Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ: УСЛОВНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ'

ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ: УСЛОВНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / УСЛОВНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Екатерина Владимировна, Коваль Оксана Ивановна, Соловьева Ольга Борисовна

Авторы статьи предлагают разработанные комплексы условно-коммуникативных и коммуникативных упражнений для решения проблемы формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза. Данные комплексы являются вторым и третьим компонентом (после предречевых упражнений) в системе упражнений по обучению профессионально ориентированному общению. Система упражнений, в отличие от отдельно взятых упражнений, решает проблему дидактической последовательности осуществления учебных действий. Условно-коммуникативные упражнения, являясь промежуточным этапом между предречевыми и коммуникативными, обеспечивают плавный переход от языковых упражнений к реальной коммуникации. Авторы статьи обосновывают необходимость данного комплекса упражнений в предлагаемой системе. В основе условно-коммуникативных упражнений тексты профессиональной направленности и моделируемые ситуации профессионального общения. В данный комплекс входят блоки упражнений, направленные на развитие монологической и диалогической речи. Коммуникативные упражнения обеспечивают формирование и развитие навыков и умений профессионального общения. Они лежат в основе коммуникативной компетенции. Упражнения коммуникативного комплекса представлены блоком упражнений на основе реальных ситуаций профессионального общения. Также авторы предлагают блок креативных упражнений. Они направлены на развитие познавательной деятельности студентов. Креативные задания способствуют повышению мотивации обучающихся. Авторы приводят примеры разнообразных типов упражнений. Результаты опытного обучения доказывают целесообразность предлагаемой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Екатерина Владимировна, Коваль Оксана Ивановна, Соловьева Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION TO STUDENTS: QUASI-COMMUNICATIVE AND COMMUNICATIVE EXERCISES

The authors of the article propose the developed complexes of quasi-communicative and communicative exercises to solve the problem of forming a foreign language communicative competence of students of a non-linguistic university. These complexes are the second and third components (after pre-speech exercises) in the system of exercises for teaching professionally oriented communication. The system of exercises, in contrast to individual exercises, solves the problem of the didactic sequence of the implementation of educational actions. Quasi-communicative exercises, being an intermediate stage between pre-speech and communicative ones, provide a smooth transition from language exercises to real communication. The authors of the article justify the need for this set of exercises in the proposed system. Quasi-communicative exercises are based on professionally oriented texts and simulated situations of professional communication. This complex includes blocks of exercises aimed at the development of monologue and dialogic speech. Communicative exercises provide the formation and development of skills and abilities of professional communication. They form the basis of communicative competence. The exercises of the communicative complex are presented by a block of exercises based on real situations of professional communication. The authors also offer a block of creative exercises. They are aimed at developing the cognitive activity of students. Creative tasks help to increase the motivation of students. The authors give examples of various types of exercises. The results of experimental training prove the feasibility of the proposed system.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ: УСЛОВНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»

Педагогика

УДК 372.881.11

кандидат педагогических наук, доцент Баранова Екатерина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Коваль Оксана Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Соловьева Ольга Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (г. Нижний Новгород)

ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ: УСЛОВНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация. Авторы статьи предлагают разработанные комплексы условно-коммуникативных и коммуникативных упражнений для решения проблемы формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза. Данные комплексы являются вторым и третьим компонентом (после предречевых упражнений) в системе упражнений по обучению профессионально ориентированному общению. Система упражнений, в отличие от отдельно взятых упражнений, решает проблему дидактической последовательности осуществления учебных действий. Условно-коммуникативные упражнения, являясь промежуточным этапом между предречевыми и коммуникативными, обеспечивают плавный переход от языковых упражнений к реальной коммуникации. Авторы статьи обосновывают необходимость данного комплекса упражнений в предлагаемой системе. В основе условно-коммуникативных упражнений тексты профессиональной направленности и моделируемые ситуации профессионального общения. В данный комплекс входят блоки упражнений, направленные на развитие монологической и диалогической речи. Коммуникативные упражнения обеспечивают формирование и развитие навыков и умений профессионального общения. Они лежат в основе коммуникативной компетенции. Упражнения коммуникативного комплекса представлены блоком упражнений на основе реальных ситуаций профессионального общения. Также авторы предлагают блок креативных упражнений. Они направлены на развитие познавательной деятельности студентов. Креативные задания способствуют повышению мотивации обучающихся. Авторы приводят примеры разнообразных типов упражнений. Результаты опытного обучения доказывают целесообразность предлагаемой системы.

Ключевые слова: система упражнений, коммуникативная компетенция, профессиональная коммуникация, неязыковой вуз, условно-коммуникативные упражнения, коммуникативные упражнения.

Annotation. The authors of the article propose the developed complexes of quasi-communicative and communicative exercises to solve the problem of forming a foreign language communicative competence of students of a non-linguistic university. These complexes are the second and third components (after pre-speech exercises) in the system of exercises for teaching professionally oriented communication. The system of exercises, in contrast to individual exercises, solves the problem of the didactic sequence of the implementation of educational actions. Quasi-communicative exercises, being an intermediate stage between pre-speech and communicative ones, provide a smooth transition from language exercises to real communication. The authors of the article justify the need for this set of exercises in the proposed system. Quasi-communicative exercises are based on professionally oriented texts and simulated situations of professional communication. This complex includes blocks of exercises aimed at the development of monologue and dialogic speech. Communicative exercises provide the formation and development of skills and abilities of professional communication. They form the basis of communicative competence. The exercises of the communicative complex are presented by a block of exercises based on real situations of professional communication. The authors also offer a block of creative exercises. They are aimed at developing the cognitive activity of students. Creative tasks help to increase the motivation of students. The authors give examples of various types of exercises. The results of experimental training prove the feasibility of the proposed system.

Key words: system of exercises, communicative competence, professional communication, non-linguistic university, quasi-communicative exercises, communicative exercises.

Введение. Формирование коммуникативной компетенции, как цель обучения иностранному языку в вузе, является комплексной задачей, стоящей перед преподавателем [1]. Обучение иностранному языку в техническом вузе имеет свои особенности. Прежде всего, это базовый уровень подготовки, с которым бывшие выпускники приходят в университет, и который, к сожалению, не всегда бывает достаточно высоким, чтобы осуществлять коммуникацию на иностранном языке на занятиях [2]. Дефицит аудиторных занятий также усложняет задачу формирования и развития навыков и умений иноязычного общения. Кроме того, необходимо принимать во внимание профессиональную направленность содержания обучения в вузе по подготовке специалистов технических профилей.

Мы считаем, что реализация поставленной цели формирования коммуникативной компетенции обучающихся во многом зависит от научно обоснованной системы упражнений, применяемой на занятиях по иностранному языку.

Следует отметить, что именно система, а не отдельно взятые упражнения, будет способствовать формированию устойчивых навыков иноязычного общения, так как только система обеспечивает дидактическую связь и логическую последовательность выполнения учебных действий студентами [3; 4; 5; 6; 7]. Предлагаемая нами система трехкомпонентна и состоит из комплексов предречевых, условно-коммуникативных (условно-речевых) и коммуникативных (речевых) упражнений. В основе системы лежит текстовая база профессиональной направленности и моделируемые ситуации профессионального общения.

Предречевые упражнения способствуют концентрации внимания обучающихся на конкретном фонетическом, лексическом и грамматическом материале на начальном этапе обучения.

Изложение основного материала статьи. В данной статье мы предлагаем рассмотреть комплексы условно-коммуникативных и коммуникативных упражнений. Упражнения условно-коммуникативного модуля обеспечивают переход от предречевых заданий к реальной коммуникации. В основе этих упражнений лежат тексты профессиональной направленности и моделируемые ситуации профессионального взаимодействия. В процессе выполнения упражнений происходит тренировка языкового материала, в учебных условиях имитируется реальное общение на иностранном языке. Обучаемые воспроизводят материал, заученный на этапе выполнения предречевых упражнений, учатся обобщать, преобразовывать, трансформировать учебный материал, учатся выстраивать собственное высказывание.

Коммуникативные упражнения способствуют побуждению студентов к самостоятельному осуществлению коммуникации на основе усвоенного лексико-грамматического материала и профессиональной информации [8]. В них воспроизводятся реальные ситуации профессионального взаимодействия. Данный комплекс состоит из блока упражнений на основе реальных ситуаций профессионального общения и блока креативных упражнений. Этот этап предполагает свободное владение усвоенным материалом, а также способность применять на занятиях по иностранному языку знания из профильных дисциплин.

Приведем примеры условно-коммуникативных и коммуникативных упражнений, выполняемых на занятиях по иностранному языку студентами специальности «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики». Послетекстовые упражнения:

Упражнения на формирование навыков и умений монологической речи:

- пересказ на основе:

а) изменения форм (изменения числа, залога, порядка слов в предложениях);

б) сочетания (новой информации с изученной ранее);

в) изменения фраз и предложений (расширения текста или отдельных его частей за счет изученного ранее; сокращения текста или отдельных его абзацев).

Группа упражнений, направленных на развитие умений диалогической речи:

- вопросно-ответные упражнения (направлены на развитие умений реагировать на вопросы собеседника): Read the text and answer the questions:

1. What word does the word "electric" come from?

2. When did our first understanding of electricity begin?

3. What are the most commonly used forms of electricity?

4. What are atoms made up of?

5. What is the balanced condition of an atom?

6. What are free electrons?

-репликовые упражнения (студенты сами выбирают форму и содержание языкового высказывания»):

1) утверждение-вопрос:

Ask questions to the following statements:

1. B. Franklin made experiments with static-electricity machines. (Who? What kind of?)

2. B. Franklin observed electrical discharge between the terminals of his machine. (What?)

3. B. Franklin concluded that the current flow was from the positive terminal of the machine through the external path - air - to the negative terminal. (What conclusion?)

4. W. Gilbert carried out various important experiments on electricity and magnetism.

Ask your friend:

a) if DC motors are widely used;

b) if he (she) knows the principles of DC motor operation;

c) what a commutator is;

d) how the rotor speed of the DC motor can be changed;

e) if generators and motors are similar.

2) утверждение-утверждение:

Agree with the speaker and provide some more information:

1. Direct current and alternating current are two commonly used forms of electricity.

2. It is easier to see the effects of electricity than to describe what it is.

3. If the number of protons and neutrons is different the atom is balanced.

3) утверждение-отрицание:

Disagree with the statement and give arguments:

1. Each atom is made up of neutrons and protons.

2. Protons and electrons follow specific laws of gravitation.

3. Neutrons are positively charged.

- направляемая дискуссия:

Read the text "What is Electricity? " and using key words speak about it according to the following plan:

- Discovery of electricity.

- Two types of electricity.

- Structure of the atom.

Key words: form of energy, electricity's basic principles, attraction between materials, amber rods, property, charged with electricity, systematic scientific research on electrical phenomena, two types of electricity, Direct Current, Alternating Current, specific laws of attraction.

Упражнения на базе моделируемых ситуаций.

Упражнения, формирующие навыки и умения монологической речи:

- описательные упражнения (описание рисунков, схем, устройств с опорой на ключевые слова): Look at the picture of DC motor and describe the principle of its operation using the key words:

adjust, armature, armature coil, bar, carbon brush, cast, commutator, controllable ,distortion energize field coil field current field pole field winding drive, grid, harmonic spectrum, high-torque, induction motor, install, interpole, load, magnetic flux, maintain, mount, rotor, series motor, simplification, sliding switch ,solid-state, sparking, stationary, stator, winding.

- ситуативные упражнения:

- дополняемые ситуации (необходимо закончить или дополнить описание ситуации): Speak about the following situations:

1. It is not normally necessary to check the insulation resistance to automated voltage regulator (AVR) and current compensation device (CCD), but if necessary, take the special measures and describe them.

- ситуативно-переводные: Practice the following situations:

1. Если тахогенератор или измеритель скорости подключен к торцу возбудителя, разберите и снимите его в первую очередь.

2. Снимите кабели с клеммной коробки возбудителя, также трубопроводы подачи и отвода масла, датчик уровня масла.

3. Снимите термометры.

4. Снимите воздушные уплотнения.

5. Снимите крышки и крышки возбудителя.

6. Выньте вентилятор возбудителя и снимите внутреннюю крышку.

7. Отдайте болты, фиксирующие сердечник на корпусе возбудителя, поднимите корпус и сместите на противоположную сторону от приводного конца.

Упражнения на формирование навыков и умений диалогической речи:

- ситуативные упражнения:

ролевые ситуации:

You are an Electrical Engineer, give instructions to your trainee how to dismantle a brushless generator.

- условная беседа (учебный аналог свободной беседы):

We 're going to discuss electrical safety. Get more details or to add some information.

- Do not work on wet floors. Work on a rubber mat or an insulated floor.

- Do not leave unattended electric heaters connected to the network.

- ролевая игра (игровая ситуация обеспечивает мотивационную основу речевого высказывания; студенты овладевают отдельными речевыми действиями):

Act out a conversation about assembling an electrical machine.

Roles: a cadet, an electrical engineer.

1. If a tachogenerator or speed meter is connected to the end of the exciter, disassemble and remove it first.

2. Remove the cables from the exciter terminal box, as well as the oil supply and return pipelines, the oil level sensor.

3. Remove thermometers.

4. Remove air seals.

5. Remove covers and exciter covers.

6. Remove the exciter fan and remove the inner cover.

7. Loosen the bolts securing the core to the exciter housing, lift the housing and move it to the opposite side from the drive end.

Упражнения на основе реальных ситуаций.

Упражнения на формирование навыков и умений монологической речи:

- описательные упражнения (описание рисунков, схем, устройств без опоры на ключевые слова).

Examine the picture of DC generator and describe its essential parts and the principle of operation.

- проблемные ситуативные упражнения (упражнения, в основе которых лежит проблема профессионального характера):

Explain how the fault can be removed:

1. Motor fails to run with its armature supplied by rated voltage.

2. Motor nominally loaded runs slowly (its rotational speed is lower than rated one.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Motor idle or loaded runs fast (its rotational speed is higher than rated one).

4. Motor runs hot.

5. Motor is noisy in operation.

Упражнения, формирующие навыки и умения диалогической речи:

- свободная беседа (студенты свободно выражают собственные идеи, общаясь на заданную тему):

Discuss the advantages and disadvantages of DC Motors.

- профессиональная дискуссия (мнения студентов по профессиональным вопросам обязательно должны различаться; в ходе обсуждения спорного вопроса дискуссии должны присутствовать оценочные и аргументированные суждения):

Discuss the prospects of using electric cars widely in the near future.

- деловая игра.

Act out a job interview, using the following questions.

What position are you looking for?

What's your total sea experience?

Do you have foreign crew experience?

Творческие задания или упражнения:

- работа над проектом (студенты самостоятельно выбирают тему исследовательской работы профессиональной направленности и представляют ее в виде устной презентации):

Find information about different types of electrical machines and prepare a presentation on it.

Выводы. Предлагаемые условно-коммуникативные и коммуникативные упражнения были апробированы в ходе опытного обучения. На основании полученных результатов можно сделать вывод о целесообразности и необходимости их применения в процессе обучения профессиональной иноязычной коммуникации студентов неязыкового вуза. Трехкомпонентная система упражнений обеспечивает поэтапное формирование навыков и развитие умений, которые лежат в основе коммуникативной компетенции.

Литература:

1. Баранова, Е.В., Соколова, Е.Г. Грамматический аспект обучения английскому языку студентов 1-го курса специальности «судовождение» / Е.В. Баранова, Е.Г. Соколова // Актуальные вопросы обучения профессионально ориентированному иностранному языку в морском вузе: проблемы и перспективы. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Соколова. - Санкт-Петербург, 2021. - С. 83-93.

2. Волкова В.В., Коваль О.И., Соловьева О.Б. Лексический аспект обучения иностранному языку в техническом вузе / В.В. Волкова, О.И. Коваль, О.Б. Соловьева // Комплексное взаимодействие лингвистических и выпускающих кафедр в техническом вузе. Международная научно-практическая конференция, посвященная 125-летию РУТ (МИИТ). - Москва, 2021. - С. 107-111.

3. Пассов, Е. И. Классификация упражнений для обучения говорению / Е. И. Пассов // Иностранные языки в школе. -1977. -№ 5. - С. 49-54.

4. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. - М.: Рус. Яз., 1989. - 276 с.

5. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.

6. Шамов, А.Н. Когнитивный подход к обучению лексике: моделирование и реализация / А.Н. Шамов. - Автореф. дис. д-ра пед. наук. - Тамбов, 2005. - 50 с.

7. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов - 2-е изд., дораб. / С.Ф. Шатилов. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.

8. Volkova V.V., Koval O.I., Solovyova O.B. Characteristics of strategies for teaching marine engineers professional communication at English lessons / V.V Volkova., O.I. Koval, O.B. Soloveva // Materials of the I All-Russian Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of S.S. Sokolov. - St. Petersburg, 2021. - pp. 165-174.

Педагогика

УДК 37.015

доцент, кандидат философских наук Баринова Софья Геннадьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО

Аннотация. Социально-педагогические вызовы новой цифровой эпохи побуждают нас пересмотреть структуру и систему воспитания. Очевидно, что изменились не просто субъекты воспитания, но и его пространство. Сегодня это не только непосредственное физическое окружение ребёнка и сеть взаимосвязанных педагогических событий, созданная усилиями субъектов, но и цифровая среда, порой более агрессивная, чем прежняя дворовая. При этом цифровая среда - это не только риски, это новый формат и жизни, и работы, и отношений. Понимая и признавая цифровизацию как неизбежную ступень развития и общества, и знания, новый человек становится сегодня существом не только биосоциальным, но и технологическим. И здесь перед педагогикой встаёт задача разработки новых технологий воспитания и гуманизации, которые бы способствовали развитию и сохраняли равновесие социальной системы. Риски цифровой среды связаны прежде всего с конфиденциальностью, неизвестностью сохранности и использования информации в сети, а также вопросами финансирования, которые и определяют цели её существования. Трансформация отечественного воспитания в условиях социально-педагогических вызовов будущего обусловлена влиянием информационной среды, которая изменила как содержание воспитания, так и его систему, что до сих пор не всегда учитывается. Приоритеты и цели цифровой трансформации в образовании обозначаются сегодня как переход от массового унифицированного образования к индивидуализированному образованию, направленному на обеспечение успешности и конкурентоспособности каждого ребенка. Рост дистанционных рабочих мест, обучения, других контактов потребует от будущих поколений также определённого типа социального и эмоционального интеллекта, способствующего эффективному сотрудничеству и позитивным взаимоотношениям. Это новые навыки, но ни в коем случае не замещающие существующее реальное общение и взаимодействие. Потому образование будущего предполагает смешанный формат. Существенно, что сегодня востребованы форматы именно коллективного взаимодействия. Возможно, в этом тоже есть свой ответ цифровой эпохе. Человек уходит в виртуальный мир, но, не получая там полноценной реализации, стремится вернуться к «живой» жизни в коллективе, среди других людей.

Ключевые слова: воспитание, социально-педагогические вызовы, цифровая среда, цифровое поколение, цифровизация.

Annotation. The socio-pedagogical challenges of the new digital era are prompting us to reconsider the structure and system of education. It is obvious that not only the subjects of education have changed, but also its space. Today it is not only the immediate physical environment of the child and the network of interconnected pedagogical events created by the efforts of the subjects, but also the digital environment, sometimes more aggressive than the former backyard. At the same time, the digital environment is not only about risks, it is a new format for life, work, and relationships. Understanding and recognizing digitalization as an inevitable step in the development of both society and knowledge, the new person today is becoming not only a biosocial, but also a technological being. And here, pedagogy faces the task of developing new technologies of education and humanization that would contribute to the development and maintain the balance of the social system. The risks of the digital environment are primarily related to confidentiality, the uncertainty of the safety and use of information on the network, as well as funding issues, which determine the goals of its existence. The transformation of domestic education in the context of socio-pedagogical challenges of the future is due to the influence of the information environment, which has changed both the content of education and its system, which is still not always taken into account. The priorities and goals of digital transformation in education are designated today as the transition from mass unified education to individualized education aimed at ensuring the success and competitiveness of each child. The growth of teleworking, learning, and other contacts will also require future generations to also have a certain type of social and emotional intelligence that promotes effective collaboration and positive relationships. These are new skills, but in no way replace the existing real communication and interaction. Therefore, the education of the future involves a mixed format. It is essential that formats of collective interaction are in demand today. Perhaps this, too, has its own answer to the digital age. A person goes into the virtual world, but, not getting a full-fledged realization there, he strives to return to a "live" life in a team, among other people.

Key words: education, socio-pedagogical challenges, digital environment, digital generation, digitalization.

Введение. Понимание государством и обществом воспитания как стратегического общенационального приоритета определяет успешность всех направлений развития, социальных, экономических и прочих преобразований. Активная деятельность современных российских учёных (П.В. Степанов, Н.Л. Селиванова, И.В. Захарова, М.В. Шакурова, С.А. Расчетина, Т.А. Ромм, В.С. Собкин, Б.М. Бим-Бад, М.В. Дюжакова, В.И. Слободчиков, Е.В. Киселева, А. Н. Ходусов, Р.А. Андиранова и др.) представлена многогранными исследованиями, чьи теоретические и практические разработки составляют научно-практическую ценность и определяют направление нашей работы.

Проблемы воспитания связаны сегодня со множеством факторов, включая мировоззренческие, экономические, технологические и другие. Социально-педагогические вызовы современному отечественному воспитанию порождены глобальными изменениями в обществе, которые вызывают необходимости трансформаций в образовании, а также смежных ему сферах и институтах (культура, управление, семья и т.д.). Всё это требует своего осмысления.

Цифровая эпоха, явившаяся результатом так называемой цифровой революции, вызвала не только ряд существенных экономических и технологических преобразований, в том числе позитивных, но и выдвинула серьёзные вызовы культуре, идеологии, политике, образованию и т.д. Поскольку именно последнее является «капиталом», способным обеспечивать стабильность и конкурентоспособность любого государства, постольку вопрос образования в цифровую эпоху видится сегодня острым и актуальным.

Сопряжённые с процессом цифровизации трансформации традиционных практик в части обучения хотя и становятся более или менее определенными, а педагоги постепенно осваивают электронные образовательные технологии, обоснованные тревоги всё же возникают в отношении качества и содержания. Одним из ключевых отличий образования цифровой эпохи становится сменившаяся роль учителя, педагога, воспитателя. Если прежде он был первостепенным носителем знаний, субъектом образования, прямым результатом именно его профессиональных знаний и таланта были

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.