Научная статья на тему 'Обучение правильной речи в школе и вузе'

Обучение правильной речи в школе и вузе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
371
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК / КУЛЬТУРА РЕЧИ / КУЛЬТУРНАЯ РЕЧЬ / ЯЗЫКОВАЯ НОРМА / ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ / РЕЧЕВОЕ МАСТЕРСТВО / LITERARY LANGUAGE / SPEECH CULTURE / CULTURAL SPEECH / LANGUAGE STANDARD / CORRECTNESS OF SPEECH / SPEECH SKILLS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Варнаева Анна Евгеньевна

Статья посвящена анализу процесса обучения правильности речи на уровнях общего и высшего образования. В ней отмечается, что, несмотря на наличие преемственности в содержании нормативных документов, регламентирующих данный процесс, традиции правильной речи у нас нет. Для преодоления сложившейся ситуации предлагаются три основных условия, соблюдение которых в практике обучения нормативной речи обеспечит достижение желаемых результатов. К ним относится создание мотивации к усвоению норм, осознанный характер работы над ними и постоянная речевая практика. Эффективность заявленных условий была подтверждена в рамках преподавательской деятельности автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING CORRECT SPEECH AT SCHOOL AND HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article analyses the process of teaching the speech correctness on the levels of secondary and higher education. It marks that we have no tradition of correct speech in spite of the presence of continuity in the contents of normative documents which regulate the present process. For overcoming the present situation the three fundamental conditions are offered. They can ensure the fulfillment of desired results in the teaching practice of normative speech. The conditions are the following: creating the motivation to learning norms, realized consideration of work at them and constant speech practice. The effectiveness of these conditions was confirmed within the bounds of the author’s teaching activity.

Текст научной работы на тему «Обучение правильной речи в школе и вузе»

УДК 37:808.5 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10134 © А.Е. Варнаева, 2020

Научная специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования;

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

Анна Евгеньевна Варнаева,

заведующая кафедрой теории и методики начального образования, кандидат филологических наук, доцент Смоленский государственный университет (214000, Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4)

E-mail: anna6772@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу процесса обучения правильности речи на уровнях общего и высшего образования. В ней отмечается, что, несмотря на наличие преемственности в содержании нормативных документов, регламентирующих данный процесс, традиции правильной речи у нас нет. Для преодоления сложившейся ситуации предлагаются три основных условия, соблюдение которых в практике обучения нормативной речи обеспечит достижение желаемых результатов. К ним относится создание мотивации к усвоению норм, осознанный характер работы над ними и постоянная речевая практика. Эффективность заявленных условий была подтверждена в рамках преподавательской деятельности автора.

Ключевые слова: литературный язык, культура речи, культурная речь, языковая норма, правильность речи, речевое мастерство.

TEACHING CORRECT SPEECH AT SCHOOL AND HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Anna E. Varnayeva,

Head of the Department of Theory and Methods of Primary Education, Candidate оf Philological Sciences, Associate Professor Smolensk State University (214000, Smolensk, ul. Przheval'skogo, d. 4)

Abstract. The article analyses the process of teaching the speech correctness on the levels of secondary and higher education. It marks that we have no tradition of correct speech in spite of the presence of continuity in the contents of normative documents which regulate the present process. For overcoming the present situation the three fundamental conditions are offered. They can ensure the fulfillment of desired results in the teaching practice of normative speech. The conditions are the following: creating the motivation to learning norms, realized consideration of work at them and constant speech practice. The effectiveness of these conditions was confirmed within the bounds of the author's teaching activity.

Keywords: literary language, speech culture, cultural speech, language standard, correctness of speech, speech skills.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Варнаева А.Е. Обучение правильной речи в школе и вузе. Вестник экономической безопасности. 2020;(2):309-15.

Одной из важнейших функций языка является коммуникативная функция. Удобное, эффективное общение собеседников может быть обеспечено только высоким качеством их речи, которое достигается, в свою очередь, соблюдением требований культуры речи.

Культура речи - это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» [2, с. 247].

Как видим, понятие «культура речи» содержит несколько компонентов, аспектов. Первый из них представляет собой владение языковыми нормами (нормативный аспект). Норма - это «принятое речевое употребление языковых средств, совокупность правил (регламентаций), упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида» [1, с. 270]. Речь, соответствующая нормам современного литературного языка, называется правильной. Вторым компонентом является умение использовать языковые средства для достижения поставленных целей общения (коммуникативный аспект). Данное умение обеспечивает создание искусной речи.

Мысль о выделении этих двух требований культуры речи, о разграничении двух сторон рассматриваемого понятия принадлежит Г. О. Винокуру.

Правильность речи и речевое мастерство лингвисты считают основными компонентами культуры речи.

Кроме них нередко выделяют и третий ее аспект - следование правилам речевого этикета (этический аспект). Их соблюдение создает вежливую речь.

Таким образом, и понятие культуры речи, и понятие культурной речи являются многоаспектными. Культурная речь как результат проявления обозначенных выше трех видов умений - это речь правильная + речь искусная (умелая) + речь вежливая.

Из всех указанных аспектов предметом анализа данной статьи явился нормативный аспект. Объясняется это тем, что вслед за Л.И. Скворцовым принято первые два основных требования культуры речи рассматривать как две ступени овладения литературным языком. И первой ступенью этого процесса является именно правильность речи. С нее должна начинаться работа над культурной речью, являющейся показателем образованности, воспитанности любого человека. Это определяет актуальность выбранного предмета исследования.

Представляется интересным проанализировать, как данное качество формируется в процессе речевого онтогенеза.

Предполагается, что правильной речи человек учится в семье. Ребенок слышит образцы речи взрослых и усваивает их. Школа дальше корректирует этот процесс, обучая ребенка, подростка осознанному, нормативному владению языком. Этот процесс продолжается и в вузе, так как в учебные планы различных направлений подготовки введена дисциплина, посвященная изучению речевой культуры. Так есть ли у нас преемственность в изучении ее основ?

Если судить по нормативным документам, то она есть.

Так, к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования предметной области «Русский язык», в частности, относится «сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры

и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» [6, с. 7]. Как видим, уже в программу начальной ступени образования заложено формирование и правильной, и искусной, и вежливой речи, причем к правильной речи у учащихся должно быть выработано позитивное отношение. Значит, уже младшему школьнику учитель должен объяснить, почему необходимо стремиться к соблюдению норм языка. Конечно, это является показателем уровня общей культуры человека и его гражданской позиции, но позволяет решать и прагматическую задачу: нормы обеспечивают единообразие в использовании средств языка и тем самым делают общение удобным и эффективным. Если же собеседники будут использовать языковые единицы по-разному, их общение может быть затруднено или нарушено. Да, часто мы понимаем собеседника, нарушившего норму. В этом нам помогает конкретная ситуация общения и наш речевой опыт. Но в таких случаях мы прикладываем дополнительные усилия на сличение, например, слышимого слова с тем звуковым образом, который существует в нашем языковом сознании, а информация, которая в этот момент будет нам передана, не будет воспринята должным образом.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в предметной области «Русский язык и литература» содержат много различных умений, связанных с речевой культурой. К ним относятся, в частности, следующие: «овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета, приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию» [7, с. 10]. Обращает на себя внимание тот факт, что учащиеся, заканчивающие девятый класс, уже должны овладеть основными языковыми нормами, причем в данном

образовательном стандарте детально расписано, какие нормативные правила должен усвоить обучающийся. В частности, к ним относится «употребление синонимов в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски; нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов; соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, ... при употреблении предложений с деепричастным оборотом» [7, с. 10] и др. При этом на основе сформированного в начальной школе стремления к правильной речи и полученных достаточно обширных знаний в области языкознания обучающийся должен быть способен «оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие» [7, с. 8].

В образовательном стандарте среднего общего образования «предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях» [8, с. 7]. При этом базовый уровень должен обеспечить общеобразовательную и общекультурную подготовку выпускников, а углубленный уровень - их подготовку к последующему профессиональному образованию и развитие индивидуальных способностей на базе более глубокого по сравнению с базовым курсом изучения науки.

В требования к результатам освоения базового курса русского языка из области культуры речи входят следующие: «сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью» [8, с. 8]. Как видим, к окончанию школы ученик должен владеть не только языковыми нормами, но и соответствующими теоретическими знаниями и, конечно, значимым остается умение совершенствовать свою речь на основе ее анализа и оценки.

Требования к результатам освоения углубленного курса русского языка предполагают освоение обучающимися более широкого круга проблем из области культуры речи: «владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения» [8, с. 9].

Анализ образовательных стандартов различных уровней общего образования показывает, что на всех его ступенях серьезное внимание уделяется формированию правильности речи. Причем способ построения учебной программы по культуре речи, как и в целом по предмету «Русский язык», является концентрическим: отдельные части учебного материала повторяются на более широком и углубленном уровне. На протяжении всего периода обучения в школе ученики отрабатывают следующие основные типы норм: орфоэпические, акцентологические, лексические, морфологические и синтаксические. Определен обязательный минимум языковых средств, представляющий частые нарушения нормы и необходимый для усвоения. Соответствующее правильное произношение и употребление языковых единиц (например, оп[е]ка, срЕдства, пять килограммов апельсинов, согласно расписанию и др.) отрабатываются от класса к классу. Издано большое количество словарей для школьников: орфоэпических, акцентологических и др.

Проверить степень усвоения указанного обязательного минимума, тех нормативных правил использования средств языка, которые изучались на протяжении одиннадцати школьных лет, призван единый государственный экзамен по русскому языку. В его тестовую часть включены задания, проверяющие знание норм ударения (№ 4); норм словоупотребления, которые представлены только правилами употребления паронимов (№ 5) и лексической сочетаемости слов (исправление плеонастических сочетаний - № 6); морфологических норм (№ 7), причем в качестве языкового материала здесь предлагаются формы всех основных изучаемых частей речи; и синтаксических норм (№ 8). И это задание, как и предыдущее, охватывает все основные конструкции, которые могут вызывать и часто вызывают ошибки в их построении, начиная со словосочетания и заканчивая сложным предложением.

Таким образом, программа обучения культуре речи, ее нормативному аспекту, и существующие формы и средства оценки ее освоения дают все основания предполагать, что выпускники, заканчивающие среднюю школу и поступающие в вузы, владеют правильной речью.

Так ли эта ситуация выглядит на самом деле? На этот вопрос, к сожалению, нужно сразу ответить

отрицательно прежде всего потому, что, как утверждают лингвисты, одной из тенденций развития литературного языка на рубеже веков и в XXI веке является его вульгаризация, которая рассматривается как проявление снижения уровня общей культуры и речевой культуры, в частности. Значит, каждое новое поколение, заканчивая школу и взрослея, никак не изменяет эту ситуацию в лучшую сторону.

Кроме этого, мы имеем реальную возможность оценить уровень знаний бывших одиннадцатиклассников - нынешних студентов о языковой норме и правильность их речи, так как на первом курсе учебных планов различных направлений и профилей подготовки предусмотрена дисциплина, которая в 2019-2020 учебном году стала называться «Культура речи и основы коммуникации в поликультурной среде». Ее введение, в частности, связано с необходимостью формирования одной из универсальных компетенций (УК-4): выпускник бакалавриата должен быть «способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации» [5, с. 8].

С учетом школьной подготовки на уровне высшего образования следовало бы, вспомнив пройденное, расширить представление первокурсников о языковой норме, уделив при этом основное внимание уже коммуникативному аспекту культуры речи, то есть второй ступени освоения литературного языка, речевому мастерству.

Но выясняется, что наши студенты на недостаточном уровне овладели еще его первой ступенью: они допускают большое количество всех тех ошибок, которые должны были исправить в школе, не знают, что правильными являются, например, такие варианты, как ши[н']ель, фа[н']ера, аф[е]ра, остри[йо], ску[шн]о, обеспЕчение, баловАть, кАшлянуть, облегчИть, тУфель, макарон, бюллетЕней и др. А ведь многие из приведенных слов входят в обязательный минимум начальной школы. Первокурсники часто не могут определить стилистическую окраску слов и в соответствии с ней правильно их употребить или объяснить ошибку в сочетании истинная подоплека просто потому, что не знают лексического значения данного и многих других, как правило, заимствованных слов (вернисаж, аншлаг, резюме, дилемма,

плеяда и др.). Трудности у них вызывает и определение рода несклоняемых существительных, так как они не знают, что они обозначают (бра, сирокко, хинди), и аббревиатур, для которых не всегда могут привести исходное составное наименование. Например, у широко известной аббревиатуры ГТРК женского рода (по опорному слову компания) они определяют мужской род, поскольку «с помощью» интернета расшифровывают ее так: «гостиничный торгово-развлекательный комплекс». Допускают наши студенты ошибки и в образовании других грамматических форм всех изучаемых в школе частей речи: форм степеней сравнения имен прилагательных, падежных форм имен числительных и др. Не усвоенными остаются синтаксические нормы, особенно правила построения словосочетаний с управлением, предложений с однородными членами, деепричастными оборотами, сложных предложений.

Конечно, обвинять в этой неграмотности только наших обучающихся нельзя, ведь они - часть нашего общества, которое, как мы отметили ранее, отличается невысоким уровнем речевой культуры. Но эту ситуацию необходимо исправлять, а для этого нужно выяснить, почему у нас нет преемственности в обучении правильности речи в школе и вузе, почему наши воспитанники не развиваются в этом направлении, а поняв эти причины, постараться их устранить. И здесь не нужно искать оправдание нарушению норм в собственной речи в том, что «все так говорят», «один в поле не воин». Как раз и нужно быть этим «воином», несмотря на речевое окружение, заняться совершенствованием своей речи. Но для решения данной задачи ее должен захотеть выполнить сам носитель языка.

Поэтому представляется, что первым и, пожалуй, самым важным условием успешного формирования правильной речи является понимание того, зачем это нужно, и собственное стремление к усвоению норм. Не забудем, что уже образовательный стандарт начального общего образования предписывает создавать у обучающихся позитивное отношение к правильной речи.

Указанное условие находится в полном соответствии с содержанием развивающей функции процесса обучения. Она заключается в том, что в процессе усвоения знаний и умений обучающимся

происходит его развитие во всех направлениях, в том числе развитие «эмоционально-волевой и по-требностно-мотивационной области» [3, с. 155].

Созданная мотивация послужит стимулом к осознанной работе над языковыми нормами. Это сознательное отношение к усвоению норм литературного языка является вторым условием эффективной работы над правильностью собственной речи, которое является проявлением одного из главных принципов современной дидактики -принципа сознательности и активности учащихся. Обучение только тогда будет эффективным, когда «учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить» [3, с. 207]. И тогда подготовка к ЕГЭ не будет носить формальный характер, а позволит получить и закрепить необходимые знания о единицах языка.

Так, многие задания на акцентологические нормы из материалов ЕГЭ можно выполнять, используя «метод исключения», и он, действительно, позволит прийти к правильному результату, но никак не повлияет на знание этого типа норм. Например: «В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово: рАкурс, путепрОвод, Отрочество, повторИт, дОсуха» [4, с. 125]. В данном случае найти ответ путепрОвод можно и не зная норму, а просто на основе того, что все остальные слова произнести по-другому как-то непривычно, например, ракУрс или досУха.

Вместе с тем, учитель, готовя своих учеников к экзамену, должен рассматривать с ними все приведенные варианты, каждое слово и изучать, применять соответствующие правила, если они есть, запоминать норму. Так, известно, что слова с частью -провОд (нефтепровОд, мусоропровОд и др.) имеют ударение на последнем слоге, что связано с местом ударения в производящем глаголе провОдит.

Но изучать, знать правила и нормы в теории недостаточно: их нужно отрабатывать на практике. Поэтому третьим обязательным условием успешного формирования правильной речи является введение нормативного варианта в речевую практику, постоянный контроль за его использованием в собственной речи. При этом нужно добиваться, чтобы

его употребление стало привычным и осуществлялось на уровне навыка, автоматически.

Названные три условия, соблюдение которых позволяет добиться правильности собственной речи, должны сначала быть созданы учителем, а затем соблюдаться и самими школьниками и студентами.

Их эффективность может быть подтверждена нашим опытом преподавания дисциплины «Культура речи и основы коммуникации в поликультурной среде» на психолого-педагогическом факультете СмолГУ. Так как данный курс рассчитан только на один семестр, то из всех вопросов для изучения были выбраны наиболее важные: сущностные свойства языка и особенности его функционирования в обществе; понятие поликультурной среды и правила межкультурного взаимодействия; культура речи, ее аспекты. При этом, учитывая уровень подготовки первокурсников в области культуры речи, основное внимание было уделено совершенствованию правильности их речи. Особую важность данная проблема приобретает потому, что наши студенты - это будущие педагоги: воспитатели в детских садах, учителя начальных классов, педагоги-психологи и логопеды. Всем им предстоит работать с детьми, для которых их речь будет являться образцом.

На первом занятии, посвященном норме, мы обсудили вопрос о необходимости ее усвоения, причем причины, побуждающие студентов заняться корректировкой этой стороны своей речи, формулировали они сами. Вот некоторые из них: «моя профессия обязывает говорить правильно», «это пригодится мне и в повседневном общении», «хочу, чтобы моя речь соответствовала требованиям», «правильная речь позволяет точно передать мысль», «современное общество не заботится об элементарных правилах общения», «как активному члену социума и будущему психологу мне важно, чтобы моя речь была грамотной, доступной и красивой».

Сформированная мотивация к совершенствованию нормативности собственной речи позволила студентам на всех занятиях осознанно и вдумчиво анализировать различные вопросы нормы, ее типы. Они приучились в любых сомнительных вопросах обращаться к соответствующим словарям.

Усвоение всех изучаемых типов норм проверялось при помощи тестов и других видов работ. Но

нужно иметь в виду, что их результаты не показывают, стали или нет правильные варианты привычными, естественными для обучающихся. Чтобы у них сформировать навык в их использовании, на занятиях создавались особые речевые ситуации, побуждающие студентов употреблять необходимые языковые единицы. Но и этого недостаточно: нужно, чтобы первокурсники приобрели умение постоянно анализировать, оценивать и контролировать свою речь с точки зрения ее соответствия нормам.

Для определения степени усвоения рассматриваемой дисциплины, ее значения для совершенствования культуры речи студентов, а также для того, чтобы они уже в начале своего обучения в вузе стремились осознанно получать любую информацию и использовать ее для своего развития, им была предложена анкета. Для исключения социально желательных ответов она проводилась анонимно. В анкетировании участвовал 51 студент первого курса двух направлений подготовки: «Психолого-педагогическое образование» (профили «Дошкольное образование», «Начальное общее образование», «Психология в образовании») и «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Логопедия»).

Анкета

по итогам изучения дисциплины «Культура речи и основы коммуникации в поликультурной среде»

1. Что нового и интересного Вы узнали, изучая данную дисциплину?

2. Что оказалось трудным и непонятным?

3. Укажите, какие ошибки в произношении и употреблении языковых единиц Вы отметили в своей речи, изучая различные нормы.

4. Исправили ли Вы эти ошибки?

5. Планируете ли в дальнейшем совершенствовать свою речь? Если да, то в каких направлениях.

Ответы студентов на первый вопрос явились подтверждением того, что у нас пока еще нет традиции правильной речи, так как нередко новым для них было то, что входит в программу школьного образования. Так, чаще других обучающиеся называли различные вопросы культуры речи и, в частности, языковой нормы. Причем из всех норм боль-

ше всего открытий у них было связано с нормами ударения. Факт сам по себе показательный, так как акцентологические нормы являются предметом целенаправленного школьного изучения.

Следует заметить, что новыми и значимыми для студентов стали сущностные свойства языка, разновидности, в которых существует национальный язык. Это характеризует наших воспитанников как думающих людей, проявляющих интерес к феномену языка.

Основные трудности в освоении курса были связаны прежде всего с недостаточно сформированным умением организовать свою учебную деятельность: с необходимостью самостоятельного поиска информации в различных источниках, работе с лингвистической терминологией и др. Вместе с этим была названа и объективно существующая сложность усвоения вопросов нормы - частое отсутствие правил и необходимость простого заучивания, запоминания кодифицированных вариантов.

Три последних вопроса были для нас принципиально важными, так как именно они позволяли определить, сформировано ли у студентов заинтересованное и осознанное отношения к работе над правильностью своей речью и умение ее анализировать и оценивать. Ведь только в этом случае, как мы указали выше, можно рассчитывать на достижение каких-либо результатов этой работы. Следует заметить, что здесь наши ожидания оправдались: студенты стали более внимательно и критично относиться к своей речи и намечать пути ее совершенствования.

Если говорить об ошибках в собственной речи, то опрошенные приводили примеры на все типы норм, причем преобладающими, по их мнению, являются нарушения норм произношения и ударения, возможно, в силу их большей очевидности. Ценно то, что и на все другие типы норм они приводили свои конкретные ошибки, например, указывали, что раньше неправильно употребляли слово крайний при обращении к очереди (Кто крайний?), образовывали форму родительного падежа от существительных ясли, оладьи, джинсы и др.

На вопрос, исправили ли Вы эти ошибки, только 5 человек (10%) ответило утвердительно, большинство же (90%) отнеслось к себе более критично, комментируя ситуацию так: «еще работаю над

этим», «стараюсь исправить», «в процессе». И это отражает способность студентов объективно оценивать реальность: введение в собственную речь вариантов, которые до этого не были привычными, требует длительного времени.

Пятый вопрос является следствием четвертого. Все студенты планируют и дальше заниматься совершенствованием своей речи, имея в виду исправление всех отмеченных у себя типов ошибок. Но, кроме этого, они хотят избавиться от слов-паразитов, жаргонов, узнавать новые слова и употреблять их в речи, научиться выражать свои мысли точно и последовательно, работать над дикцией и темпом своей речи, совершенствовать ораторские умения и больше читать.

Со своей стороны, хотим отметить, что студенты к концу семестра стали, действительно, более внимательными к собственной речи, а также речи других, количество допускаемых ими ошибок сократилось.

Таким образом, оценка речи обучающихся с точки зрения ее правильности и анализ анкетных данных подтверждают мысль о том, что при продуманной организации данного вида работы и соблюдении трех обозначенных условий (созданная мотивация к работе над усвоением норм, ее осознанный характер и постоянная речевая практика, обеспечивающая использование правильного варианта на уровне навыка) реально добиться конкретных результатов. И, что для нас не менее важно, рассматриваемый курс стал стимулом для студентов к их дальнейшей работе по совершенствованию собственной речи. А значит, можно надеяться, что их речь станет хорошим образцом для будущих воспитанников и количество грамотных, образованных

людей в нашем гражданском обществе будет постепенно увеличиваться.

Литература

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. Энциклопедия, 1966. 608 с.

2. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.

3. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. П.И. Пид-касистого. М.: Педагогическое общество России, 2008. 576 с.

4. Симакова Е.С. ЕГЭ-2020: Русский язык: 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену. М.: Изд-во АСТ, 2019. 158 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г., № 122. 17 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г., № 373. 28 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г., № 1897. 44 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г., № 413. 43 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.