Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Алёна Романовна, Лакомов Артём Русланович, Устюжанина Мария Владимировна

В настоящее время процесс информатизации проникает практически во все сферы человеческой жизни, в том числе в образовательном процессе. В России принята государственная программа информатизации образования, в соответствии с которой в образовательный процесс должны внедряться различные технологии ИКТ, способные сделать образовательный процесс наиболее эффективным. То же самое относится и к обучению иностранным языкам. Появление средств ИКТ в обучении иностранным языкам, совершило определенную революцию, выведя качество обучения на новый уровень. Особенно важно применение средств ИКТ при обучении иностранному языку в ВУЗе, в условиях, когда иностранный язык изучается с определенным уклоном, что непосредственно относится к обучению иностранным языкам в технических ВУЗах. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы обучения иностранному языку в техническом ВУЗе в контексте информатизации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT A TECHNICAL UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF INFORMATIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

These days one can observe ubiquitous seepage of information technologies into practically all spheres of human life, education being no exception. The current state program of education development proposed by the Russian government presupposes implementation of all kind of information and communication technologies in the teaching process in belief that these technologies can foster academic performance. In the content of foreign language teaching the integration of ICT in education has revolutionised the way foreign languages used to be taught and learnt, enhancing the whole academic process and bringing the quality of education to the new level - yet never seen before. It is of practical importance to use ICT tools for training students of those universities, where the emphasis is laid on industry-specific English, e.g science, engineering and technology. In view of the above, the authors of the present article make an attempt to scientific analysis and critical comprehension on the problem of teaching a foreign language in a technological university in the context of informatisation of the educational process.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Столыпинский вестник №6/2023

Столыпинский ^^^^^^^^ вестник

Научная статья Original article УДК 378

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT A TECHNICAL UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF INFORMATIZATION OF THE EDUCATIONAL

PROCESS

Новикова Алёна Романовна, магистр филологических наук, ассистент кафедры иностранных языков Института радиоэлектроники и информатики РТУ МИРЭА (119454 Россия, г. Москва, проспект Вернадского, дом 78), тел. 8 499 600-80-80, https://orcid.org/0009-0006-2229-8794, [email protected] Лакомов Артём Русланович, магистр филологических наук, ассистент кафедры иностранных языков Института радиоэлектроники и информатики РТУ МИРЭА (119454 Россия, г. Москва, проспект Вернадского, дом 78), тел. 8 499 600-80-80, https://orcid.org/0009-0001-7407-0322, [email protected] Устюжанина Мария Владимировна, ассистент кафедры иностранных языков Института радиоэлектроники и информатики РТУ МИРЭА (119454 Россия, г. Москва, проспект Вернадского, дом 78), тел. 8 499 600-80-80, https://orcid.org/0009-0006-2229-8794, [email protected]

3611

Novikova Alena Romanovna, Master of Philology, Assistant of the Department of Foreign Languages of the Institute of Radio Electronics and Informatics of the RTU MIREA (119454 Russia, Moscow, Vernadsky Avenue, 78), tel. 8 499 600-80-80, https://orcid.org/0009-0006-2229-8794, [email protected] Lakomov Artyom Ruslanovich, Master of Philology, Assistant of the Department of Foreign Languages of the Institute of Radio Electronics and Informatics of the RTU MIREA (119454 Russia, Moscow, Vernadsky Avenue, 78), tel. 8 499 600-8080, https://orcid.org/0009-0001-7407-0322, [email protected] Ustyuzhanina Maria Vladimirovna, Assistant of the Department of Foreign Languages of the Institute of Radio Electronics and Informatics of the RTU MIREA (119454 Russia, Moscow, Vernadsky Avenue, 78), tel. 8 499 600-80-80, https://orcid.org/0009-0006-2229-8794, [email protected]

Аннотация: В настоящее время процесс информатизации проникает практически во все сферы человеческой жизни, в том числе в образовательном процессе. В России принята государственная программа информатизации образования, в соответствии с которой в образовательный процесс должны внедряться различные технологии ИКТ, способные сделать образовательный процесс наиболее эффективным. То же самое относится и к обучению иностранным языкам. Появление средств ИКТ в обучении иностранным языкам, совершило определенную революцию, выведя качество обучения на новый уровень. Особенно важно применение средств ИКТ при обучении иностранному языку в ВУЗе, в условиях, когда иностранный язык изучается с определенным уклоном, что непосредственно относится к обучению иностранным языкам в технических ВУЗах. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы обучения иностранному языку в техническом ВУЗе в контексте информатизации образовательного процесса.

3612

Abstract: These days one can observe ubiquitous seepage of information technologies into practically all spheres of human life, education being no exception. The current state program of education development proposed by the Russian government presupposes implementation of all kind of information and communication technologies in the teaching process in belief that these technologies can foster academic performance. In the content of foreign language teaching the integration of ICT in education has revolutionised the way foreign languages used to be taught and learnt, enhancing the whole academic process and bringing the quality of education to the new level - yet never seen before. It is of practical importance to use ICT tools for training students of those universities, where the emphasis is laid on industry-specific English, e.g science, engineering and technology. In view of the above, the authors of the present article make an attempt to scientific analysis and critical comprehension on the problem of teaching a foreign language in a technological university in the context of informatisation of the educational process.

Ключевые слова: развитие образования, информатизация образования, ИКТ в образовательном процессе, изучение иностранного языка, иностранные языки в техническом ВУЗе.

Keywords: development of education, informatization of education, ICT in the educational process, learning a foreign language, foreign languages in a technical university.

Рассмотрим используемые нами сайты и платформы для подготовки и организации учебного процесса, направленного на изучение иностранного языка в техническом ВУЗе. Они также дают возможность поддерживать и улучшать дистанционный учебный процесс онлайн, делая его не менее эффективным, чем обучение офлайн. В таблице 1 представлены используемые программы и Интернет-ресурсы для организации учебного процесса в техническом ВУЗе. [5, с. 106]

3613

Таблица 1. Программы и Интернет-ресурсы для организации учебного

процесса в техническом ВУЗе.

Цель использования Программы и Интернет-ресурсы

Для проведения онлайн-уроков ZOOM, Microsoft Teams

Для организации совместной работы со студентами технического ВУЗа интерактивные доски Miro и Padlet

Для подбора аутентичного материала видеохостинг YouTube, TEDed, блоги, информацию с официальных страниц различных организаций в сети Интернет.

Для создания интерактивных - упражнений на снятия лексических, фонетических и грамматических трудностей, - игр и викторин для проверки усвоенного материала. learningApps.org, quizlet.com, quizzes. com, freecollocation.com, wordwall.com, jeopardylabs.com, создание гиперссылок на онлайн-словарь dictionary.cambridge. org, adeptly.ai

Рассмотрим каждый из инструментов более подробно. ZOOM, и Microsoft Teams - инструменты, которые пришли в образование из сферы бизнеса и изначально использовались как платформы для видеоконференций и совместной работы. Они дают возможность непосредственного общения в режиме реального времени всем участникам образовательного процесса, а также возможность групповой и парной работы, обмена файлами, записи аудио и видео. [3, с. 35]

Microsoft Teams является также инструментом, который позволяет установить взаимодействие между преподавателем и аудиторией, и для налаживания самых разнообразных учебных процессов.

Miro - виртуальный аналог классической доски. С ее помощью можно не только наглядно показать что-либо студентам технического ВУЗа, но и

3614

организовать проектную и командную работу, визуализировать учебный процесс, устроить мозговой штурм и, наконец, провести увлекательное, интерактивное занятие. Miro позволяет вынести все задания и материалы, включая видео и аудио, на одну доску. [2, с. 48]

Quizlet - сервис для создания и применения флэшкарточек и обучающих игр. При помощи данного ресурса преподаватель может создавать интерактивные учебные материалы, которые помогут студентам технического ВУЗа в усвоении и запоминании учебного материала в игровой форме. Можно найти в базе или создать интерактивный материал - собственные карточки, добавляя к ним картинки и аудиофайлы. Мы использовали опцию Quizlet Live, которая позволяет разделить студентов технического ВУЗа на команды и соревноваться друг с другом в знаниях слов и понятий, что значительно повысило мотивацию студентов технического ВУЗа к заучиванию новой лексики и ее проверки.

LearningApp.com и wordwall.com два ресурса, помогающие создавать упражнения, оптимально подходящие, как для интерактивной доски, так и для индивидуальной работы на компьютерах, не требует специальных знаний и умений от преподавателя, позволяет создавать интерактивные упражнения с использованием изображений и тестов. [7, с. 125]

Отдельное место в ряду медиа занимают цифровые технологии. Использование смартфонов в образовательном процессе выводит современный урок на новый уровень.

Таким образом, в настоящее время аппаратные мультимедиа стали еще доступнее. Помимо ПК и ноутбуков, большинство студентов технического ВУЗа владеют смартфонами, которые полностью могут заменить компьютеры. Благодаря программам и приложениям в них, обучающиеся могут работать с текстом, звуком, видео, выполнять упражнения онлайн и искать информацию в Интернете. В образовательных учреждениях используются интерактивные доски, которые позволяют также работать со всеми каналами получения

3615

информации (зрительный, аудио, тактильный) у студентов технического ВУЗа, что обеспечивает более эффективное и быстрое усвоение материала.

При формировании иноязычной компетенции мультимедиа являются тем средством погружения в культуру различных англоязычных стран посредством видео-, аудио-контента. Все это делает обучение приближенным к реальной жизни, а изучаемый язык становится средством приобретения компетенции.

Использование мультимедиа и ресурсов Интернет при обучении ИЯ играет важную роль, поскольку они выводят преподавание на новый уровень и обладают рядом преимуществ: [1, с. 114]

1. Звук и визуальный контент объединены, что позволяет учитывать потребности и аудиалов, и визуалов. При использовании устройств с touchscreen задействуется и кинестетический канал получения информации, что значительно повышает качество запоминания материала.

2. Возможность создания интерактивных упражнений с самопроверкой, а также варьировать уровень сложности для студентов технического ВУЗа с разным уровнем подготовленности.

3. Тексты, выбранные из сети Интернет, позволяют создавать более современное содержание, а также быстрее его обновлять.

4. Использование уже готовых материалов из сети Интернет позволяет мгновенно реагировать на запросы студентов технического ВУЗа и отработать проблемные аспекты глубже.

5. В сложившихся реалиях современного мира (ограничения, связанные с пандемией, а также из-за экономической и политической ситуации, складывающейся в мире) использование аутентичных аудио-, видео- и текстовых материалов позволяет поддерживать связь с англоязычным контентом без путешествий. Многие музеи, галереи, заповедники и т.п. создали виртуальные экскурсии, которые сделали возможным доступ к

3616

всемирно известным достопримечательностям. Онлайн-кинотеатры открыли бесплатный доступ к фильмам. Такие просмотры фильмов и экскурсии на английском языке связывают изучение английского языка с реальностью, значительно повышают мотивацию студентов технического ВУЗа.

6. Позволяет вести более четкий контроль над выполнением тестов и обработку их результатов, а также не ограничивает количество самостоятельных попыток для улучшения результата и более прочного усвоения материала.

Несмотря на явные преимущества, которыми обладает Интернет с точки зрения образовательных перспектив, необходимо так же принимать во внимание и возможные его недостатки: [4, с. 259]

1. Техническая неподготовленность образовательных учреждений его использовать и зависимость от внешних факторов (например, если большая часть урока построена на контенте из Интернета и возникнут проблемы с сигналом и т.п., урок может быт сорван).

2. Информация, найденная в Интернете, может быть непроверенной и неточной, поэтому необходимо ее перепроверять в нескольких источниках.

3. Интенсивная работа с компьютером может быть утомительной для студентов технического ВУЗа, поэтому ее необходимо организовывать согласно гигиеническим требованиям к организации занятий с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

4. При подготовке исследовательских работ и рефератов обучающиеся бездумно копируют найденные в Интернете работы, тем самым полностью сводя на нет основную цель такого вида работ - анализ и систематизацию полученной информации.

3617

5. Возникает вопрос о роли преподавателя в процессе организации обучения при помощи мультимедийных средств. Поскольку удерживать внимание и контролировать студентов технического ВУЗа онлайн сложнее, преподаватель не может просто рассказывать материал, необходимо искать новые, более интерактивные формы работы с материалом; увеличивается доля самостоятельной (автономной) работы студентов технического ВУЗа. В таком случае роль преподавателя частично берет на себя качественный электронный контент, а сам преподаватель становится советником, наставником, контролирующей фигурой.

6. Излишнее применение игровых элементов может перенести акцент с обучения на развлечение, что негативно может сказаться на отношении студентов технического ВУЗа к материалу, восприятию его как «несерьезного» и, как следствие, снижению мотивации. Тем не менее, грамотно встроенные в процессе обучения преподавателем, игры могут внести момент разнообразия и сюрприза.

Описанные выше мультимедийные ресурсы и инструменты используются для развития и рецептивных, и продуктивных навыков у студентов технического ВУЗа на основе отобранного аутентичного материала направленности, создания интерактивных упражнений. Критерии отбора программ для создания упражнений и обучающих игр зависят от цели, с которой создается упражнение, и свести их к универсальным не представляется возможным. Например, задание на сопоставление слова и его значения (matching) на сайте learningapp.com позволяет проверить знание значений лексических единиц и поработать над их запоминанием. Распределение (categorization) существительных в зависимости от продуктивных суффиксов wordwall.com дает возможность вывести правило создания имен прилагательных-названий национальностей и закрепить его. [6, с. 74]

3618

Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что использование мультимедийных технологий и ИКТ в обучающем процессе может значительно влиять на совершенствование всех видов речевой деятельности, способствовать развитию знаниевого компонента компетенции, что уже на уровне студентов технического ВУЗа и дать возможность студентам технического ВУЗа подготовиться к общению на иностранном языке с представителями разных стран и быть готовыми использовать его в будущем.

При этом применение мультимедиа как инструмента, который применяется и преподавателем в своем педагогическом творчестве при создании материалов, отвечающих целям и задачам конкретной группы студентов технического ВУЗа, и для организованной самостоятельной работы студентов технического ВУЗа, в сочетании с традиционными методами позволяет сделать процесс формирования компетенции сбалансированным и отвечающим гигиеническим требованиям работы с компьютерными технологиями в техническом ВУЗе.

Список литературы

1. Возможности электронной информационной образовательной среды при обучении студентов иностранным языкам в техническом вузе / О. В. Топоркова, Е. В. Новоженина, Т. И. Чечет, А. Р. Баскакова // Педагогический журнал. - 2022. - Т. 12, № 5-1. - С. 110-119.

2. Володина, Е. В. Электронная образовательная среда MOODLE при обучении иностранному языку в техническом вузе / Е. В. Володина, И. В. Володина // Петрозаводск: «Новая Наука», 2019. - С. 43-52.

3. Волхонская, А. С. Методические рекомендации по обучению иностранному языку в условиях оптимизации образовательного процесса в техническом вузе / А. С. Волхонская, О. А. Артеменко // Высшее образование сегодня. - 2019. - № 7. - С. 31-39.

4. Воронцова, Е. В. К вопросу целесообразности использования мультимедиа в процессе обучения иностранному языку в техническом

3619

вузе / Е. В. Воронцова // Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. -С. 254-265.

5. Зайкова, И. В. Реализация межкультурного подхода к обучению иностранному языку магистрантов в цифровой образовательной среде технического вуза / И. В. Зайкова // Москва "Языки Народов Мира", 2021. - С. 100-109.

6. Лихачева, О. Н. Обучение иностранному языку в современных условиях в контексте технического вуза / О. Н. Лихачева, Д. Е. Беденко // Электронный сетевой политематический журнал "Научные труды КубГТУ". - 2020. - № 5. - С. 70-76.

7. Рябкова, Е. С. Использование дистанционных образовательных технологий при обучении иностранным языкам в техническом вузе / Е. С. Рябкова, И. Н. Табуева // Инфокоммуникационные технологии. -

2021. - Т. 19, № 1. - С. 122-128.

References

1. Toporkova O. V., Novozhenina E. V., Chechet T. I., Baskakova A. R. Possibilities of an electronic information educational environment in teaching students foreign languages at a technical university // Pedagogical journal. -

2022. - T. 12, No. 5-1. - P. 110-119.

2. Volodina, E. V. Electronic educational environment MOODLE when teaching a foreign language at a technical university / E. V. Volodina, I. V. Volodina // Petrozavodsk: "New Science", 2019. - P. 43-52.

3. Volkhonskaya, AS Methodological recommendations for teaching a foreign language in terms of optimizing the educational process in a technical university / AS Volkhonskaya, OA Artemenko // Higher education today. -2019. - No. 7. - P. 31-39.

4. Vorontsova, E. V. To the question of the appropriateness of using multimedia in the process of teaching a foreign language in a technical university / E. V. Vorontsova // St. Petersburg: POLYTECH-PRESS, 2020. - P. 254-265.

3620

5. Zaikova, I. V. Implementation of an intercultural approach to teaching a foreign language to undergraduates in the digital educational environment of a technical university / I. V. Zaikova // Moscow "Languages of the Peoples of the World", 2021. - P. 100-109.

6. Likhacheva, O. N. Teaching a foreign language in modern conditions in the context of a technical university / O. N. Likhacheva, D. E. Bedenko // Electronic network polythematic journal "Scientific works of KubGTU". -2020. - No. 5. - P. 70-76.

7. Ryabkova, E. S. The use of distance learning technologies in teaching foreign languages in a technical university / E. S. Ryabkova, I. N. Tabueva // Infocommunication technologies. - 2021. - T. 19, No. 1. - P. 122-128.

© Новикова А.Р., Лакомов А.Р., Устюжанина М.В., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №6/2023.

Для цитирования: Новикова А.Р., Лакомов А.Р., Устюжанина М.В. ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №6/2023.

3621

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.