Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ПОСТРОЕНИЮ АРГУМЕНТА ПРИ ПОМОЩИ НЕСПЛОШНОГО ТЕКСТА'

ОБУЧЕНИЕ ПОСТРОЕНИЮ АРГУМЕНТА ПРИ ПОМОЩИ НЕСПЛОШНОГО ТЕКСТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несплошной текст / аргумент / «сэндвич-аргумент» / логическая последовательность / связность / анализ / структура / оценивание. / visual / argument / “sandwich-argument” / logical sequence / coherence / analysis / structure / evaluation.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Енгай Наталия Викторовна, Лих Ирина Владимировна

в статье рассматривается вопрос обучения написанию абзацев основной части академического эссе. Авторы описывают роль аргументов в сфере академического письма, приводят пример несплошного текста для построения аргументов на уроках английского языка, русского языка и литературы и дают рекомендации для организации абзацев основной части эссе. Особое внимание уделяется логической последовательности и согласованности предложений внутри аргумента. С помощью «сэндвич-аргумента» и сравнительной таблицы авторы показывают, как происходит оценивание сильных и слабых сторон абзаца основной части эссе, и каких результатов достигают учащиеся после анализа своих работ. Рекомендации по построению аргумента включают пошаговую инструкцию для учащихся, основанную на проделанном анализе по использованию несплошного текста для написания основной части академического эссе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING THE CONSTRUCTION OF AN ARGUMENT USING VISUALS

the article discusses the issue of learning to write paragraphs of the main part of an academic essay. The authors describe the role of arguments in the field of academic writing, give an example of the visual for constructing arguments in English, Russian language and Literature lessons, and give recommendations for organizing paragraphs in the body of an essay. Special attention is paid to the logical sequence and coherence of sentences within an argument. Using a “sandwich-argument” and a comparative table, the authors show how to evaluate the strengths and weaknesses of a paragraph in the body of an essay, and what results students achieve after analysing their work. Guidelines for constructing an argument include step-by-step, analysis-based instructions for students how to use a visual to write the body of an academic essay.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ПОСТРОЕНИЮ АРГУМЕНТА ПРИ ПОМОЩИ НЕСПЛОШНОГО ТЕКСТА»

ОБУЧЕНИЕ ПОСТРОЕНИЮ АРГУМЕНТА ПРИ ПОМОЩИ НЕСПЛОШНОГО

ТЕКСТА Енгай Н.В.1, Лих И.В.2

1Енгай Наталия Викторовна - учитель-эксперт английского языка; 2Лих Ирина Владимировна - учитель-эксперт русского языка и литературы, Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления, г. Талдыкорган, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматривается вопрос обучения написанию абзацев основной части академического эссе. Авторы описывают роль аргументов в сфере академического письма, приводят пример несплошного текста для построения аргументов на уроках английского языка, русского языка и литературы и дают рекомендации для организации абзацев основной части эссе.

Особое внимание уделяется логической последовательности и согласованности предложений внутри аргумента. С помощью «сэндвич-аргумента» и сравнительной таблицы авторы показывают, как происходит оценивание сильных и слабых сторон абзаца основной части эссе, и каких результатов достигают учащиеся после анализа своих работ.

Рекомендации по построению аргумента включают пошаговую инструкцию для учащихся, основанную на проделанном анализе по использованию несплошного текста для написания основной части академического эссе.

Ключевые слова: несплошной текст, аргумент, «сэндвич-аргумент», логическая последовательность, связность, анализ, структура, оценивание.

TEACHING THE CONSTRUCTION OF AN ARGUMENT USING VISUALS

Yengay N.V.1, Likh I.V.2

1Yengay Nataliya Viktorovna - expert-teacher of English; 2Likh Irina Vladimirovna - expert-teacher of Russian language and Literature, NAZARBAYEV INTELLECTUAL SCHOOL OF PHYSICS AND MATHEMATICS, TALDYKORGAN, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article discusses the issue of learning to write paragraphs of the main part of an academic essay. The authors describe the role of arguments in the field of academic writing, give an example of the visual for constructing arguments in English, Russian language and Literature lessons, and give recommendations for organizing paragraphs in the body of an essay.

Special attention is paid to the logical sequence and coherence of sentences within an argument. Using a "sandwich-argument" and a comparative table, the authors show how to evaluate the strengths and weaknesses of a paragraph in the body of an essay, and what results students achieve after analysing their work. Guidelines for constructing an argument include step-by-step, analysis-based instructions for students how to use a visual to write the body of an academic essay.

Keywords: visual, argument, "sandwich-argument", logical sequence, coherence, analysis, structure, evaluation.

УДК 80

Овладение искусством построения хорошо организованных и связных абзацев необходимо для успеха не только на контрольных работах, академическом экзамене внешнего суммативного оценивания, но и в дальнейшей жизни каждого школьника при написании исследовательских и творческих работ различного вида. В сфере академического письма абзацы, составляющие основную часть эссе, играют решающую роль в представлении и развитии идей.

Академическое эссе как жанр функционирует в рамках определенных норм, например, количество слов, абзацев, правил написания (соответствие теме, построение аргумента) в зависимости от вида эссе. Цель академического эссе - убедить читающего посредством аргументированного дискурса в правильности своих суждений. Ученые используют эссе между собой для продвижения идей, а учащиеся для выражения своих мнений по изучаемым вопросам. Его ценность как учебного текста заключается в том, чтобы помочь учащимся в развитии навыков критического мышления, а именно формировать четкую аргументацию в определенной линии рассуждений [1].

Хорошее академическое эссе отражает процесс построения аргументов и ясно демонстрирует, что задание было выполнен успешно. Тем не менее, учащиеся сталкиваются с определенными проблемами еще на начальном этапе вхождения в коммуникацию, когда необходимо в зависимости от темы представить «скелет» будущего эссе.

Мы уже описывали роль несплошных текстов в организации написания эссе, приводя примеры их использования для вводной части и тезисного утверждения, так же, как и для общей структуры текста эссе [2]. Однако проблема подбора аргументов и логической последовательности предложений внутри аргумента является сферой для улучшения.

Во время нашего исследования мы заметили, что учащиеся 11 классов при написании академического эссе следуют структуре аргумента, но не учитывают согласованность и слаженность предложений внутри аргумента. Например, на уроке английского языка учащиеся получили следующую тему эссе: "These days, people work in more than one job, and often change career several times during their life. Is it a positive trend for career development? How could these changes be balanced with personal life?" («В наши дни люди работают более чем на одной работе и часто меняют профессию несколько раз в течение жизни. Является ли это положительной тенденцией для развития карьеры? Как эти изменения могли быть сбалансированы с личной жизнью?»). После того, как была сформулирована вводная часть с тезисным утверждением и написан первый абзац основной части, учащимся 11 классов был предложен несплошной текст «сэндвич-аргумент» (рис.1) для анализа содержания, структуры и логики изложения.

Mini-conclusion Мини-заключение

Рис. 1. «Сэндвич-аргумент».

Учащиеся смогли с помощью «сэндвич-аргумента» наглядно увидеть сильные стороны абзаца основной части и проанализировать допущенные ошибки в логике изложения идеи.

Люди, которые изменяют будущее и профессию, развиваются в различных областях. Они всегда улучшают свои умения. Например, согласно речи служащего, если люди хотят иметь профессиональный рост, необходимо менять рабочую группу 3-5 лет. Из-за того, что вы остаетесь в одной компании в течение долгого времени, это переходит в зону комфорта. Иногда, чтобы достигнуть успеха, люди выходят из зоны комфорта. Изменение карьеры развивает такие умения как коммуникативные, финансовые и знания о вашей работе. Следовательно, изменение карьеры позитивно влияет на развитие карьеры, и это помогает выйти из зоны комфорта, и развивает другие умения.

Рис. 2. Пример некорректно составленного аргумента.

Безусловно, данная схема не решает вопросы с ошибками в грамматике, стилистике и в подборе слов (рис. 2). Тем не менее, постоянное ее использование помогает развивать согласованность и логическое построение предложений внутри аргумента. Учащиеся наглядно видят стороны, требующие улучшения, могут сделать анализ развития основной идеи на уровне абзаца основной части эссе. Необходимо соблюдение логических связей между компонентами «сэндвича»:

• рассуждение должно пояснять причины, на которых основано утверждение;

• доказательство - содержать пример релевантности утверждения;

• объяснение в деталях относится к доказательству;

• мини-вывод делается по всему аргументу в целом.

Рассмотрим пример составленного абзаца основной части эссе после анализа.

Изменения в рабочей сфере существенны и неизбежны. Поскольку люди проводят большую часть своей жизни на работе, они стремятся к карьерному росту и успеху. И даже если они равнодушны к своим рабочим обязанностям, это приводит к изменениям и на работе. Это может зависеть от мотивации сотрудника и профессиональных целей. Глядя на

данные любого социального наблюдения, можно заметить, что наибольшее количество сотрудников стремится подняться по карьерной лестнице, если у них есть правильные профессиональные цели и мотивация. В противном случае они теряют работу, а значит, воспринимают изменения негативно. Таким образом, люди не могут избежать изменений на работе, но могут регулировать их по своему желанию.

Рис. 3. Абзац основной части эссе после анализа.

В данной части описано представление неизбежности изменений на рабочем месте и факторов, влияющих на них, что является удачной частью эссе. Одна из сильных сторон заключается в четкой формулировке основного аргумента, подчеркивающего значение мотивации сотрудников и профессиональных целей в стимулировании изменений на рабочем месте. Признавая важность карьерного роста и успеха в жизни людей, ученик создает контекст для эффективного обсуждения этой темы.

Кроме того, эта часть демонстрирует навыки критического мышления, когда ученик опирается на социальные наблюдения в поддержку своих утверждений о мотивации и поведении сотрудников на рабочем месте. Такое включение данных придает аргументу достоверность и усиливает его убедительность. Более того, признание в этом пункте свободы действий сотрудников в регулировании изменений на рабочем месте добавляет глубины рассуждениям, подчеркивая потенциал упреждающего управления карьерными траекториями.

Хотя в этом абзаце рассматривается роль индивидуальной мотивации во влиянии на изменения на рабочем месте, дальнейшее изучение других факторов, способствующих организационной динамике, могло бы принести пользу. Например, можно было бы углубиться во влияние организационной культуры, стилей руководства и внешних факторов на характер изменений на рабочих местах. Расширив сферу анализа, ученик мог бы предложить более полное понимание сложного взаимодействия между индивидуальной мотивацией и более широким организационным контекстом.

В целом, хотя ученик подчеркивает важность индивидуальной мотивации в стимулировании изменений на рабочем месте, можно было бы усилить аргумент, рассмотрев дополнительные факторы и признав сложности, присущие изменениям в организационном процессе.

Другой важной стороной структурирования развернутого аргумента является понимание учащимися содержания каждого элемента «сэндвич-аргумента». Сравним несколько вариантов, написанных учащимися 11 класса по теме «Кто или что, на ваш взгляд, влияет в большей степени на ход истории?» на уроке русского языка и литературы (примеры приведены так, как они были представлены учащимися, без исправления различного рода ошибок).

Таблица 1. Примеры «сэндвич-аргумента» на уроке русского языка и литературы.

элементы «сэндвич-аргумента» вариант 1 вариант 2 вариант 3

утверждение Развитие истории зависит от многих факторов: природных условий, общепринятых принципов, целей отдельных личностей и их идей. Однако есть одна сила, движущая всеми историческими событиями и их развитием, - народ. Ничто иное, как общество создало когда-то и создает до сих пор какую-либо идею, которая становится привлекательной для большинства людей. Все цели, идеи и планы реализуются великими людьми только с участием народа. Они использовали народ, вдохновленный этими идеями, что вызывало «пассионарный толчок» для реализации их целей.

рассуждение Именно масса людей, объединенных одной целью, создает фундамент для движения в определенном направлении, а потому является фундаментальной системой всей истории. Часто эти идеи связаны с мечтами или обретением свободы. Начиная с каменного века, заканчивая веком информации, люди имели цели и шли к чему-то, стремясь этого достичь. Не секрет, что каждым управляет его цель, что и делает нас личностями. Как правило, в каждом этническом кругу и обществе в целом существует элитное меньшинство, создающее эти самые идеи, которые затем превращаются в цели.

доказательство К примеру, в романе Льва Толстого «Война и мир» были хорошо описаны такие моменты. Такая философия ярко выражена в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», где упоминается то, как народ следует одной цели, совершая разные поступки, проявляя свои лучшие качества в борьбе за свободу. Учитывая «теорию пассионарности» Л. Гумилева, можно рассуждать о том, как и почему то или иное событие осуществляется в мире.

объяснение в деталях "Карпы и Власы" не продавали французам сено даже за хорошие деньги, а жгли его, подрывая тем самым вражескую армию или Ростовы, выезжая из Москвы, отдали все свои подводы для вывоза раненых, довершив этим свое разорение. В битве за Отечество каждый персонаж нашел смысл жизни, поняв, к чему он шел, но совместные усилия несли одну лишь цель. По популярному мнению, автор в романе следовал «мысли народной», по которой и крестьяне, и дворяне, и городская бедность, и торговцы объединили усилия для спасения своей родины. Согласно теории, небольшое количество людей, готовых к чему-то новому, имеют «пассионарную энергию», передаваемую другим для достижения определенной цели. Такими примерами могут быть Александр Макодонский, Ганнибал, Наполеон... Их подвиги и завоевания известны миллионам.

мини-заключение Тем самым, обычный народ, не имея какой-либо силы или власти, способствовали проигрышу вражеских отрядов и жертвовали своим имуществом, чтобы защитить и отстоять свою родину. Именно такие примеры показывают то, как народ двигает историей, если имеет общую задачу. Среди всего населения были и есть люди, которые создают что-то новое, но, чтобы это вошло в историю и нашло свое продолжение, нужна поддержка большинства.

После того, как учащиеся обсудили одну из идей (народ является движущей силой исторического процесса) и написали развернутый аргумент по предложенной структуре (табл. 1), они распределили предложения из абзаца в соответствии с отдельной частью несплошного текста. У учащихся возникло затруднение, к какой части отнести некоторые предложения (например, «Их подвиги и завоевания известны миллионам» из варианта 3) и можно ли считать доказательством пример из варианта 2 (к примеру, «В романе Льва Толстого «Война и мир» были хорошо описаны такие моменты»).

Когда учащиеся увидели свои варианты в таблице в сравнении с другими утверждениями, рассуждениями, доказательствами, детальным объяснением и мини-заключением, ошибки стали очевидными. В варианте 1 утверждение содержит противопоставление идеи другим факторам, но не

указывает причину рассматриваемой идеи. Во 2 варианте в утверждении понятие «народ» подменено «обществом», что меняет смысл обсуждаемой идеи. В 3 варианте необходимо уточнить некоторые детали, отредактировать текст, чтобы получить точное и убедительное утверждение.

При анализе следующей части аргумента, рассуждения, необходимо уточнить, что в 1 варианте суждение может быть предложено в качестве утверждения, если внести корректировку во второй части («движущей силой истории» вместо «фундаментальной системой всей истории»). Во втором и третьем вариантах наблюдается отклонение от темы, так как в рассуждениях прослеживается сужение идеи, связанной с народом, до меньшинства и личности.

В приведенных доказательствах наиболее удачным является вариант 2, так как на примере произведения Л.Н. Толстого «Война и мир» приводится описание того, что было заявлено в утверждении.

Объяснение в деталях и мини-заключения в каждом из вариантов являются приемлемыми, если исправить речевые недочеты.

При таком анализе, когда учащиеся могут сравнить по вертикали и по горизонтали варианты каждой части аргумента, они наглядно видят, как именно может выглядеть каждая часть, какие варианты предпочтительнее, какая структура предложения может быть использована и так далее.

В результате редактирования 2 варианта был получен следующий вариант:

Таблица 2. Вариант «сэндвич-аргумента» после проведенного анализа.

элементы «сэндвич-аргумента» вариант 2

утверждение Именно в народе рождаются идеи, которые приводят к изменениям в обществе, потому что их поддерживает большинство людей.

рассуждение Часто эти идеи связаны с улучшением жизни народа или обретением им свободы. Начиная с каменного века, заканчивая веком информации, люди совместно шли к общим целям, стремясь их достичь разными способами.

доказательство В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» описано, как представители народа, следуя одной цели, совершая разные, иногда необъяснимые поступки, проявляет свои лучшие качества в борьбе за свободу Родины.

объяснение в деталях Писатель показывает, что в войне за Отечество каждый понимает, за что он сражается. Автор в романе раскрывает «мысль народную», показывая, что и крестьяне, и дворяне, и городская бедность, и торговцы объединили усилия для спасения своей родины. Так "Карпы и Власы" не продавали французам сено, а жгли его, чтобы оно не досталось врагу, а Ростовы, уезжая из Москвы, отдали все свои подводы для вывоза раненых, довершив этим свое разорение.

мини-заключение Именно такие примеры показывают то, как народ двигает историей, если имеет общую идею или цель.

После применения несплошных текстов для организации абзацев основной части эссе нами были составлены следующие рекомендации для учащихся:

1. Начните с ясного тематического утверждения.

Начните каждый абзац с четкого и краткого тематического утверждения, которое отражает основную идею абзаца. Убедитесь, что ваше тематическое утверждение напрямую связано с темой и вносит вклад в развитие темы эссе.

2. Подкрепите тематическое утверждение рассуждениями.

Каждое тематическое утверждение нуждается в объяснении причин, почему вы так считаете. Следите за тем, чтобы причины отражали основную идею абзаца и не являлись простым перечислением событий, явлений и фактов.

3. Предоставьте подтверждающие доказательства.

После изложения основной идеи подкрепите свой аргумент соответствующими и хорошо обоснованными доказательствами. Это могут быть примеры, статистические данные или цитаты из надежных источников, подтверждающие ваше тезисное утверждение. Не забывайте правильно цитировать источники и следить за тем, чтобы доказательства напрямую относились к тематическому утверждению, что усиливает связность в вашем абзаце.

4. Уточните и объясните детали.

Не думайте, что ваш читатель автоматически поймет значение ваших доказательств. Уделите время подробному описанию и объяснению связи между вашими доказательствами и основной идеей абзаца. Этот шаг имеет решающее значение для демонстрации глубокого понимания темы и вашей способности анализировать информацию.

5. Завершите абзац логично.

Заканчивайте каждый абзац заключительным предложением, которое обобщает ключевые моменты и усиливает основную идею абзаца. Это заключительное предложение должно плавно переходить к следующему абзацу, создавая логическое развитие на протяжении всего эссе.

6. Соблюдайте связность и последовательность.

Убедитесь, что каждое предложение в основном абзаце соответствует центральной идее тематического утверждения. Избегайте включения нерелевантной информации, которая может отвлечь читателя. Используйте средства связи, чтобы обеспечить плавный переход от одного предложения к другому, способствуя связности и пониманию содержания аргумента.

Построение аргументов — это важнейший навык для достижения успеха в академическом эссе. Следуя предложенным рекомендациям и постоянно практикуясь, можно улучшить свое умение составлять хорошо организованные, последовательные и убедительные аргументы. Важно помнить, что ясность, актуальность и глубина анализа являются ключом к созданию убедительных аргументов в эссе.

Список литературы /References

1. Dartmouth, Academic essay. 16.02.2024. Retrieved from [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dartmouth.edu/~engl5vr/guidelines.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.