СЕКЦИЯ: ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ»
© Ю.Ю. Фомин, В.Ю. Лыскова
Современное информационное общество выдвигает новые требования к разработке, формированию и использованию информационных ресурсов. В настоящее время состав квалификационных работ, созданных в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина, представлен в виде несортированной совокупности унифицированных носителей. Оперативное получение сведений об этих работах затруднено тем обстоятельством, что отсутствует централизованный учет и средства программного поиска. Для предоставления информации о квалификационных работах была разработана информационно-поисковая система.
При разработке ИПС «Квалификационные работы» учитывались следующие требования.
— Обеспечить добавление, хранение и поиск текстовой информации, характеризующей квалификационные работы.
— Предусмотреть функцию сортировки и быстрого поиска.
— Реализовать быстрое наполнение базы данных с помощью шаблонов.
— Обеспечить поиск информации с использованием SQL-запросов.
— Реализовать систему экспорта данных.
— Реализовать распечатку сведений о квалификационной работе.
ИПС «Квалификационные работы» содержит информацию о 126 квалификационных работах. База данных постоянно пополняется сведениями о новых работах.
Приложение разработано в среде Delphi 7.0, базы данных реализованы в формате MS SQL Server 2000, для выборки данных использован язык SQL, при импорте данных используется текстовый формат, экспорт
- в MS Excel.
ИПС «Квалификационные работы» может быть использована руководством и преподавательским составом ТГУ им. Г.Р. Державина.
Поступила в редакцию 22 декабря 2007 г.
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ АЛГОРИТМИЗАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ MYPASCAL
© М.Ю. Сидляр, В.Ю. Лыскова
Для наглядной демонстрации возможностей языка ТигЬоРа8са1 была создана виртуальная лаборатория, которая позволяла выполнять примеры, в т. ч. и в режиме трассировки. Программа позволяла просматривать типы данных в привычной для человека форме. Наглядно выводятся на экран файлы, множества и массивы. В задачах с рекурсивными алгоритмами можно просмотреть все переменные на всех уровнях вложенности. В программе реализована функция просмотра динамики изменения переменных и одномерных массивов. Последняя функция незаменима для наглядного просмотра сортировок.
Для наглядного просмотра сущности алгоритма многие примеры имеют возможность просмотра графического представления программы в виде блок-схем. При трассировке текущий элемент в блок-схеме выделяется другим цветом.
В виртуальной лаборатории реализован исполнитель «Черепашка», который в графическом режиме может выполнять перемещения по экрану и закраску замкнутых фигур. Указанный исполнитель может получать информацию о состоянии среды (своем положении на экране), работая с логическими переменными и командой вида «впереди свободно».
В программе МуРа8са1 предусмотрена гибкая справочная система: автоматический перевод всех ключевых команд на русский язык, просмотр встроенной помощи языка программирования.
Для проверки усвоения материала программа содержит тестовый блок, в котором возможна проверка знаний путем ответов обучающихся на вопросы открытых и закрытых типов. Вопросы и варианты ответов предлагаются тестируемому в произвольном порядке. В режиме обучающего теста можно по окончании тес-
тирования проглядеть список допущенных ошибок и правильные ответы на поставленные вопросы.
В виртуальной лаборатории реализован мощный конструктор, который может менять строки в программе, блокировать строки, а также вводить строки по шаблону (выбирая сначала нужный оператор из списка), затем все его параметры (см. рис. 1). Такая организация конструктора вместе со встроенной помощью и поиском позволяет найти необходимую команду из списка перечисленных и узнать ее синтаксис.
В конструкторе можно легко ввести формулу в виде оператора присвоения для математических и логических выражений. Внутри формулы могут использоваться знаки математических операций и математические функции языка Ра8са1, логические сравнения и логические операции.
Рис. 1. Вид окна конструктор при вставке конструкции Бог ...
Наличие в виртуальной лаборатории возможностей сохранения текста программ вместе с системой автоматической авторизации не позволит обучающимся воспользоваться результатом чужого труда.
Такие возможности конструктора по вставке и редактированию исходного текста примера предполагают разнообразное их использование в учебном процессе. Добавление строк также дает возможность учителю вставлять строки в программу по ходу объяснения нового материала, показывая, как изменилась функциональность всей программы. Функции «Замена» помогают преподавателю показывать, как программа работает с другими операторами.
Заготовленные шаблоны показывают как полное решение задачи, так и частичное. Если в первом случае задание звучит так: изучить алгоритм решения задачи, указать значимость каждого оператора, порядок выполнения алгоритма, то во втором случае задача заключается в грамотном завершении программы (вставить математические операторы, грамотно организовать вывод переменных). В таком шаблоне можно указать условие задачи и написать блок описания переменных и самое начало программы.
В виртуальную лабораторию гармонично встроены помощь и трассировщик, просмотрщик различных структур данных и конструктор программы. Редактирование позволяет не только решать задачи на завершение текста программы, но и глубже понять функциональность всех частей программы.
Поступила в редакцию 24 декабря 2007 г.
Щ Конструктор
* ВЫБОР ОПЕРАТОРА
|for .. to ..
Модуль:
Конструкция цикла с параметром
|#for и:=1 to 3 do begin
Введите константу типа integer
Конечное значение параметра
1 И . . . . . . . . 1
Вставить] Заменить] Q | у | [Ц] | ? | Ш Скрыть | Вынод |
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ-ИНФОРМАТИКОВ
© А.В. Самохвалов
За последние 15-17 лет в нашей стране произошли серьезные изменения. Россия интегрируется с мировым сообществом, строя рыночную экономику, является государством, в котором на первый план выходит человек, владеющий значительно большей мерой свободы и ответственности. Эти течения проходят в контексте перехода общества к новому состоянию: от традиционного для конца XIX - первой половины XX индустриального общества к обществу информационному. Чтобы состояться в таком обществе, нужно не только иметь в распоряжении набор знаний, но и обладать способностью к самообразованию: уметь «добывать» нужную информацию для решения возникающих проблем, используя различные источники, постоянно пополнять знания.
Работодатели отдают предпочтение тем молодым специалистам, которые не только обладают обширными знаниями и навыками самостоятельной работы, но и умеют быть «командными игроками». Это вполне объяснимо, так как в подавляющем большинстве случаев изделия электронной техники, средства связи, компьютеры, программные средства - это продукция, создаваемая в результате организованной деятельности больших коллективов. Обучение студентов-инфор-
матиков особенно на старших курсах должно строиться с учетом этой тенденции. В настоящее время во всем мире признаны такие технологии, как обучение в сотрудничестве и метод проектов, которые являются альтернативой классно-урочной системы Я.А. Каменского.
Интенсивно проникая во все уровни современной системы образования, метод проектов является весьма перспективным инструментом совершенствования системы подготовки информатиков в вузе, осуществляемой в связи с изменением ее целей и содержания, повышения качества, широким распространением педагогики сотрудничества.
При подготовке специалистов-информатиков в вузе по различным специальностям («Прикладная информатика по областям», «Информатика», «Прикладная информатика и математика», «Бизнес-информатика» и др.) образовательным стандартом декларируется необходимость их подготовки в проектно-технологической, организационно-управленческой, инновационной деятельности.
Однако при использовании традиционных методов и форм обучения подготовка по данным направлениям практически не ведется. Мало внимания уделяется проектной работе, работе в команде, адаптации челове-