Научная статья на тему 'Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования "мягкой силы"'

Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования "мягкой силы" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНЫЕ ВУЗЫ / "МЯГКАЯ СИЛА" / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / FLAGSHIP UNIVERSITIES / SOFT POWER / INTERNATIONAL COOPERATION / FOREIGN STUDENTS / UNIVERSITY DIPLOMACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аржанова Ирина Вадимовна, Дыдзинская Дарья Владимировна, Мусина Елена Андреевна, Селезнев Павел Сергеевич

В статье рассматриваются механизмы, модели, лучшие практики когорты опорных вузов Российской Федерации по обучению иностранных студентов в интересах реализации стратегии «мягкой силы». Целью данного исследования является определение возможности и целесообразности использования международного сотрудничества опорных университетов как инструмента «мягкой силы» и выработка соответствующих рекомендаций в адрес вузов и органов управления образованием. Статистической основой для анализа послужили данные мониторинга эффективности российских вузов (опубликованные данные за 2017 г. и предварительные данные за 2018 г.). Фактологической основой стали программы развития опорных университетов, отчёты вузов по итогам реализации программ развития за 2017-2018 гг. Следует отметить, что подобный анализ проводится впервые и является первым шагом к рассмотрению международной деятельности опорных университетов через призму концепции «мягкой силы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аржанова Ирина Вадимовна, Дыдзинская Дарья Владимировна, Мусина Елена Андреевна, Селезнев Павел Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign Students' Study in the "Flagship Universities" of the Russian Federation within the Context of "Soft Power" Implementation

The article discusses the mechanisms, models, best practices of the organization foreign students' study in the cohort of "flagship universities" of the Russian Federation according to the policy of "soft power". The purpose of this article is to determine the possibility and feasibility of using international cooperation of flagship universities as a tool of "soft power" implementation. The universities extend their partnership activities with the long-term goals to promote a positive image of our country, to ensure their development as well as the development of RF regions of their localization. The article is aimed at the elaboration of recommendations addressed to universities and education authorities. The statistical basis for the analysis was the monitoring data on the effectiveness of Russian universities (published data for 2017 and preliminary data for 2018). Factual information is based on the results of the development programs of flagship universities for 2017-2018. It should be noted that such an analysis is carried out for the first time and it is the first step towards the consideration of the international activities of flagship universities within the concept of "soft power".

Текст научной работы на тему «Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования "мягкой силы"»

^ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ^

Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы»

Аржанова Ирина Вадимовна - д-р истор. наук, исполнительный директор. E-mail: [email protected]

Дыдзинская Дарья Владимировна - канд. полит. наук, замдиректора департамента развития

профессионального образования и науки. E-mail: [email protected]

Мусина Елена Андреевна - эксперт. E-mail: [email protected]

НФПК - Национальный фонд подготовки кадров, Москва, Россия

Адрес: 123022, г. Москва, Улица 1905 года, 7 стр. 1

Селезнев Павел Сергеевич - д-р полит. наук, зам. первого проректора. E-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия Адрес: 125993, г. Москва, Ленинградский просп., 49

Аннотация. В статье рассматриваются механизмы, модели, лучшие практики когорты опорных вузов Российской Федерации по обучению иностранных студентов в интересах реализации стратегии «мягкой силы». Целью данного исследования является определение возможности и целесообразности использования международного сотрудничества опорных университетов как инструмента «мягкой силы» и выработка соответствующих рекомендаций в адрес вузов и органов управления образованием. Статистической основой для анализа послужили данные мониторинга эффективности российских вузов (опубликованные данные за 2017 г. и предварительные данные за 2018 г.). Фактологической основой стали программы развития опорных университетов, отчёты вузов по итогам реализации программ развития за 2017-2018 гг. Следует отметить, что подобный анализ проводится впервые и является первым шагом к рассмотрению международной деятельности опорных университетов через призму концепции «мягкой силы».

Ключевые слова.: опорные вузы, «мягкая сила», международное сотрудничество, иностранные студенты, университетская дипломатия

Для цитирования: АржановаИ.В, Дыдзинская Д.В, МусинаЕ.А, Селезнев П.С. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы» // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 9-20. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20

Подобно многим странам, Россия проводит политику воздействия на мировое сообщество с помощью информационного и гуманитарного ресурса. Впервые эта стратегия нашла отражение в Концепции внешней политики России 2008 г., где была сформулирована задача «добиваться объективного восприятия России в мире, развивая собственные эффективные средства информационного влияния на общественное мнение за рубежом, обеспечивать усиление позиций

российских средств массовой информации в мировом информационном пространстве». Соответственно, значительно увеличилось финансирование различных проектов и мероприятий в социальной и гуманитарной сферах. Были созданы фонды «Русский мир», Фонд публичной дипломатии им. А.М. Горчакова и другие с целью поддержания и распространения русского языка, развития публичной дипломатии и т.п. В 2008 г. на основе Указа Президента России создано

Россотрудничество, деятельность которого направлена на расширение и укрепление гуманитарных связей с зарубежными странами, а также общение с соотечественниками, оказавшимися за пределами России1. Также был создан телевизионный канал Russia Today, предпринят ещё целый ряд практических шагов. В результате исследовательских наработок, а также благодаря успешной мировой практике применения концепт «мягкая сила» вошёл в текст Концепции внешней политики Российской Федерации, принятой в 2013 г., а затем и в Концепцию внешней политики 2016 г.

Параллельно с утверждением в теории и практике внешней политики России концепции «мягкой силы» продолжилось осмысление новой функции высшего образования в контексте международного сотрудничества и интернационализации образования. Высшее образование органично включено в систему инструментов «мягкой силы», таких как культура, спорт и иные [1]. Эффективность их использования зависит от синергии усилий этих сфер и измеряется степенью достижения целевых установок - заявленных приоритетов внешней политики2. В утверждённой в 2016 г. Концепции внешней политики Российской Федерации, в отличие от предыдущей версии, в качестве задачи внешней политики отдельно прописано «усиление роли России в мировом гуманитарном пространстве, распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация достижений национальной культуры, национального исторического наследия и культурной самобытности народов России, российского образования и науки, консолидация российской диаспоры». В концепции

1 Указ Президента РФ от 6 сентября 2008 г. N 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества». URL: http://base.garant. ru/12162267/#ixzz5RCi3ETCf

2 Концепция внешней политики Российской Фе-

дерации (утверждена Президентом Российской

Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.).

отражены новые геополитические приоритеты России с явным акцентом на усиление сотрудничества с азиатскими государствами и строительство более сдержанных отношений с США и европейскими государствами3.

Высшее образование как инструмент «мягкой силы»

Система образования как неотъемлемый элемент «мягкой силы» не может не реагировать на изменения во внешнеполитическом курсе России, что проявляется в расширении связей вузов с партнёрами в реализации точечных проектов в тех странах, где требуется сформировать позитивный образ нашей страны и происходящих в ней событий [2]. Однако по своей сути использование высшего образования в интересах «мягкой силы» ориентировано на достижение долгосрочных целей.

Международное образование за последние два десятилетия резко изменилось. Это касается не только студентов и учёных, которые передвигаются через границы, но и программ, провайдеров, проектов и политики в целом. Институциональная вариативность высшего образования представлена совместными научно-исследовательскими проектами, транснациональными компаниями и университетами, мультинациональными сетями в области образовательной политики, глобальными программами обмена, региональными и международными центрами образования [3]. В условиях глобализации высшее образование становится каналом для международного потока людей, знаний, опыта, ценностей, инноваций, экономики, технологий и культуры.

Уже с момента осуществления рекрутин-га иностранных студентов система высшего образования начинает функционировать как инструмент «мягкой силы», поскольку вузы предоставляют абитуриентам информацию

3 Веселов А. Что нового в концепции внешней политики России. URL: https://tass.ru/politi-ka/3835736

как о системе образования, так и о жизни в России. Этот первый контакт с абитуриентом способен сформировать у него как положительные, так и отрицательные установки. Потенциал использования «мягкой силы» сильно возрастает, когда иностранный гражданин становится обучающимся в российском вузе. На этом этапе важны несколько параллельных процессов, которые влияют на формирование ценностей и взглядов: обучение, адаптация к жизни в вузе и регионе, участие во внеучебной деятельности, решение административных вопросов. Наконец, наибольший эффект «мягкая сила» оказывает в поствузовский период, когда сформированные взгляды, установки, ценности, контакты иностранного выпускника проявляются в его профессиональной деятельности.

В настоящее время экспорт российского образования возведён в ранг государственной задачи. Это выражается во включении проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»4 в число приоритетных. Срок реализации проекта - с мая 2017 г. по ноябрь 2025 г. Главными результатами проекта должно стать создание нормативно-правовой основы для системного экспорта российских образовательных услуг (в том числе упрощение миграционного, трудового законодательства для студентов и преподавателей из числа иностранных граждан); формирование институциональной инфраструктуры для реализации экспорта образовательных услуг; обеспечение сертификации и аккредитации профессионального образования и русского языка как иностранного, в том числе и на международном уровне; наращивание в российских вузах, нацеленных на экспорт образовательных услуг, компетенций профессиональных кадров, разработка системы мероприятий по повышению их квалификации; создание

4 Паспорт проекта утверждён Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 мая 2017 г. № 6.

системы маркетинга российского образования и проведение комплексных мероприятий по продвижению российских интеллектуальных «брендов» и проектов; оказание информационно-консультационной под-держкки российским вузам по экспорту образовательных услуг. Таким образом, проект охватывает все аспекты, необходимые для успешного экспорта образовательных услуг: нормативные, институциональные, кадровые, информационные.

Основным государственным механизмом привлечения иностранных граждан, отработанным за долгие годы, является выделение квоты для обучения в российских вузах на бесплатной основе. Размер квоты на приём иностранных граждан составляет 15 тыс. человек ежегодно5, причём распределение абитуриентов по вузам и специальностям имеет свои правила и регламенты.

Государственная политика в сфере высшего образования в последние 10 лет была фактически направлена на выявление и поддержку вузов - лидеров российской высшей школы. В группу «ведущих университетов» сегодня входят прежде всего национальные университеты (МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ), а также участники Проекта 5-100, имеющие существенную целевую поддержку для повышения конкурентоспособности, причём в международном масштабе6. Именно к этим вузам предъявляются повышенные требования в части индикаторов международной конкурентоспособности, они же имеют некоторые преимущественные права по отбору иностранных абитуриентов.

5 Постановление Правительства РФ от 8 октября 2013 г. N 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». URL: http:// base.garant.ru/70468236/#ixzz5RCjDS93u

6 Постановление Правительства РФ от 16.03.2013 № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» (ред. от 05.10.2018).

Как известно, показатели мониторинга эффективности российских вузов в целом по всей системе высшего образования в обязательном порядке включают позиции, связанные с уровнем их интернационализации: доля иностранных студентов, международная аккредитация образовательных программ, приглашение иностранных преподавателей и исследователей, публикации в международных журналах и т.д. Поэтому даже региональные вузы, не входящие в группу «ведущих», не только работают в этих направлениях, но иногда (например, по медицинским направлениям) показывают уровень индикаторов, не уступающий ведущим.

При этом, несмотря на невысокий уровень международной узнаваемости и отсутствие ресурсов для продвижения в этом направлении, эти вузы показывают высокую включённость в решение конкретных региональных задач, важных для обеспечения нормального функционирования территорий и повышения качества жизни их населения. В ряде случаев речь идёт о приграничных территориях, где тема международного сотрудничества включена в задачи социально-экономического развития. Поэтому решение Министерства образования и науки Российской Федерации о реализации проекта «Развитие сети опорных университетов», принятое в 2015 г., стало своевременным и очень востребованным. В целом на реализацию мероприятий программ развития опорных университетов в 2016-2018 гг. Минобрнауки России выделило свыше 4,29 млрд. руб.

Таким образом, если анализировать образовательную политику с начала 2000-х гг., то можно утверждать, что в настоящий момент созданы самые благоприятные условия для экспорта российского образования. И если в первое десятилетие 2000-х исследователи говорили лишь о возможностях российского высшего образования быть инструментом «мягкой силы», поскольку не существовало «чёткой программы или структуры обеспечения выхода на рынок международных образовательных услуг» [4], то на сегодняшний

момент стратегии уже разработаны, и речь идёт о полноценном использовании образовательной сферы для реализации внешнеполитического курса России. Это подтверждается и данными международных исследований [5].

Международная деятельность опорных вузов: статистика и практики

Целевая модель опорного вуза7 предполагает становление университета как центра притяжения и развития талантов в регионе, гаранта качественной подготовки по широкому спектру направлений, как регионального научно-инновационного центра и драйвера позитивных изменений городской и региональной среды [6; 7].

Использование опорного университета в качестве базовой площадки для реализации различных форм межкультурного и межнационального взаимодействия, для предоставления образовательных услуг как иностранным гражданам, так и соотечественникам, проживающим в сопредельных странах, может рассматриваться как один из ресурсов стратегии «мягкой силы» в продвижении интересов России в приграничных регионах. Хотя показатель «международная конкурентоспособность» для опорных университетов не является ключевым, для многих из них тема международного сотрудничества является одной из центральных, способствующих развитию образовательной и исследовательской деятельности вуза, повышению его репутационной значимости, а также привлечению дополнительных внебюджетных средств. Поскольку опорный

7 Положение Министерства образования и нау-

ки Российской Федерации от 16 октября 2015 года О порядке конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счёт средств федерального бюджета. URL: https://минобрнауки.рф/ новости/б469/файл/5402^Ш- Положение%20 о%20конкурсном%20отборе.pdf

университет вообще выступает важным актором инновационного, технологического и социального развития региона [8], для университетов, находящихся в приграничной зоне, это направление деятельности оказывается если не определяющим, то одним из главных [9]. Приграничное сотрудничество является эффективным механизмом активизации международных экономических связей, а разумное использование преимуществ приграничного положения даёт мощный импульс социально-экономическому развитию даже самых «сложных» территорий.

Следует отметить, что в проекте Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (проект от 2018 г.)8, помимо крупных городов и агломераций, выделена группа геостратегических территорий, для которых также определены федеральные приоритеты:

- сохранение и развитие человеческого капитала, в том числе за счёт стимулирования миграционного притока;

- развитие отраслей специализации с учётом международных рынков;

- стимулирование экономического роста, в том числе за счёт создания новых и поддержки существующих территорий с особыми режимами предпринимательской деятельности;

- стимулирование сотрудничества с сопредельными странами, направленного на уменьшение неравноценного взаимодействия;

- стимулирование развития малого и среднего бизнеса, участвующего в приграничном сотрудничестве.

Ряд опорных университетов расположены в регионах, относящихся к геостратегическим приграничным территориям, а потому тема «мягкой силы» для этих вузов имеет не только институциональное и региональ-

8 Проект Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://economy.gov.ru/minec/re-sources/4e13f48c-257a-4878-858f-c2159aa5320b/ spr.pdf

ное, но и федеральное значение [10]. К таким вузам можно отнести, например, Алтайский, Мурманский, Петрозаводский и Псковский университеты.

Говоря о международном сотрудничестве в высшем образовании, целесообразно выделить три крупных блока деятельности современного университета, которые можно анализировать в терминах концепции «мягкой силы»:

• образовательная деятельность (обучение иностранных граждан по основным образовательным программам, программам ДПО, стажировки, дистанционное обучение, совместные образовательные программы);

• научные исследования и разработки во взаимодействии с иностранными учёными и организациями (проведение совместных исследований, открытие лабораторий, инкубаторов, подготовка совместных научных статей);

• «третья роль» университетов - выполнение социально-ориентированных функций для развития местных сообществ, реализации задач регионального развития [11].

Всего в опорных университетах в 2018 г. по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры обучалось 23378 иностранных студентов, что составляет около 10% от общей численности иностранных студентов, обучавшихся во всех российских вузах по этим программам (без учёта филиалов)9. Лидерами по количеству обучающихся иностранных студентов были Омский государственный технический университет и Новосибирский государственный технический университет. Однако по относительному показателю «Доля иностранных студентов в общей численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры», на первую строчку вышел

9 По данным Информационно-аналитических материалов по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования в 2018 г. URL: http://indicators.miccedu.ru/ monitoring/?m=vpo

Сибирский государственный медицинский университет (21,69%).

Взаимодействие со странами СНГ является одним из ключевых направлений внешней политики России. Привлекательность отечественного высшего образования для граждан этих стран обусловлена географической близостью, общей историей и культурой. Статистика опорных университетов демонстрирует высокую долю иностранных студентов из стран СНГ в вузах Сибирского федерального округа; этот тренд находит подтверждение и в вузах-участниках проекта 5-100. Наибольшая доля иностранных студентов из стран СНГ от общего количества обучающихся отмечена в ОмскГТУ (22,04%), СибГМУ (20,72%), НГТУ (16,63%).

По статистическим данным 2018 г., в пятёрку лидеров по удельному весу численности иностранных студентов (кроме стран СНГ), обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов входили вузы ЦФО (БГТУ - 6,5%, ОГУ - 4,85%), ЮФО (ВолГУ -4,53%,), СЗФО (НовГУ - 5,69%) и ПФО (МарГУ - 4,59%). Уже после первого года реализации программ развития в статусе опорных университетов в 23 вузах из 33 доля иностранных студентов не из стран СНГ возросла, а в шести университетах значение этого показателя за 2017 г. оказалось выше среднего по всем российским вузам (2,9%). При этом в 14 вузах эта доля оставалась менее 1%.

Эффективным инструментом повышения академической мобильности, в том числе входящей, являются совместные образовательные программы. В анализируемый период 15 опорных вузов реализовывали 58 совместных образовательных программ, ведущих к получению двух дипломов. Пятёрку лидеров составили ПетрГУ (15), АлтГУ, НГУ, ВГТУ, а пятое место разделили между собой НовГУ, ТИУ, УГУ и УГНТУ. Общее число обучающихся по данным программам по очной форме обучения составило 373 студента.

Международная научная деятельность университетов - второй крупный блок,

который заслуживает внимания как инструмент «мягкой силы». В систему мониторинга эффективности вузов входят такие показатели, как число иностранных научно-педагогических работников (НПР); объём средств, полученных от выполнения НИОКР; число статей, подготовленных совместно с зарубежными организациями.

Общая численность иностранных аспирантов (адъюнктов), интернов, ординаторов, ассистентов-стажёров в опорных университетах составляет 487 человек. Индикатор удельного веса численности иностранных граждан из числа НПР в общей численности НПР для пяти опорных университетов составил от 3 до 1% (БГТУ, АлтГУ, СибГМУ, НГТУ, ПсковГУ). В остальных вузах значение показателя меньше 1%, а в девяти данный показатель равен нулю.

В целом у опорных университетов показатель публикационной активности в международных журналах невысок. На конец 2016 г. он составил 2805 публикаций в изданиях, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science, и 4156 единиц, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus. В сравнении с вузами-участниками проекта 5-100, число публикаций, индексируемых в Web of Science и Scopus, в расчёте на 100 НПР у опорных университетов в разы ниже - 11,8 (86,5) и 17,4 (112,3) соответственно.

Наконец, третьим блоком при анализе международной деятельности вузов в контексте «мягкой силы», помимо рассмотренных выше образовательной и научной деятельности, является выполнение вузами «третьейроли» [12].

В когорте опорных университетов наиболее масштабной по объёму работой, связанной с выполнением «третьей роли», является работа с мигрантами. В этот блок включается работа по культурной адаптации студентов-иностранцев, начиная от Дней национальностей и закачивая специальной системой сервисов. Университеты осуществляют

содействие интеграции мигрантов, прежде всего трудовых, в региональное сообщество своих территорий. Для этого используется потенциал русского языка как инструмента межнационального общения в межэтнической среде региона, а также осуществляется информационная и образовательная поддержка иностранных граждан, проживающих в том или ином регионе (преподавание русского языка как иностранного и комплексный экзамен для мигрантов).

Так, Сибирский государственный медицинский университет выполняет уникальный стратегический проект, позволивший инициировать создание Сибирского центра экспорта медицинских услуг, который направлен на развитие в регионе индустрии медицинского туризма, привлечение потоков иногородних и иностранных пациентов в Томскую область. В 2017 г. был осуществлён комплекс работ по взаимодействию со страховыми медицинскими компаниями, туристическими компаниями региона, развитию англоязычной среды в клиниках университета. В 2018 г. начались работы по оказанию услуг экстракорпорального оплодотворения гражданам Китая. Обязательным условием для развития в Томской области индустрии медицинского туризма является формирование англоязычной среды в университете и клиниках. СибГМУ решает эту задачу, используя самые разные формы вовлечения студентов, преподавателей, врачей. В рамках проекта «Развитие экспортного потенциала образования Томской области» на базе клиник СибГМУ создан центр медицинского обслуживания иностранных студентов в период их обучения на территории с возможностью предоставления полного цикла диагностики, лечения и медицинского сопровождения иностранных граждан на английском языке. Такой подход к комплексному обслуживанию всех иностранных студентов в одном учреждении положительно воспринят университетами и поддержан органами исполнительной власти Томской области. Всего за 2017 г. в клиниках СибГМУ получи-

ли лечение 1183 пациента: 1045 иногородних, 138 иностранных из 12 стран мира (США, Филиппины, Нигерия, Бангладеш, Индия, Египет, Италия, Китай и др.).

Исходя из миссии опорных вузов, особенностью реализации программ их развития является проработка формата стратегических проектов, за каждым из которых стоит конкретный региональный заказчик и/или заявленная позиция в официальных документах территориального развития. Такого рода проекты согласованы с позицией региональной власти и свидетельствуют о востребованности услуг университета по сопровождению международных интересов развития региона. «Институционализация» намерений и видов деятельности, оформленная в стратегический проект, показала эффективность и системность реализуемых решений. Примерами таких решений являются стратегические проекты Алтайского, Петрозаводского, Марийского и Калмыцкого государственных университетов.

Стратегией социально-экономического развития Алтайского края до 2025 г. предусмотрено использование трансграничного геополитического положения как ресурса развития в рамках целевого инновационного сценария развития территории. Стратегия предполагает укрепление международного сотрудничества со странами Центральной Азии, способствующее реализации транс-портно-транзитных возможностей края, конкурентных преимуществ в аграрном секторе экономики, сфере туризма и рекреации, региональной инновационной системе. В этой связи АлтГУ реализует мероприятия, ориентированные на многостороннее и многопрофильное сотрудничество в трансграничном Центрально-Азиатском регионе. К таким мероприятиям относятся: развитие на базе университета научно-образовательных центров и научно-исследовательских институтов, нацеленных на изучение различных аспектов трансграничного взаимодействия со странами Центральной Азии в кооперации с российскими и зарубежными университе-

тами-партнёрами. Совместно с Сибирским отделением РАН созданы Центр социально-экономических исследований и региональной политики, Институт взаимодействия с вузами стран Азии, Центры языка и культуры Республики Кыргызстан и Республики Таджикистан, Российско-Китайский центр образования, культуры и академической мобильности и др. Эффективным механизмом является комплекс молодёжных проектов: Азиатский студенческий форум, Конгресс народов Центральной Азии, Саммит молодёжных лидеров стран Центральной Азии по развитию общественной дипломатии и международного сотрудничества, программы повышения квалификации для молодёжных лидеров, Школа молодых исследователей «Алтай-Азия» и др. В части образовательной деятельности и реализации совместных программ, ориентированных на запросы международных партнёров, университет инициировал создание Ассоциации азиатских университетов (более 50 вузов из восьми стран). АлтГУ также выступает головным вузом в сетевом Университете Шанхайской организации сотрудничества (направления «регио-новедение», «экология», «экономика», «1Т-технологии», «педагогика»).

Республика Карелия, являясь частью Ев-роарктической территории, реализует меры, направленные на содействие сохранению безопасной и стабильной среды проживания в регионе. Это определило стратегические шаги Петрозаводского университета в проведении конкретных мероприятий по тематикам: «Безопасность в Евроарктическом регионе: глобальные вызовы», «Профилактика экстремизма и терроризма: теория и практика», «Противодействие экстремизму и терроризму в регионе (на примере Республики Карелия)», «Миграционная палитра и меры социокультурной адаптации и интеграции мигрантов», «Образовательная миграция в Евроарктическом регионе». ПетрГУ организовано волонтёрское движение по противодействию проникновению идеологии экстремизма и терроризма в студенческую среду

с участием заинтересованных партнёров. В этом контексте используются образовательные инструменты, например разработка и реализация 25 совместных программ с европейскими университетами.

Марийский государственный университет включил в свою программу развития стратегический проект «Университет как центр развития и экспорта образования в области медицины и фармации». Данный проект направлен на подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных практико-ориентированных медицинских и фармацевтических кадров для Республики Марий Эл и на экспорт образовательных услуг. Результатом его реализации стало резкое увеличение количества иностранных студентов - с 1,05% в 2016 г. до 4,59% в 2017 г., прежде всего - по специальности 31.05.01 Лечебное дело на английском языке (522 человека).

Калмыцкий государственный университет реализует стратегический проект «Калмыкия как трансграничный регион в восточном векторе России». Исторически сложившаяся миссия и уникальное географическое положение Калмыкии позволяют университету служить научно-образовательным мостом, соединяющим европейские и азиатские достижения и перспективы. Проект направлен на активизацию участия Республики Калмыкия в восточно-ориентированной политике российского государства, укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия, обеспечение этнокультурной безопасности в регионе, повышение роли русского языка как фактора межнационального, международного взаимодействия в современном мире. В рамках реализации стратегического проекта в 2017 г. при участии КалмГУ было открыто три новых Центра русского языка и культуры в зарубежных вузах-партнёрах -в Монголии, Палестине и Китае. На базе КалмГУ создан экспертно-аналитический центр «Комплексная безопасность региона», осуществляющий гуманитарное сопровождение внешнеэкономической деятель-

ности, целью которой является укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия, обеспечение этнокультурной безопасности в регионе, активизация участия Республики Калмыкия в восточно-ориентированной политике государства. В 2017 г. центр стал организатором целого ряда культурных, образовательных и просветительских мероприятий.

Помимо указанных выше университетов, в программах развития которых международный аспект деятельности выведен на уровень стратегических проектов, деятельность иных опорных университетов как инструментов «мягкой силы» осуществляется в различных форматах, дополняющих текущее функционирование вуза или его инициативы в других направлениях. Так, в ВГТУ студенты разработали и реализуют проект «Общение без границ», который направлен на адаптацию иностранных студентов, прибывающих в Воронежскую область. В ВятГУ запущен проект «Создание Международного образовательного консорциума по продвижению иностранных языков и культуры на основе реверсивного обучения». Работа проектной команды Центра языкового тестирования ПсковГУ позволила университету стать одним из 13 вузов России, которые имеют право проводить экзамен по русскому языку как иностранному, а также комплексный экзамен для мигрантов.

Выводы и рекомендации

В когорте опорных университетов сложно однозначно выявить лидеров с точки зрения совокупности показателей международной деятельности, можно говорить лишь о лидерах по отдельным показателям и направлениям деятельности. Неравномерность результатов вузов по различным аспектам интернационализации обусловлена реальными возможностями и интересами вузов. Вместе с тем это говорит о целесообразности выстраивания системных подходов комплексного, а не точечного развития международной деятельности (особенно в вузах, где это

обусловлено географическим положением, отраслевым лидерством и поставленными задачами развития вуза, а также подтверждено соответствующим потенциалом).

Для университетов, расположенных в приграничных регионах или в регионах с заявленными интересами в части международной кооперации и повышения международной конкурентоспособности, международная тематика является важнейшим вектором взаимодействия с региональными партнёрами - властью, бизнесом, обществом. Данный вывод подтверждается тем, что наиболее высокие темпы роста показателей международной деятельности за 2017 г. продемонстрировали вузы, в программы развития которых включены стратегические проекты, связанные с международной деятельностью и направленные на решение не только внутренних проблем, но и задач развития региона.

Помимо этого, университеты, находящиеся в подчинении федеральным органам исполнительной власти, имеют возможность участвовать в реализации федеральных программ и привлекать соответствующие ресурсы в регион, в том числе в контексте развития своих международных связей. Кроме того, межвузовские контакты и связи по территории России дают дополнительный эффект в решении сложных задач территориального развития.

В силу географической распределённо-сти опорных университетов приоритетными регионами для международного сотрудничества являются страны СНГ, страны Азии и Ближнего Востока. Соответственно, в когорте опорных университетов потенциал высшего образования как «мягкой силы» наиболее высок именно для стран, входящих в эти регионы.

Работа с иностранными обучающимися остаётся наиболее типичным и масштабным механизмом развития международного сотрудничества в опорных университетах. Однако при использовании концепции «мягкой силы» не меньшее, а может, и большее значе-

ние приобретает качество - отбор наиболее талантливых иностранных абитуриентов, предоставление им элитных образовательных услуг, поддержка талантов. Такой подход является залогом того, что выпускники в рамках своей профессиональной деятельности займут управленческие позиции в различных отраслях экономики своих стран и будут участвовать в принятии решений в пользу интересов России (например, использование российских технологий, создание совместных предприятий и т.д.). В этой связи подчеркнём важность поддержания эффективной коммуникации и взаимодействия с иностранными выпускниками.

На наш взгляд, целесообразно продолжить исследования по использованию образования в качестве инструмента «мягкой силы» как в группе опорных, так и в более широком масштабе - региональных университетов. Разработка теоретических подходов и системный анализ практик позволят выйти на передний край в этой сфере социально-гуманитарных исследований.

Распространение опыта опорных университетов по организации взаимодействия с региональными партнёрами, в том числе в решении вопросов международной узнаваемости и конкурентоспособности, может быть эффективно реализовано через обмен практиками, программы дополнительного образования или организацию стажировок. Кроме того, актуальными и востребованными остаются вопросы методического обеспечения, инвентаризации и систематизации нормативно-правовых актов на федеральном и региональном уровнях, используемых при реализации международного сотрудничества. Требуется анализ достаточности нормативно-правовой базы и оценка эффективности механизмов и процессов реализации правовых норм в области академической мобильности в целях использования «мягкой силы».

С этой точки зрения эффективными могут быть шаги, направленные на синергию различных федеральных и региональных программ с

участием университетов, в том числе по направлениям, связанным с развитием международного сотрудничества в геополитических интересах России и отдельных регионов.

Литература

1. Агеева А.В. Роль инструментов «мягкой силы» во внешней политике России // Власть. 2018. №4. С. 59-63. DOI: https://doi. org/10.31171/vlast.v26i4.5764

2. Аржанова И.В. Российская высшая школа в контексте международного образовательного сотрудничества. М.: Логос, 2012. 362 с.

3. Григорян А.В., Табрмелян А.А. Высшее образование в контексте «мягкой силы» в системе международных отношений // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2016. Т. 11. № 2. С. 14-24.

4. Лебедева М.М, Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО-Университета. 2009. № (6)9. С. 1-6.

5. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 4 (25). С. 85-93.

6. О проекте «Опорные университеты России». URL: http://flagshipuniversity.ntf.ru/project

7. Российская газета. Специальный тематический выпуск «Опорные университеты России». 2017. 13 декабря, № 282 (7448). URL: http://flagshipuniversity.ntf.ru/sites/default/ flles/35368-1513061519.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Буянкина Р.Т, Зуков Р.А, Князев Н.А. Философские основания регионального развития опорных университетов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 5 (33). С. 116-129. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/ 2226-3365.1605.08

9. Клячко Т.А, Семионова Е.А. Вклад образования в социально-экономическое развитие регионов России // Экономика региона. 2018. Т. 14. Вып. 3. С. 791-805. DOI: 10.17059/2018-3-8

10. Барышникова М.Ю, Вашурина Е.В., Ша-рыкина Э.А, Сергеев Ю.Н, Чиннова И.И. Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 8-43. URL: https:// vo.hse.ru/data/2019/04/09/1176078616/01%20 Baryshnikova.pdf

11. Беляков С.А, Клячко Т.Л. Методология оценки вклада образования в социально-экономическое развитие Российской Федерации и её субъектов. М.: Дело, РАНХиГС, 2015. 60 с.

12. Медушевский Н.А, Перфильева О.В. Интерпретация третьей роли университетов на современном этапе // Вестник РГГУ. Серия

«Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». 2016. № 3. С. 19-31.

Статья поступила в редакцию 17.06.19 После доработки 04.07.19 Принята к публикации 15.07.19

Foreign Students' Study in the "Flagship Universities" of the Russian Federation within the Context of"Soft Power" Implementation

Irina V. Arzhanova - Dr. Sci. (History), Executive Director, e-mail: [email protected]

Daria V. Dydzinskaya - Cand. Sci. (Political), Deputy Director, e-mail: [email protected]

Elena A. Musina - Expert, e-mail: [email protected]

National Training Foundation, Moscow, Russia

Address: 7, bldg. 1, 1905 goda str., Moscow, Russian Federation

Pavel S. Seleznev - Dr. Sci. (Political), Deputy First Vice-Rector, e-mail: [email protected] Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia Address: 49, Leningradsky prosp., Moscow, Russian Federation

Abstract. The article discusses the mechanisms, models, best practices of the organization foreign students' study in the cohort of "flagship universities" of the Russian Federation according to the policy of "soft power". The purpose of this article is to determine the possibility and feasibility of using international cooperation of flagship universities as a tool of "soft power" implementation. The universities extend their partnership activities with the long-term goals to promote a positive image of our country, to ensure their development as well as the development of RF regions of their localization. The article is aimed at the elaboration of recommendations addressed to universities and education authorities. The statistical basis for the analysis was the monitoring data on the effectiveness of Russian universities (published data for 2017 and preliminary data for 2018). Factual information is based on the results of the development programs of flagship universities for 2017-2018. It should be noted that such an analysis is carried out for the first time and it is the first step towards the consideration of the international activities of flagship universities within the concept of "soft power".

Keywords: flagship universities, soft power, international cooperation, foreign students, university diplomacy

Cite as: Arzhanova, I.V., Dydzinskaya, D.V., Musina, E.A., Seleznev, P.S. (2019). Foreign Students' Study in the "Flagship Universities" of the Russian Federation within the Context of "Soft Power" Implementation. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 8-9, pp. 9-20. (In Russ., abstract in Eng.)

DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20

References

1. Ageeva, A.V. (2018). [The Role of the Tools of "Soft Power" in the Foreign Policy of Russia]. Vlast' [Power]. No. 4. pp. 59-63. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v26i4.5764 (In Russ., abstract in Eng.)

2. Arzhanova, I.V. (2012). Rossiyskaya vysshaya shkola v kontekste mezhdunarodnogo obrazovatel'nogo sotrudnichestva [Russian Higher School in the Context of International Educational Cooperation]. Moscow: Logos Publ., 362 p. (In Russ.)

3. Grigoryan, A.V., Gabrielyan, A.A. (2016). Higher Education in the Context of "Soft Power" in the System of International Relations. Uchenye Zapiski Zabaikalskogo Gosudarstvennogo Universitety. Seriya: Pedagogicheskie nauki = Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series: Pedagogical Sciences. Vol. 11, no. 2, pp. 14-24. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Lebedeva, M.M., Fort, J. (2009). Higher Education as "Soft Power" Potential of Russia. Vestnik MGIMO-Universiteta = MGIMO Review of International Relations. No. (6) 9, pp. 1-6. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Torkunov, A.V. (2012). [Education as a Tool of "Soft Power" in Russian Foreign Policy]. Vestnik MGIMO-Universiteta = MGIMO Review of International Relations. No. 4 (25), pp. 85-93. (In Russ.)

6. O proekte "Opornye universitety Rossii (2016) [About the Project "Flagship Universities of Russia"]. Available at: http://flagshipuniversity.ntf.ru/project (In Russ.)

7. Rossijskaya gazeta. Special'nyj tematicheskij vypusk «Opornye universitety Rossii» (2017) [Russian Newspaper. Special Thematic Issue "Flagship Universities of Russia"]. December 13, no. 282 (7448). Available at: http://flagshipuniversity.ntf.ru/sites/default/files/35368-1513061519. pdf (In Russ.)

8. Buyankina, R.G., Zukov, R.A., Knyazev, N.A. (2016). Philosophical Foundations of Regional Development of Flagship Universities. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogichesk-ogo universiteta = Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. No. 5 (33), pp. 116-129. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1605.08 (In Russ., abstract in Eng.)

9. Klyachko, T.A., Semionova, E.A. (2018). Contribution of Education to the Socio-Economic Development of the Subjects of the Russian Federation. Ekonomika regiona = Economy of Region. Vol. 14, no. 3, pp. 791-805. DOI: 10.17059 / 2018-3-8. (In Russ.)

10. Baryshnikova, M.Yu., Vashurina, E.V., Sharykina, E.A., Sergeev, Yu.N., Chinnova, I.I. (2019). The Role of Flagship Universities in a Region Transformation Models. Voprosy obra-zovaniya = Educational Studies Moscow. No. 1, pp. 8-43. Available at: https://vo.hse.ru/ data/2019/04/09/1176078616/01%20Baryshnikova.pdf (In Russ.)

11. Belyakov, S.A., Klyachko, T.L. (2015). Metodologiya otsenki vklada obrazovaniya v sotsial'no-ekonomicheskoye razvitiye Rossiyskoy Federatsii i eyo sub'yektov [Methodology for Assessing the Contribution of Education to the Socio-Economic Development of the Russian Federation and Its Subjects]. Moscow: Delo, RANEPA Publ., 60 p. (In Russ.)

12. Medushevsky, N.A., Perfilieva, O.V. (2016). A Contemporary Interpretation of the Universities' Third Role at Present. Vestnik RGGU. Seriya «Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. Zarubezhnoe regionovedenie. Vostokovedenie» = RSUH/RGGU Bulletin. Series "Political Science. History. International Relations. Area Studies. Oriental Studies". No. 3, pp. 19-31. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 17.06.19 Received after reworking 04.07.19 Accepted for publication 15.07.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.