Научная статья на тему 'Обучение новым хирургическим технологиям "из рук в руки"'

Обучение новым хирургическим технологиям "из рук в руки" Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение новым хирургическим технологиям "из рук в руки"»

0БРАЗ0ВАИЕ

Обучение новым хирургическим технологиям «из рук в руки»

Федоров И. В., д.м.н., профессор каф. эндоскопии, общей и эндоскопической хирургии, КазГМА, г. Казань

Последние десятилетия в истории медицины характеризуются появлением новых технологий, основное преимущество которых заключается в снижении травма-тичности диагностических и лечебных процедур при сохранении их информативности и радикальности. К таким направлениям следует отнести эндоскопическую хирургию со всеми ее подразделами, внутрипросветную оперативную эндоскопию, рентгенохирургию, пункционную хирургию под контролем УЗИ и КТ, прецизионное ультразвуковое исследование в различных специальностях (УЗИ простаты, молочных и щитовидных желез, интрааб-доминальное УЗИ).

Кроме материально-технического обеспечения, внедрение новых технологий требует подготовки значительного числа специалистов, от эффективности обучения которых зависит судьба и жизнеспособность метода как в отдельно взятой клинике, так и на уровне региона и всей страны в целом. Дефектное обучение имеет своим следствием задержку внедрения технологии, использование оборудования не по назначению или не в полном объеме. За последние десятилетия нам неоднократно приходилось сталкиваться с ситуацией, когда дорогостоящая медицинская техника буквально «пылилась в углу» к неудовольствию администрации и разочарованию врачей. Другое, быть может, еще худшее последствие дефектного обучения — осложнения при использовании новых технологий. Во многих стационарах неудачный старт привел к полному отказу от внедрения, например, эндоскопической или рентгенологической хирургии.

Перед каждым руководителем, сознающим необходимость внедрения новейших технологий и получившим в свое распоряжение соответствующее оборудование, рано или поздно встает вопрос: кто из врачей будет развивать новый метод? Проще говоря, на ком следует вырастить новую технологию? И далее — кого, где и как обучать?

Наш опыт работы в Центре обучения новым медицинским технологиям на протяжении 17 лет позволяет ответить на эти вопросы.

Кого?

Безусловно, новые технологии должны быть выращены на наиболее энергичных, работоспособных и разумных членах коллектива. Как правило, это врачи в возрасте 30—40 лет, имеющие опыт работы в классической хирургии. С возрастом нарастает консерватизм и равнодушие, хотя главное — не дата рождения, а профессиональная неуспокоенность, стремление к новому и неизведанному в хирургии. Так, из 2805 курсантов, прошедших переподготовку в нашем Центре, 325 имели возраст старше 50 лет, а 24 — старше 60. Всячески следует приветствовать изучение способными врачами смежных направлений, получение ими второй медицинской специальности, как-то: хирургия — гинекология, гинекология — УЗИ, хирургия — внутрипросветная эндоскопия. Это ускорит внедрение новой технологии, повысит эффективность использования оборудования.

Где и как?

Хотя в стране существует множество учебных учреждений, отвечающих за последипломное образование врачей, выбрать нужное непросто. Многомесячные циклы усовершенствования, существующие в рамках государственных вузов, дают, как правило, академическое классическое образование по той или иной специальности. В их программу могут быть включены и новые технологии, но стоит ли посвящать 2—3 месяца изучению техники лапароскопической холецистэктомии или эндоскопическому гемостазу при кровоточащих язвах желудка? Современный темп жизни диктует необходимость быстрого освоения метода, его внедрение в собственном отделении, и — дальнейшее движение вперед. Так в 1990 году в США возникла необходимость переподготовки 10 тысяч врачей по эндоскопической хирургии. Эта задача была выполнена в режиме week-end. Курсы (в основном — работа на тренажерах) начинались в пятницу вечером и заканчивались через двое суток.

Принципы обучения

На основании собственного опыта нами были сформулированы основные принципы организации обучения новым технологиям в хирургии:

1. Обучение должно быть краткосрочным

(1—2 недели, не более) и интенсивным (8—9 часов работы ежедневно).

2. Преподавать должны не столько сотрудники кафедр, обладающие теоретическими знаниями, сколько практические врачи, заведующие отделениями, имеющие возможность передать новую технологию буквально из рук в руки, создав необходимый поток тематических больных в нужное время.

3. В программе цикла акцент следует делать

на освоение практических навыков — участие в операциях, манипуляциях, диагностических процедурах, работа на тренажерах и органокомплексах.

4. Количество курсантов в группе необходимо ограничить 5—6 врачами, что необходимо для обеспечения качества переподготовки.

5. Программа цикла должна включать только темы, непосредственно связанные с изучаемой технологией. Вопросы этиологии, патогенеза, классической диагностики и лечения должны быть оставлены для продолжительных сертификационных циклов.

6. Обучение должно быть платным, а плата не должна носить символический характер.

www.akvarel2002.ru

№2(21) • 2010

ФАРМАЦИЯ

Таким образом, по нашему мнению, новым технологиям следует обучать на краткосрочных интенсивных платных циклах. Каждый из этих принципов чрезвычайно важен для организации эффективного обучения. Темп жизни и экономическое состояние общества не позволяет тратить несколько месяцев на освоение узкой специальности, тем более — в другом городе.

Кадры и базы

Безусловно, для обучения должны быть использованы лучшие клинические базы и врачи-профессионалы. Двоевластие, существующее ныне в российской медицине, привело к тому, что сотрудники кафедр оказались во многом отрезаны от практической работы, что в первую очередь отразилось на качестве обучения врачей и студентов. Поэтому лучшая база для переподготовки специалистов — та, которую возглавляет преподаватель вуза, по совместительству заведуя отделением или всей клиникой, либо (что хуже) заведующий отделением, совмещающий работу преподавателем кафедры.

Так, из 22 специалистов, преподающих в нашем Центре, 4 являются освобожденными сотрудниками медицинской Академии, 6 — практические врачи и еще 12 совмещают заведование отделением с работой на кафедре в должности профессора, доцентов и ассистентов. Из последних двенадцати у трех основной работой считается вуз, а еще у 9 — клиники города. В любом случае, при подборе преподавателей для нашего Центра мы ориентируемся не на формальную принадлежность специалиста к той или иной кафедре, вузу, не на ученую степень или должность,

а на его сопричастность новым технологиям, на его способность передать практические навыки непосредственно «из рук в руки», то есть быть транслятором знаний. Понятно, что преподаватель кроме всего прочего должен иметь возможность организовать мощный поток тематических больных в конкретное время и в конкретном месте.

Чрезвычайно важно, чтобы обучение было платным. Затраченные средства служат хорошей мотивацией для курсанта. Достойное вознаграждение — важный стимул для преподавателя, поэтому важно, чтобы средства попали по назначению, а не растворились в бесконечных бюрократических коридорах.

По нашему мнению, знания, приобретенные хирургом на протяжении всей жизни ценой бессонных ночей, тяжелого труда, здоровья, ценой самоограничения и жертв; полученные благодаря интеллекту, трудолюбию и таланту, не могут быть переданы кому-либо бесплатно. Еще профессор Антонио Миннегетти говорил: «Университеты дают лишь основы знаний по любому предмету. Если же кто-либо желает стать настоящим мастером в своей области, ему следует обращаться к частному профессионалу. Это касается и медицины, и психологии, и юриспруденции, и политики». Действительно, если вам достаточно массовой культуры, массового образования, государство вам его обеспечит. Но если вы стремитесь к более совершенным знаниям и возможностям, вы должны сами приложить усилия к их достижению. Во всем западном мире после получения высшего образования специалисты совершенствуются в рамках частных профессиональных организаций, какими в наших условиях являются Центры обучения новым медицинским технологиям.

Применение препарата Энтеродез® в терапии интоксикационного синдрома инфекционной этиологии

Авдошенкова О. Г., Иванов Р. В., Максвитис Р. Й., «ЭР ЭНДДИ ФАРМА», г. Москва

Актуальность вопросов совершенствования терапии инфекционных заболеваний определяется широким распространением последних, высокой восприимчивостью к ним населения, а также возрастанием в последние годы количества осложненных случаев.

Особенности клинического течения и тяжесть состояния пациентов с острыми инфекционными заболеваниями в значительной степени обусловлены интоксикационным синдромом, который приводит к нарушениям функционально-адаптационных процессов во многих органах и системах. Интоксикация сопровождается изменениями гемодинамики, гемостаза, ферментативным и гормональным сдвигом, гомеостатическим расстройством (Ющук Н. Д., Бродов Л. Е., 2001; Szabo а, 2003; Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., 2004).

Энтеросорбенты в терапии интоксикационного синдрома

Современная терапия эндотоксикоза должна быть комплексной (активные и консервативные методы), включающей детоксикацию различных сред организма (кровь, лимфа, моча, желудочно-кишечное содержимое), коррекцию гомеостаза, профилактику и лечение осложнений. Выбор терапии основывается на клинической

картине заболевания, лабораторных и инструментальных данных.

Одним из важных методов терапии интоксикационного синдрома и профилактики его прогрессирования, а также в некоторой степени этиологическим методом при острых инфекционных заболеваниях является энтеросорбция.

Энтеросорбция — метод, основанный на связывании и выведении из желудочно-кишечного тракта с лечебной и профилактической целью эндогенных и экзогенных веществ, надмолекулярных структур и клеток; относится к наиболее древним методам эфферентной терапии.

Клиническая эффективность энтеросорбции при инфекционных заболеваниях обусловлена как прямыми, так и опосредованными механизмами. К прямым относится детоксицирующее действие в отношении токсических метаболитов и токсинов бактерий. Энтеросорбенты, связывая токсические вещества в просвете кишечника, прерывают процессы их резорбции, рециркуляции в организме [1—4].

Опосредованный эффект энтеросорбции обусловлен способностью энтеросорбентов поддерживать нормальный микробиоценоз кишечника, что ведет к улучшению

№2(21) • 2010

www.akvarel2002.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.