Научная статья на тему 'Обучение лингвистическим знаниям будущих инженеров технических вузов в условиях профессиональной коммуникации'

Обучение лингвистическим знаниям будущих инженеров технических вузов в условиях профессиональной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПОДЪЯЗЫК ИНЖЕНЕРА / КОММУНИКАТИВНОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / ENGINEER'S SUB LANGUAGE / PROFESSIONAL COMMUNICATION / COMMUNICATIVE AND COGNITIVE APPROACH / SELF FULFILLMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пивкин С. Д., Валеева Н. Ш.

В работе анализируются особенности обучения инженеров лингвистическим знаниям в сфере профессиональной коммуникации. Значительное внимание уделяется коммуникативнопознавательному подходу к подготовке инженеров в техническом вузе. Исследуются методы усвоения профессионального подъязыка инженера в профессиональной коммуникации. Подчеркивается важность самореализации обучающегося в учебно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specific features of teaching engineers linguistic aspects in the field of their professional communication are given in this paper. A focus is on the communicative and cognitive approach to training engineers in a technical school. Under study are also methods of mastering of engineers sub language in the field of their professional communication. Self fulfillment of a student is emphasized when studying professional aspects of the trade.

Текст научной работы на тему «Обучение лингвистическим знаниям будущих инженеров технических вузов в условиях профессиональной коммуникации»

УДК 371 (07)

С. Д. Пивкин, Н. Ш. Валеева

ОБУЧЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ ЗНАНИЯМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Ключевые слова: профессиональная коммуникация, самореализация, подъязык инженера, коммуникативнопознавательный подход.

В работе анализируются особенности обучения инженеров лингвистическим знаниям в сфере профессиональной коммуникации. Значительное внимание уделяется коммуникативнопознавательному подходу к подготовке инженеров в техническом вузе. Исследуются методы усвоения профессионального подъязыка инженера в профессиональной коммуникации. Подчеркивается важность самореализации обучающегося в учебно-профессиональной деятельности.

Key words: professional communication, communicative and cognitive approach, engineer’s sub language, self

fulfillment.

The specific features of teaching engineers linguistic aspects in the field of their professional communication are given in this paper. A focus is on the communicative and cognitive approach to training engineers in a technical school. Under study are also methods of mastering of engineer’s sub language in the field of their professional communication. Self fulfillment of a student is emphasized when studying professional aspects of the trade.

Раскрытие потенциальных возможностей личности происходит в учебной деятельности. Образовательная среда содержит в себе значительные ресурсы для самореализации личности в своей современной парадигме развития, которая рассматривает определение индивидуальной «образовательной траектории» для каждого обучающегося в учебной деятельности (УД) как одну из важнейших задач.

Педагогика обладает достаточным арсеналом, чтобы повлиять на этот процесс, и в этом проявляется ее гуманистическое начало, Важнейшая ее задача состоит в том, чтобы связать образование со всем жизненным планом человека, его назначением и призванием и наметить перспективу его дальнейшего развития как потенциально значимой и уникальной личности.

Возможность более глубокого изучения иностранного языка (ИЯ) будущим дипломированным специалистом в рамках дополнительного образования в техническом вузе открывает перед ним широкие перспективы в плане удовлетворения его профессиональных потребностей, а также личностного роста как более развитой личности, способной к многостороннему восприятию стремительно меняющегося многоязычного мира, в котором ему предстоит найти свое достойное место и реализовать свой потенциал.

Теоретическая и практическая готовность обучающегося к последующей профессиональной деятельности предполагает овладение такими важными компетенциями, как профессиональные, социально-личностные и общекультурные, позволяющими ему достигать успехов на глобальном уровне в условиях профессиональной и межкультурной коммуникации. При изучении ИЯ в сфере профессиональной коммуникации ключевым компонентом является учебная компетенция, что означает способность обучающегося непосредственно управлять своей учебной деятельностью (УД) от постановки цели (учебной задачи) до оценки полученного результата.

Профессиональная коммуникация представляет собой обмен информацией между членами профессионального сообщества для достижения взаимопонимания и взаимодействия в конкретной области деятельности. Растущие контакты между профессионалами в различных регионах и странах поднимают значимость профессиональной коммуникации на новый более

высокий уровень, требующий хорошего знания иностранных языков и владения профессиональной лексикой.

Учебно-профессиональная деятельность обеспечивает пошаговое формирование указанных компетенций на следующих этапах: мотивация учебной деятельности; создание коммуникативно-познавательной обстановки; создание проблемной ситуации; постановка и решение учебной задачи через раскрытие смыслов деятельности; перенос полученных знаний и умений в новую ситуацию; рефлексивный мониторинг развития личности в учебной деятельности.

Для достижения целей образовательной деятельности используются самые различные стратегии и приемы обучения. Несмотря на их разнообразие и структурную неоднородность следует выделить основные стратегии: метакогнитивные (когнитивные, информационные), учебно-информационные, стратегии сотрудничества и специальные стратегии, служащие для достижения целей в специальных отраслях деятельности.

Учет вышеприведенных стратегий важен, поскольку речь идет о профессиональной подготовке специалиста, с одной стороны, владеющего экспертными знаниями в сфере профессиональной коммуникации, а с другой - стремящегося получить языковую подготовку в рамках дополнительного образования.

При изучении иностранного языка привлекают внимание специальные стратегии (стратегии компенсации языковых средств, стратегии поиска опор, стратегии социального взаимодействия), лингводидактические стратегии и конкретно-практические стратегии [1], которые значительно облегчают путь к его овладению при их широком внедрении в образовательный процесс.

Мотивация учения ИЯ в профессиональной коммуникации добавляет новое измерение этому процессу за счет увлеченности обучающегося будущей профессией, требующей дополнительных усилий по овладению новыми знаниями и умениями.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности при обучении ИЯ чрезвычайно важна для построения учебной работы и определяет ее динамику и способность к развитию и совершенствованию не только системы обучения, но и языковой личности (ЯЛ) обучающегося как будущего специалиста, ибо она (мотивация) является тем механизмом, который задает энергичность, направленность и устойчивость ее речевого поведения. Следовательно, становится возможным понимание мотивов обучающихся из результатов наблюдения за их поведением в процессе обучения ИЯ в сфере профессиональной коммуникации, из направленности этого поведения и из постоянства и целеустремленности в достижении цели.

Далее возникает необходимость в достижении взаимопонимания между субъектами учебного процесса. Коммуникация проявляется как процесс достижения взаимопонимания и взаимообщения между людьми вербальными и невербальными средствами в результате обмена информацией с целью оказать воздействие на их (людей) поведение и достичь желаемых результатов.

Центральным элементом коммуникативно-познавательной деятельности на занятии является коммуникативная задача, которая строится в конкретной учебной ситуации при безусловном понимании особенностей этой ситуации, интенсивности и уровня взаимодействия обучающихся, с учетом имеющегося у них речевого опыта, предыдущих контактов между ними и при увязке с характером учебного процесса и целью обучения. В учебно-профессиональной деятельности коммуникативная задача соотносится с изучаемой профессией, ее спецификой и условиями овладения ею.

Важнейшей задачей преподавателя ИЯ является обучение студентов стратегиям сотрудничества на своих занятиях, способствующего объединению коллективных усилий всех субъектов образовательного процесса при изучении ИЯ, а также обмену и передаче индивидуального, профессионального и иного речевого опыта по овладению им. Достигается это с помощью особым образом спланированных стратегий, среди которых выделяются

стратегии социального взаимодействия, компенсационные стратегии поиска опор, лингводидактические стратегии и стратегии компенсации языковых средств [1].

Любой опыт уникален и неповторим. Он является реакцией на ту проблемную ситуацию, в которой оказывается человек. Это требует дальнейшего развития проблемного обучения в рамках существующих моделей образования, тем более, когда профессиональная подготовка специалиста сочетается с обучением языковым знаниям и накладывает определенные трудности смыслового и интеллектуального характера.

Необходимость проблемного обучения при овладении ИЯ в сфере профессиональной коммуникации возникает для преодоления разрыва между практическим уровнем знания ИЯ и использованием изучаемого языка в реальной обстановке в процессе решения проблем-задач: информационно-поискового, информационно-познавательного и конкретно-практического характера. Следовательно, проблемно-поисковое обучение при овладении ИЯ предполагает моделирование таких речевых ситуаций, которые требуют решения проблемных задач с целью активизации языковых средств изучаемого языка, ознакомления с источником (текстом) и создания собственных речевых продуктов. Активизации языковых средств ИЯ в процессе решения проблемных задач способствует использование ряда лингводидактических стратегий таких, как семантические и лингвосистематизирующие.

Значимость проблемного обучения многократно возрастает в профессиональной коммуникации, когда проблемная ситуация требует решения задач в условиях языкового многообразия в сочетании с экспертной оценкой специалиста-инженера.

Для решения проблем в рамках учебно-педагогической деятельности обычно ставятся конкретные учебные задачи. При овладении ИЯ в сфере профессиональной коммуникации используются лингвистические, лингвометрические, переводческие, информационнопознавательные, конкретно-практические и другие задачи. Учебные задачи для студента оказываются тем полигоном, где он совершенствует свои экспертные знания и умения в будущей профессии и одновременно развивается. Разбор стратегий помогает понять траекторию движения мысли, ее блуждания и прорыв, процедуру принятия решения и способы обработки информации, что чрезвычайно важно для определения дальнейшего пути развития ЯЛ в профессиональной деятельности, реализации ее внутреннего интеллектуального потенциала.

С переходом от этапа к этапу обучения мыслительная деятельность обучающегося протекает на все более высоком уровне и неизбежно приобретает творческий характер, что свидетельствует о его интеллектуальной зрелости и способности к самообразованию и саморазвитию. Чтобы научить человека творить, есть только один путь - научить его творческим процедурам, то есть тем структурам, которые составляют сущность творческой деятельности.

При изучении иностранного языка продуктивная или учебно-творческая деятельность является важнейшим условием развития и саморазвития языковой личности в профессиональной подготовке специалиста в вузе и направлена на создание личностного образовательного продукта в области ИЯ; носит креативный характер (изучение ИЯ как творческий процесс), что обеспечивает развитие личностных и профессиональных качеств обучающегося как ЯЛ, его самореализацию и саморазвитие и тесно связана с реализацией языковой компетенции в области изучения ИЯ и иноязычной культуры.

Сочетание инженерной подготовки с языковой, на наш взгляд, расширяет инструментарий творческого самосовершенствования личности за счет развития воображения в форматах «полного текста» и «общекультурных символов», которые позволяют личности ярче раскрыться и обрести более высокую степень свободы самовыражения.

Говоря о структуре учебно-профессиональной деятельности, невозможно из нее исключить оценочную сферу, то есть, как оценивает свое развитие как личности сам субъект этой деятельности - обучающийся. Для того чтобы ответить на этот вопрос или найти подход к его решению, обратимся к такому специфическому психолого-педагогическому феномену,

который мы определили как рефлексивный мониторинг развития личности в учебной деятельности. На наш взгляд, среди основных, но далеко не единственных составляющих рефлексивного мониторинга можно выделить главные: самосознание, самоотношение,

самооценка; саморегуляция, самоконтроль, самокоррекция [2].

В области изучения ИЯ рефлексивный мониторинг означает способность ЯЛ к мониторингу и критической рефлексии собственной учебной деятельности по овладению ИЯ и иноязычной культурой. Мощным инструментом рефлексивного овладения ИЯ в профессиональной коммуникации является технология «портфолио» или языковой портфель, который содержит в себе значительные дидактические возможности с точки зрения практического овладения изучаемым языком и активизации обучающегося как субъекта учебно-профессиональной деятельности, рассматриваемого как ЯЛ. К эффективным методам работы над собой при овладении ИЯ относятся также стратегии и приемы самоконтроля и самокоррекции.

В целом можно утверждать, что уровень развития субъекта в учебно-профессиональной деятельности свидетельствуют о том, что характеристики и условия этой деятельности оказывают влияние на динамику развития студента как личности и будущего специалиста. В иноязычной речевой деятельности языковая личность с высоким уровнем самосознания осознает цели своей жизнедеятельности и профессионального роста и средства их достижения и стремится воспитать в себе черты и качества, способные удовлетворить потребность в самореализации и наиболее полно выразить себя посредством слова и текста в процессе профессиональной коммуникации.

Литература

1. Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык /Н.Ф. Коряковцева. - М.: АРКТИ, 2002. -176 с.

2. Пивкин, С.Д. Концепция самореализации языковой личности в рамках модели смыслообразования / С. Д. Пивкин // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - № 1. - С. 293-299.

© С. Д. Пивкин - канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков НХТИ КГТУ, [email protected],, Н. Ш. Валеева - д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.