Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Очно-заочная форма / смешанная модель / дистанционная модель / самостоятельная работа / система Moodle / образование / Blended learning / mixed mode / distance mode / self-study / Moodle platform / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бимакова Руфина Рашидовна, Глухова Елена Сергеевна

Очно-заочная форма обучения становится все более популярной, с одной стороны, в виду своей гибкости, потому что предоставляет обучающимся возможность одновременно получить образование и строить карьеру, и, с другой стороны, потому что опирается на использование информационных и телекоммуникационных технологий, которыми свободно владеют современные молодые люди. В статье проводится анализ опыта организации образовательного процесса смешанной и дистанционной моделей очно-заочной формы обучения в Байкальском государственном университете. Кроме того, авторами анализируется роль преподавателя в организации самостоятельной работы обучающихся; описываются уровни самостоятельной работы при изучении иностранного языка; приводится описание электронного курса Moodle «Иностранный язык в профессиональной сфере»; выявляются преимущества, недостатки и проблемы при работе со студентами очно-заочной формы обучения, предлагаются пути их решения. Опыт преподавания английского языка студентам смешанной и дистанционной моделей очно-заочной формы обучения показывает особую важность непосредственного взаимодействия обучающихся друг с другом и с преподавателем; предлагается рассмотреть возможность увеличения аудиторных часов, а также формирования небольших учебных групп при обучении иностранному языку в рамках данной формы обучения для повышения ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бимакова Руфина Рашидовна, Глухова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES IN BLENDED FORM OF EDUCATION: PROBLEMS, SOLUTIONS, PERSPECTIVES

Blended learning is becoming increasingly popular, on the one hand, because of its flexibility, as it gives students the opportunity to simultaneously receive education and build a career, and, on the other hand, because it relies on the use of information and telecommunications technologies that modern young people are proficient in. The article provides the analysis of the educational process organization experience in the mixed and distance forms of blended learning at Baikal State University; the role of a teacher in organizing students' self-study, levels of self-study when studying a foreign language, the description of the Moodle course ‘Foreign language in professional sphere’. It also reveals advantages, disadvantages and problems of working with students of blended learning and offers ways of solving these problems. The experience of teaching English to students based on mixed and distance models shows the importance of direct interaction of students with each other and with the teacher, the need to increase classroom contact hours, to form small groups to study a foreign language.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

Научная статья УДК 378.016:811 EDN POEREP

DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(3).1118-1127

P.P. Бимакова, E.C. Глухова0

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Автор, ответственный за переписку: Е.С. Глухова, dovgv@inbox.ru

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

АННОТАЦИЯ. Очно-заочная форма обучения становится все более популярной, с одной стороны, в виду своей гибкости, потому что предоставляет обучающимся возможность одновременно получить образование и строить карьеру, и, с другой стороны, потому что опирается на использование информационных и телекоммуникационных технологий, которыми свободно владеют современные молодые люди. В статье проводится анализ опыта организации образовательного процесса смешанной и дистанционной моделей очно-заочной формы обучения в Байкальском государственном университете. Кроме того, авторами анализируется роль преподавателя в организации самостоятельной работы обучающихся; описываются уровни самостоятельной работы при изучении иностранного языка; приводится описание электронного курса Moodle «Иностранный язык в профессиональной сфере»; выявляются преимущества, недостатки и проблемы при работе со студентами очно-заочной формы обучения, предлагаются пути их решения. Опыт преподавания английского языка студентам смешанной и дистанционной моделей очно-заочной формы обучения показывает особую важность непосредственного взаимодействия обучающихся друг с другом и с преподавателем; предлагается рассмотреть возможность увеличения аудиторных часов, а также формирования небольших учебных групп при обучении иностранному языку в рамках данной формы обучения для повышения ее эффективности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Очно-заочная форма, смешанная модель, дистанционная модель, самостоятельная работа, система Moodle, образование.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 26 апреля 2023 г.; дата принятия к печати 05 июля 2023 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2023 г.

Original article

R.R. Bimakova, E.S. Glukhova^

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: E.S. Glukhova, dovgv@inbox.ru

TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES IN BLENDED FORM OF EDUCATION: PROBLEMS, SOLUTIONS, PERSPECTIVES

ABSTRACT. Blended learning is becoming increasingly popular, on the one hand, because of its flexibility, as it gives students the opportunity to simultaneously receive education and build a career, and, on the other hand, because it relies on the use of information and telecommunications technologies that modern young people are proficient in. The article provides the analysis of the educational process organization experience in the mixed and distance forms of blended learning at Baikal State University; the role of a teacher in organizing students' self-study, levels of self-study when studying a foreign language, the description of the Moodle course 'Foreign language in professional sphere'. It also reveals advantages, disadvantages and problems of working with

© EuMaKoea P.P., r^yxoea E.G., 2023

students of blended learning and offers ways of solving these problems. The experience of teaching English to students based on mixed and distance models shows the importance of direct interaction of students with each other and with the teacher, the need to increase classroom contact hours, to form small groups to study a foreign language. KEYWORDS. Blended learning, mixed mode, distance mode, self-study, Moodle platform, education.

ARTICLE INFO. Received April 26, 2023; accepted July 05, 2023; available online August 31, 2023.

Высшее профессиональное образование в Российской Федерации в вузах можно получить в одной из трех форм, установленных законом (ФЗ № 2731): очной, очно-заочной и заочной. Форма обучения определяется с учетом потребностей и возможностей личности, в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися. Обучение по очно-заочной форме, как правило, на практике осуществляется в вечернее время и/или выходные дни, и срок его по сравнению с очной формой обучения больше, поскольку занятия проходят не каждый день, а два-три раза в неделю. Так как занятия в основном проходят в вечернее время, такую форму часто называют «вечерней». Те, кто учатся на очно-заочной форме, меньше времени проводят в стенах вуза. Как правило, эту форму выбирают те, кто уже работает или хочет начать строить карьеру раньше и к концу обучения получить не только диплом, но и опыт. На базе Байкальского государственного университета очно-заочный формат обучения реализуется 2 способами, первый из них представляет смешанную модель, которая включает элементы как традиционной, так и дистанционной моделей, а второй — дистанционную модель, суть которой заключается в том, что преподаватели и обучающиеся разделены в процессе обучения пространством и (или) временем.

Данная статья посвящена анализу очно-заочной формы обучения в дистанционном и смешанном форматах при обучении студентов дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере».

В основе дистанционной модели обучения лежат интернет-технологии. Возможность и важность реализации очно-заочной формы посредством информационно-телекоммуникационных сетей связаны с тем, что большинство современных молодых людей свободно владеют персональным компьютером, расширяют свои границы посредством Интернета и умело используют сведения, полученные из глобальной Сети. Популярность дистанционного обучения растет в силу своего удобства и гибкости.

Признанной формой организации образовательного процесса в Российской Федерации является обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), под которыми понимаются образовательные технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [1, с. 11—12].

В соответствии с приказом Минобрнауки России о порядке применения дистанционных образовательных технологий, образовательные организации могут применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в полном и частичном объеме.2

1 Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29 дек. 2012 N° 273-ФЗ : (ред. от 17 февр. 2023) // СПС «КонсультантПлюс».

2 Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ : Приказ Минобрнауки РФ от 23 авг. 2017 г. N 816 // СПС «КонсультантПлюс».

Под электронным обучением (ЭО) понимают организацию образовательной деятельности с применением информации, содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих обработку этой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи этой информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Таким образом, для реализации электронного обучения обязательными условиями являются наличие базы данных, виртуального пространства, где осуществляется доступ к электронным образовательным ресурсам и организуется взаимодействие обучающегося с педагогическим работником [1, c. 13].

В связи с тем, что электронное (дистанционное) образование появилось в российской высшей школе относительно недавно, актуальными являются вопросы о его особенностях [2], перспективах развития в вузах [3], преимуществах и недостатках реализации современных информационно-коммуникационных технологий.

При применении исключительно ЭО и ДОТ необходимо обеспечить доступ к электронной информационно-образовательной среде. Многие российские вузы, в том числе и Байкальский государственный университет, уже внедрили в учебный процесс систему дистанционного обучения Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment).

Использование Moodle позволяет выполнять следующие функции:

— образовательная, которая направлена на актуализацию умений и навыков иностранного языка на известном лексико-грамматическом материале; активизацию употребления лексических единиц на основе условно-коммуникативных заданий;

— воспитательная, направленная на формирование ценностных ориентаций обучающихся, осуществление связи теоретических знаний с практикой путем решения проблемных вопросов;

— познавательная, способствующая речемыслительной деятельности обучающихся, развитию познавательной активности и самостоятельности; индивидуализации процесса обучения с помощью различных заданий [4].

Таким образом, система дистанционного обучения Moodle должна обеспечить эффективный педагогический процесс и способствовать формированию у обучающихся коммуникативной компетенции, которая потребуется при осуществлении профессиональной деятельности.

Смешанная модель сочетает элементы традиционной системы обучения, а именно классно-урочную систему преподавания с посещением очных занятий, и элементы дистанционного обучения с применением информационно-телекоммуникационных сетей.

Целью изучения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» является формирование и развитие у студентов коммуникативной компетенции, достаточной и необходимой для осуществления академического и профессионального взаимодействия на иностранном языке в наиболее типичных ситуациях с применением коммуникативных технологий. Таким образом студенты должны овладеть рядом знаний, навыков и умений, достаточных для осуществления иноязычной устной и письменной коммуникации в рамках профессиональной сферы.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы и 144 ч, из которых на аудиторные занятия или онлайн-занятия отводится 18 ч, а 126 ч остаются на самостоятельную работу. В связи с тем, что основная нагрузка у студентов приходится на самостоятельную работу, а на аудиторную или онлайн-ра-боту отводится лишь чуть больше 10 % всего времени, перед преподавателем стоит вопрос, как организовать самостоятельную работу студента по изучению иностранного языка.

Самостоятельная работа студентов всех форм и видов обучения является одним из обязательных видов образовательной деятельности, обеспечивающей реализацию требований Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования (ФЗ № 273).

Понятие «самостоятельная работа» используется исследователями в разных значениях. Наиболее глубокий анализ данного понятия с организационной и содержательной сторон рассмотрен в работах П.И. Пидкасистого. Под самостоятельной работой студентов он понимает разнообразие типов учебных производственных или исследовательских заданий, выполняемых студентами под руководством преподавателя (или самоучителя), с целью усвоения различных знаний, приобретения умений и навыков, опыта творческой деятельности и выработки системы поведения [5]. Таким образом в этой деятельности центральная роль отводится студенту, а педагог ему только оказывает необходимую помощь в этом. Специфическими принципами организации самостоятельной работы в рамках современного образовательного процесса являются:

— принцип интерактивности обучения (обеспечение интерактивного диалога и обратной связи, которая позволяет осуществлять контроль и коррекцию действий студента);

— принцип развития интеллектуального потенциала студента (формирование алгоритмического, наглядно-образного, теоретического стилей мышления, умений принимать оптимальные или вариативные решения в сложной ситуации, умений обрабатывать информацию);

— принцип обеспечения целостности и непрерывности дидактического цикла обучения (предоставление возможности выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах темы, раздела, модуля) [6, с. 8].

Л.И. Холина и О.Н. Инкина также отмечают, что в условиях самообразовательной деятельности обучающихся важную роль играет деятельность преподавателя, предусматривающая следующие особенности:

— создание списка конкретных требований, предъявляемых к обучающимся в процессе освоения английского языка;

— возможность применения межпредметных связей, сближающих студентов неязыковых специальностей с преподаванием английского языка;

— использование метода проектирования при самообразовательной деятельности студентов [7, с. 108].

Не стоит забывать и о том, что овладение иностранным языком связано с формированием у учащихся произносительных, лексических, грамматических, орфографических и других навыков, на основе которых развиваются и совершенствуются умения понимать речь на слух, говорить, читать и писать. Навыки же, как известно, вырабатываются только в ходе систематического выполнения определенных действий с учебным материалом, т.е. таких действий, которые позволяют многократно слушать, произносить, читать и писать на изучаемом языке.

Г.В. Рогова в методике обучения иностранным языкам выделяет следующие уровни самостоятельной работы:

— воспроизводящий;

— полутворческий;

— творческий.

Воспроизводящий уровень очень важен при изучении иностранного языка, поскольку он лежит в основе других ее уровней. Именно с этого уровня начинается усвоение нового, и он отвечает за формирование произносительно-лексико-грам-матической базы, за создание образцов в памяти учащегося. Но несмотря на это воспроизводящий уровень не требует большого количества времени, поскольку

для студентов он часто является скучным и монотонным. Полутворческий уровень вытекает из воспроизводящего и заключает в себе перенос приобретенных знаний, навыков и умений на другие, но аналогичные ситуации, в частности, чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов без образца, задаваемого диктором; не списывание с учебника, а разнообразные преобразования материала в письменной форме и, наконец, формирование высказываний в аналогичных ситуациях. Самостоятельная работа этого уровня требует от выполняющего ее большей мыслительной активности и связана с такими операциями, как подстановка, расширение, трансформация. На творческом уровне самостоятельной работы формируются навыки и умения осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач, как в устной речи, так и при чтении, например, действовать в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и взятой на себя ролью, подготовить сообщение на определенную тему, прослушать сообщение и высказать свое отношение к его содержанию, прочесть рассказ, и ответить на проблемные вопросы в связи с содержательно-смысловым планом текста, интерпретировать главную идею текста [8, с. 227].

Помимо трудностей с организацией самостоятельной работы хотелось бы также отметить, что «обучение иностранным языкам в университете студентов нелингвистических направлений имеет, по крайней мере, три проблемные стороны: неоднородность уровня языковой подготовки студентов при зачислении на первый курс университета, различные индивидуальные особенности при изучении иностранных языков, разная мотивация к изучению иностранных языков у студентов, несмотря на то, что они обучаются по одному направлению» [9]. Обсуждая самостоятельную работу студентов, важно подчеркнуть, что эта работа возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Для студентов данной формы обучения характерно стремление к самостоятельности, становлению самосознания, личностному и профессиональному самоопределению, формированию устойчивых ценностных ориентаций. Они осознают важность получаемого образования для карьерного роста, учеба имеет для них личностный смысл, а потому проблема учебной мотивации при работе со студентами очно-заочной формы чаще снимается [10, с. 104], однако, как показывает практика, это не всегда так.

Итак, в качестве примера очно-заочного формата обучения для начала рассмотрим организацию занятий по смешанной модели с группой студентов бакалавриата направлений Финансы и кредит/Бухгалтерский учет и налогообложение, изучающих английский язык. Занятия по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере» проводятся один раз в две недели. За весь курс обучения по данной программе нужно изучить 4 раздела, а именно Working with People (Работа в коллективе), Company Profile (Профиль компании), Career (Карьера) и My Professional Sphere: Products and Services (Особенности профессиональной сферы: товары и услуги). Исходя из того, что полный курс аудиторных часов составляет 18 ч, то на каждый раздел отводится по 2 занятия, т.е. 4 ч. В соответствии с таким планированием часов, наше первое занятие проходило как установочное занятие, на котором были сформулированы цель и задачи данного курса, а также то, что студент должен знать и уметь для достижения цели, определено содержание и объем материала. Студенты получили разъяснения и инструкции, как работать с материалами, а также им были предоставлены сами учебные материалы, сроки и формы контроля.

Поскольку на каждый раздел приходится 2 занятия, то они были поделены на две формы по содержанию. На первом занятии каждого нового раздела обсуждался новый материал, который к этому занятию студенты должны были уже изучить, а также обсуждались вопросы, которые не до конца были поняты

студентами, далее выполнялись задания, целью которых было помочь студентам подготовиться к следующему занятию по данной теме.

Следующее занятие всегда проходило в форме выдачи уже готового результата. Так, например, на первом занятии по теме Company Profile мы со студентами выполняли упражнения на закрепление лексико-грамматического материала, который они изучали самостоятельно, а также смотрели видео и обсуждали, как правильно делать презентацию. Соответственно на второе занятие по этой теме они уже сами выступали с презентациями, где рассказывали о компании и своей должности в ней. Поскольку большинство студентов уже работают, то сложности в этом не было, а те студенты, которые еще не работают, рассказывали о компании, в которой они хотели бы работать по данному направлению. Таким образом, преподаватель со студентами выходили на творческий уровень самостоятельной работы по Г.В. Роговой. Кроме того, данное задание является персонализированным, т.е. связанным с непосредственной жизнью, интересами и мыслями студентов. В данном случае такие задания видятся важной составляющей языкового обучения, которая способна поддерживать мотивацию студентов [11].

Нужно отметить, что для подготовки к занятиям студентам был предоставлен доступ к разработанному курсу «Иностранный язык для профессиональных целей» на платформе организации дистанционного обучения Moodle. В данном формате обучения он является вспомогательным средством, студенты могут обращаться к курсу на платформе при подготовке к занятиям, могут смотреть там видеолекции по темам, а также выполнять интерактивные упражнения.

После прохождения каждого раздела студенты должны были пройти тест. Его выполнению также способствовал разработанный курс. Поскольку время на прохождение темы было ограничено, то студенты выполняли тест дома. Тест открывался в определенное (заранее обговоренное) время, студенты уже знали об этом и выполняли тест, который ограничен по времени прохождения. Преимуществом данной формы прохождения теста является то, что не требовалось тратить аудиторные часы на его выполнение, а также то, что он разработан с учетом проверки всех аспектов.

Курс «Иностранный язык в профессиональной сфере», разработанный в системе Moodle, имеет четкую структуру и включает методические рекомендации, цели и план курса, материалы, направленные на развитие основных видов речевой деятельности — говорения, аудирования, чтения, письма, и материалы для работы над лексикой и грамматикой. Теоретический материал представлен видеолекциями по грамматическим темам английского языка, изучаемым в рамках данного курса, а также видеолекциями по разделам Working with People, Company Profile, Career, My Professional Sphere: Products and Services — где рассматривается базовая лексика по изучаемой теме, примеры ее использования, упражнения, которые обучающие могут сделать и проверить свои ответы во время просмотра. Кроме того, курс содержит видеолекции по темам «Как сделать презентацию», «Как написать резюме», «На собеседовании». Каждый раздел завершается лек-сико-грамматическим тестом, включающим задания на чтение и аудирование, и практическим заданием, где обучающиеся могут применить полученные знания и умения. Курс заканчивается разделом «Промежуточная аттестация», состоящим из теста по изученным темам и практического задания (устного или письменного). Для взаимодействия преподавателя с обучающимися, обучающихся друг с другом используется инструмент «Форум/Чат».

На основе дистанционной модели проводилось обучение очно-заочного формата у студентов специальностей Экономика, Менеджмент, Управление персоналом. Основным инструментом изучения дисциплины в этой модели являлся курс в

Moodle. Занятия с преподавателем проводились в режиме онлайн с использованием корпоративной платформы Microsoft Teams один раз в две недели и носили скорее консультационный характер — студенты имели возможность задавать вопросы преподавателю по изучаемому материалу, разобрать с преподавателем трудности, получить рекомендации о выполнении практических заданий, проанализировать ошибки. В начале освоения дисциплины, обучающие получили график прохождения дисциплины, который включает порядок, сроки освоения лексического и грамматического материала, практические задания для текущего контроля. Практические задания должны были быть выполнены в устной или письменной формах и отправлены в виде видеофайла или текстового файла, соответственно. Согласно графику, на каждый раздел курса отводилось два занятия в Microsoft Teams, и студентам было рекомендовано предоставлять практические задания на проверку к определенному занятию. Таким образом, на изучение каждого раздела отводилось в среднем две недели. Выполнение тестов было запланировано на субботу, так как это позволило бы оставить занятия в Teams для непосредственного взаимодействия с обучающимися, а также дать возможность обучающиеся выполнить их в свободное от работы время.

Исходя из опыта работы по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере» с обучающимися смешанной и дистанционной моделей очно-заочной формы обучения в Байкальском государственном университете, можно отметить следующие плюсы:

— возможность продолжать образование без отрыва от работы;

— удобство и гибкость, так как курс позволяет обучающемуся самому организовывать процесс обучения, выбирать время и место для занятий. Обучающиеся получают доступ к учебному материалу в удобное для них время, что дает возможность рационально организовать самостоятельную работу по изучению курса;

— возможность самим обучающимся проанализировать и оценить пробелы в знаниях и работать с темами, которые вызывают наибольшие трудности, используя не только предлагаемые в курсе упражнения, но и ресурсы интернета.

Среди недостатков и трудностей хотелось бы отметить следующие:

— очно-заочная форма обеих моделей предполагает высокий уровень самоорганизации; требует сформированных умений рационально распределить время на обучение, продумывать логику и последовательность самостоятельной работы при изучении материала;

— успешное освоение программы курса требует наличие серьезной и устойчивой мотивации для систематической работы с разным учебным материалом, своевременное выполнение практических заданий.

Опыт работы на основе дистанционной модели выявил и другие существенные недостатки, которые напрямую связаны с организацией обучения именно иностранным языкам:

— опосредованное взаимодействие преподавателя и обучаемого, а также обучающихся между собой затрудняет формирование необходимых знаний, навыков и умений для осуществления устной коммуникации на иностранном языке;

— при всем разнообразии заданий платформа Moodle не включает необходимого в изучении иностранного языка диалогового типа коммуникации с преподавателем и другими обучающимися [12]. Поэтому организация работы по освоению дисциплины исключительно на платформе не способствует формированию необходимых умений и навыков в полном объеме;

— отсутствие на платформе Moodle инструментов для развития неподготовленной устной речи, которая является основной формой непосредственного общения между людьми. Именно спонтанная речь позволяет взаимодействовать предста-

вителям разных культур в самых разнообразных жизненных ситуациях. Следовательно, одной из важнейших целей обучения иностранному языку является развитие умений устноречевой деятельности, что возможно при непосредственном взаимодействии преподавателя и обучающихся;

— отложенная обратная связь, отзыв и оценка преподавателем работы обучающихся также снижает продуктивность обучения, а, следовательно, и мотивацию учащегося.

Результатом проведенного анализа и обобщения преподавательского опыта явились некоторые умозаключения и рекомендации по повышению эффективности обсуждаемых форматов обучения.

Во-первых, на наш взгляд, занятия по иностранному языку в университете должны проводиться в традиционном формате. Занятия с преподавателем в аудитории имеют организующее влияние на обучающихся, они воспринимают их как обязательные для посещения. Важным для изучения иностранного языка является возможность взаимодействия обучающихся между собой и с преподавателем. Практические занятия создают среду для актуализации умений и навыков иностранного языка, среди которых — развитие умений устноречевой деятельности может реализоваться при непосредственном взаимодействии преподавателя и обучающихся. Обучающиеся имеют возможность предварительно отработать в разных заданиях изучаемый языковой материал — услышать, произнести самим, употребить в предложении и т.д.

Во-вторых, платформа Moodle должна быть использована как вспомогательный инструмент, а не в качестве основной среды организации обучения.

В-третьих, развитие коммуникативной компетенции возможно в небольших группах, занятия должны быть полноценными, а не строиться по принципу консультации.

В-четвертых, количество аудиторных часов на изучение дисциплины должно соотноситься с целью, таким образом, считаем целесообразным увеличить количество аудиторных часов на изучение дисциплины, что может помочь преподавателю научить студентов осуществлять устную и письменную коммуникацию на иностранном языке в профессиональной сфере.

После проведенного анализа плюсов и минусов, делается вывод о том, что что данная комбинированная форма обучения в виду своей гибкости имеет хорошие перспективы, но может предполагать разработку особых подходов, новых методических приемов, которые будут учитывать особенности обучения иностранным языкам в данном формате.

Список использованной литературы

1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Методика дистанционного обучения : учеб. пособие / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т.С. Грязнова, В.А. Шитова. — Москва : Юрайт, 2018. — 194 с. — EDN HATXDB.

2. Ниязова Г.Ж. Особенности использования LMS Moodle для дистанционного обучения / Г.Ж. Ниязова, Г.А. Дуйсенова, Б.А. Иманбеков. — EDN RXEHVH // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 991-994.

3. Корень А.В. Использование современных информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе вуза / А.В. Корень, Е.А. Ивашинникова, А.Н. Голояд. — EDN WIMPEN // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — N 8. — С. 806-808.

4. Калашникова С.В. Проектирование электронного курса по иностранному языку в системе дистанционного обучения «Moodle» в образовательных организациях МВД России / С.В. Калашникова, Е.В. Пестова. — DOI 10.30853/ped210093. — EDN OCTLNI // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2021. — Т. 6, N 4. — С. 688-693.

5. Пидкасистый П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидактические основы ее классификации / П.И. Пидкасистый // Проблемы активизации самостоятельной работы студентов : межвуз. сб. науч. тр. — Пермь, 1979. — С. 23-34.

6. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки : учеб.-метод. пособие / А.В. Меренков, С.В. Куньщиков, Т.И. Гречухина [и др]. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 80 с. — EDN ZUYNYX.

7. Холина Л.И. Организация самообразовательной деятельности студентов на основе современных технологий / Л.И. Холина, О.Н. Инкина. — EDN PLRWYF // Сибирский педагогический журнал. — 2005. — № 3. — С. 101-113.

8. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. — Москва : Просвещение, 1991. — 287 с.

9. Баклашкина О.Н. Преимущества гибридной формы обучения в преподавании иностранных языков / О.Н. Баклашкина, Н.В. Максимова, С.С. Луц. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(3).9. — EDN CDOJIW // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 3. — С. 9.

10. Осикова Л.Н. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов очно-заочной и заочной форм обучения в вузе / Л.Н. Осикова. — EDN TZGPRH // Научные исследования и разработки молодых ученых. — 2015. — № 5. — С. 103-107.

11. Довыденко В.М. Применение информационных технологий в организации самостоятельной работы студентов / В.М. Довыденко, А.Г. Мельгунова. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(3).8. — EDN WLIJSL // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 3. — С. 8.

12. Bobrova E.A. On the Relevance of Using Education Platforms in Higher Education Institutions: Pros and Cons of Using Moodle for Teaching Foreign Languages at Baikal State University / E.A. Bobrova, A.G. Melgunova. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(2).13. — EDN PSQIYQ // Baikal Research Journal. — 2022. — Vol. 13, no. 2. — P. 13.

References

1. Vaindorf-Sysoeva M.E., Gryaznova T.S., Shitova V.A. Distance Learning. Moscow, Yurait Publ., 2018. 194 p. EDN: HATXDB.

2. Niyazova G.Zh., Duisenova G.A, Imanbekov B.A. The Use of LMS Moodle for Distance Learning. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2014, no. 3, pp. 991-994. (In Russian). EDN: RXEHVH.

3. Koren A.V., Ivashinnikova E.A., Goloyad A.N. The Use of Modern Information and Communication Technologies in Educational Process of High School. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii = International Journal on Practical and Fundamental Research, 2016, no. 8, pp. 806-808. (In Russian). EDN: WIMPEN.

4. Kalashnikova S.V., Pestova E.V. Designing Moodle Course on Foreign Language for Educational Institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian. Pedagogika. Vo-prosy teorii i praktiki = Pedagogy. Theory and Practice, 2021, vol. 6, no. 4, pp. 688-693. (In Russian). EDN: OCTLNI. DOI: 10.30853/ped210093.

5. Pidkasistyi P.I. Essence of Independent Work of Students and Psychological and Didactic Bases of Its Classification. Problems of Activating Students' Independent Work. Interuni-versity Collection of Scientific Works. Perm, 1979, pp. 23 —34. (In Russian).

6. Merenkov A.V., Kunshchikov S.V., Grechukhina T.I., Usacheva A.V., Vorotkova I.Yu. Independent Work of Students: Types, Forms, Evaluation Criteria. Ekaterinburg, Ural State University Publ., 2016. 80 p. EDN: ZUYNYX.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kholina L.I., Inkina O.N. Organization of Self-Educational Activities of Students Based on Modern Technologies. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal = Siberian Pedagogical Journal, 2005, no. 3, pp. 101-113. (In Russian). EDN: PLRWYF.

8. Rogova G.V., Rabinovich F.M., Sakharova T.E. Methods of Teaching Foreign Languages in Secondary School. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1991. 287 p.

9. Baklashkina O.N., Maksimova N.V., Luts S.S. Advantages of Blended Learning in Foreign Languages Teaching. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 3, pp. 9. (In Russian). EDN: CDOJIW. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(3).9.

10. Osikova L.N. To the Question of the Organization of Independent Work of Students of Full-Time and Part-Time Forms of Education at the University. Nauchnye issledovaniya i razrabotki molodykh uchenykh = Research and Development of Young Scientists, 2015, no. 5, pp. 103-107. (In Russian). EDN: TZGPRH.

11. Dovydenko V.M., Melgunova A.G. Application of Information Technologies in Students' Individual Studies Management. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 3, pp. 8. (In Russian). EDN: WLIJSL. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(3).8.

12. Bobrova E. A., Melgunova A.G. On the Relevance of Using Education Platforms in Higher Education Institutions: Pros and Cons of Using Moodle for Teaching Foreign Languages at Baikal State University. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 2, pp. 13. EDN: PSQIYQ. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(2).13.

Информация об авторах

Бимакова Руфина Рашидовна — старший преподаватель, кафедра иностранных языков для профессиональных целей, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, urphine@yandex.ru, SPIN-код: 6423-8584, Author ID РИНЦ: 685415.

Глухова Елена Сергеевна — старший преподаватель, кафедра иностранных языков для профессиональных целей, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, dovgy@inbox.ru, SPIN-код: 6221-1484, Author ID РИНЦ: 1122311.

Authors

Rufina R. Bimakova — Senior Lecturer, Department of Foreign Languages for Specific Purposes, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, urphine@yandex.ru, SPINCode: 6423-8584, Author ID RSCI: 685415.

Elena S. Glukhova — Senior Lecturer, Department of Foreign Languages for Specific Purposes, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, dovgy@inbox.ru, SPIN-Code: 6221-1484, Author ID RSCI: 1122311.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Бимакова Р.Р. Обучение иностранному языку студентов неязыковых направлений очно-заочной формы: проблемы, пути их решения, перспективы / Р.Р. Бимакова, Е.С. Глухова. — DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(3).1118-1127. — EDN POEREP // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 3. — С. 1118-1127.

For Citation

Bimakova R.R., Glukhova E.S. Teaching a Foreign Language to Students of Non-Linguistic Specialties in Blended form of Education: Problems, Solutions, Perspectives. Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 3, pp. 1118-1127. (In Russian). EDN: POEREP. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(3).27.1118-1127.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2023, vol. 14, no. 3 ISSN 2411-6262 2 0 23. Т. 14, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.