Научная статья на тему 'Обучение письменному дискурсу студентов филологической специальности в университетах Германии'

Обучение письменному дискурсу студентов филологической специальности в университетах Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСЬМЕННЫЙ ДИСКУРС / НЕМЕЦКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / РЕФЕРАТ / СЕМИНАРСКАЯ РАБОТА / ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашкова Н. А.

Cтатья посвящена описанию таких форм работы по обучению письменному дискурсу, как реферат и семинарская работа в рамках классического немецкого университета. Автор также рассматривает основные требования к содержанию, этапы по подготовке и написанию данных видов работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение письменному дискурсу студентов филологической специальности в университетах Германии»

УДК 378.02

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМЕННОМУ ДИСКУРСУ СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТАХ ГЕРМАНИИ © 2011 Н. А. Пашкова

аспирант 2-го курса каф. методики преподавания иностранных языков e-mail: nadezhda-pashkova@yandex. ru

Курский государственный университет

Статья посвящена описанию таких форм работы по обучению письменному дискурсу, как реферат и семинарская работа в рамках классического немецкого университета. Автор также рассматривает основные требования к содержанию, этапы по подготовке и написанию данных видов работ.

Ключевые слова: письменный дискурс, немецкий университет, реферат, семинарская работа, основные требования.

Владение навыками письменного дискурса проявляется в умении писать такие студенческие работы, как реферат или курсовые, и предполагает не просто переписывание текстов учебников, статей из научных сборников, отрывков диссертаций других исследователей и неупорядоченное цитирование чужих мыслей. Освоение письменного дискурса учащимися классического университета - это систематизированный процесс, который включает в себя этапы поиска дополнительной литературы по теме работы, формулирование тезиса и развертывание своих идей, проведение анализа дополнительной литературы по исследуемой проблеме с целью обоснования и логичного выстраивания собственных суждений и выводов. Умение анализировать, сопоставлять, критически подходить к обнаружению связей в идеях и доводах других авторов и правильно ссылаться на известные факты и мысли в своей работе также свидетельствует о владении учащимися навыками письменного дискурса.

В университетах Германии овладение навыками письменного дискурса происходит в процессе выполнения таких форм учебно-исследовательской работы, как реферат и семинарская работа, и требует от студентов основательного погружения в исследовательский материал и четкого выполнения определенных формальных и содержательных требований.

Рассмотрим эти виды работы по овладению навыками письменного дискурса в системе классического немецкого университета и условия выполнения подобных работ, а также покажем, какая дополнительная работа по развитию умений и совершенствованию навыков письменного дискурса ведется в немецких университетах.

Особенности обучения в университетах Г ермании

В уставе каждого университета Германии приводится пункт закона о высшем образовании, в котором говорится, что «основная задача обучения в университете заключается в подготовке студентов к профессиональной деятельности и освоении знаний, умений и методов работы в выбранном направлении таким образом, чтобы

учащиеся были пригодны к последующей научно-исследовательской и творческой деятельности и могли внести свой вклад в развитие свободного, демократического правового государства».

Уже в XIX веке немецкие университеты были образцом классического образования и устанавливали стандарты высшего образования в Европе. Некоторые черты немецкого университета XIX века, которые сохранились и в наши дни, считаются единственными в своем роде. К ним относятся, например, концепция академической свободы; концепция индивидуального и оригинального исследования; занятия в форме семинаров; развитие степени магистратуры; путь к профессорству и взаимодействию с государством.

Со времен реформирования университетской системы XIX века, образовательный процесс в немецких университетах строится по принципу «обучение с целью обучения и обучение с целью исследовательской работы». (Lernen - Lernen und Lernen - Forschung). Данная модель реализуется в «формуле единства обучения и исследования» [Ehlich Konrad 2001: 15], которая была предложена реформатором, основателем Берлинского университета Вильгельмом Гумбольдтом. Учащиеся немецких университетов должны постоянно находиться в состоянии поиска новых идей и открытий, что реализуется благодаря самостоятельной исследовательской деятельности в процессе подготовки письменных работ.

В современных условиях обучение в немецких университетах строится также по принципу единства учебы и исследования, но приобретает модернизированную структуру, которая соответствует потребностям коммуникативной практики. Это выражается в использовании форм устного и письменного дискурса и распространяется на такие области университетской деятельности, как обучение учащихся, их исследовательская работа, а также деятельность руководства, направленная на развитие и совершенствование дискурсивных умений и навыков учащихся. «Обучение устному и письменному дискурсу является неотъемлемым признаком научного общения, что относится к традициям классического немецкого университета» [Ehlich Konrad 2001: 200].

Основные формы дискурса

Особый интерес представляет вопрос обучения различным формам университетского дискурса. В современном университете существует ряд относительно неизменных форм обучения дискурсу, которые в различной степени соответствуют критериям устного или письменного характера общения [Heinemann Margot 2001: 702].

Усвоение научных знаний в университете осуществляется посредством таких видов занятий, как лекция, просеминар, семинар, блок-семинар, научные упражнения (Wissenschaftliche Ubungen), коллоквиум [Thielmann Winfried 2009: 50]. Коммуникативной основой занятий может выступать устная или письменная форма дискурса.

Письменный дискурс: ведение записей на лекции, составление тезиса и структуры семинарской работы, выборка и анализ цитат из основной и дополнительной литературы, реферат, Hand-out (тезисный лист), письменный экзамен, научная статья, семинарская (домашняя работа), магистерская, бакалаврская (дипломная) работа.

Устный дискурс: лекция, консультация с преподавателем, презентация реферата, устный экзамен, выступление, семинар, блок-семинар.

По данным опроса преподавателей и учащихся университетов Германии [Kaiser Dorothee 2002: 276], написание семинарских (домашних) работ, рефератов и тезисов к реферату можно выделить как наиболее распространенные и эффективные формы обучения письменному дискурсу.

Реферат

Подготовка и выполнение реферата представляет собой тренировку навыков как письменного, так и устного дискурса: подготовка реферата осуществляется в письменном виде, а презентация (защита) происходит в устной форме. По определению Большого толкового словаря немецкого языка Дуден, «реферат - это а) разработанный, резюмированный трактат на конкретную тему; б) краткий, содержащий критическую оценку письменный доклад [Kaiser Dorothee 2002: 31].

Цель реферата - информировать аудиторию посредством устного выступления на определенную тему, которая относится к теме семинарского занятия.

Важным требованием к подготовке реферата учащихся филологических факультетов является, прежде всего, самостоятельное проведение критического анализа исследуемой проблемы, что предполагает обращение к дополнительной учебной и научной литературе с целью исследования конкретной проблемы: («...приоритетным является принцип проблемно-ориентированного обучения» [EBer Ruth 1997: 104]). Тема реферата может (но не обязательно) стать темой дальнейшего исследования в виде семинарской работы и одним из аспектов итоговой магистерской работы - диссертации. Таким образом, самостоятельная подготовка учащимися реферата является первым этапом на пути приобщения к исследовательской деятельности.

Требования по подготовке и проведению презентаций реферата в немецких университетах отражают ранее упомянутый концепт единства обучения и исследования.

Подготовка и презентация реферата подразумевает не просто воспроизведение прочитанного, а появление новых взглядов, мыслей, идей, то есть критический подход к оцениванию содержания прочитанного материала. Автор одного из последних пособий по написанию студенческих работ в немецких университетах Торстон Боль акцентирует внимание на правильной подготовке реферата. «В первую очередь, содержание работы прорабатывается в научном масштабе и объективно излагается в письменной форме, затем рациональным является добавление собственных критических замечаний и оценок. Такие важные дидактические аспекты, как умение работать со средствами массовой информации, построение структуры реферата, подготовка наглядного пособия и тезисного листа для аудитории, являются необходимыми критериями для учащихся» [Bohl Thorsten 2008: 69].

В одной из стандартных инструкций по подготовке рефератов учащимися в немецких университетах освещается следующее важное требование: «.старайтесь не считывать с листа текст реферата, а выступать от себя, чтобы как можно ближе общаться с аудиторией по теме вашего выступления» [Bunting Karl-Dieter 1996:35].

Основой презентации реферата является обязательное наличие вспомогательных текстов в виде тезисного листа, так называемого Hand-out. Hand-out включает в себя основные тезисы обсуждаемой темы, определение и толкование ключевых понятий (с точным указанием литературных источников), ключевые данные в виде таблиц и диаграмм, а также список используемой литературы. Hand-out получает каждый присутствующий в студенческой аудитории и таким образом имеет возможность ближе ознакомиться с использованной дополнительной литературой. В последнее время при презентации реферата учащиеся все чаще используют мультимедийные средства. К ним относятся не только визуальное мультимедийное сопровождение презентации при помощи программы PowerPoint, но также структурированное использование источников СМИ.

Подготовка и презентация реферата представляют собой первую ступень на пути к овладению письменным университетским дискурсом, так как в процессе работы над рефератом учащиеся вырабатывают навыки работы с дополнительной учебной и научной литературой, тренируют и совершенствуют навыки и умения общения с аудиторией и самостоятельного письма.

Семинарская работа

Как упоминалось ранее, в качестве ориентира по работе над письменным дискурсом выступает модель единства обучения и исследования.

Характерными становятся постоянная работа с научно-исследовательской литературой и поиск новых идей и концепций. Умения и навыки письменного дискурса в немецких университетах демонстрируются в семинарской работе, которая выполняется каждым учащимся, посещающим семинар, и является формой контроля результатов обучения учащихся в конце семестра.

По определению толкового словаря Дуден, «семинарская работа - это письменное студенческое исследование (в университете), в которой учащиеся исследуют и разрабатывают определенную тему под научным руководством преподавателя» [Duden 1999: 35]. Семинарская (ее также называют домашней работой) в немецких университетах по некоторым признакам эквивалентна курсовой работе в российских университетах, но отличается большей глубиной исследования.

В ограниченные временные рамки (чаще во время каникул) учащиеся должны как можно подробнее рассмотреть существующие по теме критические статьи и исследования, самостоятельно определить проблему и структуру своей работы и в письменной форме отобразить свои идеи, которые излагаются в аргументированном научном стиле.

Семинарская работа представляет собой центральную форму отработки письменного дискурса и академического общения учащихся. По структуре и содержанию она может сравниться с научной статьей и в лучшем случае, может быть предназначена в качестве научной статьи. Написание семинарской работы предполагает образцовое выполнение учащимися всех требований ранее выполнявшихся видов письменного дискурса (реферат, протокол, Hand-out), а также соблюдение формальных и содержательных критериев письменной научной работы, которых придерживаются все научные работники и учащиеся университета в процессе обучения с целью исследования [Ehlich Konrad 2003: 20].

Написание семинарской работы свидетельствует о включенности студентов в научно-исследовательскую деятельность, что проявляется в поиске дополнительной литературы по теме исследования, в умении критически анализировать и обобщать информацию с целью выражения собственных идей и доводов. На этапе поиска и анализа дополнительной литературы учащиеся вырабатывают навыки правильного обращения с источниками дополнительной литературы, то есть учатся не списывать и копировать, а цитировать и обосновывать.

Общий формальный критерий при написании семинарской работы - это объективность, полнота и однозначность излагаемых мыслей, а также достоверность фактов и возможность контроля, то есть указание всех дополнительных источников, которые используются при написании работы.

В семинарской работе должны соблюдаться требования к структуре, форме и содержанию студенческих письменных работ.

Требования к выполнению письменных работ

Семинарская работа отличается от реферата большим объемом и глубиной исследования.

Требования к научному содержанию работы возрастают по мере прохождения учебных семестров. На первых семестрах обучения в университете студенты постепенно овладевают техниками письменного дискурса; на старших семестрах и при написании итоговой магистерской работы от студентов ожидают демонстрации своих умений и полной самостоятельности. На продвинутом этапе обучения возрастают требования к объективности исследуемой проблемы, надежности и достоверности.

Учащиеся должны сами определить тематику и суть своего исследования, которые они считают наиболее актуальной для своей письменной научной работы. Затем тема и структура семинарской работы обсуждаются с научным руководителем. Ход мыслей учащегося излагается в структуре, которая выполняется в письменном виде и служит основанием на протяжении всей работы. Формулирование темы работы намечает важные характеристики в организации написания семинарской работы. Важный критерий для семинарской работы - наличие тезиса, проблемного вопроса к теме исследования, работа с дополнительной литературой, направленная на обоснование собственных выводов.

В семинарской работе большое внимание уделяется построению структуры, что показывает умение учащихся логически мыслить. Ход мыслей автора раскрывается, прежде всего, в содержании работы, где указываются разделы и подразделы исследования. Введение пишется по установленным правилам. Во введении нужно обозначать не только тему и задачи исследования, но также показать теоретический базис изучаемого вопроса и описать методы, используемые в работе. В заключении содержится не только подведение итогов и обобщение результатов, но и предлагаются собственные идеи и предложения по проблеме и направлениям дальнейшего исследования темы.

Плагиат

Важным требованием к написанию семинарской работы является доскональное указание используемых источников основной и дополнительной литературы. Умение правильно обращаться с основной и дополнительной литературой демонстрируется в правильном оформлении цитат и мыслей других авторов. На каждой странице семинарской работы расставляются сноски с точным указанием имени автора, даты публикации статьи или книги и страницы, которые цитирует автор. Подобные правила цитирования распространяются также на тексты из Интернета. Следует обратить внимание российских студентов на тот факт, что в немецких университетах уже на начальной ступени обучения учащиеся ознакомлены с правилами цитирования и заимствования чужих мыслей. Если при написании реферата или семинарской работы учащиеся заимствуют более трех слов у другого автора и не указывают цитируемый источник, то подобное действие считается плагиатом. Во избежание недоразумений после окончания семинарской работы учащиеся прилагают к своей работе объяснительную записку, в которой гарантируют самостоятельность и достоверность всех указанных источников литературы. Например, в университете Тюбинген подобное объяснительное заявление в переводе на русский язык выглядит следующим образом:

«Настоящим документом заверяю, что я выполнил работу самостоятельно и без использования вспомогательных средств и источников, кроме тех, которые указаны в списке дополнительной литературы и приложении. Все заимствования, используемые в моей работе в учебных и научных целях, обозначены» [Bohl Thorsten 2008: 86].

Стиль письменных семинарских работ в немецких университетах отличается высоким уровнем аргументированности и отсутствием эмоциональной оценки автора. Работа пишется в научном, академическом, но не в художественном стиле. Идеи и аргументы других авторов обязательно подкрепляются собственными рассуждениями и выводами, что позволяет в конечном итоге выразить свою собственную точку зрения и обосновать собственные выводы.

Написание семинарской работы предусматривает прежде наличие четко сформулированного тезиса и проблемы, на рассмотрении и разработке которых постоянно сосредоточены мысли автора.

Семинарская работа имеет аргументированную направленность и отвечает цели максимально раскрыть исследуемую проблему, ссылаясь на достоверные факты и информацию и используя рациональные средства при проведении анализа. С этой целью приводится обсуждение мнений и аргументов других авторов, которые обязательно подкрепляются собственными идеями и выводами.

На языковом и стилистическом уровне требуется соблюдение таких критериев, как употребление эксплицитной и последовательной терминологии, которая гарантирует необходимую точность, делает идеи и выводы понятными и аргументированными. Слова должны быть точными и не создавать картину словесных образов. Недопустимо написание семинарской работы (даже на литературную тему) в художественном стиле с использованием эмоционально-оценочной лексики.

Несмотря на тот факт, что стиль семинарской работы лишен субъективности, от автора ожидается самостоятельное критическое рассмотрение материалов, темы и предшествующих исследований, из которых впоследствии возникает собственная точка зрения.

Таким образом, работа по выполнению таких форм письменного дискурса, как реферат и семинарская работа, - трудоемкий и систематизированный процесс, который предполагает четкое выполнение определенных критериев и поэтапное продвижение. Этапы работы над рефератом и семинарской работой можно обозначить следующим образом:

1. Ориентирование:

• сбор идей;

• размышление над формулировкой темы;

• первый обзор справочников и дополнительной литературы.

2. Поиск:

• просмотр и анализ основной литературы и источников;

• просмотр и анализ дополнительной литературы.

3. Структурирование и сбор материала:

• интенсивное чтение дополнительной литературы;

• систематизирование собранного материала;

• формулирование вопросов, целей и задач;

• построение плана.

4. Наброски текста:

• написание основной части работы;

• корректирование каждой части по мере готовности;

• написание введения и заключения.

5. Корректировка и редактирование работы:

• редактирование содержания;

• детальная проверка грамотности, правописания;

• проверка оформления цитат и заимствования чужих мыслей

Дополнительная работа университета в содействии развития умений письменного дискурса

Учащиеся университетов не сразу овладевают навыками письма и часто сталкиваются с различными проблемами при поиске литературы, оформлении цитат, а также при непосредственном выполнении письменных работ.

В последние годы в университетах Германии ведется дополнительная работа в области обучения и развития умений письменного дискурса студентов. Институты и гуманитарные факультеты разрабатывают концепты, направленные на укрепление и развитие умений письменного дискурса учащихся. Так, например, филологические факультеты предлагают обязательные и факультативные курсы и блок-семинары по обучению письменной речи, а также групповые и индивидуальные консультации по вопросам написания студенческих письменных работ. Ассортимент университетских факультативных курсов и консультаций по обучению письменному дискурсу определяет качество образования в университете. Кроме того, овладение навыками научного письма необходимо не только во время учебы в университете: умение правильно излагать и научно формулировать свои мысли требуется также в дальнейшей трудовой деятельности. «Умение писать - это ключевая компетентность во всех академических профессиях» [Kruse Otto 1993: 5].

Например, Министерство науки и научных исследований Северного Рейна -Вестфалии оказывает поддержку многим университетам в рамках акции «Качество обучения», которая направлена на создание и осуществление университетских проектов по развитию умений письменного дискурса. К подобным университетам относятся: Университет Дюссельдорф, Университет Билефельд, Университет Кёльн, Университет Эссен, а также университеты Бохум и Зиген. В этих вузах проводятся специальные курсы по обучению письму (Schreibkurse), с целью помочь учащимся преодолеть письменные блокады и ликвидировать проблемы в написании исследовательских работ. Университеты предлагают подобные курсы в форме семинаров или блок-семинаров, принимая участие в которых студенты тренируются в написании академических статей и получают помощь и ответы на вопросы относительно выполнения своих письменных работ и эффективного поиска дополнительной литературы.

В последние годы консультации по написанию студенческих исследований и курсовых работ проводятся в каждом университете Германии. Важным правилом для учащихся университета является предварительное обсуждение с научным руководителем темы, задач и структуры письменной работы, а также возможности поиска дополнительной литературы по исследуемой проблеме. Кроме того, почти во всех немецких университетах существует служба поддержки студентов, которые сталкиваются с проблемами при работе над письменным дискурсом. Например, Университет Дуйсбург-Эссен с 1993 года предлагает учащимся телефонные консультации с целью помочь пишущим учащимся преодолеть блокады письма. Подобная служба поддержки существует и в других университетах, как, например, университеты Билефельд, Потсдам, Гамбург и другие, которые предоставляют учащимся индивидуальные консультации.

Существуют также разнообразные курсы-тренинги и лаборатории (Schreiblabor) по обучению письменной речи.

В данной статье мы рассмотрели основные особенности работы над такими видами письменного дискурса в университетах Германии как реферат и семинарская работа. Отработка умений и навыков по выполнению подобных видов работы происходит на протяжении всей учебной деятельности учащихся и предполагает их постоянную занятость поиском учебной и научной литературы, обработку и анализ найденного материала, обозначение тезисов и целей предполагаемой письменной роботы, то есть обучение строится по модели Гумбольда - «единства учебы и исследования».

Важными критериями при подготовке и выполнении реферата и семинарской работы в немецких университетах является самостоятельное поэтапное формулирование своих тезисов и разработка структуры текста, а также обоснованное и правильно оформленное цитирование мыслей других авторов. Такие критерии в работе над письменным дискурсом как аргументированность и точность стиля, выражение собственной критической оценки, а также недопустимость плагиата, являются типичными для немецких университетов и могли бы быть заимствованы при обучении письменному дискурсу учащихся в российских университетах.

Библиографический список

Bohl Thorsten. Wissenschaftliches Arbeiten im Studium der Padagogik. Arbeitsprozesse, Referate, Hausarbeiten, mundliche Prufungen und mehr. Weinheim: Beltz Verlag, 2008. 203 s.

Bunting Karl-Dieter. Schreiben im Studium: ein Trainingsprogramm. Berlin: Cornelsen Scriptor, 1996. 154 s.

Duden: Das groBe Worterbuch der deutschen Sprache in 10 Banden. Mannheim/Leipzig /Wien/Zurich, 1999. 235 s.

Ehlich Konrad. Deutsche Wissenschaftskommunikation - Eine Vergewisserung. In: Jahrbuch DaF 27, 2001. 308 s.

Ehlich Konrad. Wissenschaftlich schreiben lehren und lernen. Berlin-New York.: de Gruyter, 2003. 268 s.

Efier Ruth. “Etwas ist mir geheim geblieben am deutschen Referat”. Kulturelle Gepragtheit wissenschaftlicher Textproduktion und ihre Konsequenzen fur den universitaren Unterricht von Deutsch als Fremdsprache. Munchen: Iudicium, 2007. 257 s.

Heinemann Margot. Textsorten des Bereichs Hochschule und Wissenschaft // Brinker, Klaus / Antos, Gerd / Heinemann, Wolfgang / Sager, Sven F. (Hg.): Text- und Gesprachslinguistik. Linguistics of Text and Conversation. Ein internationals Handbuch zeitgenossischer Forschung. Berlin/New York, 2001. 789 s.

Kaiser Dorothee. Wege zum Wissenschaftlichen Schreiben. Eine kontrastive Untersuchung zu studentischen Texten aus Venezuela und Deutschland. Tubingen: Stauffenburg, 2002. 365 s.

Kruse Otto. Keine Angst vor dem leeren Blatt. Ohne Schreibblockaden durchs Studium. Frankfurt a. M.: Campus, 1993. 247s.

Thielmann Winfried. Wissenschaftliches Sprechen und Schreiben an den deutschen Universitaten // Wissenschaftliche Textsorten im Germanistikstudium deutsch-italienisch-franzosisch kontrastiv. - Loveno di Menaggio : Villa Vigoni, Deutsch-Italienisches Zentrum , 2009. 350 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.