Научная статья на тему 'Обучение основам личной эффективности при подготовке кадров для индустрии туризма'

Обучение основам личной эффективности при подготовке кадров для индустрии туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ОБУЧЕНИЕ / ТУРИЗМ / PERSONAL EFFICIENCY / A PROFESSIONAL TRAINING / TRAINING / TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бронникова Евгения Михайловна

Обучение личной эффективности в рамках подготовки кадров для индустрии туризма является актуальным вопросом ввиду специфики отрасли. Это объясняется условиями работы, зависимостью от внешних условий. В связи с этим целесообразно осуществлять обучение по нескольким направлениям: образование в вузах, на краткосрочных семинарах и самообразование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бронникова Евгения Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of personal efficiency within the limits of a professional training for the tourism industry is urgent question in the view of specificity of branch. It is explained by the working conditions, dependence on external conditions. In this connection it is expedient to carry out training in several directions: formation in high schools, at short-term seminars and self-education.

Текст научной работы на тему «Обучение основам личной эффективности при подготовке кадров для индустрии туризма»

УДК 658.64

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

Бронникова Евгения Михайловна, ассистент кафедры «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства», embron@list.ru,

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

Training of personal efficiency within the limits of a professional training for the tourism industry is urgent question in the view of specificity of branch. It is explained by the working conditions, dependence on external conditions. In this connection it is expedient to carry out training in several directions: formation in high schools, at short-term seminars and self-education.

Обучение личной эффективности в рамках подготовки кадров для индустрии туризма является актуальным вопросом ввиду специфики отрасли. Это объясняется условиями работы, зависимостью от внешних условий. В связи с этим целесообразно осуществлять обучение по нескольким направлениям: образование в вузах, на краткосрочных семинарах и самообразование.

Keywords: personal efficiency, a professional training, training, tourism

Ключевые слова: личная эффективность, подготовка кадров, обучение, туризм

Обучение личной эффективности необходимо в условиях постоянно меняющейся внешней среды и возрастающих требований к персоналу, что особенно актуально для индустрии туризма: работа в индустрии туризма предполагает, в первую очередь, работу с людьми, взаимодействие, коммуникацию, проявление особого внимания к желаниям и запросам клиентов. В связи с этим работникам туристской сферы необходимо уметь распоряжаться собой и своими ресурсами с наибольшей эффективностью.

Люди по-разному оценивают эффективность, и нередко вкладывают разный смысл в это понятие. В связи с этим интересно представить опрос, проведенный РБК [1] 24--25 ноября

2009 года относительно оценки собственной эффективности в профессиональной сфере. Всего в опросе участвовало 11590 человек. На рис. 1 представлено распределение ответов на вопрос: «Вы эффективный работник?».

□ да

□ когда как

□ затрудняюсь ответить

□ я не работаю

□ нет

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Вы эффективный работник?»

Согласно результатам опроса, 53,3% опрошенных считают себя эффективными работниками, 33,4% ответили, что они эффективны от случая к случаю. Незначительное число опрошенных ответило, что они затрудняются ответить (5,4%), не работают (4%) и 3,9% неэффективны в своей профессиональной деятельности. Таким образом, можно сказать, что почти для половины респондентов, принявших участие в данном опросе, актуален вопрос личной эффективности.

Актуален ли вопрос личной эффективности в системе подготовки кадров для индустрии туризма? Для ответа на это вопрос целесообразно разобраться, что такое личная эффективность.

Личная эффективность - это результативное достижение личных целей. Личная эффективность позволяет двигаться из текущего состояния в желаемое и охватывает всю жизнь (а не только профессиональные области) [2].

Личная эффективность предполагает самоорганизацию и саморазвитие, то есть максимальное использование ресурсов личности, и включает в себя следующие подразделы:

• управление временем (или тайм-менеджмент);

• управление коммуникациями;

• управление рабочим пространством;

• управление финансами.

Тайм-менеджмент подразумевает под собой умение распоряжаться своим личным и рабочим временем, правильно и рационально его планировать. Для этого существуют различные методики планирования (метод Альпы, матрица Эйзенхауэра, использование календариков-пинариков и мн.др.).

Управление коммуникациями предполагает овладение такими навыками, как эффективное слушание; устное общение (лично с клиентами в офисе и по телефону); публичные выступления; умение эффективно писать (вести деловую переписку, в том числе с помощью ресурсов Интернет); рациональное чтение; управление информацией.

Рациональная организация рабочего пространства предполагает эргономичное расположение мебели, рабочих бумаг, техники и необходимых атрибутов труда в пространстве.

Управление финансами - рациональное планирование личного бюджета.

Умение правильно распоряжаться перечисленными ресурсами является залогом эффективной работы руководителя. Однако при этом возникает необходимость почерпнуть знания о личной эффективности, то есть встает вопрос обучения основам личной эффективности, что особенно актуально для руководителя предприятий туризма ввиду специфики работы (зачастую ненормированный рабочий день, перегруженность информацией, небольшие пространства офиса и многое другое).

Подготовка кадров для индустрии туризма подразумевает под собой обучение. Обучение играет важнейшую роль в становлении личности, а также в формировании профессиональных качеств людей. Образование человека должно осуществляться не только в высших учебных заведениях, на специализированных курсах повышения квалификации и овладения профессиональными навыками, но и самостоятельно. Таким образом, выделяется три основных направления, по которым осуществляется обучение при подготовке кадров для индустрии туризма:

• подготовка в вузе;

• посещение краткосрочных курсов (семинары, тренинги);

• самостоятельное изучение и применение на практике основ личной эффективности.

В процессе вузовской подготовки вопросам личной эффективности, самоменеджмента, самоуправления уделяется внимание в управленческих дисциплинах, в частности, в дисциплине менеджмент.

Вопросам самоуправления посвящается отдельная тема, рассматриваются теоретические основы личной эффективности, на практических занятиях могут быть использованы различные методики самодиагностики с целью выявления слабых сторон личности в процессе организации рабочего дня, развиваются коммуникативные навыки, навыки публичного выступления, умение владеть аудиторией, а также умение грамотно строить речь.

Студентам могут быть предложены задания по анализу рабочего дня, выявлению непроизводительных потерь времени.

В частности, студентам предлагается задание по самопрезентации, в ходе выполнения которого необходимо грамотно построить выступление, содержащее рассказ о себе, своих достоинствах, при этом завладеть вниманием аудитории и грамотно отвечать на встречные вопросы.

Еще одной формой, развивающей коммуникативные навыки и навыки публичного выступления, является подготовка мультимедийных презентаций по различным тематикам в рамках читаемых дисциплин (менеджмент, маркетинг, управление персоналом и многие другие дисциплины). Данный вид работы активизирует активность студентов, повышает заинтересованность, побуждает соревновательный дух, что побуждает к более тщательной и продуманной подготовке. Как следствие, умение выступать перед аудиторией с использованием современных технологий.

В частности, Русская школа управления проводит краткосрочные семинары по повышению личной эффективности руководителей [3]. Программа однодневного семинара достаточно разнообразна и состоит из следующих разделов:

• компетенции руководителя (развитие управленческого мышления, оценка личной эффективности, мотивация на успех);

• коммуникации (стиль в работе, уверенность, власть, влияние, лидерство, правила принятия управленческих решений);

• публичное выступление (влияние в публичном выступлении, харизма, подготовка презентации);

• самоменеджмент (основные навыки эффективных людей, тайм-менеджмент; правила преодоления стресса) [4].

Из этого перечня видно, что в структуре семинара присутствуют основные подразделы, важные при овладении навыками личной эффективности для руководителей предприятий туризма.

Еще одной формой краткосрочных курсов являются интернет-семинары (вебинары) таких компаний, как VBCG, Персонал Студия, HRM, SRC, Moscow Business School [5]. Вебсеминары представляют собой интерактивный рассказ с возможностью задавать вопросы, уточнять, то есть активно участвовать в процессе обучения. Тематика различна, в частности, вопросы личной эффективности поднимаются в следующих программах: «Самоменеджмент», «Лидерство и руководство» и мн. др.

Следующим направлением, по которому осуществляется обучение личной эффективности при подготовке кадров для индустрии туризма, является самообразование. Основной формой самообразования является чтение литературы. Много зарубежных и отечественных авторов пишут книги и статьи, посвященные личной эффективности. К наиболее популярным можно отнести книгу Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей» (она представлена как в печатном виде, так и в формате аудиокниги, что существенно расширяет возможности ознакомления и восприятия данной информации). Следует упомянуть книги Глеба Архангельского, посвященные тайм-менеджменту «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать», «Организация времени», «Формула времени. Тайм-менеджмент на Outlook-2007». Неоспоримым преимуществом названной серии книг является приложение в виде CD-диска, что особенно актуально при рационализации времени с помощью компьютерной программы Outlook. Можно отметить и многих других авторов, в частности, Брайан Трэйси, Дональд Трамп, посвящающих книги эффективности, успеху и лидерству.

Таким образом, обучение личной эффективности в рамках подготовки кадров для индустрии туризма предполагает разностороннее развитие: обучение в вузах, обучение на специализированных курсах и тренингах, а также самообразование.

Литература

1. http://www.rbc.ru/yourchoice/voteres/2009 20091124.shtml (Дата обращения: 14.01.2010).

2. http://www.lief.ru/blog/2006/06/personal efficacy/ (Дата обращения: 14.01.2010).

3. http://www.uprav.ru/seminars/list/1163/ (Дата обращения: 15.02.2010).

4. http://www.uprav.ru/seminars/detail/10821/1163/ (Дата обращения: 17.02.2010).

5. http://www.v-class.ru/db/vc/list.html (Дата обращения: 17.02.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.