АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ TOPICAL PROBLEMS OF PROFESSIONAL PEDAGOGICS
УДК / UDC 371.14 В. Н. Шкунов, Л. Р. Радченко
V. Shkunov, L. Radchenko
ОБУЧЕНИЕ ИНДИЙСКИХ СТУДЕНТОВ ЗА РУБЕЖОМ INDIAN STUDENTS STUDYING ABROAD
Статья посвящена международным связям высшей школы Индии и организации обучения индийских студентов в зарубежных вузах. Особое внимание уделено анализу причин выбора индийскими студентами стран для обучения.
Article is devoted to international relations of graduate school in India and to organization of teaching Indian students in foreign universities. Special attention is paid to the analysis of reasons for choosing the countries to train Indian students.
Ключевые слова: Индия, профессиональное образование, трудоустройство, непрерывное образование, образование за рубежом.
Keywords: India, vocational education,
employment, continuing education, education abroad.
Национальная система высшего профессионального образования Индии принадлежит к числу крупнейших в мире. В индийских вузах обучается более 15 млн студентов. Высочайший уровень подготовки специалистов в индийских университетах в области информационных технологий, фармации, традиционной медицины аюрведы, физики, математики делают привлекательными вузы республики для иностранных студентов. В то же время немало индийских студентов обучается в зарубежных университетах и колледжах.
Выбор зарубежных вузов индийскими студентами достаточно широк в географическом плане. Их можно встретить практически на всех континентах планеты. В последние годы они активно осваивают новые страны, такие как ЮАР, Бразилия, Южная Корея и т. д.
В развитии сотрудничества с Индией в сфере высшего профессионального образования в последние годы проявляет повышенный интерес Япония. Японское правительство учредило специальные стипендии для получения высшего образования и проведения иссле-
дований для индийских студентов. Предусмотрены и иные преференции для привлечения иностранных студентов. В частности, ежегодно резервируется 30 мест в японских университетах для индийцев из бедных семей, а также представителей зарегистрированных каст и зарегистрированных племен. Также индийская сторона заинтересована в привлечении наиболее талантливых и одаренных индийских студентов, решивших продолжить свое образование. В настоящее время в вузы Японии поступает 140 тыс. иностранных студентов, а индийских граждан — всего 600 человек [11 ].
В отличие от Японии вузы Франции уже давно завоевали симпатии индийских студентов. Как отмечается в индийской прессе, этот выбор не случаен: французские дипломы котируются во всем мире, а качество образования во французских университетах, бизнес-школах и других учебных заведениях профессионального образования считается одним из лучших. В 2012 г во французских вузах обучалось почти 3 тыс. студентов из Индии (около 200 человек из штата Западная Бенгалия) [5]. Увеличение их числа вызвано, прежде всего, тем, что визовые правила для иностранных студентов во Франции значительно привлекательнее и проще, чем в соседней Великобритании. Кроме того, во время обучения во Франции индийские студенты согласно местному законодательству имеют право на работу в течение 19 часов в неделю (без применения временного разрешения на работу). Также после завершения академической программы индийские студенты имеют право на стажировку во французских фирмах на протяжении одного календарного года. По истечении этого срока они имеют законное право находиться во Франции еще на протяжении полугода после истечения официальной въездной визы, если выпускники находятся в поисках работы. Французские вузы
привлекательны для индийских студентов еще и тем, что местное правительство финансирует специальные программы для иностранных студентов, что фактически означает предоставление бесплатных мест для иностранцев за счет республиканского бюджета.
Активным в последнее время стал академический обмен между французскими и индийскими вузами, которые поддерживают тесное сотрудничество в сфере образования и научных исследований. К ним, в частности, относятся Индийский институт менеджмента, Индийский технологический институт, Школа национального права Университета Индии, Индийский институт наук, Университет Дели, Университет Мадраса, Университет Калькутты, Ченнайский математический институт и др. Также Посольство Франции в Индии предоставляет целевые гранты для студентов, желающих обучаться в некоторых французских вузах (таких, к примеру, как Ecole Sup rieure des Beaux Arts de Marseille, Conservatoire National de Musique). Значительные расходы в процессе обучения студентов во французских вузах несет правительство республики, которое также устанавливает стоимость обучения в государственных вузах на каждый учебный год. В 2012/13 учебном году стоимость обучения для студентов по программам бакалавриата составила 181 евро (12,6 тыс. рупий), по программам специалите-та — 250 евро (17 тыс. рупий) и по докторским программам — 380 евро (26 тыс. рупий).
Один из главных аргументов индийских студентов в выборе французских вузов для получения профессионального образования — высокий статус университетов Франции в международных рейтингах. Так, в очень авторитетном рейтинге World University Rankings - 2013 в Т0Р-200 вошли 6 французских вузов [13].
Немало индийских студентов обучается в вузах США. По данным Посольства США в Индии, в 2008 г. их насчитывалось 94 563 человека, а в 2009 г. уже 103 260 [12]. Таким образом, только в течение одного года количество индийских студентов, обучавшихся в вузах США, выросло на 9%. Наиболее популярными у них были программы бакалавриата, магистратуры и PhD-программы (71 019 чел.), также 14 886 человек проходили стажировки на базе ведущих американских университетов и колледжей. Популяризация обучения в вузах США осуществляется в рамках межгосударственных соглашений в области образования, науки и культуры, а также посредством деятельности Американо-индийского обра-
зовательного фонда (U. S.-India Educational Foundation — USIEF). Посол США в Индии, бывший член Палаты представителей от Демократической партии Тимоти Роумер во время проведения очередного дня открытых дверей в посольстве в Нью-Дели отметил: «Рекордное количество индийских студентов, обучающихся в США, является конкретным доказательством прочности и глубины нашего сотрудничества» [Ibid]. Посол отметил, что расширение индо-американского взаимодействия в сфере высшего профессионального образования отвечает потребностям развития обеих стран. Отметим, что американские власти, а также представители вузов и деловых кругов США задействуют самые разнообразные формы и методы для расширения притока индийских студентов. Безусловным преимуществом является и большая схожесть национальных систем высшего профессионального образования США и Индии, и свободное владение индийскими студентами английским языком.
Вместе с тем было бы неправильным полагать, что в индо-американском сотрудничестве в сфере высшего профессионального образования все так идиллично. И пресса США, и пресса Индии периодически сообщают о новых скандалах, связанных с пребыванием индийских студентов в американских вузах. Так, в январе 2011 г. был выявлен факт незаконного пребывания индийских студентов в штате Калифорния. Вины самих обучающихся, очевидно, не было, так как они были зачислены формально в университет Tri Valley, расположенный в знаменитой Силиконовой долине. В вузе числилось 1555 студентов, 95% из которых составляли индийцы. Как выяснилось в ходе разбирательств в федеральном суде штата Калифорния, студенты лишь числились в университете, а фактически нелегально работали в различных регионах страны (Мэриленд, Виргиния, Пенсильвания, Техас) [7]. Большинство студентов являлись выходцами из штата Андхра-Прадеш. После начала допросов многие из них поспешили покинуть США, а их земляки, имевшие желание учиться в этом вузе, отказались от поездки. Фактически студенты стали заложниками мошенников, которые способствовали получению студенческой визы. После закрытия университета по решению суда индийцы вынуждены были либо покинуть США, либо срочно заняться переоформлением въездных виз. Приведенный нами пример, конечно, скорее исключение из правил. Тем не менее такие факты вызывают соответствующий резонанс в Индии.
В последние годы индийские студенты активно осваивают и другие государства. Наиболее популярными стали для них Австралия и Новая Зеландия. Отчасти это связано с языком обучения, а также признанием австралийских и новозеландских дипломов о высшем профессиональном образовании в мире. Особенно активно индийские студенты осваивали австралийские вузы в период с 2004 по 2009 г., когда их численность возросла с 30 тыс. до 97 тыс. человек. Большинство из них обучается в вузах Мельбурна (45 тыс. чел.), 32 тыс. человек посещают вузы Аделаиды, остальные учатся в университетах и колледжах Сиднея, Брисбена и Перта [3]. В 2009—2010 гг. в крупнейших городах Австралии участились случаи нападения на индийских студентов. Пресса Индии очень резко отозвалась на эти сообщения. В некоторых городах республики прошли массовые акции протеста. Озабоченность высказали и представители австралийского правительства. Дело в том, что доходы от обучения зарубежных студентов в австралийских вузах занимают 3-е место в общих доходах Австралии (17 млрд долларов в год). Следовательно, уменьшение притока иностранных студентов крайне не выгодно: каждый иностранный студент в Австралии — это 34 тыс. долларов в год [6].
В вузах Новой Зеландии число индийских студентов выросло кратно. Если в 1998 г. здесь обучалось всего 150 человек, то в 2002 г. уже 1500 студентов, а в 2008 г. — 6 тыс. человек [9]. Поскольку обучение в Новой Зеландии достаточно дорогое, учиться здесь могут в основном индийцы из богатых семей. Также следует принять во внимание расходы на перелет и проживание.
По-прежнему мечтой многих индийцев является обучение в вузах Великобритании. Еще в 1871 г. первые выходцы из Индии, представители аристократических семей, смогли поступить в Университет Оксфорда. Однако это желание очень часто сопряжено с немалыми препятствиями на пути абитуриентов, связанными с особенностями британского миграционного законодательства и высокими требованиями университетов и колледжей Великобритании. К примеру, в 2006 г. в тот же Оксфорд смогли поступить всего 257 граждан Индии [4]. Британское правительство в отличие от стран Евросоюза ужесточило въездные требования для иностранных студентов, что в последние годы сразу отразилось на количестве желающих обучаться в вузах Великобритании. Представители университетского
сообщества Англии забили тревогу: новые законодательные инициативы могут привести к потере примерно 1 млрд фунтов стерлингов. Общие же доходы от обучения иностранцев в Великобритании оценивались в 2010 г. в 8,3 млрд фунтов стерлингов [8]. Это существенные потери для вузов. Как отмечают британские журналисты, индийские студенты в связи с возникшими проблемами быстро переориентировались на другие государства, в частности на страны Евросоюза, Канаду, Австралию и др. Об этом свидетельствует и официальная британская образовательная статистика: если в 2010/11 учебном году в вузах Великобритании обучалось 39 090 индийских студентов, то в 2011/12 учебном году — всего 29 900 человек [10]. Многие исследователи прогнозируют и дальнейшее снижение их числа в английских вузах.
Немало индийских студентов обучается и в российских вузах. Хотя Россия по состоянию на конец 2010 г. занимала скромное 8-е место в мире по количеству иностранных студентов, в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к росту их числа [2]. Подавляющее большинство граждан Индии обучается в Российской Федерации на платной основе, поскольку по квоте Министерства образования и науки РФ за счет средств федерального бюджета могут поступить в российские вузы всего 40 индийцев [1]. Большинство граждан Индии выбирают инженерно-технические и медицинские специальности. Традиционно индийцы поступают в те российские вузы, которые хорошо им известны по отзывам соотечественников. Вместе с тем следует отметить, что российские вузы еще очень слабо позиционируют себя на международном и национальных рынках образовательных услуг, в том числе и в Индии. Потенциал же здесь колоссальный. В сознании старших поколений индийцев, обучавшихся еще во времена СССР, наша отечественная система высшего профессионального образования считается одной из лучших в мире.
Таким образом, в последние годы индийские студенты проявляют достаточно высокую мобильность в выборе зарубежных вузов. Число молодых граждан Индии, желающих получить высшее профессиональное образование за рубежом, с каждым годом растет. Для многих из них диплом зарубежного вуза становится очень важным фактором в становлении деловой карьеры. Известные индийские фирмы с большим желанием принимают на рабо-
ту специалистов, прошедших обучение за границей. Российско-индийское сотрудничество в сфере образования, имея значительный потенциал, пока занимает весьма скромное место. Очевидно, что в ближайшей перспективе с расширением международного сотрудничества российские вузы активизируют свою рекламную деятельность на индийском направлении. Также этой цели будет способствовать перевод некоторых образовательных программ в российских вузах на английский язык, что повысит конкурентоспособность отечественных дипломов и повысит привлекательность и адаптированность высшей школы России к запросам иностранных студентов.
1. В этом году 4O индийских граждан смогут поехать учиться в Россию на бюджетной основе//Российская газета. — 2011. — 14 мая.
2. Шкель Т. Госзаказ на интерес//Российская газета. — 2010. — 14 октября.
3. Are Melbourne attacks racist, or simply criminal?//Gulf News. — 2009. — B September.
4. Ashling O'Connor. Indian talent is university challenge// Morning Star. — 2007. — 26 July.
5. Flexible visa rules and thrust on interships abstract a large member of Indian students to France//The Telegraph (Calcutta). — 2013. — 4 April.
6. Hartcher P. When Indian students suffer, Australia risk being scarred for life//Canberra Times. — 2010. —
13 April.
7. Hundreds of Andhra students may be deported from US//Press Trust of India. — 2011. — 25 January.
8. Hurst G. Number of international students set to fall// Morning Star. — 2011. — 25 November.
9. Indian students flocking to New Zealand//Indo-Asian News Service. — 2009. — 10 April.
10. International students in UK higher education: key statistics [Электронный ресурс]. — URL: http://www. ukcisa.org.uk/about/statistics_he.php
(дата обращения: 15.04.2013).
11. Japan should help poor students from India//Hindustan Times. — 2013. — 26 February.
12. U. S. welcomes Indian Students, Prepares for PM Singh [Электронный ресурс]. — URL: http://newdelhi. usembassy.gov/pr112509a.html
(дата обращения: 14.04.2013).
13. World University Rankings-2013 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.timeshighereducation.co.uk/ world-university-rankings/2012—13/world-ranking (дата обращения: 13.04.2013).
УДК / UDC 378.1 Л. П. Саксонова
L. Saksonova
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОСООБРАЗНОЙ социально-профессиональной КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ DEVELOPING OF COHERENT CULTURAL AND SOCIO-PROFESSIONAL COMPETENCE OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS: PROBLEMS AND SOLUTIONS
В статье дан анализ подготовки современного специалиста технической сферы, представлено понимание преобразования деятельности студентов и преподавателей технического вуза через призму взаимосвязей формирования, дальнейшего развития общей культуры и целостной социально-профессиональной компетентности будущего специалиста.
The paper analyzes the training of modern specialists for technical areas, represents understanding of transformation of students and teachers of a technical college in the light of formation, further development of common culture and coherent social and professional competence of future specialists.
Ключевые слова: культура, социальнопрофессиональная компетентность, принцип
культуросообразности.
Keywords: culture, social and professional competence, coherent cultural principle.
Будущие специалисты часто сталкиваются с проблемами на пути достижения нравственного становления, самоидентификации, самоконтроля, самоуправления, общения и освоения достижений отечественной и мировой культуры. В исследованиях В. И. Байденко, И. А. Зимней, В. В. Серикова, В. Д. Шадрикова приобщение подрастающего поколения к приоритетным ценностям культуры является основой повышения уровня формирования профессионально значимых личностных качеств будущих специалистов (социальной компетентности) во взаимосвязи с качеством их профессиональной