на Знаменская бросила мужа и уехала из Читы задолго до его командировки на фронт. Да и сама Чита осталась в его воспоминаниях чужим, неприветливым городом. Вот почему он охотно принял предложение архиепископа Симбирского Вениамина (Муратовского) о назначении его в Троицкую церковь села Чуфарово Симбирского уезда.
Последующие годы жизни священномученика о. Сергия Иоанновича Знаменского отчасти изучены, но исходя из того, как в них трактуется материал Екатеринбургского и Читинского периодов, ручаться за достоверность информации нельзя.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что в статье
приведены неизвестные ранее биографические сведения о жизни священномученика о. Сергия Знаменского, непродолжительное время служившего в Забайкальской епархии в должности епархиального миссионера-проповедника, начальника внутренней проти-вораскольнической миссии. Обнаруженные архивные документы позволили не только устранить существующие неточности в описании начального периода жизни священномученика: уточнить год и место рождения, специфику семейных взаимоотношений и отношений с «коллегами по цеху», но и представить его как яркую незаурядную личность.
Статья поступила 22.10.2014 г.
Библиографический список
1. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956 гг.: биографический справочник / под общ. ред. В. Воробьева. Кн. 1. А-К. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 1997. 704 с.
2. Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века // Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс]. URL: http://krotov.info/libr_min/05_d/am/ askin_tom_1.htm (13 сент. 2012).
3. Священномученик Сергий (Знаменский) протоиерей. Жития новомучеников // Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» [Электронный ресурс]. URL: http://www.fond.ru (13 сент. 2012).
4. Священномученик Сергий Знаменский: воспоминания родных и современников святого. Жизнь и подвиг священномученика. Коломна: Светоч. 2004. 31 с. (Новомученики земли Каширской) // Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы [Электронный ресурс]. URL: http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=12458 (29 окт. 2012).
5. Жития святых на каждый день года (ноябрь) // Богосла-вие. Boguslava ru [Электронный ресурс]. URL: http://boguslava.ru (25 сент. 2012).
6. Древо. Открытая православная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www:drevo-info.ru (25 сент. 2012).
7. Седмица.RU. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» [Электронный ресурс]. URL: http://www.sedmitza.ru (13 сент. 2012).
8. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. 8.
О. 1. Д. 1022.
9. Епархиальная хроника. Внебогослужебные беседы // Забайкальские епархиальные ведомости. 1913, 15 ноября. № 22. Чита: Электро-типография Н.П. Первуницкого.
10. Синодальные награды // Забайкальские епархиальные ведомости. 1913, 1 июня. № 11. Чита: Электро-типография Н.П. Первуницкого.
11. Речь, произнесенная на пастырском собрании в г. Верх-неудинске // Забайкальские епархиальные ведомости. 1916, 15 сентября. № 18. Чита: Электро-типография Н.П. Первуницкого.
12. Косых В.И. Забайкальская епархия 1908-1923 гг. / отв. ред. И.И. Кириллов. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2007.
13. Лушин А.Н. Нижегородское духовенство в войнах за Веру и Отечество XVII-XX века // Нижегородская старина. 2005. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pecherskiy.nne.ru/text/journal/10.20 (10 окт. 2014).
14. Отношение наших воинов к смерти / Забайкальские епархиальные ведомости. 1916, 1 января. № 1. Чита: Электро-типография Н.П. Первуницкого.
15. Жалсараев А.Д. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии XVII-XX столетий. Энциклопедический справочник. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 2001.
16. Архиепископ Иоанн. Речь, произнесенная Высокопрео-священнейшим Иоанном, архиепископом Иркутским и Вер-холенским в Читинском кафедральном Александро-Невском соборе, при прощании с Забайкальской паствой, 14 февраля 1916 года // Забайкальские епархиальные ведомости. 1916, 1 марта. № 5. Чита: Электро-типография Н.П. Первуницкого.
УДК 745.522 378.016
ОБУЧЕНИЕ КОВРОДЕЛИЮ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДЕКОРАТИ ВНО-П РИ КЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
Л
© Н.В. Бычкова1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматриваются современные тенденции создания гобеленов, их влияние на методику преподавания ковроделия художникам декоративно-прикладного искусства, в которой учитывается интеграция декоративно-прикладного текстиля и текстильного дизайна, используются современные методы обучения - метод развития творческих потенциалов и активного обучения. Поиск художественного образа осуществляется совместно с ана-
1Бычкова Наталья Вячеславовна, кандидат технических наук, доцент кафедры дизайна, тел.: 89025131510, (3952) 297485, e-mail: bichkova_n@mail.ru
Bychkova Natalia, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Design Department, tel.: 89025131510, (3952) 297485, e-mail: bichkova_n@mail.ru
лизом современного жилища и взаимосвязей таписсерии с пространством, с работой над созданием образно-пластического языка, с композиционными поисками.
Ключевые слова: таписсерия; гобелен; ковроделие; декоративно-прикладное искусство; методика преподавания студентам.
TRAINING STUDENTS OF "APPLIED AND DECORATIVE ARTS" SPECIALTY IN CARPETMAKING» N.V. Bychkova
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The paper considers the current trends in tapestry making and their influence on teaching methodology when training applied and decorative artists in carpetmaking. The methodology takes into account the integration of applied and decorative arts and textile design, uses modern training methods such as the method of creative potential development and the method of active training. The search of an artistic image goes on together with the analysis of a modern home, relationships of tapissery and space, with the work on the creation of an image-bearing and plastic language, with compositional searches.
Keywords: tapissery; tapestry; carpetmaking; applied and decorative arts; teaching methods.
«Гобелен - это настоящее солнце, не заходящее никогда» писал французский художник Жан Люрса. Сегодня гобелен призван украсить жизнь и привнести тепло уже не столько в помещение, как в средние века, сколько в наши души радостными яркими красками и образами.
Знаменитый испанский художник Хуан (Жоан) Миро покорял мир своими таписериями, в которых сочетал абстрактные образы и реальность. Миро смело играл с цветом и экспериментировал с материалом. «Каждый видит что-то свое в моих работах, для кого-то это просто линия и точки, а для кого-то Млечный Путь и звезды. Мы пришли к свободному искусству, цель которого - внутренние вибрации созидательной души», - говорил художник Хуан Миро. Он заставлял души вибрировать, экспериментируя, импровизируя, шокируя. Ему говорили: это и не искусство вовсе. А Миро отвечал яркими красками, безумными образами и удивительной энергией, вложенной в каждую работу.
В 60-х гг. XX в. возник новый подъем в искусстве плетения таписерии. Появился новый образно-пластический язык. Так как в эти годы сами авторы выполняли свои гобелены, то они и ввели новые материалы и приемы (особенно новейшую синтетику) и использовали древние способы ткачества и вязания (например, макраме или плетение корзин) и безгранично увлекались техническими экспериментами. Они неизмеримо обогатили образно-пластический язык. Художники искали новые структуры и фактуры, помимо извечных ткацких материалов, таких как шерсть, лен, конопля, шелк стали использовать сизаль (волокно агавы), кожу, овечье руно, конские волосы, проволоку, всевозможные шнуры. Они модернизировали и саму технологию ткачества: сочетали классические методы, скрывающие основу, и пробовали вводить более свободную систему переплетения, обнажающую саму структуру ткани, перемежая грубые стежки с мелкими, ажурное плетение с плотной тканью. Авторы стремились сделать очевидной структуру переплетения, обнажив нитки утка и основы. Они также многократно увеличивали или повторяли отдельные приемы, процессы, детали. Структурные и фактурные эф-
фекты заимствовали из разных эпох и разных национальных школ - вплоть до аппликаций, макраме, перевитых шнуров, композиций из разнообразных видов и техник художественного текстиля: ручного ткачества, вышевки, кружева, вязания.
Гобелен стал восприниматься вне стены как самостоятельный объемный предмет в пространстве. И уже новую таписерию стали разделять:
• на настенную (висящую на стене);
• пространственную, которую можно обойти вокруг;
• таписерию-среду, позволяющую не только обойти объемную форму вокруг, но и проникнуть внутрь ее.
Последний прием позволил вовлечь зрителя внутрь самого произведения, а не только разглядывать его извне, что значительно усиливало эмоциональное воздействие. Попадая внутрь, человека захватывали дух, эмоции, энергия художника, и он отвлекался от обыденного, земного.
В 70-е гг. XX в. таписерия обратилась к природе как неиссякаемому источнику познаний о структуре, пропорциях, логике развития биологических форм, а свойства текстильных материалов - их мягкость, гибкость, упругость позволили передать бионическую структуру в произведениях.
Стали появляться ажурные конструкции. Сторонники конструктивно-логического направления выражали свои замыслы в отвлеченно геометризированных формах. Они обращались к нетекстильным материалам, пытаясь придать им присущие текстилю свойства, сделать «графическую» конструкцию из шнура наглядной, имеющей внутреннее пространство.
Художники XXI в. в таписериях стремятся отразить идеи нашего динамического мира. Они отрешаются от покоя, инерции, успокоенности, применяя новые средства и технологии для динамичных композиций, но самое главное они пытаются создать психологические глубинные работы, затрагивая современные темы человека и его окружения, достижения цивилизации в декоративном ключе. Зрители видят необычные работы с новыми композиционными подходами и решениями. Так в интерьере театра создают люстры - цветные нити, спускающиеся с потолка. В кафе - ширмы,
разделяющие пространство больших помещений, отделяющие одни столики от других, тем самым создающие маленькие уютные уголки. Объекты среды решают проблемы перетекания внешнего пространства во внутреннее.
Если гобелен находится непосредственно на стене, то он часто заполняет не всю стену, а только часть ее, являясь акцентом помещения. Авторы используют плоскостно-декоративные трактовки композиции или плоскостно-объемные, когда стена при наличии элементов гобелена (кусков, расположенных под разными углами) превращается в «объемную». Мастера применяют открытый цвет, красивые сочетания, и эти творческие искания приводят к интересным находкам: возникают необычные по форме и решению композиции, живописно вписанные в интерьер. В последнее десятилетие постепенно отходит любование самим текстильным материалом и желание выявить особенности текстуры. Поверхности постепенно заменяются играми с формой, абстракциями, во многих из которых вообще не присутствует ткань. На первый план выходят бумага, дерево, металл, фотография, пластмасса, различные предметы материального мира. Это видно по выставкам 14-й Лодзинской триеннале (2013 г.), I и II российских триеннале современного гобелена и текстильного искусства в Царицыно (2012, 2014-2015 гг.).
Новизна подходов к созданию таписерии говорит об актуальности курса «Изготовление изделий из тканей на основе ковроделия» для студентов декоративно-прикладного искусства, который включен как спецкурс для бакалавров в программу.
Этот курс необходимо рассматривать через призму создания пространственной среды современного жилища. Еще художник XIX в. Жан Люрса отмечал, что гобелен предназначен для стены, а потому должен быть скомпонован с учетом цели и назначения конкретного помещения, для которого он создан.
В настоящее время новые произведения создаются на стыке декоративно-прикладного текстиля и текстильного дизайна, поэтому методика преподавания соединяет достижения этих направлений.
Изменение типологических, композиционных и пространственных характеристик современного жилища с помощью текстиля предполагает вначале глубокий анализ помещения, определение местоположения изделия. Поэтому для студента, изучающего этот курс, важно понимание роли текстиля в жилье, анализ его взаимосвязей с пространством, определение места расположения таписерии в интерьере. Он должен познакомиться и знать следующие тенденции современного жилища:
■ активная индивидуализация собственного жилья;
■ становление жилого интерьера своего рода имиджевой характеристикой, определяющей стиль жизни (для хозяина помещения);
■ повышение интереса заказчика к индивидуальному проектированию и декорированию жилого интерьера.
В современном жилом интерьере появились новые архитектурные формы и пространства, возникло усадебное строительство, и тем самым изменилась предметно-пространственная среда жилища. В настоящий момент в литературу вошли такие устойчивые термины, как интерьерный и домашний текстиль. Чтобы познакомиться с разноплановостью текстиля, особенностями художественно-образного языка, классификацией интерьерного текстиля, определением стилистических тенденций средовой композиции студенту предлагается выполнить реферат и выступить с докладом перед группой или на конференции.
Студентам в первой половине курса предлагается использовать таписерию для изменения предметно-пространственной среды, проведения формотворче-ских экспериментов с пространством. Используя анализ интерьера, а в будущем учет интересов заказчика, он определяет место расположения ковра и тип -плоскостной или объемный гобелен. Ему предлагается поэкспериментировать в области формообразования и орнаментации средового текстиля.
В настоящее время широко распространена интеграция художественных средств различных видов искусства, установились чрезвычайно тесные связи между монументальными, станковыми и прикладными формами творчества. Появление в искусстве второй половины XX в. новых художественных течений стимулировали процесс взаимодействия картины, фрески, мелкой пластики, декоративной скульптуры, художественного текстиля, перформансов, концептуального искусства, инсталляции, инвай-ронмента и т.д. Это придало живописно-пластическим исканиям художников таписерии гибкость и широту, вызвало интенсивное творческое соприкосновение отдельных видов и направлений искусства. Поэтому студентам также необходимо знакомиться с новыми направлениями, выставками, создавая рефераты и выступая перед аудиторией. Это знакомство дает новый толчок к экспериментам, тем самым развивается творческий потенциал будущего художника.
Формирования текстильных композиций невозможны без учета современных тенденций различных культурных стилей и направлений. Поиск уникальных и неповторимых художественных образов в различных культурах достаточно часто способствует осмысленному соединению нескольких стилей. Необходимо знакомство с историческими аналогами. Это еще дополнительные темы для рефератов. Работая с аналогами, мы предлагаем студентам не прямое заимствование и даже не видоизмение, при котором продолжается быть узнаваем источник в своих существенных чертах. Предлагаем акцентироваться на современном звучании композиции интерьера, где исходный исторический контекст выступает в качестве художественного мотива или пластического ключа к пониманию задач и смысла произведения художника.
У каждого народа есть традиционные технологии плетения, свои орнаменты, свои цветовые предпочтения. Знакомство студентов с этими традициями народов мира является очень полезным.
Понимая, что текстиль, несмотря на процесс всеобщей глобализации, не лишается характерных региональных и национальных признаков, мы приветствуем поиски в этом направлении (рис. 1 - пример использования бурятских традиций).
Курс делится на два блока - по семестрам. В первом блоке (один семестр) - изучение традиционных способов плетения. При внимательном изучении студент получает огромный поток информации о технологии плетения, смотрит образцы ковров, анализирует их, выбирает тему, делает небольшие форэскизы
предполагаемого изделия. При этом создает несколько эскизов и вместе с педагогом выбирает лучший на соответствие идеи произведения. Параллельно созданию композиционного эскиза он подготавливает основу для плетения, подрамник и оборудование. Студент знакомиться с технологиями плетения: осваивает традиционные материалы и техники, изучает рельефное плетение (рис. 2), декоративные техники плетения, учиться обрабатывать края гобелена и снятия его с основы. После практического знакомства на образцах выбирается метод плетения всего изделия.
Рис. 1. Гобелен: шерсть (студенческая работа)
Рис. 2. Гобелен: шерсть (работа автора)
Рис. 3. Гобелен: хлопок (работа автора)
Понимая, что перспективным направлением для дальнейших практических разработок в области прикладного искусства является процесс формообразования объектов интерьерного текстиля, мы предлагаем поработать над необычной формой гобелена, возможно состоящего из нескольких кусков. Студенту предлагается вносить творческие инновации в сферу формообразования текстиля (рис. 3). Здесь он может обратиться к природе, к бесконечному разнообразию окружающего мира. Ритмы текучей, открытой, постоянно меняющейся пластически-пространственной формы помогают ему в реализации замысла. Недаром сегодня таписерию называют «активной» пластикой.
В первом семестре особое внимание уделяется организации декоративной композиции, построение которой обусловлено содержанием, характером и
назначением произведения [2]. Рассматривая работу на единство и целостность, когда элементы соподчиняются друг другу, объясняем, что изобразительные средства и стилевые особенности должны быть согласованы, подчинены целому. Уделяем внимание деталям и декоративным элементам, которые играют очень важную роль. Предлагаем применить два способа организации композиции:
1. Построение без доминанты, где нет выделенного предмета, при этом любые детали подчиняются целому. В нем нет ни главного, ни второстепенного элемента.
2. Доминантное построение, где внимание концентрируется на главном, а остальное подчинено ему. Окружающая среда гармонирует и вторит главному. Это происходит, когда одни элементы где-то сгущают-
ся, а другие спокойно и равномерно рассредоточиваются. Либо элемент выделяется цветом или размером, или формой. Можно использовать композиционные паузы - образовавшиеся пустоты для подчеркивания доминанты.
Для четкого восприятия изделия студент должен проанализировать общий характер силуэта, может быть приблизить его к более простым геометрическим фигурам. Если композиция сложная, состоит из множества кусков, то их следует сгруппировать так, чтобы внимание акцентировалось на центральной части. При этом независимо от сложности композиции важно элементы уравновесить. Автор работы может использовать статическое равновесие, возникающее при симметричном расположении кусков относительно горизонтали или вертикали, либо динамическое - при ассиметричном расположении. Обращаем внимание на ритмическую организацию и взаимосвязь элементов, возможно чередование с убыванием или нарастанием каких либо качеств (поворотов, тональной или цветовой насыщенности, размеров, степени фактур-ности).
Таким образом, в первом семестре происходит углубление творческих подходов. Это не только получение новой информации, но и применение ее на практике для самораскрытия и самостоятельного поиска студентами способов решения творческих задач проектирования и создания таписерии. Формирование умения соединять самые противоположные идеи из различных областей знания и использование таких соединений является одним из принципов развития креативного мышления [3].
Во втором блоке (второй семестр) обучающейся знакомится с современными экспериментами в текстильных материалах и новыми технологиями плетения XX-XXI вв.
В современном мире промышленность разраба-
тывает сложные по фактурным и структурным характеристикам материалы для массового производства и в том числе - для уникальных изделий.
Традиционные техники плетения обогатились методами, использующими современные материалы. Появилась роспись текстильными красителями на акриловой основе с применением загустителей красок на основе пластичных синтетических смол и красок, создающих эффект рельефной поверхности. Новые фактуры в текстиле привели также к другому витку развития техники текстильного коллажа. В интерьерах получили распространение авторские комбинации различных техник, используемых при создании произведений декоративно-прикладного текстиля - это соединение росписи по ткани с вышивкой, аппликацией, печатью как компьютерной, так и ручной, соединение ткачества и печати, ткачества и аппликации. Получила распространение и техника пэчворк, которая приобрела иное звучание с использованием новых материалов и технических возможностей современных швейных машин.
Создание ручного материала необычного по фактуре и структурным характеристикам позволяет попробовать студенту проявиться творчески. Поэтому и предлагаются экспериментальные задания для студентов - плетение из новых материалов, поиск авторских комбинаций различных техник. Они применяют бересту, кору, железные полосы, стеклянные бусинки, бамбук, ивовые прутья (рис. 4-6). Такие сочетания служат для создания новых интересных изделий и дают толчок к иным композиционным подходам раскрытия темы. В данном случае развивается принцип творческого мышления видеть многофункциональность материала (на рис. 1, 4-7 представлены образцы студенческих работ кафедры дизайна Института изобразительных искусств и социальных наук ИРНИТУ).
Рис. 4. Тканная композиция: нити, солома
Рис. 6. Декоративное панно: металлические нити, стекло
Рис. 7. Гобелен: шерсть, хлопок
Студенту предлагается рассмотреть образ слова, поиска материала для образа и композиционного решения в данном материале или в авторском соединении различных техник. В отличие от курса формальной композиции [1] при создании образа слова происходит соединение композиционного решения и необычного материала.
Выбрав материал, который соответствует образу, обучающийся ищет подходы плетения к этому материалу, осуществляет выбор метода плетения. В этом случае композиция сильно зависит от самого материала, который сливается с образом. Здесь происходит осмысление композиции в целом. Осуществляется сложный путь преобразования, в результате чего определяется, что является главным, существенным для выражения идеи. Важный узел изображения может быть выделен композиционным расположением, акцентирован цветом или увеличен в размере. Студенту предлагается попробовать соединить несколько мотивов путем мягкого перетекания одного в другой, найти ритм и интересные группировки форм, выполнить декорирование выразительное по пластике. Необходимо определить колористическое решение будущего изделия композиции, мягкость или напряженность, принцип или тип цветовой гармонии, раскладку цветов относительно друг друга. В создаваемой работе надо отдать предпочтение обобщению, предельной лаконичности изображаемого. Студент может выполнять композицию разными способами, в том числе ассоциативно, состоящую из обобщенных форм, или абстрактно в виде набора цветовых пятен. Цвет может решаться условно. Данная композиция не приближается к реальности, а является фантазией студента. Здесь важна общая организация замысла,
подчинение общей композиционной задаче.
Распределение всех элементов композиции независимо от ее сложности должно быть уравновешенным с учетом формы элементов и масштаба изображения. Можно применить декорирование в большей или меньшей степени - композиция может быть сплошь заполнена ажуром или сделан орнаментальный акцент лишь в некоторых участках форм, которые желательно выделить. При этом декор не должен разрушать форму, а обязан наполнять ее красивой фактурой с целью усиления эффекта декоративной выразительности. Для этого лучше его располагать по линии развития формы (либо вдоль, либо поперек), избегая свободных отвлеченных направлений.
Выразить эмоциональный всплеск, вибрацию красоты, величия, используя самый простой материал и соединение нескольких, это важно для формирования будущего художника.
Таким образом, в преподавании таписерии на кафедре дизайна обращается внимание на возможность самореализации студента, нацеливание его на творчество и познание. Педагог взаимодействует, советует, сопровождает. Процесс познания происходит в форме преобразования, открытия. Мотивационной деятельностью является участие выполненных тапи-серий на выставках студенческих работ.
Творчество углубляется рассмотрением многовариантности композиции на соответствие идеи. Мы стремимся к тому, чтобы студент выразил в изделии нечто большее, чем обычный гобелен, наделил его чертами индивидуальности - игры его ума, прикосновения рук. Творческий подход позволяет создать творческого человека.
Статья поступила 18.03.2015 г.
Библиографический список
1. Змановских Э.В. Текстиль в решении интерьеров камер- № 39. С. 165-169.
ных пространств (на примере интерьеров ИрГТУ) // Вестник 3. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий
ИрГТУ. 2009. № 1 (37). С. 206-213. практикум. Минск: Изд-во «Харвест», 1999. C. 312.
2. Хабибуллина С.К. Анализ современных тенденций развития авторского текстильного панно // Вестник ЧелГУ. 2009.
УДК 008.2
ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОСТЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА © А.В. Васенкин1
Иркутская государственная сельскохозяйственная академия,
664038, Россия, Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, 1/1.
В данной статье рассматриваются объективные тенденции формирования постчеловеческого общества в современном мире. Автор обращает внимание, на то что современное общество отличается специфическими особенностями, анализируя которые можно говорить о становлении новой фазы развития цивилизации. Выделяемые тенденции характеризуют изменение социальных процессов, усложнение коммуникативного взаимодействия между людьми, усиление глобального контроля над человечеством. Благодаря широкому распространению информации и превращению ее в основной смысложизненный стержень, реальная жизнь все больше подменяется на виртуальную.
Ключевые слова: постчеловеческое общество; тенденции формирования постчеловечества; информационная революция; глобальное развитие.
POSTHUMAN SOCIETY FORMATION TRENDS А-V. Vasenkin
Irkutsk State Agricultural Academy,
1/1 Molodezhny settlement, Irkutsk region, Irkutsk district, 664038, Russia.
The article discusses the objective tendencies of posthuman society formation in the modern world. The author emphasizes that modern society is characterized by specific features whose analysis allows to speak about the formation of a new phase in civilization evolution. Identified trends characterize the change in social processes, the complexity of communicative interaction between people, the strengthening of global control over humanity. Due to the fact that information is widely disseminated and has turned into the vital conceptual core, real life is more and more being replaced by a virtual one.
Keywords: post-human society; formation trends of posthumanity; information revolution; global development.
В современных условиях непрекращающегося изменения социального бытия формируется потребность всестороннего и многогранного освещения проблемы формирования постчеловеческого общества. Актуальность этого вопроса возникает в связи с трансформацией условий человеческого существования, когда происходят объективные изменения в природе социальных субъектов под воздействием научно-технологической революции. Рассмотрение данного вопроса с различных позиций позволяет выявить предпосылки и эволюционные тенденции, наблюдаемые в настоящее время в мировом сообществе. Выявление наиболее противоречивых особенностей развития позволяет сформировать комплексную картину, отражающую общие закономерности перехода человечества к постчеловеческой фазе, и показать возможные варианты ближайшего цивилизационного развития.
Первая тенденция, которую мы выделим в рамках гипотезы становления постчеловеческого общества,
заключается в формировании пространства виртуальной реальности и «переноса» большинства социальных коммуникаций в цифровой формат. Особую роль в этом процессе играют многообразные технологические новшества, вбрасываемые в повседневную жизнь людей с невероятной скоростью. Что же такое виртуальная реальность и почему факт ее существования действительно характерен для современности? Так, Д.В. Воробьев и А.А. Сироткина показывают, что под виртуальной реальностью понимается абсолютно любая реальность, которая подменяет под собой реальную действительность. Причем, виртуальная реальность, согласно авторам, «предполагает не просто подмену действительности, а такую, которая предполагает иллюзию полного погружения и, как следствие этого, полного нахождения в этой реальности» [1].
Почему в современной философской мысли этому вопросу уделяется достаточно пристальное внимание? Дело в том, что формирование виртуальной или компьютерной реальности, наполненной Интернет-
1 Васенкин Алексей Вадимович, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социологии и истории, тел.: 89834007774, е-mail: alvasenkin@rambler.ru
Vasenkin Aleksei, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy, Sociology and History, tel.: 89834007774, е-mail: alvasenkin@rambler.ru