Научная статья на тему 'Обучение иностранному языку как одно из условий развития личности старшеклассника'

Обучение иностранному языку как одно из условий развития личности старшеклассника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А В. Савицкая

В статье проанализированы условия развития личности старшеклассника посредством изучения иностранного языка, выявленыы основные механизмы/ процесса оптимизации педагогической деятельности. На основе анализа функциональной деятельности преподавателя иностранного языка сформулированы! основные требования к оптимизации педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А В. Савицкая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE TEACHING AS ON OF THE CONDITIONS TO DEVELOP THE SENIOR STUDENT'S PERSONALITY

Conditions of senior student's personality development through learning foreign language are analyzed in the article, basic mechanisms of the optimization process of the pedagogic work are revealed. Basic requirements for the optimization of the pedagogic activity are stated on the basis of the analysis of the functional activity of the foreign language teacher.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранному языку как одно из условий развития личности старшеклассника»

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

А.В. Савицкая

FOREIGN LANGUAGE TEACHING AS ON OF THE CONDITIONS TO DEVELOP THE SENIOR STUDENT'S PERSONALITY

Savitskaja A.V.

Conditions of senior student's personality development through learning foreign language are analyzed in the article, basic mechanisms of the optimization process of the pedagogic work are revealed. Basic requirements for the optimization of the pedagogic activity are stated on the basis of the analysis of the functional activity of the foreign language teacher.

В статье проанализированы условия развития личности старшеклассника посредством изучения иностранного язы1ка, выявлены^! основные механизмы/ процесса оптимизации педагогической деятельности. На основе анализа функциональной деятельности преподавателя иностранного языка сформули-рованы>1 основные требования к оптимизации педагогической деятельности.

УДК 37.03:802/809-0

Традиционно под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умений и навыков, а также способами мышления, необходимыми для его полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных социальных функций. В этом смысле справедливо утверждение, что образование является такой же жизнеобеспечивающей системой, как и общественное производство. Однако образование нужно человеку не только в его практической, жизнеобеспечивающей функции. Оно необходимо ему для обретения смыслов, для духовной жизни, для творческой самореализации и саморазвития.

В современном образовательном процессе наблюдается тенденция перехода от информационно-накопительной к личностной парадигме деятельности. На первое место в его системе впервые ставятся интересы личности. В преамбуле Закона РФ «Об образовании» образование определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства...» (2, с. 6).

Своеобразие парадигмы целей лично-стно-ориентированного подхода заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит развитие личности обучаемого. Ей свойст-

венны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.

В качестве ведущей роли современного образования наряду с прагматической целью выдвигается и цель формирования личности, способной к саморазвитию. Современная наука признает объективно существующий факт того, что закономерности педагогического процесса «отличаются повышенной сложностью и междисциплинарно-стью, выходящей далеко за рамки традиционной психолого-педагогической проблематики. До настоящего времени эти закономерности с должной полнотой и доказательностью еще не установлены». Ученые Международной Академии наук высшей школы В.Е. Шукшунов, В.Ф. Взятышев и другие, разрабатывая концепцию российского образования XXI века, определили три фундаментальные основы развития образования, а именно: 1) философия образования, призванная дать новое представление о месте человека в современном мире, о смысле его бытия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человечества; 2) науки о человеке и обществе, необходимые для современного научного представления о закономерностях поведения и развития человека; 3) «теория практики», включающая современную педагогику, социальное проектирование, менеджмент системы образования, которая даст возможность определить цели, структуры, системы, принципы организации и управления системой образования (4, с. 14-17).

На протяжении всей жизни личность человека неразрывно связана с процессом познания. С древних времен сущность человеческого познания, его структура, источники и формы интересовали не только философов-теоретиков (Аристотель, Платон, Эпикур, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон, Б. Рассел и др.), но и педагогов-практиков (Я.А. Ко-менский, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.), труды которых в свою очередь явились теоретическими основами возникновения и развития психологического знания.

Личность старшеклассника как субъекта познавательной деятельности, престав-

ляет собой саморазвивающуюся систему в виде иерархии рефлексированных целей, потребностей и содержания мышления, функционирующую в иерархической системе явлений внешнего и внутреннего мира.

Следовательно, внешней границей познавательной сущности старшеклассника выступает иерархическая система образования, его организация, структура и содержание.

Поскольку главной целью образования в средней школе является становление и продуктивное развитие личности старшеклассника, перед обучением в первую очередь ставится задача создания условий для всестороннего развития, самоактуализации. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

• создание условий для удовлетворения основных потребностей старшеклассника в активности, самостоятельности, самореализации, профессиональном росте и т.д.;

• обеспечение условий формирования высокого уровня когнитивного познания и интегрированности в процессе обучения;

• создание в школе условий для максимально полного раскрытия личности каждого учащегося и развития его индивидуальности.

Согласно сформировавшимся в последнее время лингвориторическому и герменевтическому подходам к организации образования, его структурообразующим элементом, интегрирующим многообразие форм, методов и дисциплин является язык. Изучение языка, различные формы работы с языком, языковые явления составляют основу образования, пронизывают всю его систему, все ее ступени и нормы вне зависимости от их частного предназначения, специализации и других особенностей. Учебные дисциплины, раскрывающие сущность языка человеку, формируя основу образования, сами должны быть максимально разнообразны, чтобы открыть его глубину, сделать язык реальной, а не декларируемой основой образования. Значит, образование должны пронизывать философия и теория языка, семиотика, этимология, фольклор, а также це-

лый комплекс специальных лингвистических дисциплин. Вместе с тем структурообразующая роль последних заключается и в том, что они являются отправной точкой образования и его главным результатом. Знание языка - единственная возможность понять все остальные учебные дисциплины.

Центральная роль языкового принципа в организации образовательного процесса связана также с тем, что языковой стержень формирует терминологическую базу всех звеньев образования, играя доминирующую роль в становлении понятийной базы всех учебных дисциплин.

Но особо значимо то, что преподавание языковых дисциплин в рамках предлагаемого «понимающего» образования создает реальную основу для преодоления разрыва между гуманитарными и естественно-техническими циклами дисциплин.

Во-первых, образовательный процесс должен быть скомпонован так, чтобы при постоянно воздействующих на человека потоков информации (сенсорный, вербальный и структурный) они гармонично сочетались друг с другом и в оптимальном количестве (1, с. 1-13), что требует постоянных замеров и сопоставления разных видов информации. В современном же образовании преобладает информация вербальная.

Во-вторых, понимание как цель образования, требует такого принципа преподавания учебных дисциплин, одни из которых раскрывают смысл объекта понимания, а другие - вооружают навыками осуществления понимающих процедур, методами изучения объекта. При такой дифференциации учебных предметов повышается эффективность обучения, учащиеся получают специальные навыки, необходимые для самостоятельной деятельности, педагогический процесс становится более целенаправленным, целеустремленным.

В-третьих, языковой принцип подразумевает подготовку учащегося к жизни как овладение языком этой жизни, реализацию человека в его доме бытия, опору на обширную и разнообразнейшую эмпирическую практику, что не вписывается ни в идеи прагматизма, ни в советскую практику по-

литехнизации средней школы. Значимую в этом смысле позицию занимал Н.И. Пирогов, считавший, что первоначально у воспитанника должно сложиться целостное миропонимание: «Не спешите с... прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку. и у вас будут и негоцианты. и моряки, и юристы; а главное, - у вас будут люди и граждане».

В системе современного образования иностранный язык занимает особое место в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций как еще одно средство общения, познания окружающего мира и расширения границ этого мира. Изучение иностранного языка - эффективное средство социализации, самовыражения, интеллектуального, эмоционального и нравственного развития личности. Усилившаяся в последнее время интернационализация всех сфер общественной жизни делают жизненно важным и с практической точки зрения владение иностранными языками. Нет особой необходимости говорить о воспитывающей и развивающей функции иностранного языка в качестве самостоятельного, изолированного от единой системы воспитания и развития личности процесса. В любой образовательной системе он вписывается в единый процесс развития мотивации учения, памяти, интеллектуальных способностей, самостоятельности, инициативности и других качеств личности.

Многие отечественные психологи исследовали психологические особенности овладения иностранным языком в условиях управляемого систематического (школьного, вузовского) обучения (Б.В. Беляев, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Е.И. Пассов, А.А. Потебня, Л.В. Щерба и др.).

Овладение языком - общий термин для обозначения изменений, или процесса изменений, вызываемых в живом организме опытом. Конечной ступенью изучения языка является навык, в результате которого появляется умение. Овладеть иностранным языком значит приобрести навыки в языке другого народа и утвердить их в сознании путем постоянного употребления настолько проч-

но, чтобы понимать, читать, говорить и писать, то есть овладеть различными видами речевой деятельности на иностранном языке.

Когда мы говорим о коммуникативном или коммуникативно-деятельностном аспекте овладения или владения языком, то имеем в виду ориентацию на собеседника, поскольку коммуникативность является оптимальным воздействием на собеседника. Но, овладевая иностранным языком, мы одновременно усваиваем присущий соответствующему народу образ мира, то или иное видение мира через призму национальной культуры, одним из важнейших компонентов которой (и средством овладения ею) и является язык.

Главную задачу овладения языком в коммуникативном плане можно сформулировать так: научиться говорить (или писать) так, как говорит или пишет носитель языка (или, по крайней мере, стремиться к этому как к пределу). Тогда формулировкой главной задачи такого овладения в когнитивном аспекте будет следующая: научиться осуществлять ориентировку так, как ее осуществляет носитель языка.

Иноязычная деятельность в рамках образовательного процесса в школе, обладает признаками целостности (язык - совокупность видов речевой деятельности) и организованности (взаимодействие видов речевой деятельности), тесно связана с содержанием образования и имеет ряд особенностей.

Во-первых, «Иностранный язык» - это дисциплина, преподаваемая собственно на иностранном языке, либо с использованием иностранного языка. С одной стороны, иностранный язык может не являться профильной дисциплиной, в связи с чем о высокой языковой компетентности мы можем говорить лишь условно. С другой стороны, учебный план предполагает сдачу государственного экзамена по иностранному языку. Это означает, что иноязычная деятельность старшеклассников должна представлять концентрированное выражение научно-обоснованного использования иностранного языка в качестве языка обучения. При этом

уровень языковых знаний старшеклассников должен быть достаточным.

Во-вторых, как отмечалось выше, обучение иностранному языку представляет собой обучение комплексу различных видов речевой деятельности.

В-третьих, степень овладения иностранным языком рассматривается на уровне автоматизированного навыка. Эта особенность относится к общей специфике иностранного языка как преподаваемого предмета и означает, что старшеклассник должен не только заучить некий объем материала и воспроизвести его на зачете или экзамене, но и поместить этот материал в долговременную память с целью последующего многократного воспроизведения и использования. Обучение иностранному языку принципиально отличается от обучения другим предметам. Механизмы этого процесса всегда индивидуальны для каждого обучающегося, способы запоминания явлений языка индивидуализированы. Поэтому деятельность учащихся должна быть организована максимально эффективно. Это возможно при оптимальном управлении познавательной и обучающей деятельностью, связанном со знанием индивидуальных особенностей старшеклассников в области изучения иностранных языков.

Следует отметить, что овладение иностранным языком ориентировано не только на деятельность и общение, т.е. на собеседника, и не только на образ мира, т.е. на сознание, но и на личность учащегося. Оно связано с целым рядом личностных моментов. Сюда входит мотивация, та или иная установка, проблема Я, личностной и групповой идентичности и многие другие. Особой проблемой является отношение человека к языку и позитивная или негативная установка на речь на этом языке.

Таким образом, психолого-педагогическая проблема овладения иностранным языком представляет собой многокомпонентный, интегральный комплекс, охватывающий практически все разнообразие лич-ностно-индивидуальных и субъектно-деятельностных проявлений личностной активности.

В последние несколько лет направление исследований в области оптимизации обучения принимают психологическую направленность, в связи с чем возникла потребность анализа механизмов процесса оптимизации педагогической деятельности. Так, у К.К. Платонова мы находим понятие «оптимизация психических явлений», в связи с чем он также использует понятие «критерии оптимизации психических явлений», из ряда которых четко выделяются два общих: максимально возможные результаты в данных условиях; минимальная затрата времени и нервного напряжения, совпадающих с критериями оптимизации по Ю.К. Бабан-скому. Из этого следует, что оптимизация из чисто педагогической категории на современном этапе перерастает в психолого-педагогическую.

Такая постановка вопроса оказывается актуальной в контексте специфики рассматриваемой учебной дисциплины «Иностранный язык». Так, в частности, у И.А. Зимней мы находим анализ психологических аспектов оптимизации обучения иностранному языку и психологических резервов оптимизации (3, с. 164-202) . Автор определяет, по меньшей мере, три направления оптимизации:

1) коренное изменение стереотипа оценки процесса обучения иностранному языку;

2) более точное определение объекта обучения - речевой деятельности - в условиях реализации практической цели обучения;

3) осуществление личностно-деятель-ностного подхода;

Детальное рассмотрение названных направлений показывает, что они в достаточной степени универсальны, несмотря на то, что были определены применительно к условиям преподавания иностранных языков в школе.

По мнению И. А. Зимней, оптимизация процесса обучения иностранному языку с позиции преподавателя заключается во всестороннем анализе его педагогической деятельности, который является предпосылкой эффективности обучения.

На основе анализа функциональной деятельности преподавателя иностранного языка мы формулируем следующие требования к оптимизации педагогической деятельности:

1) наличие адекватных условий учебно-педагогической деятельности (минимально достаточное материально-техническое и кадровое обеспечение);

2) наличие научно обоснованного подхода к организации психолого-педагогической деятельности преподавателей иностранного языка и учебной деятельности учащихся (реализация принципов личностно-деятельностного подхода, гуманизации образовательного процесса);

3) достаточность уровня профессиональных, предметных и психолого-педагогических знаний и опыта преподавателей иностранного языка;

4) достаточность уровня обучаемости учащихся (способность восприятия изучаемого материала, готовность его к восприятию, мотивированность учения).

Исходя из вышеизложенного, на основе анализа определенного нами круга психолого-педагогических проблем, исследование развития личности старшеклассника в процессе обучения иностранному языку возможно в условиях целенаправленно организуемого и управляемого личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса, в конкретных видах иноязычной деятельности учащихся в рамках комплексного психолого - акмеологического подхода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брудный Б.Б. Психологическая герменевтика. - М., 1998. - 336 с.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». - 2-е изд. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 75 с.

3. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.;Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. - 432 с.

4. Педагогика и психология высшей школы. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. - 554 с.

Об авторе

Савицкая Анна Владимировна, преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Ставропольского государственного аграрного университета. Сфера научных

интересов - педагогические условия формирования коммуникативных умений старшеклассников. Автор шести научных публикаций и пяти учебно-методических работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.