Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ИЗУЧАЮЩЕМУ ВИДУ ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ'

ОБУЧЕНИЕ ИЗУЧАЮЩЕМУ ВИДУ ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
171
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ КАК ИНОСТРАННЫЙ / МЕТОДИКА / ТЕКСТ / МАТЕРИАЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зацепин Алексей Владимирович

Статья посвящена специфике поэтапной работы с текстом на уроках русского языка как иностранного, а также особенностям обучения иностранных студентов изучающему виду чтения текста. В данной работе приведен фрагмент урока с примерами эффективных заданий (предтекстовых, притекстовых и послетекстовых), направленных на развитие коммуникативных умений обучающихся. Представленный методический материал может быть использован преподавателями для работы с иностранными студентами-музыкантами уровня В1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING LEARNING READING AT RAFL CLASSES

The article is devoted to the specifics of the phased work with the text in the lessons of Russian as a foreign language, as well as the peculiarities of teaching foreign students the learning type of reading the text. This paper provides a fragment of the lesson with examples of effective tasks (pre-text, pre-text and post-text) aimed at developing students' communicative skills. The presented methodological material can be used by teachers to work with foreign students-musicians of B1 level.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ИЗУЧАЮЩЕМУ ВИДУ ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ»

УДК 811.161.1 У91

ОБУЧЕНИЕ ИЗУЧАЮЩЕМУ ВИДУ ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО

РКИ

Алексей Владимирович Зацепин

кандидат философских наук, доцент

[email protected]

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Статья посвящена специфике поэтапной работы с текстом на уроках русского языка как иностранного, а также особенностям обучения иностранных студентов изучающему виду чтения текста. В данной работе приведен фрагмент урока с примерами эффективных заданий (предтекстовых, притекстовых и послетекстовых), направленных на развитие коммуникативных умений обучающихся. Представленный методический материал может быть использован преподавателями для работы с иностранными студентами-музыкантами уровня В1.

Ключевые слова: русский как иностранный, методика, текст, материал.

На любом занятии по РКИ работа с текстом является основной задачей. Чтение текста должно быть продуктивным, для этого студентам необходимо осуществлять разные мыслительные операции и занимать активную позицию на занятии. Во время работы с текстом надо учитывать все виды чтения, но все они преследуют разные цели. Просмотровое чтение даёт общее представление о смысле текста, в процессе ознакомительного чтения учащиеся извлекают основную информацию, а изучающее чтение - это подробный вид, его цель -проникновение в смысл текста и детальный анализ. Изучающее чтение -достаточно эффективный вид работы, направленный на понимание всех уровней текста и восприятие разной информации [1,5,6]. Приведем фрагмент занятия РКИ, направленного на обучение изучающего вида чтения, учитывая поэтапную работу с текстом.

Предтекстовые задания

Задание №1. Прочитайте текст. Подумайте, какое ещё название можно дать данному тексту?

Задание №2. Укажите существительные, которые можно употребить после данных прилагательных. Составьте возможные словосочетания и простые предложения.

вокальные - ..., трагические - ..., излюбленный - ..., симфонические - ..., эстрадные - ..., академическая - ..., концертная - ..., величайший - ...

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-19750) - это величайший композитор в мире русской классической музыки двадцатого века. Его произведения связаны с жизнью и историей народа. Шостакович гениальный музыкант. Он писал музыку во всех жанрах: оперы и оперетты, сложные вокальные циклы, песни, трагические симфонии. Именно симфонии были излюбленным жанром композитора, за время своего творчества он сочинил 15 симфоний. Симфонические произведения он записывал сразу в виде партитуры, работал за письменным столом. Вся музыка рождалась в голове музыканта. Самым любимым композитором Шостаковича был Чайковский,

также неоднократно композитор обращался к творчеству Мусоргского. Дмитрий Дмитриевич оркестровал оперу «Борис Годунов», «Хованщина».

Родился музыкальный гений в Санкт-Петербурге. Мать окончила Петербургскую консерваторию по классу фортепиано. В доме проходили прекрасные вечера классической камерной музыки. Мать сама давала сыну уроки игры на рояле. Обучение продвигалось легко, мальчик быстро запоминал и выучивал наизусть без заучивания. Родители отдали юного музыканта в музыкальную школу.

В 1919 году Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию в фортепианный класс. Занятия шли успешно. Сам директор консерватории, А.К. Глазунов, хвалил юное дарование. Шостакович пережил много трудностей в жизни: первая мировая война, февральская и октябрьская революции, гражданская война, разруха, голод. Но юный Шостакович каждый день, полуголодный, обессиленный, с огромным удовольствием ходил пешком в консерваторию. Он был одержим музыкой. Но несмотря на все невзгоды, в 1923 году композитор блестяще заканчивает консерваторию по классу фортепиано. За время учёбы он сочинил много замечательных произведений: «Три фантастических танца» для фортепиано, «Две басни Крылова» для голоса с оркестром, Первая симфония фа-минор. Все эти ранние произведения имели большой успех. Шостакович много выступал в Санкт-Петербурге, работал в театре, был активным участником творческого объединения композиторов, создавал музыку к фильмам, спектаклям, эстрадным представлениям. Композитор первым стал использовать бытовые жанры: галопы, польки, фокстроты, танго.

Седьмая симфония («Ленинградская») - одно из наиболее значительных произведений Шостаковича. Симфония состоит из четырёх частей, её исполнение длится около семидесяти минут. Шостакович выразил в музыке всю боль за Отечество, за судьбы миллионов убитых, горе и страдание народа. Музыка вызывает яркие ассоциации, передаёт скорбь, напряжение борьбы, мечту о победе, звучит широко и мужественно. Седьмую симфонию

Шостаковича справедливо называют «Героической симфонией» двадцатого века.

Сразу же композитор создаёт Восьмую симфонию. Это был Реквием по всем погибшим. В этом произведении музыка выражала протест самого композитора. В 60-70 годы Шостакович становится известным не только в России, но и за рубежом. В 1975 году композитор сочинил своё последнее произведение - Альтовую сонату.

Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича на данный момент ведёт активную музыкально-лекционную, концертную и издательскую деятельность. Это первоклассный по акустике зал, старейшая из филармоний России, постоянная место для выступлений и репетиций Симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии.

Задание №4. Закончите предложения

1. Дмитрий Дмитриевич Шостакович - это...

2. Его произведения связаны с.

3. Композитор блестяще заканчивает консерваторию по.

4. Он писал музыку во всех жанрах.

5. Самым любимым композитором Шостаковича был.

6. Он был одержим...

7. Дмитрий Дмитриевич оркестровал оперу.

8. За время учёбы Шостакович сочинил много замечательных произведений.

9. Седьмая симфония, это одно из.

Послетекстовые задания

Задание №1. Ответьте на вопросы

1. Что вы знаете о жизни и творчестве композитора?

2. Какие трудности ему пришлось пережить?

3. Где учился композитор?

4. Когда Шостакович начал сочинять Седьмую симфонию?

5. Какие чувства выразил композитор в Седьмой Симфонии?

6. Какие произведения знаменитого композитора вам нравятся?

Задание №2. Составьте план текста.

Задание №3. Задайте три вопроса к тексту.

Задание №4. Подготовьте пересказ текста по плану [3, 130].

При разработке текста и заданий автор старался сосредоточить внимание студентов-иностранцев на профессиональной тематике -музыке. Это должно непременно отвечать интересам обучающихся, так как задания направлены на закрепление лексико-грамматического материала в рамках выбранной профессии. Чтение профессионально-ориентированных текстов на уроках РКИ повышает профессиональную компетенцию студентов-иностранцев и позволит им в дальнейшем обучаться на музыкальных факультетах в российских вузах [2, 163].

Основная задача педагога в процессе работы с текстом на уроке РКИ -создать комфортные условия для естественного общения студентов, «разговорить» учащихся и помочь им преодолеть языковой барьер. Общение на уроке должно быть естественным и приносить радость как преподавателю, так и студентам [6, 265].

Разработанный авторский учебный материал может быть использован на уроках РКИ, а также для самостоятельного изучения.

Список литературы:

1. Баудер Г. А., Полунина Л.И. К вопросу о коммуникативном и культурологическом аспектах изучения русского языка как иностранного (по очерку М. Цветаевой "вольный проезд") // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 171. - EDN QGLLSM.

2. Зацепин А. В, Кайсарова С. Н. Поэтапная работа с текстом по специальности на занятиях по РКИ // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей участников XIX Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. 21-23

апреля 2021 года. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2021. С. 163-165.

3. Зацепин А. В., Козлова Л.С. Язык и музыка: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2022. 64 с

4. Тугарева В. В. Значение интонационных фразеологизмов в преподавании русского языка иностранным обучающимся // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3. - EDN UMVCHJ.

5. Тугарева В. В. Использование культурологических интертекстем в практике преподавания РКИ // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3. - EDN MZWFJN.

6. Zatsepin A. V., Kozlova L. S. Some Aspects of the Development of the Communicative Competence of Students-Musicians in the Course of Russian as a Foreign Language // Scientific Bulletin of Namangan State University. 2022. Vol. 4. No 7. P. 264-267.

UDC 811.161.1 У 91

TEACHING LEARNING READING AT RAFL CLASSES

Alexey V. Zatsepin

PhD in Philosophy, Associate professor

[email protected] Herzen University St. Petersburg, Russia

Abstract. The article is devoted to the specifics of the phased work with the text in the lessons of Russian as a foreign language, as well as the peculiarities of teaching foreign students the learning type of reading the text. This paper provides a fragment of the lesson with examples of effective tasks (pre-text, pre-text and post-text) aimed

at developing students' communicative skills. The presented methodological material can be used by teachers to work with foreign students-musicians of B1 level. Key words: Russian as a foreign language, methodology, text, material.

Статья поступила в редакцию 12.09.2022; одобрена после рецензирования 10.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 12.09.2022; approved after reviewing 10.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.