Научная статья на тему 'Обучение общедоступным формам классического балета'

Обучение общедоступным формам классического балета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
классический балет / общедоступные формы классического балета / балет для здоровья / боди-балет. / classical ballet / generally available forms of classical ballet / health ballet / body ballet.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гэ Х.

В статье представляется историко-теоретический анализ понятия «общедоступные формы классического балета», в исторической ретроспективе прослеживаются похожие виды занятий балетным искусством. Автором анализируются разные направления изучения балетного искусства на общедоступном уровне (балет для здоровья, боди-балет, пилатес, йога) и предлагается программа курса «Общедоступные формы классического балета», который основан на использовании системы А.Я. Вагановой для преподавания классического балета. Программа курса обеспечивает всестороннее развитие тела, подтяжку, совершенствование форм и улучшенное ощущение равновесия. В статье рассматривается соматическое и физиологическое влияние на организм человека тех, кто занимается общедоступными формами классического балета, предложенного автором, рассматриваются этапы изучения курса, а также условия проведения занятий по данному курсу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING PUBLIC FORMS OF CLASSIC BALLET.

The article presents a historical and theoretical analysis of a concept of “publicly accessible forms of classical ballet”. The similar retrospective traces are found in types of classes in ballet art. The author analyzes different directions in the study of ballet art at a generally accessible level: ballet for health, body ballet, Pilates, yoga. The paper proposes a program for a course “Publicly Available Forms of Classical Ballet”, which is based on the use of A.Ya. Vaganova for teaching classical ballet. The course program provides a comprehensive development of the body, tightening, improving forms and an improved sense of balance. The article discusses the somatic and physiological effects on the human body of those who are engaged in generally accessible forms of classical ballet, proposed by the author, the stages of studying the course, as well as the conditions for conducting classes at this course.

Текст научной работы на тему «Обучение общедоступным формам классического балета»

Исходя из этих условий, реализуются разные формы взаимодействия с семьями, строящиеся на принципах созидательной творческой деятельности, взаимного интереса и равноправного партнерства [6].

Важным аспектом является информационная составляющая. Наглядная информация - это афиши и анонсы предстоящих событий в творческом коллективе, актуальные поздравления с победами в конкурсах и фестивалях танца, днями рождения и другими приятными событиями в жизни участников творческого коллектива. Фотоматериалы, отражающие каждое концертное выступление, вывешиваются на специально отведенном для этого стенде в свободном доступе для родителей и обучающихся. Каждый родитель может найти фотографию своего ребенка, участвовавшего в событии (конкурсе, фестивале, танцевальном проекте). С длительных выездных конкурсов для родителей в социальных сетях ежедневно выставляются фото- и видеоотчеты. Это новая форма работы, которая позволяет одновременно информировать большое количество родителей, наглядно продемонстрировать события и настроение детей.

Открытые занятия проходят в основном для родителей школьников 1 - 4 классов. Это способ удовлетворения интереса к тому, как проходят занятия, знакомства с содержанием, методами и приемами обучения и воспитания, условиями для проведения творческих занятий. Для родителей детей последующих годов обучения проводятся индивидуальные «допуски на занятия» по мере возникновения в этом потребности.

В системе работы с родителями - участниками творческих коллективов особое место должно отводиться психолого-педагогическому просвещению. «На-

Библиографический список

копление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения», - считает Е.В. Демидова [7]. Важны и традиционные формы по работе с родителями участников творческих коллективов. Родительские собрания и индивидуальные консультации проводятся как по инициативе педагога, так и родителей.

Использование рассмотренных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогам и родителям по развитию гармонично развитой личности ребенка с высоким уровнем творческого потенциала. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.

В результате исследования нами были установлено, что организация взаимодействия с родителями в процессе подготовки и проведения внеклассных занятий развивает творческий потенциал у младших школьников, что соответствует реализации условий ФГОС НОО второго поколения. Следовательно, у младших школьников проявляется заинтересованность к занятиям творчеством, раскрываются их креативные возможности и способности, повышается мотивация к сознательному выполнению креативных заданий, проявляется творческая активность, обогащается опыт, что и характеризует уровень развития их творческого потенциала.

1. Кривых С.В., Кузина Н.Н., Панова Н.В. Организация сетевого взаимодействия с социальными партнерами с целью социально-профессиональной адаптации учащихся-сирот и постинтернатного сопровождения выпускников-сирот профессиональных образовательных учреждений, методические рекомендации. Под редакцией С.В. Кривых. Санкт-Петербург, СПбНИИПиПВО, 2018.

2. Социальное взаимодействие в современных условиях: различные аспекты исследования. коллективная монография. Под общей редакцией Е.И. Бражник, Н.Н. Сур-таевой, С.В. Кривых. Санкт-Петербург, 2017.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. текст с изменениями и дополнениями на 2011 год. Москва. Просвещение, 2011.

4. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов. учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. СПБ АППО, 2013.

5. Коджаспирова ГМ., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. словарь для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Москва. Академия, 2011.

6. Бауэр Л.С. Взаимодействие учреждений дополнительного образования и семьи в организации детского досуга. Психология, социология и педагогика. 2013. Available at. http.//psychology.snauka.ru/2013/12/2667

7. Демидова Е.В. Система работы классного руководителя с родителями учащихся. Какова стратегия взаимодействия с родителями? Эксперимент и инновации в школе. 2012; № 6. 27 - 33.

Refеrences

1. Krivyh S.V., Kuzina N.N., Panova N.V. Organizaciya setevogo vzaimodejstviya s social'nymi partnerami s cel'yu social'no-professional'noj adaptacii uchaschihsya-sirot i postinternatnogo soprovozhdeniya vypusknikov-sirot professional'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij. metodicheskie rekomendacii. Pod redakciej S.V. Krivyh. Sankt-Peterburg. SPbNIIPiPVO, 2018.

2. Social'noe vzaimodejstvie v sovremennyh usloviyah: razlichnye aspekiy issledovaniya. kollektivnaya monografiya. Pod obschej redakciej E.I. Brazhnik, N.N. Surtaevoj, S.V. Krivyh. Sankt-Peterburg, 2017.

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. tekst s izmeneniyami i dopolneniyami na 2011 god. Moskva. Prosveschenie, 2011.

4. Sem'ya i shkola: problemy i puti vzaimodejstviya v usloviyah realizacii novyh standartov. uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg. SPB APPO, 2013.

5. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar'. slovar' dlya studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva. Akademiya, 2011.

6. Bau'er L.S. Vzaimodejstvie uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovaniya i sem'i v organizacii detskogo dosuga. Psihologiya, sociologiya ipedagogika. 2013. Available at. http.// psychology.snauka.ru/2013/12/2667

7. Demidova E.V. Sistema raboty klassnogo rukovoditelya s roditelyami uchaschihsya. Kakova strategiya vzaimodejstviya s roditelyami? 'Eksperimentiinnovaciiv shkole. 2012; № 6. 27 - 33.

Статья поступила в редакцию 01.10.19

УДК 378

Huiqi G., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

TRAINING PUBLIC FORMS OF CLASSIC BALLET. The article presents a historical and theoretical analysis of a concept of "publicly accessible forms of classical ballet". The similar retrospective traces are found in types of classes in ballet art. The author analyzes different directions in the study of ballet art at a generally accessible level: ballet for health, body ballet, Pilates, yoga. The paper proposes a program for a course "Publicly Available Forms of Classical Ballet", which is based on the use of A.Ya. Vaganova for teaching classical ballet. The course program provides a comprehensive development of the body, tightening, improving forms and an improved sense of balance. The article discusses the somatic and physiological effects on the human body of those who are engaged in generally accessible forms of classical ballet, proposed by the author, the stages of studying the course, as well as the conditions for conducting classes at this course.

Key words: classical ballet, generally available forms of classical ballet, health ballet, body ballet.

Гэ Х., аспирант, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

ОБУЧЕНИЕ ОБЩЕДОСТУПНЫМ ФОРМАМ КЛАССИЧЕСКОГО БАЛЕТА

В статье представляется историко-теоретический анализ понятия «общедоступные формы классического балета», в исторической ретроспективе прослеживаются похожие виды занятий балетным искусством. Автором анализируются разные направления изучения балетного искусства на общедоступном уровне (балет для здоровья, боди-балет, пилатес, йога) и предлагается программа курса «Общедоступные формы классического балета», который основан на использовании системы А.Я. Вагановой для преподавания классического балета. Программа курса обеспечивает всестороннее развитие тела, подтяжку, совершенствование форм и улучшенное ощущение равновесия. В статье рассматривается соматическое и физиологическое влияние на организм человека тех, кто занимается общедоступными формами классического балета, предложенного автором, рассматриваются этапы изучения курса, а также условия проведения занятий по данному курсу.

Ключевые слова: классический балет, общедоступные формы классического балета, балет для здоровья, боди-балет.

Русский балет широко известен во всём мире. Многие считают, что именно Россия - родина данного искусства, однако на самом деле рождению русского балета способствовали, прежде всего, итальянцы и французы. Как искусство, балет возник в эпоху Возрождения из придворных празднеств в Италии. Поэтому само итальянское слово «ballo» означает «танец». Чуть позже интерес к балету возникает во Франции. Первая балетная школа тоже появилась во Франции, потому вся балетная терминология на французском языке. Однако первой танцовщицей, которая встала на пальцы ног, стала Мария Тальони из Италии. С тех пор появилось много направлений в балете, сегодня молодежь увлечена современным балетом, имеющим свои традиции и своих исполнителей.

Одним из популярных направлений в современном балете является направление, связанное с общедоступными формами классического балета для массовых занятий. В англоязычной литературе это направление получило название Health Ballet (балет для здоровья), а в русскоязычной - боди-балет (балет для тела) и является ярким примером массового балетного образования. Общедоступные формы классического балета являются средством приобщения не только к мировому культурному наследию, но и к национальной танцевальной культуре. Более приземленными целями занятий общедоступными формами классического балета является поддержание своего здоровья, физической формы и красоты. Исследования Лиепа М. [1], Морица В.Э. [2], Рутберга И.Г. [3], Уральской В.И. [5], Хаас Ж.Г [5] и других сыграли большую роль в развитии общедоступных форм классического балета, углубили культурный обмен между странами, способствовали укреплению доверия, взаимопонимания и дружбы между людьми.

Балет для здоровья (Health Ballet) - современный и довольно молодой стиль балетных занятий. Наиболее близким названием этого вида балета, которое можно встретить в русскоязычных исследованиях, - боди-балет. Автором данного направления стала американская фитнес-тренер, а также хореограф Ли Сараго, которая разработала авторскую методику на основе базовых упражнений из классического балета, пилатеса и йоги. Немного позже это направление появилось и в России. Первой разработала программы боди-балета Ильзе Лиепа -профессиональная балерина. За основу своей программы она взяла несколько балетных па и основные упражнения из пилатеса.

Йогу многие авторы называют средством против стресса, занятия йогой помогают человеку отвлечься от посторонних мыслей во время занятия. Концентрация на движениях и счете плюс расслабляющая классическая музыка делают свое дело: человек отвлекается от забот и тревог полностью погружается в мир танца. В это время значительно улучшается способность к концентрации и стрессоустойчивость. А осознание собственных успехов и результатов помогает повысить самооценку.

Общедоступные формы классического балета предполагают равномерную нагрузку на все группы мышц. Занятия развивают координацию, делают движения плавными и уверенными, помогают научиться чувствовать свое тело. Проработка всех мышц позволяет добиться комплексного эффекта: развить силу, выносливость, выделить мышечный рельеф. Определенный ритм дыхания позволяет развить дыхательную систему и даже увеличить объем вдыхаемого воздуха. Но главное его преимущество в том, что получить даже минимальную травму во время занятий невозможно. Регулярная растяжка мышц позволяет улучшить их эластичность и тонус, что значительно снижает вероятность растяжения или разрыва мышечных волокон даже при получении травмы вне танцевального класса. Занятия проходят в размеренном темпе, без перегрузки сердечно-сосудистой системы, но вместе с тем тренируют ее выносливость. Во время тренировки человек не будет задыхаться или ощущать потемнение в глазах, поскольку резкие движения и глубокие наклоны исключены.

Тщательная разминка и плавность движений помогают улучшить подвижность суставов. Врачи считают это направление одним из немногих, которые рекомендованы людям, перенесшим переломы костей и другие серьезные травмы: равномерная нагрузка на конечности позволяет избежать повторного травматизма или усиления боли.

На занятиях уделяется внимание размеренному темпу, во время тренировки поддерживается определенный ритм. За счет него частота пульса увеличивается до 120 - 140 ударов в минуту, расходуется большое количество калорий. Общедоступные формы классического балета особенно нравятся девушкам. Занятия обеспечивают сжигание лишнего жира, а эффект равномерного задействования разных групп мышц позволяет пропорционально уменьшить объемы тела. Кроме того, растяжка может помочь избежать обвисания кожи, сохраняет тонус и упругость кожи. При занятиях общедоступными формами классического балета снижение веса происходит медленно и плавно, без вреда для организма.

Разработанный нами учебный курс «Общедоступные формы классического балета» основан на использовании системы А.Я. Вагановой для преподавания классического балета. Этот метод обучения развивается и вводит новые формы и методы на основе сохранения сущностной культурной системы классического балета, использовав специальную методику преподавания танцевальной драмы, которая делает образование и обучение более интересными и позволяет простому человеку не только заниматься балетным искусством, но и совершенствовать свое тело. Вместе с удовольствием от занятий человек получает здоровье и учится ценить красоту балетного искусства. Данный курс позволяет большему количеству людей, которые любят танцевальное искусство, но не имеют высоких

достижений, иметь возможность заниматься балетом, понимать смысл классического балета.

Цели и задачи занятий курса «Общедоступные формы классического балета»:

1) формирующие: для достижения танцевальных умений и навыков исполнителя;

2) развивающие: всестороннее развитие через знание танцевального искусства и развитие творческой способности создавать новые виды танца;

3) оздоравливающие: улучшение физического и психического здоровья.

Целесообразность курса «Общедоступные формы классического балета»:

1) авторитетность: на основе системы обучения А.Я. Вагановой, широко известной во всем мире для подготовки балетных талантов;

2) научность: использование физических законов собственной гравитации тела для гибкой тренировки при планировании своего тела;

3) авторитетность: программа составлена на основе работ авторитетной российской балетной экспертной группы, содержание охватывает авторитетные данные различных областей обучения танцам, таких как профессиональное обучение, любительская подготовка и подготовка учителей, имеет практические и последовательные характеристики;

4) педагогичность: преподавание и обучение реализуется на психолого-педагогических принципах при использовании метода преподавания танцевальной драмы.

Это способствует привлечению большего количества любителей танцевального искусства для развития здоровьеформирующей функции танцевального искусства, что обеспечивает существенный вклад танцевального искусства в человеческое бытие.

Программа обучения общедоступным формам классического балета включает три этапа:

1. Классический балет (по русской системе А.Я. Вагановой) - содержание включает в себя базовые балетные упражнения, адаптацию классических балетных произведений, постановки балетного искусства, три классические балетные линии Чайковского и другие классические балетные пьесы в качестве дополнительного способа обучения, позволяющего студентам понимать русский балет

2. Современный балет - сборник мировой балетной культуры, содержание включает в себя современную историю балета и современные коллекции выдающихся произведений, в том числе различные характеристики балетного характера танца, что позволяет обучающимся расширить свой кругозор, накопить танцевальную лексику и овладеть балетной позой более умело, с хорошим балетным мировоззрением.

3. Китайский балет (сочетание и столкновение классической культуры):

- китайская история и традиции объединены в русском балетном искусстве с использованием русской системы обучения, основ действия и техник действия, включая симфоническое творчество музыкантов, рассказывающих китайскую историю, и гуманитарные науки;

- суть китайского классического танца заключается в том, чтобы сочетать русскую балетную технику и создавать китайский балет.

На протяжении всего курса, проходящего через историю развития классической балетной культуры, проводится поэтапное научное и всестороннее обучение от мелкого к более глубокому, от простого к сложному, что делает содержание обучения общедоступным формам классического балета более богатым и легким для изучения, создавая почву для появления талантов в балете.

Нами разработана и внедрена в образовательный процесс хореографического вуза программа «Общедоступные формы классического балета» для китайских студентов, включающая следующие моменты:

I. Предпосылки и факторы появления программы «Общедоступные формы классического балета».

Состояние и популярность балетного образования в мире для анализа влияния балетного образования на мировую культуру:

- происхождение, наследование и история развития балета;

- преобразование функций балета.

II. Роль российской балетной системы А.Я. Вагановой в мировой балетной системе образования.

1. Всемирно известный балет Чайковского, балетная симфоническая трилогия «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

2. Влияние балетной системы А.Я. Вагановой на мировое балетное образование.

III. Направление развития и потенциал будущей балетной системы в Китае.

1. Зарождение китайского танцевального искусства.

2. Хореографическое образование в современном Китае.

3. Классическое танцевальное искусство Китая.

IV. Наследование и развитие балетной системы А.Я. Ваганова в Китае.

V. Здоровье и красота как результат занятий.

Занятия по данной программе проводятся в хореографическом классе. Из обязательного оборудования - зеркала во всю стену и балетный станок. Сам комплекс упражнений взят из классического балета. Но поскольку рассчитан он не на профессиональных балерин, а на обычных людей (в том числе на тех, кто никогда ранее спортом или танцами не занимался), используются облегченные варианты упражнений. Заниматься этим видом упражнений можно и дома: в

программе есть упражнения без использования балетного станка, вместо опоры можно использовать стул или другой подходящий предмет мебели.

Занятие состоит из упражнений и движений, направленных на растяжение мышц, благодаря этому улучшается их эластичность, тело становится более гибким. Также улучшается подвижность суставов. Особенно полезны занятия тем, у кого есть проблемы с осанкой, а также кому из-за проблем со спиной не рекомендованы аэробные нагрузки. При этом во время занятия расходуется значительное количество энергии.

Занятия общедоступными формами классического балета - не только физическая тренировка, сама атмосфера танцевального класса и классическая музыка помогают обучающимся отвлечься от повседневных проблем, повышают сопротивляемость стрессам. Занятия перед зеркалом, в котором каждый занимающийся может отслеживать самые малейшие успехи, помогает в формировании адекватной самооценки. Особенно эти занятия полезны тем, кто планирует или

Библиографический список

уже занимается другими видами танцев или актерским мастерством. Занятия позволяют приобрести необходимую пластичность движений, научиться чувствовать свое тело и выражать эмоции.

Занятия помогают более научиться чувствовать свое тело, развить координацию. Упражнения на координацию чередуются с силовыми и упражнениями на растяжку. Это обеспечивает всестороннее развитие тела, подтяжку, совершенствование форм и улучшенное ощущение равновесия.

Что дают занятия общедоступными формами классического балета? Мы считаем, что регулярные занятия позволяют уменьшить вес и объемы тела, прорисовать плавные контуры фигуры, повысить выносливость, приобрести уверенность в себе и своих силах, полюбить свое тело, избавиться от стеснительности и мышечных зажимов, сделать собственные движения пластичными, улучшить координацию. Студенты, которые посещают занятия несколько месяцев, отмечают, что у них улучшилась не только физическая форма, но и настроение.

1. Лиепа М. Я хочу танцевать сто лет. Москва: Знание, 1999.

2. Мориц В.Э., Тарасов Н.И., Чекрыгин А.И. Методика классического тренажа. Санкт-Петербург: Лань, 2009.

3. Рутберг И.Г Пантомима. Движение и образ. Москва: Советская Россия, 1981.

4. Уральская В.И. Рождение танца. Москва: Советская Россия, 1982.

5. Хаас Ж.Г. Анатомия танца. Перевод с английского С.Э. Борич. Минск: Попурри. 2011.

Refеrences

1. Liepa M. Ya hochu tancevat' sto let. Moskva: Znanie, 1999.

2. Moric V.'E., Tarasov N.I., Chetaygin A.I. Metodika klassicheskogo trenazha. Sankt-Pete^u^: Lan', 2009.

3. Rutberç I.G. Pantomima. Dvizhenie iobraz. Moskva: Sovetskaya Rossiya, 1981.

4. Ural'skaya V.I. Rozhdenie tanca. Moskva: Sovetskaya Rossiya, 1982.

5. Haas Zh.G. Anatomiya tanca. Perevod s anglijskogo S.'E. Borich. Minsk: Popuni. 2011.

Статья поступила в редакцию 28.09.19

УДК 378

Dudkovskaya E.E., Deputy Director for Innovation, State Budgetary Institution, Children's and Youth Creativity Palace (St. Petersburg),

Е-mail: [email protected]

TECHNOLOGY OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE EDUCATIONAL PROJECTS IN THE MULTIDISCIPLINARY INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN. The article presents a technology for managing innovative projects in a modern institution of additional education for children, taking into account the specifics of its multidisciplinary structure, the contents of the directions of additional education, in order to ensure the continuity of innovative development. The basic approaches, stages and mechanisms of implementing technology for managing innovative projects based on the philosophy of strategic controlling are revealed. The key conditions that ensure the effective implementation of technology for managing innovative projects, the possible risks and ways to overcome them are described. The essential characteristics of the model of network interaction in the field of additional education of children as a mechanism of innovative development are given. The role of the participation of the teaching staff in professional competitions in the development of the innovative environment of the educational institution, in the formation of innovative behavior of all subjects of the educational process is indicated. Indicators of the effectiveness of innovation management in the institution of additional education of children are disclosed.

Key words: additional education of children, innovation management, strategic controlling, innovative behavior.

Е.Е. Дудковская, зам. директора по инновационной деятельности Дворца детского (юношеского) творчества Фрунзенского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]

ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ В МНОГОПРОФИЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В статье представлена технология управления инновационными проектами в современном учреждении дополнительного образования детей с учетом специфики его многопрофильной структуры, содержания направленностей дополнительного образования в целях обеспечения непрерывности инновационного развития. Раскрываются основные подходы, этапы и механизмы внедрения технологии управления инновационными проектами на основе философии стратегического контроллинга. Описаны ключевые условия, обеспечивающие эффективное внедрение технологии управления инновационными проектами, возможные риски и пути их преодоления. Даны сущностные характеристики модели сетевого взаимодействия в сфере дополнительного образования детей как механизма инновационного развития. Обозначена роль участия педагогического коллектива в профессиональных конкурсах по развитию инновационной среды образовательного учреждения, в становлении инновационного поведения всех субъектов образовательного процесса. Раскрываются показатели эффективности управления инновационной деятельностью в учреждении дополнительного образования детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, управление инновационной деятельностью, стратегический контроллинг, инновационное поведение.

Современное дополнительное образование детей имеет свою специфику, оно более открытое, вариативное, направленное на предоставление ребенку разнообразия возможностей выбора для самовыражения и развития способностей, независимо от его принадлежности к той или иной категории (возрастной или по здоровью). Дополнительное образование обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, их профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку талантливых и одаренных детей [6].

Образовательная деятельность в различных учреждениях дополнительного образования детей осуществляется по шести направленностям: художественному, естественнонаучному, техническому, туристско-краеведческому, со-

циально-педагогическому, физкультурно-спортивному. Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ в каждой направленности определяют ресурсную базу и учебно-методическое обеспечение для создания необходимых условий образовательного процесса.

Учреждения дополнительного образования детей в зависимости от содержания образовательной деятельности разделяют на однопрофильные и многопрофильные. Многопрофильные учреждения реализуют программы по нескольким направленностям, Дворцы творчества - по всем шести направлен-ностям дополнительного образования. Дополнительные общеобразовательные программы ориентированы на постоянно изменяющиеся запросы детей и ро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.