Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1231
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ДИНАМИЧЕСКИЕ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санина Елена Ивановна, Дендеберя Нелли Гавриловна, Поляков Илья Валерьевич

В школьном обучении в настоящее время широко используются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), но еще рано говорить о полном переходе к цифровому обучению. В статье представлен анализ степени разработанности проблемы использования в обучении математике динамических систем. Применение ИКТ в основном ориентировано на автоматизацию контроля знаний, на построение графиков различных функций, на вычислительные операции, на построение геометрических фигур. Особого внимания заслуживают данные о возможности применения в образовательных целях новых технологий неконтактного информационного взаимодействия. Использование ИКТ позволяет: индивидуализировать процесс обучения; совершенствовать навыки самоконтроля; повысить эффективность урока; повысить мотивацию учащихся к изучению математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Санина Елена Ивановна, Дендеберя Нелли Гавриловна, Поляков Илья Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING MATHEMATICS IN DIGITAL EDUCATION: OPPORTUNITIES AND PERSPECTIVES

Information and communication technologies (ICT) are currently widely used in school education, but it is too early to talk about a complete transition to digital learning. The article presents an analysis of the degree of development of the problem of using dynamic systems in teaching mathematics. The use of ICT is mainly focused on the automation of knowledge control, on the construction of graphs of various functions, on computational operations, on the construction of geometric shapes. Special attention should be paid to the data on the possibility of using new technologies of non-contact information interaction for educational purposes. The use of ICT allows: to individualize the learning process; to improve self-control skills; to increase the effectiveness of the lesson; to increase the motivation of students to study mathematics.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

6. Коваленко Л.М. Проектная деятельность в детском саду как фактор развития дошкольников: (на примере краткосроч. проекта «Радуга») / Л.М. Коваленко // Концепт. - 2015. - Т. 13. - С. 3226-3230.

7. Крылов Д.А. Модель формирования проектной культуры будущего педагога в условиях современного вуза / Д.А. Крылов // Вестник Марийского государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 31-35.

8. Лях Ю.А. Управление проектами в образовании. Учебное пособие / Ю.А. Лях. - Кемерово: Изд-во МОУ ДПО «НМЦ», 2009. - 112 с.

9. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 120 с.

10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пос. / Е.С. Полат. - М.: Академия», 2005. - 272 с.

11. Труханович М.Э. Использование проектной деятельности как интеграции субъектов образовательного процесса учреждения дошкольного образования / М.Э. Труханович // Гуманизация образовательного пространства. Сборник научных статей по материалам Международного Форума. - 2020. - С. 411-418.

Педагогика

УДК 378. 51

доктор педагогических наук, профессор Санина Елена Ивановна

Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия» (г. Москва);

доцент, кандидат педагогических наук, доцент Дендеберя Нелли Гавриловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); преподаватель, аспирант Поляков Илья Валерьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В школьном обучении в настоящее время широко используются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), но еще рано говорить о полном переходе к цифровому обучению. В статье представлен анализ степени разработанности проблемы использования в обучении математике динамических систем. Применение ИКТ в основном ориентировано на автоматизацию контроля знаний, на построение графиков различных функций, на вычислительные операции, на построение геометрических фигур. Особого внимания заслуживают данные о возможности применения в образовательных целях новых технологий неконтактного информационного взаимодействия. Использование ИКТ позволяет: индивидуализировать процесс обучения; совершенствовать навыки самоконтроля; повысить эффективность урока; повысить мотивацию учащихся к изучению математики.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии обучения, динамические среды.

Annotation. Information and communication technologies (ICT) are currently widely used in school education, but it is too early to talk about a complete transition to digital learning. The article presents an analysis of the degree of development of the problem of using dynamic systems in teaching mathematics. The use of ICT is mainly focused on the automation of knowledge control, on the construction of graphs of various functions, on computational operations, on the construction of geometric shapes. Special attention should be paid to the data on the possibility of using new technologies of non-contact information interaction for educational purposes. The use of ICT allows: to individualize the learning process; to improve self-control skills; to increase the effectiveness of the lesson; to increase the motivation of students to study mathematics.

Keywords: digital educational environment, information and communication technologies of learning, dynamic environments.

Введение. В современном обществе, как и во всём мире, стремительно развиваются информационные технологии. В связи с этим в сфере образования происходят изменения, прежде всего, эти изменения, связаны с новыми требованиями к образовательной среде. Образовательная среда во все исторические периоды существования образования имела важное значение в развитии личности обучающегося. Информатизационно-образовательная среда обусловила поиск новых методов и технологий в обучении математике, в частности.

Государственная политика в сфере образования закреплена в следующих нормативно-правовых документах: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, в программе «Цифровая экономика Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования, Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В этих документах представлены цели и задачи развития цифровой образовательной среды образовательных учреждений, точных определений, что понимается под цифровой образовательной средой, и какие информационными технологии при этом могут использоваться в образовательном процессе, не указывается. Актуальным направлением в исследованиях по теории и методике обучения математике является разработка цифровой образовательной среды и инструментов, которые наиболее эффективны в обучении математике [4, 9].

Изложение основного материала статьи. Предпосылкой создания цифровой образовательной среды в настоящее время является использование ИКТ технологий в обучении математике в школе и в вузе. В качестве развития познавательного интереса и самостоятельной деятельности обучающихся с применением ИКТ теоретически и практически значимыми являются работы М.С. Артюхиной, Т.А. Воронько, Т.С. Поповой, Л.О. Рупаковой, А.А. Савадовой, Е.И. Саниной и др. Повышение эффективности обучения математике, организация творческой деятельности обучающихся через применение интернет технологий в обучении математике раскрывается в работах Ю.Г. Гузун, С.Г. Иванова, Т.С. Поповой, Е.И. Саниной, М.А. Шмоновой. Использование возможностей открытой образовательной среды в построении индивидуальных образовательных маршрутов рассматривается в работах И.В. Дробышевой, А.М. Маскаевой. Совершенствование контроля знаний и уроков систематизации и обобщения знаний с применением ИКТ представлено в диссертациях Е.В. Скрынникова, А.В. Якубова. Важным направлением в использовании динамических геометрических сред является их применение в исследовательском обучении математике (Павлова М.А., Шабанова М.В., Ястребов А.В.).

Л.П. Мартиросян в своём исследовании представила глубокий и всесторонний анализ по применению средств ИКТ в обучении математике. Применение ИКТ в обучении математике, прежде всего, используется при автоматизированном

контроле знаний и вычислительных операциях. На втором месте - использование ИКТ как наглядно-иллюстративного средства обучения (построение графиков различных функций, построение геометрических фигур). Цель использования ИКТ в преподавании математики, Л. Мартиросян видит в развитии личностных качеств обучающихся: «Развитие личности обучаемого за счет приобщения обучаемого к экспериментально-исследовательской деятельности, формирования познавательного интереса в условиях личностно-ориентированного обучения математике с использованием ИКТ» [5].

А.Н Мокрушин в своей научной работе вскрывает проблемы использования ИКТ в математическом образовании. Существующая практика применения информационных технологий в школе в основном ограничиваются тем, что учитель пользуется «интерактивной доской, вместо меловой или работает с презентацией на уроке». Постоянное развитие информационных технологий диктует новые требования к обучению, поэтому педагогам необходимо углубленно работать над внедрением в педагогический процесс новых форм ИКТ, уделяя особое внимание развитию познавательного интереса учащихся к математике средствами ИКТ [6].

Е.О. Шумакова и О.В. Водомесова в своей работе рассматривают особенности информационно-образовательной среды (ИОС) в обучении математике. Информационная насыщенность обучающего контента ИОС позволяет обучающимся самостоятельно приобретать новые знания. Создаются условия для асинхронных он-лайн курсов, тем самым, повышается эффективность процесса обучения, экономит учебное время, позволяет обучающимся работать в удобном для него темпе. ИОС даёт возможность в получении информации о результатах обучения [10].

Открытость образовательной среды реализует цели информатизации образования: «Цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества» [1].

Таким образом, информационно-образовательная среда в обучении математике может быть представлена как в узком смысле, так и в широком смысле. В узком понимании это - пространство для взаимодействия обучаемых и обучающихся в рамках учебного учреждения. В широком смысле ИОС представляется как инструмент личностного развития обучающихся за счёт индивидуализации темпа обучения, выбора содержания, самостоятельного контроля знаний и другое.

Второе назначение ИОС до конца не изучено и является актуальным объектом для дальнейшего исследования.

Одним из хорошо изученных педагогических методов применяемых в обучении математике в настоящее время является проектная технология. Проектная деятельность является предпосылкой формирования исследовательской деятельности обучающихся в обучении математике на уроках и во внеурочной деятельности.

Не смотря на попытки провести классификацию инструментов и средств обучения как в информационной, так и в цифровой среде обучения, однозначной классификации нет [2, 4]. Представим некоторые из них наиболее часто используемые в обучении математике.

Интернет - технологии, которые имеют место в формировании самостоятельной деятельности обучающихся, рассматриваются в работах М.С. Артюхиной, Т.С. Поповой, А.А. Савадовой, Т.А. Воронько, Е.И. Саниной. Среди них web-квест технология, которая развивает познавательный интерес, умение работать в команде, актуализирует овладение информационно-коммуникационной компетентностью [1].

Важным инструментом в ИОС является создание портала или сайта школы или вуза, обеспечивающих бесконтактную связь преподавателей и обучающихся. На портале размещаются учебные материалы, программы, конспекты лекций, информация о результатах обучения и др.

Гришина О.А. рассмотрела технологии неконтактного информационного взаимодействия с помощью программной среды и специальных устройств при обучении стереометрии, способствующие формированию опыта деятельности по моделированию объектов; развитию пространственного мышления, что позволяет учащимся изучать объекты, которые в реальности сложно воспроизводимы. Контакт ученика с системой осуществляется посредством движений и жестов, направленных на специальное сенсорное оборудование, создающее в совокупности с программными средствами эффект обратной силовой связи [3, 8].

В исследованиях Павловой М.А. представлены результаты применения интерактивных геометрических сред на примере исследовательского обучения геометрии. В настоящее время существует множество интерактивных сред, от законченных учебных комплексов, таких как «КМ-Школа», «1С: Математический конструктор», «Открытая Математика: Стереометрия», и до профессиональных САПР, таких как «Компас», «3D-Studio Max», «AutoCAD» и прочих. Между ними особое положение занимают интерактивные геометрические системы. Системы отмеченного класса в отличие от законченных учебных комплексов дают широкие возможности для создания нового учебного материала, но в отличие от профессиональных САПР просты в использовании и не требуют сложной и длительной подготовки учителей и учащихся [7].

Геометрические системы условно делятся на планиметрические и стереометрические. Планиметрические системы являются наиболее совершенными и законченными, и для проводимого исследования могут представлять интерес лишь как частный случай при построении проекций трехмерных образов. Основной интерес представляю стереометрические системы, которые наиболее активно развиваются и дополняются новыми информационными технологиями.

Выводы. В результате анализа возможностей обучения математике в цифровой образовательной среде можно сделать вывод, что использование ИКТ позволяет:

• сделать процесс обучения более интерактивным и визуальным;

• индивидуализировать темп изучения учебного материала;

• совершенствовать навыки самоконтроля, самооценки;

• выбрать ученику содержание своего образования и уровень освоения;

• повысить эффективность урока;

• повысить мотивацию учащихся к изучению математики.

Можно сделать вывод, что информатизация сферы образования повышает качество процесса обучения математике в школе, поднимая его на более высокий современный уровень.

Литература:

1. Артюхина, М.С. Современная образовательная среда в контексте постнеклассической научной парадигмы / М.С. Артюхина, О.И. Артюхин, Д.Ю. Усимова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - 2018. - Вып. 60. - Ч. 2. - С. 21-24.

2. Богомолова О.Б. Создание учебно-методических средств обеспечения учебного процесса по информационным технологиям в старших классах профильных школ / О.Б. Богомолова // Информатизация образования - 2007: Труды международной научно-практической конференции. - Калуга, 2007. - С. 149-154.

3. Гришина О.А. Построение интерактивных систем визуального сопровождения учебных задач на оперирование пространственными образами // Компьютерные инструменты в образовании. - 2013. - №1. - С. 46-52.

4. Донцова М.А. Современные средства и методы организации элективных курсов по математике в старших классах // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - №4

5. Мартиросян Л.П. Теоретико-методические основы информатизации математического образования: диссертация доктора педагогических наук. - М., 2010. - 312 с.

6. Мокрушин, А.Н. Возможности сервиса «GOOGLE ФОРМЫ» при обучении математике. / А.Н. Мокрушин. Математика - основа компетенций цифровой эры: Материалы XXXIX Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов (01-02 октября 2020 года). - Москва: ГАОУ ВО МГПУ, 2020 - С. 11-113.

7. Павлова, М.А. Коллекция педагогических сценариев использования интерак-тивных творческих сред для дополнительных занятий по математике / М.А. Павлова, М.В. Шабанова // Информатика и образование. - 2016. - №7(276), сентябрь. - С. 27-36.

8. Санина, Е.И. Система компьютерного сопровождения обучающего курса по стереометрии с применением интерактивных технологий / О. А. Гришина, Е. И. Санина // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль, 2014 г., №1. - С. 48-52

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утверждён Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413. - URL:https:/rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html

10. Шумакова, Е.О., Водомесова, О.В. Особенности преподавания математики с использованием информационных технологий / О.В. Ведомесова, Е.О. Шумакова: Сборник трудов конференции « Математическое образование в цифровом обществе». Материалы XXXVIII Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. - Из-во: МГПУ, Москва, 2019. - С. 308-310.

Педагогика

УДК 623.5

кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат педагогических наук Шанько Виктор Викторович Ростовский юридический институт МВД России (г. Ростов-на-Дону); кандидат юридических наук Жамборов Анзор Анатольевич Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СТРЕЛЬБЫ ИЗ-ЗА УКРЫТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ МВД

Аннотация. В статье рассмотрены приемы и правила ведения огня из огнестрельного оружия из-за укрытия в условиях населенного пункта, помещений различных зданий и сооружений. Отмечается необходимость использования зеркала для отработки правильного положения стрелка за укрытием.

Ключевые слова: огневая подготовка, огнестрельное оружие, пистолет, автомат, курсант, слушатель, обучающийся, образовательная организация МВД России, стрелок, зеркало.

Annоtation. The article discusses the techniques and rules of firing from firearms from behind a shelter in a settlement, premises of various buildings and structures. The need to use a mirror to work out the correct position of the shooter behind the cover is noted.

Keywords: fire training, firearms, pistol, machine gun, cadet, listener, student, educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, shooter, mirror.

Введение. Профессия сотрудника правоохранительных органов сложна и многогранна. Для того чтобы приступить к выполнению своих обязанностей, будущий полицейский должен пройти специальный отбор на профессиональную пригодность, а также, сложный процесс обучения и подготовки, который включает массу различных дисциплин.

Наряду с престижностью профессии правоохранителя, в своей деятельности ему часто приходится сталкиваться с опасностью для жизни и здоровья. По официальным данным ежегодно в России непосредственно от рук преступных элементов гибнет в среднем до 400 сотрудников. Учитывая смертность в дорожно-транспортных происшествиях, от несчастных случаев и других потерь эта цифра возрастает до 1000 человек. До 1500 сотрудников в год получают ранения при исполнении служебного долга. Вследствие длительных эмоционально-психологических перегрузок и стрессов количество самоубийств возросло до нескольких сотен в год [1].

Сотрудники органов внутренних дел имеют дело с разными категориями людей, в основном с наиболее трудными в социальном отношении, для которых характерны наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность и скрытый характер поведенческой деятельности. В этой связи сотрудники ОВД должны быть готовы к решению многообразных и сложных задач, нередко решаемых в условиях дефицита времени, возникновения критических ситуаций, связанных с риском и опасностью для жизни. В то же время личная профессиональная безопасность сотрудника во многом зависит от него самого, от его общей профессиональной подготовленности и профессионального опыта. Кроме того, зарубежная и отечественная практика деятельности правоохранительных органов показывает, что важную роль в обеспечении личной профессиональной безопасности сотрудника играет владение им специальной тактикой и методами действий в этом направлении [1, 5, 6].

В рамках обучения, дисциплины можно условно разделить на следующие блоки:

- базовый (философия, история, русский язык, иностранный язык, социологию и т.д.);

- общепрофессиональный (уголовное, административное, гражданское, право; уголовный процесс; криминалистику, криминологию и т.д.);

- специально-профессиональный (огневая подготовка, специальная физическая подготовка, тактико-специальная подготовка, личная безопасность и т.д.).

Освоение дисциплин третьего блока призвано привить ряд навыков и умений, которые не используются в большинстве других профессий. Например, умение правильно обращаться с огнестрельным оружием, применять меры физического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.