированных борцов. Методами исследования были выбраны анкетирование и собеседование с опытными тренерами, с целью обобщения практического опыта работы тренеров по организации и планированию учебно-тренировочных занятий курашистов, в частности в плане эффективности ведения поединка в высокой стойке, выявления используемых средств и методов обучения и совершенствования ведения борьбы и определения факторов, существенно влияющих на эффективность борьбы в высокой стойке. Ключевые слова: анкетирование, высокая стойка, технико-тактические приемы, весовая категория.

Исследования проводились с целью изучения практического опыта ведущих тренеров и высококвалифицированных курашистов по отношению выяснения средств и методов обучения, развития и совершенствования ведения борьбы и определения факторов, существенно влияющих на эффективность борьбы в разных стойках. В процессе анкетирования, который был организован в ходе первенств Узбекистана, проведенных в городе Наманган (2018 г.), в Сырдарьинской области (2019 г.) и на соревнованиях «Гармонично развитое поколение» в городе Алмалык (2018 г.), приняли участие всего 28 тренеров, среди которых 6 человек имеет звание "Заслуженный тренер Узбекистана", 22 тренеров имеют первой категории, стаж работы которых составлял в интервале от 15 до 45 лет, и 24 высоко квалифицированных спортсменов -курашистов, среди которых мастера спорта Международной категории, призеры чемпионатов мира, победители и призеры чемпионатов Азии и других престижных Международных соревнований в разных весовых категориях в различных периодах. Респондентам были предложены вопросы (табл.1) для определения рейтинговых баллов (в интервале от 1 до 5 баллов) технико-тактических приемов и физических качеств (п=52).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.