Научная статья на тему 'Обучение научному выступлению с опорой на речевые стандартные конструкции: модульный подход (неязыковой вуз, магистратура)'

Обучение научному выступлению с опорой на речевые стандартные конструкции: модульный подход (неязыковой вуз, магистратура) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВЫЕ СТАНДАРТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАУЧ НОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / ЯЗЫК МАТЕМАТИКИ / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / UNIVERSAL SPEECH PATTERNS / MODULAR EDUCATION / SCIENTIFIC REPORT / LANGUAGE OF MATHEMATICS / NON-LINGUISTICS UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комочкина Е. А.

В работе проанализированы особенности обучения иностранному языку магистрантов физико-математических специальностей. В ходе специально проведенного исследования выявлена общая черта различных модулей обучения, основанная на существовании единого математического языка у данной категории обучающихся; с учетом полученных результатов предложена система упражнений, направленная на развитие умений создания научного доклада. Ключевым положением стратегии является использование в учебном процессе и будущей профессиональной деятельности так называемых речевых стандартных конструкций речевых шаблонов, подчиненных определенным правилам нотации, классификации, сочетания, преобразования и применения. Такой подход позволяет значительно повысить мотивацию учебной деятельности, достичь высоких практических результатов в условиях дефицита учебного времени, создает надежную базу для последующей самостоятельной работы профессиональной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING SKILLS IN GIVING A SCIENTIFIC TALK USING UNIVERSAL SPEECH PATTERNS: MODULAR APPROACH (NON-LINGUISTICS UNIVERSITY, MASTER’S DEGREE LEVEL)

The article discusses peculiarities of teaching a foreign language to physics and mathematics master students. a specially prepared study has revealed a common feature of various learning modules, that is based on a universal language of mathematics with which the students are familiarized; in view of the results obtained, a set of exercises has been proposed aimed at developing the skills of giving a scientific talk. the key idea of the strategy is integrating the so-called universal speech patterns into the masters’ degree programme and their future professional activity, which are speech clichés subject to certain rules of notation, classification, combination, transformation and application. the suggested approach can significantly increase the students’ learning motivation, allow achieving better results under severe time constraints, as well as develop a solid foundation for would-be professionals’ independent study.

Текст научной работы на тему «Обучение научному выступлению с опорой на речевые стандартные конструкции: модульный подход (неязыковой вуз, магистратура)»

УДК 378:811.111

Е. А. Комочкина

кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингводидактики факультета романо-германских языков Московского государственного областного университета; Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ; е-таН: Komochkina2010@yandex.ru

В работе проанализированы особенности обучения иностранному языку магистрантов физико-математических специальностей. В ходе специально проведенного исследования выявлена общая черта различных модулей обучения, основанная на существовании единого математического языка у данной категории обучающихся; с учетом полученных результатов предложена система упражнений, направленная на развитие умений создания научного доклада. Ключевым положением стратегии является использование в учебном процессе и будущей профессиональной деятельности так называемых речевых стандартных конструкций - речевых шаблонов, подчиненных определенным правилам нотации, классификации, сочетания, преобразования и применения. Такой подход позволяет значительно повысить мотивацию учебной деятельности, достичь высоких практических результатов в условиях дефицита учебного времени, создает надежную базу для последующей самостоятельной работы профессиональной личности.

Ключевые слова: речевые стандартные конструкции; модульное обучение; научное выступление; язык математики; неязыковой вуз.

E. A. Komochkina

PhD in Pedagogy, Assistant Professor,

Department of Linguodidactics, Faculty of Romano-Germanic Languages, Moscow Region State University (MGOU), Moscow, Russian Federation; National Research Nuclear University MEPhl; E-mail: Komochkina2010@yandex.ru

TEACHING SKILLS IN GIVING A SCIENTIFIC TALK USING UNIVERSAL SPEECH PATTERNS: MODULAR APPROACH (non-linguistics university, Master's degree level)

The article discusses peculiarities of teaching a foreign language to physics and mathematics master students. A specially prepared study has revealed a common feature of various learning modules, that is based on a universal language of mathematics with which the students are familiarized; in view of the results

ОБУЧЕНИЕ НАУЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ С ОПОРОЙ НА РЕЧЕВЫЕ СТАНДАРТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ:

модульный подход

(неязыковой вуз, магистратура)

obtained, a set of exercises has been proposed aimed at developing the skills of giving a scientific talk. The key idea of the strategy is integrating the so-called universal speech patterns into the masters' degree programme and their future professional activity, which are speech clichés subject to certain rules of notation, classification, combination, transformation and application. the suggested approach can significantly increase the students' learning motivation, allow achieving better results under severe time constraints, as well as develop a solid foundation for would-be professionals' independent study.

Key words: universal speech patterns; modular education; scientific report; language of mathematics; non-linguistics university.

Введение

В физико-математическом сообществе на родном языке протекает мыслительная деятельность, рождаются теории, формулируются новые идеи и происходит рождение и обработка информации, ее обсуждение и совместная деятельность различных индивидуумов. На иностранном же языке эти результаты доносятся до иноязычного круга заинтересованных лиц, и осуществляется, координируется и регламентируется деятельность более широких социальных групп. Кроме того, нередко специалистам приходится работать по избранной специальности в иноязычном окружении. В данной связи изучение иностранного языка (далее - ИЯ) выступает не только как способ общечеловеческой коммуникации, но и как средство решения профессиональных задач. Требования к обучению ИЯ адаптируются к быстро меняющимся в современном мире внешним условиям. Внутренние запросы обучающихся и зрелых членов социума также отражают происходящие изменения и часто выходят за рамки существующих образовательных схем и методик обучения. К тому же в настоящее время происходит взрывное развитие электронных средств получения информации, ее представления и обработки. На первый взгляд, различные технологии обучения это учитывают (онлайн-занятия, программы-тьютеры, различные компьютерные программы и электронные устройства перевода и т. п.). Перспективы, открывающиеся вслед за прогрессом в анализе больших данных, то, что принято называть «глубоким обучением», как многим представляется, могут полностью решить вопрос о переводе с одного языка на другой в реальном времени. Однако на фоне развития электронных средств

перевода особенно ощущается недостаток современных методик обучения, или, вернее, недостаточная методическая сфокусированность / акцентированность на приоритетных концепциях обучения ИЯ, на которые можно было бы опереться для решения задач профессиональной коммуникации. При этом приоритетные идеи должны интегрироваться в современные компьютерные технологии, а также отвечать требованиям мобильности образования и непрерывности самообразования.

Исходные основания педагогического взаимодействия в учебном процессе

Основу мобильности образования в современных условиях составляют модульность и интернет-ресурсы, а непрерывность самообразования состоит в активизации личностных мотивов обучающихся. Подробнее рассмотрим эти вопросы на примере обучения ИЯ в неязыковом техническом вузе, акцентируя внимание на необходимых изменениях в методике обучения ИЯ магистрантов физико-математических специальностей. Понятно, что цели обучения разных групп обучающихся могут существенно различаться, но в случае магистрантов физико-математических специальностей модульность обучения обусловлена как решаемыми магистрантами и выпускниками профессиональными задачами, так и наличием общих наднациональных особенностей этих задач: профессионального языка общения -языка математики; логики научного исследования и представления его результатов. В данном контексте модульность выражается тремя блоками. Первый - традиционный анализ текстов научных статей. Относительно новые блоки - подготовка грамматического и лексического материала для иноязычного изложения научного текста (второй блок) и подготовка и продуцирование иноязычного научного доклада и написание статьи на ИЯ (третий блок). Опыт работы в разноуровневых группах магистрантов показывает, что успешно продуцировать научный доклад могут и обучающиеся со слабой языковой подготовкой, но при условии, что шаблонные выражения, используемые в профессиональной речевой практике, будут представлены как значения функций (математическое понятие) при некоторых значениях аргументов (математическое понятие). Первые идеи о возможности такого подхода были высказаны в работе А. Б. Сосинского [Сосинский

1998]. Магистрантам физико-математических специальностей, в силу используемого ими профессионального языка (языка математики), такое представление кажется таким же естественным, как и форма записи шаблонов и их структура. Вследствие этого основные стандартные выражения, которые охватывают большую часть необходимых высказываний, можно построить на базе небольшого набора речевых стандартных конструкций (далее - РСК) при помощи использования разных значений аргументов в одной конструкции. Введенный нами термин «РСК» подчеркивает его существенные отличия от общепринятых шаблонов [Комочкина 2018].

К задачам, решаемым при помощи РСК, относятся активация творческого потенциала и развитие у обучающихся осознанного подхода к освоению ИЯ для профессиональных целей. Методы, основанные на РСК, дают эффективный способ продуцирования иноязычного устного научного выступления в условиях слабой подготовки по ИЯ и создают надежную базу для дальнейшего самообразования. РСК позволяют овладеть простой технологией как представления научного доклада, так и грамотного написания научных статей не только с точки зрения языка, но и с точки зрения структурирования результатов научного исследования. В результате использование РСК в методиках обучения ИЯ способствует адекватному научному изложению, структурированию научной лексики и научному позиционированию обучающегося как специалиста в выбранной им научной области [Ко-мочкина 2018].

Теоретическая база разработки технологии обучения на основе РСК представляет собой «триаду», основанную на мониторинге «внешних» и «внутренних» социальных факторов, современной интерпретации конструктивизма в методике преподавания, а также психолого-педагогическом анализе выявленных трудностей, с которыми сталкиваются магистранты в процессе изучения ИЯ и собственно продуцирования иноязычного научного высказывания.

С практической точки зрения, технология алгоритмизирована и подчинена иерархии представления учебного материала. Модульная система обучения, в которой представлен синтез трех учебных компонентов (модулей), характеризуется, с одной стороны, взаимосвязанностью, а, с другой стороны, автономностью использования в образовательном процессе за счет «мобильности» модулей. Подчиняясь идеям

конструктивизма в образовании, содержательный учебный контент (текстовый и аудио/видеоматериал) обладает аутентичностью, актуальностью, релевантностью, доступностью [Шаталова 2016].

С точки зрения учебного тренировочного контента модульность проявляется в виде особой иерархии («от целого к частному») заданий, нацеленных на обучение рецептивным видам речевой деятельности (чтение, аудирование), закрепление лексико-грамматических единиц в этих видах, а также системы упражнений по обучению продуктивной устной речи (упражнения с опорой / без опоры, где опорой является слайд реального научного доклада [Комочкина 2018]).

Связующим звеном при обучении рецепции и продукции является постоянное фокусирование внимания обучающихся на особую форму записи и изложения профессиональных речевых интенций в форме РСК, выявленных в аутентичном тексте, проанализированных с точки зрения лексико-грамматических трудностей и подчиненных решению задач данного этапа обучения. Конечной же целью технологии является формирование у обучающихся умения продуцировать собственное иноязычное высказывание по профессиональной тематике.

«Внешние» и «внутренние» факторы в обучении ИЯ магистрантов физико-математических специальностей

Основные «внешние» факторы:

1. Требования к уровню подготовленности выпускника к иноязычному общению в поликультурной профессиональной среде. ФГОС нового поколения ставят перед преподавателем ИЯ задачу формирования общепрофессиональной компетенции «владения хотя бы одним иностранным языком в объеме, необходимом для осуществления профессиональной коммуникации», что подразумевает под собой широкий спектр умений, а именно - чтение научно-технической литературы, написание статей по специальности, участие в международных конференциях, выступление с научными докладами и др.

2. Присоединение России к Болонской конвенции в 2003 г. Аттестация студентов по ИЯ стала проходить в рамках международных норм оценки полученных умений и навыков. В соответствии с Европейской шкалой языковой компетенции, например, для овладения «пороговым» продвинутым уровнем (В2) обучающемуся необходимо

«набрать» около 540 академических часов, что практически невозможно в условиях перегруженности предметами по профилю подготовки студента.

«Внутренние» факторы, в отличие от «внешних», характеризуются более долговременными установками, к числу которых можно отнести потребность в самореализации в профессиональном сообществе, стремление получить признание в своей профессиональной среде, т. е. к «профессиональному позиционированию» молодого ученого. Важным внутренним фактором является естественная «пытливость ума» специалистов в области физико-математических наук, состоящая в желании анализировать, классифицировать и строить теории тех явлений и процессов, с которыми они сталкиваются в процессе обучения.

Д. С. МакКлелланд считает, что мотивация достижений зависит от условий воспитания и социума. Применительно к методике обучения ИЯ можно говорить о правильной расстановке акцентов при изучении того или иного материала, создании благоприятного обучающего пространства на занятии, поощрении стремления обучающихся самостоятельно ставить и достигать цели. Обучающиеся, мотивированные на успех, ставят такие цели, достижение которых может быть расценено как успех, активно включаются в работу по изучению новых явлений, теорий, решению сложных задач. Позитивной характеристикой таких обучающихся является мобилизация всех своих ресурсов, концентрация внимания на предмете изучения [McClelland 1988].

«Внутренние» факторы служат основой для создания теорий обучения ИЯ в техническом вузе. В данной связи главным представляется положение, что детальное изучение точных наук уже сформировало у обучающихся склонность к анализу изучаемого материала, отбору, классификации данных, извлечению профессионально важной информации из первоисточников, дифференциации понятий «факт» и «знание», «закономерность» и «исключение».

«Внешние» и «внутренние» факторы определяют алгоритмы обучения продуктивным видам речевой деятельности, использующие как традиционные, так и продвинутые методы и приемы, причем последние также обусловлены парадигмой, базовой идеей которой является система непрерывного образования (life-long learning) исходя из

функциональной целесообразности и практической реализованности той или иной области знаний, умений, навыков.

В настоящее время основными целевыми функциями системы образования являются познавательная, воспитательная и конструк-турирующая (развивающая, творческая, деятельностная). Причем последней должно уделяться особое внимание в курсе обучения профессиональному ИЯ в неязыковом вузе. Идея конструктивизма в образовании заключается в том, что обучающийся воспринимает любую информацию, факты как личностно значимый для него учебный материал, преломляемый сквозь призму его личного опыта и коммуникации с окружающим миром. В контексте данной идеи обучающийся как бы становится полноправным участником учебного процесса, поскольку знания не могут быть переданы обучающемуся в готовом виде, необходимо создать педагогические условия для того, чтобы он мог сам критически оценивать действительность, принимать конструктивные решения и самостоятельно овладевать необходимыми ему профессиональными навыками [Шаталова 2016].

Данные положения конструктивизма в образовании являются одной из теоретических основ курса по обучению студентов магистратуры продуктивным видам речевой деятельности на основе РСК.

Однако нельзя не упомянуть, с какими трудностями сталкиваются преподаватели ИЯ неязыкового технического вуза, а именно:

1) недостаточность контактных часов;

2) перегруженность студентов профильными дисциплинами;

3) явное отставание содержания учебного контента от современных реалий в области физико-математических наук;

4) разноуровневый состав групп обучающихся;

5) когнитивный конфликт между основными участниками учебного процесса: преподавателями-гуманитариями и обучающимися-технарями, а также между преподавателями с традиционной точкой зрения на обучение и студентов, относящихся к поколению так называемых «цифровых туземцев», или «онлайн жителей», и преподавателями-новаторами.

Модульность обучения в РСК-технологии

Теоретическое осмысление вышеперечисленных факторов и анализ трудностей привели к созданию модульной технологии обучения,

состоящей из трех взаимосвязанных модулей: аналитического, подготовительного и репродуктивно-продуктивного. Методическая взаимосвязь этих модулей обусловлена как целеполаганием рассматриваемого курса обучения, так и хронологически выстроенной системой предъявления релевантного учебного контента, т. е. поэтапному введению материала, исходя из современных дидактических принципов: интегративность обучения, учет межпредметных связей и связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности. Однако, несмотря на взаимосвязанность трех модулей, каждый из них в отдельности может вполне рассматриваться как самодостаточная единица в целостном комплексе. Поэтому любой модуль может применяться вполне автономно в учебном процессе, если в качестве связующего звена рассматривать РСК.

Теоретические основы курса обучения

Аналитический модуль ориентирован на изучение структуры научного текста и выступления по физико-математической тематике, овладение теоретическими основами подготовки выступления. С этой целью изучаются формат научной статьи и ее базовые разделы, дается характеристика каждого из них и описываются особенности их лексико-грамматического и композиционного состава на примерах из аутентичных материалов международных конференций. Упражнения нацелены на изучение структуры статьи, анализ ее элементов и составление глоссария из типичных речевых стандартных фраз. Данный модуль, например, включает в себя такие задания как: «Расшифруйте акроним IMRAD и соотнесите данные предложения раздела с их функциональной нагрузкой»; «Назовите основные части научной статьи»; «Прочитайте отрывок и найдите абзацы, соответствующие разделам научной статьи (Introduction, Methods, Results, Discussion, Conclusion)» и др. Данный вид учебной работы подкреплен примерами аутентичных статей физико-математической тематики, выложенных на Arhiv.org. Анализ отобранных примеров с точки зрения изученных форматов IMRAD и IRDAM сопровождается заданиями по поиску фраз, выражающих формы представления научного результата, как, например: «Find phrases expressing general remarks, stating a problem,introducing methods of investigation, describing and explaining experimental data" и др.

Другие задания связаны с работой над аудио-/видеоматериалами лекций по учебным физико-математическим темам, например: «Кратко суммируйте содержание лекции»; «Прокомментируйте утверждения»; «Прослушайте лекцию и выпишите фразы, необходимые для передачи тех или иных составляющих физико-математического высказывания» и др.

На основе проведенного анализа научного текста / доклада предлагается составить свой «словарик» вводных фраз и фраз-связок для изложения основных составляющих научного текста. Используются также стандартные упражнения, например: «Соотнесите фразы с функцией в предложении, которые они выполняют»; «Восстановите правильную последовательность предложений текста аннотации» и т. п.

Наряду с ознакомлением со структурой статьи, студенты активно вовлекаются в работу, предусматривающую анализ лексико-грам-матических особенностей ее разделов, и знакомятся с языковыми средствами, служащими для передачи информации, содержащейся на рисунках и в таблицах, описания актуальности и важности проводимого исследования.

Эффективным заданием для магистрантов физико-математических специальностей считается анализ общих черт рассмотренных примеров научных высказываний с точки зрения их структуры. Магистранты с готовностью принимают участие в обсуждении таких вопросов, как: «Можно ли говорить о структуре научного высказывания, и что она собой представляет?», «Можно ли представлять научные высказывания как функции (математическое понятие) некоторых аргументов?», «Какие характерные аргументы можно выделить у подобной функции?», «Какие возможны преобразования таких функций?», «Какую адекватную форму записи таких функций можно предложить?», «Каким образом можно классифицировать функции?» и др. Таким образом, очевидно, что познания в области физико-математических наук становятся основой для разработки формы записи РСК и последующего обсуждения данного понятия и связанных с ним вопросов.

На данном этапе подготовки к иноязычному выступлению большую роль играет подборка современной профессионально значимой и актуальной литературы для чтения, библиографические

ссылки и реферативная база. Необходимо также отметить, что физико-математические науки отличаются от других областей знаний самой большой открытой базой данных англоязычных научных статей.

Речевые стандартные конструкции как основа научного выступления

Хотя аналитический модуль является очень важным для обучения студентов выступлению по профессиональной тематике, тем не менее он считается подготовительным, базовым, поскольку его целью является заложить теоретические основы понимания современной научной статьи и создать учебную базу для последующих модулей -подготовительного и собственно репродуктивно-продуктивного.

Второй модуль - подготовительный - нацелен на изучение РСК, их применение в речи, отработку и активизацию учебного материала, поиск и конструирование РСК в аутентичной литературе, построение стандартных фраз, необходимых для донесения важного профессионального материала, на основе уже изученных РСК и конструирования новых.

Данные цели достигаются за счет выполнения широкого спектра заданий по разным видам речевой деятельности. На этом этапе дается большое количество подстановочных и трансформационных упражнений, типа: «Составить предложения из заданных РСК»; «Выделить аргументы в данных стандартных фразах»; «Проанализировать высказывания и представить их как последовательность РСК с выделенными аргументами»; «Сгруппировать предложения так, чтобы получился связный рассказ о предпосылках разработки теории»; «Прослушать диалог, воспроизвести его с помощью данных РСК и аргументов»; «Рассказать о своей научной работе, используя образец-подсказку из РСК»; «Выразить мысль, высказанную в тексте, другими языковыми средствами, используя предложенные РСК» и др. На данном этапе подготовки важной опорой-подсказкой выступают слайды презентаций, в которых написанный текст представляет собой аргументы используемых РСК [Комочкина 2018].

Приведем примеры упражнений, в которых продемонстрируем систему нотации, структуру РСК и ее аргументы.

Упражнение 1. Составьте возможные предложения, используя подсказки (термины).

РСК 1: <The aim |goal |objective\of the/present| currentVinvestigation |research| report |study>/is |was\to /see |show |determine |analyze | estimate |study | elaborate| examine| develop| obtain | consider |discuss | define | summarize | find| prove| measure| compare\ <термин>.

В нотации РСК используются угловые скобки для выделения аргументов. Вариативные взаимозаменяемые слова (словосочетания) отделяются друг от друга вертикальной чертой, а область взаимозаменяемости указывается косыми черточками: / - начало области, \ - ее окончание. Если аргумент состоит только из взаимозаменяемых слов и словосочетаний, то косые черточки опускаются, и их роль выполняют угловые скобки. Можно указывать только наиболее распространенные взаимозаменяемые слова и словосочетания, опуская другие варианты.

Для составления собственного высказывания на основе РСК используются подсказки, взятые из текста, типа: «effectiveness of the method; the effect that light intensity has on the rate of photosynthesis» и т. п.

Нотация РСК позволяет задавать / называть ее структуры по целевым критериям. Например, РСК 2:

<Ссылка на ранее полученный (результат(ы)>/was|wereVobtained | de-rived\by<ссылка на /имя учёного |метод\ > /<ссылка на цель>|<ссылка на дату открытия>\.

Могут также использоваться подсказки в виде примеров различных значений аргументов. Например, «<Ссылка на ранее полученный результат(ы)>» может быть представлена такими выражениями, как «The results»; «These expansions»; «This formula»; «Similar formulae» и др.

Остальные упражнения довольно стандартны, а именно: «Составить предложения по предложенному образцу, в котором даются различные РСК»; «Прослушать отрывок и выполнить следующие задания, используя готовые РСК: «Answer the questions»; «Complete the sentences»; «Listen to the extract again and write down useful phrases and words».

Из представленных выше примеров упражнений подготовительного модуля ясно, что они в некоторой степени предвосхищают репро-дуктивно-продуктивный модуль обучения.

Моделирование реальных ситуаций профессионального общения

Третий модуль - репродуктивно-продуктивный - ориентирован на моделирование на занятии ситуаций, условно приближенных к реальным условиям коммуникации, и направлен на обучение структурной и смысловой составляющей речи с опорой и без опоры на готовые фразы, подсказки и слайды доклада с выписанными аргументами РСК.

Н.Д. Гальскова утверждает, что, «организуя устно-речевое общение на уроке, следует иметь в виду, что оно может быть имитирующим реальное речевое общение (например, составление и разыгрывание диалогов по аналогии, по ключевым словам и др.), «симулирующим.» общение в ситуациях естественной коммуникации (например, ролевая или деловая игра) и аутентичным (высказывание от своего собственного лица)» [Гальскова 2003]. Поэтому в курс обучения включены ситуативные, дискутивные задания, упражнения на комментирование высказывания и др., связанные с языковой формой выражения результатов и методов исследований, условий исследований и других составляющих научной работы. Вполне очевидно, что овладение навыками работы с РСК, способами их манипулирования, отбора и классификации в конечном счете приведет к формированию профессиональной «вторичной языковой личности».

Заключение

Интеграция описанной технологии в традиционный учебный процесс в НИЯУ МИФИ, как показало специальное исследование, стала удачной попыткой реализации основных целей иноязычной образовательной политики неязыкового вуза - формирование полноценной личности выпускника, способного осуществлять иноязычную профессиональную коммуникацию и представлять свою страну, выступая с научными докладами на международных конференциях, симпозиумах и научных семинарах и участвуя в работе международных групп над совместными проектами. Использование общепринятых приемов и технологий обучения (см., например: [Яроцкая 1993]) подкрепляется опорой на технологию РСК, которая отражает профессиональные умения, интересы и цели магистрантов физико-математических специальностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М. : АРКТИ, 2003. 192 с.

Комочкина Е. А. Обучение будущих магистров физико-математических специальностей устному выступлению в сфере профессионального общения (английский язык) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2018. 25 с.

Сосинский А. Б. Как написать математическую статью по-английски. М. : Факториал, 1998. 112 с.

Шаталова Н. П. Конструктивный подход в педагогике как ведущий принцип науки // Педагогический журнал. 2016. № 1. С. 62-70.

Яроцкая Л. В. Экспериментальное исследование учебной ценности алгоритмов при обучении пассивной грамматике : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1993. 20 с.

McClelland D. C. Human Motivation. Cambridge University Press, 1988. 690 p.

REFERENCES

Gal'skova N. D. Sovremennaja metodika obuchenija inostrannym jazykam. Posobie dlja uchitelja. M. : ARKTI, 2003. 192 s.

Komochkina E. A. Obuchenie budushhih magistrov fiziko-matematicheskih spe-cial'nostej ustnomu vystupleniju v sfere professional'nogo obshhenija (anglij-skij jazyk) : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2018. 25 s.

Sosinskij A. B. Kak napisat' matematicheskuju stat'ju po-anglijski. M. : Faktorial, 1998. 112 s.

Shatalova N. P. Konstruktivnyj podhod v pedagogike kak vedushhij princip nauki // Pedagogicheskij zhurnal. 2016. № 1. S. 62-70.

Jarockaja L. V. Jeksperimental'noe issledovanie uchebnoj cennosti algoritmov pri obuchenii passivnoj grammatike : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1993. 20 s.

McClelland D. C. Human Motivation. Cambridge University Press, 1988. 690 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.