Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ НА КЛАВИШНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ'

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ НА КЛАВИШНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
джазовая импровизация / музицирование / обучение импровизации / транскрипция / аранжировка / музыкальное образование / фортепианное исполнительство / клавишные инструменты / синтезатор / электронно-клавишный инструмент / jazz improvisation / music making / improvisation training / transcription / arranging / music education / piano performance / keyboard instruments / synthesizer / electronic keyboard instrument

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маргарита Магнавиевна Заббарова, Татьяна Ивановна Политаева, Алена Игоревна Рахматуллина

В статье затрагиваются современные подходы в теории и практике профессионального образования студентов педагогического вуза, обучающихся по профилю «Музыкальное образование». Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка форм и методов обучения студентов основам джазовой импровизации на акустических и электронных клавишных инструментах. Исследование направлено на рассмотрение процесса музицирования как важной части компетентности будущего педагога-музыканта и внедрение в данный процесс предлагаемых этапов освоения студентами приемов игры на фортепиано без нот: начальный и продвинутый. Приводятся методические рекомендации по организации учебного процесса на каждом этапе, примеры упражнений для тренировки навыка творческого музицирования и подбора музыки на слух, а также упражнения по джазовой импровизации на примерах популярных джазовых произведений. Применена совокупность теоретических и практических методов исследования, проведен анализ научных публикаций по проблеме исследования и музыкальных партитур джазовых произведений, использован метод анкетирования, проведены практические задания. В экспериментальной части исследования приняли участие 48 студентов Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Результаты. Рассмотрены и обобщены формы и методы обучения основам джазовой импровизации на акустических и электронных клавишных инструментах; изучены приемы джазовой импровизации в педагогической практике. Определено, что реализация предлагаемых форм и методов, а также этапов освоения приемов игры на фортепиано без нот зависит от уровня музыкально-теоретической и исполнительской подготовки студента. Исследование выявило наличие у студентов мотивации к изучению джазовой импровизации, а также таких проблемных зон, как низкий уровень музыкально-теоретической и исполнительской подготовки. Даны методические рекомендации по организации учебного процесса по обучению основам джазовой импровизации на клавишных инструментах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING THE BASICS OF JAZZ IMPROVISATION ON KEYBOARD INSTRUMENTS: MODERN APPROACHES

The article touches upon modern approaches in the theory and practice of professional training in music at a pedagogical university. The purpose of the study is the theoretical justification and experimental verification of the forms and methods of teaching students the basics of jazz improvisation on acoustic and electronic keyboard instruments. The research is aimed at considering music-making as an important part of the future teacher-musician’s competence and introducing the proposed stages of mastering the techniques of playing the piano without notes by students initial and advanced into this process. Guidelines on organizing the educational process at each stage, examples of exercises for training the skill of creative music-making and playing music by ear, as well as exercises for jazz improvisation via examples of popular jazz works by outstanding piano performers are given. A set of theoretical and practical research methods was applied, an analysis of scientific publications on the research problem and musical scores of jazz works was carried out, a questionnaire method and practical tasks were used. The experimental part of the study involved 48 students of the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla. Results. The forms and methods of teaching the basics of jazz improvisation on acoustic and electronic keyboard instruments are considered and summarized; the techniques of jazz improvisation in teaching practice are studied. It has been determined that the implementation of the proposed forms and methods, as well as the stages of mastering the techniques of playing the piano without notes, depends on the level of the student's musical-theoretical and performing training. The study revealed that students have motivation to study jazz improvisation, as well as such problem areas as a low level of musical theoretical and performing training. Methodological recommendations on the organization of the educational process for teaching the basics of jazz improvisation on keyboard instruments are given.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ НА КЛАВИШНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ»

Педагогический журнал Башкортостана. 2024. № 1. С. 53-67. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2024; (1): 53-67.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 378.147

DOI /18173292_10310.21510_2024_103_1_53_67

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ НА КЛАВИШНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Маргарита Магнавиевна Заббарова1, Татьяна Ивановна Политаева 2, Алена Игоревна Рахматуллина3

1 Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы, Уфа, Россия, zabbarova74@mail.ru, ORCID 0000-0002-5097-6429

2 tanapolia@bk.ru, ORCID 0000-0002-1232-9239

3 raxmara@mail.ru, ORCID 0000-0002-6724-0282

Аннотация. В статье затрагиваются современные подходы в теории и практике профессионального образования студентов педагогического вуза, обучающихся по профилю «Музыкальное образование». Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка форм и методов обучения студентов основам джазовой импровизации на акустических и электронных клавишных инструментах. Исследование направлено на рассмотрение процесса музицирования как важной части компетентности будущего педагога-музыканта и внедрение в данный процесс предлагаемых этапов освоения студентами приемов игры на фортепиано без нот: начальный и продвинутый. Приводятся методические рекомендации по организации учебного процесса на каждом этапе, примеры упражнений для тренировки навыка творческого музицирования и подбора музыки на слух, а также упражнения по джазовой импровизации на примерах популярных джазовых произведений.

Применена совокупность теоретических и практических методов исследования, проведен анализ научных публикаций по проблеме исследования и музыкальных партитур джазовых произведений, использован метод анкетирования, проведены практические задания. В экспериментальной части исследования приняли участие 48 студентов Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Результаты. Рассмотрены и обобщены формы и методы обучения основам джазовой импровизации на акустических и электронных клавишных инструментах; изучены приемы джазовой импровизации в педагогической практике. Определено, что реализация предлагаемых форм и методов, а также этапов освоения приемов игры на фортепиано без нот зависит от уровня музыкально-теоретической и исполнительской подготовки студента.

Исследование выявило наличие у студентов мотивации к изучению джазовой импровизации, а также таких проблемных зон, как низкий уровень музыкально-теоретической и исполнительской подготовки. Даны методические рекомендации по организации учебного процесса по обучению основам джазовой импровизации на клавишных инструментах.

Ключевые слова: джазовая импровизация, музицирование, обучение импровизации, транскрипция, аранжировка, музыкальное образование, фортепианное исполнительство, клавишные инструменты, синтезатор, электронно-клавишный инструмент

© Заббарова М.М., Политаева Т.И., Рахматуллина А.И., 2024.

Для цитирования: Заббарова М.М., Политаева Т.И., Рахматуллина А.И. Обучение основам джазовой импровизации на клавишных инструментах: современные подходы // Педагогический журнал Башкортостана. 2024. № 1 (103). С. 53-67.

THEORY AND PRACTICE OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

TEACHING THE BASICS OF JAZZ IMPROVISATION ON KEYBOARD INSTRUMENTS: MODERN APPROACHES

Margarita M. Zabbarova1, Tatayana I. Politaeva2, Alena I. RahmatuШnа3

Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, Ufa, Russia, zabbarova74@mail.ru, ORCID

0000-0002-5097-6429 2tanapolia@bk.ru, ORCID 0000-0002-1232-9239 3 raxmara@mail.ru, ORCID 0000-0002-6724-0282

Abstract. The article touches upon modern approaches in the theory and practice of professional training in music at a pedagogical university. The purpose of the study is the theoretical justification and experimental verification of the forms and methods of teaching students the basics of jazz improvisation on acoustic and electronic keyboard instruments. The research is aimed at considering music-making as an important part of the future teacher-musician's competence and introducing the proposed stages of mastering the techniques of playing the piano without notes by students - initial and advanced - into this process. Guidelines on organizing the educational process at each stage, examples of exercises for training the skill of creative music-making and playing music by ear, as well as exercises for jazz improvisation via examples of popular jazz works by outstanding piano performers are given.

A set of theoretical and practical research methods was applied, an analysis of scientific publications on the research problem and musical scores of jazz works was carried out, a questionnaire method and practical tasks were used. The experimental part of the study involved 48 students of the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla.

Results. The forms and methods of teaching the basics of jazz improvisation on acoustic and electronic keyboard instruments are considered and summarized; the techniques of jazz improvisation in teaching practice are studied. It has been determined that the implementation of the proposed forms and methods, as well as the stages of mastering the techniques of playing the piano without notes, depends on the level of the student's musical-theoretical and performing training.

The study revealed that students have motivation to study jazz improvisation, as well as such problem areas as a low level of musical theoretical and performing training. Methodological recommendations on the organization of the educational process for teaching the basics of jazz improvisation on keyboard instruments are given.

Keywords: jazz improvisation, music making, improvisation training, transcription, arranging, music education, piano performance, keyboard instruments, synthesizer, electronic keyboard instrument

For citing: Zabbarova M.M., Poletaeva T.I., Rakhmatullina A.I. Teaching the basics of jazz improvisation on keyboard instruments: modern approaches. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2024; 103(1): 53-67.

Введение. В музыкальном образовании на современном этапе произошли существенные изменения, которые отразились в подготовке будущих учителей музыки, прежде всего, с позиции формирования «человека культуры», где основным методологическим инструментом являются принципы «исторического

постижения» и «человекотворчества», а ориентирами социального развития -«становление культуросообразных качеств личности» [1, с. 169-171]. Безусловно, продолжают быть актуальными многие аспекты традиционного музыкального образования: умение слышать музыку, анализировать и интерпретировать ее содержание, владеть разнообразными техническими приемами игры на инструменте, где обучающийся осваивает традиционную схему «вижу ноты -слышу партитуру, разучиваю, исполняю».

За стенами университета студент включается в поликультурный музыкальный мир и обнаруживает сферы, в которых не всегда нужно музицировать только по нотам. Часто и педагогу необходимо профессионально самореализовываться, проявляя умения импровизировать, аранжировать и сочинять музыку, составлять транскрипции, делать переложения произведений для разного состава инструментов. В связи с этим возрастает значение практики свободного музицирования, импровизации и подбора по слуху на основе сформированных представлений о стилевых направлениях музыкальной культуры.

Цель статьи - рассмотреть современные подходы в обучении студентов педагогического вуза основам джазовой импровизации на клавишных инструментах как важного элемента освоения технологии свободного музицирования.

Методология исследования. Умение творчески музицировать является важной частью компетентности педагога-музыканта. Разнообразные аспекты свободного творческого музицирования на клавишных инструментах и искусства импровизации раскрыты в работах И.М. Красильникова [2; 3], А.Г. Бабенкова [4], А.Ф. Григорьева [5], С.И. Шеина [6].

Технология освоения музицирования имеет деятельностный характер. Обучающийся нарабатывает технику импровизации путем отбора технических комбинаций по заранее созданному исполнительскому плану, опираясь на слуховой самоконтроль, мышечно-двигательные способности, осознанное мышление, музыкально-теоретические знания. Импровизация предполагает наличие в опыте музыканта определенного материала, который используется для создания новой музыки в процессе игры, а значит, требует хороший уровень исполнительской техники и опыт сочинения. Основой для импровизации может служить классическая, народная и джазовая музыка. Целесообразность обращения именно к джазовой импровизации в процессе обучения будущего учителя музыки обусловлена исследованиями истоков джаза. Исследователи рассматривают этот феномен как ранний вид музицирования, обогативший мировую музыкальную культуру [7; 8; 9].

О необходимости внедрения основ импровизации в общую музыкальную и вузовскую подготовку будущих педагогов пишут И.М. Красильников [3], Н.Р. Бажилин [10], М.М. Заббарова и Т.И. Политаева [11], О.А. Лукаш [12]. Навык джазовой импровизации рассматривается ими как один из составляющих электронно-творческого музицирования, раскрываются пути его освоения. В качестве результата такой деятельности выступают умения создавать аранжировки,

55

расширение знаний и свободное владение инструментом, легкость в процессе приобщения к музыке разных направлений и жанров.

Большим подспорьем в обучении джазовой импровизации являются учебно-методические пособия джазовых музыкантов Ю.Н. Чугунова [14], Р.С. Столяра [15], Б.В. Мочалина [16], О.К. Жуматаева [17] с приложениями нотных примеров. В них представлены средства выразительности: аккорды, основы джазовой гармонизации, хроматизмы, ритмы, приемы разных джазовых стилей. Обобщается специфика фразировки, скрытого голосоведения подготовленных фраз, даются примеры полиритмии и полиметрии, сравнительный анализ блюзовых тем, политональной пентатоники, джазовых секвенций, упражнений джазмена.

При достаточном учебно-методическом обеспечении организации обучения джазовой импровизации и конкретизации приемов и средств выразительности [12] существует ряд проблем в их практическом применении при подготовке студентов, что связано с исполнительской ограниченностью, умением исполнить только выученное по нотам произведение. Для их решения предлагается внедрить в учебную практику навыки создания электронной аранжировки и трансформации мелодических рисунков партий [11], переосмысления электронной инструментовки и применением пространственных спецэффектов и синтезированных тембров в аранжировке (в условиях современной акустики концертных залов) [17], эстрадно-джазовой импровизации и развития аранжировочного мышления [12], джазовой обработки, ее построения и транскрибирования [18], вокально-джазовой инструментально-подражательной импровизации [9]. Наиболее эффективными развивающими навыки импровизации являются методы эстрадного сольфеджирования, современной стилизации мелодики, развития умения слышать мелодическую линию в системе других голосов, методы полифонизации, оркестровки, контрастирования, звукозаписи, оцифровки звучания, создания звуковых модусов и пресетов для электронной аранжировки.

Ориентирами для данного исследования также стали методические разработки по обучению аранжировке на МИДИ-инструментах, дающие возможность развивать навык импровизации, смешивать классические и современные техники исполнения и стили, играть на нескольких инструментах и MIDI-контроллерах, включать джазовую полиимпровизацию и комбинирование инструментария [19; 20]. Но анализ публикаций показал, что работы, раскрывающие основы творческого музицирования и импровизации изложены как отдельные разрозненные рекомендации, а потому требуют систематизации и обоснования этапов обучения.

Материалы и методы исследования. В работе применена совокупность теоретических и практических методов исследования. Проведен анализ научной литературы, музыкальных произведений джазовой стилистики, использован метод анкетирования и практических заданий со студентами Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы с целью выявления их социокультурной мотивации к изучению джазовой импровизации, а

также для определения уровня музыкально-теоретической и исполнительской подготовки.

Результаты исследования. Инструментальное музицирование включает разные формы исполнительства: мелодическую и гармоническую импровизацию, импровизацию в разных стилевых моделях, аранжировку и транскрипцию. Гармонический способ импровизации основан на гармонизации или перегармонизации мелодии посредством смены лада, усложнения аккордов (например, замена классических трезвучий септаккордами и нонаккордами, с использованием неаккордовых звуков); изменения «краски» аккорда за счет альтерации звуков или усиления звучания октавных дублировок или, наоборот, придания аккорду прозрачности в результате «снятия» аккордовых звуков.

Мелодический способ импровизации требует создания авторской мелодии. Более простым приемом является изменение мелодии, которое осуществляется за счет зеркального обращения темы, заполнения ее быстрыми пассажами или дроблением длинных нот с применением «репетиций», опевания главных ступеней, украшения мелизмами, сочинение мелодии-ответа к основной музыкальной теме. В последнем случае мелодия делится на фразы, каждая из которых исполняется в разных регистрах и представляет «разговор» двух персонажей. Несложным способом мелодической импровизации является замена исполнительских штрихов на противоположные (легато на стаккато, и наоборот), что меняет характер музыки.

Импровизация в разных стилевых моделях на электронно-клавишном синтезаторе с применением автоаккомпанемента предполагает использование моделей-стереотипов разнообразных стилевых эпох, существующих в виде фактурных образцов-паттернов, представляющих собой, как правило, двух- или четырехтактовый остинатный рисунок разнотембровых голосов сопровождения музыки. Паттерны являются гармонической основой для импровизациии.

Конечно, импровизация и игра в ансамбле на акустических клавишных инструментах в большей степени передают динамику живого исполнения, чем на автоматических. Такая импровизация Real-Time (в реальном времени) в двуручном исполнении - более сложное искусство, к которому нужно переходить постепенно, освоив сначала базовые мелодическую и гармоническую импровизации отдельными руками на синтезаторе. Поэтому сегодня импровизацию на синтезаторе можно рассматривать как занятие на полезном, стимулирующем воображение обучающем тренажере. Благодаря использованию его богатейшей базы звуков обучение творчеству становится не только увлекательным, но и более доступным и продуктивным, так как служит ступенькой на пути к достижению полной двуручной импровизации (Full-range), изучаемой и в классе фортепиано.

Рассмотрим алгоритм работы над импровизацией на акустических и электронных клавишных инструментах. Основу импровизации составляет музыкальная тема, как правило, уже гармонизованная. В ее основе может лежать любая мелодия - народная, классическая или современная. Оптимальной формой для импровизации на начальном этапе является несколько квадратных построений, либо куплетно-вариационная или рондо.

Следующим этапом является выбор жанра и стиля. На клавишном синтезаторе можно импровизировать в любом жанре, но важно сохранить его жанровые признаки: гармонию, ритм, характерную фактуру, свойства мелодии. При выборе стиля также важно знать существующие в синтезаторе банки стилей. Рекомендуется играть с подражанием исполнительскому, композиторскому «alla», эпохальному (барокко, венский классицизм, импрессионизм) стилям или с использованием различных композиторских техник, таких как минимализм, полистилистика. На продвинутом этапе освоения импровизации исполнитель найдет свой собственный стиль. Каждому музыкальному построению необходимо придать определенный ритмический рисунок. Это может быть движение опевающих мелодию пассажей, арпеджио из мелких длительностей -восьмых/шестнадцатых, использование длительностей нечетного деления -триолей/квинтолей, аккордовых группировок, синкопированного ритма и др.

Важным этапом является выбор фактуры как способа изложения музыки. Начать обучение стилевой импровизации рекомендуется с использованием на синтезаторе автоаккомпанемента. Здесь основная работа приходится на правую руку исполнителя, поскольку левая извлекает аккорды гармоническим способом, порой в облегченном режиме «chord», что означает «игра одним басом». При более сложной импровизации обеими руками, левая рука уже самостоятельно, без автоакккомпанемента исполняет свою партию. Здесь нужно определить виды и порядок сопровождающих ритмо-фактурных элементов: это могут быть строгие аккорды или вальсовый бас-аккорд, общие формы движения - гаммы, арпеджио или контрапунктный «диалог» между партиями рук. При любом сочетании они должны в целом гармонировать между собой. Обучаться стилевой импровизации на синтезаторе следует постепенно, усложняющими задачу способами: играть под предварительно записанный в секвенсоре синтезатора автоматический и клавиатурный аккомпанемент; под ритм ударных инструментов, и с метрономом; в реальном времени под свой автоматический или «живой» аккомпанемент.

л-D

Рис. 1. Ритмическая формула свинга

Особым видом инструментального музицирования в исполнительской практике является транскрипция, основанная на преобразовании популярного музыкального произведения, чаще как адаптация оркестровых произведений для фортепиано. Джазмены называют процесс транскрибирования - «снятие»: исполнители снимают образцы импровизации выдающихся исполнителей на слух и стараются в точности передать ее на фортепиано, затем на этой основе создавать свою [18]. Наиболее полно процесс транскрибирования проявился в джазовой музыке, возникшей в ХХ веке на основе регтайма и блюза, от которых он перенял основную ритмическую формулу свинга (рис.1), сложные виды полиритмии, «качание» через смещение ритмических акцентов, полутоновые и четвертитоновые

«покачивания» вокала. Все эти приемы можно увидеть в нотных примерах транскрипций и применить на практике в процессе обучения студентов.

Одним из них, отрабатываемых для овладения джазовым языком, является прием опевания аккордовых звуков и соединение их в мелодию. В пьесе «Momenttomoment» Д. Хазелтайн использует опевания аккордовых звуков Ebm7 (минорный септаккорд от «ми бемоль»). В данном музыкальном фрагменте показано опевание звуков «ми-бемоль», «до» (см. рис.2).

ЕЬш7

Рис. 2. Опевание аккордовых звуков.

Еще один мелодический прием заключается в обыгрывании гармонии с использованием арпеджио аккордовых звуков. Исполнитель последовательно играет ступени аккорда снизу вверх или сверху вниз. Такой прием позволяет расширить тесситуру исполнения импровизации и достичь динамичности звучания. В следующем примере приведена музыкальная фраза солирующего инструмента из пьесы «Confirmation» Т. Фленнегана (см. рис.3). Сначала пианист играет арпеджио по ступеням аккорда Fmaj7 (мажорный септаккорд от «фа»), добавляя повышенную пятую ступень, затем арпеджио по звукам аккордов Em7(b5) (минорный септаккорд от «ми» с пониженной квинтой) и A7(малый мажорный 7-аккорд от «ля»).

Рис.3. Арпеджио аккордовых звуков

Примером использования приема арпеджио по звукам лада является произведение Д. Хазелтайна «МотепИототеШ» (см. рис.4):

К'гп" Ab" Qf,maj7

Рис. 4. Арпеджио по звукам лада

Простым в применении приемом, помогающим привнести в импровизацию виртуозность, является гаммообразное движение по звукам лада. В качестве примера приведена музыкальная фраза Д. Хазелтайна, где гаммообразно обыгрывается ЕЬш7 (минорный септаккорд от «ми бемоль») (см. рис 5):

ЕЬт'

Рис. 5. Гаммообразное движение

Часто используемым приемом джазовой импровизации является применение тритоновых гармонических замен. Доминантовый септаккорд, строящийся на V ступени, может быть заменен на септаккорд доминантовой функции, находящийся на расстоянии тритона от него, то есть строящийся на II пониженной ступени. Такая замена называется тритоновой, и она может быть применена к любому доминантовому аккорду. В примере приведена фраза Д. Хазелтайна из «Мотепйототеп1». Ат7(Ь5) (минорный септаккорд от «ля» с пониженной квинтой) обыгрывается при помощи арпеджио и гаммы Ми бемоль мажор. Расстояние от ноты «ля» до ноты «ми» - тритон, что делает эту фразу тритоновой заменой (см. рис.6).

Л . рид; 1Г г Г ЬГ ^Г г *г 1

Рис. 6. Тритоновая гармоническая замена

После проведения анализа научных публикаций по проблеме обучения основам импровизации на клавишных инструментах, обобщения особенностей разнообразных форм инструментального музицирования в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 48 студентов. Для проверки базовых знаний о джазе и процессах импровизации и умений творческого музицирования на клавишных инструментах им было предложено ответить на ряд вопросов и выполнить ряд творческих заданий: подбор мелодии по слуху с ее последующей гармонизацией; подбор на фортепиано к заданной мелодии аккомпанемента с различными видами фактуры; игра гармонической цифровки с транспонированием в разных тональностях; игра стилизованной мелодии в разных ритмо-стилях с автоаккомпанементом на синтезаторе; мелодическая импровизация под записанную гармоническую последовательность на синтезаторе.

Анкетирование показало невысокий уровень знаний опрошенных об искусстве джаза и импровизации. Но знания в области теории музыки (интервалы, строение аккордов, строение ладов, знание тональностей и др.) свидетельствуют о том, что студенты имеют неплохую музыкально-теоретическую базу для развития навыков творческого музицирования на клавишных инструментах, однако требуется расширение музыкально-культурного кругозора.

В формирующем эксперименте было предложено два этапа организации учебного процесса по обучению основам джазовой импровизации на клавишных инструментах: начальный и продвинутый, а также упражнения и методические рекомендации по их использованию на каждом этапе.

Начальный этап развития импровизации связан, прежде всего, с внедрением инновационных подходов развития музыкального мышления и слухового опыта обучающегося, в связи с этим он включает следующие упражнения на клавишном инструменте:

1. Подбор по слуху несложных попевок, знакомых песен от заданной ноты в до мажоре или ля миноре;

2. Игра более сложных вариантов первого упражнения от заданной ноты, с последующим изменением тональности мелодии; транспонирование знакомых музыкальных тем, отдельных фраз или эпизодов произведений, изучаемых на аудиторных занятиях;

3. Импровизация-диалог, которая воплощается в вопросно-ответной форме: первую музыкальную фразу исполняет педагог, вторую - студент. Диалог можно подкрепить, придумав слова к каждой фразе;

4. Имитация простейших звукоизобразительных интонаций, которая включает: имитацию голосов животных и птиц с использованием ритмического рисунка и интервалики; регистров инструмента; упражнения-ассоциации по определению и запоминанию интервалов, например, «сигнал трубы», основный на интервале чистой кварты, «клаксон автомобиля» - интервале чистой квинты и др. В данном упражнении рекомендуется применить сравнение со спецэффектами на синтезаторе;

5. Использование разных ритмических рисунков, включающее:

а) подбор мелодии по ритмическим схемам, предложенным педагогом или самим учащимся;

б) упражнения с заданной сюжетной программой, например, «прогулка», «на ослике», «катание на лодке», «езда на велосипеде», «езда на поезде» и др.;

в) ознакомление обучающихся с сочинениями композиторов, раскрывающими процесс движения;

6. Исполнение-стилизация - игра мелодии в разных жанрах, например, песенная мелодия исполняется в ритме польки, вальса, марша и др.;

7. Воплощение настроения в звуках. Один из вариантов данного упражнения заключается в подборе мелодии на текстовую основу, например, создание мелодии на стихотворение или отрывок из прозы;

8. Ритмическая импровизация выражается в отстукивании ритма без звучания инструмента. В данном упражнении педагог акцентирует внимание обучающихся на то, как темп и метроритм влияют на характер и содержание музыки;

9. Сочинение мелодии от заданной первоначальной интонации;

10. Использование в аккомпанементе тонической квинты со вспомогательными звуками;

11. Гармонизация мелодии в разных тональностях (игра трезвучий в партии левой руки).

На данном этапе освоения искусства импровизации студенты приобрели следующие навыки: подбор мелодии на слух в разных тональностях; гармонизация знакомой мелодии; подбор ритмической основы в аккомпанементе. В процессе освоения такого практического опыта игры на фортепиано и клавишном синтезаторе, а также более глубокого изучения теории и истории музыки у студента

появляется больше возможностей для более свободного музицирования и освоения джазовой импровизации.

В связи с этим мы обозначили следующий этап в освоении навыка творческого музицирования и подбора музыки на слух в виде инструментальных транскрипций - как продвинутый уровень и инновационный подход. Рассмотрим упражнения, рекомендованные на этом этапе. К ним относятся формы динамизации/ регенерации (усложненного изменения) фактуры:

1. Игра гармонических последовательностей с обращениями аккордов в тональностях до трех знаков: T - S - D - T; T - S - D - II7 - D - T(VI); T- III - VI -II - T;

2. Гармонизация популярных песен, с использованием разных видов фактуры: аккордовой, аккордовой пульсации, бас-аккорд, различных гармонических фигураций;

3. Сочинение мелодической линии по звукам аккордов, тетрахордов в восходящем и нисходящем движении.

4. Исполнение гармонических последовательностей с использованием сложных аккордов, например, септаккордов: большого мажорного, малого мажорного, большого минорного и малого минорного септаккордов.

На контрольном занятии студенты должны были исполнить на электронно-клавишном синтезаторе с использованием автоаккомпанемента и современных джазовых стилей подготовленную импровизацию на тему произведения «Autumn Leaves Josef» композитора Ж. Космы, на стихи Ж. Превера. В качестве усложнения творческой задачи для студентов более продвинутого уровня по джазовой импровизации было предложено задание исполнить эту же пьесу на фортепиано, но уже с исполнением аккомпанемента в клавиатурном режиме. Таким образом, полученное первоначальное ансамблевое звучание импровизации на синтезаторе переносилось с приближенно полным озвучиванием аккомпанемента в партии левой руки. Такой метод постепенного перехода «от простого к сложному заданию» в виде фортепианного переложения (транскрипции) способствовал более успешному выполнению творческой задачи и развитию навыков свободного джазового музицирования.

Студенты выполняли основное задание в виде варьирования данной мелодии на основе освоенных на формирующем этапе способов динамизации фактуры -подбора по слуху мелодических ритмо-интонаций, усложнения гармоний и модуляций, украшения фактуры джазовыми приемами. Первым шагом реализации творческого задания было прослушивание аудиозаписи песни и джазовая гармонизация мелодии в процессе ее подбора по слуху на синтезаторе с использованием подходящих стилевых паттернов. Далее студенты приступили к импровизационному обыгрыванию темы в нескольких вариантах с разными исполнительскими приемами - проходящими, вспомогательными, гаммообразными интонациями, опеваниями и мелизматикой.

В случаях затруднения в игре студентам было предложено использовать такие приемы, как аккордовые риффы, нисходяще-восходящие аккордовые

62

пассажи, репетиции квинтовых интонаций, «раскачивающиеся» мотивы темы, изложение мелодии синкопированными аккордами, секвенции блюзовых интонаций, украшенные форшлагами и тремоло.

Следующим заданием стало воспроизведение на синтезаторе в джазовой манере партии левой руки в полнозвучном режиме FullRange с предварительно выбранным стилем аккомпанемента. Уровни умений джазового исполнения у студентов были отмечены как разные, а результаты коррелировались с начальными критериями констатирующего этапа. Но в целом был заметен творческий рост с точки зрения качества и оригинальности индивидуальных интерпретаций. В итоге студенты услышали друг у друга различные авторские версии одной и той же песни, что стало для них примером многообразия творческих решений в импровизации и транскрипции музыки.

В завершение эксперимента оценивание результатов творческого исполнения показало возросшие показатели по выделенным критериям освоения навыков импровизации: аутентичная оригиналу гармонизация, жанрово-эстетическая стилизация фактуры, виртуозность техники свободного исполнения, художественное многообразие выразительных средств, логика драматургической формы. Результаты исполнения и сравнительного оценивания отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты педагогического эксперимента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерии КГ КГ ЭГ ЭГ

импровизации Начало Конец Начало Начало

эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

Уровни (низкий, Н С В Н С В Н С В Н С В

средний, высокий) %

гармонизация 49 31 20 48 22 30 50 31 19 11 20 69

стилизация фактуры 66 27 15 69 16 20 67 21 14 20 20 61

техника исполнения 48 32 18 51 24 28 49 29 18 28 22 52

многообразие 39 41 22 38 27 29 36 38 21 20 21 58

выразительных

средств

логика 21 38 32 30 32 42 24 42 29 15 22 70

драматургической формы

Общий уровень сниженный средний сниженный высокий

импровизации

Заключение. В статье рассмотрены и обобщены теория и практика обучения джазовой импровизации на клавишных инструментах, выявлены особенности разнообразных форм инструментального музицирования, определены инновационные подходы, методы, принципы и технологии электроакустического аппаратно-синтезаторного и акустического живого фортепианного исполнения, среди которых зрительно-слуховая пространственная синестезия в аранжировке музыки (моделировании/ транскрибировании) выступает основным подходом

обучения джазовой импровизации. Проведенный анализ джазовых произведений выявил ведущие приемы джазовой импровизации: опевания аккордовых звуков; арпеджио аккордовых звуков; гаммообразное движение по звукам лада; тритоновая гармоническая замена.

Исследование показало, что студенты имеют устойчивую мотивацию для обучения джазовой импровизации, однако не все имеют высокий уровень музыкально-теоретической и практической подготовки, и в связи с этим отсутствует свобода исполнения, присутствуют сложности в технике игры, однообразие в использовании приемов музыкального развития. Для этого были определены этапы освоения джазовой импровизации в соответствии с уровнем подготовленности студентов - начальный и продвинутый. На каждом этапе были предложены разнообразные упражнения. В результате эксперимента выявлено, что изучение импровизации без подготовки на электронно-клавишном синтезаторе, а также незнание теоретических основ музыки затрудняет ее освоение на акустических клавишных инструментах, поскольку банки синтезатора служат своеобразной библиотекой музыкально-стилевых приемов игры, которые перенимает и домысливает начинающий исполнитель. В связи с этим современные электронные клавишные и музыкально-компьютерные цифровые технологии являются инновационным инструментом освоения импровизации. Красочные возможности электронно-клавишных синтезаторов позволяют преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения на фортепиано и преодолеть его сложности в плане обучения импровизации, так как способствуют активизации музыкально-творческого мышления, композиторской фантазии студента и более гармоничному освоению джазовой импровизации.

Таким образом, импровизация в музыкальной профессиональной подготовке в вузе способствует осознанному изучению музыкального языка культур и позволяет музыканту овладеть не только искусством адекватного воспроизведения музыкального текста - осмысленного и выразительного интонирования, но и его свободного интерпретирования в виде импровизации - авторского транскрибирования, аранжировки и сочинения. Поэтому обучение в данном направлении следует осуществлять целенаправленно, создавая для этого соответствующие уровню подготовленности студента индивидуальные траектории освоения джазовой импровизации, приемы и упражнения. В связи с поставленными задачами в процессе исследования было конкретизировано понятие «импровизации» в профессиональной подготовке музыканта как способа исторического постижения музыкальной культуры и развития «творческой составляющей личности», как уникального метода непрерывного профессионального роста музыканта; выделены компоненты, критерии оценивания и уровни готовности - как элементы музыкально-образовательной технологии, позволяющей формировать социокультурный потенциал.

Список источников

1. Бабошина Е.Б., Жукова Е.Д. Социокультурные парадигмы современной системы образования // Педагогический журнал Башкортостана. - 2022. - № 2. - С.168-180.

2. Красильников И.М. Роль работы над исполнительской интерпретацией в музыкальном образовании школьников и перспективная форма их приобщения к данной деятельности // Музыка и электроника. - 2023. - № 4. - С.1-2.

3. Красильников И.М. О необходимости профессионального обучения игре на электронных музыкальных инструментах // Музыка и электроника. - 2023. - № 3. - С.6-8.

4. Бабенков А.Г. Методические разработки для обучающихся по специальности «Ударные инструменты». - Тверь: Триада, 2022. - 47 с.

5. Григорьев А.Ф. Практический курс варьирования и импровизации баяниста: учебное пособие. - Ставрополь: Ставролит, 2020. - 190 с.

6. Шеин С.И. Путь к импровизации на бас гитаре: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Страта, 2022. - 118 с.

7. Арестов С.С. Джазовая композиция в современном образовательном процессе // Вестник СПбГИК. - 2021. №1 (46). - С. 140-144.

8. Борисов Б.Б. Предджазовая стадия музыкально-языкового сознания» как новая категория музыкознания // Музыкальное искусство и образование. - 2022. - Т. 10, № 1. - С. 4252.

9. Щербакова Э.Н., Подпоринова Н.О. Культура импровизации в эстрадной песне // Культура и время перемен. Искусствоведение. - 2021. - №3 (34). - С. 1-6.

10. Бажилин Н.Р. Джазовая импровизация на аккордеоне в системе навыков музыкальной деятельности: история возникновения и развития // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сборник статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции. / Тамбов. гос. музык.-педагог. ин-т. им.С.В. Рахманинова. - Тамбов: Редакционно-издательское бюро ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2020. - С. 392-399.

11. Заббарова М.М., Политаева Т.И. Аранжировка - универсальный вид творческой деятельности современного учителя музыки // ИКОНИ. - 2021. - № 4. - С. 119-134.

12. Лукаш О.А. Современное состояние и перспективы развития российского образования в области музыкального искусства эстрады // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сборник статей XX Международной научно-практической конференции. -Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2023. - С. 42-45.

13. Чугунов Ю.Н. Эволюция гармонического языка джаза. Джазовые мелодии для гармонизации: учебное пособие. - Санкт -Петербург: Планета музыки, 2022. - 336 с.

14. Столяр Р.С. Джаз. Введение в стилистику: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2022. - 112 с.

15. Мочалин Б.В. Изучение джазовых стандартов: учебно-методическое пособие. — Белгород: БГИИК, 2020. - 97 с.

16. Жуматаев О.К. Джазовая импровизация для начинающих и не только... (Шестнадцать этапов на пути к совершенству): учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2023. - 140 с.

17. Красильников И.М. Инструментовка в условиях реальной и виртуальной акустики // Музыкальная академия. - 2020. - Вып. № 3 (771). - C.178-184.

18. Da^evschi V. Audierea, transcrierea^ianalizacompozi^iilor de jazz ínprocesul de formare a deprinderilor de improviza^ie // Studiulartelor^iculturologie: istorie, teorie, practica. - 2020. - № 1(36). - Р. 55-60.

19. Малащенко В.О. Специфика обучения студентов на электронных клавишных музыкальных инструментах // Искусство и образование. - 2020. - № 1 (123). - С. 215-223.

20. Горбунова И.Б., Мезенцева С.В. О междисциплинарном модуле образовательной программы магистратуры «музыкально-компьютерные технологии в проектировании

дополнительных образовательных программ для одаренных детей и талантливой молодежи» // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 6 (103). - С.351-353.

References

1. Baboshina E.B., Zhukova E.D. Sociocultural paradigms of the modern education system. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (2):168-180. (In Russian)

2. Krasilnikov I.M. The role of work on performing interpretation in the musical education of schoolchildren and a promising form of their involvement in this activity. Muzyka i elektronika = Music and Electronics. 2023; (4): 1-2. (In Russian)

3. Krasilnikov I.M. On the need for professional training in playing electronic musical instruments. Muzyka i elektronika = Music and Electronics. 2023; (3): 6-8.(In Russian)

4. Babenkov A.G. Methodological developments for students majoring in «Percussion Instruments». Tver: Triad, 2022. 47 p. (In Russian)

5. Grigoriev A.F. Practical course of variation and improvisation of an accordion player: a textbook. Stavropol: Stavrolite, 2020. 190 p. (In Russian)

6. Shein S.I. The path to improvisation on bass guitar: a tutorial. St. Petersburg: Strata, 2022. 118 p. (In Russian)

7. ArestovS.S. Jazz composition in the modern educational process. VestnikSPbGIK = Bulletin of St. Petersburg State Institute of Cinematography. 2021; 46(1): 140-144. (In Russian)

8. Borisov B.B. Pre-jazz stage of musical-linguistic consciousness as a new category of musicology. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical art and education. 2022; 10(1): 42-52. (In Russian)

9. Shcherbakova E.N., Podporinova N.O. The culture of improvisation in pop song. Kul'tura i vremya peremen. Iskusstvovedenie = Culture and time of change. Art history. 2021; 34 (3): 1-6. (In Russian)

10. Bazhilin N.R. Jazz improvisation on the accordion in the system of musical activity skills: history of origin and development. In: Music in the modern world: science, pedagogy, performance: collection of articles based on the materials of the XVI International Scientific and Practical Conference / Thumb. state music teacher int. named after S.V. Rachmaninov. Tambov: Editorial and Publishing Bureau of TSMPI named after. S. V. Rachmaninova, 2020. Pp. 392-399. (In Russian)

11. Zabbarova M.M., Politaeva T.I. Arrangement is a universal type of creative activity of a modern music teacher. ICONI. 2021; (4): 119 -134. (In Russian)

12. Lukash O.A. Current state and prospects for the development of Russian education in the field of pop music. In: Pedagogy and modern education: traditions, experience and innovations: collection of articles of the XX International Scientific and Practical Conference. Penza: ICNS «Science and Enlightenment», 2023. Pp. 42-45. (In Russian)

13. Chugunov Yu.N. The evolution of the harmonic language of jazz. Jazz melodies for harmonization: a tutorial. St. Petersburg: Planet of Music, 2022. 336 p. (In Russian)

14. Stolyar R.S. Jazz. Introduction to stylistics: textbook. St. Petersburg: Planet of Music, 2022. 112 p. (In Russian)

15. MochalinB.V. Studying jazz standards: educational and methodological manual. Belgorod: BGIIK, 2020. 97 p. (In Russian)

16. Zhumataev O.K. Jazz improvisation for beginners and more... (Sixteen stages on the path to perfection): educational and methodological manual. St. Petersburg: Planet of Music, 2023. 140 p. (In Russian)

17. Krasilnikov I.M. Instrumentation under conditions of real and virtual acoustics. Muzykal'naya akademiya = Musical Academy. 2020. 771(3): 178-184. (In Russian)

18. Da^evschi V. Audierea, transcrierea^ianalizacompozi^iilor de jazz inprocesul de formare a deprinderilor de improviza^ie// Studiulartelor^iculturologie: istorie, teorie, practica. 2020;36(1): 55-60. (In Russian)

19. Malashchenko V.O. Specifics of teaching students to play electronic keyboard musical instruments. Iskusstvo i obrazovanie = Art and Education. 2020; 123 (1): 215-223. (In Russian)

20. Gorbunova I.B., Mezentseva S.V. On the interdisciplinary module of the master's educational program «music and computer technologies in the design of additional educational programs for gifted children and talented youth». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = World of science, culture, education. 2023; 103(6): 351-353. ( In Russian)

Заявленный вклад авторов статьи:

Маргарита Магнавиевна Заббарова - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сбор данных, анализ полученных результатов, обобщение приемов исполнения джазовой импровизации и игры на электронных клавишных инструментах, разработка методики обучения импровизации на синтезаторе и фортепиано и диагностирующих заданий, описание экспериментальных этапов.

Татьяна Ивановна Политаева- научное руководство, критический анализ текста, описание экспериментальных этапов, помощь в структурирование материала, обеспечение ресурсами, оформление статьи.

Алена Игоревна Рахматуллина - подбор диагностического инструментария и разработка авторской опросной методики и практических заданий по творческому и джазовому музицированию, обобщение приемов джазовой импровизации, анализ музыкального материала.

The declared contribution of the authors of the article:

Margarita M. Zabbarova - theoretical analysis of the literature on the research problem, data collection, analysis of the results obtained, generalization of the methods of performing jazz improvisation and playing electronic keyboard instruments, development of a methodology for teaching improvisation on the synthesizer and piano and diagnostic tasks, description of the experimental stages.

Tatayana I. Politaeva - scientific guidance, critical analysis of the text, description of the experimental stages, assistance in structuring the material, provision of resources, article design.

Alena I. Rahmatullinа - selection of diagnostic tools and development of the author's questionnaire methodology and practical tasks for creative and jazz music-making, generalization of jazz improvisation techniques, analysis of musical material.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Authors read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 28.03.2023; одобрена после рецензирования 20.02.2024; принята к публикации 15.03.2024.

The article was submitted 28.03.2023; approved after reviewing 20.02.2024; accepted for publication 15.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.