Научная статья на тему 'Обучение применению электронной криминалистической характеристики убийств в ходе занятий на криминалистическом полигоне'

Обучение применению электронной криминалистической характеристики убийств в ходе занятий на криминалистическом полигоне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА "ФОРВЕР" / ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ ПРЕСТУПНИКА / ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толстолуцкий Владимир Юрьевич, Кузенкова Галина Владимировна

В работе рассматриваются проблемы криминалистической трансформации достижений компьютерных наук и юридического статуса криминалистических компьютерных моделей. Вводится понятие электронной криминалистической характеристики преступлений (еКХП). Показан метод выдвижения следственных версий по субъекту преступления на компьютерном полигоне. Обучение раскрытию убийств строится на основе формирования вероятного портрета преступника, полученного с помощью компьютерной программы «ФОРВЕР».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Толстолуцкий Владимир Юрьевич, Кузенкова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение применению электронной криминалистической характеристики убийств в ходе занятий на криминалистическом полигоне»

Толстолуцкий В.Ю.1, Кузенкова Г.В.2

1 ННГУ им. Н.И. Лобачевского, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики юридического факультета, tolvlad@yandex.ru 2 ННГУ им. Н.И. Лобачевского, доцент Центра прикладной информатики факультета ВМК,

kuzenkovagv@mail.ru

Обучение применению электронной криминалистической характеристики убийств в ходе занятий на криминалистическом полигоне

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Электронная криминалистическая характеристика,

компьютерная программа «ФОРВЕР», вероятностный портрет преступника, ориентировочная основа криминалистического действия, эффективность обучения.

АННОТАЦИЯ:

В работе рассматриваются проблемы криминалистической трансформации достижений компьютерных наук и юридического статуса криминалистических компьютерных моделей. Вводится понятие электронной криминалистической характеристики преступлений (еКХП). Показан метод выдвижения следственных версий по субъекту преступления на компьютерном полигоне. Обучение раскрытию убийств строится на основе формирования вероятного портрета преступника, полученного с помощью компьютерной программы «ФОРВЕР».

Современные информационные технологии, применяемые и разрабатываемые в криминалистике, заставляют пересматривать подходы к обучению в высших учебных заведениях. Отмечается тенденция, заключающейся в том, что у юристов использование в криминалистическом образовании мультимедийного оборудования становится буквально самоцелью, при этом игнорируются ранее существовавшие и хорошо себя зарекомендовавшие образовательные средства. Особую остроту данный вопрос приобретает в связи с изменением отношения преподавателей кафедр криминалистики к криминалистическому полигону. Возникает подмена работы студентов на полигоне мультимедийными средствами. Разработчики программного обеспечения основные усилия направляют на то, что бы сделать компьютерную интерактивную визуализацию в качестве основы создания тренажеров, аналогичных уже имеющимся автомобильным, авиационным и другим тренажерам [1]. При этом предполагается, что новые методы, востребованные в далеких от криминалистики областях знаний, будут так же успешно применены в обучении раскрытию и расследованию

преступлений. Например, в медицине множество компаний по всему миру производят виртуальные симуляторы, которым посвящены десятки ежегодных конференций, публикуются сотни статей, изготовлено более 5 тысяч систем для виртуального тренинга, работающих в более чем 1000 учебных центрах по всему миру [2]. Виртуализация образования (здесь понимается применение виртуальных сред обучения) вышла из плоскости 2D в плоскость 3D (сейчас можно говорить уже о 4D [5 3]). С точки зрения визуализации информации открываются широчайшие возможности. Виртуальная среда обучения считается эффективным средством обучения отчасти потому, что она обеспечивает некоторую социальную лабораторию, где ролевые игры, моделирование ситуаций, проведение исследования или эксперименты могут быть осуществлены в относительно безопасной (безрисковой) окружающей среде. Для образовательных целей высшие учебные заведения начали применять среду Second Life (компании Linden Lab, Сан-Франциско, США), которая позиционируется как трёхмерный виртуальный мир с элементами социальной сети. Первый опыт университетов в Second Life это обучение иностранным языкам [4]. В Университете округа Колумбия в юридическом образовании использовался виртуальный мир Second Life для имитации расследования на месте преступления [5]. Московский открытый юридический институт перенес в виртуальную среду Second Life весь процесс обучения «с сохранением атмосферы классического учебного процесса» [6]. Однако, как указывается в работе [7], что виртуализацию образования отличает именно информативный характер, что зачастую затрудняет процесс обучения; и это связано с тем, что наш обучаемый, имея навыки работы с компьютером и некоторое представление об информационных технологиях, практически не имеют фундаментальной подготовки в методах организации и распространения информации.

Кроме того, наглядность и интерактивность мультимедийных технологий воспринимаются как свойства, не только необходимые, но и достаточные для организации обучения. Веяния этой тенденции заметны и в юридическом образовании, для которого компьютерные программы создаются как совершенно самостоятельное образовательное средство, то есть без какой либо связи с обучением на криминалистическом полигоне. Основной аргумент: виртуальное пространство может быть создано в виде любого сценария, чего нельзя добиться с помощью криминалистического полигона. Приведенная формулировка указывается разработчиками компьютерных образовательных систем в качестве основного достоинства с перспективой в ближайшем будущем полного замещения реальности виртуальной средой. Складывается впечатление, что у разработчиков таких программ нет сомнений в том, что экономическая выгода от использования интерактивных тренажеров настолько велика, что полностью покрывает отсутствие педагогической теории, необходимой для ведения любого образовательного процесса.

Опыт педагогической работы в области криминалистического образования показывает, что недостаточно рассматривать криминалистическое образование лишь в плане его сходства с закономерностями обучения в других областях знаний. Особенностью криминалистики как юридической науки является аккумуляция знаний разных предметных областей: права, психология, социология, статистики, физики, химии и т.д. В предмете криминалистики существуют специфические стороны, и их изучение требует разработки особых педагогических средств и методов. Одновременное использование категорий общего и особенного позволяет выделить в общей тенденции по внедрению мультимедийного образования такие черты, которые претерпевают то, что в криминалистике называется «криминалистическая трансформация достижений естественных и технических наук». Для практики следственной деятельности категория «криминалистическая трансформация» позволяет выделить механизм превращения естественнонаучных знаний в знания криминалистические. Полагаем, что ее значение более существенно и это понятие следует применить для рассмотрения специфических закономерностей криминалистического образования. В криминалистике производится поэтапная реконструкция расследуемого события. Минувшее преступление представлено в настоящем лишь своими следами, оно должно обрести наглядность, чтобы быть доступным для восприятия участниками уголовного судопроизводства. Таким образом, возникает необходимость адекватной визуализации-реконструкции событий. Эта функция компьютерных программ зачастую становится основополагающей, в отличие от, например, тренажерной функции виртуальных сред в обучении вождению воздушных судов или автомобилей, где речь идет о событии, развивающемся в настоящем времени. При этом любая визуализация в уголовно-процессуальном доказывании должна учитывать вероятностный ретроспективный характер познания, реализующийся на этапе предварительного следствия по уголовному делу.

Проблема, в виде необходимости осуществления криминалистической трансформации достижений компьютерных наук, стоит перед преподавателями криминалистики, поскольку функция вероятностной реконструкции преступления, ставящаяся криминалистами на первый план, практически не присутствует в описаниях разработчиков компьютерных программ. В качестве примера можно привести программы «3D Свидетель» [8], «Ситуационный конструктор» [9]. Отметим, что авторами указанных в целом оценивающихся нами положительно программных продуктов не рассматривается степень адекватности компьютерной модели события и расследуемого преступления. Другим подходом пользуются разработчики криминалистического пакета FARO [10], в основе которого лежит комбинация лазерного сканера высокого разрешения FOCUS 3D и компьютерных программ. Предложенная авторами

технология трехмерной фиксации мест происшествий и преступлений в реальном режиме временит представляет собой наиболее современной способ объективного запечатления следовой картины.

С нашей точки зрения, одной из основных закономерностей характеризующих процесс криминалистической трансформации достижений технических и компьютерных наук следует признать еще и юридическую оценку создаваемой компьютерной модели. Обратим внимание на то, что состязательность уголовного судопроизводства обуславливает исследование одного и того же доказательства процессуальными противниками с различных точек зрения. В нашем случае в этом качестве выступает, например, визуализированные компьютерной программой показания потерпевшего или свидетеля (компьютерная реконструкция механизма преступления), как стороной защиты, так и стороной обвинения. Таким образом, создаются версии исследуемого судом события.

Состязательность сторон обуславливает возникновение двух ситуаций в судебном рассмотрении дела. В первой ситуации, созданная следователем модель механизма преступления представляет собой не что иное, как версию стороны обвинения, поэтому, с точки зрения защиты, она может отличаться от механизма реального события. В этом случае защита представляет собственную модель развития событий.

Во второй ситуации защита соглашается с объективностью представленной модели, но проводит юридическую оценку представленных событий таким образом, что демонстрируемое доказательство становится опровержением версии обвинения и подтверждением утверждений защиты.

Две отмеченные ситуации обусловлены тем, что в уголовном процессе выделяются две стороны одного и того же преступления: фактические обстоятельства и их юридическая оценка. В юридических науках доминирующей становится именно правовая характеристика модели. Появление правовой характеристики компьютерной модели составляет с нашей точки зрения суть выше указанной криминалистической (синоним юридической) трансформации достижений компьютерных наук.

Графическая реконструкция фактических обстоятельств и превращение создаваемой компьютерной модели в доказательство не следует рассматривать в качестве единственного механизма криминалистической трансформации достижений компьютерных наук.

В данной работе нами рассматривается опыт обучения применению электронной криминалистической характеристики преступлений (еКХП) в ходе занятий на криминалистическом полигоне18. Под электронной

18 Криминалистический полигон - тренажерный комплекс, предназначенный для практических занятий и упражнений по обнаружению, изъятию, фиксации и исследованию доказательств в процессе следственных действий.

криминалистической характеристикой нами понимается система криминалистически значимых признаков и их значений, предназначенная для выдвижения следственных версий, и представляющая собой совокупность элементов:

1) классификатора базы данных, содержащего криминалистически значимые признаки;

2) электронной базы данных раскрытых уголовных дел;

3) алгоритмы обработки криминалистической информации, позволяющих составить перечень версий и рассчитать их условные вероятности подтверждения в конкретной следственной ситуации.

Обучение практическому использованию электронной криминалистической характеристики преступлений целесообразно осуществлять на криминалистическом полигоне. В этом случае студент проходит всю цепочку этапов частной криминалистической методики расследования преступлений: от обнаружения и фиксации следов, через выдвижение системы различных по вероятности следственных версий, до доказывания вновь установленными обстоятельствами истинности единственной версии, положенной в основание обвинения. В качестве основных учебных задач рассматриваются следственные ситуации, возникающие при раскрытии и расследовании неочевидных убийств. На занятиях по тактике осмотра места преступления слушатели усваивают несколько видов криминалистической деятельности, сочетая собственно осмотр с элементами натурного эксперимента и одновременным применением компьютерной программы «ФОРВЕР». Производство следственного осмотра организовано такими образом, что компьютерная программа «ФОРВЕР» выступает в качестве ориентировочной основы криминалистического действия по раскрытию убийства, проводимого в рамках следственного осмотра. Программа «ФОРВЕР» предназначена для создания вероятностного портрета лица, совершившего убийство. Перечень признаков (классификатор), использованных при создании базы, представляет собой описание преступления (определенного вида и группы). При решении задачи установления неизвестного преступника, совершившего убийство, признаки классификатора следует разделить на две группы: известные следователю и не известные. К известным признакам, например, относятся: место убийства или обнаружения трупа, антропометрические характеристики жертвы (пол, возраст), способ совершения убийства и другие. К неизвестным - характеристики преступника (пол и возраст), удаленность его проживания от места преступления, отношение к жертве по степени родства и знакомства и другие.

При выдвижении версии компьютерная программа позволяет осуществлять полный перебор вариантов, достигающий сотен возможных ответов. Например, выдвигаемая программой версия «убийство свершено мужчиной в возрасте 35-45 лет, знакомым потерпевшему» представляет

собой результат выбора из следующего числа вариантов: 2 (пол)*6 (возраст по интервалам в 10 лет)* 22 (отношение к жертве) = 264. Указанная версия содержит три признака (пол, возраст и отношение к жертве) с соответствующим числом значений каждого признака. Следует связать каждый из вариантов с криминалистически значимыми признаками, которые определяют вероятности указанных вариантов версий. Если таких признаков используется, например, 10, то возникает 2 640 сочетаний. Для каждого из этого числа сочетаний следует рассчитать условные вероятности и ранжировать их по мере убывания. Таким образом, обучаемому показывается автоматизация рутинной работы, результатом которой становиться вероятностный портрет преступника.

Пример работы в программе:

12.Создаются версии, включающие в себя следующие криминалистически значимые признаки: Версия 1 - по полу преступника, Версия 2 - возрасту преступника, Версия 3 - отношению преступника к потерпевшему. Одновременно могут создаться версии одновременно по нескольким признакам.

13.Формируются условия для версии. При этом, используются сведения, полученные в ходе осмотра места преступления: место преступления, время убийства, способ убийства, пол и возраст потерпевшего, его судимость и характеристика знавших его лиц и другие.

14.Создается связь между версиями и условиями. Она представлена условными вероятностями появления версий при заданных условиях. В основе использованного нами подхода лежит теорема гипотез (теорема Бейса) (рис. 1).

15.Программа выдает таблицы, в которых строки представляют собой ранжированные по вероятности версии:_

Рогуег I переело г

Режим работы база данных Статистика Окно ^^СЛОВПЯ

Рисунок 1. Результат работы программы: таблица, в которой ячейки по столбцам содержат условные вероятности появления признаков, указанных в названии столбца,

при заданных в строках версиях. Видно, что факт мужчины совершают убийство в квартире потерпевшего с вероятностью 0,47, тогда как женщины с вероятностью 0,74

Используя теорему гипотез, программа пересчитывает условные вероятности появления известных признаков при данной версии в условные вероятности появления версий при заданных условиях (рис. 2).

Зсе вероятности щ

Верви /триерная ВЕ|к. А6ак_кмрщи.,. Айэк.гкгтерлее... Абак.юрэст [3... Абак.спосо^.. Мауемйг. Абак.полом... женет | ГЬлнаяверю!

[мажской У738 0.4639 0.7659 0,3279 0.1284 0,6957 ОТ 0,(612 0,8373 1

жгнекий 0.1202 0.7409 0.7209 0,4400 0.0500 0.59)0 0.3М0 С,Ш Хщуг

Рисунок 2. Результат работы программы: в заданных условиях, преступление с вероятностью 89% совершено мужчиной

16.Программа позволяет изменять набор условий. Пользователи исключают или добавляют столбцы для системы выбранных версий.

17.Далее отрабатываются шаги 2-4 по другой по всем созданным на первом этапе версиям.

18.Сравниваются вероятности версий: версии без учета условий (априорная вероятность) и версии с учетом условий - условные вероятности (рис. 3).

19. Программа позволяет удалить невозможные версии, к которым относятся ситуации, когда, например, у потерпевшего нет брата или сестры, поэтому последние не могут выступать подозреваемыми.

20. В итоге работы с программой непосредственно на полигоне или на месте реального осмотра трупа, пользователь получает вероятностный портрет преступника._

приорные вероятности

35 Вероятности без априорной

Версия

Априорная вер .

Версия

Д_пол и... Д_р... Я... Д.. ДУр... Вероятность б...

мужской; знако... 0,4423

мужексй; совер.. мужской; сожиг... мужской; муж и... женский; знаке... мужской;сын и... женский; сожит.. мужской; браг н...

а женский; знаке... 0.277В 0.0024 0... НИ 0,9244

мужской; сосед... 0.2357 0,0024 0... 0,0024 0,0151

мужской; пасын... 0,2000 0.0024 0.. 0... 0,0024 0,013В

мужской; сожкг... 0,2500 0.0024 0... а... 0,0024 0,0131

мужской; муж и... 0,2000 0,0024 0... о„„ 0.0024 0,0031

мужской; сосед... 0.333Э 0,0024 а.. 0,0024 0,0080

мужской; сын и... 0.7143 0,0024 0... а... 0,0024 0Д063

мужской; знако... 0.0272 0,0054 0... Си 0,0024 0,0030

Априорная вероятность (1) вероятность без учета условий: версия - мужчина, знакомый - 44 %.

Учет условий дает версию (2): женщина, знакомая 92%.

Рисунок 3. Сравнение вероятностей версий

Имеющийся опыт показывает, что правильная версия в 70-80% случаев (зависит от следственной ситуации и репрезентативности выборки по этой ситуации) попадает в первые 3-4 наиболее вероятные версии. Для общего количества версий, достигающего десятков, этот результат оценивается нами как весьма хороший.

Сравнение результатов работы программы и результатов расследования

Вероятностный портрет Описание реального

1. Мужчина (с вероятностью преступника

от 89% до 93%) 1. Мужчина

2. В возрасте 39- 55 лет (76%) 2. 41 год

3. Знакомый (с 3. Знакомый по старому

вероятностью от 65% до месту работы

79%) 4. ранее судим

4. Возможно, судим (59%).

Рисунок 4. Вероятностный портрет преступника

Основное назначение программы - ограничить круг лиц, которых в первую очередь следует заподозрить в совершении преступления. Тем самым минимизируются временные и финансовые затраты производства проверок на причастность круга подозреваемых.

Приведем пример сравнения результатов работы программы и описание реального преступника. На рисунке 4 показано совпадение вероятностного портрета по основным параметрам.

Обучаемым с помощью компьютерной программы демонстрируется технология действия следователя по выделению группы лиц, подлежащих первоочередной проверке на причастность, которая выполняется непосредственно в ходе следственного осмотра трупа.

Процесс обучения с применением компьютерной программы «ФОРВЕР» включает в себя элементы следственного осмотра места происшествия, выдвижения следственных версий по субъекту преступления и последующей организации планирования следственно-оперативных мероприятий, с учетом вероятного портрета преступника. Таким образом, применение компьютерной программы «ФОРВЕР» на криминалистическом полигоне обеспечивает системное усвоение криминалистических знаний одновременно по всем разделам криминалистики: криминалистической технике, тактике и методике расследования отдельных видов преступлений.

Литература

1. Лепихин Т.А. Применение компьютерной графики для визуализации процессов. Современные информационные технологи и ИТ-образование // Сборник избранных трудов VII Международной научно-практической конференции / Под ред. В.А Сухомлина. -М.: ИНТУИТ.РУ 2012. - С. 756-763. (1050 с).

2. Петров С.В., Горшков М.Д., Гуслев А.Б., Шмидт Е.В. Первый опыт использования виртуальных тренажеров. - URL: http://www.medsim.ru/ Обращение 3.03.2013.

3. Кожеватов П.Р., Сигов А.С., Шишкин В.И., Запорожченко С.А. 4D обучающая среда - основа создания тренажеров высокой степени погружения в виртуальную реальность / Тезисы доклада XX Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2013», 24-27 июня 2013 г., Санкт-Петербург. - URL: http://tm.ifmo.ru/tm2013/db/doc/get_thes.php?id=168 Обращение 1.10.13.

4. Сайт AcademSpan. - URL: http://academspain.ru/2009/second-life/ Обращение 1.10.13.

5. Second Life to vAcamedia: The Future of Virtual Worlds for Distance Learning (сайт Центра образовательных технологий Университета Округа Колумбия). - URL: http://cat-udc.blogspot.ru/2011/12/second-life-to-vacamedia-future-of.html Обращение 1.10.13.

6. Официальный сайт Московского открытого юридического института. - URL: http://www.juracademy.ru/ и http://www.juracademy.ru/index/0-8 Обращение 1.10.13.

7. Алиева Н.З., Ивушкина Е.Б., Лантратов О.И. Становление информационного общества и философия образования. - М.: Издательство «Академия Естествознания», 2008. [электронный ресурс РАЕН, глава 2; 2.2. ] - URL: http://www.rae.ru/monographs/23-645.

8. Официальный сайт ООО «Криммедтех». - URL: http://www.kmtkazan.ru./node/243 Обращение 7.10.13.

9. Виртуальный осмотр места происшествия (Учебно-методический комплекс). - URL: http://www.fsa3d.com/products/sk_umk/ Обращение 7.10.13.

10. Focus3D - универсальный трехмерный сканер для экспертов-криминалистов/ Сайт компании «Центр системных интеграций». - URL: http://www.sicenter.by/focus3d-universalnyij-dlya-ekspertov-kriminalistov.html Обращение 1.10.2013.

11. Толстолуцкий В.Ю., Кузенкова Г.В. Программное обеспечение в обучении следователей раскрытию убийств. Сборник избранных трудов VII Международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование / Под ред. проф. В.А. Сухомлина. - М.: ИНТУИТ.РУ, 2012. - С. 810-817.

12. Толстолуцкий В.Ю. Криминалистическая характеристика - система признаков и набранная по ним электронная база уголовных дел // Межвуз. сб. науч. Тр. «Юридическая наука в Республике Мордовия». - Саранск: ООО «Принт-Издат», 2012. - с. 377-385.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.